Эквивалентность межотраслевого обмена для сельского хозяйства Псковской области
Д.С. Комшанов, д.э.н.,
А.Б. Малышева, соискатель, Великолукская ГСХА
Переход к рыночной экономике в России характеризовался явным перераспределением доходов от сельского хозяйства в пользу несельскохозяйственных отраслей. Постоянное изъятие созданных доходов привело к разрушению материально-технической базы аграрного сектора, падению мотивации труда и, как следствие, к снижению эффективности отрасли. Решение проблемы состоит в признании необходимости обеспечения сельскому хозяйству равных условий формирования рыночных доходов с использованием принципов и механизмов аграрного протекционизма.
Общие экономические условия хозяйствования для Псковской области такие же, что и для России в целом. Здесь находят проявление те же самые негативные тенденции в межотраслевом обмене. Кроме того, состояние межотраслевого обмена для сельского хозяйства области по сравнению со среднероссийским осложняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, Псковская область находится в относительно неблагоприятных природноклиматических условиях для ведения сельскохозяйственного производства, что обусловливает более высокие издержки и более низкие доходы и соответственно требует большего количества средств для государственной поддержки сельского хозяйства.
Во-вторых, большая доля поддержки сельского хозяйства обеспечивается за счёт региональных средств. Эти средства в областном бюджете появляются за счёт перераспределения финансовых средств от промышленности к сельскому хозяйству. В Псковской области промышленные организации также имеют плохое финансовое состояние. Следовательно, возможности поддержки сельхозтоваропроизводителей за счёт средств областного бюджета ограничены.
В сложившейся практике принято, что условия получения сельским хозяйством рыночных доходов определяются относительным паритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В настоящее время в России паритет цен определяется по отношению к 1990 г., который был исходным для аграрной реформы и наиболее благоприятным для сельского хозяйства.
Для оценки условий межотраслевого обмена сельского хозяйства Псковской области по паритету цен мы использовали данные об индексах на реализованную сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию, приобретаемую селом [1, 2]. Рассчитанный нами индекс паритета цен к 1990 г. приведён в таблице 1.
Данные свидетельствуют, что по отношению к 1990 г. ценовой паритет для сельского хозяйства области уменьшился в 5,4 раза.
Мы считаем, что эквивалентность межотраслевых отношений для сельского хозяйства необходимо рассматривать относительно их доходов. Соотношение цен не определяет само по себе таких важных аспектов эквивалентности отношений, как уровни оплаты труда работников различных отраслей, возможность для осуществления расширенного воспроизводства и т.д. Информация о всех полученных доходах сельского хозяйства содержится в системе национальных счетов, а на региональном уровне — в системе региональных счетов. Изменение условий формирования рыночных доходов по данным системы национальных счетов можно проследить на основе дефлятора валовой добавленной стоимости по отрасли и в целом по экономике. Для этого необходимо сравнить номинальную и реальную отраслевую структуру ВВП [3].
Предлагаемая нами методика измерения условий формирований рыночных доходов сельского хозяйства может использоваться и на региональном уровне. При этом условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства целесообразно определять не по отношению к
1. Динамика паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию в Псковской области
Год Индекс цен к 1990 г. Индекс паритета цен
реализованная сельскохозяйственная продукция промышленная продукция и услуги, приобретённые селом
1990 1 1 1,000
1991 1,6 1,9 0,842
1992 15,4 31,3 0,492
1993 125,1 334,9 0,374
1994 380,2 1409,7 0,270
1995 1273,8 4539,4 0,281
1996 1834,2 7444,5 0,246
1997 1999,3 8859,0 0,226
1998 2219,4 9655,3 0,230
1999 3135,8 14098,1 0,222
2000 3725,3 18271,1 0,204
2001 4567,3 21651,3 0,211
2002 5046,8 23599,9 0,214
2003 5072,0 28697,5 0,177
2004 6040,8 35613,6 0,170
2005 7315,4 40991,3 0,178
2006 8010,3 45008,4 0,178
2007 8667,2 53650,0 0,162
2008 11475,4 68081,9 0,169
2009 11222,9 66788,3 0,168
2010 12199,3 70261,3 0,173
2011 14602,6 79254,7 0,184
2. Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области, по данным региональных счетов в 2005—2010 гг.
Показатель Год
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Номинальный объём ВВП в текущих основных ценах, млрд руб. [4] ВДС сельского хозяйства области, млн руб. Дефлятор ВВП к 2005 г., % [4] Дефлятор ВДС сельского хозяйства области, % Реальный ВВП в основных ценах 2005 г., млрд руб. Сельское хозяйство области, млн руб. Удельный вес сельского хозяйства Псковской области в ВВП в текущих ценах, % Удельный вес сельского хозяйства Псковской области в ВВП в ценах 2005 г., % Условия формирования рыночных доходов сельского хозяйства области относительно 2005 г. 18517.7 4342.4 100,0 100,0 18517.7 4342.4 0,02345 0,02345 1,000 ( 0,02345 0,02345 V / 22977.3 4683.3 115,0 114,9 19980.3 4077,5 0,02038 0,02041 0,999 ( 0,02038 0,02041 V / 28484.5 3649,2 131,4 93,1 21670,3 3918.5 0,01281 0,01808 0,708 ( 0,01281 0,01808 V / 35182,7 4983,6 154,3 127,9 22799,1 3895,0 0,01416 0,01708 0,829 ( 0,01416 0,01708 V / 33831,3 5022.4 159.1 132.1 21264,2 3801.5 0,01485 0,01788 0,830 ( 0,01485 0,01788 V / 38871,1 5800,6 176,1 148,7 22070.3 3900.3 0,01492 0,01767 0,844 ( 0,01492 0,01767 V /
валовому региональному продукту, а по отношению к валовому внутреннему продукту страны.
Региональные счета являются региональными составляющими национальных счетов. Однако в силу того, что субъекты Российской Федерации представляют собой открытые экономические системы с широкими межрегиональными связями по всем видам ресурсов, возникают серьёзные проблемы как концептуального, так и практического характера с точки зрения информационного обеспечения. Поэтому методология расчётов региональных показателей предполагает упрощения. Эти показатели не
повторяют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением развития российской макроэкономической статистики и международными стандартами.
Поскольку регион представляет собой открытую экономическую систему, чётко определить границы производства и в полной мере оценить размеры добавленной стоимости, создаваемой на данной территории, довольно сложно. На современном этапе институциональная структура экономики претерпела существенные изменения.
3. Расчёт относительных потерь сельского хозяйства Псковской области от неэквивалентности межотраслевых отношений, по данным региональных счетов в 2006—2010 гг. относительно условий 2005 г.
Год ВДС сельского хозяйства в ценах 2005 г по структуре в текущих ценах, млн руб. (полученные доходы в сопоставимых ценах) Полученные доходы в % от созданных относительно условий 2005 г. Потери в полученных доходах сельского хозяйства относительно условий 2005 г., %
2005 4342,4 (18517,7 х 0,02345 > 100 V У 100,0 (4342 4 ^ , х 100 4342,4 V 0,0 (100,0-100,0)
2006 4072,4 (19980,3 х 0,02038 1 100 V / 99,9 (4072 4 ^ 4072.4 х 100 4077.5 V 7 0,1 (100,0-99,9)
2007 2776,2 ( 21670,3 х 0,01281 1 1 100 ) 70,8 Г 2776,2 х 100 ' 3918,5 V 7 29,2 (100,0-70,8)
2008 3229,5 ( 22799,1х 0,01416 1 100 V / 82,9 ( 3229,5 х 1001 3895,0 V 7 17,1 (100,0-82,9)
2009 3156,8 ( 21264,2 х 0,01485 ^ 100 83,0 Г 3156,8 х1001 3801,5 V 7 17,0 (100,0-83,0)
2010 3293,5 ( 22070,3 х 0,01492 ^ , I00 84,4 ( 3293 5 ^ 3293,5 х100 3900,3 V 7 15,6 (100,0-84,4)
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20%
10%
0% 2005
□ Потери в полученных доходах сельского хозяйства относительно условий 2005 г., %
0 Полученные доходы в % от созданных относительно условий 2005 г.
2006 2007 2008 2009 2010
Рис. - Потери в доходах сельского хозяйства Псковской области
Широкое распространение получило создание корпораций, функционирующих на основе интегрировано-вертикальных и горизонтальных схем. Принципы и порядок ведения бухгалтерского учёта не позволяют оценить выпуск и затраты на производство производственных единиц, входящих в такие корпорации. Поэтому оценка добавленной стоимости по таким подразделениям носит относительно условный характер. По отдельным видам экономических операций расчёт добавленной стоимости на региональном уровне не может быть произведён, так как они учитываются в целом по стране и включаются в оценки ВВП России.
Для выявления динамики условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области мы провели их оценку по данным системы региональных счетов за 2005—2010 гг. (табл. 2).
В качестве источника информации взяты данные системы региональных счетов [5]. Расчёты показали, что в 2010 г по сравнению с 2005 г показатель условий формирования рыночных доходов сельского хозяйства Псковской области составил 0,844.
Расчёт потерь от неэквивалентности межотраслевого обмена относительно условий 2005 г в процентах от полученных доходов и в денежном выражении представлен в таблице 3.
4. Абсолютные потери сельского хозяйства Псковской области от неэквивалентности межотраслевых отношений, по данным региональных счетов в 2006—2010 гг. относительно условий обмена 2005 г.
Год ВДС сельского хозяйства в текущих ценах по структуре ВВП в ценах 2005 г. (созданный доход в текущих ценах), млн руб. Потери в ВДС сельского хозяйства в текущих ценах относительно условий 2005 г., млн руб. Потери сельского хозяйства с учётом корректировки ВДС сектора «домашние хозяйства», млн руб.
2005 4342,4 (18517,7 х 0,02345 > 100 V У
2006 4689,1 ( 22977,3 х 0,02041 і 1 100 і 5,8 (4689,1-4683,3) ^ 00
2007 5150,7 ( 28484,5 х 0,01808 > 100 У 1501,5 (5150,7-3649,2) 1072,5 (1501,5/1,4)
2008 6010,6 ( 35182,7 х 0,01708 ^ 100 1027,0 (6010,6-4983,6) 733,6 (1027,0/1,4)
2009 6048,2 ( 33831,3 х 0,01788 і 100 V / 1025,8 (6048,2-5022,4) 732,7 (1025,8/1,4)
2010 6869,4 ( 38871,1х 0,01767 ^ 100 V 7 1068,8 (6869,4-5800,6) 763,4 (1068,8/1,4)
Потери в доходах для сельского хозяйства в результате рыночного обмена составили в 2010 г. относительно условий 2005 г. 15,6%. В 2007 г. размер этих потерь составлял 29,2% (рис.).
Расчёт потерь в денежном выражении представлен в таблице 4.
В действующих ценах размер этих потерь только в одном 2010 г. составил 1068,8 млн руб. По нашим расчётам, валовая добавленная стоимость сельского хозяйства в связи с плохой наблюдаемостью сектора «домашние хозяйства» завышена примерно на 40% [6]. Таким образом, с учётом корректировки валовой добавленной стоимости потери в доходах сельского хозяйства области составляли 1072,5 млн руб. в 2007 г., 733,6 млн руб. в 2008 г., 732,7 млн руб. в 2009 г. и 76з,4 млн руб. в 2010 г.
Данные свидетельствуют, что в связи с неблагоприятными для сельского хозяйства условиями формирования рыночных доходов из
отрасли постоянно выкачиваются средства, в том числе и бюджетная поддержка. Это говорит о необходимости регулирования процесса формирования рыночных доходов. Регулирование может происходить посредством антимонопольного законодательства, содействия развитию инфраструктуры рынка, а также при помощи саморегулирования, выражающегося в развитии процессов сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.
Литература
1. Цены в России. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.
2. Цены в России. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012.
3. Комшанов Д.С. Условия формирования рыночных доходов и потери сельского хозяйства, по данным системы национальных счетов // Международный сельскохозяйственный журнал. 2009. № 1.
4. Национальные счета России в 2004—2011 годах: стат. сб. М.: Росстат. 2012.
5. Основные показатели региональных счетов. 2012: стат. сб. Псков: Псковстат, 2012.
6. Комшанов Д.С., Малышева А.Б., Можарова И.В. Формирование рыночных доходов в сельском хозяйстве (вопросы теории и методологии). Великие Луки: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВГСХА», 2012.