Научная статья на тему 'Мониторинг как средство обеспечения качества дополнительного профессионального образования'

Мониторинг как средство обеспечения качества дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
skills development / Educational services / educational support / monitoring / Marketing research / система дополнительного профессионального образования / повышение квалифи- кации кадров / образовательные услуги / учебно-методическое обеспечение / мониторинг / марке- тинговое исследование / system of additional professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Лариса Викторовна

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) играет исключительно важную роль в системе образования Российской Федерации. Особенно ярко это проявляется в новых со- циально-экономических условиях в связи с выраженным дисбалансом рынка образовательных ус- луг и рынка труда, что ведет к дальнейшему снижению профессионального потенциала страны, падению конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда. Таким об- разом, проблема совершенствования мониторинга системы дополнительного профессионального образования стала особенно острой и социально значимой в современных рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of additional professional education (APE) plays a crucial role throughout the educational system of the Russian Federation. Especially it is clearly shown in the new socio-economic conditions in connection with an obvious imbalance in the education market and the labor market, leading to the further reduce of the professional capacity of the country and to the reduce of the competitiveness of Russian specialists in the global labor market. Thus, the problem of improving the monitoring system of additional vocational education became especially acute and socially relevant in todays market conditions.

Текст научной работы на тему «Мониторинг как средство обеспечения качества дополнительного профессионального образования»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК 378.046.4

МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Булатова Лариса Викторовна, начальник Центра ускоренного обучения, lbulatova67@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

The system ofadditional professional education (APE) plays a crucial role throughout the educational system of the Russian Federation. Especially it is clearly shown in the new socio-economic conditions in connection with an obvious imbalance in the education market and the labor market, leading to the further reduce of the professional capacity of the country and to the reduce of the competitiveness of Russian specialists in the global labor market. Thus, the problem of improving the monitoring system of additional vocational education became especially acute and socially relevant in today’s market conditions.

Система дополнительного профессионального образования (ДПО) играет исключительно важную роль в системе образования Российской Федерации. Особенно ярко это проявляется в новых социально-экономических условиях в связи с выраженным дисбалансом рынка образовательных услуг и рынка труда, что ведет к дальнейшему снижению профессионального потенциала страны, падению конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда. Таким образом, проблема совершенствования мониторинга системы дополнительного профессионального образования стала особенно острой и социально значимой в современных рыночных условиях.

Keywords: system ofadditional professional training, skills development, educational services, educational support, monitoring, marketing research

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, повышение квалификации кадров, образовательные услуги, учебно-методическое обеспечение, мониторинг, маркетинговое исследование

Проблема взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг существовала всегда. Она носит не только социальный, но и экономический характер.

Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики развития трудовых ресурсов страны. Механизмом решения данной проблемы должно стать эффективное взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда. Вместе с тем, повсеместно наблюдается рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг, что приводит к изменению структуры занятости населения, спроса, снижению объемов производства, услуг, росту безработицы.

В условиях рыночной экономики рынок труда и рынок образовательных услуг являют-

ся и «товарными рынками», где рабочая сила выступает как «товар», развитие идет по законам спроса и предложения. В таких условиях все более обостряются противоречия между потребностями рынка труда в рабочих кадрах и специалистах по одним специальностям и перепроизводством по другим.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) раньше других подсистем столкнулось с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Современные требования пришли в несоответствие с сохранявшимся на протяжении длительного времени узко функциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко нормативным характером, начался болезненный и противоречивый процесс перестройки содержания профессионального образования в контексте регионализации образования.

72 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 /№ 2

Мониторинг как средство обеспечения качества дополнительного профессионального...

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка необходимы сегодня большинству действующих специалистов и руководителей предприятий, организаций, учреждений. В профессиональной переподготовке и повышении квалификации нуждаются мигранты, бывшие военнослужащие, безработные и все, кто стремится жить в новых экономических условиях с учетом требований рынка. По статистике около 50% выпускников высших и средних специальных учебных учреждений после их окончания работают не по специальности. Это значительно увеличивает число нуждающихся в ежегодной профессиональной переподготовке.

Потенциальный контингент отечественной системы ДПО насчитывает уже сегодня порядка 20 млн специалистов. Если учитывать принятые в мире нормы периодичности повышения квалификации к профессиональной переподготовке (не более чем 2—3 года), то пропускная способность существующей системы ДПО должна быть увеличена приблизительно в три раза. Необходимость массовой профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей для обеспечения проводимых в России реформ, поддержания в дальнейшем высокого уровня квалификации кадров требует построения гибкой системы ДПО, быстро реагирующей на меняющиеся обстоятельства как в регионах, так и в обществе в целом.

Образовательные учреждения слабо реагируют на изменяющиеся потребности рынка труда, требования работодателей, в основном ориентируясь на конъюнктурные образовательные потребности абитуриентов, в этом наиболее «преуспела» высшая школа. Без радикальных изменений в системе профессионального образования все более будет усугубляться несоответствие между вновь подготовленной рабочей силой и требованиями работодателей. Сегодня выпускникам профессиональной школы недостаточно профессиональных и социальных компетенций, в том числе навыков трудоустройства, построения профессиональной карьеры, поиска работы. Более того, значительная часть выпускников учреждений среднего и особенно начального профессионального образования не ориентированы на трудоустройство не только по своей специальности, но и в рамках отраслевой специализации своего учебного заведения. Вы-

пускники профессиональных учебных учреждений вынуждены вновь проходить обучение в учебных центрах предприятий, на курсах, организованных службой занятости, в системе ДПО, другими словами, в организациях, наиболее чутко реагирующих на запросы работодателей [5].

Таким образом, с учетом изменений, происходящих в современном обществе, их влияния на практику подготовки специалистов, возникает необходимость научного осмысления состояния и определения тенденций развития ДПО как в масштабах всего общества, так и в условиях конкретного региона. Такая необходимость обусловлена рядом обстоятельств:

• отставанием ДПО от современных запросов к специалисту и гражданину со стороны общества и производства;

• изменением взгляда на человека, рассматриваемого не только в качестве «знающего и умеющего» специалиста, а как целостную личность, духовно богатую, ответственную за себя, своих близких, за все общество;

• возникновением новых типов негосударственных образовательных учреждений в самой системе ДПО и их влиянием на поступательное развитие всей системы профессиональной подготовки;

• повышением роли региональных факторов в развитии ДПО в России.

Концепция модернизации российского образования определяет основную цель профессионального образования следующим образом: «подготовка квалифицированного

работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребности личности в получении соответствующего образования». Создание необходимых предпосылок для формирования нового типа работника требует модернизации системы профессионального образования, позволяющей не только удовлетворить потребности молодежи в личностном и профессиональном самоопределении, но и в течение всей трудовой жизни оставаться конкурентоспособным специалистом, гото-

73

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

вым к непрерывному профессиональному образованию, самосовершенствованию. Не секрет, что нередко знания, умения, навыки выпускников системы профессионального образования устаревают еще до того, как они приступят к работе.

Система непрерывного профессионального образования трактует образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и ее всестороннего духовного обогащения. Она позволяет представить процесс развития личности, ее становления в виде лестницы, каждая ступенька которой отмечает последовательное движение человека к более высокому уровню своего образования. Предоставить возможности по развитию профессиональных компетенций в течение всей жизни призвана система дополнительного образования. Именно она должна стать фактором повышения качества трудовых ресурсов [2].

Практика показывает, что возникшее противоречие между рынком труда и рынком образовательных услуг отчасти решается с помощью согласования объемов, профилей подготовки кадров с территориальными органами службы занятости, перехода на целевой заказ предприятий в подготовке.

Кардинальное решение проблемы требует совершенствовать систему прогнозирования развития экономики региона и определения потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных нужд молодежи с учетом их склонностей и потребностей экономики.

Мониторинг в образовании (от лат. Monitor — напоминающий, надзирающий) — это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [5].

Образовательный мониторинг — это специально организованное, целевое, системное наблюдение за качеством образования в системе образовательных учреждений, позволяющее отслеживать как отклонения от государственных образовательных стандартов, так и уровень удовлетворения образовательных потребностей населения; Это способ организационно-информационных потоков в системе образовательных учреж-

дений, осуществляемый через упорядочение и стандартизацию сбора, обработки, хранения и анализа информации.

Предметом мониторинга системы профессионального образования являются рынки образовательных услуг. В процессе мониторинга проводится наблюдение за участниками рынков: потребителями в лице обучающихся и работодателей, а также производителями услуг — образовательными учреждениями.

Специфика мониторинга в образовании определяется накоплением и структуризацией информации о становлении и развитии качества образования, эффектом влияния образовательного учреждения (условий организации образовательного процесса) на качество образования [4]. Материалы мониторинга позволяют исследовать закономерности образовательных процессов, выявлять и устанавливать типологию проблем управления, отслеживать и оценивать эффективность последствий и вторичных эффектов принятых решений. Результаты мониторинга могут служить основанием для проведения государственной политики развития системы образования в соответствии со среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации и для принятия управленческих решений по финансовому обеспечению развития системы образования за счет концентрации государственных ресурсов на решении наиболее острых проблем общенационального и территориального развития, согласования и координации деятельности органов образования.

Учреждения системы ДПО, как любые образовательные учреждения, решают те же социально значимые задачи, однако образовательный процесс в учебных заведениях системы ДПО кардинально отличается от других систем образования. Главным отличительным моментом является то, что образовательный процесс более гибок и имеет четкую направленность на профессиональную деятельность специалистов, проходящих обучение. Пока в учреждениях системы ДПО главенствует учебно-административный контроль, который осуществляет получение информации бессистемно при отсутствии конкретных показателей оценки работы учащихся и преподавателей. Пересмотр процесса обучения происходит, в основном, формально, с последующей констатацией необоснованных фактов. С таким подходом невозможно не только дать объек-

74

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Мониторинг как средство обеспечения качества дополнительного профессионального...

тивную оценку образовательному процессу в учреждениях системы ДПО во время контроля, но и выявлять потребность в дальнейшем развитии и внесении корректировок в процесс обучения [4]. Поэтому появляется необходимость совершенствования программ обучения в учреждениях ДПО. Для этих целей должен использоваться мониторинг образовательного процесса. Он должен отвечать следующим требованиям:

1) дать оценку состояния и изменений системы ДПО;

2) обеспечивать комплексную характеристику процессов, происходящих в системе ДПО;

3) обеспечить регулярное накопление сопоставимой информации о состоянии и развитии системы ДПО;

4) создать достойный уровень информационного обеспечения системы ДПО.

Целью данного мониторинга является обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по изменению состояния системы ДПО в целом, или ее отдельных подсистем, отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых системой образовательных учреждений и эффективность управления качеством образования. Данные, полученные в процессе, позволят внедрить в систему ДПО методологию научных исследований в области мониторинга качества подготовки специалистов [2]. Это, в свою очередь, позволит учреждениям ДПО конкурировать на рынке образовательных услуг и найти ответ на вопрос, как улучшить процесс обучения, повысить эффективность процессов управления и повысить рыночную привлекательность учреждений ДПО на рынке образовательных услуг.

Задачи мониторинга должны быть распределены по нескольким уровням иерархии в соответствии с принятыми уровнями управления: федеральным, субъектов федерации и муниципальными, а также должен присутствовать уровень предприятий. На нижних уровнях иерархии основной задачей является количественная оценка потребности в образовательных услугах на основе мониторинга рынков труда и с учетом региональных концепций развития регионов. На верхнем уровне должен быть сосредоточен контроль качества образовательных услуг, а также управление развитием системы образования РФ с учетом новых и перспективных направлений подготовки [1].

Перечислим основные задачи, решаемые в ходе мониторинга развития системы ДПО:

• сбор, анализ и систематизация полученных сведений о состоянии и развитии системы образования;

• разработка критериев, позволяющих получить объективное представление о состоянии системы образования, качественных и количественных изменениях в ней;

• обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в системе образования;

• информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений;

• выбор методов и оценок анализа накопленных данных;

• прогнозирование развития системы ДПО, ее подсистем, объектов и процессов;

• подготовка рекомендаций по проблемам развития системы ДПО.

Реализация мониторинга в сфере ДПО предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:

• отчетности, утвержденной нормативными актами федерального и регионального уровня;

• документов и материалов, полученных в ходе контроля и надзора;

• результатов анкетирования и социологических обследований, осуществляемых по запросам федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также предусмотренных программами развития соответствующих образовательных систем и годовыми планами работ;

• результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований;

• информации средств массовой информации;

• результатов научных исследований;

• результатов независимых международных исследований и др.

В процессе проектирования модели мониторинга в сфере ДПО и апробации разных видов мониторинговых исследований предполагается добиться следующих результатов:

1) получить достоверную и объективную информацию об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;

2) систематизировать информацию, повысить ее оперативность и доступность;

75

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

3) оптимизировать информационные потоки, формируемые на различных уровнях региональной образовательной системы;

4) разработать и использовать единые нормативные материалы, методики диагностики;

5) создать механизм мониторинговых исследований на всех уровнях;

6) подготовить программное и инженернотехническое обеспечение мониторинга на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники;

7) совершенствовать технологии информационно-аналитической деятельности;

8) своевременно выявлять изменения в исследуемой сфере и вызвавшие их факторы для принятия оперативных управленческих решений;

Литература

9) обеспечить органы управления, организации, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга. Развитие мониторинга ДПО даст значительный материал для совершенствования системы управления ДПО. Материалы мониторинга позволят исследовать закономерности образовательных процессов, выявить и установить типологию проблем управления, отследить и оценить эффективность последствий и вторичных эффектов принятых решений, совершенствовать программы и условия образовательного процесса, вывести на рынок те или иные востребованные услуги, выявить недостаточность ресурсов для реализации программ ДПО.

1. АнисимовП.Ф.. ПлатоноваН.А., ТанееваЕ.Ш., Кривошеева Т.М. Мониторинг дополнительного профессионального образования: отечественный опыт: Учебное пособие. М.: ФГОУВПО «РГУТиС». М., 2008.

2. Васильев В.Н. Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образовательных ресурсов Российской Федерации на период до 2015 года / В.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин, Л.М. Потупалова // Образовательная среда сегодня и завтра. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27—30 сентября 2006 года). М.: Рособразование, 2006.

3. Вапнярская О.И. Разработка методики мониторинга дополнительного профессионального образования // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 2 (9).

4. Зарипова Н.Ш. Совершенствование системы мониторинга, изерения в организациях дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. 2009. № 6.

5. Крутий И.Н. Дополнительное образование и рынок труда // Мониторинг общественного мнения. 2009. № 1 (89).

6. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты /Науч. рук. А.Е. Карпухина. М.: Макс Пресс, 2006.

УДК 371:351.851; 374.02; 316.334:37

I ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ I В ПРОФИЛЬНОМ ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ

Дусенко Светлана Викторовна, кандидат социологических наук, доцент, начальник Ресурсного

центра повышения квалификации кадров для индустрии туризма,

зав. кафедрой «Организация и технологии в гостиничном бизнесе», svd337@list.ru,

Кирилина Наталья Анатольевна, начальник Учебно-методического центра, kirilinana@inbox, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article considers the experience of skills development of tourism in high school. The author reveals the problems and prospects of professional tourism education.

В статье анализируется опыт организации повышения квалификации кадров в профильном туристском вузе. Рассматриваются проблемы и перспективы профессионального туристского образования.

76

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.