Реализация жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Мартынова Евгения Васильевна,
кандидат социологических наук; кафедра социальной работы и педагогического образования, филиал ФГАУ ВО «Южный федеральный университет»
E-mail: [email protected]
Цель исследования заключается в оценке состояния и перспектив процесса реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях современного российского общества. Методологическая база: в работе использованы системный и структурно-функциональный подходы к анализу мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в области реализации жилищных прав в условиях современной российской действительности. Автор рассматривает инструменты и результаты реализации жилищных прав с использованием компетент-ностного и системно-деятельностного подхода к процессу подготовки к самостоятельной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством методов социологического и социально-правового анализа. Результаты: в статье представлены результаты мониторинга реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Ростовской области. Исследование позволило выявить основные социально-правовые риски и трудности, существующие в сфере реализации жилищных прав сирот. Перспективы исследования: Предложенная автором методика мониторинга реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может использоваться социальными службами и органами исполнительной власти для разработки эффективных программ сопровождения выпускников сиротских учреждений и замещающих семей и создания условий для превенции нарушений в области реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ключевые слова: жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускники организаций для детей-сирот, выпускники замещающих семей, готовность к самостоятельной жизни, оценка эффективности, мониторинг реализации жилищных прав, системно-деятельностный и компетентностный подходы к подготовке сирот к самостоятельной жизни.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, традиционно являются одной из наиболее уязвимых категорий современного российского общества. Ситуация потери родительской заботы осложняется социально-психологическими последствиями сиротства и неготовностью выпускников сиротских учреждений и замещающих семей к полноценной защите своих прав [8, а 34].
Рассмотрение сиротства через призму теории социальной мобильности П. Сорокина позволяет сделать вывод о том, в период выхода из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или замещающей семьи ребенок диаметрально меняет свою социальную позицию с объектной на субъектную, что часто приводит к длительному и сложному процессу социальной адаптации. Согласно Т. Пар-сонсу адаптацией считают уравновешивание между системой и внешними условиями, т.е. для успешной адаптации лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо эффективно применить знания, умения и навыки, полученные в результате подготовки к самостоятельной жизни на практике, в ходе реализации своих социальных прав. Важным аспектом и показателем успешной адаптации является принятие адаптантом новой социальной позиции. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей, как правило, выбирают конформную, т.е. пассивную модель поведения при реализации своих прав, нередко основанную на феномене прокрастинации, а потому априори неэффективную, ведь вся система социальной защиты носит заявительный характер и требует активности при ее получении.
Начиная с 2015 во всех регионах России были созданы службы сопровождения выпускников учреждений для детей-
п
I А
126
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря их функционалу социальная защита лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вышла на высокий уровень, в том числе и в плане реализации жилищных прав: реализуются программы подготовки к самостоятельной жизни, осуществляется помощь в оформлении документов при реализации жилищных прав выпускников сиротских учреждений, проводятся социально-правовые консультации и т.п. Мониторинг программ подготовки сирот к самостоятельной жизни, проведенный Меркуль И.А. и Волчанской В.О. показал, что наиболее характерными затруднениями являются несформирован-ность знаний в сфере организации быта, неосведомленность в системе социальной и правовой грамотности, отсутствие стремления профессионального самоопределения и опыта защиты своих прав [10, с. 37-46]. Анализ содержания программ подготовки к самостоятельной жизни сирот позволяет выделить системно-деятельностный и компетент-ностный подходы. Компетентностный подход ориентирован на развитие у сирот способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах, формирование соответствующих компетенций. Системно-деятельностный подход ориентирован на результат, т.е. анализирует реальные действия и поступки, демонстрирующие степень адаптации. Наиболее ярко различие этих подходов проявляется при анализе социальной позиции выпускника: компетентностный подход предполагает наличие субъектности у выпускника как на этапе обучения самостоятельности, так и после выпуска из учреждения или замещающей семьи, а системно-деятельностный подход рассматривает ребенка как объект научения и делает акцент на последующем активном сопровождении, предполагая, что переход на субъектную позицию потребует времени и дополнительных усилий выпускника и специалистов.
Таким образом, эффективность реализации социальных прав сирот можно определить, как способность
систем социальной защиты и социального сопровождения своевременно реагировать и отвечать на потребности [9] детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Система социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя льготы, гарантии, пенсии, действия по взысканию алиментов, обеспечение дополнительных прав и т.п. Порядок оформления и выплаты мер социальной поддержки четко регламентирован законодательством РФ, а в реализации дополнительных прав периодически возникают социально-правовые коллизии, которые требуют повышенного внимания к данным вопросам и перманентно нуждаются в разработке новых механизмов и уточнений.
Главным критерием оценки эффективности реализации жилищных прав детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, правомерно признать полноту удовлетворения интересов отдельного ребенка и всей категории сирот в целом [9]. С точки зрения проблемно-ориентированного подхода право на жилье является самым сложным с позиций реализации, так как здесь возникают проблемы в консолидации бюджетов разных уровней, при закупке жилья, его сосредоточенности в одном многоквартирном доме, микрорайоне, подтверждении закрепленности жилья, разного юридического статуса закрепленного жилья, перепродажи жилья, оплаты коммунальных услуг и т.п.
По данным на 2021 год в России, в очереди на получение жилья находились 289,8 тыс. детей-сирот, при этом 199,7 тыс. из них не могут реализовать свое право, несмотря на то что им уже исполнилось 18 лет [5].
По оценке Счетной палаты РФ, даже если очередь не будет увеличиваться, то потребуется примерно девять лет, чтобы обеспечить жильем всех нуждающихся. Однако численность детей-сирот, ожидающих получения жилья, растет: за 2020 год она возросла на 8,5 тыс. человек, за семь месяцев 2021 года -еще на 6,6 тыс. Объем средств, которые
127
требуются для исполнения накопившихся обязательств государства, Счетная палата оценивает в 321 млрд рублей, а к 2024 году эта сумма, по прогнозам ведомства, может составить уже 490 млрд [5].
Обеспечение жильем детей-сирот регламентируется ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159. Согласно его положениям, предоставляемые сиротам жилые помещения должны соответствовать социальным нормам, быть пригодными и благоустроенными для проживания. Право на получение жилья детьми сиротами возникает в том случае, если они соответствуют следующим критериям:
- на момент достижения 14 лет законный представитель ребенка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей обязан подать заявление о постановке его подопечного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в орган опеки и попечительства по месту жительства;
- на момент достижения 18 лет ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, обеспечивается жилым помещением в результате заключения договора найма специализированного жилищного фонда [18, с. 374].
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, носит заявительный характер, то есть включение в список осуществляется исключительно по заявлению, а не происходит по факту сиротства или нуждаемости [14, с. 1046]. В целях признания граждан, относящихся к указанной категории нуждающимися в жилых помещениях, и включения в список детей-сирот, законные представители несовершеннолетнего гражданина (попечители, руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в течение 30 календарных дней со дня достижения подопечными возраста 14 лет или возникновения по достижении подопечными
возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости в жилом помещении, представляют в муниципальный или районный орган исполнительной власти письменное заявление о признании несовершеннолетнего нуждающимся в жилом помещении и включении его в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Далее организуется размещение заказа на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам размещения заказа орган исполнительной власти заключает муниципальные контракты [12].
Жилье предоставляется на условиях заключения договора найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет, если за этот срок не возникает нареканий и представитель данной категории социализировался, то с ним заключается договор социального найма на это же жилое помещение, условия данного договора гласят, что ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право участвовать в приватизации, и после данных мероприятий имеет возможность распоряжаться жильем как ему угодно, так как оно перестает быть муниципальным и переходит в полное его распоряжение [18, с. 374].
В Ростовской области порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот определен постановлением Правительства Ростовской области Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [12]. Согласно данному документу жилыми помещениями обеспечиваются сироты и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по дого-
128
вору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также те, кто имеет закрепленное за ними жилое помещение, но проживание там признано невозможным [12].
В Ростовской области в 2022 году поставлены на жилищный учет 1111 человек, а должны быть обеспечены жильем уже в этом году 425 человек [15]. Для комплексной оценки эффективности реализации жилищных прав было проведено визуальной обследование 199 жилых помещений, предоставленных сиротам с 2016 по 2020 годы в разных муниципалитетах Ростовской области. Осмотр осуществлялся по следующим критериям:
- состояние стен, полов, выявление их дефектов;
- наличие и состояние входных и межкомнатных дверей;
- наличие и состояние оконных блоков ПВХ;
- наличие, исправность и пригодность для эксплуатации сантехнического оборудования;
- наличие, исправность и пригодность для эксплуатации приборов учета водоснабжения (водоотведения), газоснабжения, электроснабжения;
- наличие, исправность и пригодность для эксплуатации кухонного оборудования;
- наличие, исправность и пригодность для эксплуатации системы отопления;
- доступность для текущего ремонта, обслуживания, уборки нагревательных приборов;
- наличие, исправность, соответствие требованиям санитарной противопожарной безопасности внутренней электрической разводки, подключение электрических розеток, электрических выключателей и электрических патронов;
- наличие естественного освещения в жилых комнатах и кухне. Осмотр позволяет сделать следующие выводы:
- техническое состояние 148 обследованных жилых помещений по всем критериям удовлетворительное;
- в пяти обследованных жилых помещениях отличное состояние пола
и потолков, по остальным критериям - состояние удовлетворительное;
- в восьми жилых помещениях стены имеют дефекты оклейки, вследствие неудовлетворительного режима эксплуатации помещений, требуется текущий ремонт, а именно, подклейка обоев. По всем остальным критериям - состояние удовлетворительное;
- в семи жилых помещениях стены, напольное покрытие (линолеум), потолки в хорошем состоянии, без дефектов, все остальное - в удовлетворительном состоянии;
- в 21 обследованном жилом помещении стены имеют дефекты оклейки вследствие неудовлетворительного режима эксплуатации помещений, требуется текущий ремонт, а именно, подклейка обоев, напольное покрытие (линолеум) имеет повреждения, порезы, разрывы, данные дефекты возникли вследствие ненадлежащего обращения с напольным покрытием, потолки в удовлетворительном состоянии, в одном жилом помещении, в оконном блоке повреждено остекление, по остальным критериям - состояние удовлетворительное, но выявлено несоблюдение санитарно-гигиенических норм гражданами, проживающими в данных квартирах. Жилые помещения загромождены личными вещами проживающих в них граждан;
- в 10 обследованных жилых помещениях стены имеют дефекты оклейки вследствие неудовлетворительного режима эксплуатации помещений, требуется текущий ремонт, потолки имеют следы плесени, вследствие плохой работы вентиляции в жилых помещениях, отопительные котлы работают с нарушениями (системные ошибки), отсутствует нормативное водоснабжение (не поддерживается уровень давления воды в системе водоснабжения).
Осмотр показал, что из 199 обследованных жилых помещений, которые были выданы в период с 2016 по 2020 годы, только в 12 со стороны хозяев не было нареканий, а в неудовлетворительном
129
состоянии по одному из критериев оказались - 39 жилых помещений.
Для того, чтобы оценить эффективность реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с точки зрения удовлетворенности полученным жильем, в результате обследования был также осуществлен опрос лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые уже реализовали свое право на жилье. Выборка сплошная, опрос осуществлялся параллельно с осмотром квартир. Опрос проводился методом формализованного интервью, принимали участие выпускники учреждений для детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей (48%), и выпускники замещающих семей (52%):
35% респондентов отметили, что они проходили обучение по программе подготовки к самостоятельной жизни, но только 3 человека считают эту подготовку успешной и даже сохранили методические материалы;
58% считают, что они знают все о своих жилищных правах и смогут их отстоять, при этом только 15% из них уже сталкивались с проблемами и имеют позитивный опыт их решения;
90% респондентов вполне удовлетворяет внешний вид жилого помещения;
85% довольны состоянием жилого помещения, из них лишь 20% проверяли работу технических средств и оборудования при сдаче объекта, остальные ограничивались визуальным осмотром или вообще не проверяли предоставляемое жилье;
70% в целом довольны предоставленным жильем, но считают неудобным его местоположение, 10% считают неудовлетворительным состояние придомовой территории;
42% не проживают в настоящее время в предоставленных жилых помещениях постоянно и не собираются проживать в ближайшее время, а потому не считают необходимым оплачивать счета за коммунальные услуги, 30% из них не знают, что должны это делать уже сейчас, так как пока не трудоустроены;
10% не знают, что по условиям договора найма специализированного жилищного фонда при наличии задолженности по оплате коммунальных услуг через 5 лет жилье не может быть передано им в собственность;
24% не знают есть ли у них задолженность по оплате коммунальных услуг;
54% респондентов не знают, где находится та или иная коммунальная служба, в которую можно обратиться в случае необходимости;
48% при возникновении проблем с жильем придут за помощью в службы сопровождения или к замещающим родителям, 30% попытаются решить проблему самостоятельно, а остальные ничего не предпримут.
При анализе ответов выпускников учреждений для сирот и выпускников замещающих семей принципиальной разницы не выявлено. Преимущественной формой замещающих семей у респондентов было попечительство со стороны престарелых бабушек и дедушек, которые в некоторых случаях даже не участвовали в осмотре предоставляемого их внукам жилья по состоянию здоровья.
В целом опрос показал, что программами подготовки к самостоятельной жизни охвачены только выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а для воспитанников замещающих семей таких программ нет. Потребность в программах подготовки к самостоятельной жизни есть у всех категорий респондентов. Выявлено отсутствие знаний по ряду специфических проблем, которые требуют консультаций специалистов разных служб, в т.ч. коммунальных.
В открытом доступе, на сайтах учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся 7 программ подготовки к самостоятельной жизни и во всех из них использован либо традиционный подход к обучению, основанный на знакомстве с законодательством о дополнительных правах сирот, либо компетентностный, что не позволяет говорить об их эффективности, однако сам факт их наличия позволяет сделать вывод о том, что про-
блема обозначена, доказана и уже предприняты шаги по ее решению.
Большинство респондентов считают, что достаточно осведомлены о своих правах, но не обладают достаточными бытовыми навыками, чтобы осуществить проверку их реализации, как правило ими оценивается факт предоставления жилья и его внешний вид.
В большинстве своем, выпускники учреждений благодаря службам сопровождения быстрее разбираются в документах на жилье, чем бывшие подопечные дети. Это объясняется тем, что выпускники учреждений не перекладывают ответственность на родственников и понимают, что сопровождение будет не всегда, а выпускники замещающих семей надеются на поддержку родственников и до последнего откладывают решение проблем. Однако, навыки ухода за жилым помещением и самообслуживания у выпускников замещающих семей сформированы на порядок лучше, чем у их сверстников их сиротских учреждений. Состояния жилья второй категории продемонстрировал нередко полное игнорирование самых элементарных санитарно-гигиенических процедур.
Таким образом, в Ростовской области в плане реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проделана большая работа, результаты которой могут тиражироваться для других регионов как эффективный и перспективный опыт. В целом, проблема эффективной реализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит комплексный характер и требует финансовых, временных затрат, активного межведомственного взаимодействия, привлечения специалистов соответствующей квалификации. Но начинать работу можно уже на этапе подготовки к самостоятельной жизни выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она должна осуществляться на основе системно-деятельностного подхода, при котором ответственность на период действия договора найма специали-
зированного жилищного фонда должна передаваться сироте постепенно с учетом его личных ресурсов и ресурсов муниципалитета, в котором ему предоставлено жилое помещение. Сами программы подготовки к самостоятельной жизни необходимо доработать с учетом особенностей детей, воспитывающихся в замещающих семьях и сделать их обязательными для них. Также необходимо осуществлять централизованную координацию и мониторинг реализации жилищных прав сирот, в том числе с привлечением общественности. Для предотвращения нарушений жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и минимизации случаев невостребованности жилых помещений данной категорией необходимо рассмотреть возможность разработки жилищных сертификатов, которые получатели могут использовать в необходимом им населенном пункте и в то время, когда будут готовы выполнять обязанности по коммунальным платежам и т.п.
Литература
1. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52. -Ст. 5880.
2. О формировании списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2019. - № 15. - Ст. 1764 (Часть IV).
3. Об утверждении Комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2019-2021 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 656-р - URL: https://rulaws.ru/gov-erment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-06.04.2019-N-656-r/
131
4. Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ред. от 01.08.2019): Постановление Правительства Ростовской области от 25.06.2012 г. № 539 // Гарант: -URL: https://base.garant.ru/19515338/ (дата обращения: 17.05.2022).
5. Айвазовская Э. С. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Э.С. Айвазовская // Моя профессиональная карьера. - 2020. - Т. 2. - № 13. - С. 171.
6. Анна Кузнецова: для решения проблем детей-сирот необходима комплексная программа. - URL: http:// duma.gov.ru/news/53065/
7. Бурдельный П.П. Социальная политика в сфере защиты детей сирот / П.П. Бурдельный, С.Н. Харченко, Е.Н. Клочко // Научный электронный журнал Меридиан. - 2020. -№ 5(39). - С. 16-17.
8. Жилье для детей-сирот в 2022 году: как получить и что для этого нужно - 30 марта 2022 - URL: https://ria. ru/20220330/kvartiry-1780947846.html (дата обращения: 30.05.2022).
9. Мартынова Е.В. Функционирование социального института приемной семьи в условиях современного российского социума: автореферат диссертации на соискание уч.ст.к.с.н., 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы / Е.В. Мартынова. - Ростов-н/Д,
2008.--URL: https://viewer.rsl.ru/
ru/rsl01003446600?page = 1&ro-tate=0&theme=black
10. Меркуль И.А., Волчанская В.О. Оценка готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников замещающих семей к самостоятельной жизни: обзор и анализ региональных практик / И.А. Меркуль, В.О. Волчанская // Социальные науки и детство. -
2021. - Том 2. - № 2. - С. 47-58.- -URL: https://psyjournals.ru/files/126070/ ssc_2021_n2_Merkul_Volchanskaya. pdf
11. Мищенко В. И. О проблеме обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В.И. Мищенко, А.И. Гудков, А.В. Красильщиков // Евразийское Научное Объединение. - 2020. -№ 1-2(59). - С. 135.
12. Осмонова А.Ж. Правовые основы защиты прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.Ж. Осмонова, М.Б. Та-тенов, К. Сейитбек Кызы // Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» в г. Ош Киргизской Республики. - 2021. -№ 1(23). - С. 108.
13. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2000. - 880 с.
14. Пелипейченко О.В. Правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/О.В. Пелипейченко // Вестник науки. - 2019. - Т. 4. -№ 9(18). - С. 58-59.
15. Поквартальный план-график закупок на приобретение жилых помещений для детей-сирот Ростовской области: официальный текст
16. Прозорова Р.М. Проблемы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / Р.М. Прозорова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. -№ 47. - С. 1046-1048.
17. Ракина Т.Н. Обеспечение жилым помещением детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот / Т.Н. Ракина // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2021. -№ 22. - С. 110-118.
18. Русинов П.В. Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот в Российской Федерации / П.В. Русинов. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 21
Гз
I ul
132
(363). - С. 279-282. - URL: https:// moluch.ru/archive/363/81457/ (дата обращения: 30.05.2022).
19. Скороходова Е.А. Специфика формирования правовой культуры детей-сирот / Е.А. Скороходова // Педагогические исследования. - 2020. -№ 1. - С. 36.
20. Сорокин П. Социальная мобильность / П. Сорокин. - М.: Академия, 2005. - 588 с.
21. Федотов Д.А. Проблемы осуществления государственных закупок по приобретению жилых помещений для детей-сирот / Д.А. Федотов // Вектор экономики. - 2021. - № 1(55). - С. 38.
IMPLEMENTATION OF THE HOUSING RIGHTS OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Martynova E.V.
Branch of the Federal State Autonomous Institution of Higher Education «Southern Federal University»
The purpose of the study is to assess the state and prospects of the process of realizing the housing rights of orphans and children left without parental care in the conditions of modern Russian society.
Methodological base: the work uses systematic and structural-functional approaches to the analysis of measures of social support for orphans and children left without parental care in the field of housing rights in the conditions of modern Russian reality. The author examines the tools and results of the implementation of housing rights using a competency-based and systemic-activity approach to the process of preparing graduates of institutions for orphans and children left without parental care for independent living through the methods of sociological and socio-legal analysis. Results: the article presents the results of monitoring the implementation of the housing rights of orphans and children left without parental care in the Rostov region. The study made it possible to identify the main social and legal risks and difficulties that exist in the sphere of realizing the housing rights of orphans. Research prospects: The method proposed by the author for monitoring the implementation of the housing rights of orphans and children left without parental care can be used by social services and executive authorities to develop effective support programs for graduates of orphan-
ages and foster families and create conditions for preventing violations in the implementation of housing rights orphans and children left without parental care.
Key words: housing rights of orphans and children left without parental care, graduates of organizations for orphans, graduates of foster families, readiness for independent living, performance evaluation, monitoring of the implementation of housing rights, system-activity and competence-based approaches to preparing orphans for independent life.
References
1. On additional guarantees for social support for orphans and children left without parental care: Federal Law of December 21, 1996 No. 159-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 52. - Art. 5880.
2. On the formation of a list of orphans and children left without parental care: Decree of the Government of the Russian Federation of 04.04.2019 No. 397 (as amended on 12.31.2014) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2019. - No. 15. -Art. 1764 (Part IV).
3. On the approval of the Set of Measures for the Provision of Orphans, Children Left Without Parental Care, and Persons Among Them with Residential Premises for 2019-2021: Decree of the Government of the Russian Federation of April 6, 2019 No. 656-r - URL: https://rulaws.ru/gover-ment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-04/06/2019-N-656-r/
4. On the provision of living quarters and the expenditure of subventions for the exercise of the powers to provide living quarters for orphans and children left without parental care, persons from among orphans and children left without parental care (as amended on 08/01/2019): Resolution Government of the Rostov region dated June 25, 2012 No. 539 // Garant: - URL: https://base.garant. ru/19515338/ (date of access: 05/17/2022).
5. Aivazovskaya E.S. Socialization of orphans and children left without parental care / E.S. Aivazovskaya // My professional career. - 2020. - T. 2. - No. 13. - P. 171.
6. Anna Kuznetsova: a comprehensive program is needed to solve the problems of orphans. - URL: http://duma.gov.ru/ news/53065/
7. Burdel'naya P.P. Social policy in the field of protection of orphans / P.P. Burdel'ny,
133
9.
10,
11
12,
S.N. Kharchenko, E.N. Klochko // Scientific electronic journal Meridian. - 2020. - No. 5 (39). - S. 16-17.
Housing for orphans in 2022: how to get and what you need for this - March 30, 2022 - URL: https://ria.ru/20220330/kvar-tiry-1780947846.html (date of access: 05/30/2022).
Martynova E.V. The functioning of the social institution of the foster family in the conditions of modern Russian society: abstract of the dissertation for the competition of an academic article. PhD, 22.00.04 - Social structure, social institutions and processes / E.V. Martynov. -
Rostov-n/D, 2008.--URL: https://view-
er.rsl.ru/ru/rsl01003446600?page=1&ro-tate=0&theme=black
Merkul I.A., Volchanskaya V.O. Assessment of the readiness of graduates of organizations for orphans and children left without parental care, and graduates of foster families for independent living: a review and analysis of regional practices / I.A. Merkul, V.O. Volchanskaya // Social sciences and childhood. - 2021. - Volume 2. - No. 2. -
P. 47-58.--URL: https://psyjournals.ru/
files/126070/ssc_2021_n2_Merkul_Vol-chanskaya.pdf
Mishchenko V.I., Gudkov A.I., Krasilshchik-ov A.V. On the problem of providing housing for orphans and children left without parental care // Eurasian Scientific Association. -2020. - No. 1-2 (59). - S. 135. Osmonova A. Zh. Legal basis for the protection of the rights and freedoms of orphans and children left without parental care / A. Zh. Osmonova, M.B. Tatenov, K. Seyit-bek Kyzy // Bulletin of the branch of the federal state budgetary educational institution of higher education «Russian State Social
University» in the city of Osh, the Kyrgyz Republic. - 2021. - No. 1 (23). - S. 108.
13. Parsons T. On the structure of social action / T. Parsons. - M.: Academic project, 2000. -880 p.
14. Pelipeychenko O.V. Legal support of social protection of orphans and children left without parental care / O.V. Pelipeychenko // Bulletin of Science. - 2019. - T. 4. - No. 9 (18). - S. 58-59.
15. Quarterly plan-schedule of purchases for the purchase of residential premises for orphans of the Rostov region: official text
16. Prozorova R.M. Problems of providing housing to orphans and children left without parental care / R.M. Prozorova // Innovations. The science. Education. - 2021. - No. 47. - S. 1046-1048.
17. Rakina T.N. Providing housing for children left without parental care, orphans / T.N. Rakina // Uchenye zapiski Tambovsko-go otdeliya Rosmu. - 2021. - No. 22. -P. 110-118.
18. Rusinov P.V. Actual problems of protecting the housing rights of orphans in the Russian Federation / P.V. Rusinov. - Text: direct // Young scientist. - 2021. - No. 21 (363). - S. 279-282. - URL: https://moluch. ru/archive/363/81457/ (date of access: 05/30/2022).
19. Skorokhodova E.A. The specificity of the formation of the legal culture of orphans / E.A. Skorokhodova // Pedagogical research. - 2020. - No. 1. - P. 36.
20. Sorokin P. Social mobility / P. Sorokin. - M.: Academy, 2005. - 588 p.
21. Fedotov D.A. Problems of public procurement for the acquisition of residential premises for orphans / D.A. Fedotov // Vector of the economy. - 2021. - No. 1 (55). - S. 38.
134