Научная статья на тему 'Опыт организации мониторинга системы образования, в том числе дополнительного профессионального образования в России'

Опыт организации мониторинга системы образования, в том числе дополнительного профессионального образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танеева Е. Ш.

Актуальные вопросы, связанные с развитием системы дополнительного профессионального образования (ДПО), в России решаются как на правительственном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Однако информационная база для анализа состояния ДПО фрагментарна и не соответствует той важной роли, которую призван сыграть этот сектор образовательной системы в развитии современной экономики. Поэтому необходимо рассмотреть передовой отечественный опыт исследования системы ДПО в части применяемых показателей, форм и источников сбора информации. В статье рассматривается опыт организации мониторинга системы образования, в т.ч. ДПО, в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring Management for the System of Education and the Complementary Vocational Training in the Russian Federation

Today the governmental authorities as well as the subjects of the Russian Federation and municipal entities discuss the concept of complementary vocational training. However, the information support for analysis of complementary vocational training is not efficient, especially when this segment of the educational system is significant for the development of modern economy. Therefore, the study focuses on the research (conducted in the Russian Federation) of the complementary vocational training system and specifically describes indicators, forms, and sources for information gathering. The author explains the structuring of the education system monitoring in the Russian Federation, including the monitoring of the complementary vocational training.

Текст научной работы на тему «Опыт организации мониторинга системы образования, в том числе дополнительного профессионального образования в России»

УДК 338.46; 378.001.891

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В РОССИИ

Танеева Е.Ш., канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство»,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

Today the governmental authorities as well as the subjects of the Russian Federation and municipal entities discuss the concept of complementary vocational training. However, the information support for analysis of complementary vocational training is not efficient, especially when this segment of the educational system is significant for the development of modern economy. Therefore, the study focuses on the research (conducted in the Russian Federation) of the complementary vocational training system and specifically describes indicators, forms, and sources for information gathering. The author explains the structuring of the education system monitoring in the Russian Federation, including the monitoring of the complementary vocational training.

Актуальные вопросы, связанные с развитием системы дополнительного профессионального образования (ДПО), в России решаются как на правительственном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Однако информационная база для анализа состояния ДПО фрагментарна и не соответствует той важной роли, которую призван сыграть этот сектор образовательной системы в развитии современной экономики. Поэтому необходимо рассмотреть передовой отечественный опыт исследования системы ДПО в части применяемых показателей, форм и источников сбора информации. В статье рассматривается опыт организации мониторинга системы образования, в т.ч. ДПО, в РФ.

Ключевые слова: мониторинг, образование, дополнительное, профессиональное, образование, отечественный, опыт.

Понятие «мониторинг» представляет большой интерес с точки зрения его теоретического анализа, т.к. не имеет точного однозначного толкования, хотя изучается и используется в различных сферах научно-практической деятельности. Сложность формулировки определения понятия «мониторинг» связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

Наиболее общим образом мониторинг можно определить как механизм систематического наблюдения, слежения за разного рода объектами, представляющими интерес для

науки и практики, систему повторяющегося с определенной периодичностью сбора информации о состоянии этих объектов с использованием одних и тех же базовых индикаторов, систему оценки меняющихся состояний и тенденций развития наблюдаемых объектов, контроля за ходом наблюдаемых процессов, с целью предупреждения, преодоления или минимизации нежелательных тенденций и последствий развития этих процессов.

Мониторинг системы образования, в свою очередь, можно определить как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации в целом об образовательной системе.

Главная цель такого мониторинга состоит в обеспечении органов управления образования, предприятий, граждан полной, своев-

ременной и достоверной информацией о состоянии системы образования.

Задачи мониторинга должны быть распределены по нескольким уровням иерархии в соответствии с принятыми уровнями управления: федеральным, субъектов Федерации и муниципальными, а также уровнем предприятий. На нижних уровнях иерархии основной задачей является количественная оценка потребности в образовательных услугах на основе мониторинга рынков труда и с учетом региональных концепций развития регионов. На верхнем уровне должен быть сосредоточен контроль качества образовательных услуг, а также управление развитием системы образования России с учетом новых и перспективных направлений подготовки.

Как за рубежом, так и в России имеется опыт организации эффективного мониторинга системы образования. В России большим опытом организации информационного мониторинга в сфере образования обладает Научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО), Центр мониторинга и статистики образования Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций, Управление развития образования Минобрнауки России и ряд других организаций.

НИИВО выполнил широкий комплекс междисциплинарных исследований и разработок, аналитических и прогнозных материалов, образовательных проектов и программ, которые используются органами управления системой высшего образования и высшими учебными заведениями как научная основа при выработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях, совершенствовании структуры и содержания высшего, среднего и послевузовского профессионального образования, внедрении новых технологий обучения, оценке эффективности научной и организационно-экономической деятельности высшей школы.

Основные результаты научной деятельности института в графическом виде представлены в табл.

На основе анализа изменений в основаниях жизнедеятельности государства и общества и выявления целеобразующих факторов реформирования и развития сферы высшего образования сформулированы основные направления государственной политики в сфере

высшего и среднего профессионального образования, обозначен основной круг задач, связанных с обновлением отечественной системы высшего образования.

Результатом мониторинга состояния и тенденций развития образования являются аналитические доклады, ежегодно предоставляемые министерством Президенту и Правительству РФ.

Мониторинг позволяет проводить оценку влияния политических и экономических условий переходного периода на состояние и перспективы развития ключевых социальноэкономических факторов функционирования системы профессионального образования: кадрового и финансового обеспечения, материально-технической базы, рынка труда и занятости выпускников высшей школы.

НИИВО провел комплекс работ по мониторингу развития высшего образования и разработал методику прогнозирования потребностей страны в специалистах с высшим образованием.

Все работы по мониторингу системы высшего образования опираются на обширную базу статистических данных. На основе выработанных методологических подходов к формированию статистики образования и с учетом международного опыта разработана система статистических показателей по всему комплексу образовательных учреждений (от дошкольных учреждений до докторантуры).

Накоплены и систематизированы статистические данные по высшим и средним профессиональным учебным заведениям в отраслевом и территориальном разрезах за ряд лет. На основе этих данных ежегодно издается два-три статистических справочника.

Однако необходимо отметить, что мониторинг системы ДПО в России еще недостаточно развит.

Российский опыт мониторинга в сфере ДПО базируется на утвержденной постановлением Госкомстата России от 8 июля 2002 г. № 152 форме федерального государственного статистического наблюдения № 1-пк «Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов», данные по которой представляются один раз в год (указанная форма не носит оперативного характера). Сведения по данной форме статистической отчетности представляют образовательные учреждения высшего, среднего и допол-

Таблица

Основные результаты научной деятельности НИИВО по отдельным структурным подразделениям

№ п/п Структурное подразделение Основная цель Направления научных исследований

1 Лаборатория проблем государственной политики в области образования Научно-методическое обеспечение формирования и осуществления государственной политики в области высшего образования Обоснование целей и функции высшего образования в реформировании духовной, экономической и социальной жизни общества; анализ и оценка состояния системы высшего образования; анализ тенденций и перспектив развития высшего образования (в XXI в.)

2 Лаборатория экономических проблем высшего образования Формирование нормативной базы ресурсного обеспечения высшего профессионального образования, обоснование путей совершенствования экономического механизма его функционирования и развития Научные исследования и разработки по проблемам научноисследовательской деятельности вузов: анализ финансово-экономических механизмов научно-исследовательской деятельности высшей школы; оценка эффективности использования ресурсов научно-исследовательской деятельности вузов; мониторинг научно-исследовательской деятельности как составного элемента учебно-научно-производственного комплекса системы высшего образования и жизни страны.

3 Лаборатория правовых основ высшего образования Исследование нормативноправовой базы по среднему и высшему профессиональному образованию Исследование и разработка методов и технологий формирования и ведения гипертекстовой нормативно-правовой базы данных по среднему и высшему профессиональному образованию; мониторинг системы среднего и высшего профессионального образования; исследование и разработка методов и технологий функционирования нормативно-правовой базы данных и базы данных мониторинга по среднему и высшему профессиональному образованию в локальных и глобальных вычислительных сетях.

4 Лаборатория сравнительного анализа систем образования Сравнительные исследования в области высшего образования в России и зарубежных странах по широкому кругу проблем, относящихся к политике и стратегии развития образования Сравнительные исследования, относящиеся к политике и стратегии развития образования: организационных структур и управления, образовательных реформ, международного сотрудничества, включая академическую мобильность и признание периодов обучения и дипломов, контроля качества образования и другим направлениям. Разработка методов прогнозирования развития образования и составление прогнозов для РФ.

5 Лаборатория научно-инфор- мационного обеспечения Научно-информационное обеспечение разработок по проблемам высшего образования Статистическое наблюдение за состоянием высшего образования в России, анализирует статистическую отчетность, разрабатывает технические задания и макеты для статистических справочников, методологию ведения справочной информации, алгоритмы и программы расчетов; обеспечение органов управления системой высшего образования России и всех заинтересованных организаций научно обоснованными оценками современного состояния отраслевой статистики, а также статистической информацией; разработка показателей и индикаторов оценки современного состояния и тенденций развития систем образования в России и зарубежных странах; подготовку к изданию статистических справочников; обработка результатов выборочных статистических исследований по проблемам высшего образования.

Таблица (продолжение)

№ п/п Структурное подразделение Основная цель Направления научных исследований

6 Лаборатория координации исследований Научно-методические и координационное сопровождение разработок по основной тематике научных исследований института Разработка теоретических основ и научно-практических рекомендаций, связанных с развитием форм и методов координационного, экономического и организационного управления исследованиями в области высшего и среднего профессионального образования; формирование и совершенствование управленческого механизма (организационно-экономического и т.д.) взаимодействия НИИВО с вузами и другими организациями в России и за рубежом по профилю деятельности Института; координация исследований по проектам Федеральной программы развития образования.

7 Лаборатория содержания образования Совершенствование содержания и технологий обучения в системе среднего и высшего профессионального образования; мониторинг реализации содержания образовательных программ среднего и высшего профессионального образования; анализ нормативно-правовой базы, регулирующей содержание высшего и среднего профессионального образования.

8 Лаборатория новых технологий в образовании Анализ состояния и прогнозирование развития образовательных технологий, использующих компьютерные и телекоммуникационные средства обработки информации; исследование методов и средств систематизации и представления знаний в высокотехнологичных информационных средах; ведение специализированного фонда компьютерных программ учебного назначения; поддержка диссертационных исследований по специальности «Управление в социальных и экономических системах» (технические науки).

нительного профессионального образования независимо от ведомственной подчиненности, статуса и организационно-правовой формы, а также иные организации и учреждения, реализующие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере ДПО.

Собираемые статистические данные характеризуют, главным образом, количественные аспекты образования и образовательной деятельности и слабо ориентированы на оценку образовательной деятельности, на её эффективность и результативность.

Таким образом, на текущий момент степень использования инструментальных и математических методов в системе мониторинга ДПО крайне низкая. Мониторинг не отвечает требованиям оперативности и основан на устаревшей технологии, он ограничен сведениями, предоставляемыми по форме № 1-пк,

что не позволяет решать задачи оценки качества образовательных услуг и качества образования, проводить различного рода экспресс-анализ.

Техническая оснащенность многих учреждений ДПО недостаточна, часто отсутствует даже выход в Интернет. Форма статистической отчетности № 1-пк предоставляется такими учреждениями в управляющий орган отпечатанной на печатной машинке.

Однако Интернет начинает использоваться в системе ДПО. Минобрнауки России имеет свое представительство в сети по адресу: http://www.ed.gov.ru .

Ряд учреждений ДПО также имеет собственные сайты, на которых обычно размещается информация об истории учреждения, его координаты, специальности, по которым ведется переподготовка или повышение квалификации специалистов, другая информация. Однако размещаемая информация часто неполна, встречаются устаревшие данные, от-

сутствует унифицированная структура представления данных. Как следствие, возникают значительные проблемы по использованию этой информации при организации мониторинга в системе ДПО.

На сайте Государственной академии инноваций предпринята попытка размещения каталога учреждений ДПО, имеется возможность добавить отсутствующее учреждение в этот каталог. Однако пока рано говорить о комплексной обновляемой базе данных с системой поиска по различным условиям (регион, стоимость, обучение, специальности и т.д.), которая бы способствовала открытости рынка образовательных услуг и, тем самым, поддержке конкурентных условий на этом рынке. Создание подобного рода базы данных возможно только на основании полной и постоянно обновляемой информации, полученной в результате мониторинга системы ДПО.

Сайт Государственной академии инноваций (ГАИн) является в данный момент центральным информационным ресурсом по тематике ДПО. Кроме каталога учреждений ДПО, он содержит:

• официальные документы: приказы, постановления, распоряжения в сфере ДПО;

• каталог сайтов учреждений и подразделений ДПО;

• ссылки на различные интернет-источники по правовой информации, малому пред-

Литература

принимательству, дистанционному обучению и другой тематике, связанной со сферой ДПО;

• перечень изданий ГАИн, электронные версии некоторых из них;

• информация по трудоустройству и ссылки на полезные интернет-ресурсы;

• справочная информация по органам управления образованием;

• объявления о семинарах и конференциях, проводимых по тематике ДПО.

Итак, существующий уровень информационного обеспечения системы ДПО явно недостаточен для реализации возможностей получения гражданами востребованного качественного профессионального образования в течение всей трудовой жизни. Поэтому необходимо сформулировать задачи разработки инструментальных и математических методов мониторинга системы ДПО, которые можно решить в современных условиях. К этим задачам относятся:

1) многокритериальная сравнительная оценка деятельности образовательных учреждений системы ДПО;

2) автоматизация мониторинга системы ДПО;

3) планирование переподготовки специалистов в регионе с использованием экономико-математических методов и информационных технологий.

1. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования (теория, методология, практика) / Под ред. А.Я. Савельева. М.: НИИВО, 1999.

2. Форма федерального статистического наблюдения № 1-пк «Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов», утверждена постановлением Госкомстата России от 8 июля 2002 г. № 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.