Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в агропродовольственном секторе Омской области'

Интеграционные процессы в агропродовольственном секторе Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в агропродовольственном секторе Омской области»

Процесс формирования потребительской кооперации существенно активизировался с реализацией Национального проекта «Развитие АПК» и Областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Саратовской области за 2008-2012 годы». За период 2007-2009 гг. объем реа-

лизуемого молока через сельскохозяйственные потребительские кооперативы увеличился в 7,5 раз. Число кооперативов, осуществляющих закупку молока, возросло с 12 до 33 в 2009 г. Доля молока, реализуемого через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, составила 27,2 % (табл. 2).

Таблица 2. Результаты деятельности сельскохозяйственных потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов Саратовской области, осуществляющих закупку молока

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Прирост в 2009 г. к 2007 г.

Число кооперативов, шт 12 32 33 21

Объем закупленного молока, тонн 6 570,3 40 037,9 49 116,3 42 546,0

Закупочная цена, руб. за кг 6,77 8,53 8,82 2,05

Доля молока, реализованного через кооператив в общем объеме реализованного молока, % 3,67 22,3 27,2 23,53

В Европейском союзе объем реализации молока через кооперативы составляет более 80% от общего объема его продажи [2].

Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволяет мелкотоварному сектору производства за счет укрупнения партий и контролируемого качества товара налаживать взаимовыгодные отношения с предприятиями по переработке молока. Это стимулирует увеличение объемов реализуемого

По итогам 2009 г. потребительские кооперативы действовали в 16 из 38 районов Саратовской области. Наименьший объем молока реализуется через потребительские кооперативы Юго-восточной левобережной микрозоны, вместе с тем в этой микрозоне самый большой объем производства молока по Саратовской области - 201,98 тыс. т (21,8%), из которых на реализацию направляется только 21,8 тыс. т (10,8%). В указанной микрозоне и в других районах, где отсутствуют сельскохозяйственные потребительские кооперативы, целесообразно их создание или развитие взаимодействия с аналогичными формированиями, работающими в соседних районах.

Второй формой горизонтальной интеграции молочного подкомплекса Саратовской области является долгосрочная контрактация перерабатывающих предприятий с СХО и потребительскими кооперативами. Такую практику взаимоотношений с поставщиками молока широко использует ОАО «Энгельсский молочный комбинат». В отличие от западных стран в нашей стране преимущественно используются маркетинговые, а не производственные контракты, сохраняющие большую самостоятельность за сельхозтоваропроизводителями. Договоры, как правило, заключаются на один год. Контрактное сельское хозяйство можно рассматривать как альтернативу повсеместно распространяемой практики приобретения организаций в собственность компанией-интегратором. При этом интегратор-инвестор часто наследует долги СХО, или подвергает риску объявление сделки не действительной при переводе активов во вновь созданное предприятие. Значительные силы тратятся на налаживание производства и менеджмента во вновь созданной структуре, тем не менее, прибыльное производство удается наладить далеко не всегда, о чем свидетельствует опыт Орловской области [2].

Таким образом, контрактация является перспективным направлением развития интеграцион-

молока, производимого в мелкотоварном секторе. Деятельность кооперативов позволяет ликвидировать звено посредников, что приводит к повышению цены молока, закупаемого у производителя, на 25-32% и стабильности цен на продовольственном рынке. В результате доля непосредственного производителя товарной сельскохозяйственной продукции в стоимости конечного молочного продукта увеличивается с 30 до 40% [1].

ных процессов в молочном подкомплексе. Компания-интегратор в таком случае не несет ответственности по договорам сельскохозяйственных товаропроизводителей, не отвечает за их деятельность, но имеет преимущества в виде стабильных поставок сырья, оговариваемых в условиях договора. Сельхозтоваропроизводители в свою очередь получают от компании-интегратора дополнительные ресурсы на развитие производства.

Поэтому видится достаточно перспективным решение по созданию как перерабатывающего и сбытового кооператива КФХ и иных хозяйств, имеющих от одной до нескольких коров в микрозоне, отдаленной от крупного перерабатывающего молочного предприятия с перерабатывающим цехом. В микрозонах, близких к крупным перерабатывающим молочным предприятиям достаточно эффективным оказывается кооператив, обеспечивающий только оперативный сбор молока от малых форм хозяйствования. Если этот кооператив обеспечивает своевременные в гарантированных объемах поставки молока приемлемого качества (на сметану, творог и т.п.), как показала практика, он позволяет селянам получить дополнительный доход.

Источники

1. Глебов И.П., Лескин А.А., Шулдяков А.В., Калинин Ю.А., Печенкина И.Б. Романишин О.З., Логинова С.Г., Кожин А.П. Механизмы продвижения товарной сельскохозяйственной продукции на рынок через кооперативы сельхозтоваропроизводителей региона. - Саратов, ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2007 - 39 с.

2. Узун В.Я., Гатаулина Е.А. , Сарайкин В.А, Башмачников В.Ф., Павлушкина О.И., Радионова О.А. Тенденции развития и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса в аграрном комплексе - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2009 (Науч. труды ВИАПИ им. А.А. Никонова. - Вып. 24) - 2І8 с.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Е.А. Быкова, к.э.н., доц. ФГОУ ВПО «ОмГАУ» Институт экономики и финансов

Обеспечение сбалансированного развития грации, которая позволяет оптимально использо-

предприятий сферы АПК возможно с помощью инте- вать имеющиеся ресурсы. В Омской области име-

ются примеры успешно функционирующих крупных интеграционных предприятий.

Так, с 2004 г. в состав общероссийского холдинга ООО «ПРОДО Менеджмент» входит группа предприятий «Омский бекон»: ОАО «Омский бекон» (с. Лузино), ОАО «Лузинский комбикормовый завод», ОАО «Мясокомбинат «Омский», Птицефабрика «Сибирская», ОАО «Омский бекон» (п.г.т. Калачинск). В сутки группа предприятий вырабатывает более 150 т продукции, которая на 90% обеспечивает Омскую область и отправляется в восемь областей Западной и Восточной Сибири, в Свердловскую область и Казахстан. Предприятие ориентируется не только на оптовых покупателей, но и на непосредственного потребителя. Так, в ассортименте компании более 400 наименований мясной продукции, из которых 300 - это колбасы и мясные деликатесы.

Другим примером является Ассоциация торгово-промышленных предприятий «Группа «Оша». Компания объединяет разноотраслевые предприятия, в том числе сельскохозяйственное предприятие ООО «Нива», с более чем 10 га угодий в Рус-ско-Полянском районе. За четырнадцатилетнюю историю ООО ЛВЗ «Оша» было создано более сорока собственных брендов, а его ликероводочная продукция удостоена 33 золотых медалей.

Следует отметить, что производители сельскохозяйственной продукции сталкиваются с проблемой сбыта произведенной ими продукции, а личные подсобные хозяйства реализуют свою продукцию в основном через посредников и рынок. В Омской области закуп молока ведут: девять молокоприемных пунктов, восемь снабженческо-

сбытовых кооперативов, тринадцать перерабатывающих предприятий и тридцать пять индивидуальных предпринимателей. Так, в Тюкалинском районе Омской области заготовительные функции выполняют ООО «Маслосыркомбинат «Тюкалинский», ООО «Луговское», ООО «Мясозаготпром», ООО «Заготовительная сырьевая компания» и девять предпринимателей. В 2007 г. был создан сельскохозяйственный потребительский кооператив СПК «Возрождение» с целью переработки мяса на территории района, а рамках национального проекта «Развитие АПК».

Предприятия закупают у производителей аг-ропродовольственную продукцию небольшими партиями и доставляют ее в розничные магазины. При этом отношения сельскохозяйственных предприятий с посредническими структурами на долговременной основе не строятся. В результате сложилась многозвенная система оптовых посредников, состоящая преимущественно из мелких организаций и физических лиц, которые не способны обеспечить стабильность в снабжении области продовольствием, контроль качества продукции, предоставить соответствующие сервисные услуги.

В основу развития оптовой и розничной торговли в Омском регионе нами положен потенциал интеграционных процессов на потребительском рынке. Оптовый агропродовольственный рынок - это рынок, который интегрирован в едином процессе товародвижения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, оптовых торговцев и потребителей и имеет развитую инфраструктуру (рис. 1).

Сельскохозяйственные

товаропроизводители

Перерабатывающие предприятия

Межрайонный оптовый рынок

Центральный оптовый продовольственный рынок г. Омска

Покупатели

Рисунок 1. Схема движения аграрной продукции в системе рынка - как интегратора

воспроизводственного процесса

Такая интеграция позволит обеспечить взаимный интерес на всех этапах продвижения продовольственной продукции и справедливое распределение доходов. Так, для сельскохозяйственного производителя преимуществом участия является то, что возникает возможность получать прибыль не за счет повышения цены, а за счет увеличение товарооборота. Для предприятия оптовой торговли преимуществом участия в интеграции является то, что возникает возможность специализации без угрозы потери потребителей. Для покупателей преимуществом создание такого рынка является возможность ежедневно закупать продукцию мелкими партиями и в разнообразном ассортименте в одном месте; исключается необходимость в товарных запасах, что сокращает затраты, связанные с созданием особых условий хранения агропродовольственной продукции.

В интегрированных формированиях скрыты потенциальные возможности выполнения инфраструктурных функций. Так, инфраструктура рынков должна быть представлена в виде блоков:

1. К товаропроизводящему - непосредственно сельскохозяйственные производители, агрофирмы, перерабатывающие предприятия, интегрированные формирования.

2. Обеспечивающий блок представляет независимые, специализирующиеся на тех или иных услугах предприятия (кредитно-финансовые организации, страховые компании, предприятия связи и т.п.).

3. Структурные подразделения могут предложить следующие услуги клиентам продовольственного рынка: складирование и хранение товара; предпродажную обработку (сортировка, расфасовка, маркировка); предоставление тары, упаковки; предоставление технического, весового и подъемно-транспортного оборудования, витрин в аренду; уборку помещения на территории рынка, вывоз и утилизацию отходов; обеспечение безопасности на территории рынка и др.

Для того чтобы определить оптимальное расположение оптовых рынков аграрной продукции по

территории Омской области, нами было проведено исследование (табл.1).

При определении месторасположения межрайонных рынков мы исходили из нескольких факторов: концентрации производства сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, объемов реализации продовольствия, наличия транспортных артерий, учета экологического и природно-ресурсного фактора. Также учтены преимущества данного рынка для покупателя по сравнению с другими возможностями приобретения

продовольствия, удобство расположения, разнообразие ассортимента и др. г. Тара расположен на расстоянии 300 км до областного центра, полностью удовлетворяет требованиям развитости материально-технической базы, сформированности инфраструктуры. В г. Таре развиты традиции организации ярмарочной торговли. Согласно этим факторам нами выявлены две основные экономические зоны, где предлагаем сформировать межрайонные оптовые рынки: центральный рынок (г. Омск) и его филиала (г. Тара).

Таблица 1. Сравнительные параметры для выбора дислокации филиала оптового

агропродовольственного рынка

Параметр Город

Исилькуль Называевск Тара Тюкалинск

Расстояние до областного центра, км 136 220 300 150

Плотность населения, чел. на км2 2,4 1,1 2,7 1,0

Вид транспортного сообщения + + ++ - -

- железная дорога - - ++ -

- речной путь + + ++ +

- автомобильная дорога + + ++ - -

Развитость материально-технической базы + + ++ ++

Примечание: «++» - полностью удовлетворяют требованиям; «+» - обеспечивают требования частично.

Предложенный вариант создания филиала рынка в г. Таре позволит северным районам уменьшить издержки на доставку продукции до канала реализации и получить дополнительную прибыль от реализации продукции. Например, товаропроизводители расположенные на территории Тарского, Знаменского и Тевризского района получат экономический эффект более 1750 тыс. руб. за 1 ц мяса крупного рогатого скота.

Другим вариантом является создание сбытовых кооперативов. Для того чтобы проанализировать, как относится население к такому формированию, нами проведен опрос 310 респондентов, в том числе 260 рабочий и 50 менеджеров с.-х. предприятий Муромцевского района. Как показывает опрос, население данного района готово реализовывать излишнюю продукцию через сбытовые кооперативы, так как это будет способствовать снижению уровня безработицы и дополнительному доходу населения. В роли интегратора в молочном кооперативном объединении может выступать ОАО Маслозавод

«Маяк» Марьяновского района. Создание кооператива будет способствовать укреплению позиций производителей молока по отношению к перерабатывающим предприятиям, при этом прибыль на 1 кг продукции составит 3,84 руб., а уровень рентабельности повысится до 18,7%.

Проводимые исследования повзоляют сформировать основные выводы.

1. Создаваемый оптовый продовольственный рынок в Омской области является элементом интегрированного формирования в АПК, в которое помимо него войдут сельскохозяйственные производители, перерабатывающие предприятия, розничная торговая сеть и другие предприятия. В этом случае интегратор - оптовый продовольственный рынок -объединяет интересы всех участников рынка.

2. Сбытовые кооперативы в районах Омской области будет способствовать: увеличению объемов производства; снижению издержек производства и уровня бедности; дополнительному доходу населения и возрастанию социальной стабильности в обществе.

ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА УБОРКЕ КУКУРУЗЫ НА ЗЕРНО И ЗЕРНОВЫХ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Е. А. Журавлёва, к.э.н., соискатель Всероссийского института аграрных проблем и информатики

им. А. А. Никонова

Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства привлечение иностранных инвестиций предусматривает: определение направлений инвестирования; формулировку содержания инвестиционной деятельности; обоснование направлений повышения экономической эффективности; создание благоприятного инвестиционного климата и эффективной инвестиционной инфраструктуры в сельскохозяйственном производстве на краевом и федеральном уровне.

Использование иностранных инвестиций связано с отсутствием возможностей самофинансирования в условиях кризисного финансового положения исследуемых сельскохозяйственных предприятий.

Иностранный партнёр всегда сравнивает преимущества и эффективность организации собственного или совместного производства. Законодательно

иностранная собственность на территории России находится в виде объектов целиком или полностью принадлежащих иностранным субъектам.

Сельскохозяйственное производство на принципах международной интеграции часто выступает как иностранная собственность, присутствующая в виде смешанной собственности (совместного предприятия). Объектом собственности выступают средства сельскохозяйственного производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, кредитные средства, залоговое имущество.

Объединение российских товаропроизводителей с зарубежными партнёрами на принципах интеграции даёт определённый эффект. Так как, задача совместного предприятия - это преобразование конкурентоспособности продукции АПС на внутреннем рынке в конкурентоспособность продук-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.