Научная статья на тему 'Региональные аспекты управления продовольственной безопасностью'

Региональные аспекты управления продовольственной безопасностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / РЫНОК ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ ПРОДУКЦИИ / FOOD SECURITY / FOOD SOVEREIGNTY / ECONOMIC SECURITY / AGRIBUSINESS / FOOD PROGRAMS / ENVIRONMENTAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапкина Л. Н.

В обеспечении продовольственной безопасностью регионов первостепенное значение принадлежит рациональному использованию производственного потенциала региональных агропромышленных комплексов и развитию рыночных межрегиональных продовольственных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspects of the management of food safety

Food security of regions of primary importance belongs to the rational use of the productive capacity of the regional agro-industrial complexes and development of interregional food market linkages.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты управления продовольственной безопасностью»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ШАПКИНА Л.Н.,

кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский институт экономики, социологии и права,

e-mail: luba.1982@mail.ru

В обеспечении продовольственной безопасностью регионов первостепенное значение принадлежит рациональному использованию производственного потенциала региональных агропромышленных комплексов и развитию рыночных межрегиональных продовольственных связей.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственная независимость; экономическая безопасность; агропромышленный комплекс; продовольственные программы; рынок экологически чистой продукции.

Food security of regions of primary importance belongs to the rational use of the productive capacity of the regional agro-industrial complexes and development of interregional food market linkages.

Keywords: food security, food sovereignty, economic security, agribusiness, food programs, environmental market.

Коды классификатора JEL: F52, ()'18.

Решение проблемы управления продовольственной безопасности на основе оптимального использования потенциальных возможностей и рыночной системы хозяйствования определяет актуальность исследования.

Рассмотрение факторов продовольственного обеспечения населения показало, что для сглаживания его негативных последствий, снижения уровня зависимости от конъюнктуры мирового рынка целесообразно формирование научно обоснованной системы национальной продовольственной безопасности, ориентированной на государственном и региональном уровнях.

В настоящее время в экономической литературе проблемы продовольственной безопасности страны и регионов являются объектом особого внимания и широкого освещения. Вместе с тем недостаточно изучены уровень социальной и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения, аспекты конъюнктуры спроса и предложения продуктов питания, формирование продовольственных рынков, не уделяется должное внимание разработке стратегии их развития. Особому вниманию принадлежит теоретическое обоснование и практическая разработка организационно-экономических факторов, механизмов и инструментов, направленных на совершенствование управления продовольственной безопасности отрасли животноводства.

Продовольственная безопасность — один из основных аспектов устойчивого и независимого развития Российской Федерации в современных условиях. Решение проблемы продовольственной безопасности обусловлено с одной стороны, приоритетным значением самой продовольственной сферы, с другой — значительным ухудшением за годы реформ продовольственного обеспечения как в количественном, так и особенно в качественном отношениях.

По нашему мнению, продовольственная безопасность — это аграрно-производственная, социально-экономическая система, которая включает в себя отрасли, участвующих в производстве и реализации продовольствия; производителей и потребителей продовольственных товаров; экономические механизмы, регулирующие процессы производства, переработки, внешней торговли, распределения и сбыта агропродовольственной продукции. Понятие «продовольственная безопасность» в первую очередь определяется состоянием экономики, при котором гарантируется экономическая и физическая доступность продовольствия для населения страны, т.е. такой уровень продовольственного достатка, который сбалансирован в количественном и качественном аспектах, как по энергетическому потенциалу (в килокалориях), так и по соотношению питательных веществ [6].

Понятие продовольственной безопасности не ограничивается только непосредственным обеспечением питания населения, хотя эта задача является его конечной целью. Система продовольственной безопасности включает также создание стратегических запасов продовольствия; формирование оптимального для страны соотношения продовольствием за счет собственного производства и импорта; развитие продовольственной базы сельского хозяйства и сети предприятий по переработке сырья, а также торговле этим сырьем и продовольствием; расширение транспортных сетей для поставок сырья на предприятия пищевой промышленности, а продовольствия — потребителям.

© Л.Н. Шапкина, 2012

При разработке стратегии продовольственной безопасности региона необходима система критериев. К основным критериям, характеризующим продовольственную безопасность региона, можно отнести: уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень удовлетворения физиологических потребностей в компонентах и энергетическом содержании рациона населения; соответствие ограничений по содержанию в продуктах вредных для здоровья веществ; уровень производственного потенциала агропромышленного комплекса; устойчивость системы продовольственного обеспечения; степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных поставок. Однако для продовольственной безопасности региона значение имеют не сами критерии, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию отрицательных тенденций в области продовольственной безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение пороговых значений — о вступлении в зону нестабильности и подрыв продовольственной безопасности [2].

В обеспечении продовольственной безопасности России первостепенная роль отводится рациональному использованию производственного потенциала региональных агропромышленных подкомплексов. Создание новой структуры субъектов экономических отношений, в которых регионы становятся определяющими, обуславливает необходимость формирования адекватных ему систем самообеспечения региона продовольствием как основы национальной продовольственной безопасности. С учетом положения о разграничении полномочий федеральных и региональных органов управления, целесообразно рассматривать государство и входящие в него регионы как взаимосвязанные и автономно управляемые системы [4].

Экономическая реформа в агропромышленном комплексе осуществляется непосредственно в регионах страны, поэтому развитие производства, создание рыночной инфраструктуры должны происходить с учетом их специфики.

В Волгоградской области сельское хозяйство имеет важное значение, а в обеспечении продовольственной безопасности особое место отводится животноводству, которое на протяжении последних лет переживает кризис.

В связи с отсутствием инвестиционных вложений в данную отрасль большая ее часть приходится на индивидуальные и крестьянско-фермерские хозяйства.

Поголовье крупного рогатого скота Волгоградской области во всех категориях хозяйств с 1991 по 2010 гг. снизилось на 75,1%, в том числе коров — на 65%. Снижение поголовья свиней, коз и овец составило соответственно 66,4% и 78%. Производство молока во всех категориях хозяйств в 2010 г. по сравнению с 1991 г. сократилось на 47,3%, производство мяса (в убойном весе) в тот же период сократилось на 40,2% . Если основными производителями мяса и молока в 1991 г. были сельскохозяйственные организации, то за последние годы ситуация резко изменилась. В аграрном секторе области хозяйствам населения принадлежит важная роль в формировании продовольственного потенциала. Подворья сельских жителей, несмотря на неблагоприятную среду хозяйствования, заметно окрепли [2].

Все это резко повлияло на уровень потребления населением важнейших продуктов питания отрасли животноводства. Развитие мясного подкомплекса в экономике региона является объективной необходимостью. Важным условием повышения эффективности деятельности мясного подкомплекса на уровне региона является оптимальное сочетание мощностей перерабатывающих предприятий с объемом производства и поставок на переработку мяса, а также производства мясной продукции в соответствии с платежеспособным спросом населения.

В настоящее время инфраструктура рынка мясопродуктов Волгоградской области включает в себя сеть производителей мяса. В регионе насчитывается около 150 предприятий мясной промышленности, крупнейшие из которых образуют объединения такие, как «Мясной союз Волгоградской области» и «Гильдию нижневолжских мясопромышленников».

Состояние рынка мяса и мясной продукции характеризует соответствие соотношение спроса и предложения. Для эффективной работы аграрного рынка нами определена емкость рынка продовольствия по данному виду производимой в регионе продукции. Как показали исследования и соответствующие расчеты по емкости рынка мясной продукции, за период с 1995 по 2010 гг. произошло снижение емкости рынка. В 1995 г. емкость областного рынка мяса и мясопродуктов составила 156,8 тыс. т, а товарное обеспечение 157,3 тыс.т. Таким образом, коэффициент насыщенности за счет собственных ресурсов равнялся 1,01. В 2010 г. емкость рынка мяса снизилась незначительно за счет ввоза в регион мясной продукции, а так как товарное обеспечение за счет собственных ресурсов сократилось на 44 тыс. т, то коэффициент насыщенности за счет собственных ресурсов значительно сократился и составил 0,77. Это свидетельствует о том, что в последние годы Волгоградская область является регионом, который не обеспечивает полностью население по данному сегменту продовольственного рынка [2].

Если в 1990 г. производства мяса составляло 96 кг на душу населения (или 119% от нормы), то за последние 20 лет регион оказался не в состоянии удовлетворить основные потребности. Так в 2010 г. производство мяса на душу населения составило 42 кг (или 52% от нормы) [2].

Увеличение цен создало видимость сбалансированности рынка, в действительности же произошло его сужение, усилился дефицит, возникла ситуация мнимого перепроизводства. Падение реальных доходов населения в результате более чем десятилетнего периода реформирования привело к резкому снижению потребительского спроса мяса с 82 кг в 1990 г., до 55 кг в 2010 г. (или на 33%), чем создало искусственную защиту продовольственной безопасности [2].

Расчеты показали, что в Волгоградской области на личное потребление используется значительно больше мяса и мясопродуктов, чем производится в регионе. При этом население области потребляет мясопродуктов больше минимальной потребительской корзины на 48%, но из-за низкого платежеспособного спроса всего лишь 68% от необходимой медицинской нормы.

По нашему мнению, реализация стратегического управления продовольственной безопасностью региона основана на развитии продовольственного рынка. В настоящее время необходима новая система распределения сельскохо-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

130

Л.Н. ШАПКИНА

зяйственной продукции, обеспечивающая переход от стихийных рынков к оптовым продовольственным рынкам. Цель создания системы оптовых продовольственных рынков — стимулирование производства и переработки продукции АПК регионов на основе эффективного рыночного механизма взаимной заинтересованности субъектов всех сфер комплекса и потребителей путем установления устойчивых связей, регулирования соответствия производства и сбыта текущему и потенциальному платежеспособному спросу.

Роль государства в регулировании продовольственного комплекса, границы государственного вмешательства в развитие продовольственных рынков, приоритетные направления агропродовольственной политики государства — ключевые вопросы формирования стратегии устойчивого развития экономики и общества.

В целом государственное регулирование агропромышленного комплекса направлено на поддержание доходов товаропроизводителей на уровне, необходимом для ведения расширенного производства. Одновременно государству необходимо решать социальную задачу поддержки жизненного уровня малообеспеченных слоев населения.

Необходимой частью продовольственной безопасности является ее экологическая составляющая. В последние два десятилетия мировой рынок экологически чистых продуктов питания бурно развивается и становится популярной альтернативой потреблению вредных и экологически небезопасных продуктов.

Идея экологически чистых продуктов родилась в США в 1960-х гг. Изначально это была своего рода антикультура, протест против загрязнения планеты, злоупотребления природой. Продавцов и покупателей не понимали, считали помешанными на своем здоровье. Ассортимент данной продукции был небольшим, цены очень высокими, купить их можно было в редких специализированных магазинах. Но постепенно все больше людей начинали чувствовать, что обычные продукты не только не приносят пользу, но и могут навредить. Огромное количество консервантов и химии, содержавшихся в большинстве продуктов, приводило к болезням, снижению иммунитета. Так «зеленая волна» докатилась до потребительских масс. Люди обратили свои взоры на экологически чистые продукты и начали заходить в «органические» магазины. Крупные супермаркеты и компании, ранее отвергавшие органику, увидели в ней огромный потенциал и прибыль. Мелкие фермерские хозяйства, занимавшиеся выращиванием данной продукции, стали расширяться и превращаться в крупные компании. И только в этот момент, когда крупный бизнес и государство почувствовали перспективы данного рынка, был поднят вопрос о его стандартизации [4].

Рассматривая российский рынок экологически чистой продукции, целесообразно изначально разделить его на внутренний и внешний. На первоначальном этапе развития внутреннего рынка в России (его зарождении) совершенно отчетливо проявляется его импортный характер и доминирование зарубежных игроков, которые предлагают экологической продукции премиум-класса по высоким ценам. Немногочисленные российские производители данной продукции, наоборот, занимаются в основном экспортом продукции за рубеж. Корни сложившейся ситуации необходимо искать в истории зарождения экологически чистого производства в России.

Современная история экологического земледелия в России началась в 1989 г., когда была запущена всесоюзная программа «Альтернативное сельское хозяйство». За два года программа принесла международную сертификацию ряду хозяйств, но закончилась полным крахом, так как рынок не был готов к такой продукции. В 1994 г. был открыт экспорт экологически чистой сертифицированной гречихи в Европу, а с 1995 г. функционирует завод по переработке органики в Калужской области. Сейчас можно твердо сказать, что в России уже есть сельхозпроизводители, заинтересованные в экологическом способе ведения хозяйства. Ряд хозяйств в Тульской, Орловской, Новгородской, Омской, Псковской, Курской, Владимирской, Оренбургской, Ярославской, Московской областях, Ставропольском крае уже перешли на этот вид производства. Производится в основном гречневая крупа, которая идет на экспорт в Европу и США. Северные российские предприниматели экспортируют вагоны дикорастущих ягод. С запада России и Украины поставляются в Венгрию экологически чистые фрукты, в основном яблоки для завода детского питания Hipp. Также поставляются в европейские супермаркеты наши красная икра, форель. Но экспортировать данную продукцию за рубеж можно только после прохождения международной сертификации. Оптимистичным является опыт Калининградской области, где принят закон об основах экологической политики. Создан фонд на сумму около 4 млн долл. для финансирования развития экоагропроизводства. Налажена также ежегодная поставка импортной сельхозтехники, заключен ряд соглашений с землями Германии, в рамках которых проводятся различные образовательные программы для будущих производителей экологической сельхозпродукции, запущен пилотный проект с бюджетом 500 тыс. евро по внедрению на практике норм и правил экологического сельского хозяйства.

Способность России выдержать соответствие международным стандартам и быть конкурентоспособной на мировом рынке экопродукции достаточно высока. Это объяснимо следующими причинами:

1. Отдельные российские культуры слабо культивируются на Западе или не выращиваются вовсе, а некоторые отечественные — к примеру, дикорастущие ягоды, грибы, кедровые орехи, лекарственные растения — просто не имеют мировых аналогов. По оценкам экспертов, развитие российской индустрии экологически чистого сельского хозяйства перспективно в таких направлениях, как экологическое растениеводство, семеноводство, производство технических культур и рынок дикоросов.

2. Более жесткие, чем на Западе, государственные стандарты для обычных российских продуктов. Количество минеральных и органических удобрений, используемых в нашей стране, в десятки раз меньше, чем во многих развитых странах, к примеру в 11 раз меньше, чем в США, в 23 раза меньше, чем в Китае. Кроме того, в России используется на полях гораздо меньше средств химической защиты от различных вредителей и болезней. В данном случае этот факт приобретает положительное значение: в отечественных продуктах питания гораздо меньше химии, нежели в импортных, что делает их более желанными как на внутреннем российском рынке, так и на международном.

3. Огромные запасы земель в России: внедрение экологических систем нужно осуществлять на значительных площадях, согласуя с большим количеством мелких собственников. Устойчивость экосистем как раз и определяется разноо-

бразием биологических видов и площадью территории. Чем больше территория, чем разнообразнее флора и фауна, тем устойчивее система к вредным воздействиям антропогенного и техногенного фактора [1].

На основе анализа развития российского рынка, а также опыта других стран нами выделены этапы и составлен прогноз развития рынка экологически чистых продуктов.

Релевантность прогноза развития рынка экологически чистых продуктов заложена с учетом осуществления следующих макроэкономических и политических трендов:

1. Рост уровня доходов населения.

2. Проведение активной государственной политики, направленной на экологизацию производства, его стандартизацию (введение сертификации), а также оздоровление жизни населения.

Таким образом, одним из возможных путей решения проблемы продовольственной безопасности, особенно в отрасли животноводства, является увеличение производства экологически чистой продукции. Регулирование государством продовольственной безопасности состоит в том, чтобы сделать данную продукцию доступной для населения с учетом цены, с одной стороны, а товаропроизводителям обеспечить безубыточность производства — с другой.

ЛИТЕРАТУРА

1. АтамановГ.А.,РогачевА.Ф. О необходимости новых подходов к исследованию феномена экономической безопасности // Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. СПб., 2009. С. 322-327.

2. Волгоградская область в сравнении с регионами России (по данным Федеральной службы государственной статистики). Волгоград, 2010. С. 20-22.

3. Левинсон С.Б. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса — основа продовольственной безопасности региона // Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона (материалы научно-практической конференции). Волгоград, 2001. С. 128-132.

4. Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Волгоградской области (статистическое обозрение). Волгоград, 2010. С. 64.

5. Румянцева Е.Е. Пути достижения продовольственной безопасности союзного государства и СНГ. М.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001.

6. Сёмин А.Н. Продовольственная безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 5. С. 8-13.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.