14. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: монография. - М.: ЮНИТИ-ДА-НА: Закон и право, 2012. - 239 с.
15. Осинцев Д.В. Методы административно-правового воздействия: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 2013. - 53 с.
16. Петров Г.И. Советское административное право. Общая часть: Учеб. пособие. - Л.: Изд-во Ленгр. ун-та, 1960. - 344 с.
17. Розин Л.М. Проблемы классификации мер административного принуждения // Управление и право. - 1982. - Вып. 7. - С. 182-186.
18. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федера-
ции: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. - 199 с.
19. Студеникин С.С. Советское административное право. - М.: Госюриздат, 1949. - 307 с.
20. Студеникина М.С. Законодательство об административной ответственности и проблемы ее кодификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 1968. - 16 с.
21. Четвериков В.С. Административное право. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 512 с.
22. Ямпольская Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период / отв. ред. В.Ф. Коток. - М.: Изд-во Акад. наук, 1954. - 227 с.
УДК 342.9
Гаджиев Абдулхаким Кутбудинович
МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, г. Пятигорск
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОЛЛЕГИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА
В статье исследуется правовой статус Региональных коллегий федеральных органов исполнительной власти в современных условиях. Анализируется правовая основа их функционирования и направления деятельности, а равно состав и структура. Основной целью функционирования Региональных коллегий федеральных органов исполнительной власти является повышение эффективности деятельности территориальных структур федеральных исполнительных органов, усиление координации их деятельности, а равно взаимодействия органов исполнительной власти разных уровней публичного управления. Они призваны содействовать реализации главой государства своих полномочий по осуществлению согласованного взаимодействия региональных органов государственной власти; выполнению задач территориальными структурами федеральных исполнительных органов; оптимизации совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти регионов, исключению их функционального дублирования. В статье освещена практика работы Региональных коллегий федеральных органов исполнительной власти. Показаны основные полномочия их председателей и членов.
Ключевые слова: региональные коллегии федеральных органов исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, главный федеральный инспектор по субъекту Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, регион, консультативный орган.
Региональные коллегии федеральных органов исполнительной власти (далее -Коллегии) созданы и функционируют на основе акта главы государства с мая 1998 года [1]. Они призваны аккумулировать потенциал федеральных органов исполнительной власти в их территориальном звене. Вместе с тем, вопрос о целесообразности институционализации подобных структур был поставлен несколько ранее, а именно в ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации в феврале 1998 года, где в разделе 3.3. «Усиление ответственности региональной и местной власти» был сделан посыл следующего содержания: «Задачу координации деятельности территориальных подразделений федеральных структур необходимо возложить на полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах. Они должны возглавлять федеральные коллегии - регулярные совещания руководителей территориаль-
ных "филиалов" федеральных органов исполнительной власти»[3].
Коллегии были учреждены при полномочных представителях Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации в качестве совещательных структур. Нормативный правовой акт, регламентирующий их статус, не утратил юридической силы, действует без каких-либо изменений и дополнений по сей день. Институт полномочных представителей главы государства на местах был коренным образом реорганизован в 2000 году и, следуя логике, данные консультативные (совещательные) органы должны существовать при полномочных представителях (далее - полпред) Президента Российской Федерации в федеральных округах. Однако в настоящее время они функционируют в субъектах России и возглавляются главными федеральными инспекторами по субъектам Российской Федерации аппаратов полномочных представителей Президента Российской
© Гаджиев А.К., 2016
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016
221
Федерации в федеральных округах (далее - главный федеральный инспектор). При этом возможны некоторые незначительные коррективы в их наименованиях. Такая ситуация сложилась в силу учреждения и деятельности Советов при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее - Советы) [2]. В этой связи отдельные нормы действующего правового акта фактически не исполняются.
Основной целью функционирования Коллегий выступает повышение эффективности деятельности территориальных структур федеральных исполнительных органов, усиление координации их деятельности, а равно взаимодействия органов исполнительной власти разных уровней публичного управления. Они призваны содействовать реализации главой государства своих полномочий по осуществлению согласованного функционирования и взаимодействия региональных органов государственной власти; согласованному выполнению задач территориальными структурами федеральных исполнительных органов; оптимизации совместной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти регионов, исключению их функционального дублирования.
К основным функциям Коллегий относится: комплексный анализ ситуации в регионах и представление необходимых предложений главным федеральным инспекторам; рассмотрение различного рода вопросов, связанных с развитием регионов и относящихся к полномочиям территориальных структур федеральных исполнительных органов; формирование планов совместной работы территориальных структур федеральных органов исполнительной власти; рассмотрение предложений региональных государственных органов и органов местного самоуправления, а также общественных объединений и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Президента России и федеральных органов исполнительной власти; информирование региональных органов государственной власти и граждан о деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В своей деятельности Коллегии руководствуются федеральным законодательством, актами главы государства и высшего органа исполнительной власти страны, положениями о них. Фактически сегодня Коллегии выполняют задачи и функции на региональном уровне, во многом схожие полномочиям Советов. Так, на заседании Коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти при главном федеральном инспекторе по Ненецкому автономному округу аппарата полпреда в Северо-Западном федеральном округе 26 ноября 2015 года были рассмотрены вопросы о противодействии коррупции в сфере государственных закупок, привлечения
иностранной рабочей силы, соблюдения работодателями трудовых, жилищных, социальных прав иностранных работников, а также налогового законодательства. На заседании Коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти при главном федеральном инспекторе по Мурманской области аппарата полпреда в Северо-Западном федеральном округе 17 марта 2015 года были обсуждены различные аспекты организации дорожного движения, принимаемые меры по снижению аварийности и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, а также подготовки к пожароопасному сезону. На заседании Коллегии руководителей территориальных органов федеральных органов государственной власти при главном федеральном инспекторе по Ленинградской области аппарата полпреда в Северо-Западном федеральном округе 25 ноября 2015 года была обозначена проблема эффективности деятельности правоохранительных органов, органов государственного контроля (надзора), прокуратуры в сфере противодействия коррупции в оборонно-промышленном комплексе при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
В процессе Координационного совещания с руководителями территориальных федеральных структур при главном федеральном инспекторе по Саратовской области аппарата полпреда в Приволжском федеральном округе 16 декабря 2015 года были проанализированы вопросы защиты прав граждан от неправомерных методов взыскания просроченной задолженности по кредитам, коммунальным и иным платежам; результат мониторинга ценовой и ассортиментной достаточности лекарственных средств в 2014-2015 годах; итоги проведения Общероссийского дня приема граждан, личных приемов граждан руководителями федеральных территориальных структур в 2015 году. На Координационное совещание с руководителями территориальных подразделений федеральных исполнительных органов при главном федеральном инспекторе по Оренбургской области аппарата полпреда в Приволжском федеральном округе 26 ноября 2015 года были вынесены вопросы «О ходе исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента РФ № 226», «Об организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти», «О мерах по защите прав граждан от неправомерных методов взыскания просроченной задолженности по кредитам, коммунальным и иным платежам».
В составы Коллегий входят соответствующий главный федеральный инспектор, начальники тер-
риториальных органов (представительств) «силовых» федеральных органов исполнительной власти (ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий). Руководители иных территориальных органов (представительств) федеральных исполнительных органов включаются в их составы по согласованию с главными федеральными инспекторами. Если территориальный федеральный орган осуществляет свою работу на территориях нескольких регионов, то его руководитель по согласованию с главным федеральным инспектором вправе направить для участия в работе Коллегии иных сотрудников этого органа.
Роль главных федеральных инспекторов в деятельности Коллегий юридически в целом незначительна, в большей степени носит технический характер. Федеральные инспекторы организуют подготовку заседаний, контролируют работу секций и рабочих групп; привлекают организации и специалистов для осуществления экспертно-аналитической деятельности; обеспечивают взаимодействие федеральных и региональных исполнительных органов, а равно иных образований по направлениям функционирования Коллегий и секций; формируют повестки дня заседаний; организуют подготовку информационных материалов о работе Коллегий и секций. На практике значение главных федеральных инспекторов в деятельности Коллегий существенней.
Организационно-техническое и документа-ционное обеспечение деятельности Коллегий осуществляют аппараты главных федеральных инспекторов, а по согласованию с руководителями соответствующих территориальных структур федеральных исполнительной органов главные федеральные инспекторы вправе привлекать к обеспечению деятельности Коллегии и сотрудников данных органов. Члены Коллегий также обладают определенными правами, которые заключаются в следующем: в случае несогласия с принятыми решениями изложить письменно свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседаний секций или Коллегий; обратиться к главным федеральным инспекторам по входящим в компетенцию Коллегий вопросам; пользоваться поступающей в их адрес информацией; принимать участие в заседаниях секций, созданных по решению Коллегий. При этом они обладают равными правами при обсуждении вопросов, внесенных в повестки дня заседаний Коллегий или секций, а также при голосовании.
Основной формой деятельности Коллегий являются заседания, которые проводят главные федеральные инспекторы или по их поручению один из ее членов. Заседания проводятся в соответствии с утверждаемыми Коллегиями планами работ. Про-
екты повестки дня заседаний и решений, а также необходимые материалы рассылаются членам не позднее чем за неделю до заседаний. Члены Коллегий обязаны лично участвовать в их работе и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам. В то же время, при отсутствии возможности участия в конкретных заседаниях, они могут представить свое мнение по обсуждаемым вопросам в письменном виде. По решению главных федеральных инспекторов на заседания Коллегий могут быть приглашены представители территориальных подразделений федеральных государственных органов (представительств), руководители которых не являются их членами, представители региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов России, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации, а также граждане. По решению Коллегий их заседания могут быть закрытыми. Решения Коллегий принимаются большинством голосов членов и оформляются протоколами, которые подписывают председательствующие на заседаниях. Решения Коллегий в семидневный срок после заседаний рассылаются их членам, а также иным заинтересованным должностным лицам и государственным органам.
По решению Коллегий и в соответствии с планами их работ для предварительного рассмотрения комплексных вопросов из числа членов могут быть созданы секции. Количество секций, круг вопросов, подлежащих рассмотрению на их заседаниях, а также персональные составы и руководители утверждаются решениями Коллегий. Решения секций принимаются большинством голосов присутствующих на их заседаниях членов и оформляются протоколами, которые подписывают руководители секций. В дальнейшем эти решения подлежат утверждению на заседаниях Коллегий. Для предварительной подготовки вопросов, вносимых в повестку дня заседаний Коллегий или секций, по решению первых могут быть созданы рабочие группы. В их состав, помимо членов, решением Коллегий или секций могут быть включены ученые и специалисты, работники территориальных структур (представительств), а также по согласованию работники региональных органов государственной власти. Коллегии вправе принять регламенты, определяющие порядок ведения их заседаний, а также деятельности создаваемых секций и рабочих групп. О деятельности Коллегий информируются соответствующие полпреды, глава государства, а также руководство высшего органа исполнительной власти страны.
Следует отметить отчетливый автономно-обособленный характер организации и деятельности Коллегий от Руководства Администрации Президента Российской Федерации, их явное тяготение
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2016
223
к Правительству России как высшему органу исполнительной власти, что обусловлено как качественными характеристиками их субъектных составов, так и руководством актами Правительства России. Важно подчеркнуть ярко выраженный коллегиальный статус анализируемых структур с широкими полномочиями членов Коллегий в принятии многих решений своего ведения и внутренней организации при минимальном объеме прав главных федеральных инспекторов.
В юридической литературе представлены различные, порой диаметрально противоположные суждения относительно возможных перспектив существования Коллегий. Одни авторы обосновывают необходимость их ликвидации. Другие исследователи предпринимают попытку доказать целесообразность дальнейшего функционирования Коллегий как органов, осуществляющих важнейшие федеральные государственные функции межотраслевого характера в субъектах Российской Федерации. При этом в обоснование своей позиции приводятся доводы об эффективном решении Коллегиями проблем, имеющих масштаб, равный субъекту Российской Федерации или затрагивающих интересы нескольких граничащих друг с другом регионов. Дополнительно указывается на необходимость совершенствования правовой основы их деятельности, фиксируется перспективность внесения нормативных изменений и дополнений, обусловленных реорганизацией института полномочных представителей главы государства на местах и институционализацией главных федеральных инспекторов [4; 5].
Вместе с тем, на сегодняшний день перспективы существования, а тем более развития Коллегий не очевидны, и подобные идеи не имеют под собой достаточных оснований. Деятельность Коллегий в полной мере компенсируется работой Советов, где рассматриваются, в том числе, и проблемные вопросы развития конкретных регионов, а также функционирование консультативных (совещательных) органов при высших должностных лицах субъектов России, территориально-ориенти-
рованных иных консультативных (совещательных) структур. Принципиальное значение имеют принятые и нормативно оформленные еще в 2005 году известные решения, согласно которым были существенно расширены координационные и кадровые полномочия глав регионов в части взаимодействия региональных органов исполнительной власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Исходя из этого, в ближайшей перспективе предлагается признать нормативную основу функционирования Коллегий утратившей юридическую силу, а их ликвидировать.
Библиографический список
1. О Региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 25 мая 1998 г. № 586 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 22. - Ст. 2407.
2. О Советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах: указ Президента РФ от 24 марта 2005 г. № 337 (в ред. от 25 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 13. -Ст. 1139; 2014. - № 52 (ч. 1). - Ст. 7755.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию России «Общими силами - к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» от 17 февраля 1998 г. // Российская газета. - 1998. -24 февр.
4. Суворова Т.А. К вопросу об организации взаимодействия органов публичной власти в субъекте Российской Федерации в рамках деятельности Региональных коллегий федеральных органов исполнительной власти // Актуальные вопросы административного и информационного права: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. М.А. Лапина, Г.Ф. Ручкина. - М.: Изд-во Фин. ун-та, 2013. - С. 126-137.
5. Черкасов К.В. Консультативные и совещательные органы при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах // Гражданин и право. - 2008. - № 10. - С. 20-33.