РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. П. Ермаков
Роль образования как способа познания, понимания и построения будущего значительно возрастает в условиях глобализации, позволяя каждому человеку достичь совершенства в процессе непрерывного профессионального самоопределения. Новое понимание сущности образования, как глобальной проблемы и построения будущего, является осознанной общественной потребностью. Образованию после некоторого периода возвращается сегодня статус фундаментальной ценности российского общества. Включение России в Болонский процесс, когда обязательным становится обучение на протяжении всей жизни, определяет необходимость социально-философского анализа непрерывного образования и места в его становлении системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Социальная практика ДПО нуждается в теоретическом конструировании модели «развивающего образования», образования, в котором доминируют тенденции образовательной активности творческой личности.
Сегодня дополнительное профессиональное образование рассматривается наряду с базовым профессиональным образованием как практическое образование, влияющее на судьбы широкого круга людей. Учет потребностей современной науки и технологии позволяют говорить о непрерывном образовании как социальной практики ДПО, связанной с раскрытием творческих способностей и утверждением ценности и социальной уверенности личности. Основополагающей целью дополнительного профессионального образования является развитие и расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности обучающегося.
Жизнь не начинается с «желаемого места», она опосредуется социальным опытом и входит в образовательное пространство, определяющее жизненные потребности. Непрерывность образования нацеливает на овладение знаниями о получении знания, рациональное инициирование познавательных и поведенческих инноваций, осознание и презентацию социального взаимодействия.
Поскольку главным конструирующим элементом постмодернизации
121
считается знание, то человек, обладающий знанием, становится элементом развития общества. Этот подход активно выдвигался крупнейшими философами Д. Беллом, М. Кастельсом, П. Дракером, А. Этциони.
Традиционное представление о непрерывном образовании предписывает социально-ролевой подход, перспективу образования как обучение навыкам исполнение определенной социальной роли. Мы отмечаем, что среди слушателей структур ДПО больше тех, кто ориентирован на изменение профессии. Следовательно, в системе ДПО человек обучается реализации самостоятельных социальных перспектив, повышению «социальной новации». ДПО следует рассматривать как источник, существующий для удовлетворения экономических, социальных и иных потребностей общественного характера. В современном обществе образование является источником не абстрактного прогресса, а социальной уверенности людей, способом раскрытия связей с обществом, личной устроенности и веры в будущее.
Наиболее развита система ДПО в центральных, экономически развитых регионах России, где в структурах ДПО обучаются люди преимущественно «интеллектуального труда», для которых новые профессиональные знания являются средством сохранения профессиональной идентичности. Дополнительное профессиональное образование создает эталон определенного профессионального образца, закладывает в него потенциал реализации, способность воспринимать изменения и самому быть участником изменений. Современное гуманитарное знание вновь переживает поворот к демократизации, когда во главу угла всех социальных вопросов ставится человек.1
По информации Министерства образования и науки РФ ежегодно в системе ДПО повышают квалификацию, проходят переподготовку 1,4 млн. человек, а в субъектах Российской Федерации ведут обучение 900 учреждений ДПО. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., одобренная Правительством (РФ 29.12.2001), определяет задачи формирования в стране гибкой, высокоэффективной, стабильно развивающейся системы непрерывного образования. «По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 % общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного
1 Модернизация и глобализация: образы России в 21 веке.- М. 2002. С. 148.
122
периода».1
Наиболее актуальным является процесс создания оптимальной региональной системы непрерывного образования, интегрированной в экономическое пространство конкретного региона. Актуальным также является учет требований к образовательному и квалификационному уровням подготовки специалистов, потребностям реального сектора экономики, оценки демографической ситуации, уровня социальной мобильности молодежи и других возрастных групп населения. Правомерным будет вывод и о том, что уровень развития системы ДПО является индикатором развития экономики и организации управления региона. В качестве интегрированной модели можно назвать опыт создания Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов республики Татарстан, объединивший подразделения дополнительного профессионального образования вузов республики, а также Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, разработавший и внедривший программу «Сетевое взаимодействие базовых образовательных учреждений как ресурс развития системы начального профессионального образования в Кемеровской области». Результаты работы этих структур по обеспечению сетевого взаимодействия образовательных учреждений различного уровня по оптимизации объемов и структуры подготовки квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Татарстана и Кузбасса позволяют сделать вывод о том, что система ДПО является сегодня одним из стратегических приоритетов государственной образовательной политики.
В южных регионах России (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, республики Северного Кавказа) проходит процесс становления региональных систем непрерывного образования, определения траекторий взаимодействия с реальным сектором экономики региона. Модели непрерывного образования имеют свои социальные и территориальные особенности и процесс их формирования различается по темпам развития и интенсивности. Методика механического использования позитивного опыта, как российского так и зарубежного, без учета региональных особенностей и традиций, ментальности не дает ожидаемого результата.
Большинство вузов Ставропольского края, как системообразующих центров непрерывного образования, проводят активные мониторинго-
1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы. Образование в документах. - М. 2005. N«30. С. 15 - 30.
123
вые исследования регионального рынка труда, определяя спектр наиболее востребованных специальностей высшего профессионального и дополнительного профессионального образований. Анализ мониторинговых исследований и осуществление подготовки специалистов по новым специальностям высшего и дополнительного профессионального образований показывает, что существует непродуктивная практика дублирования специальностей, как правило, гуманитарного профиля в рамках одного территориального образования и даже одного вуза. В региональном масштабе отсутствует достоверное прогнозирование со стороны государственных и муниципальных органов власти, учебных заведений различного уровня, определяющее реальные кадровые потребности (как минимум на период от 1 года до 3-х лет) и соответственно, образовательные возможности. И если для системы высшего профессионального образования использование кадров, осуществляющих преподавание в традиционных форматах, является приемлемым, то для системы ДПО, быстро реагирующей на потребности рынка труда, остро стоит проблема привлечения преподавательских кадров, использующих инновационные приемы и методики обучения по новым направлениям подготовки.
Среди нерешенных проблем системы ДПО на региональном уровне необходимо выделить несовершенство существующей системы управления качеством ДПО с точки зрения удовлетворения требования всех заинтересованных сторон (личности, общества, государства, хозяйствующих субъектов, потребителей образовательных услуг). Значительной проблемой для системы ДПО в региональном аспекте является подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров, владеющих современными технологиями и методиками обучения, ориентированными на различные возрастные группы.
По прогнозам авторитетных специалистов, к 2008 г. различными формами последипломного обучения будет охвачено не менее 10-15%занято-го населения страны. Для разрешения этой проблемы, по самым приблизительным оценкам, необходимо увеличить «пропускную способность» отечественной системы ДПО в 3-4 раза. Именно системе ДПО предстоит стать одним из решающих связующих звеньев между высшим профессиональным образованием и социально-экономическими потребностями общества и государства.
124