Научная статья на тему 'Разработка методики мониторингадополнительного профессионального образования'

Разработка методики мониторингадополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вапнярская О. И.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) играет все возрастающую роль в социально-экономическом развитии страны. В настоящее время система ДПО выполняет не только функцию социализации человека в условиях постоянно меняющихся требований работодателя, но и служит инструментом гармонизации нужд экономики в трудовых ресурсах. В связи с этим мониторинг становится важнейшим фактором формирования информационного обеспечения принятия управленческих решений относительно системы ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вапнярская О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment Methods in the Further Vocational Training

Further vocational training affects the socio-economic development in Russia. The educational system is not only a way of socialization in changing the labor market, but also an instrument to balance the needs of the economy (in the workforce) and the capacity of education. Therefore, monitoring is a key factor in the information support for the decision-making process in the system of further vocational education.

Текст научной работы на тему «Разработка методики мониторингадополнительного профессионального образования»

УДК 338.46

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вапнярская О.И.,

кандидат экономических наук, доцент, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Further vocational training affects the socio-economic development in Russia. The educational system is not only a way of socialization in changing the labor market, but also an instrument to balance the needs of the economy (in the work force) and the capacity of education. Therefore, monitoring is a key factor in the information support for the decision-making process in the system of further vocational education.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) играет все возрастающую роль в социальноэкономическом развитии страны. В настоящее время система ДПО выполняет не только функцию социализации человека в условиях постоянно меняющихся требований работодателя, но и служит инструментом гармонизации нужд экономики в трудовых ресурсах. В связи с этим мониторинг становится важнейшим фактором формирования информационного обеспечения принятия управленческих решений относительно системы ДПО.

Ключевые слова: мониторинг, дополнительное профессиональное образование, методика.

Совершенствование научно-методического обеспечения управления образованием требует формирования адекватной информационной базы. Методология мониторинга как основного средства изучения современной картины дополнительного профессионального образования (ДПО) в России предполагает учет передового зарубежного опыта на основе данных анализа и обобщения международного опыта мониторинга непрерывного образования взрослых и его адаптацию к системе российского ДПО; придание системного характера мониторинговым исследованиям развития ДПО в Российской Федерации.

В связи с этим мониторинг развития системы ДПО в России должен проводиться на двух уровнях (рис. 1):

1) мониторинг ДПО на национальном (федеральном) уровне с целью определения преимущественно социальных параметров развития — доступности и охвата населения;

2) мониторинг ДПО на региональном (субъект федерации, местное самоуправление) уровне с целью определения преимущественно социально-экономических параметров развития — соответствия стратегии социальноэкономического развития территории и

адекватности рынку труда, т.е. потребностям экономики (рис. 1).

Мониторинг ДПО на обоих уровнях должен отвечать следующим требованиям [1,2]:

• обеспечивать комплексную характеристику процессов, происходящих в системе ДПО;

• давать оценку состояния и изменений системы ДПО и обеспечивать экспертизу форм, методов состояния и развития системы ДПО, ее компонентов и подсистем;

• создавать условия для сравнительносопоставительного анализа оценок и изменений системы в целом и ее отдельных элементов;

• обеспечивать регулярное накопление сопоставимой информации о состоянии и развитии системы ДПО, которая необходима для анализа и прогноза;

• создавать информационную базу принятия обоснованных управленческих решений.

В основу разработки методики положен смешанный тип мониторинга, характеристики которого сформированы на основании изученного зарубежного опыта и с учетом российской практики организации ДПО [2,3]. Указанный тип объединяет основные элемен-

Рис. 1. Уровни проведения мониторинга развития системы ДПО в России

ты и методологию следующих частных форм мониторингов в образовании:

• информационный мониторинг, который позволяет аккумулировать, систематизировать и распространить результаты анализа известных статистических данных и дает предварительные или предельные результаты для определения последующих мониторинговых исследований;

• базовый мониторинг предназначен для определения нежелательных отклонений в развитии системы ДПО и ее элементов от заданных стратегий и планов развития;

• проблемный мониторинг должен использоваться как дополнительный инструмент, позволяющий выявить и более глубоко охарактеризовать и проанализировать существующие проблемы;

• при реформировании или осуществлении какого-либо проекта может использоваться управленческий мониторинг, нацеленный на отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов управленческих решений;

• по преобладающим средствам проведения целесообразно использовать социо логический, психоло гический, экономи ческий и демографи

1. Технологическая стадия мониторинга

2. Практическая стадия мониторинга

3. Результативная стадия мониторинга

ческий мониторинг систематического и нестатического характера;

• мониторинг сферы ДПО должен быть динамическим, т.е. основываться на данных о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.

Основываясь на результатах анализа технологий мониторинга системы ДПО, в т.ч. за рубежом [1,2,3], считаем целесообразным предложить следующую методику проведения мониторинга (рис. 2.).

Главной целью проведения мониторинга развития системы ДПО в России является обеспечение разработки управленческих решений различного уровня в отношении данной системы достоверной информационной базой.

^Подготовительный этап:

1.1. Постановка целей мониторинга

1.2. Формулировказадачмониторинга

1.3. Отбор показателей и источников информации для мониторинга

X

2.1.Аналитическийэтап:

2.1.1. Разработка информационных форм мониторинга

2.1.2. Выборметодовсбораи анализа информации

2.1.3. Сбор и анализ информации

2.2. Прогностический этап

2.2.1. Формулировка выводов, тенденций, рекомендаций

2.2. Коррекционныйэтап -осуществлениекоррекционныхмер

2.3. Диагностический этап-

оценка эффективности принятых коррекционных мер

3. Итоговый этап -определение эффективности мониторинга

Рис. 2. Общая схема методики проведения мониторинга ДПО

1. Технологическая стадия мониторинга. Подготовительная стадия мониторинга сводится к выполнению задач подготовительного этапа, т.е. к разработке концепции мониторинга. Главная цель мониторинга системы ДПО — обеспечение принятия обоснованных управленческих решений по изменению состояния системы ДПО в целом или ее отдельных подсистем, объектов, процессов.

При принятии управленческих решений в сфере ДПО целесообразно учитывать выделение целей преимущественно социального и экономического характера. К целям социального характера (социальной направленности), направленным на соблюдение социальной справедливости в развитии системы ДПО, следует отнести:

• обеспечение доступности программ ДПО для всех категорий населения;

• повышение охвата населения ДПО;

• повышение качества разработки образовательных программ в системе ДПО.

К категории целей преимущественно экономического характера (экономической направленности) следует отнести обеспечение экономики соответствующим образом подготовленным кадровым резервом:

• удовлетворение существующих и прогнозируемых потребностей рынка труда специалистами определенных квалификаций;

• развитие системы ДПО в соответствии с принятой стратегией социальноэкономического развития территории;

• повышение социально-экономической эффективности функционирования системы ДПО;

• обеспечение информационной базы разработки экономических механизмов развития системы ДПО.

Формулировка задач мониторинга системы ДПО должна соответствовать поставленным целям. К информационным задачам мониторинга следует отнести:

• отбор показателей (индикаторов, информации) мониторинга;

• установление возможных источников информации;

• разработку информационных форм мониторинга;

• сбор данных и аккумулирование репрезентативного массива мониторинговых показателей;

• классификация и систематизация полученной информации о системе ДПО, ее отдельных подсистемах, объектах и процессах;

• формирование соответствующих баз данных и иных массивов информации, сопоставимых между собой по показателям и временным периодам;

• предоставление заинтересованным юридическим и физическим лицам, в т.ч. субъектам государственного управления и местного самоуправления.

Аналитическими задачами мониторинга считаем:

• выбор методов анализа данных, подготовку аналитических (информационноаналитических) форм, инструментов, программного и технического оснащения;

• системный анализ и оценку накопленной информации для текущего периода и сопоставление ее с результатами прошлых мониторингов;

• выбор целевых и формирование интегрированных оценок, анализ и трактовка результатов анализа;

• разработка аналитических выводов.

К прогностическим задачам мониторинга следует отнести:

• прогнозирование развития системы ДПО, ее отдельных подсистем, объектов и процессов;

• подготовка рекомендаций по проблемам развития системы ДПО, ее отдельных подсистем, объектов и процессов.

Рассмотрим схему возможных задач в соответствии с основными целями мониторинга (табл. 1, с. 39). Приведенные в таблице задачи представляют собой типовые формулировки. В зависимости от конкретно поставленных целей проводимого мониторинга, перечень и трактовка задач должны меняться.

Основными источниками информации для мониторинга системы ДПО являются:

1) внутренние источники — данные образовательных учреждений-участников системы ДПО, результаты опросов слушателей программ ДПО, статистика образования, формируемая в различных ведомствах;

2) внешние источники — данные переписи населения, служб занятости, исследования рынка труда и занятости населения, проводимые различными службами и организациями, показатели социально-экономического развития территории, опросы населения.

Таблица 1

обобщенная характеристика индикаторов мониторинга системы дпо____________________

Цель Задачи

Преимущественно социальные цели и задачи

обеспечение доступности программ ДПО для всех категорий населения Анализ структуры ДПО (по программам, образовательным учреждениям и пр.участникам) Анализ ценовой доступности программ ДПО для населения различных категорий (поло-возрастных, социальных) Анализ территориальной доступности программ ДПО для населения различных категорий (поло-возрастных, социальных)

повышение охвата населения ДПО Анализ доли слушателей и желающих стать слушателями программ ДПО по следующим критериям: социальному (доходному) критерию; поло-возрастным критериям; первоначальному образованию; виду занятости, отраслям занятости. Выявление участия ДПО в решение социальных проблем

повышение качества разработки образовательных программ в системе ДПО Анализ отзывов слушателей о прослушанных программах ДПО Анализ постпрограммных траекторий Анализ соответствия профилей компетенции выпускников и требований работодателей Анализ методического обеспечения программ ДПО

Преимущественно экономические цели и задачи

удовлетворение существующих и прогнозируемых потребностей рынка труда специалистами определенных квалификаций Анализ структуры кадров-выпускников системы ДПО и потребностей экономики и рынка труда (текущей и прогнозируемой) Анализ причин и последствий выбора программ ДПО Выявление барьеров в развитии ДПО и рынка труда Выявление потребностей в специалистах и их компетенциях

развитие системы ДПО в соответствии с принятой стратегией социально-экономического развития территории Сравнительно-сопоставительный анализ стратегии социальноэкономического развития территории и структуры кадров-выпускников системы ДПО и потребностей экономики и рынка труда (текущей и прогнозируемой) Определение участия ДПО в развитии региона Определение совокупных потребностей экономики региона в выпускниках ДПО

повышение социально-экономической эффективности функционирования системы ДПО Выявление барьеров развития ДПО Определение социально-экономического эффекта системы ДПО на социально-экономическое развитие региона Выявление потенциала ДПО

обеспечение информационной базы разработки экономических механизмов развития системы ДПО Отбор, накопление, систематизация и хранение информационных баз данных о системе ДПО

В соответствии с возможными задачами мониторинга системы ДПО представим систему показателей мониторинга [1, 2] (табл. 2).

Перечень данных показателей может быть также дополнен при разработке программы конкретного мониторинга.

2. Практическая стадия мониторинга.

Информационные формы мониторинга системы ДПО разрабатываются с целью опти-

мизации процесса сбора, накопления и анализа информации. Информационные формы содержат образцы таблиц, которые должны быть заполнены данными соответствующей категории в абсолютных и/или относительных величинах. Информационные формы могут быть применены как генеральные формы, отражающие собранный массив информации по учебным заведениям территории.

Таблица 2

показатели мониторинга дпо

Данные Показатели мониторинга ДПО

Структурные показатели (внутренние)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место ДПО в системе образования территории Количество (доля) учебных заведений, где реализуются программы ДПО Структура учебных заведений, где реализуются программы ДПО, по территориям региона; отраслевой специализации; по организационно-правовой форме, по ведомственной подчиненности Материальная оснащенность учебных заведений (площадь, оборудование, обстановка, техническое оснащение и пр.), и использование системой ДПО Структура программ ДПО по отраслевой специализации, направлениям подготовки, форме обучения (очной, дистанционной, выходного дня, модульной и пр.); по источнику финансирования программ ДПО (бюджетные средства, частные средства организаций и граждан, средства государственных и иных фондов, в т.ч. гранты и пр.); по требованиям к первоначальной квалификации слушателей Численность и структура преподавателей в зависимости от уровня подготовки преподавателя и читаемых дисциплин для блока программ ДПО Численность прочего персонала учебных заведений различного уровня профессионального образования, занятого в процессе предоставления услуг ДПО Структура информационных ресурсов (наличие доступа к информационным ресурсам), которые имеются в учебных заведениях различного уровня профессионального образования (библиотека, в т.ч. электронная, сеть Интернет и пр.) и предназначены для слушателей программ ДПО Число и структура образовательных программ ДПО (по уровню и направлениям), по которым учебным заведением разработан собственный (уникальный) комплекс учебных материалов или педагогические методики; получил официальное одобрение (признание) профессионального объединения (или объединения предприятий, органов управления и пр.) Структура образовательных программ ДПО (по уровню и направлениям), введенных/закрытых в течение последних 3-5 лет по учебным заведениям различного уровня

Слушатели ДПО Численность учащихся в учебных заведениях различного уровня профессионального образования по соответствующим программам Численность слушателей программ ДПО в учебных заведениях различного уровня профессионального образования по группам в зависимости от уровня предыдущего образования Численность слушателей программ ДПО в учебных заведениях различного уровня профессионального образования по группам в зависимости от выбора обучения (самостоятельный выбор, по направлению предприятий, по направлению служб занятости и пр.) Структура слушателей программ ДПО в учебных заведениях различного уровня профессионального образования по поло-возрастным характеристикам; принадлежности к группам по уровню дохода; уровню и виду предыдущей (текущей) занятости Удельный вес (и структура) слушателей программ ДПО в учебных заведениях различного уровня профессионального образования, которые во время обучения по выбранной программе проходят обучение по совместным, открытым или дистанционным видам образования Удельный вес (и структура) слушателей программ ДПО в учебных заведениях различного уровня профессионального образования, которые во время обучения по выбранной программе проходят обучение на дополнительных курсах (кружках, секциях, посещают факультативы и пр.) Удельный вес (и структура) слушателей программ ДПО в учебных заведениях различного уровня профессионального образования, собирающихся по окончании обучения работать по приобретаемой профессии; продолжить обучение в связи с приобретаемой профессией; использовать приобретенные навыки вне работы.

Структурные показатели (внешние)

Потребность в кадрах Фактическая потребность в кадрах по отраслям и квалификациям Перспективная(прогнозируемая) потребность в кадрах Структура и перспективы развития форм занятости

Демографические данные Половозрастная структура трудовых ресурсов и незанятого населения Прогноз половозрастной структуры (потребностей и выбытия) трудовых ресурсов и незанятого населения

Социальноэкономическая среда региона Прогноз трудовой миграции населения (внутрирегиональной и внешней) Прогноз развития отдельных отраслей и потребностей в кадрах Социальные проблемы

продолжение таблицы 2

Данные Показатели мониторинга ДПО

Многокритериальные генерализованные показатели

Доля взрослого населения в ДПО Индекс SPR - отношение числа взрослых, вовлеченных в непрерывное образование за данный период, к общей численности взрослых (24-65 лет)

Время, затраченное на обучение в системе ДПО Индекс 1РИ - Индекс SPR, умноженный на среднее количество часов обучения в неделю среди обучающихся взрослых за рассматриваемый период

Субъективные показатели

Данные социологических и маркетинговых исследований Показатели ожиданий, мотивов, потребностей и информационной компетентности людей, вовлеченных в систему непрерывного образования, их оценки, отношения и знания о доступности и качестве обучения

Для экономии времени и трудовых затрат сразу могут разрабатываться информационноаналитические формы, содержащие сравнение с базовыми (нормативными) величинами. Сбор информации может осуществляться в следующих формах.

Метод самообследования предполагает, что участники системы ДПО самостоятельно заполняют информационные формы мониторинга. Этот метод может быть применен для опросов учебных заведений и слушателей программ ДПО.

Методы опроса, анкетирования, интервьюирования и другие аналогичные методы применяются для организации сбора субъективных данных о мнениях слушателей программ ДПО и для выяснения намерений занятого или незанятого населения в отношении участия в ДПО. Методы предполагают проведение предварительной работы по разработке опросных листов (анкет) в соответствии с поставленными задачами опроса. Поскольку собираются первичные данные, то следует планировать значительные трудовые и временные затраты на их обработку.

Методы сбора вторичных данных предполагают выбор известных и общедоступных показателей из следующих источников:

• программные документы федерального, регионального и местного уровней;

• средства массовой информации;

• материалы ведомств федерального уровня и соответствующих региональных (местных) органов управления: Росстата, служб занятости и социальной политики, образования и пр.

Методы анализа собранной информации могут различаться в зависимости от уровня задач мониторинга. Так, мониторинг, проводимый на федеральном уровне должен сопровождаться изучением данных в соответствии с методологией системного анализа, показывающего влияние системы ДПО на социальноэкономическое развитие страны. На уровне субъекта федерации, местного самоуправления допустимо использование теоретикоигровых методов анализа, сравнительносопоставительного анализа и т.п.

Сбор и анализ информации для мониторинга системы ДПО должны проводиться в строго установленные сроки. Поскольку деятельность учебных заведений подчиняется определенным календарным планам, мониторинг целесообразно проводить ежегодно по окончании учебного года (в течение июля). Сбор информации должен быть осуществлен в течение первой декады июля, а оставшееся время посвящено обработке и анализу данных. Публикация результатов мониторинга целесообразна в начале августа, когда у учебных заведений остается возможность и время для коррекции образовательной политики в сфере ДПО на будущий учебный год. Для дифференциации целевых мониторингов целесообразно проводить мониторинг два раза в год — по окончании первого семестра (декабрь-январь) и по окончании учебного года.

Особенности представленных подготовительного и аналитического этапов на различных уровнях мониторинга представлены в табл. 3.

Основная задача прогностического этапа - формулировка выводов, выявление тенденций, разработка рекомендаций.

Результаты мониторинга должны давать полную картину развития системы ДПО. Выводы мониторинга должны касаться:

• структуры программ ДПО;

• структуры ресурсов, вовлеченных в систему ДПО;

• структуры слушателей программ ДПО;

• потенциала системы ДПО;

• качества программ ДПО;

• проблемам развития системы ДПО;

• соответствия нуждам экономики;

• роли в решении социальных задач.

Выявление тенденций в системе ДПО должно быть коррелированно с тенденциями и стратегией социально-экономического развития территории. Соответственно, рекомендации по развитию системы ДПО должны быть на-

правлены на достижение баланса с социальноэкономическим развитием территории.

Коррекционный этап подразумевает осуществление коррекционных мер в системе ДПО. По нашему мнению, возникновение данного этапа будет характерно для мониторинга на уровне местного самоуправления, когда коррекционные меры осуществляются в относительно короткий промежуток времени и в течение учебного года становится возможным отследить их результат. Эта работа уже будет осуществляться на следующем этапе. Оценка эффективности принятых коррекционных мер может потребовать пересмотра отдельных массивов информации.

3. Результирующая стадия мониторинга.

Итогово-диагностический этап должен позволить определить эффективность проведенного мониторинга. Под эффективностью проведенного мониторинга понимается анализ

Таблица 3

особенности подготовки мониторинга развития системы дпо в России на различных уровнях

Этап мониторинга Федеральный уровень Региональный уровень

Уровень субъекта федерации Уровень местного самоуправления

Подготовительный этап

1.1. Постановка целей мониторинга Преимущественно цели социальной направленности Преимущественно цели экономической направленности Преимущественно цели социально-экономической направленности

1.2. Формулировка задач мониторинга Проведение анализа и формулировка выводов относительно доступности, распространенности системы ДПО, социальной справедливости в ее развитии, качестве программ Проведение анализа и формулировка выводов относительно соответствия развития ДПО стратегии социально-экономического развития территории, преимущественно в разрезе отраслевого развития, развития рынка труда, форм занятости населения и пр. Проведение анализа и формулировка выводов относительно соответствия развития ДПО стратегии и программам развития муниципального образования, в части развития социальной сферы и социального обеспечения населения, экономического развития

1.3. Отбор показателей и источников информации для мониторинга Особое внимание уделяется генерализованным показателям Особое внимание уделяется структурным показателям Особое внимание уделяется структурным и субъективным показателям

Аналитический этап

2.1.1. Разработка информационных форм мониторинга Осуществляется по определенным формам, период пересмотра которых 5 и более лет Основывается на формах мониторинга федерального уровня, которые дополняются специфическими показателями и формами Основывается на формах мониторинга уровня субъекта федерации, которые дополняются специфическими показателями и формами

2.1.3. Сбор и анализ информации Сроки мониторинга целесообразно установить единые для всех уровней проведения. Анализ информации может осуществляться либо уполномоченным органом, либо экспертной организацией, выбранной согласно конкурсу.

степени выполнения поставленных исследователями задач; востребованности результатов мониторинга; экономическая эффективность мониторинга, как анализ отношения затрат и предполагаемого эффекта.

ДПО за рубежом рассматривается как элемент непрерывного образования, которое в соответствии с определением Европейской комиссии представляется как совокупность целенаправленных действий (как формальных, так и неформальных), предпринимаемых субъектами непрерывно с целью совершенствования своих знаний, навыков и компетенций в рамках существующих институциональных возможностей.

Непрерывное образование, в т.ч. ДПО, выступает как система целевых стратегий людей относительно развития собственного образовательного уровня на протяжении всей жизни, поэтому есть необходимость учета ряда других элементов: личные устремления людей, экономики региона. В результате мониторинговые исследования системы ДПО расширяют объект, включая такие направления, как изучение потребительских предпочтений, факторов формирования спроса на выпускников программ ДПО, анализ сложившейся формализованной и неформализованной структуры ДПО, процессов, происходящих в системе ДПО, поэтапности использования системы ДПО потребителем, кросс-региональные сопоставления.

Литература

1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Ч. 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

2. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. Науч. рук. А.Е.Карпухина. М: МАКС Пресс, 2006

3. Мокшеев В.А. Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании // Педдиагности-ка. 2005. № 5.

УДК 504.064.4

о профессиональной подготовке специалистов в системе сервиса при решении в российских городах проблемы коммунальных отходов

Шубов Л.Я., доктор технических наук, профессор,

Доронкина И.Г., преподаватель,

Борисова О.Н., преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The authors examine the challenges of the environmental management services in addressing the waste problem, and describe the educational methodology for the professional training in management. The paper compares curricula of the Russian State University for Tourism and Service (RGUTiS) with other universities and indicates the integrated approach to solving the problem of municipal waste and the depth of study in RGUTiS. The authors review the textbooks and teaching materials presented by the Russian State University for Tourism and Service.

Рассмотрены задачи сервиса природоохранной деятельности при решении проблемы отходов, а также особенности методологии образовательной деятельности при подготовке специалистов в системе обращения с коммунальными отходами. Подчеркнуты главные отличия программы обучения студентов в РГУТи С от других вузов — комплексный подход к решению проблемы коммунальных отходов и глубина её изучения. Дан обзор учебной литературы и методических материалов, разработанных в РГУТиС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.