Научная статья на тему 'Экономико-географические и экологические закономерности развития Алматинской агломерации'

Экономико-географические и экологические закономерности развития Алматинской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1227
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Алматинская агломерация / пригородные районы / экономикогеографические факторы / экологическая дестабилизация / Almaty Metropolitan area / suburban areas / geographic factors / ecological destabilization

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ш Г. Каирова, Д Д. Есимова, А Г. Редькин

Расмотрены экономико-географические факторы развития Алматинской агломерации: приведены демографические показатели, описаны миграционные процессы, промышленный потенциал, развитие транспортной системы на территории пригородных районов агломерации. Также выделены территории агломерации по уровням экологической дестабилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ш Г. Каирова, Д Д. Есимова, А Г. Редькин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC-GEOGRAPHICAL AND ENVIRONMENTAL PATTERNS OF DEVELOPMENT OF ALMATY AGGLOMERATION

The article examined the economic and geographic factors of development of Almaty agglomeration: given the demographic indicators, migration processes, industrial potential, the development of the transport system to the suburban areas of the Metropolitan area. Also highlighted within the Metropolitan area by levels of ecological destabilization.

Текст научной работы на тему «Экономико-географические и экологические закономерности развития Алматинской агломерации»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 911. 37

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ АЛМАТИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

Ш.Г. Каирова1, Д.Д. Есимова1, А.Г. Редькин2

1 Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Павлодар

2 Алтайский государственный университет, Барнаул

Аннотация. Расмотрены экономико-географические факторы развития Алматинской агломерации: приведены демографические показатели, описаны миграционные процессы, промышленный потенциал, развитие транспортной системы на территории пригородных районов агломерации. Также выделены территории агломерации по уровням экологической дестабилизации. Ключевые слова: Алматинская агломерация, пригородные районы, экономико-географические факторы, экологическая дестабилизация.

ECONOMIC-GEOGRAPHICAL AND ENVIRONMENTAL PATTERNS OF DEVELOPMENT OF ALMATY AGGLOMERATION

S.G. Kairova1, D.D. Yesimova1, A.G. Redkin2

1 Pavlodar State University named after S. Toraigyrov, Pavlodar

2 Altai State University, Barnaul Abstract. The article examined the economic and geographic factors of development of Almaty agglomeration: given the demographic indicators, migration processes, industrial potential, the development of the transport system to the suburban areas of the Metropolitan area. Also highlighted within the Metropolitan area by levels of ecological destabilization. Key words: Almaty Metropolitan area, suburban areas, geographic factors, ecological destabilization.

Алматинская агломерация является одной из крупнейших структур расселения, сложившихся в Казахстане. Формирование расселения происходило в широтном направлении вдоль комфортных предгорий Заилийского Алатау, в местах конуса выноса горных рек. Становление и развитие Алматинской агломерации определяется благоприятными не только природно-климатическими условиями, но и экономико-географическими факторами: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, наличие трудовых ресурсов, аграрно-индустриальная направленность развития экономики, динамично развивающаяся транспортно-логистическая система, туристско-рекреационный потенциал территории [1-7].

Площадь Алматинской агломерации составляет 9,4 тыс. км2, или 4,3% территории области. Основанием для изменения границ пригородной зоны Алматы послужили следующие факторы: необходимость обеспечения взаимоувязанного гармоничного пространственного развития города Алматы и прилегающих к нему территорий Алматинской агломерации; динамичный рост численности

населения Алматы и пригородной зоны; реализация прорывных проектов; расселения перспективного населения. В состав Алматинской агломерации входят 46 населенных пунктов Енбекшиказахско-го района, 14 населенных пунктов Жамбылского района, 29 населенных пунктов Илийского района, 47 населенных пунктов Карасайского района, 46 населенных пунктов Талгарского района, 5 населенных пунктов г. Капшагая (рис. 1) [4].

Численность населения Алматинской агломерации на 1 января 2015 г. составила 2 460,4 тыс. чел., из них в Алматы проживает 1 548,4 тыс. чел. При этом темпы ежегодного роста численности населения в периферийной зоне агломерации значительно превышают аналогичные темпы роста в самом городе. Коэффициенты естественного прироста населения в районах агломерации колеблются с 17,6 чел. на 1000 жителей в Талгарском районе до 22,8 чел. на 1000 жителей в Илийском районе. Возрастная структура населения характеризуется следующими показателями: доля детей до 16 лет — 23,6 %; удельный вес населения в трудоспособном возрасте — 68 %; удельный вес населения старше трудоспособного возраста — 8,4 %. Увеличение численности населения Алматинской агломерации связано с естественным и миграционным приростом. При условии продолжения увеличения миграционных потоков и естественного прироста населения Алматы останется в числе лидеров по темпам роста численности населения. Миграционное сальдо по Алматинской агломерации за последние 10 лет имеет положительную динамику и по итогам 2014 г. составило 22 тыс. чел. [2].

Рис. 1. Административная карта Алматинской агломерации

Среди районов Алматинской области, входящих в состав агломерации, положительную миграционную динамику за этот же период имеют Карасайский и Талгарский районы. В соответствии с данными Генеральной схемы организации территории Республики Казахстан прогнозируется, что в Алматинской агломерации в 2020 г. будут проживать 3 057,9 тыс. чел. (из них в Алматы — 1 882,5 тыс. чел.), а в 2030 г. — 3 596,6 тыс. чел. (из них в Алматы — 2 347,5 тыс. чел.) [4]. Как ожидается, основной миграционный приток будет приходиться на Капшагай, Карасайский и Талгарский районы. Демографическую ситуацию Алматинской агломерации можно считать благоприятной. Перспективный рост численности населения в городах-спутниках, городах-контрмагнитах будет обусловлен высоким естественным и миграционным приростом населения. Демографические процессы в агломерации приобретают более плавный характер с некоторыми позитивными тенденциями в воспроизводстве и миграции населения.

По данным Департамента статистики Алматы и Алматинской области анализ структуры основного синтетического показателя развития региона свидетельствует о том, что Алматы постепенно переходит на постиндустриальный этап развития, который характеризуется коренным изменением «специализации» города [2]. Факт, что 70% ВРП приходится на сферу услуг, включая торговлю, и лишь 6,2% — на промышленность, характеризует город как сервисный центр республики. Основу промышленного потенциала Алматы составляют несколько системообразующих предприятий, в частности, отрасль машиностроения представляют: АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения», АО «Ырысты» — Алматинский электровагоноремонтный завод, ТОО «Белкамит» — машиностроительный завод. Предприятиями обрабатывающей промышленности являются: ТОО «Хлебобулочный комбинат Аксай» — производство продуктов питания, ТОО «Raimbek-Botders», АО «Бахус» — производство напитков, АО «Рахат» — производство кондитерских изделий. Промышленность районов, входящих в состав Алматинской агломерации, специализируется в основном на производстве и переработке овощей и фруктов, переработке молока и мяса птицы, в виноделии (рис. 2) [3].

Рис. 2. Объем промышленного производства пригородных районов Алматинской агломерации в 2015 г., млн тенге

Наличие ценных видов земельных ресурсов в горностепной полосе агломерации благоприятствует развитию растениеводства. В периферийной зоне агломерации есть все предпосылки для дальнейшего развития садоводства, виноградарства, возделывания овощных, зерновых и технических культур, молочного скотоводства. Наряду с этим положительными факторами развития аграрного сектора агломерации является наличие значительных площадей орошаемых сельскохозяйственных угодий и водных источников [7]. Немаловажную роль играют высокий растущий спрос на сельскохозяйственную продукцию и территориальная близость крупнейшего в стране регионального потребительского рынка — города Алматы. Важным проектом развития промышленности пригородной зоны можно назвать отраслевой проект «Развитие продовольственного пояса вокруг Алматы», который предусматривает создание современных откормочных и молочных комплексов, развитие сети предприятий по переработке, строительство тепличных комплексов, плодо- и овощехранилищ, закладку фруктовых садов и виноградников. Жители Алматы потребляют в год только продовольствия на сумму около 2,5 млрд долл. США. Алматинская область покрывает этот объем продовольствия лишь на 40%, а остальное приходится на импорт либо на поставки из других регионов республики. В регионе

высокий уровень транспортной обеспеченности и, следовательно, относительно низкая транспортная составляющая в конечной цене сельскохозяйственной продукции .

Алматинский промышленный узел специализируется в основном на производстве товаров для населения. Его крупнейшие предприятия относятся к отраслям легкой и пищевой промышленности. В самом городе насчитывается 276 предприятий. По всем видам выделенных загрязнителей лидируют предприятия электроэнергетики (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, АГРЭС). Основные промышленные предприятия за пределами Алматы размещены в близлежащих к городу населенных пунктах. Следует отметить, что практически во всех более или менее крупных населенных пунктах расположены небольшие предприятия электротеплоснабжения, работающие, как правило, на угле. Кроме этого, в них размещены предприятия, относящиеся в основном к легкой и пищевой промышленности. Так, в Талгаре (Тал-гарский район) находятся кошмяноваляльная и швейная фабрики. В поселке Каргалы Жамбылского района расположен Каргалинский суконный комбинат, в пос. Боралдай Илийского района размещены различные ремонтно-механические предприятия, сахарный и кирпичный заводы, завод по производству строительного камня. В Капшагае среди объектов, влияющих на загрязнение воздуха, можно выделить фарфоровый завод. В Каскелене Карасайского района — кирпичный завод. В целом, в пригородной зоне насчитывается свыше 100 предприятий, которые относятся к пищевой, легкой промышленности и стройтельной индустрии [5].

По территории агломерации проходят два из пяти международных транспортных коридоров, сформированных на основе существующей в республике сети железных дорог:

Южный коридор — Трансазиатская железнодорожная магистраль (ТАЖМ): Юго-Восточная Европа — Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (на участке Достык — Актогай — Алматы — Шу — Арысь — Сарыагаш);

ТРАСЕКА (Евроазиатский транспортный коридор): Восточная Европа — Центральная Азия, через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык — Алматы — Актау).

Кроме того, по территории Алматинской агломерации проходят следующие автотранспортные коридоры: Алматы — Караганды — Астана — Петропавловск; Ташкент — Шымкент — Тараз — Бишкек — Алматы — Хоргос; Западная Европа — Западный Китай (железнодорожная ветка Жеты-ген — Хоргос) [6]. Главной проблемой развития транспортной системы на территории агломерации является отсутствие современных систем скоростного городского и пригородного пассажирского транспорта, таких как легкорельсовый транспорт (ЬЛТ) и системы скоростных автобусных перевозок (BRT), обладающих большой провозной способностью. В пригородных направлениях отсутствует альтернатива автомобильному транспорту, не удовлетворяющему потребности существующих объемов пассажирских перевозок. Причинами, препятствующими развитию автомобильного транспорта агломерации, являются существующая дорожная инфраструктура, потеря несущего дорожного покрытия на дорогах областного и районного значения. Международный аэропорт Алматы, расположенный на городской территории, служит причиной нарушения шумовых и экологических нормативных требований.

Антропогенную нагрузку на окружающую среду на территории Алматинской агломерации оказывают ежегодные поступления вредных веществ в атмосферу воздуха от передвижных и стационарных источников загрязнения, накопление твердых бытовых и производственных отходов. На территории Алматинской агломерации отсутствуют оборудованные полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), а имеющиеся де-факто являются несанкционированными свалками. В связи с этим ТБО представляют собой источник загрязнения окружающей среды и вызывает распространение опасных веществ. Однако основная часть выбросов приходится на автомобильный транспорт. Следует отметить, что в Алматы выбросы данного вида источников образуют около 79% от общей массы [1].

Процессы урбанизации неразрывно связаны с нарушением экологического баланса региона и, как следствие, ухудшением экологического фона. Качественный уровень экологической дестабилизации природно-территориальных комплексов определяется на основе учета количества природных компонентов, подверженных в результате антропогенного воздействия различного рода изменениям, определяющим экологическую напряженность региона. Наибольший уровень экологической дестабилизации на территории Алматинской агломерации отмечается в лесостепных и лесо-луго-во-степных ландшафтах среднегорий, степных ландшафтах низкогорий, находяшихся под влиянием промышленного производства, разработки месторождений полезных ископаемых.

Земли, отведенные под строительство транспортных путей в области (автомобильные дороги — местного, районного, областного, республиканского значения, железная дорога, трубопроводы, ЛЭП), отнесены к сильному уровню экологической дестабилизации.

Территория, занятая под сельскохозяйственное производство (растениеводство и животноводство), входит в умеренный уровень экологической дестабилизации. Ежегодная распашка земель, их обработка сельскохозяйственными машинами разрушают почвенно-растительную структуру земель, ухудшают их свойства, вызывают процессы эрозии, дефляции.

К слабому уровню экологической дестабилизации отнесены особо охраняемые природные территории: государственные национальные парки, государственные заповедники, государственные заказники, государственные памятники природы. В регионе расположены Иле-Алатауский государственный национальный природный парк, Алматинский заповедник, Капшагайское водохранилище, Государственный национальный природный парк «Алтын-Эмель», Шарынский каньон, археологический ландшафт «Тамгалы», культурно-исторические комплексы. Данные объекты имеют экологическую, историко-культурную и рекреационную ценность. В настоящее время общая площадь особо охраняемых природных территорий республиканского значения в Алматинской агломерации составляет 814 671 га (19,3 от общей площади 5 районов области) [1; 7]. В Алматы доля ООПТ занимает около 34% от площади города. Наиболее крупным в пределах города является государственный природный парк «Медеу», расположенный в Медеуском районе, в пойме р. Малая Алматинка. Остальные ООПТ фрагментарны и занимают небольшую площадь города (государственный памятник природы «Роща Баума», Главный ботанический сад, Алматинский головной республиканский зоопарк и т.д.).

Библиографический список

1. Алматинская область. Состояние окружающей среды. — Алматы, 2014.

2. Данные Департамента статистики Алматинской области [Электронный ресурс]. — URL : www. almatyobl.stat.gov.kz/

3. Долгосрочная концепция экономического позиционирования г. Алматы и Алматинской области до 2015 г. : Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2008 г. № 881. — Астана, 2008.

4. Заключение комплексной градостроительной экспертизы от 23.10.2015 «Межрегиональная схема территориального развития Алматинской агломерации». — Астана, 2015. — 113 с.

5. Концепция формирования и развития Алматинской агломерации. Научно-исследовательский проект авторского коллектива Астанинского филиала АО «КазНИИСА». — Астана, 2014. — С. 51-54.

6. Национальный Атлас Республики Казахстан. Социально-экономическое развитие. — Алматы, 2010. — Т. 2. — 163 с.

7. Сводный аналитический отчет о состоянии и использовании земель Республики Казахстан за 2015 г. — Астана, 2016. — С. 34-35.

Bibliogaphy and notes

1. Almaty region. The state of the environment. — Almaty, 2014.

2. Data from the Department of statistics of Almaty region [Eleсtronic resourse]. — URL: //www. almatyobl.stat.gov.kz/

3. A long-term concept of economic positioning of Almaty and Almaty region up to 2015 the government of the Republic of Kazakhstan dated September 24, 2008 No. 881. — Astana, 2008.

4. Conclusion complex town-planning examination from 23.10.2015 "inter-regional scheme of territorial development of Almaty agglomeration". — Astana, 2015. — 113 S.

5. The concept of formation and development of the Almaty agglomeration. Research project of the authors of the Astana branch of JSC "Kazniisa". — Astana, 2014. — Pp. 51-54

6. National Atlas Of The Republic Of Kazakhstan. Socio-economic development. — Almaty, 2010. — Vol. 2. — 163 S.

7. Consolidated analytical report on the status and use of lands of the Republic of Kazakhstan in 2015. — Astana, 2016. — S. 34-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.