Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 173-177. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 173-177.
Научная статья УДК 796.062(571.66) https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.29
Региональные особенности развития массового спорта в Камчатском крае
Анастасия Тимофеевна Крылова1, Татьяна Эдуардовна Круглова2
■^Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3443-2074 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5474-5778
Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению специфики управления развитием массового спорта в Камчатском крае. Были проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие управленческую деятельность в данной сфере, проведен сравнительный анализ среднероссийских показателей развития массового спорта с региональными. Анализ научно-методической литературы позволил выявить основополагающие условия, сложившиеся в Камчатском крае, препятствующие эффективному управлению развитием массового спорта на его территории. Отмечается, что на сегодняшний день разрабатываются государственные программы популяризации и развития физической культуры в Камчатском крае. Однако они мало ориентированы на учет региональных особенностей и находятся вне компетенции органа местного самоуправления в условиях действующих ограничений (финансовых, кадровых и др.). Резюмируется, что для выработки эффективных управляющих воздействий на развитие массового спорта в условиях Камчатского края необходимо учитывать выявленные основополагающие условия для этого на территории региона и обеспечить межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти.
Ключевые слова: управление развитием массового спорта, массовый спорт, региональные особенности
Для цитирования: Крылова А.Т., Круглова Т.Э. Региональные особенности развития массового спорта в Камчатском крае // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 173-177. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.29.
Original article
Regional features of the development of mass sports in the Kamchatka Territory Anastasia T. Krylova1, Tatyana Ed. Kruglova2
^National State University of Physical Culture, Sports and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3443-2074 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5474-5778
Abstract. This article studies of the specifics of managing the development of mass sports in the Kamchatka Territory. The regulatory and legal documents regulating management activities in this area were analyzed, a comparative analysis of the average Russian indicators of the development of mass sports with regional ones was carried out. The analysis of scientific and methodological literature made it possible to identify the fundamental conditions that have developed in the Kamchatka Territory, which hinder the effective management of the development of mass sports on its territory. It is noted that to date, state programs for the popularization and development of physical culture in the Kamchatka Territory are being developed. However, they are not focused enough on taking into account regional peculiarities and they are outside the competence of the local self-government body in the conditions of existing restrictions (financial, personnel, etc.). It is summarized that in order to develop effective management impact on the development of mass sports in the conditions of the Kamchatka Territory, it is necessary to consider the identified fundamental conditions in the region and ensure interdepartmental interaction of executive authorities.
Keywords: management of the development of mass sports, mass sports, regional features
For citation: Krylova A.T., Kruglova T.E. Regional features of the development of mass sports in the Kamchatka Territory // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 173-177. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.29.
Введение. Массовый спорт в настоящее время стал приоритетным направлением развития регионов Российской Федерации. Это связано с тем, что регулярные занятия двигательной активностью положительно влияют на уровень здоровья населения, продолжительность жизни и труда граждан. Любая управленческая деятельность опирается на нормативно-правовые акты. В связи с
этим на федеральном уровне был принят ряд документов, способствующих развитию массового спорта: «Стратегия развития массового спорта до 2030 года» [1], Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 302 (ред. от 14.04.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"» [2]. Также в рамках национального проекта «Демография» реализуется федеральный проект «Спорт - норма жизни» [3].
Главным показателем развития массового спорта является доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Однако значения этого показателя варьируются на территории России в зависимости от реальных условий, имеющихся для развития массового спорта на территории отдельных субъектов федерации. Цель настоящего исследования - выявление региональных особенностей, влияющих на развитие массового спорта в Камчатском крае.
Методы и методика исследования. Для всесторонней оценки ситуации с развитием массового спорта на территории Камчатского края были изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие развитие массового спорта в регионе; проведен сравнительный анализ показателей развития массового спорта по России в целом и конкретно на территории Камчатского края. Все это позволило определить причины, препятствующие эффективному управлению развитием массового спорта в регионе, выявить имеющиеся условия, оказывающие влияние на продуктивность предпринимаемых усилий в этом направлении.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в России наблюдается положительная тенденция в сфере развития массового спорта, в частности, увеличивается количество видов спорта, востребованных населением, растет число введенных в эксплуатацию спортивных объектов, наблюдается распространение идей активного и здорового образа жизни среди граждан, увеличение числа его сторонников. Об этом свидетельствуют результаты анализа соответствия регионов запланированным показателям, предусмотренным «Стратегией развития физической культуры и спорта до 2020 года». Однако ситуация в целом по России неоднородна. В таблице 1 представлен сравнительный анализ целевых показателей развития массового спорта в РФ и в Камчатском крае. Налицо в целом положительная тенденция, что выражается в достижении регионом необходимых значений целевого показателя, однако ряд принципиальных позиций развития массового спорта оказался за пределами возможностей властей.
Таблица 1 - Сравнительный анализ целевых показателей развития массового спорта
в РФ и Камчатском крае (составлено по [4])
Российская Федерация Камчатский край
№ Название целевого показателя план (2020) факт (2020) выполнение план (2020) факт (2020) выполнение Выполнение среднероссийского показателя (%)
1 Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом 43,5 45,4 +1,9 38,4 38,4 0 -5,1
2 Доля детей и молодежи в возрасте 3-29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи 84 85,3 +1,3 68,5 68,5 0 -15,5
3 Доля граждан среднего возраста (женщины 30-54 лет, мужчины 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста 33,2 33,6 +0,4 29 29 0 -4,2
4 Доля граждан старшего возраста (женщины 55-79 лет, мужчины 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан старшего возраста 12,6 14,2 +1,6 12 12 0 -0,6
Полученные результаты согласуются с утверждением А.Е. Власова с соавторами [5, с. 91] о том, что «регионы с неблагоприятными климатическими условиями демонстрируют низкую эффективность развития массового спорта». К таким территориям относятся регионы Крайнего Севера [6]: Камчатский край, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО, Магаданская и Сахалинская области. Кроме
того, как отмечают авторы [7], Камчатский край входит в состав субъектов Российской Федерации, принимающих неэффективные и среднезатратные управленческие решения [8]. При этом следует отметить, что развитие массового спорта в регионе осуществляется в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае», состоящей из 4 подпрограмм [9]. Министерство спорта Камчатского края разрабатывает дорожные карты их реализации с учетом региональных особенностей, однако решение некоторых проблем, препятствующих эффективному управлению развитием массового спорта на территории Камчатки, находится вне компетенции регионального органа управления и требует федерального участия.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить основополагающие условия, сложившиеся в Камчатском крае, препятствующие эффективному управлению развитием массового спорта на его территории. Среди них: сложные климатические условия, высокая степень сейсмической активности, особое территориальное положение (удалённость от материка), низкая плотность населения, сложная логистическая доступность внутри региона, которая заключается в неравномерности экономического развития населенных пунктов, разнородности их транспортной, коммуникационной и иной обеспеченности, высокий уровень дотационности региона.
Рассмотрим более подробно, как каждое из обозначенных условий оказывает влияние на управленческую деятельность, направленную на развитие массового спорта в регионе.
Сложные климатические условия Камчатки (зона Крайнего Севера) заключаются в наличии высокой ветровой и снеговой нагрузки. Это в свою очередь выступает серьезной проблемой для использования при строительстве спортивных объектов типовых проектов из официального реестра экономически эффективной проектной документации. Следовательно, приходится индивидуализировать работы, что значительно повышает их стоимость.
Высокая сейсмическая активность в регионе является еще одним фактором, требующим учета при создании инфраструктуры для развития массового спорта, поскольку строящиеся объекты должны соответствовать особым требованиям безопасности, что также сказывается на стоимости их возведения.
Сложные климатические условия являются преградой и для использования плоскостных объектов и объектов, приспособленных для городской и рекреационной инфраструктуры, которые находятся на открытом воздухе и более 7 месяцев в году в силу погодных условий не используются для занятий физической культурой и спортом. Такие объекты составили 50 % в 2020 году от общего числа спортивной инфраструктуры в регионе [10]. Однако определение обеспеченности населения объектами спорта осуществляется без учета использования плоскостных спортивных сооружений в годичном цикле.
По нашему мнению, решение обозначенной проблемы может быть частично осуществлено за счёт привлечения внебюджетных источников финансирования в рамках реализации государственно-частного партнерства, заключения концессионных соглашений для строительства и содержания объектов спорта. Необходимо изменение механизма распределения субсидий из федерального бюджета для высокодотационных регионов, обусловленное фактической стоимостью строительства объекта спорта, определенной государственной экспертизой и предельным уровнем софинансирования расходного обязательства субъекта РФ из федерального бюджета на очередной плановый период.
Рассматривая вопросы стратегического развития Камчатского края, ряд авторов [11] отмечает, что территориальное положение региона непосредственно влияет на стоимость доставки строительных материалов, спортивного инвентаря и оборудования. Всё это создает трудности для региональных органов управления в условиях ограниченного бюджета. По нашему мнению, для решения этой проблемы необходимо усилить межведомственное взаимодействие с региональными органами в сфере транспорта и дорожного строительства.
Низкая плотность населения Камчатского края создает проблему в определении мест размещения объектов спортивной инфраструктуры для соответствия требованиям пешей доступности от дома, места работы или учебы для граждан. Решение этой проблемы также заключается в межведомственном взаимодействии с региональным органом исполнительной власти в сфере образования, использования населением спортивной инфраструктуры общеобразовательных учреждений после окончания учебных занятий детей, а также в переносе ответственности за работу с населением на муниципальные органы управления и активизации консультирования граждан по месту жительства.
Сложная логистическая доступность внутри региона создает организационную и финансовую проблемы для доставки сборных команд из отдаленных муниципальных образований с целью участия в региональных спортивных мероприятиях (президентские состязания, «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др.). Данный фактор препятствует конкурентному спортивному отбору внутри региона и требует дополнительной федеральной поддержки.
Высокий уровень дотационности Камчатского края означает, что на его территории действует ограничение на увеличение штатной численности сотрудников в муниципальных и государственных учреждениях физкультурно-спортивной направленности. По данным В.А. Кудиновой [12], Камчатский край является одним из регионов, где имеет место наибольшая величина распределения количества населения на одного физкультурного работника. В связи с этим имеет место недостаточное кадровое обеспечение в государственных и муниципальных организациях для проведения физкультурно-спортивной работы с различными категориями населения. Мы полагаем, что было бы эффективным принятие решения на федеральном уровне не устанавливать ограничения по увеличению штатной численности тренеров и других специалистов в муниципальных и государственных организациях для высокодотационных регионов, что позволило бы устранить кадровый дефицит в сфере физической культуры и повысить широту охвата населения.
Вывод. Таким образом, для решения вышеперечисленных проблем, обусловленных особенностями регионов Крайнего Севера вообще и Камчатского края в частности, необходимо искать способы комплексного решения задач по развитию массового спорта с учетом взаимосвязи между реально существующими особенностями региона и возможностями решения связанных с ними проблем на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти региона и федерального центра.
Список источников:
1. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении "Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года"» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 17.09.2021).
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (ред. от 08.02.2021) : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162179/ (дата обращения: 16.07.2021).
3. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/ (дата обращения: 14.07.2021).
4. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2020 год [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации. URL: https://clck.ru/V4Kn8 (дата обращения: 16.07.2021).
5. Власов А.Е., Зеленков Ю.А., Солнцев И.В. Развитие массового спорта в современной России. М., 2020. 128 с.
6. Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 1032 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: http://www.garant.ru/files/3/8/1304783/15_11_2019_1032.pdf (дата обращения: 16.07.2021).
7. Киселева Т.А., Пасечник А.Ф. Повышение эффективности государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Государственное и муниципальное управление в Камчатском крае: проблемы и пути решения. Петропавловск-Камчатский, 2018. С. 25-30 ; Кудинова В.А. Информационно-аналитический мониторинг в системе управления развитием сферы физической культуры : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2019. 372 с. ; Методологические аспекты учета опыта зарубежных стран в решении проблем стратегического развития Камчатского края / О.А. Козлова [и др.] // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2014. № 2. С. 41-51 ; Хорошман Л.М., Лазарев Г.А., Власова И.М. Камчатский край как природно-уникальный регион России // Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, промысловое и техническое использование : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию рыбохозяйственного образования на Камчатке. Петропавловск-Камчатский, 2017. С. 129-133 ; Чипов А.Х., Татарканов А.А., Сохов А.Б. Физическая культура и массовый спорт как фактор устойчивого развития муниципальных образований // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 380-383. https://doi.org/10.24411/2304-6139-2020-10496.
8. Кудинова В.А. Указ. соч.
9. О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Камчатского края от 29.11.2013 № 552-П «О государственной программе Камчатского края "Физическая культура, спорт, молодежная политика, отдых и оздоровление детей в Камчатском крае"» : постановление Правительства Камчатского края от 20.07.2021 г. № 316-П [Электронный ресурс] // Официальный сайт Камчатского края. URL: https://www.kamgov.ru/document/frontend-docu-ment/view-npa?id=27748 (дата обращения: 17.09.2021).
10. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2020 год .
11. Киселева Т.А., Пасечник А.Ф. Указ. соч. ; Методологические аспекты учета опыта зарубежных стран в решении проблем стратегического развития Камчатского края ... ; Хорошман Л.М., Лазарев Г.А., Власова И.М. Указ. соч.
12. Кудинова В.А. Указ. соч.
Информация об авторах А.Т. Крылова - аспирант кафедры менеджмента и экономики спорта, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1090767.
Т.Э. Круглова - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и экономики спорта, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=547903.
Information about the authors A.T. Krylov - PhD student, Department of management and Economics of sport, Lesgaft National State University of Physical, Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1090767.
T.E. Kruglova - PhD in Education Science, Associate Professor, Professor, Department of Management and Economics of sport, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=547903.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 02.09.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.09.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.