ISSN 2079-4665, E-ISSN 2411-796X
https://www.mir-nayka.com
Научная статья УДК 338.2 Ж: Н5, в28
https://doi.Org/10.18184/2079-4665.2023.14.4.680-697
Региональные особенности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Эахарова кристина Алексеевна 1, Иванова Надежда Бячеславовна 2
1 2 Тюменский государственный университет; Тюмень, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3603-2659
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6674-2179
Аннотация
Цель статьи - исследование действующей системы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в Тюменской области для выявления проблемных точек развития МСП в регионе и определения соответствующих мер по их корректировке.
Методы. В части исследования количественных показателей государственной финансовой поддержки МСП использовался статистический анализ, включающий исследование структуры и динамики реализуемых мер, а также количества субъектов МСП. Для оценки степени влияния применяемых инструментов на развитие МСП использовались данные реализуемой программы государственной финансовой поддержки Тюменской области.
Результаты работы. В ходе исследования были определены основные детерминанты, сдерживающие результативность применения инструментов государственной финансовой поддержки МСП в Тюменской области. Выявлено отсутствие системности и комплексности государственной финансовой поддержки МСП, что могло бы отразить видение элементов системы и установление взаимосвязи между ними с учетом изменений внешней среды и индикации наиболее результативных для отдельных сфер деятельности МСП мер поддержки.
Быводы. По итогам исследования установлена необходимость модернизации реализуемой государственной финансовой поддержки МСП в Тюменской области в направлении расширения перечня инструментов и диверсификации применяемых мер в отношении юридических лиц и ИП. В качестве одного из перспективных направлений представляется целесообразным создание гарантированных рынков сбыта и активное подключение к предпринимательским сетям субъектов МСП. Это позволит максимизировать результативность применяемых мер для поддержания экономически и социально важных субъектов МСП с учетом их специфики, укрепить финансовое состояние предприятий этого сектора и, тем самым, обеспечить стабильность экономического развития региона.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, государственная финансовая поддержка, система государственной финансовой поддержки МСП, инструменты государственной финансовой поддержки МСП, малое и среднее предпринимательство
Благодарность. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01690 (https://rscf.ru/ рго]ес^23-28-01690/).
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, в том числе связанного с финансовой поддержкой Российского научного фонда в рамках научного проекта № 23-28-01690.
Для цитирования: Захарова К. А., Иванова Н. В. Региональные особенности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14. № 4. С. 680-697
ЕРЫ: https://elibrary.ru/kbpxgu. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2023.14A680-697
© Захарова К. А., Иванова Н. В., 2023
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
с
развитие
Original article
Regional features of state financial support for small and medium-sized enterprises
Kristina A. Zaharova 1, Nadezhda V. Ivanova 2
2 Tyumen State University; Tyumen, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3603-2659
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6674-2179
abstract
Purpose: of the article is to study the existing system of state financial support for small and medium-sized enterprises (SMEs) in the Tyumen Oblast in order to identify problematic points of SME development in the region and determine of appropriate measures for their adjustment.
Methods: in the part of the study on the quantitative indicators of State financial support for SMEs, statistical analysis was used, including a study of the structure and dynamics of measures implemented, as well as the number of SMEs. To assess the degree of influence of the tools used on the development of SMEs, data from the ongoing program of state financial support in the Tyumen Oblast were used. Results: in the course of the research, the main determinants constraining the effectiveness of the use of State financial support tools for SMEs in the Tyumen Oblast were identified. The lack of systematic and comprehensive State financial support for SMEs was revealed, which would reflect the vision of the elements of the system and the establishment of the relationships between them, taking into account changes in the external environment and the indication of the most effective support measures for individual areas of SMEs activity.
conclusions and Relevance: as a result of the study, the need to modernize the implemented state financial support for SMEs in the Tyumen Oblast in the direction of expanding the list of instruments and diversifying the measures applied to legal entities and individual entrepreneurs has been established. As one of the promising areas, it seems reasonable to create guaranteed sales markets and active connection of SMEs to business networks. This will maximize the effectiveness of measures applied to support economically and socially important SMEs, taking into account their specifics, strengthen the financial condition of enterprises in this sector and thus ensure the stability of the economic development of the region.
Keywords: small and medium-sized enterprises, State financial support, State financial support for SMEs, instruments of state financial support for SMEs, SMEs
acknowledgments. The article was carried out at the expense of the grant from the Russian Science Foundation № 23-28-01690 (https:// rscf.ru/project/23-28-01690/).
conflict of interest. The authors declare that there is no Conflict of Interest, including those related to the financial support by the Russian Science Foundation within the framework of scientific project 23-28-01690.
For citation: Zaharova K. A., Ivanova N. V. Regional features of state financial support for small and medium-sized enterprises. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2023; 14(4):680-697. (In Russ.)
EDN: https://elibrary.ru/kbpxgu. https://doi.Org/10.18184/2079-4665.2023.14.4.680-697
© Zaharova K. A., Ivanova N. V., 2023
Введение
Глобальная турбулентность приводит к мультипликации политических, экономических, социальных и прочих рисков, с которыми сталкиваются экономические субъекты. Замедление темпов экономического роста на глобальном, национальном и региональном уровнях представляет собой процесс, требующий научного осмысления и формирования новых подходов к обеспечению развития социально-экономической сферы. Кризисные условия, влияющие на экономические системы, вызывают необходимость регулирования государственной финансовой политики в виде оказания помощи ре-
альной экономике, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).
МСП оказывает значительное влияние на развитие социально-экономической сферы государства, так как обеспечивает рабочие места и способствует формированию устойчивой инфраструктуры соответствующей территории. Экономическая свобода в обществе, предпринимательская инициатива и ее качество, а также развитие информационных технологий в значительной степени зависят от уровня развития МСП. В связи с этим вопросы стимулирования и поддержки МСП в стране являются актуальными на постоянной основе.
Субъекты МСП весьма важны для экономического развития и обеспечения занятости, однако они наиболее уязвимы с точки зрения финансовых потерь и доступа к финансовым ресурсам. В условиях негативной внешней среды особое значение придается мерам государственной финансовой поддержки МСП. Зачастую в кризисных ситуациях повышается государственный контроль, который заключается в относительно жесткой финансовой политике, подразумевающей единый подход к налогообложению, кредитованию, финансированию и другим мероприятиям в отношении частнохозяйственного сектора в целом, вне зависимости от масштаба бизнеса. Такой подход губителен для малых и средних компаний, поскольку при жесткой политике создаются административные барьеры, препятствующие выходу на рынок, что существенно затрудняет создание и развитие МСП.
На современном этапе экономика РФ претерпевает последствия пандемии коронавирусной инфекции и большого количества экономических ограничений от наложенных санкций со стороны мирового рынка. Кризисные последствия приводят к разрыву финансовых связей между субъектами хозяйствования и, в целом, дестабилизируют финансовую и хозяйственную деятельность МСП. Значительная часть МСП испытывает риски получения отрицательного сальдированного финансового результата, что в долгосрочной перспективе приводит к снижению темпов роста производства, сокращению рабочих мест и, как следствие, к снижению темпов экономического развития.
Чтобы сдержать развитие кризиса, государство использует различные инструменты регулирования экономики, применяемые в рамках общей финансовой политики, в том числе мероприятия по поддержке МСП. Инструменты государственной финансовой поддержки являются хорошим подспорьем для укрепления финансового состояния МСП. Однако в условиях кризиса важнейшей задачей становится формирование целостной системы государственной финансовой поддержки, адаптирующейся к изменениям внешней среды и позволяющей максимизировать результативность применения мер для поддержания экономически и социально важных субъектов экономики. Представляется целесообразным осуществлять мониторинг результативности применяемых инструментов государственной финансовой поддержки субъектов МСП ввиду постоянно меняющихся условий внешней среды. Длительное наблюдение позволит детализировать применяемые меры относительно специфики субъектов МСП и определить их актуальность с учетом внутренних условий функционирования предприятий сектора. Поиск и научное обоснование такой результативной и адаптивной системы поддержки является важней-
шей исследовательской и практической задачей.
Необходимость внесения корректив и мониторинга реализуемых мер государственной поддержки МСП также связана с тем, что данный сектор более адаптивен к местным условиям хозяйствования. Субъекты МСП мобильны в принятии управленческих решений, они испытывают потребность в первоначальном капитале значительно ниже, чем сектор крупного предпринимательства, и имеют сравнительно небольшие затраты. Однако для непрерывного функционирования они нуждаются в постоянном финансировании основных и оборотных средств. Обеспеченность инвестиционными и кредитными средствами способствует развитию таких предприятий, и в период кризиса проблема ликвидности и недостаточности финансирования МСП стоит особенно остро. В то же время, не всегда кредитные и инвестиционные ресурсы становятся решением проблем развития МСП.
Таким образом, изучение вопросов выявления необходимых условий и поиска адекватных инструментов осуществления необходимых мер государственной финансовой поддержки субъектов МСП обусловлено как укреплением рынка, так и общей повесткой реализуемой финансовой политики РФ.
Данное исследование направлено на определение региональных особенностей современной системы государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и выявление их влияния на показатели развития МСП. Для достижения цели ставились следующие задачи: выявить региональные особенности действующей системы государственной финансовой поддержки МСП на примере Тюменской области; оценить влияние реализуемых мер государственной финансовой поддержки на показатели деятельности субъектов МСП региона и идентифицировать несовершенства реализуемых мер государственной финансовой поддержки МСП; наметить адекватные инструменты государственной финансовой поддержки, позволяющие детерминировать социально-экономическое развитие регионов РФ в условиях турбулентности политической и экономической ситуации.
Обзор литературы и исследований
Сектор МСП является источником налоговых поступлений бюджетов всех уровней, что способствовало разработке и принятию нормативно-правовых актов, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
Нормативно-правовой основой государственной финансовой поддержки МСП в России является Федеральный закон № 209-ФЗ, регулиру-
ющий процессы развития МСП в РФ1. Данный закон определяет цель, задачи, формы, виды государственной поддержки МСП, а также полномочия органов федеральных властей и властей субъектов РФ.
Основную роль в определении стратегических направлений совершенствования данной сферы сыграло утверждение стратегии развития МСП до 2030 г., принятой распоряжением Правительства РФ в 2016 г.2 Разработанная стратегия определяет увеличение объемов государственной финансовой поддержки субъектов МСП, а также расширение набора ее инструментов как основного условия инновационного развития государства и укрепления отраслевой структуры экономики. В рамках реализации данной стратегии к 2030 г. планировалось увеличить долю участия субъектов МСП в формировании ВВП до 40%, что в 2 раза превышало соответствующий показатель на период утверждения данной стратегии, в 2016 г. Однако в настоящий момент значение указанного планового показателя остается на том же уровне и составляет около 20%, что связано с различными накопленными проблемами оптимизации распределения государственных ресурсов.
Множество научных исследований государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства посвящено построению различных концепций и методик, направленных на формирование условий развития МСП.
Неопуло К.Л. в своем исследовании определяет государственную финансовую поддержку как фактор повышения предпринимательской активности в экономике. Анализируя целевые индикаторы реализации Стратегии развития МСП и соотнося их с реализуемыми мерами государственной финансовой поддержки МСП, автор подчеркивает необходимость структурных изменений сектора. Однако в качестве основных инструментов стимулирования предпринимательской активности он предлагает реализовывать меры, применение которых может привести к серьезным негативным последствиям, влияющим на эффективность использования государственных финансовых ресурсов [1].
Ряд авторов посвящают свои исследования корректировке прогнозных данных Стратегии развития МСП. Так, Заболоцкая В.В. с соавторами в своих работах осуществляет оценку и прогнозирование влияния региональной финансовой под-
держки на рост количества субъектов МСП и занятости в данном секторе Краснодарского края с учетом изменений внешней среды. Авторы выделяют несколько основных факторов, препятствующих достижению МСП установленных целевых показателей Стратегии. К таковым исследователи относят девальвацию национальной валюты, сложность процедуры получения государственной финансовой поддержки в связи с большим объемом запрашиваемой информации, а также частые налоговые проверки со стороны уполномоченных органов [2, 3]. Решением выявленных сложностей реализации стратегических направлений развития МСП авторы видят повышение адресности распределения финансирования в пользу регламентированных в Стратегии категорий МСП. Данный подход логично вписывается в предложенную ими концепцию, определяющую государственную финансовую поддержку МСП как деятельность государственных органов власти, которая осуществляется в целях социального-экономического развития сектора МСП с учетом специфики субъектов РФ и прогнозирования факторов внешней бизнес-среды.
Исследование Багратуни К.Ю., посвященное определению условий развития сектора МСП, трактует понятие государственной финансовой поддержки МСП как комплекс мер по созданию конкурентоспособной, гибкой и адаптивной среды развития МСП, обеспечивающий высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость. Основной проблемой применения инструментов государственной финансовой поддержки МСП автор видит высокую административную и регулятивную нагрузку на субъекты МСП, а также низкую эффективность предоставляемых им льготных условий доступа к госзаказу [4]. Посредством внедрения качественной оценки органов, уполномоченных осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства, полученной от самих субъектов МСП, автор предлагает сгладить выделенные в исследовании несовершенства реализуемых мер государственной финансовой поддержки МСП.
Проблему высоких административных барьеров доступа к инструментам государственной финансовой поддержки МСП также освещают Иванов И.Н, Лукьянова Т.В., Орлова Л.В. В своем исследовании они трактуют государственную фи-
1 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 19.06.2023)
2 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 г. № 1083-р) // Правительство России. URL: http://gov.garant.ru/document?id=71318202&byP
ara=1&sub=1 (дата обращения 19.06.2023)
нансовую поддержку МСП как рычаг для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем развития в целях создания благоприятных условий функционирования МСП [5].
Особенно остро вопрос поддержки и развития МСП встал в период кризиса 2020 г., что подтверждается исследованиями, посвященными оценке эффективности и актуальности применяемых финансовых инструментов в сложившихся условиях [6-8]. Так, Киселева Т.Ю. и Сангинова Л.Д. презентуют модель государственной финансовой поддержки МСП, разработанную с учетом негативных экономических последствий COVID-19. Авторы определяют само понятие государственной финансовой поддержки МСП как особую модель финансового регулирования в форс-мажорных ситуациях [7]. Виленский А.В. в своей работе также сообщает об особой актуализации вопроса государственной финансовой поддержки МСП в период коронавируса. Он определяет понятие государственной финансовой поддержки МСП как совокупность мер по оптимизации инфраструктуры МСП, способных дать максимальный экономический эффект развития МСП при минимальных затратах государственного бюджета [8].
Сангинова Л.Д. финансовую поддержку МСП рассматривает как привлекательную основу для формирования финансовой активности и стимулирования инвестиционной деятельности экономических субъектов в целях преодоления укрепления финансовой устойчивости экономики и ее развития в будущем 3.
Шелестова Д.А. и соавторы [9] понятие государственной финансовой поддержки МСП рассматривают как институт, находящийся в процессе адаптации к трансформирующимся социально-экономическим отношениям в секторе МСП, содействующий устойчивому и конкурентоспособному функционированию малого и среднего предпринимательства.
По Сухоруковой Н.В., Цвырко А.А. и Иващенко Т.Н., государственная финансовая поддержка МСП - это целенаправленное формирование экономических и правовых порядков для функционирования производств, а также его финансирование на улучшенных условиях. В данном случае инструменты государственной финансовой поддержки авторы выделяют в качестве основного элемента экономического развития МСП [10].
Морозко Н.И. с соавторами рассматривает государственную финансовую поддержку МСП как
комплекс мер по трансформации делового климата, направленных на снижение барьеров при ведении бизнеса. Под деловым климатом в данном контексте понимается адекватная налоговая нагрузка, а также положительный инвестиционный климат и стабильная политическая обстановка [11].
Формирование инвестиционного климата осуществляется посредством совокупности условий, одним из которых выступает налоговая система, применяемая на территории объекта инвестирования. Возможность применения налоговых послаблений, в виде налоговых каникул, налоговых льгот, специальных налоговых режимов и т.п. в отношении инвесторов, благоприятно влияет на приток инвестиций, поскольку рассматривается как основная гарантия безопасности инвестирования средств. Несмотря на имеющийся потенциал для налогового маневра субъектов МСП различных отраслей, исследователи в данной области считают предпринятые шаги развития отечественной налоговой системы недостаточными с точки зрения планируемого эффекта справедливого фискального механизма, точечно учитывающего возможности налогоплательщиков [12].
Буздалина О.Б. рассматривает государственную финансовую поддержку МСП как комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента МСП, которые включают в себя широкий спектр разнообразных мероприятий как на государственном, так и на муниципальном уровнях [13].
Зотова Е.В., Каргин Ю.И., Дворецкая Т.В. определяют поддержку МСП как отдельный финансовый механизм или систему взаимосвязанных элементов государственного финансового регулирования МСП, направленного на формирование конкуренции, улучшение удовлетворения потребностей населения, расширение ассортимента товаров и качества услуг, ориентирование производства товаров и услуг на конкретного потребителя, содействие улучшению структуры экономики с учетом гибкости, маневренности, мобильности МСП [14].
В зарубежных исследованиях [15-25] авторы зачастую под государственной финансовой поддержкой понимают меры, предпринимаемые органами государственной, региональной и муниципальной власти, ориентированные на развитие МСП путем регулирования финансового рынка, а также осуществления государственных финансовых программ.
Из числа исследуемых инструментов государственной финансовой поддержки в мировой прак-
3 Сангинова Л.Д. Совершенствование государственной гарантийной поддержки инвестиционных проектов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2-1(22). С. 36-42. EDN: https://elibrary.ru/ Маю1. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2015.6.2.36.42
тике можно отметить государственные гарантии [15], краудфандинг с государственным участием [16-18], кредитные инструменты [19, 20], микрофинансирование [21, 22], субсидии [23, 24], налоговые льготы [25]. Однако реализация упомянутых инструментов в рамках финансовой поддержки малого и микробизнеса - достаточно редкое явление. Авторы обусловливают это малым экономическим эффектом от применения инструментов государственной финансовой поддержки МСП, которого недостаточно для аргументации правительству страны о целесообразности финансирования данного вида предприятий.
Законодательство РФ предусматривает широкий спектр применяемых инструментов государственной финансовой поддержки, таких как субсидии региональных и муниципальных бюджетов, бюджетные инвестиции, предоставление государственных и муниципальных гарантий и поручительства по обязательствам субъектов МСП, а также грантов и контрактов. Также существует ряд программ, дополняющих перечень инструментов, указанных в законодательных актах. На современном этапе в рамках реализуемых программ достаточно активно продвигаются услуги микрокредитных организаций, специализирующихся на финансировании субъектов МСП. Кредитные ресурсы служат дополнительным источником доходов субъектов МСП.
Наряду с кредитными инструментами, в рамках государственной финансовой поддержки МСП применяются налоговые инструменты, которые способствуют оптимизации расходных обязательств МСП, что позволяет направлять высвобожденные ресурсы на иные сферы, необходимые для развития конкретного субъекта МСП. Данные инструменты включают предусмотренные налоговым законодательством налоговые режимы и систему налоговых льгот и вычетов, которые имеют ряд условий и ограничений для их применения в рамках численности персонала, объема выручки и стоимости основных средств. В связи с применением специальных режимов налогообложения субъекты МСП освобождаются от некоторых статей уплаты налогов, что позволяет значительно оптимизировать расходную часть бюджета предприятия с точки зрения как уплаты, так и процессов исчисления налоговых платежей.
Таким образом, можно отметить значительный объем существующих исследований, посвященных построению различных концепций и методик, направленных на формирование условий развития МСП с учетом меняющейся внешней среды. Однако, на наш взгляд, в существующей литературе в значительной степени игнорируются условия внутренней среды субъектов МСП, влияющие как на
принятие решения о применении какого-либо инструмента государственной финансовой поддержки, так и на его результативность. Необходимо выделять влияние внешней среды с позиции оценки эффективности МСП как источника налоговых платежей и рабочих мест. Также важно осуществлять поиск законных методов оптимизации расходов, формирования альтернативных источников финансирования, дополнительного спроса за счет возможностей функционирования государственной финансовой поддержки МСП в более длительной перспективе.
Изучив материалы, посвященные мерам финансовой поддержки МСП, можно сделать вывод об отсутствии комплексного подхода к подбору инструментов поддержки с учетом всех условий среды функционирования. Подобный вывод напрашивается и в отношении действующих нормативно-правовых актов, имеющих довольно разрозненную структуру с точки зрения перечня применяемых инструментов.
Все вышесказанное позволяет резюмировать, что механизмы поддержки МСП - это обобщенное понятие, не имеющее общепризнанного определения, которое в релевантных исследованиях может в себя включать методы и способы поддержки МСП. В данном ключе представляется целесообразным определять государственную финансовую поддержку МСП как систему реализуемых мер на государственном и муниципальном уровне, с использованием различных финансовых инструментов и программ, учитывающих внешнюю и внутреннюю среду субъектов МСП, направленных на развитие данного сектора.
Реализуемые меры должны обеспечивать выполнение государственных задач, направленных на формирование условий для развития МСП. В этой связи необходима объективная оценка результатов хозяйствования организаций, получивших государственную финансовую поддержку. Такая оценка может осуществляться с использованием отдельных показателей деятельности субъектов МСП, а также на основе совокупности показателей, характеризующих развитие организаций, получивших государственную финансовую поддержку.
В связи с тем, что на сегодняшний день единой системы оценки развития МСП не сформировано, присутствуют объективные затруднения построения системы показателей, точно отображающей результативность и эффективность развития МСП. Представляется целесообразным исследовать меры государственной финансовой поддержки МСП на уровне региона, что даст возможность определить ее несовершенства, а также обозначить адекватные инструменты, позволяющие детерминировать социально-экономическое раз-
витие регионов РФ в условиях турбулентности политической и экономической ситуации, учитывая интересы государства и субъектов бизнеса.
Материалы и методы
Методология работы основана на использовании общих и специальных методов исследования. Теоретическая часть исследования базируется на применении системного подхода, принципов аналитического обоснования, методов информационного анализа и синтеза. Были применены общенаучные методы: обобщения, измерения, сравнения, индукции, дедукции, статистического наблюдения, системного анализа.
В части исследования количественных показателей государственной финансовой поддержки МСП использовался статистический анализ, включающий исследование структуры и динамики реализуемых мер, количества субъектов МСП, среднесписочной численности работников сегмента. Для оценки степени влияния применяемых инструментов на развитие МСП использовались данные реализуемых программ государственной финансовой поддержки Тюменской области о совокупном товарообороте МСП, количестве заня-
тых и других показателях, с применением подхода динамического и структурного анализа, проведенного на основании официальных данных Росстата и Федеральной налоговой службы за период с начала 2018 г. до конца 2022 г. Результаты проведенного исследования представлены в графической и табличной форме.
Результаты исследования
МСП играет существенную роль в экономике Тюменской области. Его развитие в регионе способствует увеличению ВРП совокупного объема производства. Более того, МСП - один из тех гибких субъектов экономики, которые способны к быстрым изменениям в целях удовлетворения изменяющегося спроса потребительского рынка. Несомненно, следует отметить, что развитие МСП влечет за собой решение ряда функционально значимых задач в регионе. Здесь подразумеваются дополнительные налоговые поступления, оживление деловой активности населения, развитие технологий и производств, создание новых рабочих мест.
Анализируя динамику количества МСП в Тюменской области в период с 2018 по 2022 гг., необходимо отметить ее специфический характер (рис. 1).
Примечание: Значения количества средних предприятий обозначены на правой вертикальной шкале; микро- и малых предприятий - на левой вертикальной шкале. Разработано авторами на основе: Единый реестр МСП. URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html?statDate=&level=0&fo=6&ssrf=72 (дата обращения 16.02.2023)
Рис. 1. Динамика количества МСП в Тюменской области, ед.
Developed by the authors based: Unified Register of SMEs. URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html?statDate=&level=0&fo=6&ssrf=72 (accessed 16.02.2023)
Fig. 1. Dynamics of the number of SMEs in the Tyumen Oblast, units
Общее количество субъектов МСП в Тюменской области среди юридических лиц за период с 2018 по 2022 гг. сократилось на 14%, в том числе за счет снижения количества микропредприятий на
14,6% и малых предприятий на 16,74. Однако среди индивидуальных предпринимателей по Тюменской области число предприятий МСП в целом увеличилось на 20% за весь рассматриваемый пе-
риод (2018-2022 гг.). Данное увеличение произошло в основном за счет роста количества микропредприятий - на 19,9%.
Отрицательная динамика количества МСП среди юридических лиц, в отличие от ИП, которые показывают положительные результаты, связана с тем, что многие организации МСП направлены на производство товаров и услуг для других предприятий, а не для конечных потребителей, что может приводить к нестабильности спроса и снижению объемов производства.
Структура субъектов МСП в Тюменской области на 01.01.2023 г. по видам деятельности представлена на рис. 2.
Разработано авторами на основе: Единый реестр МСП. URL: https:// rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 16.02.2023)
Рис. 2. Структура субъектов МСП в Тюменской области
Developed by the authors based: Unified Register of SMEs. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (accessed 16.02.2023)
Fig. 2. Structure of SMEs in the Tyumen Oblast
Наибольшее значение в структуре отраслей МСП занимает розничная торговля. Данная структура сохраняется практически в том же виде на протяжении всего рассматриваемого периода, изменение составляет 2-3%. Значимость развития данной сферы подтверждает ее особая роль в экономике государства. Розничная торговля является связующим звеном между сферой производства и социальной сферой, обеспечивая доведение товаров до конечного потребителя. Это, в свою очередь, ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию территориальных сырьевых ресурсов.
Развитие предпринимательства можно оценить также с помощью показателя среднесписочной численности работников, занятых в сегменте МСП (рис. 3.).
Анализируя численность сотрудников субъектов МСП в Тюменской области, можно сделать вывод об ее общем сокращении к концу исследуемого временного промежутка. В период 2021-2022 гг. отрицательная динамика формируется за счет показателей среднесписочной численности сотрудников малых и средних предприятий среди юридических лиц. Это обусловливается переходом работников МСП в статус самозанятых с целью снижения налоговой нагрузки, а также с уходом бизнеса «в тень» на фоне очевидного
25000 20000 15000 10000 5000 О
\1
I
180 72000
160 70000
140 6SOOO
120
100 66000
Я0 64000
60
62000
40
20 60000
0 58000
II
2018 2019 2020 2021 2022
21500 21000 20500 20000 19500 19000 18500
201в 2019 2020 2021 2022
Н шиш [дуальные г^лпрннимитеи"
^■Микропреллрютпя ■ Малые предприятия
Юртипчссклс липа Средние предприятия
Примечание: Значения среднесписочной численности работников средних предприятий обозначены на правой вертикальной шкале; микро- и малых предприятий - на левой вертикальной шкале. Разработано авторами на основе: Единый реестр МСП. URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html?statDate=&level=0&fo=6&ssrf=72 (дата обращения 16.02.2023)
Рис. 3. Динамика среднесписочной численности сотрудников МСП в Тюменской области, чел.
Developed by the authors based: Unified Register of SMEs. URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html?statDate=&level=0&fo=6&ssrf=72 (accessed 16.02.2023)
Fig. 3. Dynamics of the average number of employees of SMEs in the Tyumen Oblast, person
экономического кризиса, который начался еще в период пандемии коронавирусной инфекции и продолжается сегодня ввиду санкционных ограничений. В период 2020-2022 гг. снижение среднесписочной численности работников средних предприятий наблюдается и среди ИП Тюменской области. В то же время, среднесписочная численность работников малых и микропредприятий среди ИП в период 2020-2022 гг. выросла на 31,9% и 29,8% соответственно. Таким образом, можно
сделать вывод о развитии в большей степени малого и микропредпринимательства в регионе.
На преобладающее развитие малых и микропредприятий в Тюменской области указывают и показатели деятельности организаций (общего оборота, отгрузки товаров собственного производства, а также продажи продукции несобственного производства). В табл. 1 представлена динамика оборотов субъектов МСП Тюменской области за период с 2018 по 2022 гг. включительно.
Динамика оборотов субъектов МСП Тюменской области, 2018-2022 гг. Dynamics of turnover of SMEs of the Tyumen Oblast, 2018-2022
Таблица 1 Table 1
Показатель 2018 2019 2020 2021 2022 2022-2018 (+/-) 2022/2018, (%)
Малые предприятия
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг, млн руб. 314695,8 332714,9 319636,6 337014,5 405428,3 90732,5 128,8
Продано товаров несобственного производства, млн руб. 285414,6 272299,5 211970 235273,5 249608 -35806,6 87,5
Оборот, млн руб. 600110,5 605014,5 531606,6 572288 655036,3 54925,8 109,2
Микропредприятия
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг, млн руб. 193819,6 214584 225040,9 307751,4 346659 152839,4 178,8
Продано товаров несобственного производства, млн руб. 176462,4 184968 184627,6 215585,1 202738,2 26275,8 114,9
Оборот, млн руб. 370282,1 399552,1 409668,7 523336,5 549397,3 179115,2 148,4
Средние предприятия
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ, оказано услуг, млн руб. 53491,7 54372,0 62148,4 71610,7 86740,5 33248,8 162,2
Продано товаров несобственного производства, млн руб. 82737,5 81558,1 93222,6 107416,1 130110,8 47373,3 157,2
Оборот, млн руб. 183475 163116,1 186445,2 214832,1 260221,5 96746,5 141,8
Разработано авторами на основе: Деловой портал правительства Тюменской области. URL: https:// www.tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical/(дата обращения 16.06.2023) Developed by the authors based: Tyumen Region Government Business Portal. URL: https://www. tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical/ (accessed 16.06.2023)
Таким образом, можно сделать вывод о росте оборота МСП в регионе за анализируемый период (2018-2022 гг.), где наибольший прирост показали микропредприятия - 48,4 %. Кризисная ситуация, вызванная распространением СОУЮ-19, показала, что сектор МСП обладает большей гибкостью и адаптивностью и более устойчив к изменениям среды. Эти предприятия оперативно реагируют на запросы рынка и легче перестраиваются. Многие из них смогли быстро переключиться на онлайн-продажи, настроить удаленную работу
своих сотрудников. Важную роль также сыграли реализуемые в этот период меры государственной финансовой политики.
В Тюменской области в качестве основного направления финансовой политики выступают инструменты финансовой поддержки МСП, которые отражены в соответствующей программе развития малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от
14 декабря 2018 г. № 511-п (далее - Программа) 4. Текст постановления, посвященный развитию МСП и научно-инновационной сферы, определяет основные направления и перспективы.
Программа включает описание реализации 2-х намеченных задач. Во-первых, это укрепление занимаемых конкурентных позиций МСП и повыше-
ние его роли в развитии экономической среды региона. Во-вторых, это стимулирование разработки и внедрения новых технологий производства. Реализация Программы осуществляется в основном путем использования субсидий или займов, что, в свою очередь, ограничивает эффективность реализуемой поддержки, в виду специфики применяемых инструментов (табл. 2).
Таблица 2
Динамика и структура финансового обеспечения субъектов МСП Тюменской области, тыс. руб. Dynamics and structure of financial support allocation for SMEs of the Tyumen Oblast, thousand rubles
Table 2
Направление финансового обеспечения 2019 2020 2021 2022 Изменение 2022/2019, % % к итогу (2022)
Возмещение затрат на оплату процентов по займам субъектов МСП 45422,87 21366,2 83554,08 959,41 2,11 0,10
Предоставление субсидий субъектам МСП 101750,31 302645,5 85331,28 112536,5 110,60 11,40
Предоставление гарантий субъектам МСП 35567,87 95094,62 23405,19 18305,19 51,47 1,85
Предоставление грантов субъектам МСП 0 0 6000 8977,87 - 0,91
Содействие развитию современных форматов ведения бизнеса в виде франчайзинга 300 878 0 0 0,00 0,00
Предоставление займов субъектам МСП 100000 196851,6 0 700000 700,00 70,91
Прочая государственная поддержка 96545,24 701 101457,7 146414 151,65 14,83
Итого 379586,29 499461,28 299748,3 987193 260,07 100
Разработано авторами на основе: Государственная программа Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы»//Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/550277091 (дата обращения 19.06.2023)
Developed by the authors based: Tyumen Oblast State Program "Development of Small and Medium-Sized Entrepreneurship and Scientific and Innovative Sphere". The Codex Consortium. URL: https://docs.cntd.ru/document/550277091 (accessed 19.06.2023)
Растущая динамика объемов финансового обеспечения субъектов МСП в Тюменской области осуществляется в основном за счет средств областного бюджета (рис. 4). Однако, несмотря на значительное увеличение финансирования в 2022 г., количество субъектов малых и средних предприятий, а также среднесписочной численности занятых в секторе в тот же период, не достигает должного уровня.
Программа, реализуемая Правительством Тюменской области, предусматривает бюджет в размере 2584672,8 тыс. руб. на период 2019-2025 гг. В рамках Программы была реализована поддержка МСП по нескольким направлениям, однако боль-
шинство субъектов данного сектора в 2022 г. получило именно финансовую поддержку (рис. 5).
Анализируя рис. 5, можно заметить, что все больше субъектов МСП получают различные виды поддержки. На текущий период в исследуемом регионе числится в статусе зарегистрированных чуть более 68 тыс. субъектов МСП, из них 32,8 тыс. используют различные формы и инструменты государственной поддержки, от консультирования до вопросов акселерационного развития проектов.
Проанализировав фактические данные, отражающие уровень развития МСП в Тюменской области, представляется целесообразным осуществить их
4 Государственная программа Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы» (утв. постановлением Правительства Тюменской области от 14 декабря 2018 г. № 511-п) // Консорциум Кодекс. URL: https:// docs.cntd.ru/document/550277091 (дата обращения 19.06.2023)
Разработано авторами на основе: Государственная программа Тюменской области «Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы»//Консорциум Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/550277091 (дата обращения 19.06.2023)
Рис. 4. Динамика выделяемых средств и объемов финансового обеспечения субъектов МСП
Тюменской области, тыс. руб.
Developed by the authors based: Tyumen Oblast State Program "Development of Small and Medium-Sized Entrepreneurship and Scientific and Innovative Sphere". The Codex Consortium. URL: https://docs.cntd.ru/document/550277091 (accessed 19.06.2023)
Fig. 4. Dynamics of funds and financial support allocation of SMEs of the Tyumen Oblast,
thousand ubles
Разработано авторами по материалам: Деловой портал правительства Тюменской области. URL: https://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical/(дата обращения 16.06.2023)
Рис. 5. Динамика количества субъектов МСП, получивших поддержку в Тюменской области, ед.
Developed by the authors based on materials: Tyumen Region Government Business Portal. URL: https:// www.tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical/ (accessed 16.06.2023)
Fig. 5. Dynamics of the number of SMEs, that received support in the Tyumen Oblast, units
оценку с учетом установленных плановых показателей в рамках утвержденной Программы развития МСП в Тюменской области, а также анализа данных Росстата смежных регионов, относящихся к схожей категории развития. Оценка динамики реализации Программы осуществляется в диапазоне от -5 до 5,
где -5 - постоянная отрицательная динамика исследуемых показателей, а 5 - постоянная положительная динамика показателей (табл. 3).
Для определения несовершенств реализуемой Программы развития МСП, а также соответствующих мер по ее корректировке, необходимо вы-
Оценка уровня развития МСП в Тюменской области Assessment of SMEs development in the Tyumen Oblast
Таблица 3 Table 3
Наименование показателя 2020 год 202 год 2022 год
Показатель Оценка Показатель Оценка Показатель Оценка
Изменение численности официально зарегистрированных предприятий и ИП, % 1,36 3 1,86 3 0,24 3
Изменение общего оборота МСП в сегменте, % 6,84 3 6,6 3 6,73 3
Изменение рентабельности предприятий и ИП по отгруженной продукции, оказанным услугам в сегменте, % 12,14 3 11,56 3 9,82 -1
Изменение сальдированного финансового результата МСП в сегменте, % 8,19 5 1,03 3 - 0,80 -1
Изменение среднесписочной численности работников в отрасли, % 1,26 3 0,93 -1 1,9 -1
Изменение среднесписочного количества сотрудников, трудоустроенных у одного субъекта МСП, % 26 3 24 3 22 3
Изменение доли банкротств от общего количества предприятий, % 1,5 5 1,5 5 1,5 5
Изменение доли регионального и государственного заказа, размещенного у субъектов МСП, в общей сумме государственного и регионального заказа, % 11,2 3 15,8 3 16,2 3
Изменение объема налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в консолидированный бюджет региона, % 2,14 3 2,84 3 1,92 3
Баллы 31 25 18
Разработано авторами на основе: Единый реестр МСП. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics. html?statDate=&level=0&fo=6&ssrf=72 (дата обращения 16.02.2023) Developed by the authors based: Unified Register of SMEs. URL: https://rmsp.nalog.ru/ statistics.html?statDate=&level=0&fo=6&ssrf=72 (accessed 16.02.2023)
явить проблемные точки развития МСП в регионе. Целесообразно отобразить это в табличном виде, используя цветовое решение, где:
• зеленый цвет - параметр полностью соответствует рекомендованным значениям, оставляем без изменений;
• синий цвет - параметр в пределах нормативных значений, требует дополнительного внимания и возможной корректировки;
• желтый цвет - параметр меньше рекомендованного значения, требует усиленного внимания и контроля, необходимы мероприятия по корректировке;
• красный цвет - параметр катастрофически низкий, требует акцентированного внимания и оперативных мер по корректировке.
Представленные таким образом проблемные точки развития МСП в Тюменской области за 2022 г. указаны в табл. 4.
Большое количество выделенных в табл. 4 «желтых зон» требует дополнительной оценки рассматриваемых критериев в динамике, что представлено в табл. 5.
Интерпретируя динамику проблемных зон развития МСП в Тюменской области, структурируем полученные данные в табл. 6 и определим соответствующие меры, принятие которых будет способствовать дальнейшему развитию МСП исследуемого региона.
Анализируя динамику проблемных зон развития МСП в Тюменской области, необходимо отметить как отрицательную тенденцию производственных процессов и результатов деятельности субъектов МСП, так и стагнацию динамики развития сегмента в целом, что требует дополнительного контроля и корректирующих мер.
Таким образом, наблюдаемое увеличение количества микропредприятий в экономике Тюменской
Проблемные точки развития МСП в Тюменской области, 2022 г. Problem points of SMEs development in the Tyumen Oblast, 2022
Таблица 4 Table 4
Критерий Зона внимания
Изменение численности официально зарегистрированных предприятий и ИП, % 3
Изменение общего оборота МСП в сегменте, % 3
Изменение рентабельности предприятий и ИП по отгруженной продукции, оказанным услугам в сегменте, % -1
Изменение сальдированного финансового результата МСП в сегменте, % -1
Изменение среднесписочной численности работников в отрасли, % -1
Изменение среднесписочного количества сотрудников, трудоустроенных у одного субъекта МСП, % 3
Изменение доли банкротств от общего количества предприятий, % 5
Изменение доли регионального и государственного заказа, размещенного у субъектов МСП, в общей сумме государственного и регионального заказа, % 3
Изменение объема налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в консолидированный бюджет региона, % 3
Разработано авторами. Developed by the authors.
Динамика проблемных зон развития МСП в Тюменской области Dynamics of problem zones of SMEs development in the Tyumen Oblast
Таблица 5 Table 5
Критерий 2020 2021 2022
Изменение численности официально зарегистрированных предприятий и ИП, %
Изменение общего оборота МСП в сегменте, %
Изменение рентабельности предприятий и ИП по отгруженной продукции, оказанным услугам в сегменте, %
Изменение сальдированного финансового результата МСП в сегменте, %
Изменение среднесписочной численности работников в отрасли, %
Изменение среднесписочного количества сотрудников, трудоустроенных у одного субъекта МСП, %
Изменение доли банкротств от общего количества предприятий, %
Изменение доли регионального и государственного заказа, размещенного у субъектов МСП, в общей сумме государственного и регионального заказа, %
Изменение объема налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в консолидированный бюджет региона, %
Разработано авторами. Developed by the authors.
области, прирост оборотов хозяйствования, а также прирост численности работников микропредприятий могут свидетельствовать об эффективном функционировании и развитии только данного вида организаций. В целом, малый и средний бизнес в Тюменской области испытывают значительные трудности функционирования, и реализуемого регионального комплекса мер финансовой поддержки МСП недостаточно для общего развития субъектов МСП.
Вместе с тем, эффективность мер реализации Программы ошибочно определяется рейтингом Тюменской области. Так, Тюменский центр «Мой бизнес» занимает 14-е место по эффективности. По оценке АО «Корпорация МСП», Тюменская область является также одним из лидеров по антикризисным мерам государственной финансовой поддержки МСП. Однако реализуемый Правительством Тюменской области подход к финансовой поддержке МСП лишен системности и не
Интерпретация динамики проблемных зон развития МСП в Тюменской области Interpretation of dynamics of problem zones of SMEs development in the Tyumen Oblast
Таблица 6
Table 6
Критерий Динамика Корректирующие меры
Численность официально зарегистрированных предприятий и ИП в сегменте Стабильность Рост инвестиционной привлекательности сегмента, увеличение числа зарегистрированных предприятий и ИП
Общий оборот МСП в сегменте Стабильность Рост оборота за счет диверсификации деятельности
Рентабельность предприятий и ИП по отгруженной продукции, оказанным услугам в сегменте Ухудшение Снижение общепроизводственных издержек и непроизводительных затрат
Сальдированный финансовый результат в сегменте Ухудшение Рост прибыли за счет снижения непроизводительных издержек и роста объема реализации
Среднесписочная численность работников в отрасли Ухудшение Рост числа рабочих мест, уход от «серых схем», стимулирование создания официальных рабочих мест
Среднесписочное количество сотрудников, трудоустроенных у одного субъекта МСП Стабильность Официальное трудоустройство всех сотрудников, развитие зарплатных проектов
Доля банкротств от общего количества предприятий Постоянная положительная динамика Саморегулирование, информационная поддержка
Доля регионального и государственного заказа, размещенного у субъектов МСП, в общей сумме государственного и регионального заказа Стабильность Развитие системы формирования регионального заказа и выход на положительную динамику
Объем налоговых поступлений от предпринимательской деятельности в консолидированный бюджет региона Стабильность Снижение сектора неформальной занятости и уровня безработицы, а также повышение качества совместной работы с федеральными и местными органами власти по выявлению незарегистрированных объектов МСП
Разработано авторами. Developed by the authors.
отображает реальных запросов субъектов МСП с точки зрения выбора инструментов, а также не позволяет измерить эффект реализуемых мер с точки зрения бережливого распределения ресурсов бюджета. Системность и комплексность видения государственной финансовой поддержки МСП, с выделением элементов системы и взаимосвязи между ними, с учетом изменяющихся условий внешней среды, индикацией наиболее результативных для отдельных сфер деятельности МСП мер государственной финансовой поддержки - это основа успеха и развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Выводы
Действующая система государственной финансовой поддержки МСП в Тюменской области, несмотря на видимое разнообразие форм и мер, остро нуждается в дальнейшей модернизации. Согласно результатам анализа текущего положения государственной финансовой поддержки МСП в Тюменской области, ее развитию мешает ограниченность набора реализуемых инструментов государственной финансовой поддержки и одно-
образие применяемых мер в отношении юридических лиц и ИП.
Тюменская область способна обеспечить общую поддержку субъектов МСП ввиду имеющихся полномочий по разработке методологической базы различных механизмов поддержки и ее внедрению. В качестве одной из внедряемых мер представляется целесообразной оптимизация расходов, направленных на финансирование мероприятий по дополнительному информированию начинающих предпринимателей, студентов и действующих предпринимателей о видах государственной финансовой поддержки МСП, а также разъяснений по способам ее получения. Таким образом, необходимо разработать единый нормативно-правовой акт, описывающий все возможные меры государственной финансовой поддержки, с указанием правомерности внесения изменений со стороны регионального Правительства в пределах установленных Федеральным законодательством условий. Это позволит систематизировать информационную основу реализуемых мер и оптимизирует дополнительные расходы на реализацию форм информационной поддержки МСП.
Актуальна информационная ниша и для муниципального звена управления, особенно в ситуации, когда ресурсы местных бюджетов очень ограничены и не позволяют использовать широкую линейку инструментов поддержки малых предприятий. Система подобных стимулов не закреплена в Стратегии развития до 2030 г., принятой распоряжением Правительства РФ №1083-р в 2016 г. В связи с этим требуется привести к согласованию нормы законодательства, охватывающие регулирование поддержки МСП на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.
Повышению рентабельности субъектов МСП по отгруженной продукции и оказанным услугам, а также увеличению сальдированного финансового результата послужит создание гарантированных рынков сбыта и активное подключение к предпринимательским сетям субъектов МСП. Данная мера становится особенно актуальной в условиях
ограниченности финансовых ресурсов. Встраивание МСП в цепочки поставщиков и обеспечение доступа МСП к государственным и муниципальным закупкам представляется целесообразным осуществлять за счет развития субконтрактов крупных предприятий с поставщиками из сектора МСП.
Функционирование субъектов МСП, как правило, направлено на развитие региона и решение социально-экономических проблем. В связи с этим, в целях сбалансированного развития сегмента МСП, необходимо согласовывать основные направления социально-экономического развития, в рамках которых повышение показателей сектора достигается путем максимально эффективного использования всех возможных мер государственной финансовой поддержки. Такой консолидированный подход является основой для достижения успеха в стимулировании и развитии деятельности малого и среднего предпринимательства в Тюменской области.
Список источников
1. Неопуло К.Л. О необходимости совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как фактора повышения предпринимательской активности малого бизнеса // Путеводитель предпринимателя. 2020. Т. 13. № 1. С. 137-145. EDN: https://elibrary.ru/acmjhw. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2020-13-1-137-145
2. Заболоцкая В.В., Акиньшина В.А. Анализ и прогнозирование развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края с применением регрессионного и нейросетевого моделирования // Экономика и предпринимательство. 2021. № 8(133). С. 508-515. EDN: https://elibrary.ru/kxooqq. https://doi.Org/10.34925/EIP.2021.133.8.097
3. Заболоцкая В.В., Фощан Г.И., Шакирова Т.С. Оценка эффективности региональной финансовой поддержки и прогнозирование занятости в секторе малого и среднего бизнеса Краснодарского края // Экономика: теория и практика. 2021. № 2(62). С. 48-60. EDN: https://elibrary.ru/njroep. https://doi.org/10.31429/2224042x_2021_62_48.
4. Багратуни К.Ю. Аспекты государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2023. № 3(152). С. 802-808.
EDN: https://elibrary.ru/tcober. https://doi.org/10.34925/EIP.2023.152.3.157
5. Иванов И. Н, Лукьянова Т. В., Орлова Л. В. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в России // Вестник университета. 2020. № 2. С. 126-133. EDN: https://elibrary.ru/wottsy. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-2-126-133.
6. Какаулина М.О., Сысоев В.Д. Система государственной финансовой поддержки как инструмент развития малого и среднего бизнеса в РФ // Самоуправление. 2022. № 1(129). С. 46-50.
EDN: https://elibrary.ru/ldbrgb
7. Киселева Т.Ю., Сангинова Л.Д. Модель государственной финансовой поддержки бизнеса в условиях пандемии COVID-19 в России: структура, инструменты, опыт // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2021. Т. 14. № 2(356). С. 124-140. EDN: https://elibrary.ru/bbtvit. https://doi.org/10.24891/fa.14.2.124
8. ВиленскийА.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. С. 46-57. EDN: https://elibrary.ru/platmy. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10041
9. Шелестова Д.А., Шор Д.М., Шор И.М. Государственная финансовая поддержка как фактор развития субъектов малого и среднего бизнеса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 12. С. 421-425. EDN: https://elibrary.ru/obvrcc. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.2019.43783
10. Сухорукова Н.В., Цвырко А.А., Иващенко Т.Н. Финансовые аспекты функционирования субъектов малого бизнеса в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 3. С. 193-200. EDN: https://elibrary.ru/ubzksf. https://doi.org/10.12737/11693
11. Морозко Н.И., Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. 2021. Т. 14. № 1. С. 31-40. EDN: https://elibrary.ru/jdwwet. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40.
12. Пивоварова Н.В., Стеба Н.Д. Упрощенная система налогообложения: преимущества и ограничения для малого и среднего бизнеса в России // Управленческий учет. 2022. № 5-1. С. 93-101.
EDN: https://elibrary.ru/ocskdz. https://doi.org/10.25806/uu5-1202293-101
13. Буздалина О.Б. Перспективные направления развития малого и среднего бизнеса в России // Экономические системы. 2016. № 2. С. 18-23. EDN: https://elibrary.ru/wmawif
14. Зотова Е.В., Каргин Ю.И., Дворецкая Т.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса и принятые меры в поддержку его на государственном уровне // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 1(43). С. 51-55. EDN: https://elibrary.ru/fiffgt
15. Bayeva Sh.X. State support of small business and private entrepreneurship // Theoretical & Applied Science. 2018. № 6(62). P. 225-229. EDN: https://elibrary.ru/usynhw. https://doi.org/10.15863/TAS.2018.06.62.39
16. Blaseg D, Cumming D, Koetter M. Equity crowdfunding: High-quality or low-quality entrepreneurs? // Entrepreneurship Theory and Practice. 2020. Vol. 45. Iss. 3. P. 505-530. https://doi.org/10.1177/1042258719899427
17. Jiang H, Wang Z, Yang L, Shen J., Hahn J. How rewarding are your rewards? A value-based view of crowdfunding rewards and crowdfunding performance // Entrepreneurship Theory and Practice. 2020. Vol. 45. Iss. 3. P. 562-599. https://doi.org/10.1177/1042258720928922
18. Brown T.E., Boon E, Pitt L.F. Seeking funding in order to sell: Crowdfunding as a marketing tool // Business Horizons. 2017. Vol. 60. Iss. 2. P. 189-195. https://doi.org/10.1016Abushor.2016.11.004
19. BergerA.N., UdellG.F. The economics of small business finance: The roles of private equity and debt markets in the financial growth cycle // Journal of Banking & Finance. 1998. Vol. 22. Iss. 6-8. P. 613-673. https://doi.org/10.1016/S0378-4266(98)00038-7
20. Robb A.M., Robinson D. T. The Capital Structure Decisions of New Firms // The Review of Financial Studies. 2014. Vol. 27. Iss. 1. P. 153-179. https://doi.org/10.1093/rfs/hhs072
21. Cassar G. The financing of business start-ups // Journal of Business Venturing. 2004. Vol. 19. Iss. 2. P. 261-283. https://doi.org/10.1016/S0883-9026(03)00029-6
22. Bruton G, Khavul S, Siegel D, Wright M. New Financial Alternatives in Seeding Entrepreneurship: Microfinance, Crowdfunding, and Peer-to-Peer Innovations // Entrepreneurship Theory and Practice. 2015. Vol. 39. Iss. 1. P. 9-26. https://doi.org/10.1111/etap.12143
23. Cumming D, Johan S, Zhang Y. Public policy towards entrepreneurial finance: spillovers and the scale-up gap // Oxford Review of Economic Policy. 2018. Vol. 34. Iss. 4. P. 652-675. https://doi.org/10.1093/oxrep/gry012
24. Hu H. W, Cui L, Aulakh P.S. State capitalism and performance persistence of business group-affiliated firms: A comparative study of China and India // Journal of International Business Studies. 2019. Vol. 50. P. 193-222. https://doi.org/10.1057/s41267-018-0165-5
25. Kourula A., Moon J., Salles-Djelic M.-L, Wickert C. First New roles of government in the governance of business conduct: Implications for management and organizational research // Organization Studies. 2019. Vol. 40. Iss. 8. P. 1101-1123. https://doi.org/10.1177/0170840619852142
Статья поступила в редакцию 12.05.2023; одобрена после рецензирования 31.10.2023; принята к публикации 08.11.2023 Об авторах:
захарова кристина Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономики и финансов»; ведущий научный сотрудник; Researcher ID: B-8096-2016; Scopus Author ID: 57118103100
Иванова Надежда Бячеславовна, старший преподаватель кафедры «Экономики и финансов»; младший научный сотрудник; Researcher ID: GR0-1484-2022
Вклад соавторов:
Захарова К. А. - подбор и обработка аналитических данных при подготовке данной статьи, проведение критического анализа материалов, формирование выводов.
Иванова Н. В. - сбор данных, построение теоретической части анализа, формирование выводов.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
References
1. Neopulo K.L. On the need to improve state support for small and medium-sized enterprises as a factor of increasing the entrepreneurial activity of the small business. Entrepreneur's Guide. 2020; 13(1):137—145. EDN: https://elibrary.ru/acmjhw. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2020-13-1-137-145 (In Russ.)
2. Zabolotskaya V.V., Akinshina V.A. Analysis and forecasting of the development of small and medium-sized businesses in the Krasnodar region using regression and neural network modeling. Journal of Economy and entrepreneurship. 2021; (8(133)):508-515. EDN: https://elibrary.ru/kxooqq. https://doi.org/10.34925/EIP.2021.133.8.097 (In Russ.)
3. Zabolockaya V.V., Foschan G.I., Shakirova T.S. The effciency of regional financial support estimation and the employment forecasting in the sector of small and medium-sized businesses of the Krasnodar krai. Economics: Theory and Practice. 2021; (2(62)):48-60. EDN: https://elibrary.ru/njroep. https://doi.org/10.31429/2224042x_2021_62_48 (In Russ.)
4. Bagratuni K.Y. Aspects of state financial support for small and medium-sized businesses. Journal of Economy and entrepreneurship. 2023; (3(152)):802-808. EDN: https://elibrary.ru/tcober. https://doi.org/10.34925/EIP.2023.152.3J57 (In Russ.)
5. Ivanov I.N., Lukyanova T.V., Orlova L.V. Problems and prospects of small and medium business in Russia. Vestnik Universiteta. 2020; (2):126-133. EDN: https://elibrary.ru/wottsy. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-2-126-133 (In Russ.)
6. Kakaulina M.O., Sysoev V.D. The system of state financial support as a tool for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation. Samoupravlenie. 2022; (1(129)):46-50.
EDN: https://elibrary.ru/ldbrgb (In Russ.)
7. Kiseleva T.Yu., Sanginova L.D. The model of state financial aid to business during the COVID-19 pandemic in Russia: a framework, tools, and practices. Financial analytics: science and experience. 2021; 14(2(356)):124-140. EDN: https://elibrary.ru/bbtvit. https://doi.org/10.24891/fa.14.2.124 (In Russ.)
8. Vilenskiy A.V. Russian small and medium-sized businesses at the beginning of the coronavirus crisis: federal and regional aspects. Vestnik Instituta Ekonomiki Rossiyskoy Akademii Nauk. 2020; (4):46-57.
EDN: https://elibrary.ru/platmy. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10041(In Russ.)
9. Shelestova D.A., Shor D.M., Shor I.M. State financial support as a factor of development of subjects of small and medium business. Humanities, social-economic and social sciences. 2019; (12):421-425.
EDN: https://elibrary.ru/obvrcc. https://doi.org/10.23672/SAE.2019.2019.43783 (In Russ.)
10. Sukhorukova N.V., Tsvyrko A.A., Ivashchenko T.N. Financial aspects of operation of small businesses in the Russian Federation. Central Russian Journal of Social Sciences. 2015; 10(3):193-200.
EDN: https://elibrary.ru/ubzksf. https://doi.org/10.12737/11693 (In Russ.)
11. Morozko N.I., Morozko N.I., Didenko V.Y. Financial and non-financial measures to support small and medium-sized businesses in 2021 and in the medium term. Economics, taxes, law. 2021; 14(1):31—40.
EDN: https://elibrary.ru/jdwwet. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40 (In Russ.)
12. Pivovarova N.V., Steba N.D. Simplified tax system: advantages and limitations for small and medium-sized businesses in Russia. Management Accounting. 2022; (5-1):93-101. EDN: https://elibrary.ru/ocskdz. https://doi.org/10.25806/uu5-1202293-101 (In Russ.)
13. Buzdalina O.B. Perspective directions of development of small and medium business in Russia. Economic Systems. 2016; (2):18-23. EDN: https://elibrary.ru/wmawif (In Russ.)
14. Zotova E.V., Kargin Yu.I., Dvoretskaya T.V. Problems of development of small and medium businesses and measures taken to support it at the state level. Vestnik of the Russian University of Cooperation. 2021; (1(43)):51-55. EDN: https://elibrary.ru/fiffgt (In Russ.)
15. Bayeva Sh.X. State support of small business and private entrepreneurship. Theoretical & Applied Science. 2018; (6(62)):225-229. EDN: https://elibrary.ru/usynhw. https://doi.org/10.15863/TAS.2018.06.62.39 (In Eng.)
16. Blaseg D., Cumming D., Koetter M. Equity crowdfunding: High-quality or low-quality entrepreneurs? Entrepreneurship Theory and Practice. 2020; 45(3):505-530. https://doi.org/10.1177/1042258719899427 (In Eng.)
17. Jiang H., Wang Z., Yang L., Shen J., Hahn J. How rewarding are your rewards? A value-based view of crowdfunding rewards and crowdfunding performance. Entrepreneurship Theory and Practice. 2020; 45(3):562-599. https://doi.org/10.1177/1042258720928922 (In Eng.)
18. Brown T.E., Boon E., Pitt L.F. Seeking funding in order to sell: Crowdfunding as a marketing tool. Business Horizons. 2017; 60(2):189-195. https://doi:10.1016/j.bushor.2016.11.004 (In Eng.)
19. Berger A.N., Udell G.F. The economics of small business finance: The roles of private equity and debt markets in the financial growth cycle. Journal of Banking & Finance. 1998; 22(6-8):613-673. https://doi.org/10.1016/S0378-4266(98)00038-7 (In Eng.)
20. Robb A.M., Robinson D.T. The Capital Structure Decisions of New Firms. The Review of Financial Studies. 2014; 27(1):153-179. https://doi.org/10.1093/rfs/hhs072 (In Eng.)
21. Cassar G. The financing of business start-ups. Journal of Business Venturing. 2004; 19(2):261-283. https://doi.org/10.1016/S0883-9026(03)00029-6 (In Eng.)
22. Bruton G., Khavul S., Siegel D., Wright M. New Financial Alternatives in Seeding Entrepreneurship: Microfinance, Crowdfunding, and Peer-to-Peer Innovations. Entrepreneurship Theory and Practice. 2015; 39(1):9-26. https://doi.org/10.1111/etap.12143 (In Eng.)
23. Cumming D., Johan S., Zhang Y. Public policy towards entrepreneurial finance: spillovers and the scale-up gap. Oxford Review of Economic Policy. 2018; 34(4):652-675. https://doi.org/10.1093/oxrep/gry012 (In Eng.)
24. Hu H.W., Cui L., Aulakh P.S. State capitalism and performance persistence of business group-affiliated firms: A comparative study of China and India. Journal of International Business Studies. 2019; 50:193-222. https://doi.org/10.1057/s41267-018-0165-5 (In Eng.)
25. Kourula A., Moon J., Salles-Djelic M.-L., Wickert C. First New roles of government in the governance of business conduct: Implications for management and organizational research. Organization Studies. 2019; 40(8):1101-1123. https://doi.org/10.1177/0170840619852142 (In Eng.)
The article was submitted 12.05.2023; approved after reviewing 31.10.2023; accepted for publication 08.11.2023
About the authors:
Kristina A. Zaharova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of «Economy and Finance»; Research Associate; Researcher ID: B-8096-2016; Scopus Author ID: 57118103100
Nadezhda V. Ivanova, Senior Lecturer of the Department of «Economics and Finance»; Research Associate; Researcher ID: GR0-1484-2022 Contribution of the authors:
Zaharova K. A. - selection and processing of analytical data in preparation of this article, carrying out of critical analysis of materials, forming conclusions.
Ivanova N. V. - data collection, construction of the theoretical part of analysis, forming conclusions.
All authors have read and approved the final manuscript.