Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТУРИЗМА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТУРИЗМА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
118
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕКРЕАЦИЯ / САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дусенко С.В., Никифорова Ю.О.

Обзор зарубежных практик маркетинговых исследований в сфере туризма свидетельствует о положительных результатах разработки и реализации маркетинговых стратегий развития туризма многих государств мира, среди которых и страны Европейского Сообщества. Зарубежный опыт разработки и реализации маркетинговых стратегий развития туризма на уровне государств и их туристических регионов доказывает важность и необходимость активизации маркетинговой деятельности в сфере туризма в кризисный и посткризисный периоды, необходимость диверсификации туристского продукта, разработки новых туристических дестинаций с целью привлечения туристов и поддержки экономики. Мировые тенденции развития рекреации, направленные на создание условий каждому гражданину страны использовать свои способности в создании общественного продукта через постоянное поощрение владельцев и руководителей предприятий и их работников к совершенствованию своих физических, психических, духовных, интеллектуальных качеств. В регулировании рекреационной деятельности граждан налицо не только мотивационный аспект, но и принудительные меры. Например, введение собственниками и руководителями предприятий обязательного тестирования уровня здоровья граждан перед принятием на работу с целью его повышения путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях предприятия, выдача премий работникам, которые систематически занимаются в рекреационных учреждениях предприятия, выплаты государством премий руководителям предприятий за лучшее создание условий для рекреационной деятельности работников (США); создание в штате предприятий таких должностей, как: инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе, специалист по питанию, тренер, психолог, деятельность которых направлена на профилактику заболеваний и стрессов, перечисленные специалисты разрабатывают рекреационные программы, утверждаемые руководителями предприятий и предусматривают их осуществление всеми работниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дусенко С.В., Никифорова Ю.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PROGRAMS OF TERRITORIES AS A DRIVER OF TOURISM DEVELOPMENT

A review of foreign practices in the implementation of marketing research in the field of tourism indicates the positive results of the development and implementation of marketing strategies for the development of tourism in many countries of the world, including the countries of the European Community. Foreign experience in the development and implementation of marketing strategies for the development of tourism at the level of states and their tourist regions proves the importance and necessity of intensifying marketing activities in the field of tourism in the crisis and post-crisis periods, the need to diversify the tourism product, develop new tourist destinations in order to attract tourists and support the economy. World trends in the development of recreation, aimed at creating conditions for every citizen of the country to use their abilities in creating a social product through the constant encouragement of owners and managers of enterprises and their employees to improve their physical, mental, spiritual, intellectual qualities. In the regulation of recreational activities of citizens, there is not only a motivational aspect, but also coercive measures. For example, the introduction by owners and managers of enterprises of mandatory testing of the level of health of citizens before hiring in order to increase it by involving enterprises in recreational activities, the issuance of bonuses to employees who systematically work out in recreational institutions of the enterprise, the payment of bonuses by the state to managers of enterprises for the best creation of conditions for recreational activities of workers (USA); creation in the staff of enterprises of such positions as: instructor-methodologist in physical culture and health work, nutrition specialist, trainer, psychologist, whose activities are aimed at preventing diseases and stress, the listed specialists develop recreational programs approved by the heads of enterprises and provide for their implementation by all employees.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТУРИЗМА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

Региональные программы туризма как драйвер развития территорий

Дусенко Светлана Викторовна

д.соц.н., доцент, заведующий кафедрой туризма и гостиничного дела, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦО-ЛИФК), svd337@list.ru

Никифорова Юлия Олеговна

преподаватель кафедры туризма и гостиничного дела, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК), nikiforova.yo@rgufk.ru

Обзор зарубежных практик маркетинговых исследований в сфере туризма свидетельствует о положительных результатах разработки и реализации маркетинговых стратегий развития туризма многих государств мира, среди которых и страны Европейского Сообщества. Зарубежный опыт разработки и реализации маркетинговых стратегий развития туризма на уровне государств и их туристических регионов доказывает важность и необходимость активизации маркетинговой деятельности в сфере туризма в кризисный и посткризисный периоды, необходимость диверсификации туристского продукта, разработки новых туристических дестинаций с целью привлечения туристов и поддержки экономики. Мировые тенденции развития рекреации, направленные на создание условий каждому гражданину страны использовать свои способности в создании общественного продукта через постоянное поощрение владельцев и руководителей предприятий и их работников к совершенствованию своих физических, психических, духовных, интеллектуальных качеств. В регулировании рекреационной деятельности граждан налицо не только мотивационный аспект, но и принудительные меры. Например, введение собственниками и руководителями предприятий обязательного тестирования уровня здоровья граждан перед принятием на работу с целью его повышения путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях предприятия, выдача премий работникам, которые систематически занимаются в рекреационных учреждениях предприятия, выплаты государством премий руководителям предприятий за лучшее создание условий для рекреационной деятельности работников (США); создание в штате предприятий таких должностей, как: инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе, специалист по питанию, тренер, психолог, деятельность которых направлена на профилактику заболеваний и стрессов, перечисленные специалисты разрабатывают рекреационные программы, утверждаемые руководителями предприятий и предусматривают их осуществление всеми работниками.

Ключевые слова: внутренний туризм, развитие территорий, туристская деятельность, рекреация, санаторно-курортная деятельность, региональные программы.

Региональные программы выполняют роль активного средства регулирования рыночных процессов, интеграции государственных и региональных интересов и отношений в рекреационно-туристической сфере, мобилизации ресурсов для обеспечения целенаправленного развития территориальной рекреационной системы в хозяйственном комплексе региона.

На ответственные за ход выполнения программы управленческие органы и структуры будет возлагаться также осуществление протекционистской политики по обеспечению необходимых условий и средств на реализацию отдельных проектов, программ и мероприятий, и привлечения средств как из государственного бюджета, так и из других внебюджетных источников (гранты международных фондов, организаций).

Формирование проблем развития туристической отрасли административно-территориального единиц это второй критерий в оценке качества программ развития туристической отрасли. Он не соответствует требованиям, если проблемы развития туристической отрасли не определены или не освещены в полной мере. Это ставит под угрозу главное направление реализации программы, ведь запланированные средства могут быть направлены не на самые главные проблемы. И наоборот, при четком обосновании определения всех проблем, с которыми сталкивается туристическая отрасль в определенной административно-территориальной единице [4].

Разработка региональных целевых комплексных программ включает следующие этапы:

- информационно-подготовительный;

- разработка проекта программы;

- научно-методический (разработка и утверждение концептуальных положений);

- утверждение проекта программы.

В структуре программы выделяют следующие разделы (блоки):

- аналитически-информативный - должен содержать анализ предпосылок развития и современного состояния отрасли, в частности, перечень природных и историко-культурных рекреационных ресурсов и описание уровня их использования, обоснование экологических ограничений (регламентацию) развития основных туристических центров; определение количественных (количество учреждений, их вместимость, численность занятых) и стоимостных (рентабельность заведений, объемы загруженности, бюджетные отчисления) показателей материально-технической базы сферы туризма [6];

- целевой, где констатируются данные аналитической части и формулируются суть проблемы, которую необходимо программно решить, цель, приоритетные задачи развития отрасли и ожидаемые результаты. Выделяются экономические, социальные и экологические результаты программы и определяется система показателей, которые бы отражали систему целей программы;

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

сч сч о сч

и?

о ш Ш X

<

т о х

X

- блок организационного обеспечения реализации программы - устанавливаются форма и порядок организации выполнения программы и контроля за ее реализацией, отношений между исполнителями и их ответственность, перечень и обоснование основных организационно-управленческих, экономических, нормативно-правовых, маркетинговых, рекламно-информационных и научных средств (механизмов) реализации мероприятий программы;

- блок финансового обеспечения раскрывает финансовые ресурсы, необходимые для реализации программных мероприятий, с детальной разбивкой по источникам финансирования программы, по годам и основным ее направлениям (подпрограммам);

- детализированные конкретные требования к различным субъектам хозяйствования, совокупность которых должна обеспечить выполнение намеченных задач по каждому из приоритетных направлений программы, выделяется в блок программных мероприятий. Для удобства программные мероприятия сводятся в специальную таблицу с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения, объемов и источников финансирования.

Третьим критерием является определение целей программы, который требует четкую постановление целей опираясь на определенные проблемы. То есть должна прослеживаться логическая цепь "проблемы-цели".

Четвертый критерий постановка задач программы является завершающим звеном после определения проблем и постановки целей. Задачи программы представляют собой поэтапную реализацию конкретных мероприятий в рамках конкретного объекта воздействия [7].

Пятым критерием при оценке качества программы является определение содержания и структуры программы, который предусматривает в случае соответствия требованиям логической взаимосвязи элементов структуры программы и ее содержания. Если содержание подразделений программы не отражает названия этих подразделений, или в программе не представлено одно или несколько неотъемлемых подразделений в структуре, то можно говорить, что программа не отвечает по этому критерию.

Критерий «определение ожидаемых результатов» в большинстве программ отсутствуют, либо не имеет конкретизированной количественной оценки. Для соответствия этому критерию качества программы необходимо реальная и аргументированная количественная оценка показателей запланированных результатов выполнения задач программы [1].

Седьмым критерием является определение эффективности программы, по которым необходимо четко определять показатели эффективности реализации программы. Данный критерий должен позволять оценить эффективность расходов государственных средств на поддержку туристической отрасли региона.

Восьмым критерием являются механизм реализации и контроля, который при соответствии должен освещать порядок и этапы реализации программы, перечень участников и процедуру контроля за выполнением [11].

Рассмотрим западный опыт. Согласно мнению ученых (М. В. Ефремова, Е. А. Кочкурова, Т. В. Зыкова, О. В. Рябова), одной из основных задач развития туристической политики ЕС на современном этапе является

укрепление конкурентоспособности европейского туристического рынка и решению проблемы занятости. Приоритетными направлениями развития туристической политики ЕС стали защита прав туристов, удовлетворения потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями; содействие высококачественному образованию и профессиональному обучению работников сферы туризма; оказание информационной и финансовой поддержки туристическим предприятиям, особенно малому и среднему бизнесу; информационное обеспечение сферы туризма и использования новейших технологий [2].

При конкурентных условиях, сложившихся на международном рынке, перед Францией встала задача завоевать новые категории туристов, в т. ч. транзитных туристов, которые следуют в Испанию, Португалию, Италию через территорию Франции. В программах развития туристического направления Франции оказывается мощная государственная поддержка и происходит содействие органов государственной власти в продвижении национального туристического продукта за рубежом. Для достижения этих целей уже были предприняты меры: определены туристские рынки, на которые страна планирует ориентироваться, разрабатываются и применяются меры их освоения, а также значительно расширился ассортимент предлагаемых туристических услуг. Так, в соответствующих регионов относятся: Южная Америка, Центрально-восточная Европа и Россия, Азия (Китай, Индия, страны Юго-восточной Азии, Ближний Восток, ЮАР, до продуктов - деловой туризм, природо-ориентированный туризм, культурно-познавательный туризм, специальные виды туризма.

Опыт показывает, что во многих странах рекреационная сфера получает значительную финансовую поддержку за счет волонтеров, предоставляющих рекреационные услуги в течение одного-двух лет в обмен на рекомендации по трудоустройству и карьере (США и страны Европы). Целесообразным является предоставление субсидий населению на уплату рекреационных услуг и внедрение системы льгот в уплате налогов физическим лицам в случае использования ими определенной суммы на рекреационные услуги (Канада). Относительно организационного регулирования, то стоящее оценки качества работы субъектов, которые создают условия для рекреации, по балльной системе, что не дает возможности рационально использовать средства застрахованных лиц и страховых фондов (Германия) [9].

Передовые практики государственной поддержки развития индустрии туризма, имплементация которых представляется полезной для России:

- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам деятельности курортов, курортных районов и курортно-туристических регионов;

- расширение ассортимента и количества ку-рортно-туристической продукции;

- активное внедрение методов менеджмента и маркетинга на курортах;

- создание союза польских курортов;

- организацию рекламной кампании курортно-тури-стических регионов;

- обеспечение устойчивых темпов развития национальной экономики и реальных доходов населения в сочетании с контролируемой инфляцией и изменением курса валют;

- проведение мощной рекламной кампании по популяризации страны как туристически привлекательной территории;

- распространение программ (в т. ч. относительно питания) "Все включено";

- активизация развития туристического кластера, что предполагает интеграцию представителей туристической индустрии, науки, образования, органов государственного управления, органов местного самоуправления и общественных организаций;

- расширение ассортимента туристических услуг и совершенствование национального стандарта их качества, в соответствии с запросами современного рынка;

- предоставление льготных кредитов для молодежи, которые являются участниками программ по образовательному и культурному туризму, а также налоговых льгот субъектам хозяйствования, которые инвестируют в сохранение и восстановление историко-культурного наследия и экологического состояния рекреационных территорий [8];

- провозглашение политики "открытых дверей", при которой отменяются въездные визы для туристов из ряда стран;

- организационная поддержка развития объектов индустрии туризма на депрессивных (в т. ч. промышленных) территориях;

- упрощение процедуры землеотвода для новых курортов и их подключение к коммуникациям;

- поддержание благоприятной криминогенной ситуации, а также сравнительно низких расходов туристов на трансферты, питание, проживание;

- содействие привлечению частных инвестиций и бюджетное финансирование развития транспортной и социальной инфраструктуры (в т. ч. с учетом потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями).

Принятие мер по активизации трансграничной кооперации в сфере туризма:

- элиминативных - будут способствовать устранению имеющихся препятствий для внедрения кластерной модели развития туризма региона, а именно правовых, организационных, рыночных, управленческих и тому подобное. То есть чем выше уровень конвергенции экономик сотрудничающих приграничных регионов, тем лучше условия для создания трансграничных кластеров;

- перфектных, которые обеспечат углубление трансграничного сотрудничества и ускорят внедрение кластерной модели развития туризма региона. Сюда относим следующие мероприятия: информационные (с целью всестороннего ознакомления субъектов хозяйствования приграничных регионов о возможности получения экономической выгоды от участия в трансграничных туристических кластерах); финансовые (с целью активизации развития туризма в рамках трансграничного кластера): привлечение к сотрудничеству банков, имели бы возможность финансировать и кредитовать весь цикл создания туристической продукции; инфраструктурные (с целью укрепления трансграничных связей путем налаживания совместной туристической инфраструктуры);

- коллаборативные (с целью собственно создания трансграничных кластеров) заключаются в выборе направлений туризма для сотрудничества предприятий

региона в данной сфере, что ляжет в основе рационализации образования трансграничных кластеров в соответствии с требованиями мирового рынка [3].

Поскольку стратегические ориентиры реформирования хозяйства отводят сферам санаторно-курортного лечения, оздоровления, туризма и отдыха роль приоритетных в хозяйственном комплексе региона, реформирования санаторно-курортной отрасли уже сегодня требует реализации таких мероприятий (по направлениям), как, в частности [10]:

- организованный туризм (формирование на базе основных туристических центров, курортов и регионов отдыха единой системы рекреационно-туристических зон; создание новых туристических продуктов (туристической предложения) разнопланового тематического характера);

- гостиничное хозяйство (развитие сети отелей разного уровня комфортности; проведение работ по реконструкции, переоборудованию и обновлению существующего гостиничного фонда области; внедрение международных стандартов качества обслуживания в гостиничных заведениях; проведение сертификации и лицензирование гостиничных услуг);

- санаторно-курортная сфера (расширение сети современных лечебно-оздоровительных учреждений; изучение существующих и потенциальных возможностей промышленного освоения скважин минеральных вод; проведение комплекса природоохранных мероприятий);

- кратковременный отдых (анализ потребностей в рекреационных территориях для каждого из крупных промышленных центров области; обустройство мест массового отдыха; благоустройство территорий, выделенных под малые формы пригородной рекреации; создание специальных краеведческих маршрутов);

- туристическая транспортная инфраструктура (разработка генеральной схемы транспортного обеспечения туристических маршрутов и объектов в увязке с международной транспортной сетью; ремонт и обустройство автодорог; развитие международных транспортных коридоров и пунктов пересечения государственной границы);

- система кадрового обеспечения рекреации и туризма (подготовка квалифицированных кадров для ре-креационно-туристического комплекса; издание учебников и учебных пособий по туризму, гостиничному делу, ресторанному бизнесу);

- маркетинговая деятельность, рекламное и информационное обеспечение (проведение рекламных и ^-кампаний в отечественной и зарубежной прессе, на радио и телевидении с целью формирования имиджа региона как одного из самых благоприятных для развития санаторно-курортного лечения, туризма и отдыха; подготовка, печать и распространение серии рекламно-информационных справочников и путеводителей; создание туристических сайтов и порталов в сети Интернет; совершенствование региональной статистики туризма).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что предложенный механизм развития должен стать формированием равновесной системы локального туризма. Для региона в целом это не только формирование категориально новой формы экономического драйвера, но и попытка переориентации в условиях санкций финансо-

X X

о

го А с.

X

го т

о

О

м м

сч сч о сч

о ш m

X

<

m о х

X

вых потоков. При этом финансовые потоки почти не зависят от валютной составляющей, а значит позволяют осуществлять долгосрочное планирование на этапе предложения туров клиентам.

Литература

1. Алексеева, Н. Д. Инновационная образовательная экскурсия как форма развития внутреннего туризма Самарской области / Н. Д. Алексеева, С. В. Меркулова, Ж. Н. Горяинова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2019. -№ 1(55). - С. 90-100. - EDN GGLXGT.

2. Анализ возможностей диверсификации внутреннего туризма в условиях новых вызовов / М. В. Ефремова, Е. А. Кочкурова, Т. В. Зыкова, О. В. Рябова // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21. - № S1. - С. 159-165. - DOI 10.14529/hsm21s124. - EDN YVITJB.

3. Архипова, М. Ю. Развитие внутреннего туризма с использованием возможностей гражданской авиации / М. Ю. Архипова, В. Е. Афонина, Д. И. Ледова // Друке-ровский вестник. - 2020. - № 3(35). - С. 107-117. - DOI 10.17213/2312-6469-2020-3-107-117. - EDN ORGYCD.

4. Бареева, Е. Д. Антикризисные меры по развитию внутреннего туризма в России / Е. Д. Бареева, О. Н. Прохорова // Экономика. Информатика. - 2021. - Т. 48. - № 2. - С. 252-263. - DOI 10.52575/2687-0932-2021-48-2252-263. - EDN GNOFCK.

5. Инновационные направления развития туризма и гостеприимства в современной России [Текст] : монография; под ред. С. В. Дусенко. - Москва:РУСАЙНС, 2019.

- 232 с. ISBN: 978-5-4365-3581-4

6. Киреева, М. М. Методический подход к оценке использования ресурсного потенциала территории для развития внутреннего туризма / М. М. Киреева, И. Г. Павленко // Journal of New Economy. - 2021. - Т. 22. - № 2.

- С. 23-43. - DOI 10.29141/2658-5081-2021-22-2-2. - EDN XZBZKG.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Полякова, И. Л. Направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма / И. Л. Полякова // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. - Т. 10. - № 4(37). - С. 216-220. - DOI 10.26140/anie-2021-1004-0051.

- EDN OTNNBM.

8. Развитие внутреннего туризма в России в контексте реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" / С. Г. Пьянкова, О. Т. Ергунова, И. В. Митрофанова, Н. Г. Глазкова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - Т. 11. - № 9-1. - С. 34-50. -DOI 10.34670/AR.2021.86.19.003. - EDN LFXYZL.

9. Саиедж, А. И. Внутренний туризм Российской Федерации: состояние и факторы развития / А. И. Саиедж, И. П. Кульгачев // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. - 2020. - Т. 17. - № 2. - С. 323-330. - EDN EPBIZD.

10. Старкова, И. И. Формирование бренда как фактор развития внутреннего туризма (на примере Республики Бурятия) / И. И. Старкова, Е. В. Кондрашова, А. В. Ман-татова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2021. - № 3. - С. 8188. - DOI 10.18101/2304-4446-2021-3-81-88. - EDN PNEEBS.

11. Степанова, М. А. Экономическое состояние международного и внутреннего туризма в России за 20172018 гг / М. А. Степанова, Е. Е. Семенова // Вестник ОрелГИЭТ. - 2019. - № 2(48). - С. 181-186. - EDN XDBUQB.

Regional programs of territories as a driver of tourism development Dusenko S.V., Nikiforova Yu.O.

Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (GTSOLIFK)

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

A review of foreign practices in the implementation of marketing research in the field of tourism indicates the positive results of the development and implementation of marketing strategies for the development of tourism in many countries of the world, including the countries of the European Community. Foreign experience in the development and implementation of marketing strategies for the development of tourism at the level of states and their tourist regions proves the importance and necessity of intensifying marketing activities in the field of tourism in the crisis and post-crisis periods, the need to diversify the tourism product, develop new tourist destinations in order to attract tourists and support the economy. World trends in the development of recreation, aimed at creating conditions for every citizen of the country to use their abilities in creating a social product through the constant encouragement of owners and managers of enterprises and their employees to improve their physical, mental, spiritual, intellectual qualities. In the regulation of recreational activities of citizens, there is not only a motivational aspect, but also coercive measures. For example, the introduction by owners and managers of enterprises of mandatory testing of the level of health of citizens before hiring in order to increase it by involving enterprises in recreational activities, the issuance of bonuses to employees who systematically work out in recreational institutions of the enterprise, the payment of bonuses by the state to managers of enterprises for the best creation of conditions for recreational activities of workers (USA); creation in the staff of enterprises of such positions as: instructor-methodologist in physical culture and health work, nutrition specialist, trainer, psychologist, whose activities are aimed at preventing diseases and stress, the listed specialists develop recreational programs approved by the heads of enterprises and provide for their implementation by all employees. Keywords: domestic tourism, development of territories, tourist activity,

recreation, sanatorium-and-spa activity, regional programs. References

1. Alekseeva, N. D. Innovative educational excursion as a form of

development of domestic tourism in the Samara region / N. D. Alekseeva, S. V. Merkulova, Zh. N. Goryainova // Bulletin of the Volga State University of Service. Series: Economy. - 2019. - No. 1 (55). - S. 90-100. - EDN GGLXGT.

2. Efremova M. V., Kochkurova E. A., Zykova T. V., Ryabova O. V. Analysis

of the possibilities of diversifying domestic tourism in the face of new challenges // Chelovek. Sport. The medicine. - 2021. - T. 21. - No. S1. -S. 159-165. - DOI 10.14529/hsm21s124. - EDN YVITJB.

3. Arkhipova, M. Yu. Development of domestic tourism using the possibilities

of civil aviation / M. Yu. Arkhipova, V. E. Afonina, D. I. Ledova // Druckerovsky Bulletin. - 2020. - No. 3 (35). - S. 107-117. - DOI 10.17213/2312-6469-2020-3-107-117. - EDN ORGYCD.

4. Bareeva, E. D. Anti-crisis measures for the development of domestic

tourism in Russia / E. D. Bareeva, O. N. Prokhorova // Economics. Informatics. - 2021. - T. 48. - No. 2. - S. 252-263. - DOI 10.52575/26870932-2021-48-2-252-263. - EDN GNOFC.

5. Innovative directions for the development of tourism and hospitality in

modern Russia [Text]: monograph; ed. S. V. Dusenko. - Moscow: RUSSIGNS, 2019. - 232 p. ISBN: 978-5-4365-3581-4

6. Kireeva, M. M. Methodological approach to assessing the use of the resource

potential of the territory for the development of domestic tourism / M. M. Kireeva, I. G. Pavlenko // Journal of New Economy. - 2021. - T. 22. - No. 2. -S. 23-43. - DOI 10.29141/2658-5081-2021-22-2-2. - EDN XZBZKG.

7. Polyakova, I. L. Directions of interregional cooperation in the development

of domestic and inbound tourism / I. L. Polyakova // Azimut of scientific research: economics and management. - 2021. - T. 10. - No. 4 (37). - S. 216-220. - DOI 10.26140/anie-2021-1004-0051. - EDN OTNNBM.

8. Development of domestic tourism in Russia in the context of the

implementation of the national project "Tourism and hospitality industry" / S. G. Pyankova, O. T. Ergunova, I. V. Mitrofanova, N. G. Glazkova // Economics: yesterday, today, tomorrow. - 2021. - T. 11. - No. 9-1. - S. 34-50. - DOI 10.34670/AR.2021.86.19.003. - EDN LFXYZL.

9. Saiedzh, A. I. Domestic tourism of the Russian Federation: state and

factors of development / A. I. Saiedzh, I. P. Kulgachev // Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects. - 2020. - T. 17. - No. 2. - S. 323-330. - EDN EPBIZD.

10. Starkova, I. I. Brand formation as a factor in the development of domestic tourism (on the example of the Republic of Buryatia) / I. I. Starkova, E. V. Kondrashova, A. V. Mantatova // Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. - 2021. - No. 3. - P. 81-88. -DOI 10.18101/2304-4446-2021-3-81-88. - EDN PNEEBS.

11. Stepanova, M. A. The economic state of international and domestic tourism in Russia for 2017-2018 / M. A. Stepanova, E. E. Semenova // Vestnik OrelGIET. - 2019. - No. 2 (48). - S. 181-186. -EDN XDBUQB.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.