Научная статья на тему 'Региональные различия въездного туризма в Индии'

Региональные различия въездного туризма в Индии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
997
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ТУРИЗМ / ШТАТЫ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РАЙОНЫ / INDIA / TOURISM / STATES / RESOURSES / RECREATION / DISTRICTING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каледин Владимир Николаевич

Рассматривается вопрос возможности выделения на территории Индии туристско-рекреационных районов въездного туризма. Туристско-рекреационные ресурсы страны отличаются уникальным комплексным потенциалом, однако распределены по территории Индии неравномерно. Ряд факторов сильно влияет на туристскую привлекательность и посещаемость различных штатов и союзных территорий разнообразие климатических условий и ландшафтов, геополитические факторы, слабая развитость туристской инфраструктуры многих районов страны, особый режим ряда приграничных районов и т. д. Исходя из этого предлагается схема районирования страны на девять туристско-рекреационных районов, имеющих определенную рекреационно-ресурсную и деятельностно-туристскую, организационную специфику и обладающих районообразующими признаками, отражающимися в конкретных характеристиках туристско-рекреационного использования. Вопрос туристско-рекреационного районирования страны приобретает особое значение в связи с возрастающим интересом к Индии, как к объекту туризма и усилиями правительства страны развивать эту отрасль опережающими темпами. Библиогр. 9 назв. Ил. 1. Табл. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional differences of inbound tourism in India

With the growth of foreign tourist arrivals the problem of geographical tourist zoning of India becomes very important for the development of the sector in the country. The paper considers the concept of identifying specific inbound tourist regions in the country and gives a brief description of proposed regions.

Текст научной работы на тему «Региональные различия въездного туризма в Индии»

Сер. 7. 2009. Вып. 2

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 911.2 В. Н. Каледин

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ИНДИИ

По определению, принятому Статистической комиссией ООН и одобренному Всемирной туристской организацией (ВТО), туризм «охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». В таком значении обычно термин употребляется и в международной практике и литературе, посвященной туризму. В Индии туризм имеет давнюю историю. С древних времен в эту экзотическую страну стремились купцы и путешественники из Европы, стран Востока, религиозные паломники из Юго-Восточной Азии и Тибета, а с появлением мусульманских святынь — и из арабских стран. Паломников — буддистов привлекали и привлекают поныне важнейшие буддийские святыни, связанные с жизнью и учением Будды и его последователей — Сарнатх, Бодхгая, монастыри Ладакха и многие другие места, расположенные преимущественно на севере страны. Последователи индуизма из Юго-Восточной Азии также стремились в первую очередь в северные районы — к Гангу и храмовым комплексам Варанаси, Харидвара, Ганготри, Матхуры и т. д. Уже с XIX в., в период британской колонизации, Индию посещают организованные группы туристов и индивидуальные путешественники, преимущественно из Европы, возникают первые компании, организующие поездки в эту страну. В этот же период как объекты туризма возникают первые музеи и национальные парки. Европейских туристов в то время привлекали историко-культурные достопримечательности и охота на экзотических для европейцев животных. После обретения Индией независимости в 1947 г. новое правительство почти сразу стало уделять внимание развитию отрасли. В 1949 г. в структуре Министерства транспорта Индии был организован отдел туризма, а, начиная со второго Пятилетнего Плана (1956-61 гг.), в стране реализуются программы поддержки и развития туристской отрасли. Осуществляются программы развития как въездного, так и внутреннего туризма на государственном уровне, на уровне штатов, союзных территорий и в ряде городов и районов штатов [1].

Первые два десятилетия после обретения страной независимости не были отмечены существенным притоком иностранных туристов. И лишь в 1970-х годах в связи с ростом международного авторитета страны, известности ее природного и историко-культурного наследия, а также развитием международных путей сообщения и прогрессом туристской инфраструктуры Индии возможность посещать страну получили не только состоятельные туристы, но и люди со средним достатком. В 1951 г. страну посетили всего 16829 туристов, в 1960 г. более 123 тыс., а в 1970 г. более 280 тыс.. Постепенно Индия становится все более популярным объектом для иностранных туристов, и в 1980 г. их количество составило уже более 1,25 млн человек. Наиболее стремительно туристская индустрия Индии развивается с 1990-х годов. Если в 1990 г. страну посетило около 1,7 млн туристов,

© В. Н. Каледин, 2009

то в 2000 г. — 2,65 млн человек. В последние годы страна переживает туристический бум — в 2006 г. в стране с целью туризма побывало 4,45 млн иностранных туристов [2], а в 2007 г. их число превысило 5 млн чел. (табл.1)[3]. По предварительным данным Министерства туризма Индии в 2008 г. страну посетило около 5,37 млн иностранных туристов.

Таблица 1

Количество иностранных туристов посетивших Индию в 1951-2007 годах

Год Количество иностранных туристов Изменение в % к предыдущему году/ периоду

1951 16 829 -

1960 123 095 24,7*

1970 280821 8,6*

1980 1 253694 16,1*

1990 1 707 158 3,1*

2000 2649378 6,7

2001 2537282 -4,2

2002 2 384 364 -6,0

2003 2726214 14,3

2004 3457477 26,8

2005 3 918 610 13,3

2006 4447 167 13,5

2007 5081504 14,3

*Средний ежегодный прирост за прошедшие 10 лет.

Индия занимает достаточно скромное место в мировой индустрии туризма, значительно уступает ведущим странам по количеству посетивших их туристов (лидер 2006 г. — Франция — 79,1 млн чел., Россия на 10 месте — 20,2 млн чел.) [4]. В то же время у нее огромный нереализованный туристский потенциал — страна является одной из немногих в мире, способных в комплексе предложить иностранным посетителям практически все виды туризма. Некоторые виды рекреационной активности, доступные на территории страны уникальны, например экстремальный и лечебно-оздоровительный туризм или историко-познавательный (очень популярен среди состоятельных иностранцев тур во «Дворце на колесах» — ретро-поезде, совершающем поездки по штату Раджастхан).

для жизни такой большой страны со стремительно растущим населением (вдвое быстрее чем в Китае) въездной туризм выполняет ряд очень важных функций — создает рабочие места, способствует улучшению уровня жизни, выполняет не менее важную для такой многонациональной станы интегрирующую роль, способствует развитию программ по сохранению памятников архитектуры и природных заповедников и др. Понимая всю важность развития отрасли, правительство Индии делает серьезную ставку на туризм, как один из локомотивов экономики страны. Министерство туризма и культуры проводит успешные международные рекламные компании, в первую очередь в национальных и зарубежных СМИ и электронных средствах массовой информации. Министерство имеет 13 представительств за рубежом. Туризм стал второй по значимости сферой (после торговли драгоценными камнями и ювелирными украшениями), приносящей стране валютные поступления. В 2007 г. Индия заработала на туризме 10,7 млрд долларов, отрасль

обеспечила более 6 % ВВП страны (однако это пока меньше общемирового показателя доли туризма — более 10 %)[2].

Индия отличается уникальным комплексным потенциалом туристско-рекреационных ресурсов. Однако распределен он по территории страны неравномерно, что способствует формированию региональных различий в масштабах, характере и темпах развития турин-дустрии. Это отражает не только ландшафтные различия, но и историческую неравномерность освоения территории и структуру регионального развития и уровня жизни населения, контрасты в туристской инфраструктуре и в целом в уровнях социально-экономического развития штатов и союзных территорий. Многие регионы страны могут предложить лишь определенные, ограниченные виды туризма. Наиболее популярными и разрекламированными за рубежом направлениями туризма в Индии являются различные поездки и туры с целью отдыха и развлечений. Кроме этого, значительную роль в развитии туризма в регионах играют министерства туризма в штатах страны, активность которых значительно сказывается на туристских потоках. Немаловажны и геополитические факторы — угрозы межнациональных, межконфессиональных конфликтов, террористических акций, особый режим ряда приграничных районов. Обозначенные факторы регионализации туриндустрии формируют различия в туристской привлекательности и посещаемости различных штатов (их число в настоящее время составляет 28), союзных территорий (их 6) и Национального столичного округа Дели иностранными туристами, формируя региональные различия, открывающие возможность выделения на территории современной Индии ряда объективно сложившихся туристских районов, отличающихся друг от друга как по специфике потенциала рекреационно-туристских ресурсов, так и по видам туристской деятельности для иностранцев. Однако в связи с многообразием рекреационных объектов Индии и трансграничным характером многих из них, как и связанных с ними туров (их расположением одновременно на территории нескольких административных единиц), не всегда возможно точно соотнести границы туристских районов и административные границы штатов страны. Кроме того на территории страны можно выделить регионы, являющихся малопривлекательными или же не получивших пока в силу различных причин сколько-нибудь значимой рекреационной привлекательности для иностранных туристов, являющихся, в то же время, важнейшими районами для местных туристов. Следует отметить, что масштабы и география внутреннего индийского туризма (526,57 млн . чел. в 2007 году) значительно отличаются от въездного. У жителей Индии наибольшую популярность имеет религиозный туризм.

Разнообразие климатических условий и ландшафтов Индии также является важным фактором регионализации туриндустрии, влияя на привлекательность различных регионов страны. В частности, это позволяет выделять территории, которым свойственна сезонность функционирования, связанная с природной ритмикой. Географической основой выделения районов въездного туризма является схема административно-территориального деления страны, поскольку как управление туриндустрией, так и статистическая информация о туризме в государственной статистике Индии ведется по административным единицам (штатам и союзным территориям). Таким образом и административно-территориальное устройство страны является одним из основных факторов регионализации въездного и внутреннего туризма.

Важным фактором выделения туристско-рекреационных районов можно также считать и маршруты важнейших и наиболее популярных туров, предлагаемых туристскими компаниями и обусловленных определенным спросом. Такие туры обычно проводятся

по территории того или иного туристского района, имеющего определенное количество точечных туристских центров с характерной для данного района рекреационной спецификой и тематикой, например, определенные природно-рекреационные ресурсы или комплексы памятников культурно-исторического наследия. Концентрация рекреационных ресурсов в районах в основном достаточно высока, что обуславливает в большинстве случаев проведение тура только по одному определенному району при достаточной насыщенности программы.

Вопрос туристско-рекреационного районирования страны, тем более районирования въездного туризма недостаточно изучен в индийской и мировой научно-исследовательской и профессиональной литературе. В исследованиях и популярной литературе, описывающих рекреационный потенциал Индии, преобладает упрощенный подход к туристско-рекреационному районированию страны (преимущественно берущее за основу экономико-географическое деление территории на Север, Юг, Запад, Восток, иногда Центр), не рассматривающий комплекса факторов и статистических данных. Исследования индийских авторов обычно разобщены и касаются только какого-то штата, района страны или региона на территории определенного штата. некоторые индийские исследователи, рассматривая как въездной, так и внутренний туризм, выделяют на территории страны четыре туристско-рекреационных зоны (зона дели, зона Мумбай, зона Колката, зона Ченнай)[5,6]. Данный подход обосновывается прежде всего существующими сейчас туристскими потоками и близостью популярных туристских объектов к этим крупным городам, являющимися в то же время важнейшими транспортными пунктами. Предлагаемое туристско-рекреационное районирование не охватывает всей территории страны, предполагая с развитием туристской сферы присоединение к этим районам прилегающих регионов.

Министерство туризма и культуры правительства Индии и археологическая служба Индии, опираясь на статистику посещения памятников культурно-исторического наследия, выделяет 21 туристский округ с центром в определенном крупном городе [3]. Такое районирование также не охватывает всей территории страны и не учитывает природно-рекреационные объекты, являющиеся в некоторых случаях главным фактором привлечения туристов. Определенная попытка туристско-рекреационного районирования прослеживается в проекте создания индийским правительством по примеру особых экономических зон особых туристских зон, расположенных в наиболее привлекательных с точки зрения туризма регионах.

Почти полное отсутствие работ, исследующих вопрос туристско-рекреационного районирования страны, очевидно, связано с тем, что штаты и союзные территории Индии сами по себе зачастую могут рассматриваться как туристские районы с определенным комплексом рекреационных ресурсов, имеющие свою, в значительной степени автономную инфраструктуру туризма, свои государственные структуры, ответственные за привлечение туристов и развитие отрасли, свою политику в рекреационной сфере. не способствует изучению вопросов туристско-рекреационного районирования страны и позиционирование Индии на мировом туристском рынке как единого рекреационного пространства.

При выделении туристско-рекреационных районов Индии следует помнить, что они должны являть собой территории отличающиеся комплексом определенных районообразующих признаков, однородные и в то же время специфические по характеру рекреационного использования, обладающие определенными признаками аттрактивности и рекреационной специализацией.

С учетом перечисленных обстоятельств на территории Индии достаточно отчетливо прослеживаются девять туристско-рекреационных районов (рис.1 и табл. 2), имеющих определенную рекреационно-ресурсную и деятельностно-туристскую организационную специфику, отражающуюся в конкретных характеристиках туристско-рекреационного использования. Далее кратко рассмотрим основные особенности каждого из районов.

1. Горный район. Включает в себя, прежде всего Гималаи и прилегающие горные системы и хребты — Ладакх, Занскар и др. Географически подразделяется на два туристских подрайона: Западные Гималаи с прилегающими горными системами (штаты Джамму и Кашмир, Химачал Прадеш, Уттаракханд) и штат Сикким. Главные

Рис. 1. Туристско-рекреационные районы Индии и важнейшие центры въездного туризма

Таблица 2

туристско-рекреационные районы Индии

Район Количество иностранных туристов % Штаты и союзные территории образующие район Города-важнейшие центры въездного туризма в районе

1. Горный район 3,67 % Джамму и Кашмир, Химачал Прадеш, Уттаракханд, Сикким Шимла, Лех, Дхарамсала, Сринагар, Джамму, Манали, Гангток

2. Центральный район 41,37 % Дели, Пенджаб, Харьяна, Уттар Прадеш, Мадьхья Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия, союзная территория Чандигарх Дели, Агра, Кхаджурахо, Колката, Варанаси, Харидвар, Матхура, Амритсар, Бодхгая,

3. Раджастан 10,39 % Раджастан Джайпур, Удайпур, Джодхпур, Джайсалмер

4. Гуджарат 0,84 % Гуджарат, союзные территории Даман и Диу, Дадра и Нагар-Хавели Ахмедабад, Диу, Даман

5. Юго-Западное побережье 6,89 % Гоа, Керала Тривандрум, Кочин, Панаджи

6. Юго-Восточный район 0,38 % Орисса, Чхаттисгарх, Джаркханд Пури, Бхубанешвар, Конарк

7. Южный район 36,19 % Махараштра, Карнатака, Андхра Прадеш, Тамилнаду, союзная территория Пондишери (Пудучерри) Мумбай, Ченнай, Пондишери, Хайдерабад, Майсур

8. Северовосточный район 0,17 % Ассам, Аруначал Прадеш, Нагаленд, Мегхалая, Трипура, Манипур, Мизорам Гувахати

9. Островной район 0,1 % союзные территории — Андаманские и Никобарские острова и Лакшадвип Порт-Блэр

туристско-рекреационные ресурсы — горные курорты и станции, возможности для занятия альпинизмом, важнейшие индуистские паломнические центры, древние буддийские монастыри, в предгорьях — национальные парки (Корбетт, Дачигам). Главные направления туристской активности в этом районе — горный, экстремальный, экологический, этнический и религиозный виды туризма. Район со слаборазвитой туристской инфраструктурой. В связи с климатическими особенностями и труднодоступностью району свойственна сезонность функционирования туриндустрии. Большая часть района привлекательна и открыта для свободного доступа лишь в течение летних месяцев. Район экономически слабо развит, рекреационно недостаточно освоен и не является объектом массового туризма, однако обладает широкими перспективами развития. Важнейшие туристские центры — в Западных Гималаях города Шимла, Лех, Дхарамсала, Сринагар, Джамму, Манали, а в Восточной части — Гангток. На район приходится 3,67 % иностранных туристов, посещающих Индию (здесь и далее посчитано автором по данным министерства туризма и культуры Индии на 2006 г.) [3].

2. Центральный район — часть Индо-Гангской низменности и ряд прилегающих территорий. Включает столичную территорию Дели, штаты Пенджаб, Харьяна, Уттар

Прадеш, Мадьхья Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и союзную территория Чандигарх. Это наиболее освоенный в туристско-рекреационном отношении район Индии и наиболее посещаемый, на него приходится 41,37 % иностранных посетителей. Характерная специфика района — экскурсионный и религиозный туризм. Район привлекает внимание туристов в первую очередь памятниками культурно-исторического наследия — средневековыми архитектурными комплексами (наиболее известен Тадж Махал в городе Агра) и храмовой архитектурой (Дели, Агра, Кхаджурахо, Колката и т. д.), важнейшими религиозными центрами индуизма (важнейшие — Варанаси, Харидвар, Матхура), сикхизма (Амритсар), буддизма (Бодхгая, Сарнатх) и ислама (Дели, Аджмер), возможностями экологического туризма в заповедниках и национальных парках (Дадва, Сундербанс). Туристская активность тяготеет к городам Дели и Колката, являющимся также и крупнейшими транспортными центрами. Важнейшие туристские центры — города Дели, Агра, Варанаси, Кхаджурахо, Колката, Харидвар, Матхура, Амритсар, Патна.

3. Раджастан. Район совпадает с границами штата Раджастан. Уникальный в своем роде регион, наиболее известен своими историческими достопримечательностями — грандиозными древними фортами и дворцами (Джайпур, Удайпур, Джодхпур и т. д.), возможностью совершить сафари на верблюдах по пустыне Тар и крупными национальными парками (Сариска, Рантхабхор, птичий заповедник Бхаратпур). Штат наиболее разрекламирован за пределами Индии, имеет эффективную туристскую инфраструктуру, вследствие чего очень привлекателен (10,39 % иностранных туристов) для посещения преимущественно организованными группами.

4. Гуджарат. Территориально район включает в себя также две союзные территории Даман и Диу и Дадра и Нагар-Хавели — бывшие португальские колонии. Имеет свою специфику туристско-рекреационных ресурсов — Качский Ранн (уникальная солончаковая низменность), заповедники и национальные парки (Сасангир, Нал Саровар), исторические достопримечательности (Ахмедабад, Диу), храмовые комплексы (Ахмедабад, Дварака), пляжи (Даман). Посещается достаточно малым количеством иностранных туристов (0,84 %) вследствие малой известности, удаленности от основных туристских маршрутов и политической нестабильности.

5. Юго-Западное побережье полуострова Индостан. Район включает в себя штаты Гоа и Керала. Один из наиболее посещаемых иностранными туристами туристских районов Индии (6,89 %), привлекателен в первую очередь для любителей пляжного и познавательного туризма преимущественно в зимний период времени. Бывшая португальская колония Гоа является в настоящее время главным центром пляжного туризма Индии, также имеет ряд историко-культурных (колониальная архитектура, индуистские храмовые комплексы) и природных объектов (три заповедника и один национальный парк). Штат Керала, расположенный на самом юге района будучи вторым по важности пляжным ресурсом страны, является также важным районом экологического туризма (ряд национальных парков и заповедников, наиболее известный — заповедник Перияр) и центром лечебно-оздоровительного туризма — здесь расположены важнейшие лечебные центры традиционной индийской медицины — Аюрведы. Важнейшие туристские центры — города Тривандрум, Кочин, Панаджи.

6. Юго-Восточный район. Включает штаты Орисса, Чхаттисгарх, Джаркханд. Один из наименее привлекательных и посещаемых иностранцами регионов страны (0,38 % иностранных туристов). Сказывается неразвитость туристской инфраструктуры, политическая нестабильность, регулярные наводнения (шт. Орисса). В то же время район обладает

хорошими туристско-рекреационными ресурсами — пляжи вдоль побережья Бенгальского залива, исторические достопримечательности и храмовые комплексы (Пури, Бхубанешвар, Конарк). Район может быть также интересен любителям дикой природы (Национальный парк Симилипал), этнического и сельского туризма, желающим ознакомиться с жизнью индийских деревень.

7. Южный район. Объединяет штаты Махараштра, Карнатака, Андхра Прадеш, Тамилнаду и союзную территорию — Пудучерри (ранее — Пондишери). Район входит в число наиболее привлекательных и туристски освоенных регионов Индии (на него приходится 36,19 % посетителей страны) и отличается разнообразием туристско-рекреационных ресурсов. Иностранных туристов привлекают историко-культурные достопримечательности (Пондишери, Майсур, пещерные комплексы Аджанта и Эллора в районе города Аурангабад), индуистские храмовые комплексы и святыни (Махабалипурам, Тиручирап-палли), национальные парки и заповедники (Джавхар, Пуликат, Ведантхангал). Важнейшие туристские центры — Мумбай, Ченнай, Пондишери, Хайдерабад и др.

8. Северо-восточный район. Район с наименее развитой туристской инфраструктурой, политически нестабильный и лишь частично открытый для посещения иностранцами. Объединяет 7 штатов Индии — Ассам, Аруначал Прадеш, Нагаленд, Мегхалая, Трипура, Манипур, Мизорам. Число иностранных туристов, посещающих регион незначительно — 0,17 %. Район наиболее интересен с точки зрения экологического и этнического туризма — здесь проживают народности преимущественно тибето-бирманской группы, сохранившие древний уклад жизни. Важный туристский ценр — Гувахати.

9. Островной район. Объединяет две союзные территории — Андаманские и Никобарские острова и Лакшадвип (расположена на Лаккадивских островах). Расположенные в тропиках Андаманские и Никобарские острова (5 72 острова из которых лишь 36 обитаемы) и Лаккадивские острова (36 островов, 11 обитаемы) — удаленные от полуострова Индостан и сохранили уникальную природу. Район имеет большой туристско-рекреационный потенциал — в первую очередь пляжный. В настоящее время большинство островов закрыто для посещения иностранцами, так как плохо развита туристская инфраструктура, недостаточно развиты транспортные коммуникации — добраться до островов можно либо по морю с территории Индии, либо с помощью местных индийских авиалиний. Это наименее посещаемый иностранными туристами район — около 11 тыс. человек (около 0,1 %).

Внутри районов обычной является точечная географическая структура въездной туристской деятельности. Существующие точки-центры туристской активности (их в районах в среднем 7-8) различаются по значимости и представляют собою важнейшие туристские центры с комплексом туристско-рекреационных ресурсов (например Джайпур, Дарджилинг, Сринагар) или реже определенными историко-культурными, природные объектами или ресурсами (например Кжаджурахо, национальные парки). Обычно эти точки туристской деятельности являются также важнейшими центрами туристской инфраструктуры въездного туризма. Многие точки въездной туристской деятельности совпадают с точками внутреннего туризма, в то же время существует большое количество точек имеющих большое значение для местных туристов и мало востребованных иностранцами (например достопримечательности Хайдерабада и его окрестностей в 2007 г. посетило более 2 млн.670 тыс. индийцев и всего около 30 тыс. иностранных туристов)[3].

Обычно объектом посещения иностранными туристами выбирается один из этих районов, реже — два-три. Это находит отражение и в продуктах туристских компаний,

предлагающих определенные виды туристских поездок в определенный регион без межрегиональных переездов. Наиболее популярные предложения зарубежных, российских и индийских турфирм, ориентирующихся на иностранных туристов — отдых в Гоа (иногда в тур включается посещение г. Мумбай), туры по Центральному району (например, тур Дели — Агра — Гвалиор — Орчха — Кхаджурахо — Варанаси — Дели или Дели — Варанаси — Патна — Колката), туры по историческим достопримечательностям Раджастана (например, Дели — Джайпур -Удайпур — Джодхпур — Пушкар), отдых и лечение в Керале (в тур часто входит посещение заповедников штата — самый популярные — заповедник Перияр), туры по Южному району (например Ченнай — Махабали-пурам — Пондичерри — Ауровиль — Чидамбарам — Бангалор — Путтапарти — Ченнай или Мумбай — Пуна — Аурангабад — Аджанта — Эллора — Мумбай), туры по Горному району (например Дели — Шринагар — Лех — Манали — Шимла — Дели). В некоторых случаях посещение другого региона связано с необходимостью использования его важных транспортных узлов, в то же время основным объектом посещения является конкретный район. Например, для туров в Раджастан пунктом прибытия в Индию обычно является Дели. В целом же межрегиональная туристическая деятельность для Индии не характерна. исключением является самый популярный среди иностранных туристов маршрут Дели — Агра — Джайпур, захватывающий два района.

Избирательность (предпочтение) в посещении тех или иных районов обусловлена несколькими причинами: специализация (однородность) и значительная концентрация природных и историко-культурных рекреационных ресурсов в популярных среди иностранных туристов районах, зависимость популярности районов от природно-климатических факторов, недостаточность развития инфраструктурной связи между районами (их удаленность друг от друга значительно увеличивает стоимость всей поездки).

В географической структуре районирования туристской сферы Индии прослеживается определенный иерархический принцип. Внутри выделенных районов в большинстве случаев на основе точек въездной туристской деятельности можно выделить подрайоны, находящиеся во взаимной связи. Но этот вопрос требует специального исследования.

Предложенное туристское районирование Индии может служить для более активной реализации возможностей туристско-рекреационного потенциала страны и использоваться для более успешного развития и совершенствования управлением въездным туризмом в Индии.

Литература:

1. Mukesh Ranga. Tourism Potential in India. Delhi, 2003.

2. Tourism Statistics 2007 at a Glance. Market Research Division / Ministry of Tourism. New Delhi, 2008.

3. India Tourism statistics 2006 / Ministry of Tourism. Market Research Division. New Delhi, 2008.

4. WTO Barometer, июнь 2007. http://www. world-tourism. org/facts/wtb. html

5. Dinesh Sharma, Singh A. K. Tourism Industry in India. New Royal Book Co, Lucknow, 2004.

6. Gupta S. P. Cultural Tourism in India. Delhi, 2002.

7. Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2003.

8. Бессонова В. Б. Туристский регион: содержание и границы понятия // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2006. Вып. 3.

9. Каледин В. Н. Въездной туризм в Индию: опыт туристического районирования. Географические и геоэкологические аспекты развития природы и общества. Сборник научных статей по материалам отчетных научно-практических конференций 2006-2007 гг. СПбГУ СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.