40. Торосян, В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры : учебное пособие [Текст] / В.Г. Торосян. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 735 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : проект [Текст] / РАО, руков. проекта : Н.Д. Никандров, А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. - М. : Просвещение, 2008. - 21 с. - (Стандарты второго поколения).
42. Федотов, Г.П. Письма о русской культуре [Текст] / Г.П. Федотов // Русская идея : Сб. произведений русских мыслителей / сост. Е.А. Васильев ; предисл. А.В. Гулыги. - М. : Айрис-пресс, 2002. -С. 380-419.
43. Философский энциклопедический словарь [Текст] / редкол. : С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
44. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. 13 560 слов / П.Я. Черных [Текст] / Т. 1-2 - 2-е изд., стереот. - М. : Русский язык, 1994. Т. 1 : а-пантомима. - 623 с. ; Т. 2 : панцирь-ящур. - 560 с.
45. Шаронов, В.В. Основы социальной антропологии [Текст] / В.В. Шаронов. - СПб. : Лань, 1997. - 192 с.
46. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии [Текст] / Я. Щепаньский ; общ. ред. и по-слесл. акад. А.М. Румянцева ; пер. с пол. М.М. Гу-ренко. - М. : Прогресс, 1969. - 237 с.
47. Юркевич, А.Г. Жень [Текст] / А.Г. Юрке-вич // Словарь философских терминов / научн. ред. проф. В.Г. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - С. 168.
48. Barry, H. Description and uses of the Human Relations Area Files [Text] / H. Barry // Handbook of cross-cultural psychology. - Boston : Allyn and Bacon, 1980. Vol. 2 : Methodology / Ed. by. H.C. Triandis, J.W. Berry. - P. 445-478.
49. Kroeber, A.L. Culture : A Critical Review of Concepts and Definitions [Text] / A.L. Kroeber, Cl. Kluckhohn. - Cambridge (Mass.) : Museum, 1952. -Ex. cont. : P. 3-38. - (Papers of the Peabody museum of Amer. Archaelogy and Ethnology / Harvard Univ. ; Vol. XLVII. - № 1.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ЭКСКУРСИОННУЮ РАБОТУ
Кулакова Н.И.
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии и туризма Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.
PA TRIOTIC EDUCA TION OF STUDENTS THRO UGH THE WORK OF THE EXCURSION
Kulakova N., The candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department of economic and social geography and tourism Ryazan state University named for S.A. Yesenin, Ryazan
Аннотация
Создание условий сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию - основная цель работы.
Abstract
Creating conditions of belonging of citizens to the great history and culture of Russia, the continuity of generations, education of the citizen who loves his country and family, have an active life position - the main goal of work.
Ключевые слова: Экскурсионная работа, студенты, экскурсионные объекты, профессиональное развитие, патриотизм, любовь к Родине история.
Keywords: Excursion work, students, excursion facilities, professional development, patriotism, love for the homeland history.
Идея создания инновационного проекта по теме «Патриотическое воспитания студентов через экскурсионную работу» возникла в связи с приоритетным направлением развития образования Российской Федерации, в соответствии с требованиями его модернизации, выдвинутыми Президентом.
«Программа патриотического воспитания на период до 2020 года» и правительственные документы по данным вопросам образования предусматривают ряд мер по обеспечению патриотического воспитания. Обращение к данной проблеме
обусловлено противоречием между требованиями общества к нравственности, интеллекту и способности к созидательной деятельности человека с одной стороны, и фактическим уровнем образования выпускников школ с другой. В связи с этим повышение требований к современному человеку актуализирует проблему повышения качества и развития человека [1].
В последние годы заметно усилился интерес к отечественной истории, краеведению, что способ-
ствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию. Поэтому сложившаяся практика проведения комплексных экскурсий по темам формирующих патриотическое отношение к своей Родине должна быть продолжена.
Учебная экскурсия является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу студентов, но будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности -усвоение фактов, дат, имен и другую полезную информацию [2].
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В мире, и в России частности, большинство студентов черпают информацию из информационной среды. Телевидение и компьютерные сети черпают за последнее время увеличили поток информации и ее разнообразие.
Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. В связи с этим, важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет экскурсия, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на занятиях в высшей школе и внеурочное время. Актуальность экскурсий в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного студента информацией. Экскурсия - это одна из форм обучения студентов. Передавая знания посредством экскурсионного материала, квалифицированный экскурсовод учитывает не только будущие интересы студента, но и удовлетворяет сегодняшние. Преподаватель, заказывая экскурсию, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей студента, а не исключительно из своих взрослых соображений [3].
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества [1].
Следует особо подчеркнуть, что в процессе подготовки личности к вхождению в самостоятельную жизнь делается акцент на расширение и углубление гуманитарного компонента, а также на такие важные его составляющие, как:
- разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности;
- организация учебного процесса с учётом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающее изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.
Выбор темы нашего исследования обусловлен следующими противоречиями. С одной стороны высшая школа нуждается в экскурсионной работе, т.к. она способствует развитию интереса к различным отраслям знаний, к культуре и искусству, с другой стороны, необходимо активизировать интерес к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества.
Автором неоднократно освящалась дана тема в связи с празднованием знаменательных дат в истории нашего государства. Космическая тематика одна из приоритетных тем в Рязанском регионе. В честь первооткрывателей космических путешествий, воздвигнуты памятники и обелиски, названы улицы города. Многие космонавты планеты побывали на благодатной Рязанской земле. Город привлекает все больше туристов, интересующихся историей развития космонавтики. В связи с празднованием 55-летия первого полета человека в космос, большое внимание уделяется работе над созданием учебных экскурсионных проектов и виртуальных экскурсий по космической тематике [4].
Цель проекта - теоретическое обоснование, разработка и практическая апробация модели учебной экскурсии и выявление ее влияния на формирование патриотического воспитания студента.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Расширение круга знаний студентов по истории, культуре и архитектуре своего города и страны, о знаменитых людях, прославивших свой город.
• активизация интереса к изучению истории Отечества и формирование чувства уважения к героическому прошлому нашей страны, сохранение памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
• углубление знаний о событиях, ставших основой государственных праздников России;
• повышение интереса российских граждан к военной истории советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
• сохранение исторической памяти и развитие интереса к отечественной науке и её видным деятелям - патриотам России;
Развивающие:
• Развитие коммуникативных способностей.
• Развитие мышления, памяти, внимания.
• Получают новые знания и стимулы к учению.
Воспитывающие:
• Формирование бережного отношения и уважения к культурному наследию своей родины, уважение к культурам других народов, а так же воспитывает любовь к красоте во всех ее проявлениях.
• Бережное отношение к музейному предмету как части материальной и духовной культуры
[5].
Преподаватель высшей школы:
• Открытие возможности использования экскурсионного пространства как части образовательной среды.
• Развитие педагогической компетентности через освоение методов работы с экскурсионным материалом.
Успешность экскурсионной работы по патриотическому воспитанию связана со следующими условиями:
■ углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;
■ повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам;
■ повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;
■ популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны.
Основные этапы проекта:
Исследование будет осуществляться с 2016 по 2020 гг. и проводиться в несколько этапов:
Первый этап (2016-2017 гг.) - теоретический.
В этот период формируются исходные позиции исследования, проводится теоретический анализ педагогической и психологической литературы. Определяется концепция, теория, подходы к осуществлению экскурсионной работы по повышению патриотического воспитания студентов; выявляются принципы, обеспечивающие эффективность и результативность экскурсионных исследований; изучается практическое состояние организации педагогической экскурсии; разрабатывается модель экскурсионной деятельности с целью повышения качества образования и программа опытно-экспериментальной работы; формируется понятийный и критериальный аппарат.
Второй этап (2017-2019 гг.) - экспериментальный.
На этом этапе осуществляется апробация модели экскурсионных программ, происходит уточнение разнообразных способов оценки патриотического воспитания; разрабатывается и апробируется необходимый для экскурсионной деятельности ин-
струментарий; проверяется результативность педагогической деятельности после проведения экскурсий, осуществляется обработка результатов эксперимента.
Третий этап (2019-2020 гг.) - завершающий.
Работа на этом этапе заключается в систематизации и обобщении экспериментальных данных; проводится качественный и количественный анализ полученных результатов; на данном этапе формулируются выводы.
Для четкого понимания работы мы приводим образцы нескольких экскурсионных программ. (Приложение № 1)
Наличие конкретных механизмов практического внедрения проекта:
1. Общекультурный:
• Посещение музейных экспозиций и выставок;
• Знакомство с фондами РИАМЗ, музеев Москвы, Санкт - Петербурга и др. городов России;
• Знакомство с работой экскурсовода.
2. Углубленный:
• Участие в исследовательской работе;
• Проведение экскурсий силами студентов для школьников, по готовой методической разработке;
• Выявление и использование документов, хранящихся в музеях, в научно-исследовательской работе, изучение музейных предметов и документов (исторических источников) и их представление (публикация);
• Публикация творческих и научно-исследовательских работ;
• Подбор документальных и художественных фильмов, для интеграции их в экскурсионную работу.
Обоснованность ресурсного обеспечения проекта
Реализация программы образовательными учреждениями обеспечена:
■ Слайд - пособиями и видио - программами;
■ Обучающими курсами для экскурсоводов, в том числе выездными - по заказу районов;
■ Индивидуальные консультации для экскурсоводов и менеджеров туристических фирм;
■ Итоговой конференцией с менеджерами турфирм по обмену опытом.
Определения конечного результата проекта - инновационного продукта.
Оценивая потенциал представленного проекта, можно ожидать следующих результатов от его успешной реализации со стороны основных участников образовательного процесса:
Студенты:
• активизации и повышения интереса студентов к изучению истории Отечества, в том числе военной истории, к историческому прошлому нашей страны, ее героическим страницам, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
• вовлечение молодых ученых в развитие научно - методической базы патриотического воспитания.
Преподаватели:
• увеличение количества научных исследований и новых методических разработок в сфере патриотического воспитания среди преподавателей высшей школы;
• совершенствование методологии измерения и уточнения набора показателей, отражающих уровень патриотического воспитания граждан в контексте задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
• выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания;
• подготовку научно обоснованных учебно -методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания для всех социально -возрастных категорий граждан;
• апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию.
Для проверки ожидаемых результатов используются следующие диагностические средства: наблюдение, контрольный опрос, анализ экскурсий, собеседование, анализ исследовательской работы студентов.
Исходя из этого, формами подведения итогов могут быть:
• Учебная научно - исследовательская конференция;
• Защита проектов;
• Создание дидактического материала по учебным предметам;
• Создание виртуальных мультимедийных экскурсионных программ для учащихся школ города и области.
Предусматривается повышение уровня организационного обеспечения и научно - методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан, включая:
• увеличение количества экскурсионных разработок в сфере патриотического воспитания;
• развитие и обобщение российского опыта в области патриотического воспитания с целью его практического использования.
Ниже, в приложении, приведены программы для студентов высшей школы которые по мнению автора, способствуют углубленному изучению истории и формированию патриотического воспитания у студентов в высшей школе.
Приложение 1 «ЗДЕСЬ НАЧИНАЛАСЬ ВОЙНА» (5 дней , 3 дня в Белоруссии)
С первых дней Великой Отечественной войны территория Белоруссии превратилась в арену жестокого противостояния фашистских войск и Красной Армии. В удивительную легендарную историю защиты Брестской крепости до сих пор вписываются новые страницы. В кровопролитных боях с отборными немецко-фашистскими
частями и соединениями срывался германский замысел «молниеносной войны», закладывался фундамент будущей Победы.
1 день - 6 мая. Выезд из Рязани.
2 день - 7 мая. Прибытие в Минск. Обзорная автобусная экскурсия по Минску - столице Белоруссии, городу 900-летней истории: Верхний город - исторический центр, Свято-Духов Кафедральный собор Девы Марии (XVII в.), Троицкое предместье - воссозданный уголок старого города, обелиск Победы, парк Янки Купалы, «Остров слез» - уникальная энергетическая жемчужина современного Минска. Обед. Экскурсия в мемориальный комплекс «Хатынь», воздвигнутый на месте трагедии белорусской деревни в Великой Отечественной войне. Вы увидите улицы бывшей деревни, пройдете мимо труб-обелисков там, где раньше стояли дома, услышите жалобные звуки колоколов, узнаете о причинах трагедии и страшных событиях того дня. Возвращение в Минск. Размещение и ночлег в гостинице.
3 день - 8 мая. Завтрак. Экскурсия в Военно - исторический музейный комплекс «Линия Сталина» который представляет собой военно-исторический музей под открытым небом. В музее собрана наиболее полная в Беларуси экспозиция всей, стоявшей на вооружении в различные годы, начиная со времен войны, военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия. А также представлена уникальная экспозиция российских, польских и немецких бронеколпаков, сохранившихся еще с первой мировой войны. Дети и подростки смогут стать «Ворошиловскими стрелками» в пневматическом тире, а взрослые испытать настоящее оружие времен Великой Отечественной войны. Обед. Переезд в Брест (350 км). Размещение в гостинице. Свободное время. Ночлег.
4 день - 9 мая. Завтрак. Обзорная экскурсия по старому городу. Экскурсия в заповедник Беловежская пуща, включенный в список Мирового наследия человечества, крупнейший в Центральной Европе лесной массив, сохранившийся почти нетронутым с XIII века. Экскурсия в знаменитый мемориальный комплекс «Брестская крепость -герой» - памятник удивительному мужеству и героизму защитников крепости, принявших на себя первый удар, музей Отечественной войны, бастионы, форты, руины зданий, ныне воскрешенный Собор. Посещение музея «Берестье» - необыкновенного музея, основанного на раскопках древнего города XIII века. Обед. Отправление в Москву.
5 день. Прибытие в Рязань.
«Великий подвиг защитников Москвы»
1 день
Солдат Великой Отечественной! Ты насмерть стоял под Москвой и Сталинградом, вез хлеб в блокадный Ленинград, сражался в Бресте ...Погибая, ты спасал миллионы жизней. Ты, потерявший родных и близких, принес свободу узникам Освенцима, Бухенвальда, Дахау... Ты не вторгался в чужие пределы, не искал славы. Ты защищал Отчизну!
В ходе экскурсии студенты посетят:
1. Музей Обороны Москвы - создан в память о защитниках Москвы и рассказывает о Московской битве - самой крупной битве Великой Отечественной и Второй мировой войн. Ее последствия имели решающее значение для судеб Москвы и Отечества, для судеб человечества. Необычная, оригинальная экспозиция представляет Московскую битву через восприятие её участников. Посетитель будто проходит вместе с участниками тех событий весь тяжелый путь испытаний, познает и понимает, что двигало людьми в самые критические моменты битвы, удивляется их силе духа, воплотившейся в жертвенном подвиге народа во имя спасения жизни на земле.
2. Обзорная экскурсия по Москве включает в себя посещение наиболее памятных мест столицы нашей Родины: Красная площадь, Могила Неизвестного солдата и Александровский сад
«Волгоград - город воинской славы» (4 дня, 2 для в Волгограде)
Царицын изначально, потом Сталинград, сегодня Волгоград - на протяжении более чем 400 лет играет важную роль в истории Российского государства. Под его стенами бушевали повстанческие армии Степана Разина, Кондрата Булавина, Емельяна Пугачева. По темпам экономического развития Царицын обогнал многие уездные города России, уже к началу ХХ века став крупным торгово-промышленным центром Нижней Волги. В годы Великой Отечественной Сталинградская битва явилась переломным моментом в ходе Великой Отечественной войны. Город - герой изобилует мемориальными памятниками, посвященными героическим военным событиям.
1 день. Отъезд из Рязани.
2 день. Прибытие в Волгоград. Завтрак в кафе. Обзорная экскурсия по теме «Город - герой Волгоград» с посещением: Мамаева Кургана (возложение цветов), музея-панорамы Сталинградской битвы, музея Память и мемориала «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане. Осмотром боевой техники. Размещение в гостинице. Обед. Свободное время.
3 день. Завтрак. Посещение исторического музея и интерактивное занятие «Найди сталинградский трофей». Обед в кафе. Отъезд в Рязань в 15.00.
4 день. Прибытие в Рязань
«Смоленщина - огненными дорогами войны»
(3 дня)
Более 1000 лет «город - ключ» Смоленск оставался городом - воином, стражем Русского государства на западной границе. На Смоленщине находится множество мест, мемориалов и музеев, хранящих память об военном героизме участников войны 1812 года и Великой Отечественной войны.
1 день. Отъезд из Рязани. Посещения музея Героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Экскурсия по Городу воинской славы - Можайску. Обед. Переезд в Смоленск. Размещение в гостинице. Ужин.
2 день. Завтрак. Обзорная экскурсия по Смоленску «Огненными дорогами войны»: площадь Победы, сквер Памяти Героев, Вечный огонь, мемориал «Шталаг 126», Курган Бессмертия, памятники: «Скорбящей Матери», «Штык», «Танк Т-34», А.Твардовскому и его литературному герою Василию Теркину и др. Обед в кафе. Экскурсия в музей адмирала П.С. Нахимова.
3 день. Завтрак. Экскурсия в музей «Громовая башня» в Смоленской крепости. Экскурсия в Красный бор: история смоленского подполья, бункер Гитлера и др. Экскурсия «По старой смоленской дороге»: мемориал боям у Соловьевой переправы, братское захоронение, часовня, памятник «Катюше» и др. Обед в кафе. Отъезд в Рязань. Позднее прибытие в Рязань.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что экскурсионная деятельность в вопросе патриотического воспитания играет одну из главных ролей. Каждая экскурсия имеет свою учебную, развивающую и воспитывающую цель.
Основным результатом реализации проекта станет формирование системы экскурсионного сопровождения патриотического воспитания студентов, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально - возрастной структуре российского общества.
Литература
1. Постановление правительства. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Москва. 30 декабря 2015 года № 1493;
2. Кулакова Н.И. Экскурсионная деятельность студентов как одна из форм подготовки профессионалов туриндустрии» / Материалы II Международной научно-практической конференции «Образование и наука в современных условиях» -Чебоксары, 2015 - С. 96 - 100.
3. Кулакова Н.И. Экскурсия как одна из форм организации учебной деятельности студентов/ Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции - Воронеж, 2013 - С.112 - 120.
4. Кулакова Н.И. Разработка экскурсионной программы «Космические тропы Рязанского края» / Материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ имени С.А. Есенина - Рязань: РГУ им. С.А.Есенина, 2012 - С. 27 - 31.
5. Кулакова Н.И. Основы сотрудничества средней и высшей школ в области туристической индустрии/ Сборник материалов III Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и аспирантов - Старая Русса, 2012 - С. 30 -35.