приложение
СТРАНЫ ЕврАзЭС:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
Республика крупным планом
Начиная эту рубрику, мы, конечно же, сознаем, что исчерпывающего портрета ни одного из государств - членов ЕврАзЭС нам не создать. Не по силам! Какдавно сказано о России: «аршином общим не измерить», так справедливо будет сказать и о странах Сообщества. Их жизнь неисчерпаемо многогранна. Но мы постараемся отобрать для наших рассказов (а они продолжатся и в следующих номерахжурнала) самые крупные, а значит, наиболее точные штрихи этой жизни. Сегодня, следуя алфавиту, предлагаем вниманию читателей первый рассказ - о Республике Беларусь.
Белорусский мотив
Когда бываю в Беларуси -в командировке или в гостяху друзей, этот мотив, не обязательно песенный, звуковой, но непременно чистый, теплый, домашний, сопровождает меня повсюду. Радует, настраивает на лирическую волну. И тем рельефнее воспринимаются каждодневные, будничные дела и заботы этой республики, в которой поэтические ритмы каким-то особым образом органически связаны с ритмами прозаическими - ритмами непростого человеческого труда.
Реальность пути
л
I
♦ ■ 1 - З®3**
;;(II Ун
тГПТ«! иГ* -
ТТЛ
ГТКЬ_
' - ' ! 1 ? И I I I ■ Ь1! ■'■
--Кг -ч1 . ■ . Г,
Привокзальная площадь - ворота Минска
Беларусь является примером наиболее успешно развивающейся страны, входящей вместе с Казахстаном и Россией в «передовую тройку» государств Евразийского экономического сообщества.
Тому свидетельство - экономические показатели республики за прошлый год.
Так, объем промышленного производства здесь превысил 74,7 трлн. рублей. Это на 11,3% больше, чем в 2005 году Потребительских товаров выпущено на 16, 5трлн. рублей, что на 10,5 % превышает показатели предыдущего года. Выпуск продовольственных товаров увеличился на 11,3% и составил 8,3 трлн. рублей, непродовольственных - на 9,8% (7,2 трлн.руб.). Выросли объемы сельскохозяйственной продукции и машиностроения, заметны успехи во внешней торговле.
Эти и другие впечатляющие цифры и факты по-казываютреальность выбранного страной пути. Это, говоря словами белорусского президента Александра Лукашенко, путь построения «сильной, процветающей Беларуси - государства для народа».
Весом и интеграционный вклад республики, давший основания премьер-министру Сергею Сидорскому на встрече в марте нынешнего года глав правительств Российской Федерации и Республики Беларусь уверенно заявить об актуальнейшей сегодня проблеме процесса интеграции в рамках ЕврАзЭС: «В ближайшее время мы должны выйти на реальный Таможенный союз».
Проект соглашения по Таможенному союзу трех государств - России, Белоруссии и Казахстана - практически готов. Как заметил Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, сейчас
Мир - под каждой крышей
«идет ответственный период, «момент истины» в формировании единого таможенного пространства».
Членство Беларуси в Евразийском экономическом сообществе в наиболее полном объеме объединяет экономический потенциал государств-членов ЕврАзЭС, дает им все возможности реализовать свои национальные интересы. Все это, разумеется, относится и к самой Беларуси, о которой идет наш рассказ.
Минск как эталон
мый город, всегда памятно первое впечатление. Но когда это впечатление закрепляется при более близком знакомстве с городом, чувство перерастает в любовь к городу и уважение к его людям.
Минск вызываеттакуюлюбовь.
Современный большой городу многих ассоциируется с дорожными пробками. В Минске их нет Такова здесь организация дорожного движения и работы общественноготранспорта.
Эту мысль я высказал моему другу который встречал меня у железнодорожного вокзала и подвозил до места назначения. Он согласился со мной, но пожаловался, что машину припарковать негде. Действительно, у обочин на бойких магистралях припаркованных, а тем более брошенных машин, нет Нарушители моментально наказываются. И никто особенно не ропщет - места для парковки находятся, зато по улицами можно проехать свободно и быстро.
Работает как часы. Об общественном транспорте белоруской столицы говорить одно удовольствие. Он работает как часы. В Минске ни у кого не возникнет желания спуститься в метро, чтобы проехать пару остановок - для этого есть наземный транспорт: автобус, трамвай и троллейбус. Ну и маршрутные такси, конечно. Что примечательно, в маршрутках при входе пассажирам обязательно дают билетик. А в Петербурге и Москве такое случается? А ведь это вопрос экономический, вопрос выполнения законов коммерческими перевозчиками и наполнения местного бюджета налогами от реальных доходов!
Так вот; на общественный транспорт любо-дорого глядеть. Потому еще любо-дорого, что белорусы за последние годы освоили производство и авто-
В больших и малых городах Беларуси, как и повсюду в республике, живет и ярко отражается не только история, но и дух белорусского народа, видны контуры будущего страны, чтящего и уважающего свое прошлое. Но, может быть, наиболее полно это все-таки видно в городах...
Предлагаем нашим читателям небольшие экскурсы по Минску, Бресту и Витебску. Почему именно по этим городам? Минск - столица. Брест - символ стойкости мужества, а Витебск
- это родина всемирно известного художника Марка Шагала и популярнейшего ныне фестиваля «Славянский базар».
Итак, столица...
Это замечательный город. Прежде всего
- он чисх опрятен, хорошо организован для жителей и приветлив к гостям. Как Беларусь может служить примером наиболее благополучного государства из числа бывших республик Советского Союза, так Минск являет собой эталон большого города, образчик организации нормальной жизни в большом городе.
Человеку впервые прибывающему в незнако-
Спокойной ночи.столица!
Республика крупным планом
бусов, и троллейбусов, и трамваев - своих, красивых и надежных.
Автобусы производит Минский автобусный завод, электротранспорт-«Белкоммунмаш».
С белорусской маркой. Завод «Белкоммун-маш» поставляет машины в Москву и другие российские города. Их количество сегодня исчисляется сотнями. Троллейбусы с белорусской маркой удобны в эксплуатации и достаточно уютны. То есть им довольны и водители, и пассажиры, а что еще может быть важнее! То, что белорусские
троллейбусы нашли себя не только в Белоруссии, но и в России, свидетельствует об успехах как минских машиностроителей, так и экономической интеграции в конкретном промышленном секторе производства.
Что еще важно отметить в этом смысле, так это родственные отношения «рогатых» машин. Прародителем белорусского троллейбуса является российская, точнее - советская машина ЗиУ-9 производства завода, находящегося в городе Энгельсе Саратовской области. Ведь минский завод создавался изначально как ремонтное предприятие. Но со временем оригинальных частей и деталей становилось все больше, появились отличия и в дизайне. И на свет родился первый белорусский троллейбус, которым можно и должно гордиться его создателям. Минчане разработали 8 моделей троллейбусов, в том числе две сочлененных, особо большой вместимости. Машины нашли спрос и в других стра-
нах, однако примерно каждая третья машина реализуется все-таки в России.
Трамвай, без которого трудно представить города-миллионники, в Минске не является самым развитым видом наземного общественного транспорта, однако и небольшая маршрутная сеть играет огромную роль в общем пассажиропотоке - трамвай связывает разные районы города. А трамвайный парк пополняется вагонами, созданными по последнему слову техники. Сочлененный вагон повышенной вместимости - до четырехсот пассажиров - предмет особой гордости минчан. Уютный, просторный, с большим количеством сидячих мест!
Такие трамваи доставляют на работу тружеников тракторного завода, на котором производят знаменитые тракторы «Беларусь». Этот машиностроительный гигант работает так, будто не было никаких экономических передряг, - четко, стабильно, уверенно.
Минский тракторный завод основан в 1946 году Сегодня предприятие, на котором трудится почти 20 тысяч человек, входит в восьмерку крупнейших мировых производителей тракторов, которые обеспечивают 96% общего объема мирового рынка сбыта этой техники. МТЗ экспортирует продукцию более чем в 60 стран мира.
На заводе производятся 24 модели универсально-пропашных тракторов, 6 моделей малогабаритных тракторов, 8 моделей мотоблоков и мини-тракторов, 15 моделей специальных машин промышленного назначения: коммунальных,
Минский трактор -________
на все времена
погрузочных, лесоразрабатывающих и шахтных, атакже плуги.
Постоянно растет объем реализации продукции в государства, входящие в Евразийское экономическое сообщество и страны Содружества Независимых (осударств.
Семь раз отмерят. Что тракторостроительный гигант прекрасно работает - это вполне объяснимо. В Белоруссии, прежде чем отрезать, семь раз отмерят.
Пример такого отношения к делу обнаружился в самом центре города. В квартале от главной магистрали белорусской столицы -проспекта Независимости и площади Победы находится старейший в Минске троллейбусный парк. При въезде в него на постаменте установлен троллейбус модели МТБ-82, открывший троллейбусное движение в белорусской столице 19 сентября 1952 года. На памятной табличке содержится информация о том, сколько тысяч километров намотала эта машина и сколько пассажиров перевезла. Вот маленький, но характерный пример уважения к прошлому.
Что же касается настоящего, то территория старейшего электротранспортного предприятия приглянулась неким российским предпринимателям, которые пожелали убрать его отсюда, а взамен возвести здесь торгово-раз-влекательный комплекс.
Работники троллейбусного парка, как и большинство минчан, против этого.
Троллейбус - экологически чистый транспорт, востребованный в Минске, и переводить парк в другое место, получая взамен коммерческий комплекс сомнительного содержания, видимо, не по душе хозяйственным белорусам.
В этом их мудрость. В этом также - долг потомков перед ушедшими поколениями, отстраивавшими Минск после Великой Отечественной войны.
Долг потомков состоит и в том, чтобы чтить имена героев, составивших славу государства. С этим в Минске все в порядке. Достаточно пройти по проспекту Независимости и близлежащим улицам, чтобы обнаружить огромное количество мемориальныхдосок, посвященныхславным сынам и дочерям Белоруссии.
То же можно сказать и о названиях минских улиц. Так, здесь, в отличие от некоторых других городов ушедшего в небытие СССР не уничтожили имена тех, кто оставил память о себе в революционных деяниях. И это правильно. В этом - тоже историческая память.
Чего я сначала не мог понять, ходя по Мин-
Вечная слава
ску, так это засилие топонимических агиток первых послереволюционных лет Весь центр города усеян именами, не имеющими непосредственного отношения к городу: Володарский, Свердлов, Ленин, Карл Маркс...
Ведь были же у них исторические наименования. Ленина была [убернаторской, Карла Маркса была Подгорной, Энгельса - Петропавловской и Доминиканской, Карла Либкнехта - Мало-Лютеранской, Володарского - Серпуховской, Свердлова - Коломенской. Ну, допустим, с Интернациональной сложно. В старом Минске и сегодня невозможно отдать предпочтение ни одному из трех вариантов, тем более, что это будет псевдоисторично. Но что мешает вернуть другим улицам их прежние названия?
Идеология? Но ведь стала же площадь Ленина площадью Независимости, а улица Калинина получиладревнее имя Немига.
Последнее - прекрасно. Ведь еще в летописном источнике, относящемся к 1067 году в котором впервые упоминается Минск, говорится о реке Немиге. Здесь случилась жестокая битва между войсками киевского князя Изяслава Ярославича и его братьев с князем полоцким Всеславом Брячиславичем. «Немиги кровавые берега на добром были посеяны, посеяны костьми русских сынов» - говорится об этой речке, заключенной в XX веке в коллектор, в «Слове о полку Игореве».
Республика крупным планом
носящие имена Героев Советского Союза, павших в боях Великой Отечественной войны.
Гордость Минска. Это Центральный детский парк имени (орького, кстати, бывший губернаторский парк, в котором теперь установлена стела в память о его основателе - первом гражданском губернаторе Минска Заха-рии Яковлевиче Корнееве (1747- 1828).
Главным же украшением Минска, свидетельствующим о давней истории города, является Свято-Духовский собор. Вообще он не похож на православный храм. Действительно, с 1633 года здесь, в Верхнем городе, был католический монастырь бернардинок, но в 1860 году главный монастырский храм был превращен в православную церковь. Это район площади Свободы, в котором сохранилась старинная застройка Минска.
Прекрасная панорама. С площади Свободы открывается прекрасная панорама белорусской столицы: широкие магистрали, несколько эклектичные, но величавые здания послевоенной застройки, отреставрированные церкви, подлинная изюминка - чудом сохранившейся у реки Свислочи уголок старого Минска. Ну а основным достоинством современной архитектуры служит Национальная республиканская библиотека, расположенная в новой части проспекта Независимости.
Далекое - близкое
И все-таки, поразмыслив, я пришел к выводу, что возвращению старых, упомянутых выше, названий препятствует память... о прошлом. Для большинства минчан нынешние названия - история, которуюони нехотятзабывать.
День Белоруссии отмечается в республике 3 июля. В этот день в 1944 году советские войска освободили Минск от фашистов. Тогда «Минск представлял собой груды кирпича, щебня, металлических конструкций. Призраками высились обгоревшие коробки зданий. Сплошные руины громоздились по обеим сторонам главной улицы Советской на протяжении почти 3 км... И всюду росла полынь, да совы ухали в темноте развалин...».
Это из книги Лидии Полесской «Воспоминание о городе», иллюстрированной фотографиями из коллекции заслуженного врача Белоруссии Василия Каледы.
Глянешь на эти фотографии, и становится понятным, что все эти улицы в послевоенное время фактически отстроены заново. Оттого историческими, помнящими героическое и трагическое прошлое времен Великой Отечественной войны являются нынешние названия улиц. Память о войне, принесшей столько горя и страдания жителям белорусской земли, священна.
О
ют многочисленные улицы,
Национальная библиотека.СамасовременностЫ
Подвиг Бреста
Брестская крепость
«Брест - город без традиций, без следов прошлого». Так о древнем городе говорится в ежегоднике за 1930 год.И это - о городе, первое упоминание о котором встречается в «Повести временных лет» под 1019 годом! Но эти слова - правда, (ород в древности называвшийся Берестье, являясь торговым центром древнерусского государства на границе с польскими и литовскими владениями, часто оказывался в центре военных столкновений.
От князя князю. В Х-Х! веках Берестье переходило от туровских князей к киевскому князю Ярославу Мудрому - это 1031 год. В 1077 году - к Волынскому а через двадцать лет - к Туровско-Пинскому княжеству. С 117 года Берестье принадлежало киевскому князю Владимиру Мономаху, а с 1142 им владели галицкие князья.
Польские и литовские властители многократно пытались присоединить Берестье к своим землям. В 1569 году город стал именоваться Брест-Литовском. Произошло это после подписания Люблинской унии, по которой город вошел в состав Речи Посполитой. Переходя из рук в руки, город неоднократно разрушался, но вновь и вновь возрождался как центр торговли и ремесел. Этому способствовало выгодное географическое положение города.
Форпост империи. Форпостом Российской империи Брест стал после третьего раздела Польши в 1795 году
В 1796-м на комиссию под руководством генерал-майора инженерных войск Петра Кор-нилиевича фон Сухтелена была возложена задача по разработке плана укрепления новых рубежей России. Однако реализации намеченных планов помешала война с Наполеоном. Обратим внимание на примечательный факт. 22 июня 1812 года в Брест-Литовск вошел австрийский корпус генерала Шварценберга. Но уже через 11 дней он был выбит русскими дивизиями из 3-й армии генерала Александра Петровича Тормасова.
Так сложились обстоятельства, что идея укрепления Брест-Литовска получила реализацию лишь в конце царствования Александра I, осуществление же ее совершилась благодаря будущему императору тогда брату царя, Великому
князю Николаю Павловичу. В царствование Николая I здесь был выстроен настоящий бастион.
Менялись цари, изменялась политическая обстановка, а Брест неизменно оказывался в центре драматических событий.
Здесь вершилась судьба. В XX век Брест стал городом, в котором вершилась судьба мира. В 1918 здесь в Брест-Литовске был подписан Брестский мир - тяжелейший и позорнейший для России, в которой только-только совершилась революция, именуемая в ту пору самими большевиками как переворот В 1941-м Брестская крепость стала первым героическим оплотом обороны Советского Союза в борьбе против немецко-фашистских захватчиков...
Военная слава. Военная история и сегодня - главная в рассказе о Бресте.
Сейчас кажется удивительным, но до смерти Сталина героизм защитников Брестской крепости замалчивался, а некоторые из немногочисленных защитников, встретивших первый удар врага в ночь на 22 июня, находились не у себя дома, а в лагерях - как люди, прошедшие через немецкий плен и, следовательно, неблагонадежные. Несмотря на то что со Дня Победы прошло семь с половиной лех действовал - да еще как! - приказ Сталина от 16 августа 1941-го, согласно которому военнослужащие, оказавшиеся во вражеском плену являются «трусами и дезертирами». Загляните Большую Советскую энциклопедию издания 1951 года. Там Брестской крепости нет и в помине. Между тем за десять лет до этого, то есть в 1941-м, о защитниках Брестской крепости было сказано: «Эти люди заслуживают величайшего восхищения...То, как они сражались, их упорство, верность долгу, их храбрость перед лицом безнадежности - все это было характерно для морального состояния и сил сопротивления советского
Республика крупным планом
солдата. Немецкие дивизии должны были столкнуться с многочисленными такими примерами».
Эти слова принадлежат генералу [удериану, тому самому который в сентябре 1939 года передал захваченный им у поляков Брест-на-Буге, он же Брест-Литовск, группе советских войск, а в 1941-м потерпел поражение подМосквой.
Свидетельство врага, тем более известного генерала, наверное, лучшее свидетельство, ибо лишено пафоса, весьма свойственного советским политработникам.
Справедливости ради надо сказать, что ге-
1
ажда».Одна иакомпозиций в мемориале «Брестская крепость:
роически защищали крепость и поляки в 1939-м. А ко времени Первой мировой войны относится легенда о Бессменном Часовом, который в течение девяти лех с августа 1915 года, охранял в Брест-Литовской крепости, оставленной русскими войсками, большой склад с боеприпасами, обмундированием и продовольствием.
Не легенда, а подлинная история случилась в Великую Отечественную войну В апреле 1942 года бывший скрипач ресторана «Брест» Залман Ставс-кий был отвезен немецким офицером в полуразрушенное подземелье в район казарм 333-го стрелкового полка. Там, по сведениям немцев, скрывался вооруженный человек. Ставский действительно обнаружил там советского воина, который, выйдя наружу на вопрос немецкого офицера, есть ли в подземелье еще кто-нибудь, ответил: «Я один, вышел, чтобы увидеть то, во что я крепко верил и верю сейчас, - в ваше бессилие».
Эта история легла в основу повести Бориса Васильева «В списках не значился».
Возвращение долга, (оворя о литераторах, нельзя не сказать, что первым писателем, который занялся поисками защитников Брестской крепости и возвращением долга героическим
защитникам Отечества, был Сергей Смирнов. Улица его имени есть в Бресте.
Украшают город, отстроенный в послевоенное время, и улицы, названные в честь участников обороны Брестской крепости - лейтенанта Кижеватова, полкового комиссара Фомина, капитана Зубачева; других героев Великой Отечественной войны: Веры Хоружей, Олега Кошевого, генерала Дмитрия Михайловича Карбышева...
Кстати говоря, легендарный генерал, замученный фашистами в концлагере Маутхаузен в 1945 году, в звании капитана-инженера был перед началом первой германской войны, то есть, первой Мировой, старшим производителем работ в Брест-Литовс-ке. Он занимался реализацией генерального плана модернизации Брест-Литовской крепости.
Разрушенная, но не сдавшаяся врагу крепость стала символом беззаветной преданности Родине. В 1965-м крепости было присвоено звание «Крепость-герой», а 25 сентября 1971 года в Бресте был торжественно открыт гигантский мемориальный комплекс, созданный под руководством народного скульптора СССР Александра Кии посвященный подвигу защитни-
бальникова ков Брестской крепости.
Вечный огонь на новом месте, перед руинами бывшего инженерного управления, по традиции был перенесен сюда с Марсова поля в Ленинграде.
В 1996 году Совет глав правительств стран СНГ принял решение о реставрации комплекса. Это и было сделано. В марте 1997-го руководители десяти государств Содружества приняли документ «О долевых взносах государств-участников СНГ на финансирование капитального ремонта и реставрацию мемориального комплекса «Брестская крепость-герой».
Через два года мемориалу был передан форт V, в котором в 2000 году торжественно открылся музей, посвященный истории брестских фортификаций и сооружений. Сегодня крепость - главная достопримечательность города на Буге.
В список ЮНЕСКО. В скором времени Брестская крепость должна быть внесена в список ЮНЕСКО как объект всемирного историко-культурного значения! Документы, необходимые для этого, уже готовятся.
Витебск - это Шагал
Витебск - старинный белорусский город. В 1974 году он отметил тысячелетие.
Легенда, упоминаемая в летописи города, связывает основание Витебска с именем киевской княгини Ольги: «В лето 974 г. Ольга, разбив ятвягов и печенегов, переправилась через реку Двину заночевала с войском и, облюбовавши гору, заложила деревянный замок, назвала его от реки Витьбы - Витьбес-ком. Выстроила каменную церковь в Верхнем замке Святого Михаила, а в Нижнем - Благовещения. Два года прожив, уехала в Киев».
Не обошли стороной. Конечно, с той поры до сегодняшнего дня ничего не сохранилось. Безжалостное время, разркшительные междоусобицы и войны, которые не обходили стороной Витебск, сделали свое черное дело. А в прошлом веке, в период воинствующего безбожия, были разрушены и красивейшие храмы города, в том числе и Успенский собор, на высоком берегу Двины. Лишь в 2002 году начались работы по восстановлению храма, украшавшего город.
Успенская гора заслуживает особого внимания. На ее вершине находится построенный в 1772 году [убернаторский дворец, который связан со многими историческими событиями. Напротив входа в него в начале прошлого столетия по проекту зодчего Ивана Фомина была установлена памятная колонна в честь героев Отечественной войны 1812 года.
Рядом с [убернаторским дворцом расположен музей Марка Шагала.
Это имя - символ Витебска. Ведь первый человек, чье имя ассоциируется при упоминании города Витебска, - это Марк Шагал.
Успенская гора и территория, к ней примыкающая, - это и есть Витебск Марка Шагала. Пусть не совсем такой, какой на его полотнах, поскольку многое здесь не сохранилось, но узнаваемый. Теплый, уютный, одухотворенный.
Каким-то чудом сохранился домик 11 по Покровской улице, в котором родился художник. Ежегодно сюда приходят тысячи туристов, которых в самом начале улицы встречает сам Шагал. Шагал-памятник.
Истоки таланта этого мастера следует искать в частной школе рисования и живописи, открытой в Витебске Иегудой Пэном, замечательным еврейским художником реалистической школы. Имя его не столь известно, как имя знаменитого ученика, но творчество Иегуды Пэна хорошо представлено в художественном музее на площади Свободы.
МаркЧагал.«Над Витебском»
Витебский ренессанс. Мемориальная доска на здании музея свидетельствует о том, что здесь 27 октября 1917 года Военно-революционным комитетом было принято решение об установлении советской власти. И вновь ярко высвечивается имя Марка Шагала. В первую годовщину революции площадь украсили полотна Шагала, который был назначен уполномоченным по делам искусств в Витебске. В эту работу он вложил немалую часть своего таланта, и не случайно, что специалисты называют первые послереволюционные годы в Витебске феноменом Витебского Ренессанса.
А каков был город в ту пору?
По улицам ездили трамваи с транспарантами «Да здравствует мировая революция!», «Всю жизнь в субботник превратим!», на асфальте изображались различные геометрические фигуры, начертанные утвердителями нового искусства, сокращенно - УНОВИС.
Впоследствии пути советской власти и Марка Шагала разошлись. Но никогда, даже в самые тяжелые годы, художник не покидал свой родной город. И то, что его родовой домик не разрушили
Республика крупным планом
ни война, ни беспамятство эпохи борьбы с «темным» прошлым, наверное, свидетельствуете небесном покровительстве...
Память священна. Что касается памяти о Великой Отечественной войне, то в Витебске, как и во всей Белоруссии, она священна. Об этом свидетельствуют и монументы, воздвигнутые в память о героях, и названия витебских улиц, носящих имена защитников Отечества в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами.
Украшением, символом города сегодня является Ратуша. Это - выразительная доминанта центра. Недавно восстановленная Благовещенская церковь у Кировского моста через Двину - тоже украшение Витебска. Того города, который притянул к себе популярный фестиваль искусств «Славянский базар». Вэтом годуэтоткультурный форму в Витебске пройдёт уже в 16-й раз. Пятнадцать предыдущих фестивалей неизменно представляли многоцветье самобытных традиций, обогащали единое культурное пространство стран Содружества. По словам многочисленных участников фестиваля, «Славянский базар» оставляет неизгладимое впечатление. Это - настоящий праздник!
...Время летих тает журнальная площадь, и, к сожалению, только мысленно мы с вами, наши читатели.сможем побывать в других городах, а также в деревнях и селах любимой нами Беларуси, полюбоваться дивными красотами природы этой республики, воспетой поэтами и композиторами Беловежской пущей... Впрочем, на минутку заглянем в один чудесный (считайте - в прямом смысле чудесный!)уголок.
Шаповалы
Витебск.Двина
тая палка с натянутой струной из овечьей кишки; провидлы - колодкидля голенищ...
И это еще что! Шаповалы говорят на своем языке! Ходит легенда, что придумал его местный пан по фамилии Шаповалов, оттого и язык - ша-повальский. Он, конечно, не столь богат словами, как белорусский или русский, на которых в основном говорят в республике, но все же сам фактего существования весьма примечателен.
В шаповальском языке больше тысячи слов. Много, конечно, заимствованных. Например, хлеб называется по-шаповальски «акрей». Это - из греческого языка. Из еврейского взята «девушка» - «шихта»; название петуха - из татарского. Катрушницкий петух - это варнак. Но большинство слов есть тайна за семью печатями даже для ученых-филологов.
Натерритории Белоруссии можно найти уголки, в которых сберегаются и развиваются народные промыслы.
Например, на Дрибинщине, километрах в шестидесяти от Могилева, в Темном Лесе живут шаповалы, или, по-местному, катрушники. Занимаются шаповалы изготовлением валенок. Делать валенки - это ремесло, но и искусство. Здесь им занимаются с XIX века. По одной из легенд, пан Оттон Цехоновский, владелец земель, посылал для обучения этому ремеслу местных крестьян в Нижегородскую губернию.
Сегодня дрибинские шаповалы делают валенки четырёх цветов - чёрные, серые, белые и коричневые. А названия инструментов для этого
промысла звучат поэтично: брында - это изогну- в этих валеЯах всегда тепло и уютно
Белоруссию ждет успех
Белорусские товары пользуются неизменным спросом в России. Одна из первопричин - их цена, которая, как правило, ниже цены на продукцию российских производителей. Но, в отличие от китайских товаров, низкая стоимость которых с лихвой перекрывается их еще более низким качеством, белорусская продукция не вызывает нареканий.
Обратим внимание на продовольствие. Приходится частенько слышать критику сельскохозяйственной отрасли Белоруссии. Дескать, с советских времен, отрасль не перестроилась, сохранив структуры хозяйств по типу колхозов. Однако, реальность такова, что белорусы сумели в разрушительное время перемен сохранить и хозяйства, и посевные площади.
придется, поскольку озимые посевы зерновых вышли хорошие.
Главная задача этого года - снижение затрат топлива на 5-6% - за счет применения новой сельхозтехники, технологий и организации работ
Заместитель начальника Главного управления механизации сельского хозяйства и продовольствия республики Владимир Кулька считает основной задачей механизаторов именно внедрение энергосберегающих технологий. К этому следует добавить то, без чего невозможно добиться намеченного без встрясок и резких скачков цен - поставки новой техники. Белорусы не смотрят с надеждой на западных партнеров. Впрочем, и на восточных тоже. У них прекрасно работает собственное производство. Работает не в условиях дикого рынка с
В Беларуси наиболее развиты автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроительная, электро- и радиотехническая промышленность, приборостроение. Гордость белорусских автомобилестроителей - машины марки БелАЗ. Почти половину площади республики занимают сельскохозяйственные угодья (распахано 30% всей территории). Большая часть их отведена под зерновые культуры. В животноводстве наибольшее значение имеет разведение крупного рогатого скота (преобладает мясо-молочное направление), свиней и птицы.
Проехать по Белоруссии - удовольствие. На полях не увидишь следов запустения, а дороги не окаймляют огромные борщевики, к которым опасно прикоснуться.
Нынешний год обещает стать для сельхозпроизводителей урожайным. Предполагается, что урожай составит 8 млн тонн зерна против 6,9 млн тонн в 2006 году. Перед началом посевной кампании начальник главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Григорий Романюк отметил, что заготовлено 297 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур, что составляет 104% плана. Сформирован страховой фонд - 65, 2 тыс. тонн на случай, если вдруг придется пересевать зерно. Этого количества хватит на 270 тыс. гектаров земли. Однако в министерстве уверены, что пересевать не
сугубо личными интересами получения выгоды, а в тесном контакте с государством и с другими производителями.
В 2007 году белорусские сельхозпредприятия на условиях лизинга получат 500 новых тракторов Минского тракторного завода, 160 комбинированных почвообрабатывающих агрегатов, 400 плугов и другую технику.
Конечно, без трудностей не обойдется - как субъективных, так и объективных. К примеру в вопросах энергосбережения. Сегодня удельный вес энергосберегающих тракторов МТЗ составляет 28%, а должен быть на 10% выше. Но белорусы кэтомустремятся...
Так или иначе, с учетом того, что в промышленности и сельском хозяйстве республики превалирует государственный интерес, нет сомне-ниявтом.чтоБелоруссиюждётуспех. ■
Алексей Ерофеев, Елена Купчик