Научная статья на тему 'Региональные аспекты становления и развития органов казначейства Курского края'

Региональные аспекты становления и развития органов казначейства Курского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ КАЗНАЧЕЙСТВА / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епифанова В. И., Подосинников Е. Ю.

В статье рассматривается история становления и развития органов казначейства, неразрывно связанная с эволюцией Российского государства, а также с административно-территориальным устройством страны. Становление территориальных органов в субъектах Российской Федерации имеет свои особенности в каждом регионе. В статье подвергнуты анализу официальные письма федеральных органов власти и органов власти Курской области, предоставленные для изучения Государственным архивом Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Епифанова В. И., Подосинников Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты становления и развития органов казначейства Курского края»

УДК 94(470)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ КАЗНАЧЕЙСТВА КУРСКОГО КРАЯ

© 2017 В. И. Епифанова1, Е. Ю. Подосинников2

1канд. экон. наук., руководитель Управления Федерального казначейства

по Курской области e-mail: epifanova_vi@mail.ru

2канд. полит. наук, заместитель начальника отдела функционирования контрактной системы Управления Федерального казначейства по Курской области

e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

В статье рассматривается история становления и развития органов казначейства, неразрывно связанная с эволюцией Российского государства, а также с административно-территориальным устройством страны. Становление территориальных органов в субъектах Российской Федерации имеет свои особенности в каждом регионе. В статье подвергнуты анализу официальные письма федеральных органов власти и органов власти Курской области, предоставленные для изучения Государственным архивом Курской области.

Ключевые слова: финансовый контроль, органы казначейства, Федеральное казначейство Министерства финансов РФ, территориальные органы федерального казначейства, Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по Курской области.

Восьмого декабря 2017 года органам казначейства России исполняется 25 лет. История становления и развития органов казначейства неразрывно связана с эволюцией Российского государства, а также с административно-территориальным устройством страны [3; 4].

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 г.№ 300) [7].

Организационная структура представлена следующими уровнями: Центральный аппарат (первый уровень), Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (второй уровень) - территориальный орган, располагается в Москве; Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федераций (второй уровень) - территориальные органы, располагаются в административных центрах субъектов Российской Федерации. Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию - Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» [5].

Исторический и научно-исследовательский интерес представляет изучение особенностей становления и развития территориальных органов Федерального казначейства, вклад органов власти субъектов федерации в развитие казначейской системы и экономики страны.

Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 г. «О федеральном казначействе» [9] происходит возрождение казначейской системы, что было продиктовано жизненной необходимостью. Формирование механизмов современной экономики происходило с разрушением централизованной государственной банковской системы и появлением большого количества коммерческих банков. Утрата элементов контроля государства за поступлением и расходованием бюджетных средств на всех уровнях бюджета, а также отсутствие детального учета привели к ослаблению бюджетной дисциплины. Кроме того, данная организация исполнения бюджетов всех уровней не позволяет управлять финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования. В этих условиях появляется потребность в создании новой системы исполнения бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.1993 г. № 864 «О федеральном казначействе Российской Федерации» утверждено Положение о Федеральном казначействе, регламентирующее общие положения, задачи и функции, права и обязанности органов казначейства. Данный документ утратил силу с 01.01.2005 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе», которым утверждено новое Положение [9]. Пункт 4 Положения сообщает, о том, что Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Становление территориальных органов в субъектах Российской Федерации имеет свои особенности в каждом регионе. Для изучения этих особенностей необходимо обратиться к официальным письмам федеральных и региональных органов власти, являющихся важным источником первичных данных. Обратимся к официальным письмам федеральных и органов власти Курской области, предоставленным для изучения Государственным архивом Курской области [6].

В своем письме от 05.01.1993 г. № 18/04-2 начальнику финансового управления Администрации Курской области министр финансов Российской Федерации Василий Васильевич Барчук просит Эдуарда Акимовича Мосолова принять участие в решении вопроса о выделении здания для размещения территориального органа федерального казначейства и в подборе кандидатуры для замещения должности руководителя территориального органа федерального казначейства.

Рис. 1. Эдуард Акимович Мосолов, в 1993 г. начальник финансового управления администрации Курской области

Далее, заместитель министра финансов Российской Федерации Александр Васильевич Смирнов обращается к главе администрации Курской области Василию Ивановичу Шутееву (письмо от 27.09.1993 г. № 3-9-01/554) с просьбой о поддержке работы по созданию территориального органа федерального казначейства, а также о необходимости ускорения проведения мероприятий в целях повышения оперативности управления и усиления контроля за исполнением федерального бюджета, включая решение вопросов распределения регулирующих доходных источников между бюджетами различных уровней, и просит сообщить о принятых мерах.

Глава администрации Курской области Василий Иванович Шутеев в письме от 12.11.1993 № 2-1-1 (на № 3-9-01/554 от 27.09.1993) заместителю министра финансов Российской Федерации Смирнову Александру Васильевичу сообщил следующее:

- на должность руководителя областной службы казначейства представлена на утверждение кандидатура Лунева Николая Петровича, 1939 года рождения, более 28 лет работающего в финансовой системе, из них 8 лет в должности заместителя начальника финансового управления администрации области - начальника бюджетного отдела;

- совместно с Государственной налоговой инспекцией было начато строительство административного здания с учетом удовлетворения требований по размещению органов казначейства.

>

Рис. 2. Василий Иванович Шутеев, в 1993 г. глава администрации Курской области

Российской Федерации

Заслуживает внимания письмо финансового управления администрации Курской области от 11.10.1993 г. № 01-08 главе администрации Курской области, где финансовое управление сообщает о необходимости скорейшего назначения руководителя областной службы федерального казначейства: «.. в соседних областях назначены руководители областного федерального казначейства, определены помещения, формируется штат работников, идет комплектование компьютерной и другой оргтехникой. В Курской области пока эта работа не проводится в связи с тем, что не назначен руководитель областной службы федерального казначейства» [9].

Вскоре, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.01.1994 г. № 2 л/с Лунев Николай Петрович был назначен начальником Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Курской

области, при этом освобожден от обязанностей заместителя начальника финансового управления администрации области - начальника бюджетного отдела.

Кроме того, в письме от 22.01.1994 г. № 2-1-3 главам администраций районов и городов Василий Иванович Шутеев просил принять меры по выделению зданий для размещения районного (городского) органа Федерального казначейства с предполагаемой численностью аппарата 10-15 человек и подбору кандидатуры для должности руководителя территориального органа Федерального казначейства [9].

Рис. 3. Лунев Николай Петрович - в 1994 г. руководитель Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Курской области

Структура Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Курской области по состоянию на 1994 г., утвержденная Луневым Николаем Петровичем и согласованная с Александром Васильевичем Смирновым, заместителем министра финансов РФ, представлена схемой на рисунке 4.

Рис. 4. Структура Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Курской области, 1994 г.

В настоящее время Управление Федерального казначейства по Курской области является не только территориальным органом Федерального казначейства, выполняющим его полномочия в регионе, но и важным звеном финансовой системы Курской области.

Условно период становления органов казначейства можно представить тремя этапами.

I этап (1992-1997 гг.) - организационный. Он связан с созданием элементарного порядка в учете и распоряжении средствами федерального бюджета. Централизованная система органов Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации и их отделениях в городах и районах обеспечила эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повысила оперативность в финансировании государственных программ, усилила контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

II этап (1998-2007 гг.) ознаменован созданием серьезной нормативно-правовой базы по всем направлениям деятельности Казначейства. Приняты основные инструкции и регламенты по учету регулирующих доходов, по нормативам их распределения, по учету расходов, по бухгалтерскому учету, по ведению лицевых счетов. С 2004 г. органы казначейства осуществляют кассовое обслуживание всех бюджетов бюджетной системы, обеспечив не только каждому субъекту Российской Федерации, но и муниципалитетам доступность банковских услуг и создание единого счета бюджета.

III этап (2008-2017 гг.) - превращение органов казначейства в единую информационно ориентированную организацию, применяющую современные инструменты и оказывающую широкий спектр услуг клиентам.

На территории области функционирует Управление и 28 отделов Управления в муниципальных районах, представленные на схеме (рис. 5).

Епифанова Валентина Ивановна

Вересова Любовь

Ивановна зам. руководителя

Отдел расходов

|-

Административный отдел

Отдел государственных закупок (контрактная служба)

Отдел финансового обеспечения

Отдел № 8 (Касторенский р-н)

Отдел № 13 (Льговский р-н)

Бондаренко Светлана Юрьевна помощник руководителя

Тимохии Виталий

Петрович зам. руководителя

Юридический отдел

Отдел внутреннего контроля и аудита

Отдел ведения федеральных реестров

Отдел режима секретности и безопасности информации

Отдел мобилизационной подготовки и гражданской обороны

Отдел бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов

Отдел доходов

Отдел кадров

Отдел № 3 (Глушковскнй р-н)

Отдел № 4 (Горшеченскпй р-н)

Отдел № 17 (Октябрьский р-н)

Отдел № 18 (Поныровскнй р-н)

Отдел Л"» 19 (Пристенский р-н)

Отдел Лв 22 (Солндевский р-н)

Отдел № 24 (Тнмский р-н) Отдел Л* 28 (Щигровский р-н)

Отдел .V« 5 (Дмитриевский р-н)

Отдел Л* 6 (Жедезногорский р-н)

Отдел № 9 (Конышевскнй р-н)

Отдел № 12 (Курчатовский р-н)

Отдел № 16 (Обоянский р-н)

Отдел Лв 25 (Фатежскнй р-н)

Отдел № 26 (Хомутовский р-н)

Отдел № 27 (Черемиснновскпй р-н)

Чурплова Ирина Владимировна зам. руководителя

Отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов

Отдел информационных систем

Отдел технологического обеспечения

Операционный отдел

Отдел № 1 (Беловскнй р-н)

Отдел № 2 (Большесолдатский р-н)

Отдел № 7 (Золотух инский р-н)

Отдел № 10 (Кореиевский р-н)

Контрольно-ревизионный отдел в финансово-бюджетной сфере

Отдел № 14 (Маитуровскнй р-н) Отдел № 15 (Медвенский р-н) Отдел № 20 (Рыльский р-н) Отдел № 21 (Советский р-н) Отдел Лв 23 (Суджа некий р-н) Отдел Лв 29 (г. Курск)

Рис. 5. Структура Управления Федерального казначейства по Курской области (согласно приказу Управления от 05.08.2016 № 207) [1; 2]

Штатная численность работников органов Федерального казначейства Курской области - 596 единиц, структура Управления представлена на схеме (рис. 5). Удельный вес госслужащих, имеющих высшее образование, составляет 97,5 % [8].

Управление сотрудничает с пятью высшими учебными заведениями Курской области и одним колледжем, с которыми заключены договоры о взаимодействии сроком на 5 лет. Практику в 2017 г. прошли 42 студента учебных заведений.

Рис. 6. Административное здание УФК по Курской области, расположенное по адресу: 305000, РФ, Курская область, Курск, ул. Володарского, д. 22 [8].

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)», от 01.02.2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» [9] Управлением за 2017 г., 65 госслужащим присвоены классные чины государственной гражданской службы РФ, в том числе 7 госслужащим - путем проведения квалификационного экзамена.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 01.02.2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» [9] в 2017 году проведена аттестация 142 служащих на соответствие замещаемым должностям государственной гражданской службы Российской Федерации.

В целях должностного роста госслужащих в 2017 году проведены конкурсы на замещение 56 вакантных должностей государственной гражданской службы

Российской Федерации. По результатам конкурса и на основании решения Конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении 55 победителей назначены на должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

На отчетную дату за безупречную и эффективную службу, качественное выполнение планов и заданий, за многолетний и добросовестный труд приказами Управления трем сотрудникам была объявлена благодарность Управления Федерального казначейства по Курской области.

В здании Управления работает музей казначейства. Главные задачи музея -сохранение традиций и истории деятельности этой структуры, культурно-просветительская деятельность, патриотическое воспитание молодых кадров государственной службы, а также развитие социальной активности и творческой инициативы сотрудников Управления Федерального казначейства по Курской области.

В музее постоянно действуют несколько экспозиций. Первая посвящена истории создания казначейства на территории нашей области. В других экспозициях музея представлены в хронологическом порядке архивные копии и оригиналы документов, денежные знаки, современные документы, грамоты, фотографии, иные предметы, отражающие деятельность казначейства. Попасть в музей можно только предварительно оформив пропуск.

Получить справки о работе музея Управления Федерального казначейства по Курской области, а также заказать бесплатные экскурсии можно по телефонам в г.Курске: +7(4712) 36-39-40 - Тимохин Виталий Петрович, заместитель руководителя Управления; +7 (4712) 36-39-53 - Подосинников Евгений Юрьевич, заместитель начальника отдела функционирования контрактной системы; +7 (4712) 36-39-20 - факс; электронная почта Управления: ufk44@roskazna.ru.

Таким образом, в России за короткий промежуток времени произошло возрождение органов казначейства в системе органов исполнительной власти. Появляется одна из самых эффективных моделей казначейства в мире, которая не просто функционирует, но постоянно совершенствуется и становится более гибкой. На примере развития, становления и эволюции территориальных органов казначейства Курской области можно увидеть комплекс отношений между уровнями власти, а также влияние личностей в истории органов казначейства региона.

Возрождение казначейской службы на территории Курской области состоялось 04.01.1994 г., когда на должность начальника Управления федерального казначейства по Курской области был назначен Лунев Николай Петрович. Непростые задачи стояли перед первым начальником Управления: правильный и грамотный подбор и расстановка кадров, решение вопроса о выделении управлению здания, обеспечение средствами связи, техникой, мебелью, организация и создание районных, городских отделений Федерального казначейства и многое другое.

С этого дня начинается построение на территории Курской области системы, способной в самое короткое время не только приступить к выполнению задач, стоящих перед федеральным казначейством, но и стать одним из средств финансовой стабильности Российского государства.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Стратегическая карта Казначейства России на 2014-2018 годы // СПС КонсультантПлюс.

2. Материалы расширенного заседания Коллегии Федерального казначейства «Итоги деятельности за 2016 год и основные направления развития Федерального

казначейства на 2017 год и среднесрочную перспективу»

3. Борщик Н.Д., Волобуев С.Н., Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. Эволюция систем управления городами Курского края в условиях постсоветской социально-экономической трансформации // Экономические науки. 2015. № 6(127). С. 42-49.

4. Борщик Н.Д., Подосинников Е.Ю., Пясецкая Е.Н. История становления и развития казначейской системы на территории Курской области // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/041-009.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

5. Епифанова В.И. Учет и контроль бюджетных обязательств в системе управления расходами бюджета // Финансы. 2015. № 9. С. 15-17.

6. Епифанова В.И. Деятельность Управления федерального казначейства по Курской области как фактор развития региона // Политика, экономика и инновации. 2017. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-upravleniya-federalnogo-kaznacheystva-po-kurskoy-oblasti-kak-faktor-razvitiya-regiona (дата обращения: 20.10.2017).

7. Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс] URL: http://roskazna.ru (дата обращения: 02.10.2017).

8. Официальный сайт УФК по Курской области [Электронный ресурс] URL: http://kursk.roskazna.ru (дата обращения: 03.10.2017).

9. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.