Научная статья на тему 'Современный механизм управления регионом: электронное правительство'

Современный механизм управления регионом: электронное правительство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчинников Сергей Александрович

29-30 мая 2008 года в городе Калининграде проходила Всероссийская конференция «Современный механизм управления регионом: электронное правительство», инициатором которой выступили Комитет Совета Федерации РФ по информационной политике, Министерство регионального развития РФ, Межрегиональный Центр стратегических компетенций по электронному правительству регионов, Правительство Калининградской области и Европейский Союз. Единственным приглашенным представителем научной общественности региона, принявшим участие в столь масштабном мероприятии, стал активный ученый, общественный деятель, эксперт Совета Федерации РФ и межрегионального центрастратегических компетенций по электронному правительству регионов, проректор, заведующий кафедрой документационного обеспечения управления и издательского менеджмента Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович ОВЧИННИКОВ. Конференция стала местом обсуждения задач развития системы государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий в регионах Российской Федерации, проблем, встающих при реализации в регионах крупных проектов класса «Электронное правительство», выработки путей их решения, в том числе с использованием лучших российских и иностранных практик. Редакция журнала представляет читателям мнение С.А. Овчинникова о впервые проведенном столь масштабном общероссийском научном форуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный механизм управления регионом: электронное правительство»

КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ

СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

29—30 мая2008 года в городе Калининграде проходила Всероссийскаяконференция «Современный механизм управления регионом: электронное правительство», инициатором которой выступили Комитет Совета Федерации РФ по информационной политике, Министерство регионального развития РФ, Межрегиональный Центр стратегических компетенций по электронному правительству регионов, Правительство Калининградской области и ЕвропейскийСоюз.

Единственным приглашенным представителем научной общественности региона, принявшим участие в столь масштабном мероприятии, стал активный ученый, общественный деятель, эксперт Совета Федерации РФ и межрегионального центра стратегических компетенций по электронному правительству регионов, проректор, заведующий кафедрой документационного обеспеченияуправленияи издательского менеджмента Саратовского государственного социально-экономического университета, доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович ОВЧИННИКОВ.

Конференция стала местом обсуждения задач развития системы государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий в регионах Российской Федерации, проблем, встающих при реализации в регионах крупных проектов класса «(Электронное правительство», выработки путей их решения, в том числе — с использованием лучших российских и иностранных практик.

Редакция журнала представляет читателям мнение С.А. Овчинникова о впервые проведенном столь масштабном общероссийском научном форуме.

Ключевые слова: электронное правительство, информационная безопасность.

В 2

С

12006 году Президентом Российской ^Федерации В.В. Путиным была поставлена задача создания в стране к 2010 году электронного правительства. В условиях формирования стратегии развития страны до 2020 года, активизации реформы системы государственного управления, озвученных избранным в 2008 году Президентом Д.А. Медведевым приоритетах развития - резкого снижения уровня коррупции, создания условий для инновационного развития, формирование в регионе адекватной си-1 стемы управления становится насущной, приоритетной задачей. На федеральном уровне поставленная задача решается усилиями Министерства информатизации и связи Российской Федерации, других ведомств в рамках собственных программ.

Основными задачами конференции были определены:

- выработка механизмов взаимодействия региональных и федеральных органов власти при реализации в регионах крупных проектов класса «Электронное правительство»;

- обсуждение форм федеральной поддержки реализации в регионах крупных про-

ектов класса «Электронное правительство» и процедур получения такой поддержки;

- обсуждение опыта интеграции в регионе разнообразных проектов (Национальные проекты, Реформирование общественных финансов, Административная реформа, ведомственные программы в социальной сфере, здравоохранении, управлении имуществом) и создания единой, гибкой организационной, нормативной и технологической инфраструктуры управления, обеспечивающей решение как сегодняшних, так и вновь возникающих задач.

Открывая конференцию, сенатор Совета Федерации, Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике Людмила Нарусова отметила, что Всероссийская конференция «Современный механизм регионом: электронное правительство» обсуждает важнейший вопрос современности, связанный с проблемой модернизации информационной системы государственного управления. Калининград неспроста был выбран местом ее проведения, поскольку здесь «дуют западные ветры» новых технологий государственного управления, принятые и ак-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

тивно внедряемые в ряде ведущих стран мира и Европы.

Тема конференции стала актуальной, - отметила Людмила Нарусова, - поскольку модернизация государственного управления, осуществление административной реформы в Российской Федерации - это новые реалии, необходимые для решения нескольких важных политических задач. Первая задача - устранить существующий гигантский разрыв между властью и обществом, между государственными чиновниками и рядовыми гражданами страны. Этот разрыв проявляется, во-первых, в недостаточном, а порой и неудовлетворительном информировании населения о деятельности власти, во-вторых, в дублировании многих государственных функций со стороны министерств, ведомств, отдельных региональных исполнительных органов власти, что порождает справедливое недоверие населения к ним.

Эта задача - устранить разрыв между властью и обществом - серьезная политическая проблема, которая в современных условиях должна и может быть успешно решена только с помощью и посредством современных компьютерных (информационных) технологий.

Вторая задача, решению которой уделил большое внимание Дмитрий Анатольевич Медведев при вступлении в должность Президента России, - это скорейшее и резкое снижения уровня коррупции. Именно отсутствие прозрачности власти лежит в основе многих коррупционных проявлений в современной России. Неудовлетворительное информирование населения о том, что и как происходит в федеральных и региональных структурах власти, например, аукционы по распределению и выделению земель под жилищную застройку, проведение тендеров на размещение заказов и т.п., - все это стало не только ширмой, но и кормушкой для недобросовестных чиновников. Создание единой, общегосударственной, информационно-защищенной системы электронного информирования населения - именно это позволит решить многие сложные аспекты задачи противодействия коррупции.

В работе конференции приняло участие более 300 представителей практически всех регионов страны. В выступлениях участников на пленарных и секционных заседаниях, на круглых столах говорилось, что эффективное социально-экономическое развитие регионов невозможно без повышения эффективности управления территорией с применением современных компьютерных (информацион-

ных) технологий. Реализация систем электронного государственного управления позволит повысить качество управления за счет создания единого информационного пространства, сокращения дублирования функций и затрат времени на получение государственных услуг, совместного оперативного использования информации, повышения качества и расширения перечня государственных и федеральных услуг, уменьшения и снижения существующих административных барьеров, стимулирования процессов создания открытого гражданского общества.

В этом направлении постоянно работают Комитет Совета Федерации Российской Федерации по информационной политике, Межрегиональный Центр стратегических компетенций. Главной целью является поддержка усилий администраций регионов России по созданию электронного государственного управления как системы управления нового качества, взаимодействующей с федеральным и муниципальным уровнями.

На пленарных заседаниях конференции и заседаниях пяти секций были заслушаны доклады представителей Совета Федерации Российской Федерации, Экспертного совета Центра стратегической компетенции по электронному правительству регионов, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представителей научной общественности регионов, экспертов из США, Франции, Великобритании.

С.А. Овчинникову представилась возможность выступить на конференции с докладом «Направления подготовки специалистов для решения задач электронного правительства. Опыт Саратовского государственного социально-экономического университета». В своем докладе Сергей Александрович отметил, что в социально-экономическом университете, - первым среди вузов страны заявившем о вхождении и принявшем участие в деятельности Межрегионального Центра стратегических компетенций, - на протяжении вот уже ряда лет ведется целенаправленная, конкретная и активная работа, непосредственно связанная с научным и кадровым обеспечением внедрения технологий электронного государственного управления.

Первое направление - научно-исследовательская работа. За три года в диссертационном совете СГСЭУ успешно защищено и утверждено ВАК России восемь кандидатских диссертаций по проблематике электронного правительства, выполнено пять научно-исследовательских разработок, в результате которых был подготовлен и внесен в Пра-

Информационная безопасность регионов. 2008. № 2 (3)

вительство области ряд проектов регионального уровня: «Концепция обеспечения прозрачности власти, эффективного информационного взаимодействия граждан и власти, расширения доступа граждан к общественно-значимой информации в ходе информатизации Саратовской области», «Концепция региональной программы информационной безопасности в условиях внедрения информатизации региона - Десять шагов информационной безопасности региона», «Концепция защиты информации ограниченного доступа в органах исполнительной власти Саратовской области» и другие.

Второе направление - кадровое. Закрытая, непрозрачная власть - это власть узурпировавшего ее субъекта, объективной власти нечего скрывать. Схемы движения принятых властью решений и документов должны быть заранее определены и точно известно, на что нацелены внедряемые административные регламенты. Находясь в информационной «тени», у чиновников возникают и реализуются собственные интересы и цели, часто оказывающиеся более сильными стимуляторами и регуляторами их деятельности, чем законы и технологии. Именно поэтому определенная часть чиновничьей рати всячески тормозит процессы в данной сфере. Полагаем, что изменение психологии этих лиц, формирование понимания необходимости внедрения новых подходов и методов деятельности государственного аппарата жизненно необходимы. Однако при этом имеется и еще одна проблема. Многие управленцы недостаточно четко представляют себе процесс раскрытия информации о деятельности власти, какая информация, в каком объеме и виде может быть представлена и полезна для общественного восприятия. Зачастую страдает качество наполнения сайтов органов власти, особенно муниципального уровня, да и не везде такие сайты имеются.

С учетом этого мы внесли предложение, занесенное в итоговый документ конференции, о необходимости скорректировать программы подготовки и переподготовки кадров госслужащих по проблеме обеспечения прозрачности власти. Следует предусмотреть более широкую разъяснительную работу по данному вопросу в общедоступных СМИ, выработать единые критерии по оформлению официальных сайтов органов власти, разработке электронных путеводителей и справочников для облегчения нахождения необходимой информации.

Ряд направлений программы информатизации нацелен на реализацию утвержденных бывшим Президентом Российской Федерации В.В. Путиным положений «Доктрины инфор-

мационной безопасности России». Однако, несмотря на развитие теории информационной безопасности и реализацию в практических системах все более совершенных технологий ее обеспечения, объем ущерба, наносимого в результате компьютерных инцидентов, постоянно возрастает, этот феномен довольно латентен. Более того, в различных структурах экстремистской направленности и криминальных сообществах появились средства скрытого информационного воздействия на работу автоматизированных систем, да и проблема компьютерного терроризма ныне вполне реальна.

Как показывает практика, пока еще недостаточно проработан вопрос создания защищенного электронного контура вертикали власти для обеспечения устойчивого управления регионом в условиях агрессивного воздействия на информационные системы и при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Так, изучив обстоятельства информационной диверсии по поводу лжеаварии на Балаковской АЭС в Саратовской области в ноябре 2004 года, было установлено, что деструктивными элементами с применением компьютерных информационных технологий отработан и успешно применен механизм дестабилизации общественно-политической ситуации в огромном регионе (8 областей центра России). К сожалению, виновные в этом лица хотя и были установлены, но практически не понесли существенного наказания.

В ходе научной проработки проблемы обеспечения энергетической безопасности региона нами убедительно доказано, что многие региональные органы власти пока не готовы к отражению не только информационных атак, не выработано внятных алгоритмов действий при возникновении общественно-опасных техногенных аварий на объектах энергетики, трубопроводного транспорта и т.п., хотя эти задачи с успехом решаются с применением современных информационных технологий.

На данных проблемах заострено внимание потому, что в условиях наличия спектра угроз системам информатизации, опасность нарушения функционирования системы «электронного правительства» весьма высока и требует к себе самого пристального внимания и учета при разработке программ информатизации региона.

Среди комплекса проблем информационной безопасности обозначена важная роль защиты информации ограниченного доступа в органах государственной власти. В настоящее время в Российской Федерации действует более 150 законодательных и иных нормативных актов в сфере информационной безопасности.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Анализ этих документов вскрывает наличие в них множества «белых пятен», противоречий, неоднозначности толкований, декларативности, что создает значительные трудности при осуществлении деятельности по защите информации. Возникают проблемы с финансированием работ в этом направлении, особенно на муниципальном уровне.

Должным образом не урегулировано законодательством понятие «служебная тайна», нормативно-правовое подкрепление Закона «О коммерческой тайне» практически отсутствует, из-за чего закон работать не может, что в условиях рыночных отношений создает широкое поле для практически безнаказанных злоупотреблений со стороны различных категорий государственных служащих.

Сегодня актуализировалась проблема обеспечения сохранности персональных данных граждан. Однако Закон «О персональных данных» во многом противоречив, его реализация осложнена рядом спорных моментов, да и его подзаконная база весьма скромная.

Наряду со многими существующими проблемами в сфере информационной безопасности, отчетливо просматривается еще один существенный аспект, который может заметно осложнить положение дел с защитой автоматизированных систем государственных структур. Речь идет о предстоящем вхождении России в состав ВТО. По требованию этой организации в России принят Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», согласно которому с 30.06.2010 г. прекращают действие все отечественные государственные стандарты, и осуществляется переход к специальным техническим регламентам (СТР), которые должны быть к этому времени разработаны. Необходимо утвердить новый подход к порядку лицензирования и сертификации продуктов. По этому закону государственному контролю и, в том числе, лицензированию и сертификации подлежат информационные технологии, поэтому в сфере информационной безопасности должны быть разработаны, утверждены и введены новые документы взамен существующих стандартов. При этом неизбежно возникнет масса проблем с регулированием разработки и применения средств защиты информации, прежде всего, основанной на применении криптографических методов. Кроме того, все эти новшества должны быть тщательно изучены для успешного внедрения в практику.

Именно поэтому по нашему предложению в итоговый документ конференции внесено положение о необходимости более внимательного подхода к решению проблем

информационной безопасности регионов в ходе их информатизации, проработки вариантов действий в условиях развития изложенной выше ситуации, рассмотрения вопроса о возможной выработке методических рекомендаций по защите критически важных ресурсов, поддержания устойчивости властной вертикали в условиях чрезвычайных ситуаций.

На конференции удалось еще раз озвучить наше мнение и решительное настроение по поводу подготовки кадров для успешного внедрения проекта Е^оуегпшеМ в регионах, поскольку, по словам известного политического деятеля ,— «Кадры решают все». Кроме того, сегодня мы должны выдвинуть лозунг «Учиться электронным технологиям управления государством настоящим образом».

Однако ознакомление с резолюциями конференции «Современная методология государственного управления Е^оуегпшеШ:», состоявшейся в г. Москве 21-22 февраля 2008 года, и Итогового заседания XII Российского Интернет-форума подтверждают сформировавшееся твердое убеждение о «перекосе» в данной работе в сторону технократического подхода. К сожалению, устроители конференций не привлекают к проведению таких мероприятий ученых политологов, социологов, психологов, педагогов и подобных специалистов, которые могут совершенно по иному высветить многие аспекты данной проблемы. Это крупный просчет и большая ошибка. Ведь административная реформа и сопровождающая ее программа информатизации имеют глубочайшую политическую компоненту: обеспечение прозрачности и доступности для граждан власти, повышение эффективности работы чиновничества, активное привлечение к делам государства формирующегося гражданского общества и его институтов. И если не будут задействованы его механизмы - успеха нам не достичь. Поэтому мы неоднократно предлагали активизировать научные исследования в этом направлении.

Решением Коллегии Минобрнауки России от 01.02.2007 года определен новый макет федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), который предусматривает формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки кадров в виде компетенций в профессиональной деятельности и социально-личностной сфере.

Однако, на наш взгляд, в образовательных стандартах третьего поколения таких специальностей, как государственное и муниципальное управление, документационное

Информационная безопасность регионов. 2008. № 2 (3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.