Научная статья на тему 'Электронное правительство Республики Марий Эл'

Электронное правительство Республики Марий Эл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство Республики Марий Эл»

2011

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

осуществления общественного контроля. Подобный вывод напрашивается и в отношении правотворческой инициативы граждан. Наступление понимания у представителей населения о необходимости внесения проекта правового акта в порядке правотворческой инициативы в муниципальные органы является следствием выявления каких-то правовых пробелов, препятствующих нормальному жизнеобеспечению муниципальных образований. Первичным, по нашему мнению, является общественный контроль, который способствует дальнейшему обсуждению выявленных недостатков и нарушений на собраниях, конференциях граждан, их обращениям в органы местного самоуправления, инициированию отзыва и т. п.

Вместе с тем, общественный контроль, на наш взгляд, является необходимым элементом, дополняющим контроль государства за органами местного самоуправления.

С.М. Смышляев

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Информационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия государства и гражданского общества. По мере развития и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям общества.

В связи с этим направления реализации государственной политики в области развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий должны определяться в соответствии с текущими приоритетами и задачами развития страны.

В Российской Федерации и Республике Марий Эл утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

Соискатель кафедры правовой информатики Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

265

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);

- Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р);

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

- Концепция административной реформы в Российской Федерации в 20062010 годах (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р);

- Концепция региональной информатизации до 2010 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. № 1024-р);

- Федеральной целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 годы) (утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65);

- Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;

- Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (утверждена Постановлением Правительства РМЭ от 31 августа 2007 г. № 214);

- Концепция информатизации Республики Марий Эл до 2010 года (утверждена Распоряжением Президента Республики Марий Эл от 2 ноября 2006 г. № 285-рп).

Указанные нормативно-правовые акты приняты в целях построения новой формы организации деятельности органов государственной власти - электронного правительства.

Внедрение в деятельность органов государственной власти информационных технологий является необходимым элементом административной реформы в Российской Федерации, так как административно-управленческие процессы в органах государственной власти недостаточно организованы и часто не эффективны. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий.

Под электронным правительством в Российской Федерации принято понимать форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

266

2011

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Формирование электронного правительства требует проведения скоординированных и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются:

- повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

- повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

- повышение качества административно-управленческих процессов;

- совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере информатизации является создание в субъектах Российской Федерации комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (электронное правительство региона).

Электронное правительство региона должно включать следующие основные элементы:

- информационно-аналитические подсистемы электронного правительства региона;

- функциональные подсистемы электронного правительства региона;

- интеграционные подсистемы и подсистемы обеспечения информационного взаимодействия электронного правительства региона;

- подсистемы обеспечения доступа населения к социально значимой информации и формирования открытых информационных ресурсов региона;

- подсистемы обеспечения административно-хозяйственной деятельности;

- подсистемы обеспечения информационной безопасности электронного правительства региона;

- интеграцию информационно-технологической инфраструктуры региона с общей информационно-технологической инфраструктурой электронного правительства на федеральном уровне;

- нормативную правовую базу региональной информатизации;

267

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

- организационное, кадровое и методическое обеспечение для региональной информатизации.

Государственная политика в сфере региональной информатизации, направленная на обеспечение выравнивания темпов и уровня региональной информатизации, основывается на следующих принципах:

- использование информационных технологий для решения приоритетных задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, совершенствование системы управления субъектов Российской Федерации, обеспечение прав и свобод граждан;

- информационная открытость программ и проектов региональной информатизации для общества, обеспечение участия всех заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;

- реализация комплексного подхода к региональной информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ региональной информатизации;

- стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках региональной информатизации;

- гармонизация нормативно-правовой и методической базы, регламентирующей процессы региональной информатизации, с федеральным законодательством;

- обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;

- обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации.

В Республике Марий Эл действует концепция информатизации Республики Марий Эл до 2010 года.

Сфера республиканской информатизации в соответствии с указанной концепцией включает следующие основные направления:

- создание электронного правительства в виде государственных и муниципальных функциональных информационных подсистем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Марий Эл, разработанных с использованием типовых технологических подсистем и компонентов электронного правительства и объединенных на основе общей информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства;

- интеграция информационно-технологической инфраструктуры электронного правительства с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;

- реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение эффективного управления сферой республиканской информатизации, включая совершенствование ее нормативно-правовой базы, создание типовых решений в сфере республиканской информатизации и их сертификацию, разработку программ и проектов в сфере республиканской информатизации, обеспечение мониторинга, организацию финансирования и софинансирования программ и проектов в сфере республиканской информатизации.

268

2011

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

Мероприятия по созданию электронного правительства Республики Марий Эл должны соответствовать приоритетным направлениям использования информационных и коммуникационных технологий в сфере государственного управления на федеральном уровне, целям административной реформы.

Основными целями создания электронного правительства в Республике Марий Эл должны стать:

- повышение эффективности управления социально-экономическим развитием;

- обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и их участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере региональной информатизации и эффективности их реализации;

- улучшение качества государственного управления в органах государственной власти Республики Марий Эл;

- создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти Республики Марий Эл в информации и информационном взаимодействии;

- обеспечение информационной безопасности республиканских и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных задач. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции.

Вместе с тем, построение в Российской Федерации и Республике Марий Эл информационного общества и электронного правительства сталкивается с проблемами и рисками как существующими, так и потенциальными.

Проведенный анализ внедрения информационных технологий в органах государственной власти выявил, что результаты внедрения информационнокоммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.

Кроме того, реализация концепции электронного правительства может быть сопряжена со следующими рисками:

- риск отсутствия повышения качества государственного управления от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий;

- риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти информационных технологий и отсутствие необходимой мотивации;

269

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

- риск низкой эффективности внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти;

- риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках программ и проектов внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти.

Можно выделить ряд проблем, без решения которых формирование электронного правительства в Республике Марий Эл не представляется возможным:

- отсутствует системный проект электронного правительства, обеспечивающий полноту создания и эффективность взаимодействия всех подсистем электронного правительства;

- необходима смена модели информационного взаимодействия государства и общества для снятия с граждан и организаций, обращающихся в государственные органы, обязанности по подтверждению первичных прав заявителей и перенесение этой обязанности на государственные органы;

- не проведена оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид;

- отсутствуют соответствующие задачам оптимизации административных процедур единые стандарты создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированные технологии и протоколы ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия;

- отсутствует необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде;

- отсутствует единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи;

- не созданы единая технологическая платформа и, что крайне важно, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе информационных и телекоммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования

270

2011

3. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

информационных и телекоммуникационных технологий в государственном управлении.

Для достижения целей формирования электронного правительства необходимо обеспечить:

- развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к информации о деятельности органов государственной власти, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

- предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

- внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

- формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроля за использованием государственных информационных систем.

На уровне субъекта Российской Федерации - Республики Марий Эл должна быть принята комплексная целевая программа «Электронная Марий Эл», включающая набор показателей ее результативности и выполнения отдельных мероприятий для обеспечения контроля эффективности использования соответствующих бюджетных расходов.

В комплексной целевой программе «Электронная Марий Эл» важно определить:

- общую структуру (концептуальную, функциональную, информационную и техническую) электронного правительства Республики Марий Эл;

- план создания электронного правительства Республики Марий Эл и его элементов, требования к содержанию основных этапов разработки, внедрения, обеспечения функционирования и развития электронного правительства Республики Марий Эл, а также к структуре и содержанию отчетных документов;

- органы управления республиканской информатизацией;

- порядок разработки и утверждения программ и проектов республиканской информатизации, экспертизы технико-экономического обоснования отдельных мероприятий, определения объемов их финансирования, приоритетов и порядка реализации.

Для эффективного обеспечения информатизации в Республике Марий Эл необходимо также предусмотреть:

271

Марийский юридический вестник

Выпуск 8

- разработку и утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок использования и администрирования подсистем электронного правительства Республики Марий Эл;

- создание структур и подразделений, ответственных за администрирование и поддержку отдельных подсистем электронного правительства Республики Марий Эл, обеспечение их нормального функционирования;

- создание системы анализа эффективности и результатов использования электронного правительства Республики Марий Эл, оценки экономического и социального эффекта внедрения.

- проведение детального и комплексного анализа уровня использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и местном самоуправлении, а также потребностей населения в информации и услугах.

Обеспечение выполнения программы республиканской информатизации предполагает создание в Республики Марий Эл следующих органов управления и координации:

- республиканский совет по информатизации, осуществляющий мониторинг выполнения мероприятий программы республиканской информатизации, подготовку рекомендаций по определению необходимых объемов бюджетного финансирования этой программы;

- уполномоченный орган государственной власти Республики Марий Эл, осуществляющий функции государственного заказчика-координатора программы республиканской информатизации и главного распорядителя бюджетных средств, обеспечивающий выполнение программы, координацию действий по ее реализации.

Эффект реализации концепции построения электронного правительства Республики Марий Эл представляется возможным оценить с учетом следующих основных направлений формирования критериев:

- снижение трудозатрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 50 процентов;

- уменьшение административной нагрузки на организации и граждан, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества обращений граждан в органы государственной власти для оказания услуг и сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия органов государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий, исходя из принципов «одного окна»;

- обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами своих конституционных прав и обязанностей;

- повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на управление за счет создания соответствующих ведомственных информационно-аналитических систем;

- повышение спроса на информационно-коммуникационные технологии со стороны органов государственной власти.

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.