Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АЛМАТИНСКОЙ СУБУРБИИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АЛМАТИНСКОЙ СУБУРБИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / субурбия / агломерация / пригородная зона / градостроительство.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Досанов Шахмурат Булатулы, Мауленова Гульнара Джупарбековна, Самойлов Константин Иванович

Алматинская область – это самый разнообразный по ландшафту регион Казахстана. Здесь есть покрытые вечными снегами горы, знойные пустыни, густые хвойные леса, живописные каньоны и бескрайние степи. С каждым годом вопрос будущего развития Алматы и близлежащих населённых пунктов становится все острее. Центры привлекают много людей из пригородов, но что делать с теми, кто не может или не хочет переезжать? Есть ли в пригородах условия, способные обеспечить комфортную жизнь? В статье рассматривается тема субурбии города Алматы. Вопросы привлекательности пригородов, перспективы развития Алматинской агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Досанов Шахмурат Булатулы, Мауленова Гульнара Джупарбековна, Самойлов Константин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АЛМАТИНСКОЙ СУБУРБИИ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АЛМАТИНСКОЙ СУБУРБИИ Досанов Ш.Б.1, Мауленова Г.Д.2, Самойлов К.И.3

1Досанов Шахмурат Булатулы - магистрант, 2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор, 3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедры «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: Алматинская область - это самый разнообразный по ландшафту регион Казахстана. Здесь есть покрытые вечными снегами горы, знойные пустыни, густые хвойные леса, живописные каньоны и бескрайние степи. С каждым годом вопрос будущего развития Алматы и близлежащих населённых пунктов становится все острее. Центры привлекают много людей из пригородов, но что делать с теми, кто не может или не хочет переезжать? Есть ли в пригородах условия, способные обеспечить комфортную жизнь? В статье рассматривается тема субурбии города Алматы. Вопросы привлекательности пригородов, перспективы развития Алматинской агломерации. Ключевые слова: развитие, субурбия, агломерация, пригородная зона, градостроительство.

Алматинская область - это уникальный край в геополитическом и социальном плане, который занимает своё особое место. Здесь присутствуют все природно-климатические зоны - горы, степи, равнины, альпийские луга, водные ресурсы.

Располагаясь в южной срединной части, город Алматы с пригородной зоной являются ядром Алматинской области, в котором сконцентрированы значительные человеческие, историко-культурные, рекреационные и туристические ресурсы, финансовые средства, материальные фонды. Город Алматы и его пригородную зону объединяет общая инженерно-транспортная и социальная инфраструктура с изначально присущими функциями любой пригородной зоны крупного города.

Алматинская агломерация (агломерация - скопление близко расположенных урбанизированных населенных пунктов вокруг одного или нескольких основных городов, которые взаимосвязаны между собой постоянными производственными, экономическими, культурно-бытовыми и другими связями, а также имеющих тенденцию к территориальному объединению) состоит из частей пяти административных районов Алматинской области: Енбекшиказахского, Жамбылского, Илийского, Карасайского, Талгарского и части территории Конаевской городской администрации. Все эти территории сосредоточены вокруг центра (ядро) агломерации - города Алматы и входят в зону Алматинской агломерации [1].

Административные границы современного города Алматы и Алматинской области складывались на протяжении нескольких десятков лет и в большей своей части имеют искусственный характер. Часто эти границы проходят в буквальном смысле посередине улицы, одна сторона которой принадлежит городу, а другая - Алматинской области. Такой расклад сложился по причине системы административно-территориального деления советского времени. В СССР целесообразность установления административных границ не обсуждалась в открытой печати и даже в научной литературе. Указать на конкретную причину формирования пригородной зоны города Алматы нельзя, можно лишь описать, как формировались те или иные границы. После обретения независимости процесс формирования границ города и пригородной зоны трансформировался. Жилищное строительство в границах города Алматы местами приобрело неконтролируемый характер. Одномоментное двукратное увеличение города негативно отразилась на уровне обеспеченности районов социальной, инженерной, транспортной и прочей инфраструктурой. Из-за быстрого роста города чрезмерная плотность населения вступает в противоречие с дальнейшей производительностью.

Во всем мире все больше людей живет в городах, а субурбии воспринимаются как придатки к городу, а не как часть городской системы, которая густонаселена и предлагает полный спектр услуг.

Считается, что слово «субурбия» происходит от двух латинских sub («под») и urbem («город»), т.е. окрестность, предместье. Субурбия является синонимом обычным пригородам? Не совсем. Само понятие является производным от термина, возникшего в 20 веке - субурбанизация (отток населения из города в пригород, где созданы лучшие условия проживания). Чтобы пригород смог называться субурбией, необходимо решить вопросы не только транспортной развязки, но и материально-технические и социально-экономические, т.е. организовать проживание таким образом, чтобы не было необходимости ездить в город [2]. В настоящее время численность населения некоторых населенных пунктов входящих в Алматинскую агломерацию превысило 40 тысяч человек. В таких случаях сельскохозяйственный сектор не может обеспечить спрос на рабочую силу, который удовлетворял бы потребности быстро растущего населения. Следовательно, в этих регионах прослеживается более высокая пространственная мобильность,

в частности коммутирующая. Периферия агломерации не может полностью удовлетворить предложение рынка труда.

Центры привлекают много людей из пригородов, но что делать с теми, кто не может или не хочет переезжать? Есть ли в пригородах условия, способные обеспечить комфортную жизнь для всех возрастных групп? Пригороды имеют на своих улицах и их обочинах, а также в своих границах с инфраструктурой и крупными объектами - нереализованные возможности для урбанизации и экологической устойчивости [3].

Необходимо тщательно планировать развитие не только городов, но и периферийных территорий, то есть акцентировать внимание на решение проблем и планирование всей агломерации в комплексе.

Ценность агломераций заключается в компактной концентрации прогрессивных и инновационных отраслей промышленности, научно-исследовательских организаций, учреждений культуры и искусства. Более того, такие территории притягивают наиболее квалифицированные кадры. Вместе с тем, имеются и экстерналии формирования агломераций, включая обострение социально-экономических диспропорций с другими регионами, высокая вероятность возникновения транспортных проблем, ухудшения экологического состояния территории и т.п. Ядро агломерации испытывает на себе повышенное миграционное давление населения, как с периферийной части агломерации, так и извне [4].

Территориальное планирование должно определять, какие действия можно, а какие нельзя делать сегодня с позиций достижения будущего состояния. Документы территориального планирования должны стать основой для отбора (в процессе подготовки), а также результатом отбора (как утвержденный документ) полезных действий и недопущения действий, ухудшающих состояние территории [5]. Это и создание условий для устойчивого развития территории, и сохранение окружающей природной среды и объектов культурного наследия. Так же создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона. Важным является мониторинг, актуализация и комплексный анализ градостроительного, пространственного и социально-экономического развития территории, развитие транспортной инфраструктуры, торговли, науки, туризма и отдыха.

Для того, чтобы лучше реализовать преимущества пригорода, необходимо определить перспективы его развития. Для развития общего потенциала агломерации необходимо как можно полнее использовать возможности городов-ядер, скоординировать взаимоотношения между городами-центрами и окружающей их территорией [6].

Агломерация формируется в основном вокруг города-ядра. В городе Алматы из-за быстрого роста чрезмерная плотность населения вступает в противоречие с дальнейшей производительностью. Территориальные возможности для расширения производительности ограничены, транспорт перегружен, условия жизни ухудшаются из-за тесноты, дороговизны, загрязнения воздуха и шума. В результате город начинает экстенсивно разрастаться - он захватывает все новые территории и активно идет процесс лжеурбанизации. В этой связи, необходимо регулировать территориальный рост центра и сдерживать численность населения в пределах зоны маятниковой миграции населения. По основным планировочным осям предлагается на базе крупных населенных пунктов сформировать центры-притяжения - города-контрмагниты. Учитывая высокий рост численности населения, необходимо повышение мобильности населения и создание условий для миграции избыточного населения из ядра агломерации. Без эффективного транспортного каркаса невозможно формирование полноценной агломерации. Перспективный транспортный каркас агломерации позволит усилить транспортно-логистический потенциал региона [7].

Главной проблемой развития транспортной системы на территории агломерации является отсутствие современных систем скоростного городского и пригородного пассажирского транспорта, таких как легкорельсовый транспорт (LRT) и системы скоростных автобусных перевозок (BRT), обладающих большой провозной способностью. В пригородных направлениях отсутствует альтернатива автомобильному транспорту, не удовлетворяющему потребности существующих объемов пассажирских перевозок [8]. Приоритет развития отдается системам общественного транспорта и альтернативным способам передвижения. Инфраструктурное развитие сосредотачивается на обустройстве транспортных коридоров и увеличении количества транспортных связей между отдельными городскими территориями и внешними системами транспорта.

Если говорить об основном фокусе градостроительной политики по отношению к производственным территориям, целью должно стать преобразование существующих территорий с ориентацией на более рациональное использование внутренних ресурсов, повышение интенсивности использования промышленных площадок и строительство новых производственных предприятий с внедрением инновационных технологий и резервирования площадок для создания новых рабочих мест.

Необходимо так же развивать объекты обслуживания:

• строительство новых, реконструкция существующих стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений, с созданием при них дневных стационаров;

• новое строительство культурно-развлекательных комплексов и реконструкция существующих объектов культуры;

• реконструкция существующих объектов и строительство плоскостных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами и спортивными залами;

• строительство или реконструкция объектов социально-гарантированного уровня - школ, детских дошкольных учреждений в объемах, обеспечивающих 100% обеспеченность согласно нормативам.

Эти объекты окажут положительное влияние на комплексное развитие территории и полностью обеспечат все население необходимыми объектами обслуживания.

Основным принципом развития территорий подзоны расселения агломерации является территориальное ограничение развития города Алматы, в том числе за счет развития городов-спутников и городов-контрмагнитов. Составляющими элементами зоны расселения являются существующие городские и сельские населенные пункты. Необходимо предусмотреть реконструкцию существующей и размещение перспективной застройки, объектов социального и культурно-бытового обслуживания, экологически чистых коммунально-производственных объектов, дополнительных хозяйственных территорий в пределах зоны сельского расселения. При этом предусматривается эффективное использование территорий населенного пункта за счет реконструкции территорий, занятых не сейсмостойким ветхим, не отвечающим санитарно- эпидемиологическим требованиям жильем [9].

Для успешного развития агломерации должна быть создана максимально комфортная, конкурентная бизнес-среда, обеспечивающая высокую эффективность инвестирования и разнообразные проявления эффектов агломерации [10]. Одним из основных проблем привлечения инвестиций с точки зрения развития агломерации является тот факт, что для инвесторов привлекательность города выше периферии, что говорит о доминации города в пределах агломерации. Необходимо развивать полицентричность, что в свою очередь позволит привлекать долю инвестиции не только в город, но и в другие районы. Акцентировать внимание не только на городе-ядре, но и в полноценных городах-спутниках.

Список литературы

1. Об утверждении Межрегиональной схемы территориального развития Алматинской агломерации. Зонирование, градостроительное освоение и развитие территории. Градостроительное освоение и развитие территории [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000302

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mentamore.com/socium/suburbiya.html

3. Leon van Schaik and Nigel Bertram. Suburbia Reimagined Ageing and Increasing Populations in the Low-Rise City - 2 с.

4. Мулдагалиева К.М. «Развитие агломераций в Республике Казахстан как новой формы современной организации расселения населения на примере Шымкентской агломерации» - 37 с.

5. Груздев В.М. «Основы градостроительства и планировка населенных мест.» Учебное пособие- 40-41 с.

6. Е.С. Губанова, С.А. Селякова «Вопросы развития городской агломерации», журнал Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз • Вып. 46 (апрель - июнь) - 38 с.

7. Мулдагалиева К.М. «Развитие агломераций в Республике Казахстан как новой формы современной организации расселения населения на примере Шымкентской агломерации». Научные исследования N° 4 (15). 2017- 39 с.

8. Ш.Г. Каирова, Д.Д. Есимова, А.Г. Редькин «Экономико -географические и экологические закономерности развития Алматинской агломерации». Журнал Наука и туризм: стратегии взаимодействия. Выпуск 7- 7 с.

9. Об утверждении Межрегиональной схемы территориального развития Алматинской агломерации. 1.1 Зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения и максимально допустимого искусственного преобразования природной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000302

10. Е.С. Губанова, С.А. Селякова «Вопросы развития городской агломерации», журнал Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз Вып. 46 (апрель - июнь) - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.