Научная статья на тему 'Исторические этапы развития въездного туризма в Индии'

Исторические этапы развития въездного туризма в Индии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1922
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / INDIA / ТУРИЗМ / TOURISM / ПУТЕШЕСТВИЯ / TRAVEL / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА / GEOGRAPHY OF TOURISM / ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / HISTORY OF TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY / INTERNATIONAL TOURIST ARRIVALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каледин Владимир Николаевич

В статье рассмотрен многовековой опыт взаимодействия Индии с путешественниками из различных регионов Европы и Азии. Анализ исторического материала по путешествиям и развитию въездного туризма в Индию позволяет выделить три крупных исторических этапа этой деятельности: доколониальный, колониальный и современный. Выявлены и рассмотрены основные специфические особенности путешествий в Индию в каждый из этих этапов. Проанализировано состояние туристской отрасли Индии на современном этапе, выявлено место страны в современной мировой индустрии туризма, а также причины ограниченного интереса иностранных туристов к этой хорошо обеспеченной туристскими ресурсами стране (в 2013 году Индия занимала всего лишь 42-е место в списке наиболее посещаемых иностранными туристами стран).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical periods of inbound tourism in India

The article provides an overview of the centuries-long experience of interaction of India with travelers from different regions. Analysis of historical material of travel and tourism to India identifies three historical periods of these activities: pre-colonial, colonial and modern. The article describes the main specifics of travel to India in each of these periods, analyzes the state of tourism industry of India in the modern period and defines the country's place in the modern world tourism industry. The article also study out the reason of the limited interest of foreign tourists to India, despite the fact that the country is well endowed with recreational resources (in 2013, India ranks only 42th place in the list of most visited countries by international tourist arrivals).

Текст научной работы на тему «Исторические этапы развития въездного туризма в Индии»

DOI 10.5862/JHSS.227.9 УДК 94(540)

В.Н. Каледин

исторические этапы развития въездного туризма в индии

В статье рассмотрен многовековой опыт взаимодействия Индии с путешественниками из различных регионов Европы и Азии. Анализ исторического материала по путешествиям в Индию и развитию въездного туризма в стране позволяет выделить три крупных исторических этапа этой деятельности: доколониальный, колониальный и современный. Выявлены и рассмотрены основные специфические особенности путешествий в Индию в каждом из этих периодов. Проанализировано состояние туристской отрасли Индии на современном этапе, выявлено место страны в современной мировой индустрии туризма, а также причины ограниченного интереса иностранных туристов к этой хорошо обеспеченной туристскими ресурсами стране (в 2013 году Индия занимала всего лишь 42-е место в списке наиболее посещаемых иностранными туристами стран).

ИНДИЯ; ТУРИЗМ; ПУТЕШЕСТВИЯ; ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА; ИСТОРИЯ ТУРИЗМА; ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ.

Одним из важнейших условий возникновения современной туристской индустрии Индии является длительный опыт взаимодействия страны с путешественниками из разных регионов Европы и Азии, стремившимися на полуостров Индостан с различными целями. Исторический опыт организации туристских поездок закладывался в период правления в Индии британской колониальной администрации, в особенности с приходом в страну английских туристских компаний. Этот опыт стал немаловажной исторической предпосылкой становления индийской национальной туриндустрии и ее интеграции в международное сообщество в период независимого развития страны.

В целом можно утверждать, что въездной туризм в Индии имеет многовековую историю. Анализ исторического материала по путешествиям в Индию и развитию в ней въездного туризма позволяет выделить три крупных исторических этапа: доколониальный, колониальный и современный.

Доколониальный этап (до XVII в.). Исходя из современного, достаточно широкого, определения слова «туризм», принятого Всемирной туристской организацией (UNWГO), можно с полным основанием говорить о том, что въездной туризм на территории современной Индии имеет давнюю историю — не менее 25 веков.

В древнеиндийских литературных источниках — «Ригведе», «Атхарваведе», упанишадах, а также в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» — есть множество описаний торговых путей и религиозных маршрутов, рассказывается о посетителях страны, большинство из которых приобрели мифологический образ.

С древних времен в эту экзотическую страну стремились путешественники из Европы, стран Ближнего Востока, Центральной Азии и других регионов мира. Такие поездки всегда являлись важной составляющей межкультурного общения и оказывали большое воздействие на социально-культурную жизнь и традиции Индии, иногда влекли за собой политические изменения. Вслед за путешественниками и купцами, используя их маршруты, на полуостров часто проникали миссионеры и завоеватели.

В древности маршруты путешественников, направлявшихся в Индию, пролегали либо по суше, либо по морю. Основной сухопутный путь в нее из Европы и Центральной Азии лежал через Хайберский проход в горном хребте Сафед-кох, расположенный на территории современного Пакистана, рядом с афганской границей. Именно этим путем пришли в Индию арии, позднее — армии Александра Македонского и завоевателей-мусульман. Этот же маршрут соединял Индию с Великим шелковым путем.

Важнейший морской торговый путь древности пролегал через Аравийское и Красное моря и далее по суше либо на запад в Египет, либо на север к средиземноморским портам Сидон, Тир и Александрия. Другим важным морским путем из Древней Индии было направление в Юго-Восточную Азию.

Самое раннее сообщение между полуостровом Индостан и Египтом относят к периоду существования Хараппской цивилизации (III—II тыс. до н. э.). На это указывают многие археологические находки, как в долине Инда, так и в Египте. Одно из первых путешествий по Индии, упоминаемых историками древности, совершил в VI в. до н. э. греческий мореплаватель и географ Скилак Кариандский. По приказу Дария I он прошел вниз по реке Инд и далее к Персидскому заливу. Сочинения Скилака до нас не дошли, однако на них ссылаются Гекатей и Геродот.

В дальнейшем важным толчком к развитию широких торговых и культурных связей в Азии стал поход в Индию Александра Македонского (IV в. до н. э.). Египет периода династии Птолемеев имел прямое сообщение с империей Ашо-ки (III в. до н. э.), что нашло отражение в ряде источников, в том числе в одном из дошедших до нашего времени эдиктов индийского императора. Также важным свидетельством сообщения Европы с Индией являются выдержки из труда «Индика» древнегреческого путешественника Мегасфена, во второй половине III в. до н. э. по поручению Селевка I никатора посетившего с дипломатическим заданием город Паталипутра (в настоящее время — город Патна в штате Бихар), столицу империи Чандрагупты.

Торговля с Индией в тот период осуществлялась преимущественно по морю через порт Миос Хормос на египетском побережье Красного моря [1, с. 37]. В исторических источниках, в том числе и у греческого историка и географа Страбона, указывается на наличие морских торговых путей в Индию. Ко II в. до н. э. морское сообщение между Египтом и Индостаном было достаточно регулярным.

наибольшего расцвета культурные и торговые связи Средиземноморья и Индии достигли в начале нашей эры. Важным толчком к развитию сообщения с Индией по морю стало открытие в середине I в. н. э. такого природного явления, как муссоны. Учет направления и

регулярности смены ветров в Индийском океане в течение года позволил морякам не прибегать к обычному в те времена прибрежному плаванью, а пересекать Аравийское море по прямой линии. Это сделало путешествия более безопасными и быстрыми. По свидетельствам источников, до открытия муссонов из Египта в Индию отплывало не более 20 кораблей в год, после открытия — по меньшей мере один в день (очевидно, что в благоприятный для путешествий период года) [2, с. 18]. Существовал даже составленный в конце I в. н. э. путеводитель на греческом языке — «Перипл Эритрейского моря», описывающий возможные пути в Индию и дающий ценную информацию о портах западного побережья полуострова Индостан.

Развитию морского транспортного сообщения между Европой и полуостровом Индостан значительно способствовали торговые интересы римской империи, где предметы роскоши, пряности, экзотические животные и другие товары, привозимые с Востока, были очень востребованы. в обмен в Индию поступало в первую очередь золото. Помимо торговцев в страну приезжали и, возможно, поселялись в ней специалисты в военном деле и строительстве. В ранней тамильской литературе встречаются упоминания о «яванах» — выходцах из западного мира, служивших при дворах местных правителей. свидетельством посещения Индии путешественниками могут быть также римские монеты, найденные во множестве в разных частях страны. с падением римской империи связи Индии с Западом пришли в упадок [3].

Усиление влияния буддизма в Азии значительно способствовало развитию торговых путей и укреплению связей Индии с Аравией, Месопотамией, Египтом. Ко II в. эта религия распространилась на Шри-Ланке, на части полуострова Индокитай, в Центральной Азии, а на западе — вплоть до территории современной Сирии [4, с. 321]. В последующие века буддизм стал государственной религией ряда крупных государственных образований, и деятельность буддийских монахов стала важным фактором межкультурного взаимодействия в регионе. Также примерно ко II в. относится начало проникновения буддизма в Китай и Тибет. Укреплялись торговые, культурные и политические связи. В последующие века процветания буддизма на территорию Индии, в места, где

зародилась эта религия, пришло множество паломников и ученых-монахов из различных регионов Азии.

Буддизм значительно повлиял на традиции индийского общества, в частности способствовал в тот период «открытию» страны внешнему миру. Древний индуизм (брахманизм) запрещал дальние поездки за пределы полуострова, особенно это касалось представителей самого высокого сословия — брахманов, а пришельцы извне рассматривались как неприкасаемые. Буддизм же отрицает деление людей на касты, поощряет веротерпимость и контакты с другими народами. Эта перемена мировоззрения (в том числе и у последователей индуизма) значительно укрепила связи государств, расположенных на полуострове Индостан, с внешним миром и способствовала их колониальной политике в отношении островов Малайского архипелага и ряда территорий в Юго-Восточной Азии в I в. н. э. Причем впоследствии, с ослаблением буддизма и возрождением индуизма и, особенно, с началом нашествий завоевателей-мусульман в XI в., в индийское общество начинает возвращаться представление о том, что путешествия в заморские страны оскверняют представителей высших каст. Традиции мореходства, давшие в свое время возможность основать колонии от Сокотры до Калимантана, были практически утрачены, и индийцы превратились в сухопутную нацию [3].

самые ранние контакты индии с Юго-Восточной Азией, Южным Китаем и Малайским архипелагом относятся по меньшей мере к III в. до н. э., к периоду существования на полуострове индостан крупной империи династии Маурья. Из-за труднопроходимого горного рельефа местности на полуострове Индокитай торговых путей на суше здесь практически не было, большинство из них пролегало по морю. С I в. н. э. в Юго-Восточной Азии возникают индийские колонии, а в последующие века — индуизированные государственные образования. торговые и культурные связи между ними и Индией в течение последующих веков были стабильны, а после падения Римской империи Индокитай и Малайский архипелаг стали важнейшим направлением интересов государственных образований, располагавшихся на территории полуострова Индостан. Колонисты-индийцы оказали значительное влияние на

развитие культуры и государственности в этой части Азии. Очевидно, что при столь развитых связях с Юго-Восточной Азией Индию постоянно посещали путешественники, паломники и купцы из этого региона [5, с. 140].

Самая массовая категория посетителей Индии в древние времена — религиозные паломники (индуисты и буддисты). Последователи индуизма приезжали в первую очередь из Юго-Восточной Азии и направлялись в северные районы — к Гангу, священным местам и храмовым комплексам Варанаси, Харидвара, Гангот-ри, Матхуры, Удджайна, Чампы и т. д. Паломников-буддистов из Тибета, Юго-Восточной и Центральной Азии привлекали важнейшие буддийские святыни, связанные с жизнью и учением Будды и его последователей, — Сарнатх, Бодхгая, Раджагриху, Вайшали, Каушамби, а также университеты, многочисленные монастыри и многие другие места, расположенные преимущественно на севере Индии и в центре полуострова Индостан. До нашего времени дошли и некоторые литературные источники, подтверждающие посещение Индии монахами-буддистами из Китая. Наиболее известны труды и деятельность китайских монахов Фа Сяня (начало V в.), Сюаньцзаня и Ицзиня (VII в.), а также корейского монаха Хе Чхо (VIII в.).

Первые мусульманские посетители Индии стали прибывать в регион в VII в. Это были завоеватели и торговцы, приплывавшие из Аравии на западное побережье полуострова. В дальнейшем, начиная с X в., экспансия проходила по суше, со стороны Средней Азии. С распространением ислама на территории полуострова Индостан и появлением мусульманских святынь Индию стали посещать проповедники и паломники из арабского мира и стран Центральной Азии.

Христианские паломники также стремились посетить Индию, особенно после «открытия» европейцами древних христианских традиций региона. Главным объектом почитания являлось предполагаемое место погребения апостола Фомы, ныне расположенное в кафедральном соборе города ченнаи (Мадрас).

В Средние века помимо купцов Индию посещали христианские миссионеры из европейских стран и путешественники-ученые из Центральной Азии. Некоторые из них оставили после себя труды, рассказывающие о путях

в Индию и содержащие много интересной информации о самой стране.

Причем мы располагаем сведениями лишь о путешественниках известных или же оставивших записи о своих поездках. Очевидно, что существовало также большое количество безвестных людей, побывавших в Индии и не сохранивших свидетельств об этом.

одним из первых арабских путешественников-ученых, посетивших Индию, был историк и географ Якуби. Он странствовал по региону во второй половине IX в. и оставил после себя сочинения, содержащие сведения по географии Азии.

Великий ученый Аль-Бируни из Хорезма в первой половине XI в. посетил страну и составил фундаментальный труд «Индия», в котором описал верования, искусства, науки, социальное и государственное устройство индийского общества.

Самым известным путешественником, побывавшим в Индии, является итальянский купец Марко Поло. На обратном пути из Китая в Европу через Индийский океан примерно в 1294 г. он посетил несколько мест на западном побережье полуострова Индостан и в своей знаменитой «Книге о разнообразии мира» дал описание региона.

Величайший арабский путешественник и купец Ибн Баттута в первой половине XIV в. по суше через центральную Азию прибыл в Индию и провел там восемь лет при дворе султана Мухаммеда ибн Туглака. В книге «Подарок созерцающим о диковинках городов и о чудесах путешествий» Ибн Баттута описал свои странствования, в том числе и по Индии.

Среди множества европейских путешественников, посетивших Индию в ХГУ—ХУГ вв. и оставивших документальные свидетельства, можно отметить португальских мореплавателей Перо да Ковильяна и Васко да Гама, венецианского купца Никколо Конти, русского купца Афанасия никитина, китайского флотоводца и исследователя Чжэн Хэ. Среди миссионеров наиболее известны католический монах Одори-ко Порденоне и монах ордена иезуитов Антони де Монсеррат [5, с. 142].

Колониальный этап (XVII в. — первая половина XX в.). Колониальный период, примерно хронологически совпадающий с колониальным правлением в регионе Португалии,

Нидерландов, Франции и прежде всего Великобритании, характеризуется увеличением числа посетителей Индии. Благодаря развитию морских транспортных путей сообщения регион стал более доступен. Индию посещали самостоятельные путешественники и ученые из многих стран, вели активную деятельность миссионеры, приезжало множество гражданских специалистов, рабочих, солдат, офицеров колониальных стран, а также членов их семей. Увеличилось количество посетителей Индии, прибывающих в страну с коммерческими и религиозными целями.

В XVГI—XX вв. большинство посетителей Индии составляли англичане. Среди них наиболее известными исследователями-географами и историками региона были К. Маккензи, Дж. Реннелл, Ч. Рейнолдс, Дж. Эверест, В. Ламб-тон, А. Каннингем. Большинство из них были служащими британской колониальной администрации и изучали страну по ее заданию.

Среди посетителей Индии в XVПI—XIX вв. были и россияне. Следует отметить русского путешественника, музыканта и первого российского индолога герасима Лебедева, пробывшего в Индии с 1785 по 1797 г. В XVIII в. ее посещали некоторые русские военные, например (еще до кругосветного путешествия) И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, проходившие практику на английском флоте. В Индии побывали художник В.В. Верещагин, географ А.И. Воейков, индолог И.П. Минаев, врач Д.К. Заболот-ный. Цесаревич Николай со свитой посетил эту страну во время своего путешествия по странам Востока. С 11 по 31 декабря 1890 г. он совершил длительную поездку по маршруту Бомбей — Агра — Лахор — Амритсар — Бенарес (Варанаси) — Калькутта — Бомбей — Мадрас [6].

Интересным фактом является то, что путешествия в Индию россиян в XIX в. не были уделом только высших слоев общества. Примером тому может служить длительное странствие крепостного крестьянина Рязанской губернии Д.И. Цикулина, посетившего некоторые районы Индии и опубликовавшего после возвращения свои «Необыкновенные похождения и путешествия...» [7].

Существуют литературные свидетельства о поездках других малоизвестных путешественников. Также есть свидетельства посещения России выходцами из Индии.

К середине XIX в. Индия становится вполне доступным туристским объектом. К этому времени страна была уже достаточно хорошо изучена, морское сообщение с ней было регулярным и достаточно удобным, внутри самой страны хорошее развитие получил железнодорожный транспорт. Открытие Суэцкого канала для судоходства в 1869 г. имело важное значение для сокращения времени, затрачиваемого на путь в Южную Азию. Индию начинают посещать группы туристов и индивидуальные путешественники-экскурсанты, преимущественно из Европы. В конце XIX в. возникают первые туристские компании, организующие поездки в эту страну. Вероятно, первой организованной группой туристов в Индии можно считать путешественников, посетивших страну в рамках кругосветного турне, которое в 1872 г. организовало агентство Т. Кука.

Европейских туристов в то время привлекали в первую очередь историко-культурные достопримечательности и охота на экзотических для европейцев животных.

В конце XIX в. подконтрольная английской администрации Индия становится одним из наиболее привлекательных с туристской точки зрения мест во всей Британской империи. Из Европы в Индию едет множество индивидуальных путешественников, в том числе ученых, деятелей искусств, политических деятелей.

В XIX в. появляются путеводители, посвященные Индии. Первый справочник, ориентированный на европейцев, — «Путеводитель по Восточной Индии» составил и опубликовал в 1810 г. писатель и капитан британской колониальной армии Т. Виллиамсон. Во второй половине XIX в. одним из важнейших подобных изданий для путешественников стала серия «путеводителей Мюррея», написанных британским ученым и политиком Э. Иствиком и посвященных Мадрасу, Бомбею (опубликованы в 1859 г.), Бенга-лии (1882), Пенджабу и Северо-Западной пограничной провинции (1883) и всей Индии (1892). В дальнейшем, в начале XX в., важное значение для посетителей Индии имели справочники, выпускавшиеся агентством Т. Кука.

В первой половине XX в. туризм в странах Южной Азии, и в том числе в Индии, не получил серьезного развития. Политическая нестабильность в мире (две мировые войны) и регионе, национально-освободительное движение

в нем ограничивали возможность путешествий. Индия продолжала оставаться одной из колоний Великобритании, и для ее посещения требовалось специальное разрешение, получить которое в нестабильное время зачастую было очень непросто. В то время на территории страны начали развиваться некоторые экстремальные и специальные виды туризма, популярные в настоящее время, — альпинизм, пляжный и лечебный туризм. Важными объектами туризма стали возникавшие в различных районах Индии заповедники и национальные парки [8].

Меры к развитию туризма в Индии на закате своего правления в регионе предпринимали англичане. В 1946 г. под началом руководителя департамента образования Дж. Сергента была создана комиссия для изучения вопроса перспектив туризма в Индии. В своих рекомендациях комиссия предлагала принять меры для развития туристской инфраструктуры и продвижения в мире рекламы страны в качестве объекта туризма [9].

Современный этап (со второй половины XX в.). После обретения Индией независимости в 1947 г. новое правительство почти сразу стало уделять внимание развитию туристской отрасли. В 1949 г. в структуре министерства транспорта Индии был организован отдел туризма, преобразованный в 1958 г. в департамент туризма.

Начиная со второго пятилетнего плана развития Индии (1956—1961) в стране реализуются программы и проекты по поддержке и развитию туристской отрасли. Осуществляются программы развития как въездного, так и внутреннего туризма на государственном уровне, на уровне штатов, союзных территорий и в ряде городов и районов штатов. Создаются благоприятные условия для развития туристской инфраструктуры, организуются специальные учебные заведения, занимающиеся подготовкой кадров для отрасли [10, с. 16].

В 1966 г. правительство Индии реорганизовало государственную систему управления туристской отраслью и создало корпорацию по развитию туризма в Индии и министерство туризма и гражданской авиации. В то же время на уровне правительств штатов и союзных территорий были учреждены министерства и ведомства, отвечавшие за развитие въездного туризма в регионах. Причем корпорациям по развитию туризма в штатах предписывалось не только за-

ниматься координацией развития отрасли, но и непосредственно участвовать в транспортном и гостиничном обслуживании туристов — создавались государственные транспортные компании и отели. Менее успешно шло развитие частных туристских компаний.

В начале 1990-х гг. Индия приступила к экономическим реформам. Развитие въездного туризма и увеличение доходов от него стали одной из приоритетных задач правительства страны. В 1992 г. была принята государственная программа действий в сфере туризма. В ней предусматривались значительные меры по развитию инфраструктуры, привлечению инвестиций, расширялись возможности частных и иностранных туристских компаний. Одним из аспектов программы стали реставрация и переоборудование в отели многих дворцов и фортов страны.

Формированию массового туризма в Индии в большой степени способствовало развитие в мире в 1950-е гг. авиационного транспорта. Значительная удаленность страны от Европы и других регионов — поставщиков туристов всегда затрудняла ее посещение. Регулярное авиационное сообщение предоставило возможность туристам из всех частей света не только совершать поездки непосредственно в Индию, но и делать ее частью большого путешествия.

Первые два десятилетия после обретения Индией независимости не были отмечены существенным притоком в нее иностранных туристов. И лишь в 1970-х гг. в связи с ростом международного авторитета страны, известности ее природного и историко-культурного наследия, а также развитием международных путей сообщения и прогрессом туристской инфраструктуры Индии возможность посещать эту страну получили не только состоятельные туристы, но и люди со средним достатком.

Во второй половине XX в. въездной туризм в Индии стремительно развивался, и экономические успехи страны создали предпосылки для дальнейшего развития этой сферы. К настоящему времени в целом туристская отрасль Индии сформировалась и успешно функционирует и развивается при поддержке правительства страны и правительств штатов и союзных территорий.

При успешном развитии туристской инфраструктуры и благоприятной конъюнктуре на

мировом рынке Индия как объект въездного туризма в ближайшем будущем может войти в число наиболее привлекательных и посещаемых стран Азии. Пока же в мировом рейтинге популярности у иностранных туристов Индия занимает очень скромное место. По оценкам специалистов Всемирной туристской организации, в 2013 г. общее количество туристов в мире составило 1,09 млрд человек. Лидером по числу въездных туристов была Франция (84,7 млн человек), на втором месте США (69,8 млн человек), на третьем — Испания (60,7 млн) [11, с. 6]. Количество туристов, посещающих Индию, на порядок меньше числа иностранных посетителей стран — лидеров туриндустрии: в 2013 г. около 7 млн человек, что составляет 0,64 % от общемирового количества международных туристов. Примерно такое же число туристов ежегодно посещает Болгарию. Опережают Индию в этом отношении и некоторые азиатские страны (КНР, Таиланд, Малайзия, Индонезия и даже Сингапур и Вьетнам). В Китай, являющийся лидером туриндустрии в Азии, туристов прибывает в 8 раз больше, чем в Индию: в 2013 г. 55,7 млн человек (4-е место в мире) [Там же. С. 8]. В 2013 году Индия занимала 42-е место в списке наиболее посещаемых иностранными туристами государств и 12-е место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В то же время страна является одним из наиболее привлекательных объектов туризма и может предложить туристские продукты на любой вкус — от отдыха на побережье океана и поездок по историческим местам до сафари в национальных парках и горного туризма. В последние полвека в Индии почти каждый год наблюдается рост числа иностранных туристов (см. таблицу).

Непосредственно после обретения Индией независимости в 1947 г. посетителей из-за рубежа было крайне мало. В 1951 г. страну посетили всего около 16,8 тыс. путешественников. В первые два десятилетия самостоятельного развития Индии число въездных туристов увеличивалось очень медленно: чуть более 123 тыс. в 1960 г. и около 281 тыс. в 1970 г. Затем Индия становится все более популярным объектом для иностранных туристов. Наиболее стремительно ее туристская индустрия развивается с начала 1990-х гг. Если в 1990 г. страну посетило 1,7 млн туристов, то в 2000-м уже 2,64 млн человек. В период с 2003 по 2007 г. она переживала

Количество иностранных туристов, посетивших Индию в 1951—2014 гг. [12, с. 9]

Год Количество иностранных туристов, чел. Изменение по отношению к предыдущему году (периоду), % Год Количество иностранных туристов, чел. Изменение по отношению к предыдущему году (периоду), %

1951 16 829 — 1987 1 484290 2,3

1960 123 095 (24,7*) 1988 1 590661 7,2

1961 139 800 11,9 1989 1 736093 9,1

1962 134 360 -3,9 1990 1 707158 -1,7 (3,1*)

1963 140 820 4,8 1991 1677508 -1,7

1964 156670 11,3 1992 1 867651 11,3

1965 147 900 -5,6 1993 1764830 -5,5

1966 159600 7,9 1994 1 886433 6,9

1967 179570 12,5 1995 2 123 683 12,6

1968 188 820 5,2 1996 2287860 7,7

1969 244 720 19,6 1997 2374094 3,8

1970 280 821 14,75 (8,6*) 1998 2358629 -0,7

1971 301000 7,2 1999 2481928 5,2

1972 342 950 13,9 2000 2649378 6,7 (4,6*)

1973 409900 19,5 2001 2537282 -4,2

1974 423160 3,2 2002 2384364 -6

1975 465280 10 2003 2726214 14,3

1976 533950 14,8 2004 3 457 477 26,8

1977 640420 19,9 2005 3918610 13,3

1978 748 000 16,8 2006 4447167 13,5

1979 764780 2,2 2007 5081504 14,3

1980 800150 4,6 (16,1*) 2008 5282603 4,0

1981 1 279 210 2 2009 5167699 -2,2

1982 1 288 162 0,7 2010 5775692 11,8

1983 1304976 1,3 2011 6309222 9,2

1984 1 193752 -8,5 2012 6577745 4,3

1985 1259384 5,5 2013 6967601 5,9

1986 1 451076 15,2 2014 7703386** 10,6**

* Средний ежегодный прирост за прошедшие 10 лет.

** Предварительные данные.

туристский бум. Одним из наиболее успешных для туристской индустрии Индии стал 2004 г. — рост числа иностранных туристов, посетивших страну, по оценкам министерства туризма правительства Индии, составил 26,8 % по сравнению с предыдущим годом. В 2007 г. в стране с целью туризма побывало уже более 5 млн иностранных туристов, и даже мировой финансовый кризис 2008 г. незначительно отразился на их количестве. Стабильный рост числа туристов продолжается: в 2010 г. Индию посетило около

5,8 млн иностранцев, а в 2013 году число посетителей приблизилось к 7 млн человек.

В то же время, несмотря на отставание с развитием въездного туризма, Индия находится на 2-м (после КНР) месте по количеству внутренних, «домашних» туристов, путешествующих внутри станы. Причем количество таких туристов также стабильно растет. В 1991 г. было зарегистрировано 66,7 млн посещений индийцами иных штатов и территорий страны с целью туризма, в 2000-м — 220,1 млн, в 2005-м —

392 млн, в 2010-м — 747,7 млн, а в 2013 г. уже 1,15 млрд посещений [12, с. 89].

Заметно увеличивается и количество индийских туристов, выезжающих за пределы страны: в 1991 г. — 1,9 млн человек, в 1995-м — 3,1 млн, в 2000-м — 4,4 млн, в 2005-м — 7,2 млн, в 2010-м — 13 млн человек. В 2013 г. число граждан Индии, посетивших другие страны, составило 16,6 млн человек.

Итак, можно отметить, что Индия всегда, как магнит, притягивала различных путешественников — купцов, паломников, ученых, авантюристов. До нашего времени дошли единичные свидетельства о посещении этого региона в древности, однако есть все основания утверждать, что Индия отнюдь не была изолирована от остального мира, торговое и культурное общение с другими регионами, в первую очередь с Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией, было почти всегда достаточно интенсивным, как в период античности, так и в Средние века. Но настоящее открытие Индии для путешественников произошло с широким развитием мировых транспортных путей — в эпоху Великих географических открытий. Черты массового ту-

ризма путешествия в Индию стали приобретать только в середине XX в., после освобождения страны от статуса колонии Великобритании и начала самостоятельного политического и экономического развития.

Несмотря на некоторое отставание Индии на пути развития въездного туризма, обусловленное рядом факторов, в первую очередь сложностями социально-экономического развития, неразвитостью туристской инфраструктуры и наличием более успешных южноазиатских соседей, давно притягивающих основные потоки туристов, в стране сложилась и успешно развивается туристская отрасль. Значительный вклад в развитие туриндустрии вносят правительство Индии и правительства ее штатов, не только законодательно регулирующие отрасль, но и непосредственно и широко участвующие в ее деятельности посредством государственных туристских компаний. Локомотивом роста в настоящее время стал стремительно развивающийся внутренний туризм, стимулирующий существенное улучшение туристской инфраструктуры и «прокладывающий дорогу» возрастающему потоку иностранных туристов.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Rawlinson H.G. Intercourse between India and the Western World — From The Earliest Time To The Fall Of Rome. Delhi: Hesperides Press, 2006.

2. Singh A. Tourism in Ancient India. Serials Publications. Delhi, 2005. 181 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М.: Вост. лит., 2000. 614 с.

4. Sachau Е. Alberuni's India. New Delhi: Rupa & Co., 2002. 820 р.

5. Каледин В.Н. Территориальная организация въездного туризма Индии: моногр. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publ., 2012.

6. Ухтомский Э.Э. Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890—1891). Т. 2. СПб.; Лейпциг, 1895.

7. Цикулин Д.И. Необыкновенные похождения и путешествия русского крестьянина Дементия Ива-

нова Цикулина в Азии, Египте, Восточной Индии с 1808 по 1821 год, им самим описанные // Северный архив. 1825. № 8, 9.

8. Каледин В.Н. Рекреационные ресурсы Индии: национальные парки и заповедники // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 7. 2003. № 4. С. 81-87.

9. Kumar S.C. The Tourism Industry in India: Economic Significance and Emerging Issues // Kartik C. Roy, clement A. Tisdell. Tourism in India and India's Economic Development. N. Y: Nova Science Publ., 1998. P. 21-46.

10. Ranga M. Tourism Potential in India. Delhi: Abhijeet Publications, 2003. 240 р.

11. UNWTO Tourism Highlights 2014 Edition. Madrid: UNWTO, 2014. 16 p.

12. India Tourism statistics 2013. Ministry of Tourism, Market Research Division. New Delhi, 2014. 156 p.

КАЛЕДИН Владимир Николаевич — кандидат географических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета. Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7—9 e-mail: [email protected]

V.N. Kaledin

historical periods of inbound tourism in india

The article provides an overview of the centuries-long experience of interaction of India with travelers from different regions. Analysis of historical material of travel and tourism to India identifies three historical periods of these activities: pre-colonial, colonial and modern. The article describes the main specifics of travel to India in each of these periods, analyzes the state of tourism industry of India in the modern period and defines the country's place in the modern world tourism industry. The article also study out the reason of the limited interest of foreign tourists to India, despite the fact that the country is well endowed with recreational resources (in 2013, India ranks only 42th place in the list of most visited countries by international tourist arrivals).

INDIA; TOURISM; TRAVEL; HISTORY OF TOURISM; GEOGRAPHY OF TOURISM; TOURIST INDUSTRY; INTERNATIONAL TOURIST ARRIVALS.

references

1. Rawlinson H.G. Intercourse between India and the Western World — From The Earliest Time To The Fall Of Rome. Delhi, Hesperides Press, 2006.

2. Singh A. Tourism in Ancient India. Serials Publications. Delhi, 2005. 181 p.

3. Beshem A.L. Chudo, kotorym byla Indiya [The miracle that was India]. Moscow, Vostochnaya Literatura Publ., 2000. 614 p. (In Russ.)

4. Sachau E. Alberuni's India. New Delhi, Rupa & Co., 2002. 820 p.

5. Kaledin V.N. Territorial'naya organizatsiya vyezdno-go turizma Indii [Territorial organization of tourism in India]. Saarbryuken, LAP LAMBERT Academic Publ., 2012.

6. Ukhtomskiy E.E. Puteshestviye na Vostok Ye. I. V. Gosudarya naslednika Tsesarevicha. 1890—1891 [Journey to the East of His Imperial Majesty the Emperor Tsare-vich 1890-1891]. Of vol. 2. St. Petersburg, Leipzig, 1895. (In Russ.)

7. Tsikulin D.I. [Extraordinary adventures and travels of a Russian peasant Dementy Ivanov Tikulin in Asia, Egypt, Eastern India from 1808 to 1821, described by himself]. Northen archive, 1825, no. 8, 9. (In Russ.)

8. Kaledin V.N. [Recreational Resources of India: national parks and reserves]. St. Petersburg State University Journal. Ser. 7, 2003, no. 4, pp. 81—87. (In Russ.)

9. Kumar S.C. The Tourism Industry in India: Economic Significance and Emerging Issues. In: Kartik C. Roy, Clement A. Tisdell. Tourism in India and India's Economic Development. New York, Nova Science Publ., 1998. P. 21-46.

10. Ranga M. Tourism Potential in India. Delhi, Abhijeet Publications, 2003. 240 p.

11. UNWTO Tourism Highlights 2014 Edition. Madrid, UNWTO, 2014. 16 p.

12. India Tourism statistics 2013. Ministry of Tourism, Market Research Division. New Delhi, 2014. 156 p.

KALEDIN Vladimir N. - St. Petersburg State University. Universitetskaya nab., 7-9, St. Petersburg, 199034, Russia e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.