Научная статья на тему 'К вопросу определения границы Алматинской агломерации'

К вопросу определения границы Алматинской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
342
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦЫ / ТРАНСПОРТНАЯ ИЗОХРОННА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мулдагалиева Карлыгаш Муратовна

В статье анализируется вопрос определения границы Алматинской агломерации, рассматриваются ключевые критерии делимитации границ, приводится градостроительное обоснование установления зоны влияния Алматинской агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мулдагалиева Карлыгаш Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения границы Алматинской агломерации»

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦЫ АЛМАТИНСКОЙ

АГЛОМЕРАЦИИ Мулдагалиева К.М.

Мулдагалиева Карлыгаш Муратовна - магистр экономических наук, студент DBA, Международная школа бизнеса, Университет Нархоз, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется вопрос определения границы Алматинской агломерации, рассматриваются ключевые критерии делимитации границ, приводится градостроительное обоснование установления зоны влияния Алматинской агломерации.

Ключевые слова: агломерация, градостроительный проект, определение границы, транспортная изохронна.

Развитие агломераций является стратегически важной задачей трансформации современной системы расселения страны, формирования драйверов экономики, способствуя возникновению синергетического эффекта [1].

Процесс формирования агломераций можно условно разделить на несколько основных этапов: интенсивной урбанизации (развития ядра), субурбанизации (развития пригорода), десурбанизации (оттока населения в города-сателлиты, спутники), формирование полицентрической агломерации (нескольких ядер агломерации).

При этом условные границы агломерации, в том числе ее ядра, также могут претерпевать изменения.

Условные границы, разделяющие элементы агломерации, определяются в зависимости от доступности ядра с учетом функционального использования территории, плотности расселения и размещения объектов, транспортной сети [2].

Выделение границ агломераций осуществляется с учетом определенных признаков (Е.Н. Перцик [3], Е.Г. Анимица и Н.Ю. Власова [4]):

- плотность городского населения;

- непрерывность застройки/теснота связей между населенными пунктами;

- наличие крупного города-центра (с населением более 100 тыс. человек);

- наличие и интенсивность маятниковой миграции работающего населения вне места жительства;

- производственные и инфраструктурные связи города-центра и населенных пунктов периферийной части агломерации и т.д.

Важной задачей является определение границ (делимитации) агломерации.

При этом можно выделить несколько поясов агломерации в зависимости от интенсивности протекающих агломерационных процессов.

Первый пояс агломерации состоит из ближайших сателлитов, которые зачастую являются органическим продолжением ядра (наблюдается активная маятниковая миграция в ядро агломерации).

Второй спутниковый пояс отличается более низкой плотностью населения. Данные территории могут иметь более выраженное сельскохозяйственное и рекреационное использование (Г.М. Лаппо [2]).

В определении границ агломерации можно выделить следующие этапы [5]:

- определение цели и критериев делимитации;

- выбор территории и объектов;

- установление количественных значений определения границ;

- выявление контура агломерации.

При определении границ агломерации следует учитывать положение о замыкании на территории агломерации недельного цикла жизнедеятельности населения (И.М. Маергойзом и Г.М. Лаппо [6]).

Критерии определения границ агломераций можно разделить на следующие группы [5]:

- критерии величины города-центра агломерации (численность населения, число рабочих мест в центральном городе);

- критерии развитости периферийной зоны агломерации (численность населения пригородной зоны, в том числе численность ее городского населения, число городских населенных пунктов в пригородной зоне, доля занятых в сельском хозяйстве);

- параметры связей между ядром и периферией (доля населения пригородной зоны, работающего в центре, временная доступность центрального города);

- интегральные/общие критерии агломерации (плотность населения, развитость городской агломерации и др.);

- критерии выделения границ городской агломерации на основе определения ее пространственного или временного радиуса, в пределах которой сложилась или складывается агломерация.

Территория Алматинской агломерации впервые была обозначена в рамках соответствующей Межрегиональной схемы территориального развития с учетом ее перспективного развития, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года № 302 [7].

В зону влияния Алматинской агломерации входят: центр (ядро) агломерации -город Алматы и части пяти районов Алматинской области: Карасайского, Талгарского, Илийского, Енбекшиказахского и Жамбылского, а также территория Капшагайской городской администрации.

В зону агломерации входят 189 населенных пунктов: город Алматы и 188 населенных пунктов Алматинской области (Рисунок 1).

Территория зоны влияния определена с учетом наиболее тесных связей города и пригородной зоны с учетом размещения сложившихся городов-спутников города Алматы: городов Капшагай, Каскелен, Талгар, Есик, села Узынагаш, рекреационной зоны на северном побережье Капшагайского водохранилища.

В пределах границ агломерации расселение населения сформировано в широтном направлении вдоль предгорий Заилийского Алатау. Северное меридиональное направление формируется вдоль автомобильной трассы республиканского значения Алматы-Капшагай, где расположены крупные транспортные логистические узлы, такие как село Отеген батыр и село Жетыген. На западном побережье Капшагайского водохранилища расположен город Капшагай с городской зоной отдыха.

Населенные пункты агломерации имеют устойчивые трудовые, культурно -бытовые и рекреационные связи. При этом отмечается, что границы агломерации не выделяют ее в отдельный административный центр и не нарушают сложившееся административное деление и управление территориями.

Данная граница в целом соответствует административно-территориальным единицам в Программе развития регионов до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728

(далее - Программа). В соответствие с Программой в «качестве границы агломерации принята 1,5-часовая изохронна» [8].

Границы Алматинской агломерации определены в соответствии с «Методическими рекомендациями по определению границ агломерации», одобренными постановлением Научно-техническим советом Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 12-3 (далее - Методика).

Рис. 1. Граница Алматинской агломерации

Согласно Методике качественной характеристикой агломераций является коэффициент развитости (Кр), зависящий от численности населения, числа городов и поселков и их доли в суммарной численности населения агломерации. В Алматинской агломерации Кр равен 8,7, относится к развитой агломерации согласно градации Г. Лаппо. При уменьшении границы агломерации и исключении города г. Капшагай из зоны агломераций, Кр составит 6,5 и переходит на уровень слаборазвитой агломерации.

По опыту Большого Парижа по основным транспортным коридорам в северном, восточном и западном направлении определены города-контрмагниты на базе города Капшагай, села Узынагаш и в перспективе села Шелек. Развитие городов-спутников на базе городов Каскелен, Талгар, Тургень, Есик и села Отеген батыр будут обеспечить регулирование внутренней миграции населения.

Создание городов-контрмагнитов и городов-спутников за счет концентрации населения и повышения экономической плотности территории будет способствовать разгрузке агломерации.

Развитие агломерации в сторону Капшагая обусловлено:

- снижением сейсмоопасности по мере продвижения на север (в районе города Капшагай сейсмоопасность территории на 2 балла ниже, чем в городе Алматы);

- улучшением проветриваемости территории по мере удаления от гор, запасами водных ресурсов (поверхностных, подземных);

- улучшением условий для организации отдыха.

Создание контрмагнита на базе города Капшагай и его территориальных ресурсов, способно «оттянуть» часть населения, потенциально ориентированную на город Алматы. Территория г.а. Капшагай характеризуется промышленно-индустриальной направленностью экономики.

Согласно Мастер-плану развития туризма Алматинской области к самым популярным туристским объектам, по мнению 93% жителей города Алматы, относится Капчагайское водохранилище.

Кроме того, границы Алматинской агломерации определены с учетом необходимости формирования продовольственного пояса города Алматы согласно задаче, обозначенной Главой государства, земли сельскохозяйственного назначения занимают 473878,7 га.

Граница Алматинской агломерации включает в себя важную инженерную инфраструктуру, влияющую на качественное и бесперебойное функционирование жизнеобеспечивающих систем населения, включая канализационные очистные сооружения, озеро Сорбулак (накопитель стоков города), источники энергоснабжения и т.д.

В этой связи представленная в утвержденной Межрегиональной схеме граница и вытекающая из нее территория являются вполне обоснованными с учетом необходимости решения ключевых задач развития агломерации, а также ее перспективного роста.

Необходимо отметить, что в Межрегиональной схеме выделены зоны интенсивных, активных и слабых агломерационных процессов, что позволяет ранжировать этапность и важность принимаемых решений на территории агломерации. Безусловно, в настоящее время зона протекания активных агломерационных процессов может рассматриваться как наиболее корректная граница агломерации, соответствующая рассмотренным выше критериям делимитации. В этой связи, при разработке первоочередных действий является целесообразным, прежде всего, отразить мероприятия, попадающие в зону интенсивного агломерирования.

Вместе с тем, необходимо отметить, что граница Алматинской агломерации в Межрегиональной схеме в настоящий момент определяет скорее зону влияния ядра агломерации. Однако с учетом долгосрочного развития территории, реализации масштабных проектов транспортной инфраструктуры, формирования новых производств в городах-контрмагнитах, агломерационные процессы будут прослеживаться более равномерно на определенной территории.

На долгосрочную перспективу, исходя из этапности развития агломераций, Алматинская агломерация может получить дальнейшее развитие с преобразованием в конурбацию (Алматы-Талдыкорган).

Список литературы

1. Мулдагалиева К.М. Развитие агломераций в Республике Казахстан как новой формы современной организации расселения населения на примере Шымкентской агломерации // Научные исследования, 2017. № 4 (15). С. 36-39.

2. Лаппо Г.М. География городов / Г.М. Лаппо. М.: ВЛАДОС, 1997. 679 с.

3. ПерцикЕ.Н. География городов (Геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991. 282 с.

4. Анимица Е.Г. Города горнопромышленной зоны. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1975. 165 с.

5. Лаппо Г.М. Агломерации России в XXI веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области, 2007. № 1. С. 45-52.

6. Лаппо Г.М., Маергойз И.М. География и урбанизация // Вопросы географии. Урбанизация мира. М., 1974. 204 с.

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2016 года № 302 «Об утверждении Межрегиональной схемы территориального развития Алматинской агломерации».

8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 года № 728 «Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года».

РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН КАК НОВОЙ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШЫМКЕНТСКОЙ

АГЛОМЕРАЦИИ Мулдагалиева К.М.

Мулдагалиева Карлыгаш Муратовна - магистр экономических наук, студент DBA, Международная бизнес-школа, Университет Нархоз, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются ключевые критерии формирования агломерации, приводятся градостроительные предложения долгосрочного развития агломераций в Казахстане на примере Шымкентской агломерации. Ключевые слова: агломерации, градостроительство, развитие, системы расселения, транспортный каркас, проекты.

Агломерации расцениваются как наиболее эффективные формы современной организации территории. Формирование агломераций способствует развитию условий эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала, сокращения издержек, создает новые возможности социально-экономического развития входящих в нее игроков. В результате такого взаимодействия формируется общее диалоговое пространство, стимулирующее решение стратегических задач развития взаимоувязанной системы транспортного и инженерного обслуживания, предоставления услуг, появляются инструменты и механизмы эффективного использования потенциала региона [1].

Крупнейшие города являются лидерами инновационных и социально -экономических процессов, локомотивами роста, центрами привлечения инвестиций, задающими тон развития страны в целом.

П.М. Полян [2] определяет агломерацию как компактную совокупность дополняющих друг друга населенных пунктов, группирующихся вокруг одного или нескольких городов-ядер и объединенных разнообразными и интенсивными связями в единый ареал. Это пространство «потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны».

Можно выделить ряд ключевых признаков агломераций [3 -4]: - компактность, срастание/слияние/тяготение населенных пунктов на рассматриваемой территории;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.