Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ / STATE PROPERTY / REGION / MANAGEMENT / EFFICIENCY / TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталова Ольга Ивановна, Мухорьянова Оксана Анатольевна, Воробьева Елена Алексеевна, Величенко Елена Анатольевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования управления государственной собственностью, основные проблемы и риски использования инструментов государственного регулирования управления государственной собственностью. Проанализированы основные формы и методы управления государственной собственностью. Определены основные цели управления объектами государственной собственности: формирование системы взаимосвязи объектов государственной собственности с иными формами собственности в части использования механизмов управления; использование проектного подхода к управлению государственной собственностью; обеспечение эффективного воздействия государственной собственности на объекты иных форм собственности; формирование устойчивых предпосылок для активизации регионального производства и развития экономики. В статье изучены особенности управления государственной собственностью в Ставропольском крае, идентифицированы направления совершенствования инструментов государственного регулирования управления государственной собственностью в регионе, разработаны предложения по повышению эффективности использования инструментов государственного регулирования управления государственной собственностью в Ставропольском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаталова Ольга Ивановна, Мухорьянова Оксана Анатольевна, Воробьева Елена Алексеевна, Величенко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF IMPROVING THE PROCESS OF STATE PROPERTY MANAGEMENT

The article considers the theoretical aspects of state regulation of state property management, the main problems and risks of using instruments of state regulation of state property management. The main forms and methods of managing state property are analyzed. The main goals of managing state property are defined: the formation of a system of interconnection of state property with other forms of ownership regarding the use of management mechanisms; use of the project approach to state property management; ensuring the effective impact of state ownership on objects of other forms of ownership; the formation of sustainable prerequisites for the activation of regional production and economic development. The article studies the features of state property management in the Stavropol Territory, identifies areas for improving the tools of state regulation of state property management in the region and develops proposals to improve the efficiency of using state regulation tools for managing state property in the Stavropol Territory.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ»

УДК 332.14:351.711 ББК 65.049 Р 32

О.И. Шаталова,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: +7 (903) 416-82-97, e-mail: shatalovaolga77@yandex.ru

О.А. Мухорьянова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: +7 (962) 403-35-69, e-mail: belchenko@inbox.ru

Е.А. Воробьева,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: +7 (928) 632-43-65, e-mail: lencija.ru@mail.ru

Е.А. Величенко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Ставрополь. Тел.: + 7 (962) 402-33-05, e-mail: sotnik15@mail.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СОБСТВЕННОСТЬЮ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного регулирования управления государственной собственностью, основные проблемы и риски использования инструментов государственного регулирования управления государственной собственностью. Проанализированы основные формы и методы управления государственной собственностью. Определены основные цели управления объектами государственной собственности: формирование системы взаимосвязи объектов государственной собственности с иными формами собственности в части использования механизмов управления; использование проектного подхода к управлению государственной собственностью; обеспечение эффективного воздействия государственной собственности на объекты иных форм собственности; формирование устойчивых предпосылок для активизации регионального производства и развития экономики.

В статье изучены особенности управления государственной собственностью в Ставропольском крае, идентифицированы направления совершенствования инструментов государственного регулирования управления государственной соб-

ственностью в регионе, разработаны предложения по повышению эффективности использования инструментов государственного регулирования управления государственной собственностью в Ставропольском крае.

Ключевые слова: государственная собственность, регион, управление, эффективность, инструменты.

O.I. Shatalova,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of State, Municipal Administration and Management, Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: +7 (903) 416-82-97, e-mail: shatalovaolga77@yandex.ru

O.A. Mukhoryanova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Management, Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: +7 (962) 403-35-69, e-mail: belchenko@inbox.ru

E.A. Vorobyovа,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Management, Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: + 7 (928) 632-43-65, e-mail: lencija.ru@mail.ru

E.A. Velichenko,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Management, Stavropol Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Stavropol. Ph.: +7 (962) 402-33-05, e-mail: sotnik15@ mail.ru

REGIONAL ASPECTS OF IMPROVING THE PROCESS OF STATE PROPERTY MANAGEMENT

Abstract. The article considers the theoretical aspects of state regulation of state property management, the main problems and risks of using instruments of state regulation of state property management. The main forms and methods of managing state property are analyzed. The main goals of managing state property are defined: the formation of a system of interconnection of state property with other forms of ownership regarding the use of management mechanisms; use of the project approach to state property management; ensuring the effective impact of state ownership on objects of other forms of ownership; the formation of sustainable prerequisites for the activation of regional production and economic development.

The article studies the features of state property management in the Stavropol Territory, identifies areas for improving the tools of state regulation of state property management in the region and develops proposals to improve the efficiency of using state regulation tools for managing state property in the Stavropol Territory. Keywords: state property, region, management, efficiency, tools.

Одна из основных функций государства - обеспечение удовлетворения общественных потребностей, в частности потребностей в сфере

бесплатного всеобщего образования, здравоохранения, фундаментальной науки, радио и телевещания, а также иных направлений социальной

сферы. Основная часть объектов, производящих общественные блага, относится к государственной собственности, не является объектом интересов частных фирм и финансируется за счет бюджетов разных уровней.

Под государственной собственностью понимается все материальное и нематериальное имущество, которое находится в распоряжении государства. Эффективность современных экономических реформ, реализуемых в нашей стране, напрямую связана с результативностью управления собственностью, как на уровне федерации, так и на уровне ее субъектов. На сегодняшний момент управленцы на уровне государства делают акцент именно на эффективном управлении государственной собственностью, а не просто на процессе ее приватизации, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.

В качестве основных целей управления объектами государственной собственности должны выступить следующие цели:

- формирование системы взаимосвязи объектов государственной собственности с иными формами собственности в части использования механизмов управления;

- использование проектного подхода к управлению государственной собственностью;

- решение проблем общегосударственного характера при помощи эффективного воздействия государственной собственности на объекты иных форм собственности;

- формирование устойчивых предпосылок для активизации регионального производства и развития экономики, для качественного выполнения социальных программ.

Субъекты Федерации могут выступать собственниками любых видов имущества, кроме тех, которые находятся в непосредственной собственности страны. Рассмотрим инструменты регулирования управления государственной собственностью

на примере конкретного региона -Ставропольского края.

В соответствии с Законом Ставропольского края «Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края» от 14 апреля 2014 года № 25-кз, к государственной собственности относится все имущество, находящееся в распоряжении края на условиях хозяйственного учета или оперативного управления [1].

Управление государственной собственностью в Ставропольском крае осуществляет Министерство имущественных отношений Ставропольского края, которое является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.

Основными задачами министерства являются:

1) эффективное управление и распоряжение имеющимся в распоряжении региона имуществом;

2) соблюдение и охрана имущественных интересов региона;

3) реализация функции приватизации государственного имущества, расположенного на территории региона, в рамках действующего законодательства;

4) обеспечение полноценного и всестороннего учета государственного имущества, находящегося на территории края;

5) формирование категориального учета государственной собственности;

6) обеспечение финансовой эффективности деятельности министерства в рамках исполнения своих полномочий.

Министерство имущественных отношений Ставропольского края осуществляет следующие государственные услуги:

- сдача в аренду или бессрочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Ставропольского края, в том числе без проведения торгов;

- предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Ставропольского края и предназначенных для сдачи в аренду;

- формирование регистрационных выписок из реестра государственного имущества в регионе на основании запросов физических и юридических лиц;

- услуги МФЦ [2].

В настоящий момент в крае реализуется государственная программа «Управление имуществом» на период 2016-2021 годы с общим объемом финансирования 430771,3 тыс. рублей, которые сформированы из средств бюджета Ставропольского края [3].

В качестве ожидаемого конечного результата реализации программы должно выступать стопроцентное поступление дохода от использования имущественных объектов государственной собственности Ставропольского края.

В течение 2018 года в крае были проведены следующие мероприятия:

- проведена оценка рыночной стоимости 6 объектов недвижимости, находящихся в казне Ставропольского края, для последующего заключения договора купли-продажи. При этом проведение оценки стоимости арендной платы запланировано в отношении объектов, передаваемых в казну Ставропольского края в связи с реорганизацией ГУП «Ставкрайимущество» в ГБУ;

- отделом по проведению торгов опубликовано извещений о проведении аукционов в отношении 57 земельных участков, по результатам

состоявшихся процедур заключено 3 договора аренды земельных участков, в отношении двух земельных участков направлены проекты договоров аренды для заключения, в отношении 2 земельных участков торги отменены, в отношении 9 внесены изменения и продлен срок приема заявок ввиду наличия сведений об ограничении использования земельных участков по назначению, по итогам состоявшихся процедур заключено и зарегистрировано 8 договоров аренды земельных участков. В отношении 15 земельных участков торги признаны несостоявшимися. В отношении 2 земельных участков в настоящее время ведется прием заявок на участие в аукционах;

- прибыль после уплаты всех налогов и платежей унитарных предприятий Ставропольского края составила 119 983,68 тыс. рублей, при плане 58 118,75 тыс. рублей, что составляет 206 %;

- за 6 месяцев 2018 года обучено 14 гражданских служащих повысили квалификацию по следующим программам: программа повышения квалификации «Управление государственными и муниципальными закупками» - 9 гражданских служащих; программа повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - 1 гражданский служащий; программа повышения квалификации «Основы внутреннего и внешнего государственного финансового контроля» - 1 гражданский служащий; программа повышения квалификации «Повышение эффективности управления региональными финансами» - 1 гражданский служащий; обучение для повышения группы допуска по специальностям «Электробезопасность» и «Ответственный за ТЭУ» прошел 1 гражданский служащий.

Основными направлениями совершенствования управления государственной собственностью

на региональном уровне должны выступать:

- совершенствование системы нормативно-правового законодательства в части управления государственной собственностью;

- обеспечение экономической ответственности в части полученных результатов деятельности ГУП;

- последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом;

- формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом;

- применение конкретных экономических критериев для оценки итогов деятельности представителей государства в управлении государственной собственностью.

В качестве основных ключевых показателей должны выступить:

- степень выполнения плановых показателей по наполняемости бюджета от операций по использованию реализации государственного имущества;

- объем имущества, необходимого региональным властям для выполнения своих функций;

- абсолютное выражение площади земельных участков, зарегистрированных как государственная собственность;

- объем арендной платы от сдачи в аренду объектов нежилого фонда, принадлежащих к категории государственной собственности, которая в полном объеме поступает в территориальный бюджет;

- уровень актуализации и информатизации Реестра государственного имущества;

- срок формирования выписки из Реестра государственного имущества с возможностью функции корректировки;

- объем дохода, поступающего в территориальный бюджет с каждого квадратного метра нежилого фонда, предоставленного в аренду;

- объем дохода, поступающего в территориальный бюджет с каждого

квадратного метра земельных участков, предоставленных в аренду;

- количество проведенных оценок объектов собственности в регионе;

- количество объектов, на которые оформлено право собственности;

- количество земельных участков, оформленных в собственность;

- отсутствие обращений собственников участков и объектов недвижимости по исправлению кадастровых ошибок;

- доля земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации, в общем количестве земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости;

- количество объектов недвижимости, сведения о которых включены в карты-планы территорий, составленные по результатам проведения комплексных кадастровых работ и представленные в орган кадастрового учета (в том числе объектов недвижимости, сведения о которых уточнены, установлены, по которым исправлены кадастровые ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, а также образованных в ходе проведения комплексных кадастровых работ объектов недвижимости);

- процент исполнения задания собственника казенным предприятием;

- процент исполнения государственного задания бюджетным учреждением;

- количество действий и сделок, совершенных агентством по управлению государственным имуществом, признанных в судебном порядке не соответствующими действующему законодательству;

- удельный вес специалистов агентства по управлению государственным имуществом, принявших участие в семинарах, повысивших свой профессиональный уровень, в общем числе специалистов;

- процент обновления материальными и техническими ресурсами рабочих мест специалистов агентства.

В рамках управления федеральной собственностью при формировании региональных механизмов и инструментов государственного регулирования управления государственной собственностью необходимо учитывать следующие нормативно-правовые акты:

Постановление от 12 сентября 2018 года № 1224 «Об изменениях в порядке определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУПов».

Распоряжение от 10 октября 2018 года № 2167-р «О внесении в Государственную Думу законопроекта о совершенствовании механизма продажи субъектами Федерации приватизируемого имущества в электронной форме». Законопроект направлен на установление процедуры проведения торгов по продаже государственного и муниципального имущества исключительно в электронной форме, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Распоряжение от 30 мая 2018 года № 1030-р «О порядке утверждения директив представителям Российской Федерации в органах управления акционерных обществ» [4].

На сегодняшний момент можно считать несколько устаревшей нормативно-правовую базу управления государственной собственностью в Ставропольском крае. Также считаем, что управление государственной собственностью в регионе для большей детализации и точного исполнения необходимо перевести на годовое планирование. Ранее планирование управления государственной собственностью в регионе осуществлялось на 3-летний период и носило больше рекомендательный характер, включая перечень основных мероприятий без четкой привязки их к экономическим показателям.

Планирование осуществлялось по группам показателей.

В рамках продолжения политики разгосударствления необходимо определить порядок регистрации права собственности на земельный участок в 2019 году.

Учитывая тот факт, что основная масса участков земли, которые пребывают в собственности граждан РФ, приобретены ими на правах наследуемого владения либо по праву бессрочного пользования для возведения частных домов, гаражей, посадки сельскохозяйственных культур, то участки для подобных потребностей целесообразно оформить в собственность, проделав соответствующую процедуру, которая была разработана на основе имеющегося законодательства и регламентов (рис. 1).

В случае наличия у гражданина правоустанавливающих документов на участок, право собственности на землю подлежит оформлению в региональном представительстве федеральной регистрационной службы. Такой порядок существует для участков, решение о выделении которых было оформлено до 30 октября 2001 года, когда вступил в законную силу Земельный кодекс РФ. С этого момента регистрация возможна только после предъявления документов, устанавливающих или подтверждающих право владеть и распоряжаться подобным имуществом.

В перечень таких свидетельств включены: выписка из похозяй-ственной книги; постановления муниципальных и государственных органов о выделении земельного участка; акты, подтверждающие право гражданина; решение суда. Представленный список не полный, так как подтверждающими документами в этом деле могут выступать и другие бумаги.

Право собственности на земельный участок оформляется после обращения к регистратору, во время которого подается необходимый пакет документов, в том числе

Рис. 1.Порядок регистрации права собственностиназемелъныйучастокврегионе

в2019году

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свидетельство направо собственности икадастровый план нчасткат муниципальном оайонт.

Право подачи пакетмдонументов да регвсврациюкая имеет исключительно еоособствеоник, днознвиси-мостдоотого, твляевср осгражда-нином Рс^вв^звдеЕтомвлвсвцом стс граж.одвстов.Токвелвца д^с^п^0^!^

так и через третьих лиц, оформив на их имя доверенность у нотариуса.

В случае, если собственником является несовершеннолетнее лицо либо человек, имеющий ограниченную дееспособность, правом проведения юридических действий наделяются опекуны, родители либо иные законные представители. Уже с четырнадцати лет ребенок вправе самостоятельно оформить право собственности.

В рамках реализации Приказа Росимущества от 26.04.2017 г. № 128 (ред. от 23.04.2018 г.) «Об утверждении Концепции информатизации Федерального агентства по управлению государственным имуществом на период до 2020 года»

отделы имущцсввениогх и темель-вып ооновнот^и^а^т^минвзтроцвйму-^е^ззт^ве^р^ь^во^ор рдйовов Сваероволь-окего врандолжвы вовдержвцатъсп в2019-B02Лвoдaк фтоор альиог о вда-нв восвмищозови.

На сегодняшний момент де-вожныс средстс^ выдвляеиые ва цЕфолмацвоввое в^свечтввт дел-веловоств оргава гоарцйрссвеввой власти субъекта Российской Федерации и поддержку средств массовой информации в Ставропольском крае, направляются на обеспечение обязательств по подготовке пресс-релизов о текущей деятельности министерства имущественных отношений Ставропольского края. В 2018 году сумма расходов составила 152 520 рублей.

Однако одной информатизации недостаточно, поэтому в 2020 году сотрудникам отделов имущественных и земельных отношений администраций необходимо пройти обучение в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом по программам перевода автоматизированной системы

делопроизводства и документооборота на отечественное или свободно распространяемое программного обеспечение, внедрения единого решения по обеспечению архивного хранения электронных документов в СЭДО Росимущества, с возможностью подтверждения их юридической значимости по истечении определенного срока хранения, а также по работе на межведомственном портале по управлению государственной собственностью, который аккумулирует в себе организацию

взаимодействия всех участников процесса по управлению государственной собственностью.

Обучение сотрудников позволит максимально быстро освоить новые технологии в рамках реализации Концепции информатизации Федерального агентства по управлению государственным имуществом на период до 2020 года, что приведет к своевременному переходу на федеральные стандарты управления государственным и муниципальным имуществом в регионе.

Примечания:

1. Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края: закон Ставропольского края от 14.04.2014 г. № 25-кз (принят Думой Ставропольского края 27.03.2014 г.) // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2014. N° 24. Ст. 10834.

2. Аташикова М.А. О системном подходе к управлению государственной собственностью // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Экономика и управление. 2017. № 3. С. 210-216.

3. Колесова О.Н. Проблемы регулирования отношений по управлению нераз-граниченной государственной собственностью на землю // Актуальные проблемы правоведения. 2016. № 4 (52). С. 32-45.

4. Радько Я.Р. Управление государственной собственностью России в условиях нестабильной экономики // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4-7. С. 128-131.

References:

1. On the management and disposal of state-owned property objects of the Stavropol Territory: Law of the Stavropol Territory of April 14, 2014 No. 25-KZ (adopted by the Duma of the Stavropol Territory on March 27, 2014) // Collection of laws and other legal acts of the Stavropol Territory. 2014. No. 24. Art. 10834.

2. Atashikova M.A. On a systematic approach to managing state property // Bulletin of Tver State University. Ser. Economics and Management. 2017. No. 3. Pp. 210-216.

3. Kolesova O.N. Problems of regulation of relations on the management of unrestricted state ownership of land // Actual problems of law. 2016. No. 4 (52). Pp. 32-45.

4. Radko Ya.R. Management of state property of Russia in an unstable economy // Modern trends in the development of science and technology. 2016. No. 4-7. Pp. 128-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.