DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10005
Ю.В. Кулинцев
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТОВ В КАЗАХСТАНЕ*
Аннотация. Осенью 2019 г. в Республике Казахстан состоялись массовые антикитайские митинги, в ходе которых выдвигались политические и экономические требования. Представители протест-ных акций выступали против реализации в Республике Казахстан проекта «55 китайских предприятий», который осуществляется в рамках соглашения между правительствами двух стран.
В статье изучается предположение, что поскольку Москва и Нур-Султан демонстрируют схожие подходы к развитию экономического и политического взаимодействия с КНР, то для России могут стать актуальными те же вызовы, что и для Казахстана в рамках взаимодействия с Китаем.
Проведя анализ причин протестов в Казахстане, автор выдвигает ряд рекомендаций, позволяющих свести к минимуму возможность возникновения масштабных антикитайских акций, которые бы негативно отражались на реализации российско-китайского взаимодействия. Среди них: широкое информирование обществен-
* Статья подготовлена в рамках проекта Российского совета по международным делам «Политическая и экономическая динамика стран Центральной Азии».
ности о содержании двусторонних проектов; выстраивание эффективного диалога между местными жителями и региональными властями, в ходе которого будет регулярно освещаться позиция российской стороны по выбору и осуществлению взаимовыгодных проектов с китайскими компаниями.
Ключевые слова: Китай, экономическое сотрудничество, российско-китайское взаимодействие, антикитайские протесты.
Автор: Кулинцев Юрий Викторович, научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС Института Дальнего Востока РАН. E-mail: [email protected]
Y.V. Kulintsev
Regional Challenges to the Russian-Chinese Cooperation based on case study of anti-Chinese protests in Kazakhstan
Abstract. In the beginning of September 2019, there took place the anti-Chinese protests in Kazakhstan with economic and political claims. Participants stated against the construction in Kazakhstan of «55 Chinese factories» that were supposed to build according to the intergovernmental agreement.
The article studies the hypothesis that Moscow has chances to face the same challenges as Nur-Sultan does within the cooperation with Beijing, because Russian and Kazakhstan have the similar model of political and economic cooperation with China.
After the analysis of the reasons of anti-Chinese protests in Kazakhstan, the author introduces recommendations to reduce the risk of the similar protests in Russia, the protests which have negative influence to the development of Russian-Chinese relations. The findings show that the effective dialogue between citizens and politics and the transparency of joint bilateral projects should be organized and be oriented to explain to the local citizens the advantages and the interests of cooperation with Chinese companies.
Keywords: China, economic cooperation, Russian-Chinese relations, anti-Chinese protests.
Author: Yury V. KULINTSEV, Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: [email protected]).
Осенью 2019 г. в Республике Казахстан состоялись массовые антикитайские митинги, в ходе которых выдвигались политические и
экономические требования. Для государства, по территории которого проходит Экономический пояс Шелкового пути и которое занимает одно из важнейших мест во внешней политике Китая в регионе ЦА, подобный сценарий развития событий был мало ожидаемым. Это требует детального анализа причин указанных событий и выявления возможных последствий для российско-китайских отношений, поскольку, во-первых, для России, также как и для Нур-Султа-на, Пекин является одним из ключевых торгово-экономических партнеров с похожей структурой внешней торговли [ Товарооборот между...]. При сбалансированном составе товарооборота, когда объемы экспорта соответствуют объемам импорта, основную категорию товаров, поступающих из Китая в Казахстан и в Россию, составляют «Машины и оборудование», а также «Химические товары», а основную долю импорта занимают «минеральное топливо, нефть и нефтепродукты». Совпадает и структура инвестиций, которые осуществляет КНР в Казахстан и в Россию — средства направляются главным образом в нефтегазовый сектор и транспортно-логистическую отрасль экономики.
Во-вторых, на политическом уровне российско-китайские отношения также коррелируют с казахстанско-китайскими. Между Россией и Китаем установлены «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» [Совместное заявление РФ и КНР...], а между Казахстаном и КНР задекларировано «всестороннее стратегическое партнерство» [Казахстан и Китай: на новом...]. Москва и Нур-Султан всегда занимали важное положение во внешней политике Китая. Председатель Си Цзиньпин свою первую зарубежную поездку в качестве лидера Китая совершил в Россию. Казахстан стал государством, в котором Си Цзиньпин объявил международному сообществу о новой китайской инициативе Экономического пояса Шелкового пути. Это показывает, что у Москвы и Нур-Султана совпадает экономическая и политическая база отношений с Пекином.
В Казахстане ранее уже проходили протестные выступления, имеющие антикитайскую направленность. В начале 2016 г. казах-станцы выступили против внесения изменений в Земельный кодекс, согласно которым стала бы возможна продажа сельхозземель и передача их в длительную аренду иностранцам. Жители Казахстана опа-
сались, что крупные территории могут перейти под контроль граждан других стран, например, китайцев. В итоге власти наложили мораторий на указанные поправки к Земельному кодексу.
В 2017—2018 гг. международное сообщество взволновала новость о положении этнических казахов в Синьцзян-уйгурском автономном районе Китая [Рассказавшая о...]. Сообщалось о неправомерном задержании и насильственной отправке граждан Китая, имеющих казахские корни, в так называемые, «лагеря трудового перевоспитания». Неприятные воспоминания части граждан Казахстана были связаны с тем, что некоторые их родственники, выехав в СУАР, столкнулись с непредвиденными трудностями, когда решили вернуться в Казахстан. Информационный фон, в рамках которого общественности преподносились новости тех лет, в значительной степени способствовал усилению негативного отношения к Китаю со стороны определенной части граждан Казахстана.
Новая серия антикитайских выступлений прошла в начале сентября 2019 г., как раз в преддверии первого официального визита новоизбранного президента РК в КНР. Началось все с небольшого города Жанаозен, расположенного на западе страны, где 2 сентября несколько десятков человек, по некоторым данным их число доходило до сотни, провели митинг «Против китайских заводов»[Той-кен]. Жители Жанаозена выступили против межправительственного соглашения по созданию в Казахстане 55 промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, были выдвинуты требования президенту Токаеву об отказе от предстоящей 10—12 сентября официальной поездки в Пекин.
На следующий день 3 сентября жители города вновь вышли на центральную площадь. Жители богатых нефтью регионов Казахстана выступали против строительства совместных с Китаем предприятий в нефтегазовом секторе и призывали правительство Казахстана не брать кредиты у Китая, а добиваться инвестиций из стран Запада.
В Актобе и Шымкенте также прошли акции под лозунгом «Мы против китайской экспансии». 4 сентября с протестом вышли в Ал-маты, Уральске, Актау и в столице республики. Протестующие держали плакаты с надписями: «Нет китайской экспансии», «Нет китайским заводам», «Мы поддерживаем жанаозенцев!» Кдемонстран-
там для объяснения ситуации выходили чиновники уровня главы города, что стало чуть ли не первым случаем подобного диалога власти и народа.
Протестные выступления продолжались несколько недель. 21 сентября 2019 г. прошли митинги в нескольких городах Казахстана, организатором выступил проживающий во Франции М. Абля-зов — лидер оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана» (организация признана в Казахстане запрещенной). По официальным данным, в столице было задержано порядка 50 человек, из которых 4 понесли административное наказание, остальные были отпущены после профилактической беседы, а в Алматы было задержано около 30 человек, в Шымкенты — около 20 человек [В Казахстане...]. Основанием для задержания в большинстве случаев являлось участие в несанкционированном митинге.
Договоренность о строительстве на территории Казахстана 51 совместного с Китаем предприятия была достигнута в 2016 г. в ходе рабочего визита президента Н.Назарбаева в Китай, который проводился параллельно с участием в Саммите G-20 в Ханчжоу [Казахстан и Китай создадут...]. Для реализации достигнутых договоренностей правительства двух стран подписали План сотрудничества по сопряжению новой экономической политики «Н?рлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути», рассчитанный на 5 лет [Постановление Правительства РК...].
В ходе реализации плана сотрудничества список совместных проектов был расширен до 55 предприятий с общей суммой инвестиций в 27 млрд долл. В период до 2018 г. были введены в эксплуатацию 12 проектов на сумму 3,8 млрд долл., в 2019 г. запустили еще 5 проектов на 310 млн долл., среди которых строительство солнечных электростанций, ГЭС, современного комплекса мясокомбината. 11 проектов на 5,5 млрд долл. находятся на стадии реализации, по оставшимся проектам на сумму 18,1 млрд долл. ведутся подготовительные работы [55казахстанско-китайских...].
Ряд проектов еще находится на стадии проработки и подготовки ТЭО — завод электролитического марганца, переработка опасных нефтяных отходов, комплекс по переработке сельскохозяйственных культур, создание биохимического кластера, строительство ТЭЦ
[Ертысбаев]. Важно отметить, что приведенный выше список проектов стал достоянием общественности лишь 10 сентября 2019 г., то есть спустя три года после запуска программы «55 китайских предприятий» или спустя неделю после начала массовых антикитайских протестов.
Большая часть проектов реализуется в сфере машиностроения, индустрии, агропромышленного комплекса, химической и фармацевтической промышленности, нефтегазовом секторе и в сфере энергетики. Вся продукция гарантировано имеет рынок сбыта — Китай. Ожидается, что реализация проектов позволит создать порядка 20 тыс. новых рабочих мест. Абсолютно во всех проектах иностранная рабочая сила в качестве менеджмента и 99 % — местная рабочая сила.
Возмущения протестующих в Казахстане исходили из четырех основных предпосылок, которые стали главными причинами отрицательного восприятия населением Казахстана «55 китайских проектов».
Во-первых, казахстанцы выражали опасения, что из Китая в Казахстан будут передаваться устаревшие производственные мощности, то есть будет завезено оборудование, которое уже не востребовано на китайском рынке. Подобные опасения возникли не на пустом месте, в 2014 г. премьер-министр К. Масимов после встречи глав правительств стран — членов ШОС заявил, что «Китай перенесет десятки предприятий несырьевого сектора в Казахстан» [Китай перенесет...].
Во-вторых, жители Казахстана, опираясь на рассказы об опыте работы с бизнесменами из КНР, видели, что в новых совместных проектах привлекается к работе большое количество китайцев, устройство на работу которых является одним из условий китайских инвестиций. Таким образом, открываются рабочие места для иностранцев, и нивелируется эффект формирования новых рабочих мест для местных жителей. По официальным данным Министерства труда Казахстана, в РК в 2019 г. по квоте привлечения зарубежных специалистов трудилось 4300 представителя Китая из 23 000 всех работающих иностранцев [Ертысбаев].
В-третьих, представители общественности выражали опасения, что китайские проекты ориентированы на размещение «грязных» производств за пределами КНР, что может оказать негативное влияние на экологическую ситуацию в РК. Поскольку в КНР существуют проблемы с загрязнением почвы и воздуха, то жители Казахстана выступали против развития событий по китайскому сценарию на территории своего государства.
В-четвертых, коррумпированность местных властей сыграла свою роль, из-за высокого уровня которой казахстанцы опасались, что совместные проекты с Китаем будут завершены в срок и что в результате будут сформированы анонсированные ранее 20 000 рабочих мест для местных жителей. Причина для данного рода сомнений исходила из негативного опыта реализации проекта по созданию наземной ветки метро в Нур-Султане, которая должна была соединить аэропорт с центром города, и который с 2015 г. так и не был завершен [В Астане...]. Более того, в 2019 г. президент Республики Казахстан К.-Ж.Токаев дал отрицательную оценку этому проекту, указав на его завышенную стоимость и неэффективное использование бюджетных средств [Токаевраскритиковал...].
Следует отметить, что, так как Москва и Нур-Султан демонстрируют схожие подходы к развитию сотрудничества с КНР, то приведенные ранее мотивы недовольства казахстанской общественности могут превратиться в актуальные вызовы в контексте взаимодействия Москвы и Пекина.
В результате анализа причин, которые привели к появлению антикитайских выступлений в РК, можно сделать вывод о том, что в России также существует вероятность возникновения подобных протестных выступлений. В целях снижения возможностей возникновения масштабных антикитайских акций, оказывающих негативное влияние на полноформатную реализацию российско-китайского взаимодействия, предлагаются следующие рекомендации по организации эффективного диалога между представителями общественности и региональными властями.
Во-первых, следует информировать граждан региона о том, что развитие сотрудничества с КНР выстраивается исключительно в
рамках взаимовыгодного сотрудничества, основываясь на национальных интересах России.
Во-вторых, выбор направлений регионального сотрудничества, крупные проекты двусторонней торгово-экономической деятельности, а также китайские инвестиции в стратегические сектора экономики необходимо сделать доступными для обсуждения в ходе общественных дискуссий. Необходимо обеспечить максимально возможную открытость информации по совместным с китайской стороной крупномасштабным проектам, знакомить общественность с результатами экспертных оценок профильных специалистов.
В-третьих, следует еще на предварительном этапе реализации проекта разъяснять местным жителям те преимущества и выгоды, которые получит регион в результате осуществления конкретного проекта. Следует информировать общественность об аргументах, которые стали решающими при выборе каждого из совместных проектов, реализуемых с китайской стороной.
В-четвертых, необходимо открыто указывать на возможные риски в рамках сотрудничества с зарубежными партнерами, а также информировать общественность о планируемых путях их минимизации. Основная масса поддается прогнозированию со стороны экспертов. Например, возможные опасения местных жителей, связанные с экологической безопасностью региона, можно было бы снизить за счет установления общественного контроля над ходом реализации совместного проекта. Следует уделять повышенное внимание доступности и открытости информации по тем проектам, реализация которых может вызвать повышенный общественный резонанс.
И наконец, следует бороться с распространением некорректной информации и мифов о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Позитивный информационный фон является необходимым условием достижения положительных результатов в рамках совместных проектов. В рассмотренном примере с Казахстаном власти запоздали с информированием общественности о реализуемых проектах. В результате возник миф о переносе устаревших производственных мощностей, который стал создавать негативный информационный фон.
Следование указанным рекомендациям при реализации крупномасштабных проектов с Китайской Народной Республикой позволит снизить вероятность возникновения критического недопонимания между властью и представителями общественности по вопросам развития экономического сотрудничества с Китаем. Высокая информированность населения и открытость информации по двусторонним проектам сотрудничества станут основанием для занятия аргументированной позиции в спорах с возможными противниками Пекина.
Библиографический список
55 казахстанско-китайских проектов будут реализованы на $27 млрд. URL: http://ca-news.org/news:1568152/?from=canews&place=newsload (дата обращения: 13.01.2020).
В Астане появится линия наземного метро. URL: http://friends.bigasia.ru/con tent/news/society/v-astane-poyavitsya-nazemnoe-metro/ (дата обращения: 13.01.2020).
В Казахстане задержали около 100 человек на несанкционированных митингах. URL: https://ria.ru/20190923/1558993809.html (дата обращения: 13.01.2020).
Ертысбаев Е. О Казахстане, Китае. И не только. URL: https://kazpravda.kz/ articles/view/o-kazahstane-kitae-i-ne-tolko (дата обращения: 13.01.2020).
Казахстан и Китай создадут 51 совместное предприятие. URL: https://kapi tal.kz/economic/53329/kazahstan-i-kitaj-sozdadut-51-sovmestnoe-predpriyatie.html (дата обращения: 13.01.2020).
Казахстан и Китай: на новом этапе стратегического партнерства в XXI веке. URL: http://www.kitaichina.com/rbestxinwen/201909/t20190918_800178828.html (дата обращения: 20.09.2019).
Китай перенесет десятки предприятий в Казахстан. URL: https://tengrinews. kz/markets/kitay-pereneset-desyatki-predpriyatiy-v-kazahstan-266949/ (дата обращения: 13.01.2020).
Постановление Правительства РК № 518 «О подписании Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «НУрлы Жол» и строительства ЭПШП. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000518 (дата обращения: 13.01.2020).
Рассказавшая о китайских «лагерях перевоспитания» этническая казашка уехала в Швецию. URL: https://www.currenttime.tv/a/china-kazakhstan/29978580.html (дата обращения: 13.01.2020).
Совместное заявление РФ и КНР о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 20.09.2019).
Товарооборот между Казахстаном и Китаем. URL: https://blog.kazdata.kz/ import-export/tovarooborot-mezhdu-kazaxstanom-i-kitaem.html (дата обращения:
20.09.2019).
Тойкен C. Жители Жанаозена выступили против строительства китайских заводов в Казахстане. URL: https://rus.azattyq.org/a/30142833.html (дата обращения: 13.01.2020).
Токаев раскритиковал проект LRT в столице. URL: https://tengrinews.kz/kaz akhstan_news/tokaev-raskritikoval-proekt-LRT-v-stolitse-373862/ (дата обращения:
13.01.2020).
References
55 kazakhstansko-kitaiskikh proektov budut realizovany na $27 mlrd (2019). [55 kazakhstan-chinese projects will be implemented on $27 bln]. URL: https://centralasia. media/news:1546333 (accessed: 13 January, 2020). (In Russian.)
V Astane poiavitsia liniia nazemnogo metro (2018) [The light metro will be constructed in Astana]. URL: http://friends.bigasia.ru/content/news/society/v-astane-poyavitsya-nazemnoe-metro/ (accessed: 13 January, 2020). (In Russian.)
V Kazakhstane zaderzhali okolo 100 chelovek na nesanktsionirovannykh mitingakh (2019) [100 people were arrested in Kazakhstan during unpermitted rallies]. URL: https://ria.ru/20190923/1558993809.html (accessed: 13 January, 2020). (In Russian.)
Ertishbaev, E. (2019) O Kazakhstane, Kitae. I ne tol'ko [About Kazakhstan, China. And others]. URL: https://kazpravda.kz/articles/view/o-kazahstane-kitae-i-ne-tolko (accessed: 13 January, 2020). (In Russian.)
Kazakhstan i Kitai sozdadut 51 sovmestnoe predpriiatie (2016). [Kazakhstan and China will open 51 joint venture]. URL: https://kapital.kz/economic/53329/kazahstan-i-kitaj-sozdadut-51-sovmestnoe-predpriyatie.html (accessed: 13 January, 2020). (In Russian.)
Kazakhstan i Kitai: na novom etape strategicheskogo partnerstva v XXI veke (2019). [Kazakhstan and China: on the new stage of strategic partnership in XXI century]. URL: http://www.kitaichina.com/rbestxinwen/201909/t20190918_800178828.html (accessed: 20 September, 2019). (In Russian.)
Kitai pereneset desiatki predpriiatii v Kazakhstan (2014) [China will transfer dozens of factories in Kazakhsan]. URL: https://tengrinews.kz/markets/kitay-pereneset -desyatki-predpriyatiy-v-kazahstan-266949/ (accessed: 13 January, 2020). (InRussian.)
Rasskazavshaia o kitaiskikh «lageriakh perevospitaniia» etnicheskaia kazashka uekhala v Shvetsiiu (2019) [Ethnic Kazakh woman disclosed Chinese «reeducation camps» and moved to Sweden]. URL: https://www.currenttime.tv/a/china-kazakhstan/ 29978580.html (accessed: 13 January, 2020). (In Russian.)
Tovarooborot mezhdu Kazakhstanom i Kitaem (2019) [The turnover between Kazakhstan and China]. URL: https://blog.kazdata.kz/import-export/tovarooborot-me zhdu-kazaxstanom-i-kitaem.html (accessed: 20 September, 2019). (In Russian.)
Toyken, S. (2019) Zhiteli Zhanaozena vystupili protiv stroitel'stva kitaiskikh zavodov v Kazakhstane [The citizens of Zhanauzen arrayed against the construction of Chinese factories in Kazakhstan]. URL: https://rus.azattyq.org/a/30142833.html (accessed: 13 January, 2020). (In Russian.)