Научная статья на тему 'Региональные особенности интеграционных процессов в молочном подкомплексе Саратовской области'

Региональные особенности интеграционных процессов в молочном подкомплексе Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности интеграционных процессов в молочном подкомплексе Саратовской области»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МОЛОЧНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

И.О. Юшина, асп. Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева

За период проведения аграрных реформ в стране пока не удается избавиться от диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и средств сельскохозяйственного производства. Влияние перерабатывающих предприятий и сбытовых организаций на рынке столь сильно, что неизменно производители сельхозпродукции оказываются в проигрыше. В результате наблюдается общий спад производства продукции сельского хозяйства, лишь по некоторым ее видам удалось достигнуть дореформенного уровня производства.

Для молочного подкомплекса Саратовской области характерна подобная ситуация. Так за период с 1990 г. по 2008 г. поголовье КРС в хозяйствах всех категорий сократилось на 67,9% и составило 525,3 тыс. гол. В сельскохозяйственных организациях (СХО) поголовье сократилось на 91,7%, а в хозяйствах населения увеличилось - на 18,2%. При этом продуктивность коров за этот период увеличилась в 2 раза за счет выбраковки низкопродуктивных животных. В результате объем производства молока в области сократился на 35,4% и составил в 2008 г. 928,1 тыс. т, из которых 78,1 5 производят хозяйства населения, 13,6 -СХО и 8,3% - КФХ (табл. 1).

Основным каналом реализации молока СХО являются молокоперерабатывающие предприятия. В 2008 г. СХО продали на переработку 56,8% про-

изведенного молока (78 тыс. т). По сравнению с 2007 г. доля молока, проданного на переработку, сократилась на 6,8%.

Вместе с тем, основными производителями молока в Саратовской области являются хозяйства населения и КФХ, которые в 2008 г. реализовали всего 8,2% и 31,2% произведенного молока соответственно. Такое распределение молока на рынке приводит к увеличению незагруженных мощностей молокоперерабатывающих комбинатов и повышению затрат на единицу переработанной продукции. По данным 2008 г. использование среднегодовых мощностей по производству цельномолочной продукции в области составило лишь 36,5%, сухого обезжиренного молока, заменителя цельного молока и сухой молочной сыворотки - 20%, сыров сычужных - 23,3% (данные службы статистики Саратовской области).

Эффективность функционирования молочного подкомплекса определяется эффективностью и сбалансированностью функционирования составляющих его элементов и уровня развития предпринимательских связей между ними. Если раньше основные усилия производителей направлялись на увеличение объемов производства, то теперь весь процесс их деятельности должен подстраиваться под требования рынка с учетом цен, спроса и предложения.

Таблица 1. Структура производства продукции крупного рогатого скота по категориям хозяйств ___________________________________Саратовской области____________________________________

Производство молока

Годы 1990 2000 2007 2008

Категории хозяйств тыс. т % тыс. т % тыс. т % тыс. т %

Сельскохозяйственные организации 664,0 46,2 303,6 36,8 221,1 12,8 126,7 13,6

Хозяйства населения 731,6 50,9 484,3 58,7 637,2 79,0 724,6 78,1

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 41,7 2,9 37,1 4,5 74,6 8,2 76,8 8,3

По всем категориям хозяйств 1 437,3 100,0 825,0 100,0 932,9 100,0 928,1 100,0

Поголовье КРС

Сельскохозяйственные организации 1 324,3 80,8 367,9 55,7 123,1 23,7 110,2 21,0

Хозяйства населения 314,7 19,2 258,9 39,2 354,6 68,3 371,9 70,8

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 0,0 0,0 33,0 5,0 41,5 8,0 43,2 8,2

По всем категориям хозяйств 1 639,0 100,0 659,8 99,9 519,2 100,0 525,3 100,0

Мировой опыт доказал, что рынок сам по себе не в состоянии урегулировать все проблемы экономики сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продовольствия. Товаропроизводители вынуждены искать пути снижения влияния чрезмерных интересов отдельных участников рынка, страхуя себя от определенных рыночных рисков, от монополистических проявлений.

В связи с этим наиболее реальным выходом из сложившейся ситуации видится развитие интеграционных процессов.

Интеграционный процесс - это объективный эволюционный процесс, позволяющий его участникам в условиях свободного рынка частично противостоять чрезмерным аппетитам отдельных его участников. В кризисных условиях агропромышленная интеграция становиться наиболее актуальной, так как обеспечивает качественные изменения взаимоотношений между сельхозтоваропроизводителыми,

перерабатывающими предприятиями и организациями сбыта. Эти взаимоотношения из разряда внешних связей переходят во внутренние, которые прочнее внешних в силу сохранности функциональной и структурной целостности системы.

По степени вовлечения участников АПК в интеграционные процессы выделяют три формы взаимодействия между производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции: на основе долгосрочных договоров; на основе отношений собственности; на основе агропромышленных формирований некоммерческого типа.

В молочном подкомплексе Саратовской области интеграционные процессы развиваются преимущественно в виде горизонтальной интеграции.

Горизонтальная интеграция осуществляется в форме сельскохозяйственной потребительской снабженческо-сбытовой и перерабатывающей кооперации и в форме долгосрочной контрактации.

Процесс формирования потребительской кооперации существенно активизировался с реализацией Национального проекта «Развитие АПК» и Областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области за 2008-2012 годы». За период 2007-2009 гг. объем реа-

лизуемого молока через сельскохозяйственные потребительские кооперативы увеличился в 7,5 раз. Число кооперативов, осуществляющих закупку молока, возросло с 12 до 33 в 2009 г. Доля молока, реализуемого через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, составила 27,2 % (табл. 2).

Таблица 2. Результаты деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов Саратовской области, осуществляющих закупку молока

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Прирост в 2009 г. к 2007 г.

Число кооперативов, шт 12 32 33 21

Объем закупленного молока, тонн 6 570,3 40 037,9 49 116,3 42 546,0

Закупочная цена, руб. за кг 6,77 8,53 8,82 2,05

Доля молока, реализованного через кооператив в общем объеме реализованного молока, % 3,67 22,3 27,2 23,53

В Европейском союзе объем реализации молока через кооперативы составляет более 80% от общего объема его продажи [2].

Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволяет мелкотоварному сектору производства за счет укрупнения партий и контролируемого качества товара налаживать взаимовыгодные отношения с предприятиями по переработке молока. Это стимулирует увеличение объемов реализуемого

По итогам 2009 г. потребительские кооперативы действовали в 16 из 38 районов Саратовской области. Наименьший объем молока реализуется через потребительские кооперативы Юго-восточной левобережной микрозоны, вместе с тем в этой микрозоне самый большой объем производства молока по Саратовской области - 201,98 тыс. т (21,8%), из которых на реализацию направляется только 21,8 тыс. т (10,8%). В указанной микрозоне и в других районах, где отсутствуют сельскохозяйственные потребительские кооперативы, целесообразно их создание или развитие взаимодействия с аналогичными формированиями, работающими в соседних районах.

Второй формой горизонтальной интеграции молочного подкомплекса Саратовской области является долгосрочная контрактация перерабатывающих предприятий с СХО и потребительскими кооперативами. Такую практику взаимоотношений с поставщиками молока широко использует ОАО «Энгельсский молочный комбинат». В отличие от западных стран в нашей стране преимущественно используются маркетинговые, а не производственные контракты, сохраняющие большую самостоятельность за сельхозтоваропроизводителями. Договоры, как правило, заключаются на один год. Контрактное сельское хозяйство можно рассматривать как альтернативу повсеместно распространяемой практики приобретения организаций в собственность компанией-интегратором. При этом интегратор-инвестор часто наследует долги СХО, или подвергает риску объявление сделки не действительной при переводе активов во вновь созданное предприятие. Значительные силы тратятся на налаживание производства и менеджмента во вновь созданной структуре, тем не менее, прибыльное производство удается наладить далеко не всегда, о чем свидетельствует опыт Орловской области [2].

Таким образом, контрактация является перспективным направлением развития интеграцион-

молока, производимого в мелкотоварном секторе. Деятельность кооперативов позволяет ликвидировать звено посредников, что приводит к повышению цены молока, закупаемого у производителя, на 25-32% и стабильности цен на продовольственном рынке. В результате доля непосредственного производителя товарной сельскохозяйственной продукции в стоимости конечного молочного продукта увеличивается с 30 до 40% [1].

ных процессов в молочном подкомплексе. Компания-интегратор в таком случае не несет ответственности по договорам сельскохозяйственных товаропроизводителей, не отвечает за их деятельность, но имеет преимущества в виде стабильных поставок сырья, оговариваемых в условиях договора. Сельхозтоваропроизводители в свою очередь получают от компании-интегратора дополнительные ресурсы на развитие производства.

Поэтому видится достаточно перспективным решение по созданию как перерабатывающего и сбытового кооператива КФХ и иных хозяйств, имеющих от одной до нескольких коров в микрозоне, отдаленной от крупного перерабатывающего молочного предприятия с перерабатывающим цехом. В микрозонах, близких к крупным перерабатывающим молочным предприятиям достаточно эффективным оказывается кооператив, обеспечивающий только оперативный сбор молока от малых форм хозяйствования. Если этот кооператив обеспечивает своевременные в гарантированных объемах поставки молока приемлемого качества (на сметану, творог и т.п.), как показала практика, он позволяет селянам получить дополнительный доход.

Источники

1. Глебов И.П., Лескин А.А., Шулдяков А.В., Калинин Ю.А., Печенкина И.Б. Романишин О.З., Логинова С.Г., Кожин А.П. Механизмы продвижения товарной сельскохозяйственной продукции на рынок через кооперативы сельхозтоваропроизводителей региона. - Саратов, ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2007 - 39 с.

2. Узун В.Я., Гатаулина Е.А. , Сарайкин В.А, Башмачников В.Ф., Павлушкина О.И., Радионова О.А. Тенденции развития и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса в аграрном комплексе - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2009 (Науч. труды ВИАПИ им. А.А. Никонова. - Вып. 24) - 218 с.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А. Быкова, к.э.н., доц. ФГОУ ВПО «ОмГАУ» Институт экономики и финансов

Обеспечение сбалансированного развития грации, которая позволяет оптимально использо-

предприятий сферы АПК возможно с помощью инте- вать имеющиеся ресурсы. В Омской области име-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.