Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: СОСТОЯНИЕ, РОЛЬ, ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: СОСТОЯНИЕ, РОЛЬ, ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магеррамова Ф.Н., Мустафаев Р.В., Езангина И.А.

В статье анализируется исполнение региональных программ субъекта Федерации в условиях пандемии на основе статистических данных, характеризующих социально-экономическое развитие Волгоградской области. Актуализированы программы в сфере образования, развития рынка труда и обеспечения занятости на территории Волгоградской области. Доказывается значимость и непрерывность реализации программно-целевого подхода на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Магеррамова Ф.Н., Мустафаев Р.В., Езангина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL STATE PROGRAMS IN PANDEMIC CONDITIONS: STATUS, ROLE, PROBLEMS (ON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD REGION)

The article analyzes the implementation of regional programs of the subject of the Federation in a pandemic based on statistical data characterizing the socio-economic development of the Volgograd region. Programs in the field of education, development of the labor market and employment in the Volgograd region have been updated. The significance and continuity of the implementation of the program-target approach at the regional level is proved.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: СОСТОЯНИЕ, РОЛЬ, ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: СОСТОЯНИЕ, РОЛЬ, ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ)

Ф.Н. Магеррамова, магистрант

Р.В. Мустафаев, магистрант

И.А. Езангина, канд. экон. наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

001:10.24412/2411-0450-2022-5-2-142-146

Аннотация. В статье анализируется исполнение региональных программ субъекта Федерации в условиях пандемии на основе статистических данных, характеризующих социально-экономическое развитие Волгоградской области. Актуализированы программы в сфере образования, развития рынка труда и обеспечения занятости на территории Волгоградской области. Доказывается значимость и непрерывность реализации программно-целевого подхода на региональном уровне.

Ключевые слова: пандемия, государственная региональная программа, национальный проект, региональный проект, региональный бюджет, целевой показатель государственной программы.

В региональном аспекте пандемия ко-ронавирусного заболевания (COVID-19) потребовала серьезных действий и реализации ряда мероприятий в области здравоохранения, связанных с большой мобильностью и высокими экономическими издержками. Первоочередными приоритетами остаются обеспечение систем здравоохранения достаточными ресурсами и обеспечение надлежащей направленности (адресности) программ поддержки.

Актуальны признаются решительные действия по сохранению рабочих мест, обеспечение ликвидности предприятий и домохозяйств, защита малоимущих и создание действенного плана экономических действий для восстановления экономики. Дополнительные действия по устранению критических факторов уязвимости потребуются для обеспечения плавного восстановления экономики при сохранении макроэкономической устойчивости.

В Волгоградской области отмечены такие последствия пандемии, как:

- снижение реальных денежных доходов населения и, как следствие, покупательной способности;

- снижение деловой активности в секторе малого и среднего бизнеса в связи со снижением уровня спроса на товары и

услуги по причине сокращения доходов населения;

- высвобождение рабочей силы, падение реальной заработной платы из-за закрытия предприятий и мер по оптимизации затрат;

- снижение инвестиционной активности, связанное с остановкой экономики, снижение доходов бизнеса;

Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых организаций является фактором, который негативно воздействует на скорость восстановления экономики и инвестиционной активности. До недавнего времени, считалось, что снижению существующих ограничений будут способствовать благоприятные условия для импорто-замещения и новые экспортные ниши, созданные в результате ослабления рубля.

Реализация мер по поддержке импорто-замещения и экспорта, предусмотренных в национальном плане действий, должна была обеспечить как скорейшее восстановление, так и более широкое развитие экономики. В настоящем, объективно, что на развитие инвестиционной активности будет влиять, прежде всего, повышенный спрос на безопасный и качественный от-

дых внутри страны в условиях ограничений на поездки по пересеченной местности, а также активная многоплановая государственная политика.

Развитие дистанционных форм занятости и обучения создает потенциал для кардинальных структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и профессиональной переподготовки. Возможно существенное повышение гибкости рынка труда и образования как со стороны спро-

са, так и со стороны предложения, устранение территориальных барьеров и объединение региональных рынков труда и образования по многим профессиям в один федеральный рынок труда.

Из-за сложившейся ситуации возникновения дополнительных социальных обязательств в результате пандемии в бюджете Волгоградской области в 2019-2020 гг. образовался серьезный дефицит (таблица).

Таблица. Исполнение бюджета Волгоградской области в 2017-2021 годы, тыс. руб. [1] Показатель 2017 2р18 2019 2020 2р21

Доходы бюджета_85 390 097,3 99 639 936,5 110 417 277,2 131 000 277,4 144 148 748,4

Расходы бюджета_86 574 380,9 96 827 201,2 107 984 292,3 135 383 929,6 145 012 579,7

Дефицит (-) (профицит +) -1184283,6 2812735,3 2432984,9 -4383652,2 -863831,3

При этом ни один национальный проект в регионе не был остановлен, все социальные гарантии выполнялись, местная экономика поддерживалась.

В первую очередь, профинансированы заработная плата, пособия и компенсации гражданам, на эти цели выделено 17,7 млрд рублей. Речь идет о направлении средств на ежемесячные пособия на детей от 3 до 7 лет, пособия по безработице, лекарства для льготников, горячее питание для школьников. На переселение граждан из аварийного жилья потрачено 1,3 млрд рублей, что позволило улучшить жилищные условия около 1,4 тыс. человек.

Несмотря на пандемию, реализация отечественных проектов продолжалась -их финансирование достигло 25,8 млрд рублей. В рамках этой работы построено и отремонтировано 400 км дорог, на транспортное обслуживание выделено около миллиарда рублей (закуплено 93 единицы новой дорожной техники).

Новое городское освещение получили более ста населенных пунктов региона. Кроме того, завершен первый этап благоустройства муниципальных образований. Реализовано 449 проектов на сумму 1,7 млрд рублей в 19 городах, 112 поселках городского типа и 272 сельских районах. Приведены в порядок дома культуры также в восьми муниципалитетах.

Волгоградский агропромышленный комплекс бесперебойно и стабильно рабо-

тал в период пандемии, благодаря чему местные аграрии обеспечили продовольственную безопасность региона и заработали на реализации своей продукции 166 миллиардов рублей. При этом объем поддержки сельского хозяйства из областного бюджета составил 3,7 млрд рублей, а трансферты в местные бюджеты превысили 39 млрд рублей.

По состоянию на конец 2021 года на территории Волгоградской области действовал 41 муниципальный проект, в том числе: 21 проект - в стадии завершения (51%); 19 - в стадии реализации (47%); 1 -в стадии инициализации (2%).

Проекты в основном связаны с благоустройством общественных пространств и дворовых территорий, ремонтом зданий. В частности, на территории Михайловского муниципального образования в стадии реализации находились 16 проектов, связанных с:

- выполнением мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного освещения на территории городского округа

- приобретением и монтажом оборудования для доочистки воды на сельских территориях;

- благоустройством общественных территорий;

- строительством детского сада, крытого катка с искусственным льдом общеобразовательной школы.

Региональных проектов на территории субъекта Федерации в настоящем реализуется 46, в том числе: 5 проектов в области демографии; 5 проектов в области экологии; 4 проекта в области жилья и городской среды; 7 проектов в области здравоохранения; 6 проектов в области образования; 3 проекта в области безопасных и качественных дорог; 5 проектов в области цифровой экономики; 3 проекта в области культуры; 3 проекта в области малого и среднего предпринимательства; 2 проекта в области производительности труда; 2 проекта в области международной кооперации и экспорт [2].

В области образования на территории Области реализуются две программы: «Развитие образования Волгоградской области», «Региональная молодежная политика Волгоградской области». Обеспечение целей и решение задач государственной программы «Развитие образования Волгоградской области» осуществляется путем реализации следующих подпрограмм:

- "Обеспечение функционирования региональной системы образования";

- "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей";

- "Развитие профессионального образования";

- "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Волгоградской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения";

- "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования";

- "Вовлечение в социальную практику выпускников государственных казенных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

- "Организация отдыха и оздоровления детей в Волгоградской области";

- "Региональный проект по модернизации школьных систем образования".

О конкретных результатах реализации государственной программы свидетельствует достижение всех запланированных значений целевых показателей государственной программы:

- удельный вес численности населения Волгоградской области в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте от 5 до 18 лет составляет 99,4%;

- реализуются 4 уровня образования, на которых действуют механизмы внешней оценки качества образования;

- доля детей в возрасте от 7 до 17 лет, охваченных всеми видами организованного отдыха и оздоровления, в общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих в Волгоградской области, составляет 36,9% [3].

В свою очередь, мероприятия Государственной программы «Развитие рынка труда и обеспечение занятости Волгоградской области» направлены на выполнение поставленных задач и реализуются в рамках следующих основных мероприятий по подпрограммам:

- по подпрограмме "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" - основные мероприятия "Содействие занятости населения", "Социальная поддержка безработных граждан", "Региональный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", "Региональный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", "Региональный проект "Содействие занятости (Волгоградская область)", "Модернизация государственной службы занятости населения (СЗН 2.0)", "Региональный проект "Цифровое государственное управление";

- по подпрограмме "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области" - основное мероприятие "Обеспечение обучения и пропаганды в сфере охраны труда";

- по подпрограмме "Оказание содействия добровольному переселению в Рос-

сийскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" - основное мероприятие "Оказание помощи соотечественникам в переселении в Волгоградскую область";

- по подпрограмме "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве" - основное мероприятие "Трудоустройство незанятых инвалидов молодого возраста".

- по подпрограмме "Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста" - основное мероприятие "Региональный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)";

- по подпрограмме "Оказание содействия добровольному переселению в Волгоградскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021 - 2024 годы" - основное мероприятие "Оказание помощи соотечественникам в переселении в Волгоградскую область".

В 2021 году Госпрограммой предусмотрено достижение семи целевых показателей:

- уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) (далее - уровень безработицы по МОТ);

- уровень регистрируемой безработицы;

- коэффициент напряженности на рынке труда;

- количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

- доля участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и членов их семей в трудоспособном возрасте в общем числе участников подпрограммы и членов их семей;

- количество инвалидов молодого возраста, которым будет оказано сопровождение при трудоустройстве;

- доля трудоспособных участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В результате реализации Госпрограммы достигнуты значения всех целевых показателей, установленных на 2021 год. В 2021 году на реализацию Госпрограммы все еще оказывали влияние социально-экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции и введение в этой связи на территории Волгоградской области ограничительных мер. Вместе с тем, эффективность реализации Госпрограммы составила 103%. Факторами, положительно повлиявшими на ход реализации Госпрограммы, стали достижение всех целевых показателей Госпрограммы и высокая эффективность реализации всех подпрограмм.[4]

Таким образом, в условиях пандемии и постпандемийного периода программно-целевой подход доказал свою актуальность. Несмотря на необходимость дополнительного объема финансирования, большинство региональных программ по целевым показателям выполняется. Речь

идет о социальном секторе их реализации.

Библиографический список

1. Комитет финансов Волгоградской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://volgafin.volgograd.ru/current-activity (дата обращения 20.05.2022)

2. Национальные проекты России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.volgograd.ru/vo-project/ (дата обращения 20.05.2022)

3. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://obraz.volgograd.ru/current-activity/programs/ (дата обращения 20.05.2022)

4. Комитет по труду и занятости населения Волгоградской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ktzn.volgograd.ru/current-activity/programs/results/ (дата обращения 20.05.2022)

5. Громышова О.С., Езангина И.А., Жилина В.И., Шахбазян Е.М., Макарова Е.А. Совершенствование механизма программно-целевого управления территорией территории

России (на территории Волгоградской области) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 10-1. С. 39-45.

6. Езангина И.А., Громышова О.С. Направления совершенствования системы мониторинга государственных программ социально-экономического развития России // Финансы: теория и практика. - 2020. - Т. 24, №5. - C. 112-127.

REGIONAL STATE PROGRAMS IN PANDEMIC CONDITIONS: STATUS, ROLE, PROBLEMS (ON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD REGION)

F.N. Maharramova, Graduate Student R.V. Mustafaev, Graduate Student

I.A. Ezangina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Volgograd State Technical University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article analyzes the implementation of regional programs of the subject of the Federation in a pandemic based on statistical data characterizing the socio-economic development of the Volgograd region. Programs in the field of education, development of the labor market and employment in the Volgograd region have been updated. The significance and continuity of the implementation of the program-target approach at the regional level is proved.

Keywords: pandemic, state regional program, national project, regional project, regional budget, target indicator of the state program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.