Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Г. ОМСКА'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Г. ОМСКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
направления современного воспитания / региональные и общероссийских педагогические традиции наставничества / научнопреподавательская и творческая деятельность / ученые-краеведы / офицерывоспитатели / современное образование / родиноведение / directions of modern education / regional and all-Russian pedagogical traditions of mentoring / scientific-teaching and creative activity / local history scientists / educational officers / modern education / native studies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. А. Озерова

Рассматривается взаимодействие региональных и общероссийских педагогических традиций наставничества, отразившихся в направлениях современного воспитания: гражданско-патриотического, военнопатриотического, духовно-нравственного, поликультурного, эстетического и экологического. Данный процесс проявился в ходе подвижнической научнопреподавательской и творческой деятельности омских ученых-краеведов, офицеров-воспитателей. Рассматривается деятельность ряда педагоговнаставников: Г. Н. Потанина, Г. Е. Катанаева, Н. М. Ядринцева, Г. И. Глазенапа, А. И. Сулоцкого, К. В. Ельницкого, М. М. Сиязова, Я. В. Шебалина, И. Я. Словцова, заложивших основы регионального и отечественного родиноведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING IN THE EDUCATION OF THE MORAL CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION OF OMSK

The authors consider the interaction of regional and all-Russian pedagogical traditions of mentoring, reflected in the directions of modern education: civil-patriotic, militarypatriotic, spiritual-moral, multicultural, ethical and environmental. This process manifested itself during the ascetic scientific, teaching and creative activities of Omsk local history scientists, educational officers: G.N. Potanina, G.E. Katanaeva, N.M. Yadrintseva, G.I. Glazenapa, A.I. Sulotsky, K.V. Yelnitsky, M.M. Siyazova, Y.V. Shshebalin, I.Ya. Slovtsov, who laid the foundations for regional and native studies.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Г. ОМСКА»

Вестник Омского университета. 2024. №1 (29). С. 77-83

УДК 37.01 DOI 10.24147/1812-3996.2024.1.77-83

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕРОССИИСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАУЧНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО

НАСТАВНИЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННОИ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Г. ОМСКА

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

Аннотация. Рассматривается взаимодействие региональных и общероссийских педагогических традиций наставничества, отразившихся в направлениях современного воспитания: гражданско-патриотического, военно-патриотического, духовно-нравственного, поликультурного, эстетического и экологического. Данный процесс проявился в ходе подвижнической научно-преподавательской и творческой деятельности омских ученых-краеведов, офицеров-воспитателей. Рассматривается деятельность ряда педагогов-наставников: Г. Н. Потанина, Г. Е. Катанаева, Н. М. Ядринцева, Г. И. Глазенапа, А. И. Сулоцкого, К. В. Ельницкого, М. М. Сиязова, Я. В. Шебалина, И. Я. Слов-цова, заложивших основы регионального и отечественного родиноведения.

Ключевые слова: направления современного воспитания, региональные и общероссийских педагогические традиции наставничества, научно-преподавательская и творческая деятельность, ученые-краеведы, офицеры-воспитатели, современное образование, родиноведение.

1. Введение

В год педагога и наставника становится актуальным соединение гражданско-и военно-патриотического воспитания с духовно-нравственными и эстетико-экологическими аспектами воспитательного процесса общего образования в соединении регионального и общероссийского компонентов. В этом отношении правы В. В. Колесов и Е. Ю. Холопова, отмечающие, что «новое поколение должно знать больше о патриотизме и осознавать, как выстраивать патриотическое воспитание в настоящее время. К этой проблеме нашему государству и обществу надо подойти очень ответственно» [1].

О. А. Озерова

канд. ист. наук, доцент, e-mail: 55 oz@bk.ru

2. Патриотическое воспитание

в структуре нравственной культуры личности

В современном образовании, особенно направленном на допрофессиональную подготовку будущих воинов, офицеров (кадетские корпуса), традиционно сформировалось, на наш взгляд, по крайней мере пять основных направлений воспитания подрастающего поколения:

1. Гражданско-патриотическое воспитание.

2. Военно-патриотическое воспитание.

3. Духовно-нравственное воспитание.

4. Готовность к межкультурному диалогу в многополярном мире.

5. Эстетическое и экологическое воспитание.

Каждое из указанных выше направлений возникло в процессе появления в Омске учебных заведений, которые занимались воспитанием будущих переводчиков, военнослужащих, офицеров, учителей, топографов, педагогов, священнослужителей, ученых, аграриев. В зависимости от требований времени этим в Х1Х-ХХ вв. занимались следующие учебные завладения в Омске: Омская азиатская школа, Омская учительская семинария, Омская женская и мужская гимназии, Омский кадетский корпус (впоследствии - Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени М. В. Фрунзе), Омское сельскохозяйственное училище.

3. Характеристика основных направлений воспитания оми-чей

1. Гражданско-патриотическое воспитание. В русле данного направления воспитательной деятельности Г. Н. Потаниным развивается концепция концентрического родиноведения, предполагающая наличие исходной точки, второго и завершающего кругов, обладающих определенной историко-географической целостностью. Его теорию поддерживали Г. Е. Катанаев и Н. М. Ядринцев [2]. Сущность их духовного наставничества заключалась в передаче традиционных ценностей от окружающего мира к отдаленному.

Отсюда выкристаллизовывались следующие региональные педагогические традиции: 1) привязка к особенностям края, развитие локальной ментальности, местного самосознания; 2) постоянное и последовательное расширение образовательного поля (сферы воспитательного влияния) с соблюдением дидактических принципов (ст. Дорошенко), формирования гражданского патриотического самосознания [3];

3) в то же время в процессе эмоционального воздействия на учащихся при преподавании родиноведения возникали условия для третьей традиции - воспитания «сознательного патриотизма», к которому человек мог прийти, руководствуясь свободным выбором при «инстинктивной» предрасположенности к областничеству [4].

В данном процессе неизбежно происходит образование еще ряда традиций:

4) осознание чувства местного патриотизма; 5) осознание ценности собственной культуры; 6) формирование этнокультурного сознания народа, начиная с места, потом региона в целом и с выходом на макросистему (всей России) [5].

В данном контексте видится процесс взаимодействия образовательного и воспитательного полей родиноведения в современном образовании (см. рис.).

Взаимодействие образовательного и воспитательного полей родиноведения

В преобразованном виде данные традиции находят отражение в следующем: 1) привязка к особенностям локальной ментальности; 2) развитие местного самосознания; 3) слияние воспитательного и образовательного поля; 4) формирование особого гражданского патриотического самосознания; 5) слияние чувства местного и общегосударственного патриотизма; 6) осознание ценности собственной культуры личности; 7) формирование широкомасштабного этнокультурного сознания народа.

2. Военно-патриотическое воспитание базировалось на формировании у воспитанников «государственно-патриотического мировоззрения, системы ценностей, где на первом месте стояли интересы государства и гражданская ответственность, чувство долга и преданность Отечеству» [6, с. 6].

В данном случае давало о себе знать сочетание следующих общероссийских и региональных педагогических традиций, заложенных еще в 1913 г. командиром Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенантом Г. И. Глазенапом в Войсковом казачьем училище: 1) четкий распорядок дня и дисциплина, приближающаяся к воинской; 2) равенство воспитанников по возрасту, правам и обязанностям; 3) единая форма и единые требования к качеству подготовки; 4) соблюдение ритуалов, культ традиций, в том числе воинских; 5) особая забота о нравственном, умственном и физическом развитии воспитанников [6].

В трансформированном виде эти традиции выглядят так: 1) отдание воинских почестей, участие в торжественных мероприятиях, парадах; 2) спортивные соревнования между ветеранами войны, военной службы и учащимися; 3) символы Возрожденных знамен, гимны; 4) кодексы чести; 5) принесение Клятвы; 6) слияние с символами: ношение погон, нарукавных и нагрудных знаков. Как пишет Н. В. Кравченко, «постоянное присутствие совокупности символов в окружающей... социальной среде влияет на сознание учащихся, формирует у них такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, уважение к законам Российской Федерации, любовь к Отечеству, гордость» [6, с. 5-6]; 7) кроме того, складывается седьмая традиция - формирование чувства ответственности за любое порученное дело; 8) большую роль при этом играет восьмая традиция - развитие героизма с опорой на социальные героические идеалы. В Омске это подвиги омичей Д. М. Карбышева, Л. Н. Гуртьева, М. В. Фрунзе наряду с идеалами Георгия Победоносца, великих русских полководцев М. И. Кутузова, А. А. Брусилова, П. С. Нахимова, Ф. Ф. Ушакова и др.

Нужно отметить, что уважительное представление о российском кодексе чести, благородстве и достоинстве проникло в массовое сознание от великих русских пол-

ководцев М. И. Кутузова,А. А. Брусилова, П. С. Нахимова, Ф. Ф. Ушакова и многих других, кого сформировала кадетская среда и кто создавал славу и величие России.

3. Духовно-нравственное воспитание складывалось из православного и гражданского разновидностей.

В православной духовно-нравственной форме оно отвечало тенденциям развития школы и педагогики в России, ведущим направлением которого была ориентация на лучшие западные традиции и передовые идеи о единстве и равноправии людей, о достоинстве всякой человеческой личности. Традиции духовно-нравственного воспитания гуманности и человеколюбия нашли свое отражение в идеях А. И. Сулоцкого - настоятеля церкви Сибирского кадетского корпуса, законоучителя и священника. Прививая ученикам любовь к предмету, он практиковал беседы по пройденному материалу, которые сопровождались духовными наставлениями. При этом ему удавалось укрепить воспитанников в вере на основе осмысленного пения церковных произведений, «настроя на самые возвышенные чувства» [7, с. 120]. В этом заключается духовно-нравственное подвижничество А. И. Сулоц-кого.

В светской духовно-нравственной форме в Омске в период XIX - начале XX в. К. В. Ельницким была заложена особая система моральных ценностей: человеческое предназначение соотносилось со «способностью быть счастливым через выполнение нравственного долга личности - служение обществу и Отечеству». Изучение педагогических дисциплин, по мнению К. В. Ельницкого, содействует развитию самонаблюдения и самоусовершенствования, способствует развитию разумной любви к детям, формированию профессионального отношения к явлениям окружающей жизни [8]. Итак, в совокупности религиозного и светского начал в воспитании подрастающего поколения в XIX в. педагогические духовно-нравственные традиции в омском образовании складываются из следующих первоистоков: 1) демократический подход к воспитанию; 2) уважительное отношение к личности, свободомыслию и ее вере; 3) сочетание разумной любви к воспитанникам и свободы; 4) духовное наставничество; 5) духовность творчества; 6) возвышение личности воспитанника.

Думается, что в современном образовании духовно-нравственные традиции сборного возвышения верующих учащихся должны сочетаться с духовным откровением и благочестием, осмысленным отношением к художественной деятельности как «дару божьему». При этом педагогические традиции предстают в своем обновленном виде: 1) демократизация творческого воспитания; 2) сочетание требовательности и уважительного отношения к свободомыслию и вере; 3) сочетание разумной любви к воспитанникам и свободы личности; 4) готовность к саморефлексии, критицизму при духовном наставничестве; 5) осмысление духовности в творчестве; 6) возвышение личности в деятельности воспитанника.

4. Готовность к межкультурному диалогу в многополярном мире берет свое начало в XVIII в., когда в Омске открылась Омская азиатская школа, которая была ориентирована на овладение восточными языками, необходимой долей топографии, возможностью перевода с татарского, монгольского, персидского, киргизского, турецкого, арабского, маньчжурского и калмыцкого языков. Начиная с 1789 г., благодаря развитию переводческой деятельности и топографии, вырабатывались принци-

пы межкультурного наставничества. Так как школа была предназначена для детей казаков, то она имела большое значение для подготовки казачества. Нужно сказать, что данное учебное заведение было ориентировано на лучшие западные традиции и было тесно связано с деятельностью Западно-Сибирского отделения Русского географического общества. В целом, как отмечает Р. С. Буктугутова, «деятельность ЗСОИРГО по изучению Степного края в рассматриваемый период не может быть оценена однозначно. С одной стороны, находясь под административным контролем царских властей, Отдел обязан был выполнять работы, способствовавшие колонизации Степного края. С другой стороны, проведенные учеными Отдела исследования имели огромное значение для познания истории, культуры и быта сопредельных народов, укрепляли связи между казахской и русской прогрессивной интеллигенцией. Многие работы сотрудников ЗСОИРГО не потеряли своего научного значения до сих пор» [9, с. 45].

Нужно отметить важность Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (далее - ЗСОИРГО). Имеет значение для формирования педагогических традиций: 1) налаживание межкультурных связей; 2) выработка дружеского уважительного отношения к сопредельным народам; 3) укрепление этнокультурных связей; 4) развитие этнографической грамотности.

В современном образовании такие традиции преобразуются следующим образом: 1) развитие межкультурных связей между ближними и дальними регионами и диаспорами; 2) выработка дружеского и сотруднического отношения к сопредельным народам; 3) укрепление позитивных этнокультурных связей; 4) дальнейшее развитие этнографической грамотности; 5) выработка позитивных стратегий сотрудничества в поликультурном мире. При этом складывается образ этнокультурного наставника в образе лидера национальных культур в регионе.

5. Эстетическое и экологическое воспитание нередко сливались в единообразии природы творчества и формировании чувства природы (М. М. Пришвин). Они нашли отражение, с одной стороны, в деятельности Омской женской гимназии (М. М. Сиязов), и с другой - в воспитательной работе Омского среднего сельскохозяйственного училища (Я. В. Шебалин). В частности, преподаватель М. М. Сиязов учил своих воспитанниц на живой природе красоте и богатству растительного мира, в чем ему помогала его научная деятельность в рамках ЗСОИРГО. Я. В. Шебалин, будучи богато и разностороннее одаренным человеком, увлекался рисованием, сам сочинял стихи, басни, посвящал часы досуга музыке, при этом вовлекая учащихся в художественную самодеятельность (гимназический и церковный хор). Его культурно-эстетическое подвижничество распространялось на работу библиотеки, развитие литературных и артистических талантов учащихся [10].

Преподаватель Сибирской военной гимназии И. Я. Словцов отличался особыми качествами формирования у воспитанников чуткости, проникновенной восприимчивости и любви к природе, наблюдательности. «Душою любя свой предмет, -вспоминает один из воспитанников И. Я. Словцова Павлов, - он вселил эту любовь в каждого из нас, его обширные и полные интереса лекции в течение пяти лет по ботанике, зоологии, физиологии, кристаллографии и минералогии оживлялись лет ними экспедициями, где мы под его руководством распознавали растения, собирали насекомых, наблюдали жизнь птиц, отыскивали гнезда, собирали коллекции яиц...

Для желающих, в праздничные дни, квартира его была открыта» [11, с. 79].

Итак, воспитательные традиции экологического и эстетического воспитания в системе общего образования выглядели следующим образом: 1) общение с живой природой и искусством; 2) развитие природной наблюдательности и восприимчивости к красоте; 3) совместные экскурсии на природу и экспедиции; 4) широта распознавания талантов; 5) сочетание творческого и научного подхода в общении с природой и искусством.

В современном образовании, направленном на экологическое и эстетическое наставничество, воспитательные традиции XIX-XX вв. претерпели существенные изменения. Их особенности связаны с виртуальным общением в поликультурном пространстве и процессами глобализации. Теперь они могут существовать, на наш взгляд, в следующем виде: 1) общение с живой природой, искусством и ее виртуальным выражением; 2) развитие природной наблюдательности и восприимчивости к красоте в естественной и интерактивной форме; 3) живые и виртуальные совместные экскурсии на природу и экспедиции; 4) широта распознавания талантов и их активация; 5) ориентация в сообществе на сочетание творческого и научного подхода в общении с природой и искусством.

Литература

1. Колесов В. И., Холопова Е. Ю., Силенков В. И. Модифицирование патриотического воспитания в логике развития национальной идеи: сравнительный анализ патриотического воспитания в советскую эпоху и в новое время // Проблемы современного образования. -2023. -№3.- С. 64-71. -БО! 10.31862/2218-8711-2023-3-64-71.

2. Катанаев Г. Е. Памятка о служебной, общественной и литературно-научной деятельности генерал-лейтенанта Георгия Ефремовича Катанаева // На заре сибирского самосознания. Воспоминания генерал-лейтенанта Сибирского казачьего войска. - Новосибирск : [б.и.], 2005. - С. 148-163.

3. Письма Г. Н. Потанина : в 5 т. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987-1992. - Т. 2. - 1988. - 344 с.

4. Анисимов К. В., Разувалова А. И. Два века - две грани сибирского текста: областники У8. «деревенщики» // Вестник Томского государственного университета. Филология. -2014.-№ 1 (27).-С. 76-101.

5. Головинов А. В. Образование в культурно-просветительской программе сибирского областничества второй половины XIX - начала XX в. // Известия Алтайского государственного университета. История. - 2009. - № 4-4 (64). - С. 59-61.

6. Кравченко Н. В. Военно-патриотическое воспитание в Омском кадетском корпусе: история и современность // Информационный бюллетень Омского кадетского корпуса. -2014.-Вып. 1.-С. 5-12.

7. Котова К. И. Протоиерей Александр Сулоцкий в омском кадетском корпусе (по воспоминаниям его учеников) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2022. - Т. 9, № 2 (34). - С. 117-124.

8. Ельницкий К. В. Счастье как цель воспитания // Ельницкий К.В. Избранные педагогические статьи. - М. : [б.и.], 1896. - С. 108.

9. Буктугутова Р. С. Роль Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в развитии культурных связей Русского и казахского народов (конец XIX -

начало XX в.) // Вестник Томского государственного университета. - 2007.- № 296. -С. 84-88. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zapadno-sibirskogo-otdela-russkogo-geograficheskogo-obschestva-v-razvitii-kulturnyh-svyazey-russkogo-i-kazahskogo-narodov-konets-xix (дата обращения: 26.08.2023).

10. Ильинкина Е. А. Яков Васильевич Шебалин, его вклад в развитие социально-культурной жизни Омска // Известия ОГИК музея. - 2011. - № 16. - С. 295-297.

11. Вибе П. П. И. Я. Словцов // Омск в публикациях XVIII - начала ХХ века. - Т. 3: Омский государственный историко-краеведческий музей. - Омск : Ом. гос. ист.-краевед. музей, 2020. - С. 79-82.

MENTORING IN THE EDUCATION OF THE MORAL CULTURE OF THE YOUNGER GENERATION OF OMSK

O.A. Ozerova

Ph.D. (History), Associate Professor, e-mail: 55 oz@bk.ru Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

Abstract. The authors consider the interaction of regional and all-Russian pedagogical traditions of mentoring, reflected in the directions of modern education: civil-patriotic, military-patriotic, spiritual-moral, multicultural, ethical and environmental. This process manifested itself during the ascetic scientific, teaching and creative activities of Omsk local history scientists, educational officers: G.N. Potanina, G.E. Katanaeva, N.M. Yadrintseva, G.I. Glazenapa, A.I. Sulotsky, K.V. Yelnitsky, M.M. Siyazova, Y.V. Shshebalin, I.Ya. Slovtsov, who laid the foundations for regional and native studies.

Keywords: directions of modern education, regional and all-Russian pedagogical traditions of mentoring, scientific-teaching and creative activity, local history scientists, educational officers, modern education, native studies.

Дата поступления в редакцию: 21.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.