ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 338.242
разработка предложений по использованию передового зарубежного опыта мониторинга системы дополнительного профессионального образования в российской федерации
Танеева Е.Ш.,
кандидат экономических наук, доцент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
International experience in the area ofmonitoringforfurther vocational training is relevant for the improvement of the monitoring system in Russia. The author suggests ways of using the valid international practice for the assessment of the national vocational education.
Мониторинг системы ДПО в России еще недостаточно развит. Изучение зарубежного опыта мониторинга системы ДПО показало, что многие формы могут быть использованы в отечественной системе профессионального образования. В данной статье автором разработаны предложения по использованию передового зарубежного опыта мониторинга системы ДПО в РФ.
Ключевые слова: зарубежный, опыт, мониторинг, дополнительное профессиональное образование, предложения, использование, Российская Федерация.
Автором был подробно проанализирован отечественный опыт мониторинга системы ДПО. В результате можно отметить следующие особенности развития системы ДПО в России.
1. Масштабы системы ДПО в Российской Федерации значительны и характеризуются следующими данными: по состоянию на 1 января 2002 года в России насчитывалось около 2 тыс. образовательных учреждений и структурных подразделений ДПО (включая внутрифирменное обучение на производстве). В 2006/2007 учебном году в них обучалось более 1,4 млн человек, причем более 1,3 млн человек повысили квалификацию, прошли профессиональную переподготовку около 90 тыс. человек, что сопоставимо с другими уровнями системы образования РФ [2].
2. Распределение образовательных учреждений и структурных подразделений ДПО с учетом территориального размещения носит весьма неравномерный характер и не в полной мере соответствует потребностям регионов в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработ-
ных граждан, и граждан, уволенных с военной службы.
3. Мониторинг деятельности учреждений ДПО ведется с использованием формы государственной статистической отчетности № 1-пк, информация по которой предоставляется один раз в год и не носит оперативного характера. Таким образом, на текущий момент степень использования инструментальных и математических методов в системе мониторинга ДПО крайне низкая. Мониторинг не отвечает требованиям оперативности и основан на устаревшей технологии, ограничен сведениями, предоставляемыми по форме №1-пк, что не позволяет решать задачи оценки качества образовательных услуг и качества образования, проводить различного рода экспресс-анализ.
4. Техническая оснащенность многих учреждений ДПО недостаточна, в частности, отсутствует выход в Интернет. Форма статистической отчетности №1-пк предоставляется такими учреждениями в управляющий орган отпечатанной на печатной машинке.
5. На сайте Государственной академии инноваций (ГАИн) предпринята попытка раз-
ОБРАЗОВАНИЕ
мещения каталога учреждений ДПО, имеется возможность добавить отсутствующее учреждение в этот каталог. Однако пока рано говорить о комплексной обновляемой базе данных с системой поиска по различным условиям (регион, стоимость, обучение, специальности и т.д.), которая бы способствовала открытости рынка образовательных услуг и, тем самым, поддержке конкурентных условий на этом рынке. Создание подобного рода базы данных возможно только на основании полной и постоянно обновляемой информации, полученной в результате мониторинга системы ДПО.
Итак, мониторинг системы ДПО в России еще недостаточно развит. Изучение зарубежного опыта мониторинга системы ДПО показало, что многие формы могут быть использованы в отечественной системе ДПО. Так, задачу проведения регулярных исследований системы ДПО, в т.ч. посредством мониторинга, ставят перед собой многие объединения зарубежных стран, а также международные организации.
Рассмотрим ряд наиболее интересных примеров в деятельности международных организаций в сфере мониторинговых исследований ДПО.
Всемирный банк [3] ведет активную деятельность в сфере образования. Под его эгидой выпущен ряд монографий, результатов мониторингов относительно различных систем образования (школьного, начального профессионального и т.д.) в различных регионах мира. Так, в России вышла книга «Мониторинг региональных систем начального профессионального образования: методические рекомендации по организации мониторинга и использованию его результатов в практике управления образованием» авторов С.Ю. Ала-шеева, А.В. Антиповой, Г.Б. Голуба, Т.Г. Ку-тейницыной, Н.Ю. Посталюк, Е.Г. Репринце-вой под общ. ред. Н.Ю. Посталюк (М.: Логос, 2006), где представлены рекомендации по организации мониторинга региональных систем начального профессионального образования (НПО) и использованию его результатов в практике управления образованием на федеральном и региональном уровнях. Описаны концептуальные основы мониторинга системы НПО, система мониторинговых показателей/индикаторов, организационные условия, обеспечивающие их эффективное использование, возможные управленческие решения
органов управления образованием субъектов Российской Федерации по результатам мониторинга и информационные продукты мониторинга. Приводятся результаты апробации инструментария мониторинга региональных систем НПО в Республике Чувашии и Самарской области.
Это яркий пример, когда международная организация действует не только в интересах международного сообщества, выбирая объектом мониторинга мультирегиональную систему образования, а в интересах конкретной страны, передавая ей передовой опыт проведения мониторинговых исследований. Аналогичные исследования выполняются и для других стран.
В Европе, например, подобные исследования проводятся под влиянием, например, таких структур как Совет Европы, Европейский Союз, Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО, Европейская Ассоциация образования взрослых, Международная Федерация домов Европы и т.д.
Цели и задачи мониторинга системы ДПО за рубежом разнообразны. Анализ показывает, что на практике используется практически вся совокупность концепций мониторинга в непрерывном образовании. Особый интерес для отечественной системы ДПО представляют следующие виды мониторинга, использующиеся за рубежом.
1. Информационный мониторинг заключается в сборе, аккумулировании, систематизации и распространении информации. Указанный вид не всегда предусматривает проведение специально организованного обследования при сборе информации. Как правило, информационный мониторинг охватывает анализ известных статистических данных и дает предварительные или предельные результаты для определения последующих мониторинговых исследований.
2. Базовый мониторинг позволяет выявлять проблемы, идентифицировать возможные угрозы до того, как они начнут оказывать реальное влияние. Данный вид мониторинга предназначен для определения нежелательных отклонений в развитии системы и ее элементов от заданных стратегий и планов развития.
3. Проблемный мониторинг используется, чтобы выявить, охарактеризовать и проанализировать существующие проблемы. Как пра-
вило, проблемный мониторинг осуществляется по заказу органов управления и предполагает точную формулировку задания. Поэтому тематика такого мониторинга достаточно динамична. Наряду с проблемами, носящими постоянный характер и связанными с функционированием системы непрерывного образования, существует ряд тем, решаемых в т.ч. посредством мониторинга. После отработки соответствующих нормативных процедур мониторинги по этим темам прекращаются или проводятся значительно реже.
4. Управленческий мониторинг нацелен на отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов управленческих решений.
В отечественной системе ДПО может быть также использована система мониторингов развития знаний учащихся, разработанная СИТО (голландским Национальным институтом по оценке достижений в области образования), которая базируется на модели «цель-результат» и учитывает характеристики процесса обучения. Основаниями для сопоставительного анализа выступают динамиче-
ские и сравнительные характеристики относительно группы или возраста. В качестве объекта выступают знания отдельного слушателя, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены для принятия стратегических и тактических управленческих решений по коррекции процесса образования педагогами и администраторами.
Обобщая накопленный опыт исследований непрерывного образования за рубежом, становится возможным выделить следующие группы показателей, которые преимущественно используются при мониторинге системы дополнительного профессионального образования и которые могут быть положены в основу мониторинга системы ДПО в России (рис.):
• внутренние показатели, формируемые непосредственно в системе ДПО, отражающие сложившую систему подготовки в различных ее аспектах;
• внешние показатели, формируемые в службах занятости, социальных службах и пр. органов управления различного уровня, отра-
Основные показатели системы ДПО
Количественные показатели
Качественные показатели
Внутренние
показатели
Показатели фактическойи потенциальной структурыучеб-ныхорганизаций, программДПО, ихресурсного обеспеченияв абсолютном и относительном выражениив динамике
Внешние
показатели
Показатели факти-ческойи потенци-альнойвостребо-ванностипрограмм ДПОсоциально-экономическим развитиемрегиона вабсолютном и относительном выражениив динамике
Внутренние
показатели
Качественные характеристики процессовДПО, используемыхме-тодики методического обеспечения
Внешние
показатели
Качественные характеристики процессовсоциа-лизациивыпуск-никовпрограмм ДПО,адаптации к трудовойактив-ности
Рис. Основные показатели системы ДПО
образование
Таблица
обобщенная характеристика индикаторов мониторинга системы дпо
Индикаторы Уровень объекта мониторинга Краткая характеристика Источник информации (информационная база) Используемая методология
Генерализованные показатели Макроуровень Это индикаторы развития региональной системы непрерывного образования в целом. Генерализованные показатели представляют собой отправную точку мониторинга ДПО и непрерывного образования. В частности, преимущественно генерализованные показатели используются при международных мониторингах (ЮНЕСКО, ЕС и пр.). Они дают общую характеристику и помогают выявить объекты для более подробного, целевого мониторинга. •Региональная статистика системы образования, • экономическая статистика региона, •нормативно-правовые документы, •результаты проводившихся ранее мониторингов, социологических и маркетинговых исследований. Методология системного анализа
Структурные показатели Мезоуровень Отражают функционирование системы ДПО в регионе как совокупности структурных элементов: - образовательные программы ДПО и учреждения, реализующие эти программы, организации, предоставляющие возможности неформального обучения, различные формы неинсти-туционализированного неформального обучения и т.д.; - процессы выбора потребителей услуг ДПО, связывающие эти объекты; - социальные группы и отдельные субъекты участвующие в системе ДПО; - существующие в регионе традиции, формальные и неформальные правила, влияющие на возможности непрерывного обучения для одних субъектов и препятствующих в его получении другими субъектами. Результаты интервьюирования или анкетирования представителей: - региональных органов управления образованием; - работодателей; - образовательных учреждений системы ДПО; - потребителей. Косвенную информацию о структурных показателях могут дать нормативно-правовая база системы непрерывного образования, статистические данные. Методология теоретико-игрового подхода
Субъективные показатели Микроуровень Как правило, это показатели ожиданий, мотивов, потребностей и информационной компетентности людей, вовлеченных в систему непрерывного образования, их оценки, отношения и знаний о доступности и качестве обучения. Объектами количественных и качественных оценок здесь выступают: - степень актуализированности образовательных потребностей населения; - готовность к продолжению и/или дополнению образования; - профессиональные планы; - ожидания от процесса и результатам обучения по программам ДПО; - степень удовлетворенности качеством полученного (получаемого) непрерывного образования. Данные опросов Маркетинговая или социологическая методология
жают состояние внешней среды ДПО, главным образом, показывают потребности в продуктах ДПО;
• количественные показатели (внутренние и внешние) в численном выражении иллюстрирующие тот или иной аспект/процесс;
• качественные показатели (внутренние и внешние) дающие качественную характеристику выбранного процесса ДПО.
Объединяясь, показатели внутренней и внешней среды ДПО, формируют в процессе мониторинга непрерывного образования три основные группы индикаторов:
• генерализованные показатели составляют основу мониторинга и анализа состояния системы ДПО на макроуровне и требуют применения методологии системного анализа;
• структурные показатели отражают состояние системы ДПО на мезоуровне, взаимосвязи и взаимозависимости структурных элементов ДПО и социально-экономической ситуации в регионе и для своего анализа требуют применения методологии теоретико-игрового подхода;
• субъективные показатели выступают объектами мониторинга на микроуровне, характеризуя достаточность системы ДПО в отношении отдельных учреждений или групп учреждений, их анализ может проводиться с помощью маркетинговой или социологической методологии.
В обобщенном виде краткая характеристика индикаторов приведена в таблице.
Итак, мониторинг системы ДПО можно определить как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации в целом об образовательной системе и отдельных учреждениях системы ДПО, ориентированную на информационное обеспечение управления в
сфере образования, которая позволяет судить о состоянии системы ДПО в любой момент времени и может обеспечить прогноз ее развития.
Главная цель такого мониторинга состоит в обеспечении органов управления образования, предприятий, граждан полной, своевременной и достоверной информацией о состоянии и проблемах развития системы дополнительного профессионального образования.
Основными задачами мониторинга системы ДПО должны являться:
• организация наблюдения за процессами, затрагивающими систему ДПО, получение достоверной информации о них;
• системный анализ и оценка получаемой информации;
• обеспечение органов управления образования, предприятий, граждан информацией, полученной в результате мониторинга;
• прогнозирование развития системы ДПО;
• подготовка рекомендаций по дальнейшему развитию системы ДПО.
Задачи мониторинга должны быть распределены по нескольким уровням иерархии в соответствии с принятыми уровнями управления: федеральным, субъектов федерации и муниципальными, а также должен присутствовать уровень предприятий. На нижних уровнях иерархии основной задачей является количественная оценка потребности в образовательных услугах ДПО на основе мониторинга рынков труда и с учетом региональных концепций развития регионов. На верхнем уровне должен быть сосредоточен контроль качества образовательных услуг, а также управление развитием системы ДПО РФ с учетом новых и перспективных направлений подготовки.
Литература
1. Алашеев С.Ю., АнтиповаА.В., ГолубГ.Б., Кутейницына Г.Б., ПосталюкН.Ю., Репринцева Е.Г. Мониторинг региональных систем начального профессионального образования: методические рекомендации по организации мониторинга и использованию его результатов в практике управления образованием /Под общ. ред. Н.Ю. Посталюк. М.: Логос, 2006.
2. http://www.dpo.gain.ru
3. http://www.worldbank.org.ru