Н.Г. ИНШАКОВА кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики редактирования факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова*
Н.Н. ЗАМОТИНА научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова**
преподаватель кафедры теории и методики редактирования факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова***
В.Н. БОЙКО соискатель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова'*™
В статье рассмотрены основные параметры, формирующие типологический облик газет 13 регионов России. Объектами изучения стали 12 государственных и 15 частных газет (областных, краевых, республиканских). В результате анализа выделены типо-формирующие характеристики изданий (учредитель, целевое назначение, читательский адрес, тематическая направленность). Также получили оценку рубрикация, жанры, периодичность, тираж газет. Сделаны выводы о специфике функционирования современных региональных медиа, тенденциях их развития. Отмечены негативные факторы, влияющие на формирование регионального медиапространства.
' Иншакова Наталия Григорьевна, e-mail: inshakovamgu@yandex.ru
** Замотина Нина Николаевна, e-mail: ninizamotina@mail.ru
*** Хорошилова Жанна Николаевна, e-mail: jannahor@mail.ru
**** Бойко Вера Николаевна, e-mail: vera.efimowich@yandex.ru
Ж.Н. ХОРОШИЛОВА
Региональные газеты:
Ключевые слова: медиасистема, оптимизация медиапрост-ранства, региональная пресса, концепция медиа, медиаструктура, типологические признаки изданий.
Inshakova N.G., Zamotina N.N., Khoroshilova Z.N., Boyko V.N. Regional Russian newspapers: typological study. The article deals with the main characteristics that form typological face of periodicals in cities of 13 Russian regions. It gives a detailed analysis of 12 state and 15 private newspapers. As a result we have identified typology forming characteristics: owner, purposiveness, reader's audience, thematic scope. Sections, genres, periodicity, circulation were also examined. Conclusions are drawn about peculiarities of how nowadays regional media are functioning and which are their tendencies of development. There are also mentioned negative factors which influence on the forming of regional media landscape.
Keywords: media system, optimization of media landscape, regional printed media, media conсept, media structure, typological characteristics.
В отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК) за 2018 г. отмечается, что «ситуация для региональных и местных газет объективно остается сложная <...> За последние пять лет ушло с рынка свыше 12 тыс. периодических печатных изданий, значительную часть которых составили региональные и местные газеты»1. В связи с этим представляются актуальными и значимыми любые меры, обеспечивающие оптимизацию регионального медиапространства.
В рамках исследования, проводимого на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова2, получены важные для изучения и обобщения данные. Они позволяют сделать выводы не только по основной теме этого научно-исследовательского проекта, но и по ряду дополнительных аспектов функционирования региональной прессы. Речь идет прежде всего об актуальной информации о типологическом облике газет, журналисты которых приняли участие в анкетировании.
1 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад. М., 2018, с. 51 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/pechat1.html (дата обращения: 20.01.2019).
2 Исследование «Авторская и редакторская деятельность в современной журналистике в контексте оптимизации медиапространства России» проводится с участием сотрудников кафедр периодической печати и теории и методики редактирования в 2018-2019 гг.
Для реализации проекта были выбраны субъекты Федерации, представляющие различные географические и административные регионы, в том числе округа РФ: Центральный (Смоленская и Тамбовская области), Северо-Западный (Архангельская область), Северо-Кавказский (Ставропольский край), Приволжский (Пермский край, Нижегородская и Саратовская области), Уральский (Свердловская и Челябинская области), Сибирский (Алтайский край, Иркутская и Томская области), Дальневосточный (Республика Саха). В выборку вошли 13 субъектов Федерации, в которых были отобраны ведущие региональные (республиканские, краевые, областные) газеты: 12 государственных (с государственным участием) и 15 частных, издающиеся в центрах субъектов Федерации (Архангельске, Барнауле, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Тамбове, Томске, Челябинске, Якутске). Было собрано 93 анкеты: 62 из государственных и 31 из частных газет.
Исследовательская группа1 провела паспортизацию каждого медиа, руководствуясь нормативными требованиями к видовой классификации периодических изданий2. В число параметров были включены концепция, рубрикация, жанровый состав, год издания, тираж3, периодичность, учредитель и другие характеристики, ранжированные по степени значимости в соответствии с принятыми типологическими моделями4.
1 Руководители проекта: Лащук О.Р., Смирнова О.В. Авторы программы и документов исследования: Лащук О.Р., Свитич Л.Г., Смирнова О.В. Участники исследования: Шкондин М.В., Иншакова Н.Г., Колесниченко А.В., Замотина Н.Н., Вартанов С.А., |Стыкалина О.С.,| Хорошилова Ж.Н., Бойко В.Н., Штырник И.С., Чуаньжчоу Л., Молодцова П.С. В организации распространения и сбора анкет в регионах участвовали сотрудники факультетов и кафедр журналистики: Борисова Л.С., Демина И.Н., Ершов Ю.М., Зверева Е.А., Куличкина Г.В., Ливанова М.В., Лепилкина О.И., Лозовский Б.Н., Мансурова В.Д., Савинова О.Н., Сидоров О.Г., Суворов А.А, Симакова С.И., Третьякова О.В.
2 ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. Основные стандарты по издательскому делу: Сб. 2-е изд., испр. и доп. М., 2010, с. 112-144.
3 Акопов А.И. Методика и способы использования показателей тиража при анализе периодических изданий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jgreenlamp.narod.ru/tirazhy.htm (дата обращения: 20.01.2019).
4 См., например: Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова и др. М., 2007; Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985.
При анализе полученных данных использовались теоретические подходы и методические рекомендации, представленные в научных трудах и исследованиях факультета журналистики МГУ1.
Изучение концепций частных и государственных газет (информация на сайтах в разделе «О нас», редакционные статьи в печатных версиях) позволило выявить их основные типо-формирующие характеристики: читательский адрес, целевое назначение, предметную область/тематическую направленность. Вместе с тем анализ и оценку этих параметров затрудняла нечеткость программных установок ряда изданий. Они определяют себя так: «лидер региональной прессы России» (два издания), «самое тиражное региональное издание» (тоже два издания) «качественное общественно-политическое издание», «упор в концепции сделан на общественно-политический блок, в то же время газета станет ближе к читателю»2 и пр.
Объективность требует признать, что четкое маркетинговое позиционирование является проблемой не только для региональной, но и для центральной прессы. На уровне эмоциональных слоганов, за которыми не видна концепция, фиксируется миссия многих изданий, в том числе и тех, которые являются старожилами российского медиарынка и давно признаны медиабрендами3.
Анализируя типологические характеристики изданий, следует отметить, что большинство из них (78%) определяют свою аудиторию как массовую. Однако некоторые издания неоднозначно представляют свою аудиторию: «администрация, предприниматели и простые люди», «газета для тех, кто ценит оперативность, достоверность и полноту информации», «кроме руководителей предприятий, творческой и
1 См., например: Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2015; Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов. М., 2015, с. 6-11; Шкондин М.В., Замотина Н.Н. Региональная печать: структурные характеристики (на примере изданий Красноярска) // Вестн. Волж. гос. ун-та имени В.Н. Татищева, 2016, № 3, т. 1, с. 182-191.
2 Газета Якутия в новом формате! Режим доступа: http://www.poluostrov-kamchatka.ru/news/newswire/detail.php?ID=63148 (дата обращения: 21.01.2019).
3 «Комсомольская правда» определяет себя как «самая популярная газета в стране», «Российская газета» - «Важно знать главное. "Российская газета" - главнее не бывает».
технической интеллигенции, деловых людей и политиков, газета популярна у самого широкого круга населения».
На специализированном контенте для отдельных аудиторных сегментов строят свои программы газеты: «Деловой интерес» (Пермь) - для предпринимателей Прикамья, «Земля Нижегородская» (Нижний Новгород) - «защита интересов крестьянства и всех проживающих на сельских территориях». Особое место в этом перечне занимает газета «Волго-Невс-кий проспектЪ» (Нижний Новгород), которая предназначена для работников водного транспорта и их семей - жителей Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. Она представляет особую категорию периодических изданий - корпоративные и является одним из старейших в этой типологической группе (выходит с 1917 года).
Межвидовые типологические характеристики, прежде всего ориентация на принципиально разные целевые группы воздействия, присущи и некоторым другим газетам. Так, объявляя себя изданиями для широкого круга читателей, они при этом нацелены на информационное обеспечение явно не массового потребительского сегмента, например, властных структур. Эти газеты позиционируют себя и в качестве «официального органа опубликования законодательных, правовых и нормативных актов администрации» («Областная», Иркутск), «площадки для размещения официальной информации («Смоленская газета», Смоленск). Газета «Алтайская правда» (Барнаул) называет своей основной аудиторией все население Алтая, но довольно неожиданно выделяет важную для нее специализированную группу читателей - садоводов. Газета «Рабочий путь» (Смоленск) в своей целевой аудитории особо отмечает «политическую и экономическую элиту Смоленской области».
Несколько размыто в ряде случаев выглядят целевые установки региональных газет, хотя большинство из них (21 газета) могут быть отнесены к массово-политическим: изданиям, освещающим общественно-политическую тематику агитационно-пропагандистского характера и предназначенным широким кругам читателей (ГОСТ 7.60-2003).
Особенности формата в рамках этой типологической ниши имеют некоторые издания. Так, газета «Открытая» (Ставрополь) позиционирует себя как «независимая общественно-политическая» под девизом: «Мы открываем вам то, о чем
молчат другие»1. «Северный рабочий» (Архангельская область) нацелен на решение проблем горожан, на то, чтобы быть «собеседником и другом»2.
Очевидно, что целевое назначение «определяется потребностями субъектов данного регионального медиапрост-ранства»3. Однако столь же очевидно и зафиксировано в многочисленных научных исследованиях то, что издание не может беспредельно расширять ни целевые ориентиры, ни читательскую аудиторию.
Целевое назначение региональных газет реализуется через разные функции. По указанным выше причинам выявить их можно не всегда, однако просмотр редакционных материалов и выборочный анализ отдельных номеров дают достаточно достоверную картину. Так, газета «Звезда» (Пермь) сообщает, что основная ее цель - информирование населения; «Алтайская правда» делает упор на предоставлении новостей; «Рабочий путь» считает себя летописцем истории Смоленщины; «Тамбовская жизнь» (Тамбов) также подчеркивает приоритет новостного контента; «Волго-Невс-кий проспектЪ» четко обозначает свою видовую принадлежность - «информационно-публицистическая».
Таким образом, можно сказать, что в большинстве изданий превалирует информационная функция. Затем следуют аналитическая, образовательная (просветительская) и развлекательная (досуговая), что - как будет показано далее - отражено во внутренней структуре (рубрикации) каждого издания.
Рекламную функцию издания реализуют в разном объеме и с разной степенью успешности, что продиктовано объективными причинами. Как отмечается в отраслевом докладе ФАПМК, «положение региональных печатных СМИ <...> всегда более уязвимо, поскольку крупный рекламодатель в таких условиях всегда предпочитает федеральные издания с более обширным охватом аудитории и более понятными (прозрачными) показателями эффективности»4. Вместе с тем каждая из проанализированных газет имеет своих рекламодателей и свои рекламные ниши.
1 О нас. Режим доступа: https://www.opengaz.ru/stat/my-publikuem-o-chyom-molchat-drugie (дата обращения: 23.01.2019).
2 О редакции. Режим доступа: http://nworker.ru/revision (дата обращения: 23.01.2019).
3 Шкондин М.В., Замотина Н.Н. Указ. соч., с. 183.
4 Российская периодическая печать., с. 102.
Один из параметров, влияющих на тематический профиль региональных газет, - их локальность. Из 27 проанализированных изданий одно является республиканским («Якутия», Якутск), 19 - областными, шесть - краевыми, одно межрегиональным («Волго-Невский проспектЪ» отражает деятельность нескольких округов).
Периодичность - вторичный типологический признак1 -присутствует в нормативной классификации изданий (ГОСТ 7.60-2003), хотя давно признан «экономически зависимым», а значит, не влияет на типологический облик издания. Для региональных газет наиболее распространенная частота выхода - еженедельная (37% газет). Затем следуют ежедневные газеты (22% газет). Самый большой интервал выхода у обеих нижегородских газет - два раза в месяц (См.: табл. 1).
Таблица 1
Периодичность изданий_
Периодичность Количество изданий В % к общему количеству
1 раз в неделю 10 37
5 раз в неделю 6 22
3 раза в неделю 3 11
1 раз в две недели 2 7
4 раза в неделю 2 7
2 раза в неделю 1 4
Не выявлено 3 11
Таблица 2
Тираж изданий_
Тираж, тыс. экз. Количество изданий В % к общему количеству
До 3 1 4
4-5 4 15
6-8 2 7
9-12 3 11
13-20 5 19
21-30 1 4
31-40 2 7
41-50 1 4
51-80 2 7
1 Иншакова Н.Г. Типология журнальной периодики: новейшая история // Изд. дело и редактирование. Теория. Методика. Практика: Межведомств. сб. науч. тр. Вып. 5. М., 2001, с. 4-20.
161 1 4
Неизвестно 5 19
Тираж - формальный типологический признак изданий1 (См.: табл. 2) - также нельзя считать в полной мере объективным показателем типологического статуса. Известно, что нередко тиражи завышаются, а при регистрации занижаются из финансовых соображений.
Проанализированные региональные издания чаще всего выходят в количестве от 13 до 20 тыс. экземпляров (19%), чуть меньшие тиражи - 9-12 тыс. - имеют 11% изданий. Сравнительно небольшой тираж (4-5 тыс. экземпляров) - у 15%. Лидерство в этой области принадлежит газете «Алтайская правда» - 161 тыс. экземпляров, за ней следует «Областная газета» (Екатеринбург) - 84 тыс. экземпляров, что почти в два раза меньше. Третье место делят «Байкальские вести» (Иркутск) и «Якутия» - 56 и 55 тыс. экземпляров соответственно. Интересно, что Республика Саха является крупнейшей административной единицей РФ, однако тираж республиканской газеты не столь велик, как у «Областной газеты» или «Алтайской правды», хотя Свердловская область и Алтайский край (примерно равны по территории) уступают по-этому показателю. Наконец, самые низкие тиражи у газет «Волго-Невский проспектЪ» (4 тыс.) и «Деловой интерес» (5 тыс.), что можно объяснить их узкой аудиторной направленностью и тематической специализацией.
Любопытно также отметить, что среди попавших в выборку изданий одинаковое количество «советских» и «новых» газет (См.: табл. 3).
Таблица 3
Год основания изданий_
Дата основания Количество изданий В % к общему количеству
«Старые» газеты (до 1990 г.) 12 44
«Новые» газеты (после 1990 г.) 12 44
Неизвестно 3 11
1 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985, с. 39.
Все издания «почтенного возраста» - среди них газеты «Звезда» и «Рабочий путь» - стараются сохранять традиции и не теряют связь со своими корнями.
События политической, экономической, общественной жизни, определяющие информационное поле региональных массово-политических изданий, привлекают внимание многих читателей, однако редакции должны ориентироваться прежде всего на интересы тех, кому адресовано издание. Тематическая платформа каждого медиа представлена в его внутренней структуре, т.е. комплексе рубрик. Их анализ позволяет увидеть, какие информационные запросы региональной читательской аудитории обслуживает конкретное издание.
Традиционно рубрики делят на основные - тематические, и вспомогательные - дополнительные, или служебные1.
Тематические рубрики имеют первостепенное значение. Они организуют содержание издания, определяют предметную область публикаций, указывают важнейшие разделы, выполняя ориентирующую функцию. Тематические рубрики в основном повторяются: «Политика», «Экономика», «Власть», «Человек и общество», «Социум», «Здоровье», «Культура», «Спорт» и др. Однако и государственные, и частные газеты пытаются разнообразить названия рубрик с целью привлечения внимания читателей. Например, в государственных газетах есть рубрики: «Кошелек» - о новациях в сфере финансов, с советами экспертов («Якутия»), «Эко-око» - об экологии, сельском хозяйстве и природопользовании («Ставропольская правда», Ставрополь), «Экономикс» - об экономических, финансовых событиях и работе предприятий («Южноуральская панорама», Челябинск), «ПроЗрение» - о заболеваниях глаз и их профилактике («Вольская жизнь»).
Частные газеты, структурируя контент, также создают нестандартные рубрики, например, «Иносказательно» - колонка мнений представителей власти, органов управления и партийных руководителей края в жанре комментария («Деловой интерес»). В другой пермской газете «Звезда» из номера в номер на первой полосе размещаются рубрики с разными названиями: «Проблема», «Вопрос ребром», «Скандал», «Конфликт», «На повестке дня», «Особое мнение», «Какие мы, люди». Однако все они посвящены актуальным и
1 Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие для вузов. М., 2004, с. 229-234.
наиболее значимым вопросам общественной жизни. В газете «Открытая» есть рубрика «Зачетка» - об успехах людей края в различных областях общественной жизни.
Нередко рубрики политематичны и объединяют несколько тем по признакам значимости или временного рубежа (годовщина, памятная дата) какого-либо события. Дополнительные рубрики выделяются по самым разным основаниям деления: указывают на жанр публикаций, источник информации, различные характеристики аудитории, время события, время восприятия информации, формы и методы редакционной работы и др.
Широко распространены жанровые рубрики. В газете «Якутия» существуют сразу две указывающие на жанр рубрики: «Специальный репортаж» - о важных событиях регионального значения, и «Комментарий» - обсуждение главной темы номера. В газете «Тамбовский курьер» (Тамбов) в рубрике «Репортер» публикуются интервью. «Звезда» в рубрике «Колонка колумниста» предлагает размышления сотрудников редакции и приглашенных авторов на самые разные темы. Рубрика «Колонка редактора» представлена в двух газетах -«Деловой интерес», «Правда Севера» (Архангельск).
Однако жанровая принадлежность материалов не всегда закреплена соответствующими рубриками. Так, интервью и комментарии публикуются в рубриках, выделенных по другим основаниям. Например, «Люди номера» («Областная газета»), «Персона» («Смоленская газета»), «Проект» («Якутия»), «Прямая речь» («Южноуральская панорама»), «В свое время» («Правда Севера»).
Названия рубрик, выделяющих время события или восприятия информации, совпадают в ряде газет частично или полностью. Для региональных политиков отведены рубрики «Цитата дня» («Областная газета») и «Цитата недели» («Областная»). Новостная рубрика «События недели» встречается сразу в нескольких изданиях (например, «Якутия» и «Звезда»). О важных общественно-политических событиях края рассказывается в рубрике «Зеркало недели» газеты «Ставропольская правда». «Деловой интерес» в рубрике «1п-календарь» сообщает о событиях деловой жизни края на три месяца вперед.
Иногда новостные заметки собраны под общей рубрикой без ранжирования по степени значимости или «регио-
нальности». Например, в государственной газете «Алтайская правда» под рубрикой «Мозаика» публикуется информация о событиях в городе, регионе, новости медицины, спорта, культуры и т.д.
Особое место в системе рубрик занимают те, что подчеркивают региональную направленность размещаемых материалов. Эти рубрики различны: указывают на определенный тематический ракурс, нередко пересекаясь с основными тематическими разделами, называют источник информации, фиксируют жанр. Такое смысловое пересечение сильно ограничивает их ориентирующие возможности. Правомерность введения таких рубрик вызывает вопросы и потому, что все изученные издания являются региональными и ориентированы на конкретный территориальный ареал, на освещение значимых для региона тем и проблем.
Разнообразие в названиях региональных рубрик также не обнаруживается. Так, рубрика «Регион» представлена в «Областной газете» и «Областной»; рубрика «В центре внимания» - в газетах «Байкальские вести» и «Северный рабочий». В газете «Якутия» новости федерального значения, затрагивающие интересы Республики Саха, публикуются в рубрике «Федеральный уровень». В «Правде Севера» особо акцентируется региональность публикаций в рубриках «Наука и исследования» (интервью с учеными региона), «Развитие» (проекты по развитию региона), «От первого лица» (материалы от представителей власти о важных для региона событиях). Рубрика «Лента событий» в газете «Южноуральская панорама» рассказывает о новостях городского и регионального значения. Рубрика «Горожане» в газете «Архангельск» (Архангельск) содержит публикации о значимых культурных событиях города. Достаточно часто встречаются региональные рубрики с названиями «Земляки», «История» -об исторических фактах и людях, имеющих отношение к региону («Деловой интерес», «Открытая»).
На источник информации указывают рубрики, материалы в которых подготовлены на основе данных от государственных организаций, специализированных учреждений и ведомств: например, прокуратуры, судов, правоохранительных органов, таможни. «Прокуратура разъясняет» («Вольская жизнь»), «Фемида» («Алтайская правда»), «На страже закона» («Архангельск»), «Органы правопорядка» («Звезда»).
Публикации в рубрике «1пформ-портал» («Деловой интерес») отражают информацию из официальных источников.
Рубрики, выделяемые по способу взаимодействия редакции с аудиторией, обеспечивают коммуницирование газеты с населением, что позволяет любому гражданину участвовать в социальной жизни региона. Подавляющую часть читателей интересуют прежде всего события и проблемы местного масштаба. Рубрика «Вопрос "Звезды"» на первой полосе газеты «Звезда» состоит из вопросов читателей и ответов специалистов. В «Ставропольской правде» коммуникативная функция также осуществляется с помощью рубрики «Вопрос-ответ».
Нередко региональные газеты выстраивают общение с читателями, предлагая не одну-две, а систему рубрик - «гнезд». Так, газета «Открытая» публикует письма читателей в редакцию (рубрика «Из почты "Открытой"»), проводит голосование читателей по вопросам местного значения (рубрика «Опрос»). В газете «Томские новости» (Томск) представлены такие рубрики, как «Я люблю писать» (творческие публикации читателей газеты), «Обратная связь» (письма в редакцию и развернутые ответы), «Частный взгляд» (заметки читателей о событиях в Томске и области). Активная коммуникация в газете «Северный рабочий» осуществляется посредством рубрик «Вопрос-ответ», «Письма и мнения», «Эксклюзив от читателя».
«Коммуникативные» рубрики нередко содержат характеристики конечного адресата, указание на определенный вид деятельности, в том числе хобби, на профессию эксперта или консультанта и пр. Так образованы рубрики «Старшее поколение», «Дом. Сад. Огород» в «Областной газете» и «Усадьба» в «Северном рабочем»; «Автопанорама» в «Южноуральской панораме»; «Молодежь» в газете «Звезда»; «Народная почта» в газете «Областная»; «Вместе с психологом» в «Правде Севера», «Готовим вместе» в «Волго-Невском проспекте».
Креативны названия «коммуникативных» рубрик «Размыш-ляндия» (для детей) в «Алтайской правде», «По живому» (о проблемах молодого поколения) и «В профиль» (о жителях города и их достижениях) в газете «Северный рабочий».
Есть в газетах и уникальные рубрики. Они, как правило, не относятся к числу постоянных, например, рубрика «К столетию Федора Абрамова» в «Правде Севера», рубрики «"Звезде" - 100 лет» и «"Рабочему пути" - 100 лет!» в соответствующих газетах.
К уникальным можно отнести и отраслевые рубрики, которые встречаются в некоторых изданиях и играют большую роль в формировании их индивидуального тематического профиля. Например, в газете «Якутия» существует рубрика «Алмазный меридиан» - о событиях в алмазно-добывающей промышленности региона и людях, работающих в этой сфере. В газете «Правда Севера» в рубрике «Леспром» публикуется специализированная информация о деятельности предприятий лесной промышленности. Также на страницах газеты часто встречается рубрика «Отрасль» (материалы, связанные с ключевыми отраслями Архангельской области). Достаточно много таких рубрик в газете «Волго-Невский проспектЪ», что подчеркивает ее принадлежность к корпоративной прессе: «Вести из портов», «Судостроение», «Кают-компания».
Рубрики досуговой направленности (полезные советы, афиши, анонсы гороскопы, кроссворды, сканворды) представлены широко и разнообразно, однако оригинальными названиями не обладают. Например, газета «Якутия» в рубрике «Большая земля» публикует материалы об истории и географии края, рецепты традиционной кухни, различные советы. Рубрика «Традиция» («Смоленская газета») посвящена информации о традиционных мероприятиях Смоленска, рубрика «ОТеек-еп^> («Деловой интерес») - организации досуга жителей Перми. Таким образом, рубрики досуговой направленности успешно реализуют развлекательную и справочно-консультационную функции.
Региональные газеты формируют информационное пространство соответствующего территориального образования. Они выполняют важные функции, обеспечивают население актуальной информацией, содействуют решению значимых социально-экономических проблем в проекции на региональный уровень. Сохраняя общие свойства медиа, они вместе с тем обладают своими качествами, что связано со спецификой географических и общественно-экономических условий каждого региона, потребностей его населения.
Исследование региональных газет по основным типологическим параметрам показало, что большинство из них позиционируют себя как массовое издание и ориентированы на широкий круг читателей. При этом многие региональные газеты в естественном стремлении (продиктованном не только имманентными свойствами медиа, но и финансовыми причинами) увеличить число читателей постоянно расширяют свои
программы. Газеты выходят за рамки определенного типологического статуса: отдают предпочтение отдельным потребительским сегментам, но при этом стараются сохранить массовую аудиторию. Это неизбежно приводит к функциональной и тематической эклектичности. Можно даже говорить о том, что просматривается особая функциональная модель региональной массово-политической газеты: гибкое конъюнктурное перераспределение функций с целью удовлетворения меняющихся потребностей населения.
При таком подходе тем более очевиден общий недостаток тематического конструирования - избыточная широта охвата тем и проблем, пересечение тематических ракурсов, неясность и шаблонность названий.
Нечеткость внутренней структуры мешает полноценному информированию. Основная часть рубрик в газете должна быть постоянной и узнаваемой аудиторией, чтобы читатель мог легко найти интересующий его материал. Очевидно, что редакции создают слишком много рубрик, что даже в массовом издании нельзя признать правомерным. В результате материалы, похожие по содержанию и жанру, размещаются в разных местах. Рекламно-экспрессивная функция названий вступает в противоречие с информативной, организующая роль рубрики таким образом снижается.
Региональные издания стремятся работать в тренде информационного общества, в частности, все они имеют интернет-сайты. Однако качество онлайн-версий у разных изданий существенно различается. Далеко не все издания создают pdf-версии, что определяется внутренними редакционными установками и экономическими возможностями каждого. Цифрови-зация региональной прессы, ее проблемы и успехи вполне могут стать объектом самостоятельного изучения и отдельной публикации в рамках проводимого исследования.