Научная статья на тему 'Региональные проблемы эффективного информационного взаимодействия граждан и власти'

Региональные проблемы эффективного информационного взаимодействия граждан и власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные проблемы эффективного информационного взаимодействия граждан и власти»

Наталия ТЫКЛЮК

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН И ВЛАСТИ

(НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Полномасштабное вовлечение России в процесс формирования глобального информацион-ного общества активизировало развитие инфраструктуры единого информационного пространства страны, привело к существенным позитивным изменениям в информацион-ном обеспечении государственной политики. Информация превратилась в один из главных стратегических ресурсов общества, который может использоваться для удовлетворения информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшения условий жизни населения, повышения эффективности промышленного производства, содействия позитивному и безопасному развитию социально-политических отношений в государстве.

ТЫКЛЮК

Наталия

Викторовна—

преподаватель

Национальной

академии проблем

безопасности,

обороны

и правопорядка

Министр Российской Федерации по связи и информатизации Л. Д. Реймана охарактеризовал «век информатизации»: «Сегодня говорить о глобальном информационном пространстве стало не только теоретически интересно, но и практически необходимо... Пятьдесят лет назад, если вы хотели переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров, вам потребовалось бы примерно 10 дней и стоило бы это около 30 долларов за услуги почтовой связи. Двадцать лет назад вы бы, наверное, прибегли к услугам факса. Это заняло бы у вас примерно 1 час и стоимость составляла где-нибудь 50 долларов. Сегодня, если говорить о самых лучших сетях передачи данных, на это требуется не более 3 секунд, а стоимость составит около 3 центов. Таким образом, стоимость упала в 1000 раз, скорость возросла в 300 тысяч раз. Колоссальное увеличение скорости при одновременном снижении стоимости, появление практической возможности передачи мультимедийной информации в реальное время, увеличение скорости систем поиска и обработки информации в миллион (!) раз — это основы будущего развития всех сфер жизни общества»1.

Ныне в Российской Федерации в рамках реализуемой административной реформы происходит массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность государственных и муниципальных органов власти и они стали механизмом достижения принципиально нового уровня прозрачности, безопасности, подконтрольности обществу деятельности органов государственной власти, что является ключевым фактором социально-экономического роста, инструментом, с помощью которого можно модернизировать систему государственного управления и способствовать формированию гражданского общества в стране. Они имеют весьма важное значение в обеспечении открытости государства, соблюдении прав граждан на информацию.

1 Панарин И. Н. Информационная война и власть. М., ИД «Мир безопасности», 2001, стр. 21-22

#

03'2007__________________ВЛАСТЬ_________________________41

Как известно, важнейшей функцией «электронного государства» является организация государственного учета - сбор, хранение, обеспечение безопасности и передача информации. Без упорядочивания государственных систем учета невозможно перейти к качественному решению задач в социальной сфере и обеспечению прав граждан на реализацию услуг в ней в соответствии с идеологией административной реформы. Однако при этом резко возрастает значимость защиты так называемой чувствительной для личности и государства информации, подлежащей защите согласно закону1.

Все обозначенные выше задачи, на наш взгляд, могут быть решены путем концептуального подхода и именно он будет способствовать переходу от технологического характера информатизации («оснащенность» компьютерами) к политическим, экономическим и социальным приоритетам (прозрачность, безопасность и подотчетность гражданам и обществу государства, повышение эффективности деятельности власти, особенно в социальной сфере).

Основу для выработки концептуальных подходов к разрешению региональных проблем эффективного информационного взаимодействия граждан и власти, расширения доступа граждан к мировым информационным ресурсам в ходе информатизации в регионах составляют основные положения Конституции РФ, ряда международных документов по строительству информационного общества (Женевская, Окинавская хартии и другие). Авторские положения базируется на идеях, содержащихся в Послании президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 26 апреля 2005 года, федеральных законах, уставе Саратовской области, законах и других нормативно-правовых актах области, регламентирующих вопросы развития информатизации и использования информационных технологий.

Цели и задачи предложенной нами Концепции разрешения проблем эффективного информационного взаимодействия граждан и власти опре-

1 Информационная безопасность России. Ю. С. Уфимцев, Е. А. Ерофеев и др. М., «Экзамен», 2003, стр. 72

делены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации и Саратовской области, а ее эффективная реализация должна обеспечиваться совершенствованием областной нормативно-правовой базы, направленной на принятие нормативных правовых актов, регулирующих создание и эксплуатацию такой информационной среды, которая позволяет решать задачи обеспечения прозрачности власти, расширения доступа граждан к общественно значимым информационным ресурсам при соблюдении установленных законодательством требований к информационной безопасности. Нами предусмотрено обеспечение мониторинга и анализа хода реализации данной концепции в целях корректировки и уточнения отдельных ее положений.

В настоящее время в Саратовской области сложилась благоприятная ситуация для проведения работ в области информатизации органов власти, предпринимаются меры по развитию и внедрению современной информационно-технологической и организационной инфраструктуры в их деятель -ности. Однако в этой работе в силу ряда причин существуют проблемы. Так, недостаточная координация разработок привела к тому, что ведомственные подразделения областных и муниципальных органов управления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках программ ведомственного характера. Необходим переход от информатизации отдельных органов управления к созданию интегрированных территориальных информационных систем, а также функциональной архитектуры информатизации области, организации централизованного управления процессами информатизации (сегодня довольно отчетливо проявляется проблема так называемого цифрового неравенства, особенно в муниципальных структурах власти).

При разработке концепции учитывалось, что имеющаяся нормативная база затрагивает сферу информатизации органов государственной власти области, где в той или иной степени находят отражение вопросы обеспечения прозрачности

власти и ее доступности для граждан1. Однако они не полностью регламентируют рассматриваемую нами сферу, поскольку многие блоки вопросов не вовлечены в нормативно-правовое поле. Именно поэтому необходимы единый подход к созданию нормативно-правовой базы информатизации рассматриваемой сферы, постоянный мониторинг и анализ ситуации, оперативное решение возникающих проблем в деле обеспечения прозрачности власти, доступности ее для граждан.

При разработке концепции мы учитывали, что частично подобные задачи предусмотрены в рамках реализации областных целевых программ (ОЦП), включающих мероприятия по информатизации. Однако вопросы обеспечения прозрачности власти, эффективного и безопасного информационного взаимодействия граждан и власти в них решаются без единого замысла, во многом дублируя друг друга.

Предложенная концепция призвана служить объединяющим фактором для всех программ, в том числе намечаемых на перспективу, позволит осуществить системный подход к процессу построения област-

1 Имеются в виду: распоряжение губернатора Саратовской области от 25.07.1997 г. № 951 -р «О программе создания и ведения единой базы данных «Саратовское региональное законодательство»; распоряжение правительства Саратовской области от 29.04.2002 г. № 92-Пр «О развитии корпоративной компьютерной сети правительства Саратовской области»; распоряжение правительства Саратовской области от 23.07.2004 г. № 199-Пр «О создании единой системы электронного документооборота в органах исполнительной власти Саратовской области»; распоряжение губернатора области от 17.04.2006 г. № 272-р «О рабочей группе по реализации концепции единой государственной системы управления и передачи данных»; закон Саратовской области от 26.12. 2005 г. № 140-ЗСО «Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)»; Концепция защиты информации ограниченного доступа в органах государственной власти и местного самоуправления Саратовской области на период до 2008 г. и другие документы

ного сегмента электронного правительства в сфере обеспечения прозрачности власти, эффективного информационного взаимодействия граждан и власти, расширения доступа граждан к общественно значимым информационным ресурсам.

Ныне существует множество разнородных информационных ресурсов органов власти области и местного самоуправления, различных по виду носителей, характеру содержащейся информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности, не имеющих единого управления и возможности оперативного информационного взаимодействия. К их числу следует отнести: файловые хранилища документов в электронном виде; информационно-справочные системы структурных подразделений; системы документооборота, ограниченные ведомственной принадлежностью; отраслевые базы и банки данных, не имеющие общего стандартизированного списка пересекающихся показателей и характеристик, основанные на различных, не совместимых друг с другом платформах; программные продукты, выполненные на заказ для решения узкоспециализированных задач, выходные формы которых не допускают дальнейшей обработки.

Реализация концепции предполагает разработку единого подхода к вопросам обеспечения доступа граждан к общественно и социально значимой информации, накапливаемых в различных базах данных, даст возможность решить проблему оперативного и безопасного раскрытия подобной информации с соблюдением установленных законом требований по защите информации ограниченного доступа. Все это позволит существенно расширить возможности граждан по ознакомлению с официальными материалами органов власти, создать предпосылки для повышения гражданской активности всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.