РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АЛМАТИНСКОЙ СУБУРБИИ Досанов Ш.Б.1, Мауленова Г.Д.2, Самойлов К.И.3
1Досанов Шахмурат Булатулы - магистрант, 2Мауленова Гульнара Джупарбековна - кандидат архитектуры, ассоциированный профессор, 3Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедры «Архитектура», Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева,
г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: Алматинская область - это самый разнообразный по ландшафту регион Казахстана. Здесь есть покрытые вечными снегами горы, знойные пустыни, густые хвойные леса, живописные каньоны и бескрайние степи. С каждым годом вопрос будущего развития Алматы и близлежащих населённых пунктов становится все острее. Центры привлекают много людей из пригородов, но что делать с теми, кто не может или не хочет переезжать? Есть ли в пригородах условия, способные обеспечить комфортную жизнь? В статье рассматривается тема субурбии города Алматы. Вопросы привлекательности пригородов, перспективы развития Алматинской агломерации. Ключевые слова: развитие, субурбия, агломерация, пригородная зона, градостроительство.
Алматинская область - это уникальный край в геополитическом и социальном плане, который занимает своё особое место. Здесь присутствуют все природно-климатические зоны - горы, степи, равнины, альпийские луга, водные ресурсы.
Располагаясь в южной срединной части, город Алматы с пригородной зоной являются ядром Алматинской области, в котором сконцентрированы значительные человеческие, историко-культурные, рекреационные и туристические ресурсы, финансовые средства, материальные фонды. Город Алматы и его пригородную зону объединяет общая инженерно-транспортная и социальная инфраструктура с изначально присущими функциями любой пригородной зоны крупного города.
Алматинская агломерация (агломерация - скопление близко расположенных урбанизированных населенных пунктов вокруг одного или нескольких основных городов, которые взаимосвязаны между собой постоянными производственными, экономическими, культурно-бытовыми и другими связями, а также имеющих тенденцию к территориальному объединению) состоит из частей пяти административных районов Алматинской области: Енбекшиказахского, Жамбылского, Илийского, Карасайского, Талгарского и части территории Конаевской городской администрации. Все эти территории сосредоточены вокруг центра (ядро) агломерации - города Алматы и входят в зону Алматинской агломерации [1].
Административные границы современного города Алматы и Алматинской области складывались на протяжении нескольких десятков лет и в большей своей части имеют искусственный характер. Часто эти границы проходят в буквальном смысле посередине улицы, одна сторона которой принадлежит городу, а другая - Алматинской области. Такой расклад сложился по причине системы административно-территориального деления советского времени. В СССР целесообразность установления административных границ не обсуждалась в открытой печати и даже в научной литературе. Указать на конкретную причину формирования пригородной зоны города Алматы нельзя, можно лишь описать, как формировались те или иные границы. После обретения независимости процесс формирования границ города и пригородной зоны трансформировался. Жилищное строительство в границах города Алматы местами приобрело неконтролируемый характер. Одномоментное двукратное увеличение города негативно отразилась на уровне обеспеченности районов социальной, инженерной, транспортной и прочей инфраструктурой. Из-за быстрого роста города чрезмерная плотность населения вступает в противоречие с дальнейшей производительностью.
Во всем мире все больше людей живет в городах, а субурбии воспринимаются как придатки к городу, а не как часть городской системы, которая густонаселена и предлагает полный спектр услуг.
Считается, что слово «субурбия» происходит от двух латинских sub («под») и urbem («город»), т.е. окрестность, предместье. Субурбия является синонимом обычным пригородам? Не совсем. Само понятие является производным от термина, возникшего в 20 веке - субурбанизация (отток населения из города в пригород, где созданы лучшие условия проживания). Чтобы пригород смог называться субурбией, необходимо решить вопросы не только транспортной развязки, но и материально-технические и социально-экономические, т.е. организовать проживание таким образом, чтобы не было необходимости ездить в город [2]. В настоящее время численность населения некоторых населенных пунктов входящих в Алматинскую агломерацию превысило 40 тысяч человек. В таких случаях сельскохозяйственный сектор не может обеспечить спрос на рабочую силу, который удовлетворял бы потребности быстро растущего населения. Следовательно, в этих регионах прослеживается более высокая пространственная мобильность,
в частности коммутирующая. Периферия агломерации не может полностью удовлетворить предложение рынка труда.
Центры привлекают много людей из пригородов, но что делать с теми, кто не может или не хочет переезжать? Есть ли в пригородах условия, способные обеспечить комфортную жизнь для всех возрастных групп? Пригороды имеют на своих улицах и их обочинах, а также в своих границах с инфраструктурой и крупными объектами - нереализованные возможности для урбанизации и экологической устойчивости [3].
Необходимо тщательно планировать развитие не только городов, но и периферийных территорий, то есть акцентировать внимание на решение проблем и планирование всей агломерации в комплексе.
Ценность агломераций заключается в компактной концентрации прогрессивных и инновационных отраслей промышленности, научно-исследовательских организаций, учреждений культуры и искусства. Более того, такие территории притягивают наиболее квалифицированные кадры. Вместе с тем, имеются и экстерналии формирования агломераций, включая обострение социально-экономических диспропорций с другими регионами, высокая вероятность возникновения транспортных проблем, ухудшения экологического состояния территории и т.п. Ядро агломерации испытывает на себе повышенное миграционное давление населения, как с периферийной части агломерации, так и извне [4].
Территориальное планирование должно определять, какие действия можно, а какие нельзя делать сегодня с позиций достижения будущего состояния. Документы территориального планирования должны стать основой для отбора (в процессе подготовки), а также результатом отбора (как утвержденный документ) полезных действий и недопущения действий, ухудшающих состояние территории [5]. Это и создание условий для устойчивого развития территории, и сохранение окружающей природной среды и объектов культурного наследия. Так же создание условий для повышения инвестиционной привлекательности региона. Важным является мониторинг, актуализация и комплексный анализ градостроительного, пространственного и социально-экономического развития территории, развитие транспортной инфраструктуры, торговли, науки, туризма и отдыха.
Для того, чтобы лучше реализовать преимущества пригорода, необходимо определить перспективы его развития. Для развития общего потенциала агломерации необходимо как можно полнее использовать возможности городов-ядер, скоординировать взаимоотношения между городами-центрами и окружающей их территорией [6].
Агломерация формируется в основном вокруг города-ядра. В городе Алматы из-за быстрого роста чрезмерная плотность населения вступает в противоречие с дальнейшей производительностью. Территориальные возможности для расширения производительности ограничены, транспорт перегружен, условия жизни ухудшаются из-за тесноты, дороговизны, загрязнения воздуха и шума. В результате город начинает экстенсивно разрастаться - он захватывает все новые территории и активно идет процесс лжеурбанизации. В этой связи, необходимо регулировать территориальный рост центра и сдерживать численность населения в пределах зоны маятниковой миграции населения. По основным планировочным осям предлагается на базе крупных населенных пунктов сформировать центры-притяжения - города-контрмагниты. Учитывая высокий рост численности населения, необходимо повышение мобильности населения и создание условий для миграции избыточного населения из ядра агломерации. Без эффективного транспортного каркаса невозможно формирование полноценной агломерации. Перспективный транспортный каркас агломерации позволит усилить транспортно-логистический потенциал региона [7].
Главной проблемой развития транспортной системы на территории агломерации является отсутствие современных систем скоростного городского и пригородного пассажирского транспорта, таких как легкорельсовый транспорт (LRT) и системы скоростных автобусных перевозок (BRT), обладающих большой провозной способностью. В пригородных направлениях отсутствует альтернатива автомобильному транспорту, не удовлетворяющему потребности существующих объемов пассажирских перевозок [8]. Приоритет развития отдается системам общественного транспорта и альтернативным способам передвижения. Инфраструктурное развитие сосредотачивается на обустройстве транспортных коридоров и увеличении количества транспортных связей между отдельными городскими территориями и внешними системами транспорта.
Если говорить об основном фокусе градостроительной политики по отношению к производственным территориям, целью должно стать преобразование существующих территорий с ориентацией на более рациональное использование внутренних ресурсов, повышение интенсивности использования промышленных площадок и строительство новых производственных предприятий с внедрением инновационных технологий и резервирования площадок для создания новых рабочих мест.
Необходимо так же развивать объекты обслуживания:
• строительство новых, реконструкция существующих стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений, с созданием при них дневных стационаров;
• новое строительство культурно-развлекательных комплексов и реконструкция существующих объектов культуры;
• реконструкция существующих объектов и строительство плоскостных сооружений, физкультурно-оздоровительных комплексов с бассейнами и спортивными залами;
• строительство или реконструкция объектов социально-гарантированного уровня - школ, детских дошкольных учреждений в объемах, обеспечивающих 100% обеспеченность согласно нормативам.
Эти объекты окажут положительное влияние на комплексное развитие территории и полностью обеспечат все население необходимыми объектами обслуживания.
Основным принципом развития территорий подзоны расселения агломерации является территориальное ограничение развития города Алматы, в том числе за счет развития городов-спутников и городов-контрмагнитов. Составляющими элементами зоны расселения являются существующие городские и сельские населенные пункты. Необходимо предусмотреть реконструкцию существующей и размещение перспективной застройки, объектов социального и культурно-бытового обслуживания, экологически чистых коммунально-производственных объектов, дополнительных хозяйственных территорий в пределах зоны сельского расселения. При этом предусматривается эффективное использование территорий населенного пункта за счет реконструкции территорий, занятых не сейсмостойким ветхим, не отвечающим санитарно- эпидемиологическим требованиям жильем [9].
Для успешного развития агломерации должна быть создана максимально комфортная, конкурентная бизнес-среда, обеспечивающая высокую эффективность инвестирования и разнообразные проявления эффектов агломерации [10]. Одним из основных проблем привлечения инвестиций с точки зрения развития агломерации является тот факт, что для инвесторов привлекательность города выше периферии, что говорит о доминации города в пределах агломерации. Необходимо развивать полицентричность, что в свою очередь позволит привлекать долю инвестиции не только в город, но и в другие районы. Акцентировать внимание не только на городе-ядре, но и в полноценных городах-спутниках.
Список литературы
1. Об утверждении Межрегиональной схемы территориального развития Алматинской агломерации. Зонирование, градостроительное освоение и развитие территории. Градостроительное освоение и развитие территории [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000302
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mentamore.com/socium/suburbiya.html
3. Leon van Schaik and Nigel Bertram. Suburbia Reimagined Ageing and Increasing Populations in the Low-Rise City - 2 с.
4. Мулдагалиева К.М. «Развитие агломераций в Республике Казахстан как новой формы современной организации расселения населения на примере Шымкентской агломерации» - 37 с.
5. Груздев В.М. «Основы градостроительства и планировка населенных мест.» Учебное пособие- 40-41 с.
6. Е.С. Губанова, С.А. Селякова «Вопросы развития городской агломерации», журнал Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз • Вып. 46 (апрель - июнь) - 38 с.
7. Мулдагалиева К.М. «Развитие агломераций в Республике Казахстан как новой формы современной организации расселения населения на примере Шымкентской агломерации». Научные исследования N° 4 (15). 2017- 39 с.
8. Ш.Г. Каирова, Д.Д. Есимова, А.Г. Редькин «Экономико -географические и экологические закономерности развития Алматинской агломерации». Журнал Наука и туризм: стратегии взаимодействия. Выпуск 7- 7 с.
9. Об утверждении Межрегиональной схемы территориального развития Алматинской агломерации. 1.1 Зоны интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения и максимально допустимого искусственного преобразования природной среды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000302
10. Е.С. Губанова, С.А. Селякова «Вопросы развития городской агломерации», журнал Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз Вып. 46 (апрель - июнь) - 40 с.