Научная статья на тему 'О демонополизации рынка дальней телефонной связи'

О демонополизации рынка дальней телефонной связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О демонополизации рынка дальней телефонной связи»

К. КУРЕНКОВ,

аспирант Московского института предпринимательства и права О ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА ДАЛЬНЕЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ

Спустя полтора десятилетия после перехода к рыночной системе, развитие национальной экономики происходит в условиях дефицита действительно рыночных, конкурентных секторов, доля которых, по различным экспертным оценкам, составляет от 5 до 15 %.

Указанные цифры позволяют говорить о том, что до 90 % предприятий национальной экономики можно отнести к сферам деятельности, ограждённым от сколько-нибудь открытой конкуренции1.

В то же время в последние годы экономика Российской Федерации стала активнее претерпевать процесс демонополизации ряда ключевых отраслей. Так, реформированию подверглась электроэнергетика, где 01 июля 2008 г. федеральный монополист РАО «ЕЭС» был разделен на два больших сектора: государственный, отвечающий за диспетчеризацию сетей, и частный сектор, занимающийся генерацией и сбытом энергии2.

Предпринимаются меры по реформированию авиатранспорта путем создания на базе нескольких авиакомпаний принадлежащего государству конкурента национальному монополисту-перевозчику «Аэрофлоту»3.

Процесс демонополизации всерьез затронул и стратегически важную для развития современного общества сферу информационных технологий и электросвязи, в частности, дальнюю - междугородную и международную (МГ/МН) телефонную связь.

Анализ отраслевых периодических, в том числе, аналитических изданий, интернет-ресурсов, посвященных развитию

телекоммуникаций, показал, что процесс либерализации отрасли дальней связи для абонента или конечного пользователя услугой освещен преимущественно в ракурсе конкретных игроков рассматриваемого рынка. При подобном подходе основное внимание уделяется конкурентным преимуществам оператора, особенностям его выхода на рынок, выбранным маркетинговым стратегиям. Между тем, по нашему мнению, как для абонентов (в том числе потенциальных) услуг, так и для операторов - не участников сегмента дальней связи, интерес представляет объективное рассмотрение этапов реформирования отрасли в совокупности с анализом перспектив ее развития.

В связи с этим в настоящей статье рассмотрены основные аспекты либерализации отрасли междугородной и международной телефонной связи в части произошедших на данном сегменте рынка телекоммуникаций изменений, социально-экономических последствий реформирования, а также выделены наиболее вероятные тенденции,

1 Привалов А. О бане - как нам и подобает. // Эксперт. - 2008. - №42 (631).

2 Волков К. Новый свет. // Итоги. - 2008. - № 27 (629). С. 28 - 31.

3 Красавин А. Жесткая посадка. // Итоги. - 2008. - № 35 (637). С. 4.

ожидающие рынок дальней связи и его ключевых игроков на ближайшую перспективу (1 - 3 года).

При проведении исследования, положенного в основу настоящей статьи, нами использовались данные Министерства связи и массовых коммуникация РФ (прежнее название Минкомсвязи), корпоративных интернет-ресурсов операторов - участников рынка дальней связи, данные их периодической отчетности, мнения ведущих сотрудников маркетинговых и коммерческих служб отрасли связи, а также собственные источники информации.

Процесс реформирования дальней связи стал особенно актуален в 2002 - 2003 гг., в период активного обсуждения возможности вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). По мнению бывшего министра РФ по связи и информатизации Л.Д. Реймана, из-за недостаточного перехода данного сегмента отрасли на рыночные механизмы регулировании, раннее вступление нашей страны в ВТО могло привести к ограничению конкуренции в секторе дальней связи как минимум до 2008 г. Кроме того, вследствие повышения спроса на услуги на этапе развивающейся международной интеграции, реформа могла предупредить возможное возникновение ценового диктата и получения сверхприбылей единственным национальным поставщиком качественной классической международной телефонной связи ОАО «Ростелеком» (Ростелеком). Принятию положительного решения о реформировании отрасли способствовало также изучение опыта демонополизации рынков дальней связи государствами Европы, латиноамериканскими странами и США, повлекшее за собой существенное снижение абонентских тарифов на услуги междугородной и международной телефонии.

В России реформа отрасли началась в 2005 г. с выдачи первой лицензии Россвязьнадзора (помимо лицензии у бывшего монополиста Ростелекома) на предоставление услуг МГ/ГН телефонной связи оператору ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ).

В соответствии с утвержденными условиями, лицензия, необходимая для «вступления в отрасль», т.е. для законного оказания услуг, выдается при наличии у оператора построенной и сданной сети транзита междугородной и международной телефонной связи с точками присутствия (узлами доступа к сети - коммутаторами) в каждом субъекте Федерации. Кроме того, в сети оператора дальней связи должно функционировать не менее семи транзитных междугородных (по одному в каждом федеральном округе) и четырех транзитных международных (по два в европейской и азиатской частях России) узлов связи, соединенных с иностранными операторами. Удовлетворяя поставленным требованиям, в ходе демонополизации рынка дальней связи МГ/МН лицензии получили более 30 операторов4.

С 1 января 2006 г. вступил в действие комплекс законодательных нормативных актов, регулирующих деятельность по оказанию услуг

4 Операторы - лицензиаты услуг классической междугородной и международной

телефонной связи. В их число не включены операторы 1р-телефонии (услуг телефонной связи через сеть Интернет), предоставляющие дальнюю связь на основании лицензий

об оказании услуг передачи данных или услуг телематических служб.

дальней телефонной связи. В результате этой реформы изменился порядок взаимодействия и взаиморасчетов на межоператорском рынке услуг телефонной связи5, а также основной принцип взаимодействия между абонентами (пользователями) сетей телефонной связи и операторами МГ/МН связи6. Благодаря этим изменениям, абонент получил возможность самостоятельно выбирать, услугами какого оператора связи пользоваться: выбрать оператора можно каждый раз при совершении дальнего телефонного звонка (режим hot-choice или «выбор при каждом вызове»), либо пользуясь услугами (режим preselect - «предварительный выбор»).

Техническими идентификаторами режимов обслуживания служат выдаваемые Минкомсвязи двузначные коды доступа к сети, которые набираются абонентом перед кодом вызываемой страны или города в режиме hot-choice, а также значения категории оконечного элемента сети оператора. Категория абонентского оборудования или категория оконечного элемента сети принимает значение «0» в режиме hot-choice, значения «1» - «9» идентифицируют оператора в режиме pre-select.

К настоящему моменту обладателями кодов являются восемь операторов: Ростелеком, МТТ, ООО «СЦС Совинтел», поглощенное ОАО «ВымпелКом», ТТК (оператор «Компания ТрансТелеКом»), ООО «Эквант» (торговая марка Orange Business Services),

ОАО «Арктел», ЗАО «Синтерра». Предпоследнюю из доступных пар кодов получила группа компаний «Комстар - ОТС». Таким образом, при нынешней системе выделения кодов, свободной остается последняя их пара в комбинации со свободным значением категории оконечного элемента.

Началом реальной конкуренции на российском рынке

традиционной дальней телефонной связи можно считать февраль 2006 г., когда МТТ вышел на рынок конечных потребителей - абонентов сетей фиксированной телефонной связи. Спустя три года после первых шагов по реформированию отрасли, реальная конкуренция появилась в сегменте корпоративных пользователей (предприятия и

организации), где деятельность по оказанию услуг МГ/МН-телефонии развернули все обладатели кодов.

На рынке частных пользователей во всех регионах России активно действуют только прежний монополист Ростелеком и МТТ. Приступил к тестовому обслуживанию частных лиц в отдельных регионах Уральского федерального округа оператор ТТК.

К основным социально-экономическим последствиям реформы дальней связи, по нашему мнению, следует отнести:

- появление возможности у абонента выбирать оператора, предоставляющего услуги МГ/МН телефонной связи, а также режим обслуживания (hot-choice/pre-select);

5 Постановление Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 161 «Об утверждении правил

присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» (с изменениями и

дополнениями), Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 2007.

6 Постановление Правительства РФ от 28 марта 2005 г. № 161 «Об утверждении правил

присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» (с изменениями и

дополнениями), Собрание законодательства Российской Федерации. - М., 2007.

- развитие операторами сетей транзита междугородного и международного трафика для удовлетворения условий получения лицензии на предоставление услуг;

- активизацию ценовой конкуренции, которая проявляется в снижении тарифов для конечного абонента, т.е. большей доступности междугородных и международных звонков;

- постепенную активизацию неценовой конкуренции;

- развитие сетей и схем дистрибуции услуг;

- стимулирование ряда предприятий смежных отраслей экономики к разработке надежных биллинговых систем, активизации электронных платежей и др.

Развитие операторами сетей транзита МГ/МН трафика. Помимо коммутационного оборудования, структурными элементами сетей МГ/МН связи являются магистральные каналы связи, соединяющие между собой узлы связи административных центров различных регионов. Исторически сложилось, что мощной магистральной сетью дальней связи, охватывающей практически всю территорию России, обладает Ростелеком. Общая протяженность сети оператора, в основу которой положены волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) «Москва - Новороссийск», «Москва - Хабаровск» и «Москва - Санкт-Петербург», составляет порядка 150 тыс. км., при этом уровень цифровизации сети по канало-километрам находится на уровне 95%7.

Эксплуатируемые ТТК ВОЛС Российских железных дорог проложены вдоль всех основных железнодорожных путей и имеют протяженность более 53 тыс. км, охватывая всю густонаселенную территорию России и соединяя западные и восточные границы страны8.

Поскольку строительство магистральных ВОЛС является капиталоемким (например, суммарные затраты Голден Телеком в проекте по строительству магистральных ВОЛС в европейской части России с участками Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа, Уфа -Самара - Саратов, Казань - Набережные Челны - Пермь составили 55 млн. долл. США9), сети остальных участников рынка дальней связи построены преимущественно на каналах, арендуемых у двух первичных операторов.

Активизация ценовой конкуренции проявляется в снижении тарифов для конечного абонента, т.е. большей доступности междугородных и международных звонков.

Практическим подтверждением возникновения реальной конкуренции на рынке дальней связи может служить постепенное снижение тарифов прежним монополистом для организаций и населения.

Для проведения расчетов в качестве индикаторов взяты тарифные ставки на междугородные звонки из крупнейших по численности населения городов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород,

7 Магистральная сеть связи. //http://www.rt.ru/about/net/magistr/.

8 Магистральная цифровая сеть связи ТТК. //http://www.transtk.ru/www/nsi/hetmap.nsf/rusiopen

9 Коник Л. Вместе весело копать. // Стандарт. - 2007. - № 5 (52).

Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток,

расположенных в каждом из семи федеральных округов РФ.

Принимая во внимание особенности сложившейся системы тарифообразования, по каждому из выбранных городов необходимо учесть шесть значений тарифа на все возможные исходящие междугородные вызовы, соответствующие группам направлений, поименованных от дальности телефонного звонка:

- до 100 км

- от 101 до 600 км

- от 601 до 1200 км

- от 1201 до 3000 км,

- от 3001 до 5000 км,

- свыше 5000 км.

В расчетах использованы значения «Бизнес тарифа», применяемого при совершении звонков в период «деловой» части времени суток для абонентов «предварительного выбора», как наиболее лояльной по отношению к оператору категории пользователей.

Исследование показало, что первое избирательное снижение Ростелекомом публичных тарифных ставок состоялось лишь спустя год после начала конкурентной борьбы - на рубеже 2006-2007 гг. Снижение тарифов было незначительным, в среднем, на уровне 1,2 %, и коснулось преимущественно абонентов Москвы.

Куда более существенным (от 5,24 % для абонентов Владивостока до 13,46 % для московских абонентов), составляющим в среднем по России около 10 %, был второй этап снижения тарифов с 01 февраля 2008 г., при этом и в 2007, и в 2008 гг. тарифные ставки были сокращены на равные в относительном выражении величины для обоих сегментов пользователей.

Нельзя не говорить о более значительных (на уровне 10 - 18 % от публичных тарифов) скидках, избирательно предлагаемых Ростелекомом при подключении корпоративных клиентов, однако проведенные расчеты дают понять, что реформа дальней связи, в первую очередь, в массовом сегменте, далека от завершения.

Для повышения конкурентоспособности услуг, коррекцию тарифов проводит не только Ростелеком, но и МТТ10.

Помимо планового снижения тарифов, компаниями периодически проводятся маркетинговые акции, приуроченные к

общегосударственным праздникам и другим социально-значимым событиям.

Возможности операторов дальней связи эффективно конкурировать по тарифам, снижая стоимость звонка для конечных абонентов услуг, определяются установленными регулятором условиями работы на рынке и наличием магистральной сетевой инфраструктуры.

В соответствии с новыми условиями присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, стоимость междугородного звонка

10 МТТ с 1 сентября снижает тарифы на междугородную и международную связь. Снижение достигает 60%.

//http://www.mtt.ш/press/releases/article.wbp?article_id=db79ff1f-f72d-4137-a9fe-aa9be785ee7e.

для абонента складывается из стоимости услуг инициирования11 и завершения12 вызова, оказываемых операторами зоновой13 телефонной связи (оплачиваются оператором дальней связи) и стоимости самого междугородного соединения, которое составляет порядка 30 % от общей величины абонентского тарифа.

Ситуация на телекоммуникационном рынке в настоящий момент такова, что конкуренция на зоновом уровне практически отсутствует. Возможность операторов дальней связи бороться за клиента ограничена указанными 30 % от величины тарифа, включающими операционные расходы операторов, абонентское обслуживание, плату за арендуемую магистральную инфраструктуру или, в случае наличия собственной сети, расходы по поддержанию ее работоспособности. Таким образом, в выигрыше останется оператор, способный через сокращение существующих расходных статей выйти на конечного клиента с оптимальным тарифным предложением, одновременно обеспечивая для акционеров компании заданную норму прибыли.

В будущем не стоит исключать и конкуренцию на зоновом уровне, однако для ее возникновения понадобятся не только существенные инвестиции в развитие региональных сетей связи, но и время.

Неценовая конкуренция предполагает, что операторы дальней связи расходуют значительные средства на разработку и поддержание собственных товарных знаков, рекламу через различные каналы коммуникаций, изготовление промо-продукции, стимулируя тем самым развитие других отраслей экономики. Все большее внимание уделяется качеству предоставляемых услуг и уровню обслуживания. В рамках неценовой конкуренции уместно говорить о том, что технические возможности транзитных сетей МГ/МН связи позволяют разрабатывать и внедрять дополнительные телекоммуникационные услуги и сервисы.

Развитие сетей и схем дистрибуции услуг. Далеко не все новые участники рынка дальней связи располагают разветвленными сетями сбыта услуг, что побуждает их к поиску партнеров по сбыту, заключению агентских договоров, разработке новых схем реализации услуг дальней связи.

11 Услуга инициирования вызова - деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от абонентского оборудования, подключенного к сети данного или другого оператора связи, до точки присоединения к сети данного оператора связи при предоставлении доступа к услугам связи, оказываемым другими операторами сетей фиксированной телефонной связи или сетей передачи данных.

12 Услуга завершения вызова на сеть оператора связи (другого оператора связи) -деятельность, направленная на обеспечение пропуска трафика от точки присоединения к сети оператора связи к абонентскому оборудованию, подключенному к сети того же оператора (другого оператора).

13 Сеть оператора фиксированной зоновой телефонной связи функционирует на территории одного субъекта Российской Федерации и имеет точки присоединения в административном центре и в каждом муниципальном районе (для г. Москвы - в каждом административном округе; для г. Санкт-Петербурга - в каждом районе) этого субъекта РФ. В РФ основными операторами зоновой телефонной связи, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, являются Межрегиональные компании связи.

Так, например, впервые в телекоммуникационном бизнесе оператором МТТ была применена и развивается схема франчайзинга.

Несмотря на существенные преобразования в отрасли, реформа не завершена, при этом темпы реформирования существенно отстают от мировых. Так, согласно данным Международного союза электросвязи, в европейских странах, либерализовавших рынки связи, междугородные звонки в течение первых трех лет подешевели в среднем на 60 %, а международные - почти на 70 %. По замыслу регулятора, к сегодняшнему дню на массовом сегменте помимо прежнего монополиста должны были эффективно конкурировать три - четыре оператора. Однако этого не случилось из-за наличия барьеров на пути дальнейшего реформирования отрасли.

Проведенное исследование позволяет выделить три существенных препятствия на пути демонополизации рынка:

- отсутствие свободных магистральных каналов и ресурсов сети зоновой связи;

- сложности в реализации данного абоненту права выбора оператора дальней связи;

- недостаточная осведомленность абонентов (пользователей) МГ/МН телефонной связи о возможности выбора оператора.

Отсутствие свободных магистральных каналов и ресурсов сети зоновой связи. Активно не работающие в настоящее время на рынке дальней связи операторы-лицензиаты не имеют возможности без существенных дополнительных затрат арендовать достаточный для массового оказания услуг объем магистральной емкости, а также присоединиться к операторам сети зоновой телефонной связи.

Сложности в реализации данного абоненту права выбора оператора дальней связи заключаются в отсутствии технической и законодательной возможности выбора абонентом оператора в режиме hot-choice14.

Техническое препятствие обусловлено тем, что режим hot-choice доступен только для абонентов, обслуживаемых на местном уровне цифровыми автоматическими телефонными станциями. При этом уровень цифровизации городских телефонных сетей межрегиональных компаний связи15, обладающих основной долей номерной емкости абонентов - физических лиц, не превысил по итогам 2007 г. 72 %, а

14 Возможность автоматического выбора оператора дальней связи при каждом вызове

реализована только для абонентов ОАО «Московская Городская Телефонная Сеть» (МГТС) - абонентов Москвы и ряда районов Московской области, ОАО «Псковская ГТС» - г. Псков, ОАО «Костромская ГТС» - г. Кострома, ОАО «Таттелеком» -Республика Татарстан, ОАО «Сахателеком» - Республика Саха (Якутия),

ОАО «Башинформсвязь» - Республика Башкортастан.

15 Межрегиональные компании связи (МРК) - 7 акционерных обществ электросвязи, созданных в процессе приватизации государственных предприятий электросвязи и входящих в ОАО «Связьинвест» - один из крупнейших телекоммуникационных холдингов в мире. МРК являются операторами сетей связи общего пользования с монтированной емкостью более 31,7 млн. номеров (по состоянию на 01.01.2007 г.). К МРК относят: ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком» и ОАО «Дальсвязь».

уровень цифровизации сельских телефонных сетей составлял на тот же период в регионах РФ от 30 до 57 %.

Законодательное препятствие или сложность традиционной процедуры оформления смены прежнего оператора состоит в необходимости для абонента прийти на узел связи и подписать договор «предварительного выбора», либо написать заявление об обслуживании в режиме «выбора при каждом вызове».

Ранее в Мининформсвязи информировали об утверждении во втором квартале 2008 г. нормативно-правовых документов, регламентирующих возможность выбора оператора при каждом звонке для всех российских абонентов без обязательной подачи заявления, а также повсеместное внедрение ОАО «Связьинвест»16 автоматического hot-choice. Однако указанные события не состоялись, а обратным по отношению к реформе шагом стало обращение ОАО «Связьинвест» в Минкомсвязи и Федеральную службу по тарифам с просьбой исключить Ростелеком из реестра естественных монополий для выхода из-под тарифного регулирования государством.

Существенная роль режима выбора при каждом вызове для абонентов в вопросе дальнейшего реформирования отрасли может быть наглядно продемонстрирована на примере произведенных оценок долей МТТ, занимаемых оператором на региональных рынках по итогам 8-и месяцев 2008 г.

Таблица 1

Оценка долей региональных рынков, занимаемых МТТ за период январь-август 2008 г., в % к объемам региональных рынков, взятых в денежном выражении

Наименование макрорегиона/региона Доля МТТ на рынке

Москва 15,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Псковская область 15,7

Республика Башкортостан 13,0

Республика Татарстан 9,6

Республика Саха (Якутия) 14,7

РФ в целом: 7,5

Приведенные в табл. 1 оценки показывают, что в регионах с действующим автоматическим hot-choice, доли МТТ в среднем в 1,81 раза превышают среднерыночной оценочный показатель по России в целом, составлявший на момент проведения исследования порядка 7,5 %.

Это происходит на фоне относительно равномерного распределения оператором усилий по повышению лояльности к собственной торговой марке и к услугам связи во всех регионах.

16 Помимо семи МРК, ОАО «Связьинвест» располагает голосующим большинством в ОАО «Центральный телеграф», в ОАО «Ростелеком», в финансовой компании «Связь» и в ОАО «Гипросвязь». Холдинг также владеет пакетами (неконтрольными) акций ОАО «МГТС» (28 % голосующих акций), ОАО «Костромская ГТС» (37 % голосующих акций).

Недостаточная осведомленность абонентов (пользователей) МГ/МН телефонной связи о возможности выбора оператора. На

практике проявляется в том, что, несмотря на проводимые маркетинговыми службами конкурентов рекламные кампании и акции, по мнению ряда отраслевых экспертов, далеко не все абоненты осведомлены о возможности выбора и о том, услугами какого оператора пользуются. Отсюда не всегда экономически оправдана приверженность к сложившейся практике.

Первоочередные шаги реформирования отрасли дают возможность говорить о следующих тенденциях, наметившихся в развитии дальней связи:

- Выход в большинстве регионов РФ на массовый сегмент рынка новых игроков, в первую очередь, ТТК, вложившего существенные средства в разработку собственного абонентского биллинга и мероприятия по ребрендингу.

- Активизация процессов замещения фиксированного трафика дальней связи мобильным, поскольку сотовые операторы «большой тройки» (ОАО «МТС», ОАО «Мегафон», ОАО «ВымпелКом») по условиям полученных МГ/МГ-лицензий должны начать оказание услуг дальней связи в 2008 г.

- Сокращение рыночной доли Ростелекома, которое произойдет тем быстрее, чем скорее будет введена возможность автоматического выбора оператора при каждом вызове в большинстве регионов РФ.

- Дальнейшее снижение тарифов на услуги для конечного пользователя.

Таблица 2

Показатели динамики рынка дальней связи, в % к аналогичному периоду прошлого года

Объем междугородного трафика, мин. Выручка от междугородного трафика, руб. Объем международного трафика, мин. Выручка от международного трафика, руб.

Первое полугодие 2007 (МСФО) 109 105 108,5 98,6

Первое полугодие 2008 (РСБУ) 99,1 95,8 97,2 92,5

Результаты реформирования отрасли дальней связи уже сейчас демонстрируют потерю Ростелекомом определенной доли ранка. На это указывает сокращение ключевых показателей объема [мин.] и стоимости [руб.] абонентского трафика, обслуженного компанией (табл. 2).

Указанные тенденции будут зависеть не только от желания и возможностей операторов участвовать в напряженной конкурентной борьбе за конечного пользователя, но и от стремления регулятора, независимо от влияния политических или крупных бизнес-сообществ, способствовать устранению препятствующих реформированию барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.