Научная статья на тему 'Региональные аспекты сферы телекоммуникационных услуг'

Региональные аспекты сферы телекоммуникационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

116
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ РЫНОК / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стащенко А. Н.

Статья посвящена сфере телекоммуникационных услуг, ее роли и значению для развития экономики, как неотъемлемого фактора производства в современных условиях. Проведенный анализ тенденций формирования телекоммуникационных центров в России показал, что их размещение активно сдвигается в сторону регионов с вы- сокой инвестиционной активностью и обладающих стратегическими (ключевыми) ресурсами страны. Телекоммуникационный рынок ДВФО, по сравнению с другими регионами, достаточно ненасыщен, обладает высоким потенциалом роста и поэтому привлекателен для операторов связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты сферы телекоммуникационных услуг»

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитрий Лукашев. Будущее за шельфом // Энергетика: тенденции и перспективы, № 8 (124), апрель 2009.

2. Михаил Сергеев. США толкают нефтяные цены вниз // www.ng.ru/economics/2008-09-18/6_пе^.Ыт1.

3. Жариков Е.П. Регулирование качества окружающей среды. Владивосток: Дальнаука, 1993. 120 с.

4. Марина Саплинова. Готова ли Россия к добыче нефти на шельфе? // www.bellona.ru/rus-sian_import_area/energy/renewable/39202.

5. Развитие взаимодействия нефтегазового и рыбопромышленного комплексов в Мурманской области // www.b-port.com/news/archive/2009-03-17-31.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СФЕРЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ*

А.Н. Стащенко**

Информационно-технологическая (телекоммуникационная) революция, начавшаяся в последней трети ХХ в., инициировала существенные изменения в общественно-экономических отношениях как на национальном, так и на международном уровне. Информационные технологии и предоставляемые на их базе услуги связи вышли за пределы национальных границ отдельных стран и детерминировали становление глобальной информационно-телекоммуникационной системы, которая значительным образом влияет на функционирование мирового хозяйства. С этого времени начинается активное формирование информационного общества, т.е. общества, основанного на знаниях.

Связь играет чрезвычайно важную роль в сбалансированном развитии экономики. Она служит объединяющим, интегрирующим звеном между промышленностью, сферой услуг и потребителями, а также между отдаленными территориями и экономическими центрами.

В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года. Появляются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, существенно возрастает информационная составляющая экономической активности субъектов рынка и влияние информационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье наций. Начало XXI в. рассматривается как эра информационного общества, требующего для своего эффективного развития создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом. Опережающее развитие телекоммуникаций является необходимым условием для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий.

Значение телекоммуникационной отрасли проявляется в постоянном увеличении ее доли в национальном продукте. В развитых странах доля связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) достигает 5%, в Российской Федерации - только 2% [1].

* Автор выражает признательность проф. Е.П. Жарикову за оказание методической и практической помощи при написании данной статьи.

** Стащенко Анастасия Николаевна - магистр Института менеджмента и бизнеса ДВГУ, е-шай: sanvl1@yandex.iu.

В России действует 26 тыс. предприятий, оказывающих услуги связи, что составляет 0,6% от всего числа действующих предприятий. В настоящее время в отрасли связи занято 879 тыс. человек, или 1,3% от всего количества занятых в стране.

Сегодня ни одна крупная международная проблема не решается без использования накопленных в мире громадных информационных массивов, отлаженных телекоммуникационных связей, автоматизированной переработки и передачи необъятного, по прежним меркам, объема информации. Не только отдельные ученые и деловые круги, но и многие политики все более высоко оценивают роль информации. Государство, которое более полно и оперативно поставляет себе на службу мировые ресурсы информации, начинает объективно обладать важнейшей предпосылкой экономического и социального развития и получает ощутимые преимущества перед другими странами.

Таким образом, со второй половины XX в. информация стала неотъемлемым элементом факторов производства, и возникла потребность в формировании социальных институтов, обеспечивающих создание, накопление, обработку, селекцию и передачу информации. В конце столетия роль этих институтов резко возросла в связи с увеличением оборота информации и появлением новых информационных технологий.

Понимание социальной значимости отрасли заставило государства оберегать и жестко контролировать развитие связи, используя весь арсенал возможных средств. Во всех странах до начала 80-х годов эволюция связи осуществлялась в рамках государственной (частной - только в США и Канаде) регулируемой монополии. Спрос на услуги связи был стабильно высоким, тарифы дотировались путем трансфертов внутри отрасли, конкуренция фактически отсутствовала. Лишь в 80-е годы отрасль начинает переходить на новые технологические рельсы развития - появились микроэлектроника, компьютерные технологии [2].

В России до 80-х годов прошлого века телекоммуникации развивались в рамках «естественной монополии» с крупными первоначальными затратами капитала, высокой фондоемкостью и лимитом производственных мощностей. Решение этих проблем было сопряжено с трудностями технического и экономического характера.

Начиная с 1992 г. в телекоммуникационной отрасли РФ проходила реформа, в основу которой была положена приватизация государственных предприятий электросвязи путем их акционирования. Принципы реформирования были определены постановлением Правительства РФ от 25 июля 1992 г. № 526 «О Программе акционирования и приватизации в отрасли «Связь» на 1992 год».

В результате реформы Министерство Российской Федерации по связи и информатизации перестало быть собственником сетей и предприятий электросвязи и прекратило выполнять хозяйственные функции в области электросвязи. Итогом данного этапа приватизации было создание 127 акционерных обществ электросвязи. Оператором междугородных и международных услуг электросвязи стало акционерное общество «Ростелеком».

Проведенная в 1992-1998 гг. реформа в отрасли связи сыграла положительную роль и обеспечила ее превращение в эффективно функционирующую и высокорентабельную отрасль, призванную сыграть роль системообразующей отрасли экономики.

Конституцией РФ федеральная связь отнесена к ведению федеральных органов

управления. Аналогично и сфера телекоммуникаций, являясь составной частью отрасли «Связь и информатизация», также находится в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом вопросы правового регулирования рынка телекоммуникационных услуг на территории России отнесены к компетенции федеральных органов.

Правовую основу деятельности отрасли связи устанавливает Федеральный закон «О связи» (№15-ФЗ), подписанный Президентом 16 февраля 1995 г., который выделяет два основных вида связи: почтовую связь и электросвязь [3]. В настоящее время федеральным органом, ответственным за общее развитие и регулирование отрасли, является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязь РФ).

В отличие от других видов деятельности человека, телекоммуникационный бизнес имеет свои специфические особенности. Так, на рынке услуг связи России действуют как традиционные, так и «альтернативные» операторы. Деятельность крупнейших операторов, которые относятся к традиционным операторам, регулируется законом «О естественных монополиях» в части установления тарифов на услуги связи, а также определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Главной целью такого регулирования является предоставление возможности выйти на рынок новым, «альтернативным» операторам. Таким образом, под «альтернативными» понимаются операторы телекоммуникационных услуг, которые получили лицензию на их оказание после 1990 г., и чьи тарифы не регулируются Федеральной антимонопольной службой.

В России действует несколько крупных групп альтернативных операторов:

• «ГолденТелеком» («Комбелга», «Коминком», «Телеросс», «Совинтел»);

• «Комстар - Объединенные ТелеСистемы» («МТУ-Информ», «Комстар», «Телмос»), «МТУ-Интел», «Голденлайн»;

• «Петерстар», «Глобус Телеком», «Петербургский ТранзитТелеком», «Межрегиональный ТранзитТелеком»;

• «Антел Холдинг» («Макомнет», «Раском», «Метроком», МКС);

• другие («Эквант», «Телиа-Сонера», «Комкор»).

В отличие от государственных компаний связи, модель бизнеса альтернативных операторов построена на прерогативе качества предоставляемых услуг, а не на низкой их стоимости. Эти компании не получали «в наследство» от государства устаревшую инфраструктуру - они строили свой бизнес с «нуля», делая ставку на корпоративных клиентов и на телефонизации элитного жилого сектора.

Альтернативные компании связи получают стабильно высокую долю доходов за счет предоставления доступа в Интернет - в свете высоких темпов роста именно этого рынка (наряду с построением корпоративных сетей, «умных домов», интеграции и других новых услуг).

В целом доходы российского рынка связи в 2007 г. составили 414, 7 млрд руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 18,6 % и более чем в 2,8 раза по сравнению с 2000 г., табл. 1.

Лидером по темпам роста и результатам 2007 г. стали доходы, получаемые от присоединения и пропуска трафика (рост на 53,4 % к предыдущему году). Из более емких сегментов связи лидировали радиосвязь, спутниковая связь и т.п., объем услуг которых вырос к 2006 г. - на 27,4 %, а по отношению к 2000 г. - в 2,2 раза.

Таблица 1

Доходы от услуг связи России (в сопоставимых ценах 2000 г.) [4], млн руб.

2000 2002 2004 2006 2007

Связь - всего, в т.ч. 146431,2 170181,4 261649,4 349553,2 414722,9

Почтовая и спецсвязь 12518,7 11485,0 15318,4 26154,9 33280,2

Междугородная и ме ждународная телефонная 46761,5 41085,7 29250,7 30424 27248,9

Местная телефонная 31990,1 33933,3 30435 37286,5 32205,5

Радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, проводное вещание 6820,1 7484,4 9225,9 11928,4 15197,1

Присоединение и пропуск трафика 26518,7 35720,3 54786,4

Положительная динамика дальней связи обусловлена в том числе и результатом реформы регулирования этого сектора телекоммуникаций, в результате которой ОАО «Ростелеком» и новые операторы дальней связи смогли вытеснить с рынка многочисленных провайдеров «карточной» 1Р-телефонии. С 1 января 2006 г. альтернативных операторов, ранее предоставлявших услуги при помощи предоплаченных карт 1Р-телефонии, обязали получить соответствующую лицензию [5]. Новым операторам предписывалось либо построить соответствующую инфраструктуру во всех субъектах РФ, либо стать агентами других операторов, которые ее уже построили. Естественно, что не все смогли адаптироваться к введенным реалиям.

Анализ тенденций по другим сегментам показывает, что в секторе подвижной электросвязи, который практически полностью представлен сотовой связью, темпы роста снижаются, что указывает на начавшееся насыщение этого сегмента. Аналогичное снижение темпов роста на протяжении последних трех лет наблюдается в сегментах городской и сельской телефонии, услуг с таксофонов, проводного вещания.

Как уже было отмечено выше, на рынке услуг связи России действуют как традиционные, так и альтернативные операторы. Рыночная доля альтернативных операторов на российском телекоммуникационном рынке неуклонно растет, (рис. 1) [4,6].

9 мес . 200 8

25,6%

28,8%

3 1,3%

74,4 %

71,2%

6 8,7%

20 0 6

200 7

Рис. 1. Совокупные рыночные доли традиционных и альтернативных операторов

Однако традиционным операторам удалось занять некоторую долю рынка в таких высокодоходных сегментах, как подвижная и документальная электросвязь. В свою очередь «новые» операторы упрочили позиции на рынке дальней и городской телефонной связи.

Доходы альтернативных операторов растут заметно быстрее, чем у традиционных. В результате этой наблюдающейся на протяжении последних лет тенденции рыночная доля альтернативных операторов постоянно росла. Традиционные операторы, как и прежде, доминируют в традиционных сегментах связи, таких как спецсвязь, радиочастотные центры (100% рынка), почтовая связь (96,3%) и т.д. В таких высокодоходных сегментах, как подвижная электросвязь, радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь, документальная электросвязь, - явное лидерство принадлежит альтернативным операторам. Кроме того, они заняли довольно прочную позицию на рынке услуг присоединения и пропуска трафика.

Демонополизация российского рынка дальней связи, начавшаяся в 2006 г., не привела в 2007 г. к особым успехам. Большинство новых операторов междугородной и международной связи оказались не готовы обслуживать массовый рынок, и телефонные переговоры были по-прежнему довольно дороги. Тем не менее тренд очевиден - тарифы на дальнюю связь будут снижаться.

Что касается абонентов сотовой связи, то по данным агентства «MForum Analytics», опубликовавшего результаты исследования состояния рынка сотовой связи РФ по итогам 2008 г., на 1 активного абонента в РФ в среднем приходилось около 1,16 активных SIM-карт, табл. 2.

Таблица 2

Размер абонентской базы с учетом разных подходов к исчислению (млн человек)

Абонентская база на конец 2008 г. Прирост абонентской базы в 2008 г.

По учитываемым операторами SIM-картам 187,8 + 15,0

По активным SIM-картам 111,8 +4,8

По активным абонентам 96,1 +3,4

Сегмент услуг широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в России развивается опережающими темпами по отношению к отрасли в целом. К концу 2007 г., по оценке Мининформсвязи РФ, количество широкополосных подключений выросло более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом и составило почти 5 млн до-мохозяйств.

Бурный рост рынка ШПД не может не привлекать новых игроков, которые, как ожидается, будут способствовать уменьшению цен на оптовых региональных рынках за счет активного строительства сетей и, как следствие, снижения цен для конечных пользователей. Так ОАО «Голден Телеком» планирует к 2010 г. развернуть вместе со своей дочерней компанией «Корбина Телеком» широкополосные сети в 65 крупнейших городах, где живет 65% населения страны (проект Triple 65). ОАО «Комстар-ОТС», в свою очередь, собирается строить сети во всех городах, где проживает не менее 200 тыс. человек [7].

Свою лепту для популяризации ШПД и преодоления «цифрового неравенства» планирует внести отечественный регулятор. Минкомсвязь РФ намерена завершить разработку концепции программы «Связь в каждый дом», которая по сути является вторым этапом развития проекта по оказанию универсальных услуг. Планируется, что скорость доступа будет ограничена (64 Кбит/с или 128 Кбит/с), а цены на предоставление доступа в Интернет будут устанавливаться государством. Убытки операторам по предоставлению этих услуг предполагается возмещать из фонда универсального обслуживания. Такой механизм рассматривается в первую очередь для регионов, где отсутствует инфраструктура доступа в Интернет.

В процессе реформирования российской экономики телекоммуникационная отрасль превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей, обладающую потенциалом долгосрочного экономического роста. По оценкам Министерства по связи и информатизации РФ, для того, чтобы обеспечить 1% экономического роста в современной России, необходимо достичь 3% роста в телекоммуникационной индустрии. В этом случае телекоммуникации не только будут способствовать развитию общества и укреплению безопасности страны, но и станут важнейшим источником стабильного экономического роста.

Быстрое развитие телекоммуникационной отрасли в России в настоящее время обусловлено, с одной стороны, значительным неудовлетворенным спросом на установку домашних телефонных аппаратов, а с другой - возникновением сегмента новейших высокотехнологичных услуг - передачи данных, сотовой связи и услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет. Поэтому развитие телекоммуникационной отрасли происходит в контексте двух тенденций - экстенсивного (насыщение спроса на установку телефонов) и интенсивного роста (освоение новых рынков и современных видов услуг).

А в мире в настоящее время большинство промышленно развитых стран уже интенсивно переходит на цифровой стандарт связи, позволяющий мгновенно передавать колоссальные объемы информации с высокой степенью защиты ее содержания. В мировых телекоммуникациях отчетливо проявляется тенденция развития полносервисных сетей, построенных на базе технологии коммутации пакетов услуг. Сегодня практически любой оператор связи работает не только на локальном (региональном или общенациональном), но и на мировом рынке телекоммуникационных услуг.

Однако отечественный рынок услуг связи все еще остается достаточно замкнутым. С одной стороны это обусловлено огромными масштабами территории страны, благодаря которым формируются основные доходы операторов связи. С другой - Россия пока находится вне мирового рынка международного трафика из-за недостаточно высокого уровня цифровизации магистральных каналов и более низкого качества связи по сравнению с мировыми стандартами.

К наиболее крупным телекоммуникационным центрам эксперты в области телекоммуникаций относят, кроме гг. Москвы и Санкт-Петербурга, добывающие и металлургические регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Объем предоставляемых услуг ДВФО относительно Москвы в 2007 г. составил 13,2 %.

По удельным показателям объема предоставляемых телекоммуникационных услуг в расчете на одного жителя и в расчете на одно предприятие в число лидирующих регионов по итогам 2007 г. входят: Москва, Санкт-Петербург, а также Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа; Якутия, Приморский, Хабаровский и Камчатский края; Тюменская, Магаданская и Сахалинская области. Таким образом, кроме двух российских столиц, традиционно занимающих первые места в различных рейтингах, наиболее высокие телекоммуникационные расходы характерны для главных добывающих центров РФ, в которых располагаются производственные

подразделения крупнейших российских сырьевых и металлургических холдингов.

Действительно, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа составляют первую тройку регионов РФ по добыче полезных ископаемых. Тюменская область также 9-й по величине российский центр обрабатывающей промышленности, Республика Саха (Якутия) - 7-й по величине добывающий центр; Ненецкий АО, Магаданская и Сахалинская области входят в первые 30% регионов-лидеров по обороту добывающих производств и т.д. [8]. Тюмень, Ханты-Мансийск, Ямал и Сахалин - центры добычи топливно-энергетических ресурсов. Якутия, Приморский и Хабаровский край, Камчатка, Чукотка, Магаданская область - центры металлургии. Отметим, что, во-первых, все перечисленные регионы обладают высокой инвестиционной привлекательностью для иностранных инвесторов; во-вторых, что затраты на услуги связи наиболее высоки в ключевых ресурсных отраслях, удаленных от европейской части центрах РФ (нефтегазодобычи, металлургии и др.).

По затратам населения на услуги связи лидируют по-прежнему Москва и Санкт-Петербург: затраты на связь одного среднестатистического жителя этих городов в год составляют 12,1 тыс. руб. и 8,4 тыс. руб., соответственно. Это в 3-4 раза выше, чем по России (около 3 тыс. руб. на человека в год), рис. 2. Однако отметим, что в гг. Москве и Санкт-Петербурге реальные размеры доходов наиболее активных пользователей телекоммуникационных услуг существенно выше среднероссийских, к тому же вклад в более высокие затраты населения на услуги связи дают и завышенные столичные тарифы на услуги местной и внутризоновой связи.

Средние расходы на связь одного среднестатистического жителя других восьми регионов из первой десятки колеблется в диапазоне 4-6 тыс. руб. на человека в год. Лидирует по этому показателю затрат Ямало-Ненецкий АО (порядка 6 тыс. руб. на человека в год), замыкает рейтинг Сахалинская область (4,3 тыс. руб. на человека в год) [8].

г. Москва г. Санкт-Петербург Ямало-Ненецкий АО Ханты-Мансийский АО Камчатский край Тюменская область Чукотский АО Магаданская область Приморский край Сахалинская область

0 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000

Рис. 2. Региональные затраты одного жителя на связь в 2007 году, руб.

Совершенно иначе выглядит структура лидеров по удельным показателям расходов предприятий на телекоммуникационные услуги. По расходам компаний на электросвязь в расчете на одно предприятие г. Москва уже замыкает рейтинг. На одно предприятие (не считая малые предприятия) в столице приходится около 21,6 тыс. руб. в год общих телекоммуникационных затрат, в том числе 4,2 тыс. руб. расходов на Интернет. Это почти в 5 раз ниже, чем тратит на связь среднестатистическое предприятие в Ямало-Ненецком АО (порядка 109 тыс. руб. в год). В тройку лидеров

по этому показателю входит и Сахалинская область с расходами на услуги связи среднестатистической компании 83-84 тыс. руб. В целом телекоммуникационный рынок ДВФО, по сравнению с другими регионами РФ, ненасыщен и обладает высоким потенциалом роста, а потому привлекателен для операторов связи.

Анализ доходов от услуг связи в ДВФО в отчетном году показывает (рис. 3), что наибольший вес в структуре доходов занимает мобильная связь - около 50%, на втором и третьем месте - услуги местной телефонной и междугородной / международной связи - 14,2% и 11,5 % соответственно. Такое соотношение доходов в зависимости от сегмента рынка вполне объяснимо. На фоне плачевного состояния линий связи абоненты выбирают более качественную и удобную связь даже в пределах действия фиксированного оператора, а снижение стоимости минуты разговора по сотовому телефону только усиливает процесс роста популярности именно сотовой связи. Кроме того, из-за географических особенностей региона наземные каналы связи имеются только в южной части ДВФО, и в подавляющем большинстве случаев магистральные сети базируются на спутниковых каналах.

Пр исоединение и пропуск трафика 7,7 %

Почтовая связь 6,8 %

Доку ментальная связь 1%

Подвижная связь 44,9%

МГ/МН, внутризоновая телефонная связь 11,5%

Радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь 5,5%

Местная телефонная связь 14,2%

Рис. 3. Структура доходов от услуг связи в ДВФО в 2007 г. [9]

В последнее время телекоммуникационный рынок Дальнего Востока России активно осваивается альтернативными операторами связи. Интерес к данному региону объясняется позитивным трендом развития рынка в регионе. Кроме того, прогнозируется ускорение экономического роста региона в целом, связанное с планами Правительства РФ кардинально изменить социально-экономическую ситуацию в регионе и подготовкой к проведению саммита АТЭС-2012 во Владивостоке - в частности.

Среди компаний, объявивших о наличии у них планов расширения своего присутствия в ДВФО, - ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ). Компания намерена повысить свою долю на рынке услуг дальней связи с нынешних 6,8 % до 20% к 2012 г. [10]. Желает увеличить до 20 % занимаемую долю на рынке услуг связи и компания ОАО «Голден Телеком», начавшая предоставление услуг междугородной и международной связи в Приморье два года назад. Также заявила о своем выходе

в регион «Компания ТрансТелеКом» (ТТК)с намерением к 2015 г. занять 17% регионального розничного рынка в сегменте фиксированной связи и предоставлять свои услуги более чем 2 млн. абонентов [11]. Реализацию планов ТТК планирует на территориях Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Амурской областей и Еврейского АО.

Серьезную конкуренцию новичкам на рынке связи ДВФО составляют успешно и продуктивно действующие в этом регионе довольно продолжительное время такие лидеры телекоммуникационного рынка России, как ОАО «Ростелеком», операторы «большой тройки» ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком», и сильные местные игроки - ОАО «Новая телефонная компания» (НТК) и ОАО «Дальсвязь».

Компания ОАО «Дальсвязь» является существенным игроком на телекоммуникационном рынке Дальнего Востока, табл. 3. Набольшая доля компании на региональном рынке в телекоммуникационной отрасли приходится на внутризоновую связь (94 %), и в этом сегменте она является монополистом. По местной связи доля рынка ОАО «Дальсвязь» составляет 85 %, и, следовательно, в стратегических планах компании мероприятия, направленные на удержание рынка в эффективных для нее сегментах телекоммуникаций.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля ОАО «Дальсвязь» на телекоммуникационном рынке ДВФО в 2007 г.

Доход ОАО «Даль-связь, млн руб. Доля дохода от услуг связи в общем доходе ОАО «Дальсвязь», % Доход в целом по региону, млн руб. Доля дохода ОАО «Даль- связь» в общем доходе региона, %

Местная связь 4 467 43 5 239 85

Зоновая связь 1 718 17 1 833 94

Присоединение и пропуск трафика 1 698 15 4 668 36

Интернет и передача данных, из 2 000 16 2 795 72

них:

ШПД 1 362 8 1 588 86

Б1а1-Ир 435 5 565 77

1РТУ 60 1 292 20

Мобильная связь 379 4 22 040 2

Прочие услуги 594 5 2 664 22

ИТОГО 10 856 100 39 239 20

ОАО «Дальсвязь» не только ведущая компания на дальневосточном рынке услуг связи, но и достаточно рентабельное предприятие (табл. 4), предоставляющее широкий спектр услуг связи на территории 7 регионов ДВФО: Приморского, Камчатского, Хабаровского краев; Сахалинской, Магаданской, Амурской областей и ЕАО.

В частности, в Приморском крае, в сегменте услуг по предоставлению доступа к Интернет предприятие возглавляет группу лидеров, однако в последнее время наблю -дается отток абонентов к другим операторам: работа компании по привлечению новых

абонентов не соответствует техническим возможностям, и качество предоставляемых услуг не удовлетворяет требования клиентов. Среди тех, к кому абоненты наиболее активно уходят от ОАО «Дальсвязь», - НТК. Активно наращивает абонентскую базу также ЗАО «Престиж-интернет», предоставляющее услуги под брендом «Энфорта». На рынке телекоммуникаций Приморья «Энфорта» работает всего два года, однако уже успела закрепиться на лидирующих позициях. По оценкам участников рынка, именно «Энфорта» имеет один из наиболее высоких показателей АКРИ (средняя выручка на одного абонента) среди всех операторов, работающих в сфере телекоммуникаций Приморья [12].

Таблица 4

Показатели эффективности деятельности ОАО «Дальсвязь»

Наименование показателя Ед. изм. I полугодие 2008 г. I полугодие 2007 г.

Себестоимость 100 руб. выручки руб. 72,9 71,9

Выручка на одного работника тыс. руб. 406,56 476,73

Рентабельность продаж % 27,1 28,1

Чистая рентабельность % 14,6 12,7

Выручка на линию млн руб. 3,7 3,4

Количество линий на одного работника шт. 129 120

В целом же проведенный анализ показал, что процессы, происходящие в последнее время на рынке телекоммуникационных услуг связи, указывают на то, что в ближайшие годы динамика спроса на современные телекоммуникационные услуги и сервисы будет положительной. Активно развиваются региональные рынки связи. Высокие темпы роста демонстрирует ДВФО, так как он еще ненасыщен, а потому привлекателен для операторов связи. Наибольший вес в структуре доходов от оказания услуг связи в ДВФО занимает мобильная связь, на втором и третьем месте -услуги местной телефонной и междугородной, международной связи. В последнее время телекоммуникационный рынок Дальнего Востока России активно осваивается альтернативными операторами связи. Обозначенные выше тенденции также указывают на необходимость расширения спектра оказываемых сервисов, формирования списка новых бизнес-ориентированных и развлекательных услуг, направленных на потребителей в ДВФО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Структура валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности; Росстат / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru, дата 28.03.2009.

2. Волкова, Н. Под влиянием политического климата / Н. Волкова // Связьинвест. — 2009. — № 03 (81). - С. 30 - 33.

3. О связи: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // СПС «Гарант».

4. Доходы от услуг связи, 1970 — 2007; Росстат / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru, дата 28.03.2009.

5. Солонин, В. Рынок дальней связи делят «Связьинвест», новые и альтернативные операторы

/ В. Солонин // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://telecom.cnews.ru, дата 14.04.2009.

6. Статистика отрасли связи, 2008; Минкомсвязь РФ / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minkomsvjaz.ru, дата 20.03.2009.

7. Официальный сайт ОАО «Комстар — Объединенные ТелеСистемы» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.comstar-uts.ru, дата 29.03.2009.

8. Регионы России; Росстат / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru, дата 20.03.2009.

9. Связь в России, 2008; Росстат / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks. ш, дата 20.03.2009.

10. Официальный сайт ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mtt.ru, дата 29.03.2009.

11. Официальный сайт ЗАО «Компания ТрансТелеКом» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.transtk.ru, дата 28.03.2009.

12. Кудисов, А. Рынок с изюминкой / А. Кудисов // Эксперт. — 2008. — № 27 (616). — С.5

— 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.