Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДИСФУНКЦИЙ ИХ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДИСФУНКЦИЙ ИХ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-сироты / жилищная депривация / обеспечение жильем детей-сирот / региональные меры социальной поддержки / orphans / housing deprivation / housing for orphans / regional measures of social support / social exclusion

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова Елена Викторовна, Рогач Ольга Владимировна, Васильева Елена Юрьевна

Целями исследования являются анализ факторов, формирующих дисфункции жилищного обеспечения детей-сирот, и оценка эффективности региональных мер социальной поддержки выпускников интернатных учреждений по частичной компенсации сиротам рисков жилищной депривации. Ведущим методом исследования стал анкетный опрос сотрудников органов опеки и попечительства (N=694). По ряду вопросов полученные оценки были сопоставлены с мнением выпускников интернатных учреждений (N=3868). Результаты исследований иллюстрируют дисфункции социального обеспечения детей-сирот, риски возникновения жилищной депривации в «точке разрыва» социальной поддержки при выпуске из детского дома и до получения собственного жилья. Наличие данных точек разрыва характерно для многих регионов Российской Федерации и обусловлено не только недостаточностью финансовых средств, но и бюрократическими издержками, лимитирующими реализацию гибких моделей жилищного обеспечения детей-сирот. Наибольший вариационный размах между оценками сотрудников органов опеки и детей-сирот характерен в отношении таких мер поддержки, как предоставление временного жилья и консультационная помощь при его подборе (в первой группе респондентов доля положительных оценок выше в 1,7 раза). Недостаточность штатной численности органов опеки и попечительства, предельный уровень нагрузки на каждого сотрудника выступают дополнительными факторами, лимитирующими возможности оказания необходимой социальной поддержки детям-сиротам. Кроме того, в ходе исследования были выявлены отдельные случаи «обратных» социальных дисфункций, связанные с недобросовестным поведением, фальсификацией статуса сироты, злоупотреблениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фролова Елена Викторовна, Рогач Ольга Владимировна, Васильева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SUPPORT MEASURES FOR ORPHANS IN THE FACE OF DYSFUNCTIONS IN THEIR HOUSING PROVISION

The aim of the study is to analyze the factors that form dysfunctions in the provision of housing for orphans, to evaluate the eff ectiveness of regional measures of social support for graduates of residential institutions, which make it possible to partially compensate for the risks associated with their housing deprivation. Th e leading research method was a questionnaire survey of employees of guardianship and guardianship bodies (N=694). On a number of issues, the ratings obtained were compared with the opinions of graduates of boarding schools (N=3868). Th e research results illustrate the dysfunctions of the social security of orphans, the risks of housing deprivation at the “breaking point” of social support when leaving the orphanage and before receiving their own housing. Th e presence of these break points is typical for many regions of the Russian Federation and is due not only to insuffi cient fi nancial resources, but to bureaucratic costs that limit the implementation of fl exible models of provision of housing for orphans. Th e largest variation range between the assessments of guardianship offi cials and orphans is characteristic of such support measures as the provision of temporary housing and consulting assistance in its selection (in the fi rst group of respondents, the share of positive assessments is 1.7 times higher). Insuffi cient staffi ng of guardianship and guardianship bodies, the maximum level of workload for each employee are an additional factor limiting the possibility of providing the necessary social support to orphans. In addition, the study identifi ed individual cases of “reverse” social dysfunctions associated with dishonest behavior, and falsifi cation of the status of an orphan.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДИСФУНКЦИЙ ИХ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Научная статья УДК: 351/354

DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-3-72-94

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДИСФУНКЦИЙ ИХ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Фролова Елена Викторовна1, Рогач Ольга Владимировна2, Васильева Елена Юрьевна3

1 Доктор социологических наук, профессор, Департамент социологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 49/2; efrolova06@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8958-4561

2 Кандидат социологических наук, доцент, МИРЭА Российский технологический университет; 119454, г. Москва, проспект Вернадского, д. 78; rogach16@mail.ru; ORCID: 0000-0002-3031-4575

3 Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, Правительство Российской Федерации;

103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 2; vasilevaelena22@mail.ru

Аннотация. Целями исследования являются анализ факторов, формирующих дисфункции жилищного обеспечения детей-сирот, и оценка эффективности региональных мер социальной поддержки выпускников интернатных учреждений по частичной компенсации сиротам рисков жилищной депривации. Ведущим методом исследования стал анкетный опрос сотрудников органов опеки и попечительства (N=694). По ряду вопросов полученные оценки были сопоставлены с мнением выпускников интернатных учреждений (N=3868). Результаты исследований иллюстрируют дисфункции социального обеспечения детей-сирот, риски возникновения жилищной депривации в «точке разрыва» социальной поддержки при выпуске из детского дома и до получения собственного жилья. Наличие данных точек разрыва характерно для многих регионов Российской Федерации и обусловлено не только недостаточностью финансовых средств, но и бюрократическими издержками, лимитирующими реализацию гибких моделей жилищного обеспечения детей-сирот. Наибольший вариационный размах между оценками сотрудников органов опеки и детей-сирот характерен в отношении таких мер поддержки, как предоставление временного жилья и консультационная помощь при его под-

72

© HSE, 2023

боре (в первой группе респондентов доля положительных оценок выше в 1,7 раза). Недостаточность штатной численности органов опеки и попечительства, предельный уровень нагрузки на каждого сотрудника выступают дополнительными факторами, лимитирующими возможности оказания необходимой социальной поддержки детям-сиротам. Кроме того, в ходе исследования были выявлены отдельные случаи «обратных» социальных дисфункций, связанные с недобросовестным поведением, фальсификацией статуса сироты, злоупотреблениями.

Ключевые слова: дети-сироты, жилищная депривация, обеспечение жильем детей-сирот, региональные меры социальной поддержки.

Для цитирования: Фролова Е.В., Рогач О.В., Васильева В.Ю. Региональные меры поддержки детей-сирот в условиях дисфункций их жилищного обеспечения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 3. C. 72-94. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-3-72-94.

Original article

REGIONAL SUPPORT MEASURES FOR ORPHANS IN THE FACE OF DYSFUNCTIONS IN THEIR HOUSING PROVISION

Elena V. Frolova1, Olga V. Rogach2, Elena Yu. Vasilyeva3

1 Doctor of Sociological Sciences, Professor, The Department of Sociology, Financial University Under the Government of the Russian Federation;

49/2 Leningradsky Av., 125167 Moscow, Russia; efrolova06@mail.ru; ORCID: 0000-0002-8958-4561

2 Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

MIREA - Russian Technological University; 78 Vernadskogo Av., 119454 Moscow, Russia; rogach16@mail.ru; ORCID: 0000-0002-3031-4575

3 Acting State Counselor of the Russian Federation, Government of the Russian Federation; 2 Krasnopresnenskaya Embankment, 103274 Moscow, Russia; vasilevaelena22@mail.ru

Abstract. The aim of the study is to analyze the factors that form dysfunctions in the provision of housing for orphans, to evaluate the effectiveness of regional measures of social support for graduates of residential institutions, which make it possible to partially compensate for the risks associated with their housing deprivation. The leading research method was a questionnaire survey of employees of guardianship and guardianship bodies (N=694). On a number of issues, the ratings obtained were compared with the opinions of graduates of boarding schools (N=3868). The research results illustrate the dysfunctions of the social security of orphans, the risks of housing deprivation at the

"breaking point" of social support when leaving the orphanage and before receiving their own housing. The presence of these break points is typical for many regions of the Russian Federation and is due not only to insufficient financial resources, but to bureaucratic costs that limit the implementation of flexible models of provision of housing for orphans. The largest variation range between the assessments of guardianship officials and orphans is characteristic of such support measures as the provision of temporary housing and consulting assistance in its selection (in the first group of respondents, the share of positive assessments is 1.7 times higher). Insufficient staffing of guardianship and guardianship bodies, the maximum level of workload for each employee are an additional factor limiting the possibility of providing the necessary social support to orphans. In addition, the study identified individual cases of "reverse" social dysfunctions associated with dishonest behavior, and falsification of the status of an orphan.

Keywords: orphans, housing deprivation, housing for orphans, regional measures of social support, social exclusion.

For citation: Frolova, E.V., Rogach, O.V. and Vasilyeva V.Yu. (2023) 'Regional support measures for orphans in the face of dysfunctions in their housing provision, Public Administration Issues, 3, pp. 72-94. (In Russian). DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-3-72-94.

JEL Classification: I38.

Введение

Дети-сироты относятся к уязвимой социальной группе, которая в наибольшей степени нуждается в поддержке государства. Вопросы устройства сирот в семью (Заяц, Навродская, 2021), воспитания в детском доме (Беги-дова и др., 2018; Бурмистрова, Кульчейко, 2019), реализации их профессиональных траекторий и образовательного потенциала (Чернова, Шпаковская, 2020) находятся в фокусе исследовательского внимания. Однако анализ проблем поддержки детей-сирот в период взросления не раскрывает в полной мере факторы, приводящие к дисфункциям социального обеспечения, не позволяет дать оценку эффективности компенсаторных региональных мер поддержки. Недостаточность внимания к жизнеобеспечению выпускников интернатных учреждений контрастирует с проблемами, сопровождающими период их совершеннолетия. Среди этих проблем - ограничение реализации жилищных прав, когда ожидание гарантированной государством квартиры составляет более пяти лет (Устинов, Якимова, 2022), нарастание рисков криминогенного поведения (Бахматова, Чусова, 2015) и социальной эксклюзии (Фролова и др., 2022).

Статистические данные свидетельствуют о негативных тенденциях увеличения численности детей-сирот, не имеющих возможности реализовать свое право на получение жилого помещения. На 1 сентября 2021 г. их число составило 201 тыс. человек, тогда как в 2022 г., по данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, «в очереди на получение квартир в России состоят около 288 тыс. детей-сирот и де-

тей, оставшихся без попечения родителей»1. Выход детей-сирот из детского дома сопровождается значительными трудностями их социальной адаптации и необходимостью организации самостоятельной жизни. Отсутствие жилища ставит выпускника интернатного учреждения практически в безвыходную ситуацию, угрожает его социальной безопасности и благополучию. Положение осложняется низкой эффективностью деятельности интернатных учреждений по социализации своих выпускников, что инициирует формирование таких характеристик их социально-психологического портрета, как маргинальность, виктимность, неустойчивость (Капустина, Макеева, 2022). Жилищная депривация резко ограничивает детей-сирот в доступе к социальным услугам, делает для них невозможным достижение приемлемых стандартов жизнедеятельности (Фролова и др., 2022). В этих условиях роль социальных служб существенно возрастает ввиду насущной необходимости компенсаторных мер поддержки.

В соответствии с федеральным законодательством решение вопросов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляется данными органами за счет регионального бюджета (относится к расходным обязательствам субъекта федерации). Вместе с тем большинство регионов годами не справляются с реализацией возложенных полномочий, что иллюстрируется увеличением списочного состава очередников на получение жилья, наличием судебных исков со стороны детей-сирот из-за несвоевременного предоставления им жилого помещения. Проблемы жилищного обеспечения детей-сирот обусловлены финансовыми ограничениями региональных бюджетов (Седых, 2018), сложностями организационного характера и межведомственного взаимодействия (Кононцева, 2017).

В научных работах отмечаются такие факторы, как ограниченное предложение на рынке недвижимости квартир, площадь которых соответствовала бы нормативно предусмотренному предельному значению, более высокая фактическая стоимость жилья по сравнению с установленными в регионе значениями (Герасимова, Еремин, 2021), недостаточная заинтересованность застройщиков (Сизов, Бабин, 2017). Данные проблемы обсуждаются не только в научной литературе, на них указывается и в официальных источниках. Так, в Протоколе совещания Совета Федерации «Реализация жилищных прав детей-сирот: проблемы и пути решения» отмечается «длительность процедуры проведения торгов и поиска жилья, отвечающего нормативным требованиям, расхождение между установленной и фактической стоимостью жилых помещений, отсутствие достаточного числа благоустроенных однокомнатных квартир на рынке недвижимости»2.

1 Детский омбудсмен: около 288 тыс. детей-сирот в России ждут жилья // Коммерсантъ. 16.01.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5772967 (дата обращения: 21.04.2023).

2 Реализация жилищных прав детей-сирот: проблемы и пути решения. Протокол совещания от 21.02.2022. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://council.gov.ru/activity/ activities/roundtables/143230/ (дата обращения: 21.04.2023).

Дисфункции государственного управления в системе жилищного обеспечения детей-сирот требуют перенастройки деятельности органов опеки и попечительства, снижения рисков социальной эксклюзии выпускников интернатных учреждений. Можно выделить следующие механизмы социальной поддержки детей-сирот, приобретающие особую актуальность в условиях рисков их жилищной депривации:

- компенсаторные меры региональной поддержки при нарушениях гарантий жилищного обеспечения детей-сирот (предоставление временного жилья, компенсация оплаты найма квартиры, помощь в регистрации);

- локальные практики ситуационной помощи детям-сиротам в трудной жизненной ситуации отсутствия жилья (психологическая, юридическая, организационная поддержка).

Компенсаторные меры региональной поддержки реализуются посредством финансовых выплат, постинтернатным сопровождением со стороны учреждений и организаций социальной инфраструктуры. В зарубежном опыте имеют место такие формы финансовой поддержки, как: арендные выплаты, налоговые субсидии и разовая финансовая помощь (Noll, Weick, 2014; Hsiao, 2021). Представляют интерес программа независимого проживания детей-сирот (Independent living programs)3 и индивидуальные программы поддержки детей-сирот (опыт Фонда «Josephine Stiftelsens»)4.

Также заслуживают внимания региональные практики адаптации зарубежного опыта полусамостоятельного проживания детей-сирот в «детских деревнях»5. В частности, временное размещение выпускников интернатных учреждений в «социальных гостиницах» (муниципальных общежитиях) не только нивелирует риски жилищной депривации, но и создает задел для формирования необходимых адаптационных ресурсов детей-сирот (Черев-ко, 2021). Расширение функционала социальных служб в части компенсации оплаты найма квартиры, временной регистрации по месту жительства, с одной стороны, и ограничение региональными локальными актами и процедурами оказания социальной поддержки, с другой стороны, требуют формирования информационного обеспечения данных практик.

Низкий уровень осведомленности социальных служб о насущных потребностях детей-сирот в условиях жилищной депривации, их фактических проблемах, вызванных дисфункциями жилищного обеспечения, может лимитировать эффективность мер региональной поддержки, их адресное и своевременное предоставление. В связи с этим высокую актуальность приобретает мониторинг процессов жизнеобеспечения детей-сирот в период выхода из интернатного учреждения, экспертно-ана-литический анализ социально-экономических рисков их жилищной де-привации. Развитие данных идей обосновано в исследовании С. В. Калаш-

3 Информационный портал о благополучии детей // Служба детского бюро Администрации по делам детей и семьи Министерства здравоохранения и социальных служб США. URL: https://www.childwelfare. gov/topics/outofhome/independent/programs/ (дата обращения: 21.04.2023).

4 Josephine Stiftelsens. URL: https://www.josephines-stiftelse.no/ettervernsplan/ (дата обращения: 21.04.2023).

5 SOS Children's Villages. URL: https://web.archive.org/web/20200427080712/https://www.sos-childrensvillages. org/ (дата обращения: 21.04.2023).

никова, который указывает на необходимость модернизации управления и мониторинга реализации государственных гарантий в системе социальной защиты населения. В частности, создание региональных аналитических подразделений, занимающихся учетом расходов на выполнение социальных обязательств и возмещение упущений в данной области, может рассматриваться в качестве адекватных механизмов профилактики организационных дисфункций и нарушений сроков предоставления жилья детям-сиротам по причинам финансовой недостаточности региональных бюджетов (Калашников и др., 2019).

Локальные практики ситуационной помощи детям-сиротам включают в себя следующие направления:

(1) Правовая поддержка, охватывающая как программы повышения юридической грамотности детей-сирот, так и практики консультирования, в первую очередь, по процедурам получения социальных пособий и выплат, жилищного обеспечения (Чернова, 2016). Территориальные центры информационно-правовой помощи могут покрывать широкий спектр вопросов, касающихся включения сироты в списки очередников на получение жилья, специфики регионального законодательства, например, реализации программ жилищных сертификатов (Азарова, 2022). Организация условий для оказания бесплатной правовой поддержки детей-сирот становится в современных условиях весьма актуальной мерой, учитывая ограниченные финансовые возможности выпускников интернатных учреждений (Березина, Шумов, 2019).

(2) Психолого-педагогическая поддержка, позволяющая преодолеть ограничения социальной адаптации детей-сирот, расширить границы социального пространства их взаимодействий (Асильдерова и др., 2021). Проблемы перехода к самостоятельной жизни могут решаться за счет реализации таких моделей поддержки, как кураторство, наставничество (Овчинников и др., 2019).

Реализация данных мер ограничивается низкой эффективностью государственных расходов, финансовой недостаточностью региональных и местных бюджетов (Медведева и др., 2021; Шишманова, 2020). Формирование баланса между финансовой нестабильностью при реализации государственных гарантий жилищного обеспечения детей-сирот и необходимостью создания приемлемых условий их жизнедеятельности в условиях жилищной депривации становится одним из наиболее актуальных вызовов, стоящих перед органами опеки и попечительства. В данных условиях особого внимания заслуживают инновационные механизмы модернизации процессов социального обеспечения депривированных социальных групп населения. В число таких управленческих механизмов, по мнению зарубежных авторов, входит организация общественного контроля за деятельностью социальных служб (Trindade et al., 2021); вовлечение частного бизнеса в решение проблем социальной поддержки через программу государственных тендеров (Yerkes, Braken, 2019); взаимодействие с некоммерческими общественными организациями, реализация моделей «смешанного социального обеспечения» (Lobato et al., 2019).

Нарастание рисков жилищной депривации детей-сирот требует от органов опеки и попечительства поиска адекватных инструментов оказания своевременной помощи детям-сиротам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, преодоления инерционных практик функционирования региональных систем социальной защиты.

Цель исследования заключалась в анализе факторов, формирующих дисфункции жилищного обеспечения детей-сирот, а также в оценке эффективности региональных мер социальной поддержки выпускников интернатов, позволяющих частично компенсировать риски жилищной депривации. Авторами были изучены факторы, влияющие на эффективность мер по предоставлению жилья детям-сиротам в регионе (в оценках сотрудников органов опеки и попечительства); был проведен сравнительный анализ мнений сотрудников органов опеки и детей-сирот относительно эффективности региональных мер поддержки, компенсирующих несвоевременность предоставления жилья, а также был оценен уровень полноты предоставляемой социальными службами информации, ее открытости и доступности при реализации мер поддержки детей-сирот.

Методика исследования

В ходе исследования использовался комплекс общенаучных методов и аналитических процедур, в том числе анализ документов, корреляционный и сравнительный анализ. Осенью 2021 г. с помощью платформы Google Forms был проведен анкетный опрос (N=694). Респондентами выступили сотрудники органов опеки и попечительства (главный и ведущий специалисты, начальники/зам. начальника отдел ов/департаментов). Выбор респондентов определен их возможностью выступать экспертами (стаж работы, знание специфики жилищного обеспечения детей-сирот). Отдельного внимания при выборе данной категории респондентов заслуживает то, что именно на них возложены полномочия по работе с детьми-сиротами, а именно по консультационной и иной поддержке в процессе включения в списки на предоставление жилья. Приближенность сотрудников органов опеки и попечительства к детям-сиротам, в отличие от представителей органов исполнительной власти, позволяет респондентам в полной мере оперировать не только официальной статистикой, но и видеть реальные проблемы детей-сирот.

Географический охват выборки представлен следующими регионами: Белгородская область, Волгоградская область, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Краснодарский край, г. Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Пермский край, Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Республика Ингушетия, Самарская область, Свердловская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

В целях получения более полной картины в части оценки эффективности региональных мер социальной поддержки жилищного обеспечения

детей-сирот, полученные данные сравнивались с материалами исследования 2021 г., где в качестве респондентов выступали выпускники интернатных учреждений (N=3868). Следует уточнить, что в статье используются два термина: «дети-сироты» и «выпускники интернатных учреждений». Авторы в полной мере различают смысловое наполнение данных терминов, однако в материалах исследования сужают их толкование для обозначения категорий лиц, обладающих определенными правами в части жилищного обеспечения. Правом наделяются дети в статусе сироты, при этом реализация права возможна по достижении ребенком-сиротой 18 лет, что совпадает с его выпуском из интернатного учреждения. Сужение указанных терминов используется только в материалах данной статьи.

Корректность процедуры изучения мнений двух групп респондентов обусловлена включением ряда идентичных вопросов в инструментарий исследования. Такой подход позволил обеспечить верификацию полученных данных. К ограничениям сравнительного анализа ответов данных категорий респондентов можно отнести неравномерность представительства регионов в структурах выборочной совокупности проведенных исследований.

Гипотеза исследования: низкая эффективность компенсаторных мер поддержки детей-сирот в условиях их жилищной депривации связана с ограничениями в части реализации таких практик, как временное предоставление жилья, помощь в регистрации по месту жительства, социально-психологическая и правовая поддержка.

Вклад авторов состоит в приращении эмпирической базы по вопросам эффективности региональных мер жилищного обеспечения, определении рисков жилищной депривации в «точке разрыва» социальной поддержки при выпуске из детского дома и до получения собственного жилья. Теоретический вклад авторов представлен систематизацией мер региональной поддержки (компенсаторные и локальные), обоснованием дисфункций социального обеспечения детей-сирот.

Статья продолжает серию работ, посвященных проблемам жилищного обеспечения детей-сирот. В частности, в статье «Жилищное обеспечение детей-сирот: проблемы социальной поддержки и ресурсные возможности» (Журнал исследований социальной политики, 2023, № 21(2)) анализируются ресурсные возможности региональных органов власти (финансовые и инфраструктурные), а также субъективные оценки сотрудников органов опеки, риски их профессиональной деформации. В статье «Дисфункции жилищного обеспечения детей-сирот как фактор их социальной экс-клюзии» (СОЦИС, 2022, № 5) представлен анализ взаимосвязи процессов жилищной депривации детей-сирот и формирования социальной эксклю-зии, риски развития протестного потенциала выпускников интернатных учреждений. Оригинальность данной статьи заключается в выявлении и оценке нормативно-правовых и организационных факторов, снижающих эффективность мер по предоставлению жилья детям-сиротам, в анализе процессов реализации информационной, психологической, юридической поддержки выпускников интернатных учреждений, а также в определении проблем информационного обеспечения деятельности социальных служб

при реализации мер поддержки детей-сирот. Авторами ставится вопрос о наличии обратных социальных деструкций в системе социального обеспечения детей-сирот (фальсификация статуса сироты).

Результаты исследования

Факторы формирования дисфункций жилищного обеспечения детей-сирот

Финансовый фактор признан сотрудниками органов опеки и попечительства наиболее значимым в процессе формирования дисфункций жилищного обеспечения детей-сирот. Также в ходе анкетного опроса были отмечены нормативно-правовые и организационные факторы, снижающие эффективность мер по предоставлению жилья детям-сиротам (табл. 1). В частности, сотрудники органов опеки указали на ограниченное предложение жилых помещений требуемой площади и их уровня благоустроенности на рынке недвижимости (24,5% - «очень снижают» и 25,9% - «скорее снижают, чем нет»), незаинтересованность застройщиков (28,4% - «очень снижают» и 21,5% - «скорее снижают, чем нет»).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Оцените факторы, которые снижают эффективность мер по предоставлению жилья детям-сиротам в вашем регионе», % от числа опрошенных

Очень снижают Скорее снижают, чем нет Скорее не снижают Совсем не снижают Затрудняюсь ответить

Недостаток финансирования 34,1 16,9 7,8 12,8 28,4

Численность детей-сирот в регионе существенно превышает среднюю численность по стране 8,5 19,0 11,4 15,4 45,7

Ограниченное предложение жилых помещений требуемой площади и их уровня благоустроенности на рынке недвижимости 24,5 25,9 10,5 10,8 28,3

Незаинтересованность застройщиков 28,4 21,5 9,2 8,1 32,8

Несоответствие установленной предельной стоимости одного квадратного метра жилья реальной ситуации на рынке недвижимости в регионе 24,4 20,7 8,2 8,9 37,8

Неразвитая инфраструктура 9,5 18,2 19,5 23,8 29,0

Отсутствие работы в регионе 12,4 18,6 19,3 23,1 26,6

В регионе много льготных категорий, которым нужна помощь с жильем, и сироты -не самая многочисленная из них 11,2 19,7 13,4 18,4 37,3

Источники: Составлена авторами (- и далее, если не указано иное).

Нормативно-правовые и организационные ограничения представляют собой комплексную проблему: все ее аспекты взаимоувязаны друг с другом и инициируют цепочку дисфункций, лимитирующих перспективы своевременного предоставления жилья детям-сиротам даже при наличии финансовых ресурсов. В частности, несоответствие установленной предельной стоимости одного квадратного метра жилья реальной ситуации на рынке недвижимости в регионе (45,1% отметили данный фактор) существенно снижает заинтересованность застройщиков (49,9%), которые ориентированы, в первую очередь, на коммерческую рентабельность проектов.

Также ответы респондентов иллюстрируют тот факт, что региональные власти крайне слабо владеют статистической информацией по численности детей-сирот на их территории, что, на наш взгляд, существенным образом затрудняет разработку адекватных мер поддержки данной категории лиц. Установлено, что 45,7% экспертов затруднились с ответом на вопрос, превышает ли численность детей-сирот в их регионе среднюю численность по стране: 37,3% затруднились с оценкой количества льготных категорий, которым нужна помощь с жильем, и долевого представительства сирот в их составе. Полученные результаты подтверждаются и другими исследованиями, рассматривающими случаи недобросовестной деятельности органов опеки и попечительства в процессе выявления и учета льготных категорий граждан (Леонов, 2021, с. 375).

В результатах проведенного исследования прослеживается влияние фактора региональной дифференциации на эффективность государственного управления в системе жилищного обеспечения детей-сирот. Так, каждый четвертый сотрудник органов опеки (27,5%) подтвердил, что превышение численности детей-сирот в регионе в той или иной мере снижает результативность мер по их обеспечению жильем.

Таким образом, анализ оценок сотрудников органов опеки и попечительства позволяет выделить следующие группы факторов формирования дисфункций жилищного обеспечения детей-сирот: финансовые (недостаточность средств регионального бюджета), нормативно-правовые (несоответствие установленной предельной стоимости одного квадратного метра жилья реальной ситуации на рынке недвижимости в регионе), организационные (незаинтересованность застройщиков, ограниченное предложение жилых помещений требуемой площади и их уровня благоустроенности на рынке недвижимости), инфраструктурные (недостаточный уровень развития инфраструктуры в регионе), социальные (данные факторы связаны с нарастанием тенденций социального неблагополучия в регионе: высокая численность детей-сирот и других льготных категорий, нуждающихся в социальной поддержке).

При этом последствиями социального неблагополучия в российских реалиях выступают случаи имитации социального сиротства. В частности, 15% опрошенных сотрудников органов опеки отметили наличие недобросовестного поведения со стороны детей-сирот и их семей (фальсификация статуса, злоупотребление правом).

В качестве иллюстрации приведем некоторые выдержки из ответов респондентов:

- «встречаются единичные факты, когда некоторые родители сознательно подвергают себя процедуре лишения родительских прав или не восстанавливаются в родительских правах, чтобы решить жилищный вопрос и обеспечить ребенка государственной поддержкой»;

- «в некоторых муниципалитетах родители осознанно отказываются от детей, чтобы государство обеспечило их жильем»;

- «лишение родительских прав матери и установление опеки кровной бабушкой (иногда по договоренности между мамой и бабушкой) в семье, где можно работать субъектам профилактики в целях улучшения ситуации и исправления матери»;

- «пример, когда лицо из числа детей-сирот намеренно ухудшает свое положение, продав свое жилье после 18 лет, либо снимается с регистрационного учета по месту жительства из жилья, где он - член семьи нанимателя и площадь на человека больше нормы, не приватизируя его. Меры - предусмотреть законодательно запрет на включение в список в случае намеренного ухудшения своих жилищных условий».

Региональные меры социальной поддержки детей-сирот в условиях их жилищной депривации

Анализ мер социальной поддержки детей-сирот включал в себя оценку следующих элементов: наличие и эффективность компенсаторных мер поддержки в условиях нарушений гарантий жилищного обеспечения и локальные практики ситуационной помощи в трудной жизненной ситуации отсутствия жилья (психологическая, юридическая, организационная поддержка).

Что касается компенсаторных мер региональной поддержки (табл. 2), то сотрудники органов опеки наиболее высоко оценили такую форму поддержки, как оказание консультационной помощи детям-сиротам в подборе временного жилья (25,6% - «очень хорошо» и 32,9% - «скорее хорошо, чем плохо»). Лучше ситуация обстоит в Московской и Новгородской областях. Вариант ответа «плохо» при оценке в регионе форм поддержки детей-сирот был выбран только в некоторых субъектах Российской Федерации (Ханты-Мансийский автономный округ, Свердловская и Волгоградская области).

Достаточно высоко были оценены практики предоставления временного жилья в общежитии (24,2% - «очень хорошо» и 27,8% - «скорее хорошо, чем плохо»). Региональный срез ответов демонстрирует некоторую неоднородность в распределении оценок: в Свердловской области выбор варианта ответа «плохо» присутствует чаще, чем в среднем по выборке, на 13,9 п.п.

Распределение ответов респондентов показало отсутствие достаточной информации у сотрудников органов опеки по ряду форм поддержки детей-сирот, которые ожидают своей очереди на получение жилья. В частности, более трети респондентов затрудняются с оценкой осуществления в их регионе такого вида поддержки, как: «предоставляется компенсация

по оплате найма квартиры в период ожидания своей очереди» (36,6%), «предоставление регистрации по месту жительства в администрации муниципального образования, где проживает сирота» (38,2%).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Оцените, насколько хорошо осуществляется в регионе поддержка детей-сирот, которые ожидают своей очереди на получение жилья?», % от числа опрошенных

Очень хорошо Скорее хорошо, чем плохо Скорее плохо, чем хорошо Очень плохо Затрудняюсь ответить

Предоставляется компенсация по оплате найма квартиры в период ожидания своей очереди 12,7 15,4 13,8 21,5 36,6

Оказывается консультационная помощь в подборе временного жилья 25,6 32,9 11,7 8,1 21,7

Предоставляется временное жилье в общежитии 24,2 27,8 16,3 10,1 21,6

Предоставление регистрации по месту жительства в администрации муниципального образования, где проживает сирота 16,4 18,0 11,4 16,0 38,2

Наибольший вариационный размах между оценками сотрудников органов опеки и детей-сирот характерен в отношении такой меры поддержки, как консультационная помощь при подборе временного жилья (рис. 1).

Таким образом, сравнительный анализ мнений двух групп респондентов по идентичным показателям показал наличие искажений (отсутствие подтверждений со стороны детей-сирот) по тем направлениям деятельности, где государственные служащие оценили себя наиболее высоко (предоставление временного жилья и консультационная помощь в его подборе). Недостаточная эффективность региональных мер поддержки детей-сирот, которые ожидают своей очереди на получение жилья, снижает жизненные шансы выпускников интернатов на успех и благополучие, расширяет пространство социальной эксклюзии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство сотрудников органов опеки выше других оценили практики оказания помощи при подготовке документов на получение жилья (рис. 2). Почти четверть опрошенных сотрудников органов опеки и попечительства считают, что такие меры, как «юридическая помощь при подготовке документов для обращения в суд», «помощь при регистрации по месту жительства в период ожидания очереди на получение жилья» и «психологическая поддержка» оказываются детям-сиротам только в случае необходимости.

Рисунок 1

Сравнительный анализ мнений респондентов, выбравших положительные оценки в отношении мер поддержки детей-сирот, которые ожидают своей очереди на получение жилья, % от числа опрошенных

Суммарная доля респондентов, выбравших варианты ответов «очень хорошо» и «скорее хорошо, чем плохо»

58,5

52

34,2 34,4

_ 31,1 29,8

28,1 26,2

Предоставляется компенсация по оплате найма квартиры в период ожидания своей очереди

Оказывается консультационная помощь в подборе временного жилья

Предоставляется временное жилье в общежитии

Предоставление регистрации по месту жительства в администрации муниципального образования, где проживает сирота

| Сотрудники органов опеки и попечительства ЦЦ Дети-сироты Источник: Составлен авторами по результатам исследования (- и далее, если не указано иное).

Рисунок 2

Распределение ответов сотрудников органов опеки и попечительства на вопрос: «Какие из перечисленных ниже мер используются в регионе в рамках решения жилищных проблем детей-сирот?», % от числа опрошенных

Щ всегда Ц иногда Щ в случае необходимости Ц никогда Ц затрудняюсь ответить

Информационное обеспечение деятельности социальных служб при реализации мер поддержки детей-сирот

Возможные дисфункции политики региональных властей в отношении детей-сирот могут быть обусловлены информационным барьером. При оценке информационной открытости (имеется ли полная информация и является ли она открытой и доступной) по вопросу очередности детей-сирот в списке на получение жилья более половины опрошенных представителей органов опеки и попечительства (58,1%) склоняется к выбору «в полной мере» (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Оцените информационную открытость при реализации мер поддержки детей-сирот в вашем регионе. Имеется ли полная информация и является ли она открытой и доступной?», % от числа опрошенных

Открыта и доступна в полной мере Частично открыта и доступна Нет информации Затрудняюсь ответить

Очередность детей-сирот в списке на получение жилья 58,1 19,5 8,1 14,3

Перечень мер поддержки сирот, включая меры до получения жилья, с указанием исчерпывающей информации по условиям и месту их получения 63,8 16,4 6,6 13,2

Перечень учреждений и НКО, оказывающих срочную социальную помощь сиротам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 55,5 17,9 7,6 19,0

Обсуждение результатов

Опрос сотрудников органов опеки и попечительства показал, что в числе факторов, лимитирующих эффективность мер по предоставлению жилья детям-сиротам, помимо финансовых ограничений существенную роль играют проблемы организационного и нормативно-правового характера. Полученные результаты подтверждаются другими исследованиями. Опыт Ростовской области продемонстрировал низкий уровень заинтересованности строительных компаний, отсутствие заявок на аукционе, проводимом по данной программе. Причиной стало несоответствие стоимости квадратного метра жилого помещения, по которой органы власти имели право осуществить закупку, сложившимся ценам на региональном рынке недвижимости (закупочная цена превышала фактическую в 1,4 раза) (Герасимова, Еремин, 2021).

Можно предположить, что данные проблемы обусловлены не столько финансовыми ограничениями, сколько правовыми барьерами, которые

снижают гибкость административной системы при принятии управленческих решений. С одной стороны, нормативное закрепление предельной закупочной цены на квадратный метр жилья снижает коррупционные риски, с другой стороны, лимитирует процессы жилищного обеспечения детей-сирот. Решением проблем в краткосрочной перспективе становится принятие региональных нормативно-правовых актов, допускающих увеличение площади предоставляемого жилья. Однако в долгосрочной перспективе требуется более радикальная перенастройка механизмов государственного управления в системе жилищного обеспечения детей-сирот. В частности, развитие общественного контроля, функционирование наблюдательных советов может рассматриваться как комплексный механизм, с одной стороны, предотвращения коррупционных рисков, с другой стороны, повышения гибкости и адаптивности управленческого аппарата, подтверждения легитимности принятия решений в ситуации неопределенности. При этом критерием эффективности данных решений будет выступать не только экономическая, но и социальная рациональность, необходимость своевременного обеспечения жильем детей-сирот, соблюдения их прав.

Результаты исследований показали, что помимо объективных ограничений в системе жилищного обеспечения детей-сирот имеются отдельные случаи «имитации» социального сиротства, фальсификации статуса. Злоупотребления правами сирот приводят к дополнительной нагрузке на региональный бюджет. Так, имеются примеры сознательного отказа от родительских прав, передачи опеки над ребенком другим членам семьи для получения государственной поддержки и решения жилищного вопроса. Данные деструктивные тенденции, по мнению экспертов, становятся следствием социального неблагополучия в ряде российских регионов.

Более 25% опрошенных сотрудников органов опеки в числе социальных факторов, лимитирующих эффективность мер по жилищному обеспечению детей-сирот, видят значительное превышение в регионе, по сравнению со средними российскими показателями, численности льготных категорий населения. Превышение численности детей-сирот требует выделения дополнительных финансовых ресурсов для покрытия обязательств по их жилищному обеспечению, формирует повышенную расходную нагрузку на региональные бюджеты. Отметим, что статистические данные свидетельствуют о высоком уровне региональной дифференциации в Российской Федерации по показателям уровня доходов и качества жизни, возможностям профессиональной самореализации и обеспечения занятости населения (Проказина и др., 2020; Решетникова, 2021), что не может не сказываться на проблеме социального сиротства, ее концентрации в социально неблагополучных регионах. Как отмечается в ряде исследований, негативные социальные тенденции, связанные «с алкоголизацией населения, безработицей, бедностью нестоличной России» (Наберушкина и др., 2017, с. 79), позволяют прогнозировать актуализацию проблем социального сиротства в ряде регионов.

Сравнительный анализ опроса сотрудников органов опеки с ответами детей-сирот показал, с одной стороны, объективность оценок мер поддерж-

ки выпускников интернатных учреждений в части предоставления компенсационных выплат, помощи в получении временной регистрации. С другой стороны, результаты исследования продемонстрировали несовпадение границ мнений, в первую очередь, при оценке наиболее востребованных мер поддержки, связанных с участием органов опеки в предоставлении временного жилья и консультаций по данному вопросу в период между выходом из детского дома и получением квартиры. Именно на данном этапе выпускник интернатного учреждения в наибольшей мере нуждается в участии социально значимых взрослых, которые могут оказать помощь в трудной жизненной ситуации, дать социально-психологическую поддержку (Данилова, 2020). Данная помощь особенно актуальна в условиях социальной аномии при расхождении между декларируемыми гарантиями жилищного обеспечения детей-сирот и реальными практиками их реализации.

Анализ локальных практик ситуационной помощи детям-сиротам показал, что функционал деятельности сотрудников органов опеки ориентирован преимущественно на документационную и информационную поддержку: разъяснение ситуации, помощь при подготовке документов на получение жилья. В несколько меньшей степени сотрудники органов опеки реализуют практики психологической, юридической поддержки, содействия в получении регистрации. Надо отметить, что предельный уровень нагрузки на социальные службы в регионах существенным образом ограничивает возможности сотрудников в оказании необходимой помощи детям-сиротам. Согласно данным Министерства просвещения, в региональных органах опеки и попечительства в настоящее время работают около 12 тыс. человек, при этом на одного сотрудника приходится в среднем 2,5 тыс. детей. Калькуляция штатной численности региональных служб позволила сделать вывод о кадровом дефиците в размере 7,9 тыс. сотрудников6.

Заключение

Анализ мер социальной поддержки детей-сирот в условиях жилищной депривации показал, что компенсаторные механизмы региональной системы социальной защиты недостаточно эффективны в части предоставления временного жилья, возмещения расходов на съем квартиры, помощи в получении регистрации по месту жительства.

Недостаточность кадровых ресурсов органов опеки снижает уровень включенности сотрудников в работу по оказанию психологической и юридической помощи детям-сиротам. Вакуум поддержки со стороны социально значимых взрослых в наиболее трудный период выхода из интернатного учреждения и вступления во взрослую жизнь может рассматриваться в качестве существенных рисков социальной эксклюзии детей-сирот, формирования девиантных моделей поведения.

6 Минпросвещения впервые проведет всероссийский конкурс для органов опеки и попечительства. 18 апреля 2022 г. URL: https://edu.gov.ru/press/5010/minprosvescheniya-vpervye-provedet-vserossiyskiy-konkurs-dlya-organov-opeki-i-popechitelstva/ (дата обращения: 21.04.2023).

Ключевыми факторами, снижающими эффективность мер по предоставлению жилья детям-сиротам в регионах России, являются следующие:

- финансовые факторы (недостаточность финансовых ресурсов регионального бюджета для покрытия потребностей в жилищном обеспечении детей-сирот);

- нормативно-правовые и организационные факторы, представляющие собой комплекс взаимосвязанных ограничений (несоответствие установленной предельной стоимости одного квадратного метра жилья реальной ситуации на рынке недвижимости в регионе; незаинтересованность застройщиков; ограниченное предложение жилых помещений требуемой площади и их уровня благоустроенности на рынке недвижимости);

- социальные факторы (более высокая численность детей-сирот в регионе по сравнению со средними значениями, актуализация проблем других льготных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке).

В оценках сотрудников органов опеки и попечительства были отмечены как наиболее значимые, помимо финансовых ограничений, нормативно-правовые и организационные факторы, которые иллюстрируют бюрократические издержки, недостаточный уровень гибкости административной системы при принятии управленческих решений. В ходе исследования были выделены также инфраструктурные факторы, детерминирующие снижение эффективности мер по предоставлению жилья детям-сиротам.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии обратных социальных деструкций в системе социального обеспечения детей-сирот, в частности, сотрудники органов опеки и попечительства отмечали случаи недобросовестного поведения со стороны социально неблагополучных семей (фальсификация статуса сироты, злоупотребление правами).

Анализ ключевых проблем социальной поддержки детей-сирот в условиях их жилищной депривации показал необходимость расширения поля деятельности социальных служб и некоммерческих организаций, интеграции их усилий по предотвращению социальной эксклюзии выпускников интернатных учреждений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Азарова А.С. Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на примере Саратовской области // Вопросы российской юстиции. 2022. № 18. С. 140-150.

2. Асильдерова Б.Г., Явбатырова П.М., Курбанова П.М. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки // Мир науки, культуры, образования. 2021. Т. 87, № 2. С. 295-297. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-287-295-297

3. Бахматова Т.Г., Чусова Ю.А. Социальная эксклюзия сирот как детерминант криминогенного поведения // Всероссийский криминологический журнал. 2015. Т. 4, № 9. С. 674-681.

4. Бегидова С.Н., Морозова И.В., Хазова С.А., Ахтаов Р.А. Формирование социального опыта у детей-сирот в модернизированной воспитательной системе детского дома // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. Т. 228, № 4. С. 17-23.

5. Березина А.М., Шумов П.В. Проблемные вопросы судебной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей при получении жилых помещений // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 5. С. 390-394.

6. Бурмистрова Е.В., Кульчейко О.В. Социально-педагогическое сопровождение формирования социально одобряемого поведения воспитанников детского дома // Мир науки, культуры, образования. 2019. Т. 79, № 6. С. 235-237. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10101

7. Герасимова Е.А., Еремин В.В. Право на жилье детей-сирот, его обеспечение в нормотворческой и правоприменительной практике // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. Т. 142, № 5. С. 243-248.

8. Данилова Ю.Ю. Проявление доверия у подростков в связи с семейной депри-вацией и восприятием отношений со значимым взрослым // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 106-118.

9. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

10. Заяц О.В., Навродская В.А. Технологии работы с целевыми группами населения по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мнение экспертов (на примере Приморского края) // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. Т. 82, № 2. С. 41-46.

11. Калашников С.В., Татаринцев В.Е., Марголин А.М., Храпылина Л.П. Риски реализации социальных контрактов в регионах России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С. 7-30.

12. Капустина Е.Ю., Макеева И.А. Исследование ценностного отношения к себе у детей-сирот в контексте гражданского воспитания // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. Т. 106, № 1. С. 165-176.

13. Кононцева А.А. Особенности реализации права на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации и Республике Хакасия // Поиск. 2017. Т. 58, № 2. С. 9-10.

14. Медведева Н.В., Фролова Е.В., Рогач О.В. Взаимодействие и перспективы партнерства территориального общественного самоуправления с местной

властью // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 72-82. DOI: 10.31857/ S013216250015275-5

15. Наберушкина Э.К., Бессчетнова О.В., Волкова О.А. В поисках ресурсов и новых парадигм: проблема социального сиротства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. Т. 48, № 4. С. 73-80.

16. Овчинников В.А., Осипова Н.В., Килина И.А. Особенности формирования региональных систем подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. Т. 35, № 3. С. 100-110.

17. Проказина Н.В., Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Дифференциация качества жизни населения в региональном пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 3, № 20. С. 509-526.

18. Решетникова Е.Г. Региональная дифференциация уровня жизни: вызовы времени // Проблемы развития территории. 2021. Т. 1, № 25. С. 108-122.

19. Седых О.Г. Взаимодействие власти и бизнеса в решении жилищных проблем детей-сирот как механизм контроля и сдерживания социального иждивенчества // Baikal Research Journal. 2018. Т. 2, № 9.

20. Сизов С.К., Бабин И.Г. Проблемные вопросы, относимые к жилищным правам детей-сирот, и возможные пути решения. В сборнике: Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия // Сборник статей по материалам VI международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 29-36.

21. Устинов А.Н., Якимова Е.М. Проблемы реализации права детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением // Сибирский юридический вестник. 2022. Т. 96, № 1. С. 37-42.

22. Фролова Е.В., Рогач О.В., Васильева Е.Ю. Дисфункции жилищного обеспечения детей-сирот как фактор их социальной эксклюзии // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 60-70. DOI: 10.31857/S013216250018695-7

23. Черевко М.А. Проблемы социального сопровождения выпускников детских домов в условиях пандемии (региональный аспект) // Власть и управление на Востоке России. 2021. Т. 97, № 4. С. 118-127.

24. Чернова Ж.В. Социальная адаптация выпускников детских домов. Гендерный аспект (по оценкам экспертов) // Женщина в российском обществе. 2016. Т. 81, № 4. С. 85-100.

25. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Вверх по лестнице, ведущей вниз: идеология возможностей и ограничения образовательного выбора выпускников детских домов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23, № 2. С. 104-129.

26. Шишманова П.Д. Сравнительный анализ основных характеристик человеческого капитала в Болгарии и России // Российский технологический журнал. 2020. Т. 4, № 8. С. 141-151. URL: https://doi.org/10.32362/2500-316X-2020-8-4-141-151

27. Geddes M. Tackling social exclusion in the European Union? The limits to the new orthodoxy of local partnership // International Journal of Urban and Regional Research. 2000. Vol. 24, no. 4. P. 782-800.

28. Hsiao H. Transformation and issues of public housing policies facing aging society: Case review of Osaka City Japan // Japan Architectural Review. 2021. Vol. 4, no 1. P. 5-13. URL: https://doi.org/10.1002/2475-8876.12198

29. Lobato J.M.P., Sumaza C.R., Gimeno P.L.R. Relations between public government bodies and third sector within the framework of the policies of social inclusion in Castilla y León (2019) // Investigaciones Regionales. 2019. Vol. 44. P. 63-79.

30. Noll H.H., Weick S. Housing in Germany: Expensive, comfortable and usually rent-ed-analysis of the housing conditions and quality in comparison to other European countries // Informations dienst Soziale Indikatoren. 2014. Vol. 4. P. 1-6. URL: https:// www.researchgate.net/publication/268519305

31. Trindade E.N., Vaz M., Lauer J., Bortolini V.S., Trindade M.R.M. Professional supervisory boards and protection of society // Revista Bioetica. 2021. Vol. 29, no. 3. P. 499-503.

32. Yerkes M.A., Braken L.J. The ambiguity of social return policies in the Netherlands // Social Policy and Administration. 2019. Vol. 53, no. 1. P. 113-127. DOI: 10.1111/ spol.12409

REFERENCES

1. Azarova, A.S. (2022) 'The problem of providing housing for orphans and children left without parental care, case study of the Saratov region', Voprosy rossiyskoy yustit-sii, 18, pp.140-150. (In Russian).

2. Asilderova, B.G., Yavbatyrova, P.M. and Kurbanova, P.M. (2021) 'Pedagogical conditions for social adaptation and rehabilitation of orphans and children deprived of parental care', Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2(87), pp. 295-297. DOI: 10.24412/ 1991-5497-2021-287-295-297 (In Russian).

3. Bakhmatova, T.G. and Chusova, Yu.A. (2015) 'Social exclusion of orphans as a determinant of criminogenic behavior', Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal, 9(4), pp. 674-681. (In Russian).

4. Begidova, S.N., Morozova, I.V., Khazova, S.A. and Akhtaov, R.A. (2018) 'Formation of social experience in orphans in the modernized educational system of the orphanage', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika ipsihologiya, 4(228), pp.17-23. (In Russian).

5. Berezina, A.M. and Shumov, P.V. (2019) 'Problematic issues of judicial protection of the rights of children left without parental care when receiving residential premises', Byulleten nauki ipraktiki, 5(5), pp. 390-394. (In Russian).

6. Burmistrova, E.V. and Kulcheiko, O.V. (2019) 'Social and pedagogical support for the formation of socially approved behavior of children from the orphanage', Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 6(79), pp. 235-237. DOI: 10.24411/1991-5497-201910101 (In Russian).

7. Gerasimova, E.A. and Eremin, V.V. (2021) 'The right to housing for orphans, its provision in rule-making and law enforcement practice', Vestnik Saratovskoy gosu-darstvennoyyuridicheskoy akademii, 5 (142), pp. 243-248. (In Russian).

8. Danilova, Yu.Yu. (2020) 'The manifestation of trust in adolescents in connection with family deprivation and the perception of relationships with a significant adult', Problemy sovremennogo obrazovaniya, (5), pp. 106-118. (In Russian).

9. Durkheim, E. (1995) Sociology. Its subject, method, purpose. Moscow: Kanon. (In Russian).

10. Zayats, O.V. and Navrodskaya, V.A. (2021) 'Technologies for working with target groups of the population on family placement of orphans and children left without parental care: Expert opinion (case study of Primorsky Kray), Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2 (82), pp. 41-46. (In Russian).

11. Kalashnikov, S.V., Tatarintsev, V.E., Margolin, A.M. and Khrapylina, L.P. (2019) 'Risks of implementation of social contracts in the regions of Russia', Public Administration Issues, 4, pp. 7-30. (In Russian).

12. Kapustina, E.Yu. and Makeeva, I.A. (2022) 'A study of the value attitude towards oneself in orphans in the context of civic education', Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, 1 (106), pp. 165-176. (In Russian).

13. Konontseva, A.A. (2017) 'Features of the implementation of the right to housing for orphans and children left without parental care in the Russian Federation and the Republic of Khakassia', Poisk, 2 (58), pp. 9-10. (In Russian).

14. Medvedeva, N.V., Frolova, E.V. and Rogach, O.V. (2021) 'Interaction and prospects for partnership of territorial public self-government with local authorities', So-ciologicheskie issledovaniya, 10, pp. 72-82. DOI: 10.31857/S013216250015275-5 (In Russian).

15. Naberushkina, E.K., Besschetnova, O.V. and Volkova, O.A. (2017) 'In search of resources and new paradigms: The problem of social orphanhood', Vestnik Nizhegorod-skogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki, 4 (48), pp. 73-80. (In Russian).

16. Ovchinnikov, V.A., Osipova, N.V. and Kilina, I.A. (2019) 'Features of the formation of regional systems for preparing orphans for independent living and post-boarding support for graduates of orphanages', Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 3(35), pp. 100-110. (In Russian).

17. Prokazina, N.V., Alekseyonok, A.A. and Kaira, Yu.V. (2020) 'Differentiation of the quality of life of the population in the regional space', Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya, 20(3), pp. 509-526. (In Russian).

18. Reshetnikova, E.G. (2021) 'Regional differentiation of living standards: Challenges of the time', Problemy razvitiya territorii, 25(1), pp. 108-122. (In Russian).

19. Sedykh, O.G. (2018) 'Interaction between government and business in solving the housing problems of orphans as a mechanism for controlling and deterring social dependency', Baikal Research Journal, 9 (2).

20. Sizov, S.K. and Babin, I.G. (2017) 'Problematic issues related to the housing rights of orphans and possible solutions. In the collection: Scientific forum: jurisprudence, history, sociology, political science and philosophy', Collection of articles based on materials of the VI International Correspondence Scientific and Practical Conference, pp. 29-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Ustinov, A.N. and Yakimova, E.M. (2022) 'Problems of realizing the right of orphans and persons from among orphans and children left without parental care to provide housing', Sibirskiy yuridicheskiy vestnik, 1(96), pp. 37-42. (In Russian).

22. Frolova, E.V., Rogach, O.V. and Vasilyeva, E.Yu. (2022) 'Housing dysfunctions for orphans as a factor in their social exclusion', Sociologicheskie issledovaniya, 5, pp. 60-70. DOI: 10.31857/S013216250018695-7 (In Russian).

23. Cherevko, M.A. (2021) 'Problems of social support for graduates of orphanages in a pandemic (regional aspect), Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii, 4(97), pp. 118-127. (In Russian).

24. Chernova, Zh.V. (2016) 'Social adaptation of graduates of orphanages. Gender aspect (according to experts), Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, 4(81), pp. 85-100. (In Russian).

25. Chernova, Zh.V. and Shpakovskaya, L.L. (2020) 'Up the stairs leading down: the ideology of opportunities and limitations of the educational choice of graduates of orphanages', Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii, 23(2), pp. 104-129. (In Russian).

26. Shishmanova, P.D. (2020) 'Comparative analysis of the main characteristics of human capital in Bulgaria and Russia', Rossiyskiy tekhnologicheskiy zhurnal, 8(4), pp. 141-151. DOI: 10.32362/2500-316X-2020-8-4-141-151 (In Russian).

27. Geddes, M. (2000) 'Tackling social exclusion in the European Union? The limits to the new orthodoxy of local partnership', International Journal of Urban and Regional Research, 24(4), pp. 782-800.

28. Hsiao, H. (2021) 'Transformation and issues of public housing policies facing aging society: Case review of Osaka City, Japan', Japan Architectural Review, 4(1), pp. 5-13. DOI: 10.1002/2475-8876.12198

29. Lobato, J.M.P., Sumaza, C.R. and Gimeno, P.L.R. (2019) 'Relations between public government bodies and third sector within the framework of the policies of social inclusion in Castilla y León (2019)', Investigaciones Regionales, 44, pp. 63-79.

30. Noll, H.H. and Weick, S. (2014) 'Housing in Germany: Expensive, comfortable and usually rented-analysis of the housing conditions and quality in comparison to other European countries', Informations dienst Soziale Indikatoren, 4, pp. 1-6. Available at: https://www.researchgate.net/publication/268519305 (accessed 20 July 2023).

31. Trindade, E.N., Vaz, M., Lauer, J., Bortolini, V.S. and Trindade, M.R.M. (2021) 'Professional supervisory boards and protection of society', Revista Bioetica, 29 (3), pp. 499-503.

32. Yerkes, M.A. and Braken, L.J. (2019) 'The ambiguity of social return policies in the Netherlands', Social Policy and Administration, 53(1), pp. 113-127. DOI: 10.1111/ spol.12409

Статья поступила в редакцию 08.05.2023; одобрена после рецензирования 06.07.2023; принята к публикации 06.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.