Научная статья на тему 'Пресса: системные аспекты'

Пресса: системные аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
538
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ СМИ / СИСТЕМНОСТЬ И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ СМИ / SYSTEMACITY AND ORGANIZED OF MASS MEDIA / МЕДИАСРЕДА / СТРУКТУРА СМИ / MASS MEDIA STRUCTURE / КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / COMMUNICATIVE STRATEGIES / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / TYPOLOGICAL FACTORS / МЕДИАСИСТЕМА / MEDIA SYSTEM / ФУНКЦИИ СМИ / MASS MEDIA FUNCTIONS / MASS MEDIA INTEGRALITY / MEDIA FIELD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шкондин М.В.

В статье исследуются проблемы организации системы СМИ России в постсоветский период. Отмечается, что трансформация системы СМИ не адекватна трансформации экономической, политической и духовной сфер. На примере периодической печати характеризуются тенденции СМИ, которые слабо учитывают системные закономерности, коммуникативные стратегии медиа и негативно влияют на массовый информационный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Press: System Aspects

The article examines the problems of organization of mass media system in Russia in post-soviet period. Remarking that transformation of mass media system is not appropriate to the transformation of economical, political and spiritual spheres. In terms of periodical press characterizing mass media trends, that meanly consider system regularities, communicative media strategies and negatively influence on mass informational process.

Текст научной работы на тему «Пресса: системные аспекты»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 5

СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СМИ

М.В. ШкОНДИН, доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой периодической

печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

ПРЕССА: СИСТЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

В статье исследуются проблемы организации системы СМИ России в постсоветский период. Отмечается, что трансформация системы СМИ не адекватна трансформации экономической, политической и духовной сфер. На примере периодической печати характеризуются тенденции СМИ, которые слабо учитывают системные закономерности, коммуникативные стратегии медиа и негативно влияют на массовый информационный процесс.

Ключевые слова: целостность СМИ, системность и организованность СМИ, медиасреда, структура СМИ, коммуникативные стратегии, типологические факторы, медиасистема, функции СМИ.

The article examines the problems of organization of mass media system in Russia in post-soviet period. Remarking that transformation of mass media system is not appropriate to the transformation of economical, political and spiritual spheres. In terms of periodical press characterizing mass media trends, that meanly consider system regularities, communicative media strategies and negatively influence on mass informational process.

Key words: mass media integrality, systemacity and organized of mass media, media field, mass media structure, communicative strategies, typological factors, media system, mass media functions.

Системные исследования СМИ становятся все более заметным явлением журналистской науки. Круг авторов, исповедующих системный подход, за последнее десятилетие заметно расширился. Он не ограничивается рамками научно-исследовательской лаборатории МГУ по комплексному изучению актуальных проблем журналистики, тридцатилетие которой мы отмечаем1. Многие сотрудники факультета журналистики Московского университета и других вузов стали авторитетными исследователями в этой области — Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, В.Л. Иваницкий, Т.И. Фролова (МГУ), А.И. Акопов, Е.В. Ахмадулин (Южный федеральный университет), В.В. Бакшин (Дальневосточный университет), И.Н. Демина (Байкальский университет экономики и права), Ю.А. Головин (Московский университет культуры и искусств), И.М. Дзялошин-ский (ГУ ВШЭ), И.В. Жилавская (Томский университет), Г.Д. Зо-лина, Н.П. Кравченко (Кубанский университет), Б.Н. Лозовский

1 См. публикации Л.Л. Реснянской, Л.Г. Свитич, М.В. Шкондина, других сотрудников лаборатории, посвященные этим проблемам.

(Уральский университет), В.В. Тулупов (Воронежский университет). Некоторые из этих исследователей принимают участие в предлагаемом тематическом номере «Вестника Московского университета».

Системный подход ставит в центр внимания исследователя характер целостности изучаемого объекта. Уровень этой целостности определяется, как известно, тем, насколько компоненты изучаемой системы, ее структура успешно «работают» на единый совместный интегральный результат. Степень системности, организованности российских СМИ пока не позволяет в полной мере проявиться их целостности. Одна из главных причин — медленная перестройка всего системного «хозяйства» в соответствии с требованиями переходного периода. Медиасреда, в том числе экономическая, технологическая, сфера духовного производства и потребления духовных продуктов, сфера управления сдерживают развитие экономической и технологической базы СМИ, их редакционной и аудиторной составляющих, функционального многообразия. Сами СМИ в духе прежних времен продолжают пользоваться устаревшими стратегиями и технологиями.

Нуждается в серьезной перестройке типология средств массовой информации. Многие общероссийские газеты лишены в значительной степени возможности обеспечивать массовую коммуникацию в масштабе всей страны. В них мы не видим полной и объективной картины текущей российской действительности. Не встречаем в должной мере глубокого анализа многих актуальных проблем. Жизнь регионов, их мнения, предложения, опыт, критика с мест находят слабое отражение на страницах этих изданий. Многие функции познавательного, аксиологического, организационного характера отходят на второй план, уступая место развлекательным, рекламным, «пиаровским» текстам. Реальная аудитория общероссийских газет охватывает лишь незначительную часть потенциальной. Их периодичность невысока. Доминируют еженедельники. Иными словами, роль газетных изданий заметно ограничивается, сокращается перечень выполняемых ими функций в достижении целей единства общества, взаимодействия между центром и регионами, а также между самими регионами.

Теории журналистики совместно с практикой предстоит, используя системный подход, сформировать оптимальную модель современной общероссийской газеты. На наш взгляд, нужна программа государственной поддержки процессов типологической трансформации этих изданий как важного средства общероссийской консолидации в решении проблем демократического переустройства общества.

Общую характеристику современной системы периодической печати начнем с общероссийских газет. Общенациональные газетные издания, по данным Российской книжной палаты, имели в 1990 г. разовый тираж 110,8 млн экз. В 2008 г. тираж общероссийских газет составлял всего 31,5 млн экз. (табл. 1)2.

Таблица 1

Выпуск общероссийских газет

Год Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1990 43 110,8 27

1995 234 40,4 2,7

1996 225 45,4 2,5

1997 271 35,5 2,4

1998 245 32,9 2,2

1999 286 36,4 2,1

2000 333 39,1 2,0

2001 238 23,0 1,3

2002 380 39,2 2,1

2003 405 58,6 2,5

2004 365 32,0 1,6

2005 373 35,3 1,8

2006 354 34,4 1,7

2007 352 38,1 1,6

2008 338 31,5 1,9

Не намного лучше обстоят дела с журнальной периодикой. Большинство журналов издается в Москве. В 2008 г. разовый тираж журнальных изданий равнялся 110 млн экз. С 1990 по 1995 г. происходило резкое падение журнальных тиражей: с 240 млн в 1990 г. до 27,5 млн экз. в 1995 г. Однако в последнее десятилетие наблюдается ежегодный прирост разовых тиражей журналов, хотя реальная аудитория многих из них пока весьма далека от потенциальной (табл. 2).

2 Печать Российской Федерации в 2008 году: Стат. сб. М.: Российская книжная палата, 2009. С. 225.

Выпуск журналов и других периодических и продолжающихся изданий

(без газет)3

Год Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1990 3681 240 5,0

1995 2471 27,0 0,29

1996 2751 30,5 0,38

1997 3308 39,0 0,52

1998 3420 39,5 0,65

1999 3358 39,4 0,60

2000 3570 39,9 0,60

2001 4139 59,2 0,98

2002 4315 68,8 1,16

2003 4551 62,8 1,10

2004 4674 60,7 0,97

2005 4874 72,1 1,1

2006 5429 78,9 1,2

2007 6312 93,9 1,4

2008 6698 110 1,5

Устойчивой тенденцией является сокращение годовых тиражей общероссийских газет и журналов. Это вызвано не только уменьшением разовых тиражей изданий, но и тем, что многие из них стали реже выходить в свет. В 2008 г. суммарные тиражи общероссийских газет составляли 1,9 млрд экз. Это в 14 раз меньше, чем в 1989 г. (табл. 3).

Таблица 3

Периодичность общероссийских газет

Тип издания Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1989 2000 2008 1989 2000 2008 1989 2000 2008

Все газеты 34 333 338 114,5 39,1 31,5 28,6 2,0 1,9

Ежедневные 11 20 18 81,5 4,1 4,1 25,9 1,0 0,9

3 Там же.

Тип издания Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1989 2000 2008 1989 2000 2008 1989 2000 2008

3—4 раза в неделю 8 6 3 15,4 0,7 0,4 1,8 0,1 0,1

1—2 раза в неделю 15 100 113 17,6 13,5 17,2 0,9 0,6 0,7

1—3 раза в месяц — 183 139 — 20,0 8,6 — 0,3 0,2

Другая периодичность — 24 65 — 0,8 1,2 — 0,002 0,01

Главное — коммуникативные возможности ежедневных общероссийских газет. Они резко снизились (табл. 3). Годовые тиражи изданий сократились за это время с 25,9 до 0,9 млрд экз., разовые тиражи — с 81,5 до до 4,1 млн экз. При этом ежедневных общероссийских газет стало издаваться больше (с 11 до 18 наименований). А сама общероссийская газетная периодика выросла по числу наименований в 10 раз (с 34 до 338). Это свидетельствует о том, что увеличилось количество желающих информировать, участвовать в массовом информационном процессе и не только в рекламных коммуникациях, но и в организации поведения людей, в формировании их сознания, в образовательном и воспитательном процессах. В то же время количество информируемых заметно поубавилось. При этом информационное пространство распалось на плохо связанные между собой сегменты. Среди общероссийских газет при анализе их реальных типологических характеристик трудно найти универсальное общероссийское издание. Стратегии этих изданий не нацелены на осуществление целого ряда функций. Например, задачу информационного взаимодействия между региональной общностью и центром, между всеми региональными общностями страны они решают явно неудовлетворительно.

Таблица 4

Аудитория номера ежедневной газеты4

Наименование газеты Аудитория номера (тыс. чел.) в 2006 г. Аудитория номера (тыс. чел.) в 2007 г. Издательский дом

«Комсомольская правда» 2148,5 1925,0 «Комсомольская правда»

«Московский комсомолец» 1179,5 1215,4 «Московский комсомолец»

4 Источник: TNS Gallup Media (репрезентируются города с населением более 100 тыс. чел.).

Наименование газеты Аудитория номера (тыс. чел.) в 2006 г. Аудитория номера (тыс. чел.) в 2007 г. Издательский дом

«Российская газета» 335,3 338,0 Редакция «Российской газеты»

«Спорт — Экспресс» 568,6 550,6 «Спорт — Экспресс»

«Советский спорт» 463,2 508,8 «Комсомольская правда»

«Труд» 303,3 374,7 «Промсвязь-капитал»

«Известия» 431,5 371,4 «Газпром — Медиа»

«Коммерсантъ» 233,0 237,5 «Коммерсантъ»

Всего 5662,9 5521,4

Кардинальным образом была преобразована типологическая структура общероссийских газет по периодичности. Если в 1989 г. ежедневные газеты составляли 71,1%, еженедельники — 15,3% от общего разового тиража общероссийских изданий, то в 2000 г. этот тираж соответственно сократился до 10,5 и 12%. Больше половины тиража (20,8 млн экз.) приходилось уже на газеты с периодичностью 1—3 раза в месяц и менее. В 2008 г. указанные выше тенденции в основном сохранились. К тому же следует добавить, что значительная часть еженедельных и более редкой периодичности изданий является рекламной печатью.

В результате произошедших перемен повседневное информационное пространство, создаваемое общероссийскими газетами, заметно сократилось. При разовом тираже ежедневной общероссийской периодики 4,1 млн экз. она не может взаимодействовать со значительной частью населения.

Таблица 5

Аудитория читателей ежедневных газет (% населения старше 16 лет)5

Наименование газеты 2000 2003 2004 2005 2006 2007

«Комсомольская правда» 12 16 14 18 13 13

«Московский комсомолец» 11 11 9 8 5 5

«Российская газета» 1 2 2 2 2 2

«Спорт — Экспресс» 2 3 3 4 2 3

5 Источник: Левада-Центр.

Наименование газеты 2000 2003 2004 2005 2006 2007

«Труд» 4 4 3 4 2 1

«Известия» 3 2 2 2 2 2

«Коммерсантъ» 1 1 1 1 1 1

Региональная печать, опираясь на опыт мировой газетной периодики, могла бы компенсировать изъяны в общероссийском информационном пространстве, больше уделять внимания общероссийской и международной тематике. Однако ее возможности в этом плане весьма ограниченны. К тому же в постсоветские годы разовый тираж ежедневных областных и краевых газет сократился более чем в 12 раз — с 12,5 до 1,2 млн экз. (табл. 6). Раньше ежедневные краевые и областные газеты составляли около 80% тиража всей периодики данного типа. В 2008 г. — всего 4%.

Таблица 6

Периодичность областных и краевых газет

Типы газет по характеру периодичности Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1989 2008 1989 2008 1989 2008

Ежедневные 68 45 12,5 1,2 3,7 0,2

3—4 раза в неделю 35 49 1,2 0,6 0,2 0,1

1—2 раза в неделю 54 554 1,8 12,9 0,1 0,5

1—3 раза в месяц 0 247 0 3,2 0 0,05

Другая периодичность 0 262 0 6,5 0 0,05

Все издания 157 1157 15,5 24,4 4 0,9

У республиканских газет их мобильный отряд — ежедневные издания — не прибавили разовых и годовых тиражей и сократили численность с 39 до 19 наименований. Однако общее количество наименований республиканских газет за последние годы выросло с 84 до 466. Из 6,8 млн экз. разового тиража изданий значительная часть принадлежит еженедельникам и изданиям с более редкой периодичностью. В 2008 г. газеты с периодичностью 1—2 раза в неделю выходили в республиках тиражом 3,6 млн экз., а с периодичностью 5—6 раз — 0,3 млн экз. (табл. 7).

Периодичность республиканских газет

Газеты по характеру периодичности Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1989 2000 2008 1989 2000 2008 1989 2000 2008

5—6 раз в неделю 39 23 19 2,6 0,5 0,3 0,8 0,1 0,06

3—4 раза в неделю 20 20 31 0,6 0,4 0,3 0,1 0,05 0,06

1—2 раза в неделю 24 127 224 0,6 1,8 3,6 0,04 0,1 0,15

1—3 раза в месяц — 94 99 — 0,8 1,3 — 0,05 0,01

Другая периодичность 1 10 93 0,001 0,1 1,3 0,001 0,001 0,01

Все издания 84 274 466 3,8 3,6 6,8 0,9 0,3 0,29

В региональной газетной периодике в целом в постсоветский период востребованными оказались все традиционные типы изданий и прежде всего республиканские, краевые, областные, городские, районные и многотиражные (низовые) газеты (табл. 8). Многим из них предрекали гибель. Но возрастающие потребности коммуникаций внутри территориальных и межтерриториальных общностей преодолевают экономические и иные трудности. Конечно, пока типологические черты этих изданий в недостаточной мере преобразуются в соответствии с требованиями общественных перемен. Сильна зависимость от властных и коммерческих структур, рекламных инвестиций. Невелик покупательский спрос многих категорий читателей.

Таблица 8

Выпуск региональных газет6

Тип издания Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1989 2003 2008 1989 2003 2008 1989 2003 2008

Все газеты 4738 6922 8640 47,6 129,7 180,3 9,6 6,6 6,2

Республик, авт. обл. 84 429 471 3,9 10,1 6,7 0,9 0,6 0,3

Краев и областей 157 1207 1157 15,5 32,4 24,3 4,0 1,5 0,9

Городские 490 2318 3229 14,9 68,5 102,3 3,0 3,7 3,8

Районные 1620 1731 1931 9,5 7,9 8,9 1,5 0,6 0,6

6 Печать Российской Федерации в 2008 году.

Тип издания Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.

1989 2003 2008 1989 2003 2008 1989 2003 2008

Низовые 2371 1188 1083 3,7 10,4 10,7 0,2 0,2 0,1

Окружные 16 49 42 0,1 0,4 0,4 0,02 0,02 0,03

Межрегиональные 53 3,0 0,03

Прочие 684 23,6 0,4

Целевое назначение изданий. Этот важный типологический признак формирует многочисленные типологические группы газетной и журнальной периодики. Основа дифференциации изданий — разветвленная совокупность функций печати, т.е. коммуникативной системы, опирающейся на коммуникативные потребности как информируемых, так и информирующих, способствующей гармонизации их интересов.

На типологическую дифференциацию влияют не только разнообразные информационные, аналитические и иные журналистские, публицистические функции. В эту «обойму» входят также и коммуникативные функции политики, экономики, науки, искусства, сфер образования, воспитания, практической деятельности. На основе целей различных видов интеллектуального производства (наука, литература, искусство, публицистика, журналистика и др.) в массовых коммуникациях формируются издания и программы:

— массово-публицистические, отражающие публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналисти-ки,публицистики;

— литературные;

— художественные;

— художественно-публицистические;

— литературно-художественные;

— культурно-просветительные;

— для развлечения, игр, проведения досуга;

— учебные и методические;

— научные;

— научно-популярные;

— научно-практические;

— научно-производственные;

— производственно-практические;

— официально-документальные;

— религиозные;

2 ВМУ, журналистика, № 5

17

— рекламные;

— информационные;

— другие издания (табл. 2, 3).

Издания дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономики, в поддержке тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений. Издания могут быть сугубо пропагандистскими, агитационными, привлекая широкие слои населения в ряды сторонников тех или иных партий, движений, общественных организаций, и др. Созданы и развиваются широкие системы корпоративных СМИ.

СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике правительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды правых, левых, центристов, придерживаться различных идеологических концепций — либеральных, коммунистических, национал-патриотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены по группам: проправительственная, оппозиционная, правой печати и т.п.

Таблица 9

Выпуск журналов по целевому назначению7

Тип издания Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млн экз.

1995 2000 2008 1995 2000 2008 1995 2000 2008

Научные 361 431 2180 0,8 0,4 2,7 3,5 2,4 22,7

Информационные 120 387 235 0,5 2,5 0,2 3,5 27,9 0,9

Методические 48 114 126 1,1 1,1 0,8 9,1 9,7 14,1

Научно-практические и производственные 452 958 1702 3,3 5,9 20 34,8 61,5 248

Научно-популярные 40 93 157 1,4 3,7 2,8 15,2 38,5 23,1

Литературно-художественные 163 153 194 4,8 3,3 0,6 17,8 4,4 6,1

Издания для досуга — — 121 — — 9,6 — — 208

Духовно-просветительские — — 74 — — 0,2 — — 1,5

Рекламные — — 494 — — 9,9 — — 113

Официальные — 19 92 — 0,1 0,2 — 0,1 0,8

Справочные — 32 64 — 0,5 2,3 — 3,3 21,7

7 Печать Российской Федерации в 2008 году. М., 2009. С. 208—209.

Выпуск газет в 2008 г. по целевому назначению8

Тип газет Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млн экз.

Общественно-политические 1626 22,6 1704

Производственно-практические 1208 20,4 311

Рекламные газеты 1398 54,2 1839

Духовно-просветительные 256 1,6 20,2

Учебно-методические 56 0,4 10,8

Газеты для досуга 88 11,1 437

Официальные газеты 106 0,9 39,5

Научно-популярные 95 1,5 20,1

Иллюстрированные газеты 180 13,4 933

Литературно-художественные 24 0,1 0,6

В современных условиях многие функции СМИ актуализируются, и эта тенденция будет продолжена в будущем. Политические, деловые, производственные, экономические коммуникации, а также научные, художественные и иные в процессе общественных преобразований, становления информационного общества расширяют и активизируют функциональное поле СМИ, различные его сегменты. Для осуществления этих функций нужны новые, более совершенные структуры, и начало этому процессу уже положено.

Для реализации функций рекламы многократно увеличены площади в изданиях. В результате существенно модифицирована структура СМИ, отдельных изданий и программ.

Однако аналитические функции оказались в значительной степени невостребованными редакционными структурами. Главные причины заключены в недостаточной развитости, обогащенности потенциала научного познания современного российского общества, в недостаточной его включенности в массовый информационный процесс. Да и сами редакционные структуры по экономическим, политическим и иным причинам не всегда стремятся к тому, чтобы сплотить вокруг себя дееспособный авторский актив с целью обеспечить действительно представительное обсуждение назревших общественных проблем. В результате структура аналитических изданий в значительной мере отстает от степени актуализации аналитических функций СМИ, рожденной потребностями общественного прогресса.

Поступила в редакцию 18.09.2009

8 Там же. С. 237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.