УДК 338.486: 332.14 (470+571)
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2012 Кудинова Л.М., Некрасова М.Л., Рябошапко В.П., Филобок А.А.
Кубанский государственный университет
Исследование исторических аспектов влияния туризма и рекреации на процесс формирования туристско-рекреационного районирования в России является актуальным. Правильное туристско-рекреационное районирование позволяет сформировать туристский продукт, который будет выполнять воспитательную, патриотическую, оздоровительную и экономическую функции и достойно представит страну на мировом туристскомрынке.
The study of the historical aspects of the influence of tourism and recreation upon the process of the tourist-recreational zoning formation of in Russia is urgent. The right tourist-recreational zoning allows creating a tourist product, which will execute educational, political, health-improving and economic functions and adequately present the country on the global tourist market.
Ключевые слова: туристско-рекреационное районирование, туристский продукт, исторический этап, туристскийрынок.
Keywords: tourist-recreational zoning, tourist product, historical stage, tourist market.
Районирование - научная процедура, связанная с изучением процесса
районообразования. Туристско-рекреационное районирование - вид частного, отраслевого районирования,
отражающий только такой аспект, как туризм и рекреацию. Основой
рассмотрения процессов туристско-рекреацион-ного районообразования и его районирования служит
соответствующее описание
исторических процессов освоения
изучаемой территории. Процедуру районирования отражает реальность. Те процессы, которые происходят на территории в реальности, влияют на систему стандартов определения
районов. Изменения в
районообразовании приводят к естественным переменам в области научного районирования: в нем
происходят не только количественные,
но и качественные изменения. Следовательно, исследование
исторических аспектов влияния туризма и рекреации на процесс формирования туристско-рекреационного районирования и районообразования в России является актуальным вопросом. В настоящее время туристская отрасль ориентирована на выездной туризм во многом благодаря большей
информированности населения о туристских продуктах зарубежных
стран. Туристско-рекреационное
районирование и районообразование может служить источником информации населения и ее гостей о рекреационных возможностях различных районов России, при условии его правильной организации.
Первый исторический этап развития российского внутреннего туризма и
рекреации связан с периодом конца XIX
века до периода «холодной войны». Российский туризм начал свое формирование в отдельную отрасль. Основными функциями туризма были социально-культурная и
оздоровительная. Использовались
лечебно-оздоровительные природные ресурсы, историко-культурные
памятники. На предпринимательском этапе начала формироваться
инфраструктура туризма. В социальнокультурной и оздоровительной областях туризм выполняет экономическую функцию. Туристские предложения на рынке различались в зависимости от целей отдыха, социального статуса отдыхающих. Большая доля рынка приходилась на неорганизованный туризм. Предпринимательский этап с конца 20-х гг. сменяется
организационно-централизо-ванным этапом. Из всех ранее перечисленных функций в туризме доминировала идеологическая. Отрасль была полностью монополизирована и это просматривалось в принятых
законодательных актах.
В качестве исторических фактов, которые помогли сделать данный вывод, можно отметить следующие. Поездки для лечения внутри страны стали практиковаться с XVIII века. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Называется этот период — просветительским и продолжается до 1890 г. Определяющим на этом этапе был лечебно-оздоровительный отдых. Петр I построил первый в России курорт «Марциальные воды» («Дохтурские правила» от 20 марта 1791 г.) и издал указ об исследовании лечебных местностей. За два столетия были созданы курорты в Прибалтике, Центральной России, Крыму, на Кавказе. В 1863 г. было создано бальнеологическое общество
[5].
В этот период познавательный туризм характеризуется только отдельными примерами экскурсий, походов и путешествий, в основном с краеведческими целями. В конце 70-х годов XIX столетия появляется спортивный туризм. В Тифлисе был организован Альпийский клуб (1877 г.),
а в 1890 г. туристами в Одессе был создан Крымско-Кавказский горный клуб с филиалами в городах Севастополе и Ялте [5].
В 90-е годы XIX в. в России окончательно складывается
индустриальная база
предпринимательства. Формируется туристская инфраструктура
(транспортная сеть, ресторанно-
гостиничное хозяйство) и появляются многочисленные туристские
учреждения: туристские фирмы, клубы, бюро, компании. Оформляются два основных сегмента туристского рынка — элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции. В этот период преобладал неорганизованный туризм. Но уже появились первые туристские клубы, бюро путешествий. В 1895 г. было создано «Общество
велосипедистов-туристов ».
После окончания Первой мировой войны и завершения двух революций — Февральской и Октябрьской — был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были
национализированы все крупные предприятия, экспроприированы
средства производства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление в
предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики — НЭП (1921-26 гг.). Короткий период предпринимательства
характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности. Туристский продукт носил, в основном,
экскурсионно-познавательный характер. Однако с конца 20-х гг.
предпринимательство вновь
сворачивается. В туризме в этот период начинается организационно-
централизованный этап, который продолжается до конца 60-х годов XX столетия. Определяющим на этом этапе было доминирование идеологических функций над хозяйственными и монополизация туризма. Этот этап подразделяется на два периода: довоенный и послевоенный. В первом периоде была заложена система отдыха в
СССР. В течение следующих шести лет (1939-1945 гг.) слово «туризм» ушло из лексикона и только с 1950 г. отмечается новый подъем туризма, известный как его «золотой век» [5].
Вторым историческим этапом
развития внутреннего российского
туризма и рекреации связан с периодом «холодной войны» и до перестроечных времен XX века. Рассматриваемый период в российском туризме
заканчивается началом развития
предпринимательской деятельности. Меняется структура рекреационных
потребностей, начало сегментации туристского рынка, переход от монопольного туристского хозяйства к многоукладному, активизация малых и средних туристских предприятий,
использование природных
рекреационных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений.
В послевоенный период получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский
туризм. Начиная с 1960-х годов, получает распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются железнодорожные путешествия. Наблюдается очень
быстрый рост предприятий отдыха и лечения, расширение географии туризма на восток (Сибирь и Дальний Восток), концентрация рекреационного
обслуживания, появление новых форм обслуживания, развитие дачной
рекреации. Формируется самая крупная и дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Все виды туристской деятельности в стране развиваются при поддержке государства и профсоюзов. Например, суть социального туризма в том, что гражданин оплачивал лишь часть цены путевки, а то и получал ее бесплатно. Итогом таких действий стало то, что с учетом детей до 16 лет общее число выезжающих на отдых составляло в тот период 100 млн человек. Из них отправлялись за рубеж примерно около 1 млн граждан. Но, несмотря на развитие системы здравниц и турбаз, количество неорганизованных туристов составляло
50 млн человек из 60 млн человек организованных отдыхающих [3].
В советском туризме началась эпоха «путешествий выходного дня». Уже в 1972 г. было организовано около 5 тыс. железнодорожных и 9 тыс. водных круизов, 40 тыс. автобусных и 7 тыс. авиапутешествий. На досках объявлений многих предприятий можно было увидеть приглашение принять участие в экскурсионной поездке в Тбилиси или Киев, Ригу или Одессу [3].
Экстенсивное развитие туризма приводит к обострению противоречий из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых, что вызвало необходимость перехода к новой форме организации и планирования туризма. Создаются Центральный совет по туризму и экскурсиям, Центральный Совет по управлению курортами и туризму и региональные советы. Возрастает интерес науки к проблемам туризма. Организуется система непрерывной подготовки кадров туристской сферы.
К 90-м годам становится очевидным, что административно-командная система не справляется с задачами интенсификации туристского
обслуживания. Строительство новых предприятий инфраструктуры туризма требовало большого организаторского мастерства. Многие объекты строились десятилетиями. Объект зачастую возводился там, где власть обеспечивала материальное покрытие строительства, а не там, где люди хотели отдыхать. Развитие туризма, как и всей советской экономики, постепенно заходило в тупик.
Третий этап развития российского внутреннего туризма и рекреации связан с переходным периодом в стране. Доминирующей тенденцией
переходного этапа развития туризма стал переход от административного регулирования туризма к
экономическому стимулированию,
основанному на новых российских законах, как касающихся
предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности. Главное
изменение, которое произошло в российском туризме в переходный период, это преобразование
управляющих структур в сфере туризма. Произошло отделение государственных функций регулирования туризма от хозяйственно-коммерческих функций самостоятельных производителей
туристских услуг. Политическая и экономическая нестабильность в России, несовершенство используемых
экономических механизмов привели к резкому сокращению туристских потоков, и, несмотря на создание большого количества мелких туристских предприятий, доходы от туризма в стране не увеличивались. Дело в том, что в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций были практически исчерпаны; многие предприятия
народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имело необходимых средств на отдых, но потребности остались. Однако конкуренция заставила участников рынка ускоренно переходить от характерного для эпохи социализма массового конвейерного туризма к свойственному для всех индустриально развитых стран туризму
дифференцированному. В российском туризме начали формироваться основы развития современного туристского рынка, произошла его сегментация, изменились характер и мотивация спроса на туристские продукты, появились новые разновидности туризма.
Начиная с 1990 г. практически была ликвидирована система
централизованного финансирования самодеятельного и спортивного туризма, его подчиненности и финансовой зависимости от центральных органов. Прекратилось финансирование
туристских общественных организаций, туристских союзов, клубов, федераций. Стала развиваться система
самофинансирования за счет
разнообразной коммерческой
деятельности. Особенно остро встала проблема сохранения единого туристского пространства для развития внутреннего спортивного и
самодеятельного туризма. Значительная часть традиционных туристских
маршрутов оказалась за рубежами России (в странах СНГ). Материальная база профсоюзов, которую использовал самодеятельный туризм, резко сократилась и частично пришла в упадок. Все это естественно привело к сокращению численности
самодеятельных туристских походов и путешествий, числа массовых
туристских маршрутов, туристских слетов и соревнований.
На первом этапе развития туристского рынка разрабатывались, в основном, выездные туры. На протяжении восьми лет (1991-1999 гг.) на туристском рынке России был
представлен преимущественно
иностранный туристский продукт. Внутренний туризм России резко
сократился из-за потери курортов Крыма и Кавказа, высоких цен на транспорт и приватизации значительной части
материальной базы старых домов
отдыха. В условиях, с одной стороны, полной открытости национального туристского рынка перед мировым рынком туристских услуг и, с другой -сохранения заметных различий между ценами на потребительские товары в России и за рубежом, российский туристский рынок стал не столько элементом индустрии досуга, сколько формой международной торговли и средством перекачки валютных доходов за границу.
В связи с отсутствием объектов туристской индустрии перестали использоваться для туристских целей уникальные туристские местности и ресурсы не только в отдаленных районах, но и даже непосредственно в регионах массового проживания населения. В России насчитывается более 500 малых и средних исторических городов, которые могли бы стать центрами развития регионального туризма, однако, только не более 30 из них имели туристскую инфраструктуру, необходимую для приема туристов [4]. Строительство новых туристских объектов во всех регионах России в переходный период не велось, что было связано как с
отсутствием средств у заинтересованных лиц и структур, так и с низкой заинтересованностью имевших средства потенциальных инвесторов, которые вкладывали деньги только в проекты с коротким сроком окупаемости. Инвестиции же в инфраструктуру туризма имеют достаточно долгий период окупаемости.
Падение объемов внутреннего туризма связано с возрастанием уровня транспортных расходов. При огромных расстояниях, разделяющих регионы и туристские центры, возросший уровень затрат на перевозки стал препятствием для значительной части населения при покупке туристских поездок. Удельный вес туристских услуг на душу населения, составлявший в СССР в 1989 г. 23%, упал в России к 2001 г. до 4,1% [4].
Слабая инфраструктура туристской отрасли ограничивала региональный туристский потенциал. В маршрутные программы преимущественно включался показ историко-культурных памятников, а природный потенциал регионов почти не использовался. Отсутствовала
аттрактивная составляющая туров, редко были задействованы самобытные региональные праздники, фестивали, ярмарки. Это делало программы однотипными.
Серьезной потерей для российского туризма стала утрата созданной в советские времена высококлассной
школы экскурсоводов, а также наработок в области экскурсионного туризма.
После краха политической и экономической системы СССР была утрачена духовность общества, а в туризме, как социокультурной системе, это привело к утрате основных для советского туризма воспитательной и патриотической функций.
Из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического
кризиса в августе 1998 г., среднестатистическому россиянину не хватало финансовых средств для отдыха за рубежом. Многие туристские фирмы переключились на разработку туристского продукта для внутреннего и въездного туризма. Наиболее приоритетными направлениями
внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Однако массовый межрегиональный внутренний туризм, ранее существовавший в качестве приоритетного в стране, может развиваться только в том случае, если доступ к туристским услугам гарантированно обеспечен практически всему населению страны. В России переходного периода именно массовый внутренний туризм в наибольшей мере ощутил негативные последствия,
связанные с изменением экономической и политической системы.
Изменения в государственном, экономическом и политическом устройстве общества, расширение форм
собственности, развитие рыночных отношений, децентрализация
внешнеэкономической деятельности привели к изменениям в организации туризма и управлении им в России. Российский туризм не имел
государственной рекламной поддержки, а вся отрасль была отдана на откуп мелким частным предпринимателям и мелким и средним туристским предприятиям различных форм собственности. В основном, это были туристские агентства и туроператоры. За короткий промежуток времени в России были созданы тысячи туристских фирм. Позитивным моментом этого процесса являлись диверсификация предложения на туристском рынке, обострение конкуренции и повышение качества.
Четвертый этап развития российского туризма и рекреации связан с началом XXI в. и продолжается до настоящего времени. Развитие российского туризма в XXI в. происходит под воздействием целого ряда внешних и внутренних факторов. Исследуя тенденции развития туризма в современной России, необходимо выделить общемировые факторы - глобализацию,
интернационализацию, информатизацию, технологизацию, геополитические.
По данным Всемирного
экономического форума ^ЕБ) 2009 г., Россия занимает 59-е место среди 133 стран по конкурентоспособности туристического сектора экономики. Первые пять мест в рейтинге занимают
Швейцария, Австрия, Г ермания,
Франция и Канада. У России в этом рейтинг 5-е место из 133 стран по «наличию природных туристских ресурсов мирового значения»; 9-е место по «культурным туристским ресурсам мирового значения»; 127-е место по показателю «приоритет сектора туризма для государства» (одно из последних мест) и 83-е место по «государственным расходамна туризм». [1]
У России по-настоящему появилась возможность выйти на международный рынок лишь через развитие внутреннего туризма, которое стало более интенсивным в последние годы: строятся новые отели, открываются новые объекты развлечений,
модернизируются аэропорты,
совершенствуются услуги железной дороги, ремонтируются и создаются новые автомобильные дороги. Все это непосредственным образом сказывается на увеличении количества туристов и улучшении качества их отдыха. По данным Ростуризма, за последние годы объем туристских услуг на рынке внутреннего туризма вырос,
туристскими услугами сектора внутреннего туризма пользуются не менее 15% населения страны.
По прогнозам, при условии реализации в полном объеме программ развития туристической инфраструктуры в РФ рост рынка может составлять 9% в год. Развитие внутреннего туризма в России будет происходить за счет развития культурно-познавательного, пляжного (Краснодарский край), активного туризма (Карелия, Алтай и др. регионы), а также туризма «выходного дня». Данный рост будет обусловлен увеличением платежеспособного спроса со стороны населения, а также развитием туристической инфраструктуры.
Негативное влияние на динамику внутреннего потока в РФ может оказать рост цен на составляющие туристского продукта.
Примечания
В ближайшие 10-15 лет туризм сможет позитивно воздействовать на экономику России, если будет разработан и реализован единый комплексный план развития туристской индустрии; создана единая система управления и координации отраслью; если будут обеспечены благоприятные налоговые и кредитно-финансовые условия для стимулирования развития туристской сферы с обеспечением ее правового регулирования.
Проблема отсутствия единого комплексного плана развития туриндустрии, а в частности, плана по образованию туристско-рекреационных районов, является особо острой. В настоящее время данный вопрос передан в руки представителей местной районной власти, частным
предпринимателям и инвесторам, которые заинтересованы только в быстром возврате своих инвестиций. Они не обладают знаниями и информацией о всем масштабе развития туриндустрии, поэтому могут
предложить только такие формы территориальной организации туризма, как туристский кластер, свободная экономическая зона туристского типа, чей бизнес-план не содержит информации о вопросах управления, финансирования, обслуживания,
контроля, места и форм влияния данных новообразований на процесс развития всей туриндустрии страны.
По мнению экспертов Российского союза туриндустрии (РСТ),
туриндустрия России, несмотря на богатый потенциал, так и не стала реальным приоритетом структурной перестройки экономики. В результате не находят своего применения или применяются в недостаточной степени меры государственной поддержки развития отрасли, рекомендуемые ВТО и применяемые в большинстве стран -лидеров мирового туристического рынка.
1. Барзыкин Ю. А. Актуальные проблемы и основные направления развития туристской индустрии в России // Вестник НАТ. 2010. № 2(14). С. 7-8. 2. Бойко А. Е. Методические аспекты формирования туристских кластеров // Вестник НАТ.
2010. № 4(16). С. 21-24. 3. История российского туризма // Вестник НАТ. 2009. № 4(12). С. 70-82. 4. История российского туризма // Вестник НАТ. 2010. № 2(14). С. 51-59. 5. История российского туризма: Учебное пособие / под общ. ред. Т. Власовой. СПб. : Д.А.Р.К., 2009. 432 с.
Статья поступила вредакцию 17.02.2012 г.