Лойко Л.Е.
к.филос.н., доцент, Академия МВД Республики Беларусь, Минск
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О СОБЫТИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Ключевые слова: историческая память, Брестская крепость, личность, регион, Беларусь, Россия, культура.
Keywords: historical memory, Brest Fortress, personality, region, Belarus, Russia, culture.
Историческая память способствует аксиологической идентификации определенной социальной группы с культурно-национальными духовными приоритетами. Сохранение в общественном сознании и культурных памятниках воспоминаний о наиболее значимых явлениях и событиях прошлого обеспечивает непрерывность функционирования и содержательную полноту исторического сознания.
В глобализирующемся техногенном мире существуют опасности разрушения культурных традиций, искажения духовного мира личности, вульгаризации и вестернизации языка, отступления от традиционных норм межличностной коммуникации. Это связано, во-первых, с чрезмерно высокой динамикой инноваций в сфере образования. Изменения опережают возможности их практического закрепления. Под угрозой оказываются предметность учебных дисциплин, мировоззренческая функция содержания социально-гуманитарных наук, воспитательная роль преподавателя. Во-вторых, свободный доступ в Интернет формирует кибернетическое пространство жизненного мира и помещает виртуальную реальность между социальным субъектом и государством. Технизация структур повседневности в молодежной среде создает иллюзию современности, на ее фоне теряют привлекательность апробированные временем культурные традиции.
В воспитании и образовании необходимым элементом является формирование духовности, основанной на базовых ценностях культуры с учетом современных социальных реалий. Философия располагает необходимым потенциалом в реализации этой цели, осмыслении и решении определенных трудностей, возникающих на этом пути.
Во-первых, в последние десятилетия на постсоветском пространстве происходит активная переоценка сравнительно недавнего прошлого. В этих условиях механизмы функционирования общественного сознания подвергаются воздействию нигилистических тенденций.
На этом фоне эффективность интеграционных процессов зависит не только от желания, но и от умения координировать усилия и предлагаемые программы. Диалог между заинтересованными сторонами возможен на основе не столько эмоционально-чувственных аргументов об особом дружественном настрое славянской души, сколько на основе прагматического и научно-рационального подходов, как наиболее убедительных в современную эпоху. Механизмы преемственности между этапами культурного развития содержатся в исторической памяти.
Во-вторых, актуальным направлением является информационная безопасность. Ее обеспечение предполагает определенную концептуальную основу, которую формируют такие понятия как информация, коммуникация, сознание. Информация - совокупность сигналов, отражающих существенные характеристики реальности и обеспечивающих принятие субъектом деятельности адекватных целевых и мотивационных решений. Коммуникация - процесс передачи и потребления информации посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.
Коммуникация удовлетворяет потребность человека в общении и должна быть нацелена на утверждение социально значимых ценностей, идеалов, норм; моральных, религиозных, эстетических предписаний. Формами коммуникации могут быть монолог, диалог, герменевтическое переживание символических форм культуры. Информационный диалог между различными культурами требует умения понимать свои и уважать чужие ценности.
Одним из форпостов исторической памяти российского и белорусского народов является Брестская крепость. Она расположена там, где 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии перешли государственную границу СССР и начали самую антигуманную войну в истории человечества не столько против регулярной армии, сколько против мирных жителей Беларуси и России. Этой войне попытался препятствовать гарнизон Брестской крепости. Он сражался в полном окружении и развеял миф о непобедимости германских войск. Это было важно для отступавшей Красной Армии, которая повторила подвиг Брестской крепости на Буйничском поле под Могилевом. В конечном итоге наступление войск фашисткой Германии было остановлено под Москвой. План молниеносной войны Германии против СССР был сорван.
О подвиге защитников Брестской крепости стало известно только в 1942 г. когда в распоряжении советских войск оказались документы немецкой армии. В их числе было «Боевое донесение о взятии Брест-Литовска». Ознакомившийся с этим документом М. Толченов написал статью «Год тому назад в Бресте». Она была опубликована в газете «Красная звезда». После некоторого перерыва уже в послевоенный период Брестская крепость опять оказалась в центре внимания. Этому вниманию способствовал общий поворот советской литературы к тематике Великой Отече-
ственной войны. В 1948 г. М. Златогоров в журнале «Огонек» опубликовал статью под названием «Брестская крепость».
Но особую роль в актуализации подвига защитников Брестской крепости сыграли произведения С.С. Смирнова, в частности, документальная повесть «Брестская крепость»1. Военную тематику подвига и первых месяцев Великой Отечественной войны активно развивал К. Симонов. Достаточно вспомнить его роман «Живые и мертвые»2. Свидетельством особой значимости этой тематики для К. Симонова является его посмертное желание развеять его прах над Буйничском полем под Могилевом, где шли ожесточенные оборонительные бои Красной Армии против немецких войск армии «Центр».
К. Симонов поддержал исследования С. С. Смирнова. Он написал сценарий для художественного фильма о защитниках Брестской крепости под названием «Бессмертный гарнизон». Снятый по его сценарию художественный фильм был удостоен почетного диплома на кинофестивале в Венеции. С началом эпохи Л.И. Брежнева тема Великой Отечественной войны стала одной из центральных в литературе и кинематографе. Она получила институциональное выражение в почетных званиях городов-героев. В числе городов-героев оказалась и Брестская крепость. Звание крепости-героя ей было присвоено 8 мая 1965 г.
С 1971 г. действует мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой». Его инфраструктура создана по проекту А.П. Кибальникова. Она включает Музей обороны Брестской крепости, руины Белого дворца, монумент «Мужество», руины бывшего инженерного управления, Вечный огонь Славы, а также руины казарм. Территорию Мемориала фиксируют Тернопольские и Холмские ворота, которые приняли в 1941 г. на себя удар фашисткой артиллерии. Они находятся на западном направлении. В трехъярусном некрополе захоронены останки 1038 солдат и офицеров Красной Армии. Большинство этих солдат и офицеров остались неизвестными защитниками. На памятной плите 277 фамилий солдат и офицеров Красной Армии. Важно учитывать то, что кроме солдат и офицеров в 1941 г. на территории Брестской крепости находились их жены и дети, а также мирное население.
Дети одними из первых столкнулись с войной. Особой проблемой в Брестской крепости был дефицит воды. Под обстрелами дети старались добыть хотя бы немного питьевой воды. 9 мая 1972 г. советские школьники стали на вахту памяти у Вечного огня Брестской крепости. Спустя двенадцать лет был открыт музей Поста № 1 «Мальчишки бессмертного Бреста».
После распада СССР Республика Беларусь вместе с Российской Федерацией сохранила исторический статус мемориала Брестской крепости. В рамках бюджета Союзного государства стали выделяться финансовые средства на модернизацию комплекса исторической памяти, поскольку сооружения мемориала требуют ухода. Модернизация заключается также в придании комплексу туристической специализации. Эта специализация обусловлена фундаментальным аспектом истории военной российской архитектуры. Ведь замысел создания Брестской крепости принадлежал инженерам Российской империи. Феномен Брестской крепости стал в постсоветский период предметом монографического исследования Р. Алиева3.
После раздела Речи Посполитой территория Бреста оказалась в составе Российской империи. Она стала пограничной и требовала укрепления. В конце XVIII столетия Ф.П. Воллан предложил создать систему инженерных фортификаций для защиты западных рубежей Российской империи. Но идея откладывалась из-за имевших место военных кампаний. Инженерные строительные работы начались в 1836 г. по проекту К.И. Оппермана. Крепость была рассчитана на 12 тысяч солдат. Она имела восемь ворот. Строительство было завершено в 1842 г. Затем последовал период ее модернизации. Он занял двадцать четыре года. По проекту Д.И. Гримма был построен Свято-Николаевский православный храм.
В развитии Брестской крепости важную роль играл И.Ф. Паскевич. Этот выдающийся фельдмаршал имел огромный опыт участия в военных кампаниях. Его советы были актуальными в процессе модернизации крепости.
Второй этап модернизации Брестской крепости начался в 1911 г. при участии выдающегося военного инженера Д.М. Карбышева. Начало первой мировой войны несло перемены. Они были связаны с тем, что в 1915 г. крепость была сдана немецким войскам. По итогам Рижского мира 1921 г. Брестская крепость оказалась в пределах Польши. В пределы СССР она перешла в 1939 г.
Важным этапом в развитии экспозиционной деятельности Мемориала «Брестская крепость» стало использование новых технологий в музейной сфере, которые базируются на концепции «живого музея»4. В этой концепции важная роль отводится цифровым технологиям. Их внедрению способствует Форум «Интермузей». Он стал площадкой для обмена опытом и демонстрации возможностей цифровых технологий в развитии туризма исторической направленности с важными компонентами патриотической и воспитательной тематики. Благодаря новым интерактивным цифровым технологиям стали возможными виртуальные экскурсии по основным залам музея. Традиция музейных экспозиций Брестской крепости берет начало в 1952 г. Одна из таких экспозиций была представлена и в Центральном музее Советской Армии.
1 Смирнов С.С. Брестская крепость. - М., 2000.
2
Симонов К.М. Живые и мертвые. Трилогия. - М., 1989.
3 Алиев Р. Брестская крепость. - М., 2010.
4 Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»: монография / Т.П. Поляков, Т.А. Зотова, Ю.В. Пустовойт, О.Ю. Нельзина, А.А. Корнеева; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. - М., 2021.