Научная статья на тему 'Мониторинг Web-сайтов учреждений дополнительного профессионального образования в Российской Федерации'

Мониторинг Web-сайтов учреждений дополнительного профессионального образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САЙТ / СТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танеева Е. Ш.

Унифицированный раздел Web-сайтов учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) является центральным компонентом инструментального средства автоматического мониторинга в системе управления ДПО. Введение такого раздела в маркетинговый Web-сайт учреждения ДПО необходимо для участия этого образовательного учреждения в системе автоматического мониторинга для решения задачи многокритериальной сравнительной экспресс-оценки деятельности учреждений ДПО и других задач. В данной статье автором проведен анализ информации, размещенной на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танеева Е. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг Web-сайтов учреждений дополнительного профессионального образования в Российской Федерации»

Если количество преподавателей и количество руководителей секций соответствует экспертной оценке или выше этого значения, присваивается балл, равный 10, если их численность ниже этого уровня, то для определения балла необходимо воспользоваться пропорцией, приведенной выше.

Таблица 2 Шкала оценки уровня потенциала воспитательной деятельности

После того, как все показатели оценены в баллах, определяется общий уровень потенциала воспитательной деятельности в соответствии со шкалой, приведенной в табл. 2.

Описанная в статье методика оценки потенциала воспитательной деятельности может быть использована для определения потенциала вуза при реализации этого вида работы в целом и для решения задач в рамках отдельных ресурсных блоков, а также для выявления недостатков и проблем в обеспечении эффективности выполнения задач по воспитанию будущего специалиста.

Итоговая оценка Уровень потенциала

Низкий Средний Высокий

Значение показателя U О in о о О in I/o 751 и выше

Литература

1. Постановление Правительства РФ № 751 от 4 октября 2000 г. «Национальная доктрина образования РФ».

2. Приказ Министерства образования РФ № 393 от 11 февраля 2002 г. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30 сентября 2005 г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»

4. Федеральные требования к образовательным учреждениям. Нормативные материалы. Аверспроект, 1997.

УДК 338.46; 378.001.891

мониторинг WEB-CAйтов учреждений дополнительного профессионального образования в российской федерации

Е.Ш. Танеева, кандидат экономических наук, доцент,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

The unified section of the website maintained by complementary vocational training institution is the central component of automatic monitoring tool in the management system of complementary vocational training. Specifically, this section in the marketing website of the institution supports the participation of this organization in the system of automatic monitoring. For example, the section successfully completes the task of multicriterion comparative rapid evaluation of such institutions. The author analyzes the information offered by the complementary vocational training institution websites in the Russian Federation

Унифицированный раздел Web-сайтов учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) является центральным компонентом инструментального средства автоматического мониторинга в системе управления ДПО. Введение такого раздела в маркетинговый Web-сайт учреждения ДПО необходимо для участия этого образовательного учреждения в системе автоматического мониторинга для решения задачи многокритериальной сравнительной экспресс-оценки деятельности учреждений ДПО и других задач. В данной статье автором проведен анализ информации, размещенной на Web-сайтах учреждений ДПО.

Ключевые слова: сайт, структура, информация, учреждение, дополнительное профессиональное образование, анализ.

Сейчас степень использования инструментальных и математических методов в системе мониторинга дополнительного профессионального образования (ДПО) в России крайне низка. Мониторинг не отвечает требованиям оперативности, основан на устаревшей технологии и ограничен сведениями, предоставляе-мымипо форме №1-пк,чтонепозволяетрешать задачи оценки качества образовательных услуг, проводить различного рода экспресс-анализ.

Техническая оснащенность многих учреждений ДПО недостаточна. Это выражается, в частности, в отсутствии выхода в Интернет. Тем не менее, Интернет начинает использоваться в системе ДПО. Минобрнауки России имеет свое представительство в сети по адресу: http://www.ed.gov.ru. На сайте Государственной академии инноваций (ГАИн) предпринята попытка размещения каталога учреждений ДПО, есть возможность добавить отсутствующее учреждение в этот каталог [2]. ГАИн — головное образовательное и научнометодическое учреждение системы дополнительного профессионального образования Минобрнауки России. Основными целями и задачами портала ГАИн являются:

• представление интересов системы ДПО;

• оперативное информационное обеспечение органов управления образованием, образовательных учреждений и структурных подразделений ДПО, организаций и граждан;

• развитие единого информационного образовательного пространства ДПО;

• обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ДПО.

Однако пока рано говорить о комплексной обновляемой базе данных с системой поиска по различным условиям (регион, стоимость, обучение, специальности и т.д.), которая бы способствовала открытости рынка образовательных услуг и, тем самым, поддержке конкурентных условий на этом рынке. Создание

указанной базы данных возможно на основании полной и постоянно обновляемой информации, полученной в результате мониторинга системы ДПО.

Тем не менее, сайт Государственной академии инноваций является в данный момент центральным информационным ресурсом по тематике ДПО. Кроме каталога учреждений ДПО он содержит:

• официальные документы: приказы, постановления, распоряжения в сфере ДПО;

• каталог сайтов учреждений и подразделений ДПО;

• ссылки на различные интернет-источники по правовой информации, малому предпринимательству, дистанционному обучению и другой тематике, связанной со сферой ДПО;

• перечень изданий ГАИн, электронные версии некоторых из них;

• информация по трудоустройству и ссылки на полезные интернет-ресурсы;

• справочная информация по органам управления образованием;

• объявления о семинарах и конференциях, проводимых по тематике ДПО.

Многие учреждения ДПО также имеют собственные сайты. Там обычно размещается информация об истории учреждения, его координаты, перечень специальностей, по которым ведется переподготовка или повышение квалификации специалистов, другие сведения. Однако нередко на сайтах встречаются устаревшие или неполные данные, структура представления данных не унифицирована, это вызывает значительные проблемы по использованию этой информации при организации мониторинга в системе ДПО. Поэтому автором было проведено маркетинговое исследование, основной целью которого было изучение информации, предоставляемой на сайтах учреждений ДПО.

Таблица

Обзор Web-сайгов учреждений ДПО

Учреждение ДПО Web-сайт Представляемая на сайте информация Приме- чание

1 Институт управления, права и повышения квалификации Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, г. Архангельск www.iuppk. pomorsu.ru 1.История создания и развития института. 2. Руководство института, администрация. Координаты. 3. Структура института. 4. Общие сведения об образовательных программах. 5. Международные образовательные проекты, в которых участвует университет. Программы студенческого и преподавательского обмена. 9. Вступительные испытания при поступлении.

2 Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов МГТУ "Сганкин", г. Москва www.ipkp. stankin.ru 1. Контактная информация. 2. Общие сведения. 3. Участие в международных проектах. 4. Специальности и специализации переподготовки, для каждой специальности есть краткая характеристика и перечень изучаемых дисциплин. 5. Условии приема на обучение. 6. Краткая информация и имеющихся краткосрочных курсах и курсах повышения квалификации.

3 Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов) Оренбургского государственного университета www.mrc. osu.ru 1. История центра. 2. Новости учреждения. 3. Краткая характеристика образовательных программ и специальностей. 4. Лицензии. 5. Контактная информация. 6. Необходимые документы для приема.

4 Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов Самарского государственного университета www.ssu. samara.ru 1. Краткая история центра. 2. Руководитель центра. 3. Перечень специальностей.

5 Факультет переподготовки специалистов Санкт-Петербургского государственного технического университета www.avalon.ru 1. Полная информация о всех курсах, возможность получить расписание, включая место и время занятий. 2. Специальности, стоимость обучения. 5. Персонал. Контактная информация. 6. Аттестация и сертификация после обучения. 8. Краткое описание классов, где проходит обучение. 9. Начальные требования к слушателям. 10. Оформление заявки на обучение на сайте. 11. Специальный раздел для корпоративных заказчиков. Наиболее полная и н ф о р -мация из всей выборки

6 Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров Томского политехнического университета www.tpu.ru 1. Курсы повышения квалификации и их расписание. 3. Контактная информация. 4. Документы, выдаваемые слушателям, успешно завершившим курс обучения. 5. Отзывы слушателей. 6. Необходимые документы при поступлении.

7 Ульяновский государственный технический университет www.ulstu.ru 1. Краткая информация. 2. Специальности. 3. Документы, выдаваемые слушателям, успешно завершившим курс обучения.

8 Череповецкий государственный университет www.chsu.ru 1. Перечень программ повышения квалификации. 2. Основные документы, регламентирующие организацию учебного процесса по ДПО

9 Российский государственный университет туризма и сервиса www.rguts.ru 1. Новости. 2. Программы, специальности ДПО.

10 Межотраслевой институт повышения кадров (МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана), г. Москва www.mipk.ru 1. Направления обучения. 2. Содержание обучения по каждому направлению. 3. Условия обучения. 4. Условия трудоустройства.

Исследование предполагало сбор вторичной информации. Источниками исследования были Интернет; статистические данные Министерства образования и науки РФ; справочник учреждений и подразделений ДПО, представленный на портале системы дополнительного профессионального образования http://www. dpo.gain.ru [3]; научные разработки отдельных авторов по данной тематике.

Для выявления полноты информации, предоставляемой на сайтах учреждений ДПО, был использован контент-анализ — формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания. Количественный анализ заключается в установлении частоты появления в тексте тех или иных единиц (характеристик) содержания. Качественный анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного случая присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания [1].

Контент-анализ может использоваться как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В основу контент-анализа положены: 1) принцип формализации (необходимо задать однозначные правила для выявления искомых характеристик содержания); 2) принцип статистической значимости (интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой).

В данном исследовании проведено изучение экспертной группой десяти сайтов, харак-

теризующих анализируемые аспекты. Объектом анализа выступили 10 Web-сайтов учреждений ДПО, случайным образом выбранных из каталога (см. табл.).

На основании анализа сайтов учреждений системы ДПО сделаны следующие выводы.

1. Наблюдается недостаточная информативность Web-сайтов учреждений ДПО.

2. Встречаются устаревшие данные.

3. Отсутствует единство как по форме, так и по содержанию, что не позволяет эффективно использовать информацию сайтов как для управления системой ДПО со стороны руководящих органов, так и для создания конкурентных условий на рынке образовательных услуг, а также в целях выбора образовательного учреждения потенциальными слушателями системы ДПО.

Таким образом, Web-сайт учреждения ДПО для участия этого образовательного учреждения в системе автоматического мониторинга должен содержать следующую информацию.

1. Общие сведения об образовательном учреждении системы ДПО (наименование образовательного учреждения, фамилия, имя, отчество руководителя, код по ОКПО, код по ОКПД, код по ОКОНХ, юридический и почтовый адрес, профиль, контактные телефоны, факс, e-mail, правовой статус).

2. Показатели обеспечения образовательного процесса (профессорско-преподавательский состав, материальная база, информационно-методическое обеспечение, применяемые информационные технологии в обучении и др.).

3. Показатели результатов образовательного процесса (качество образования и др.).

Литература

1. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. СПб: Вектор, 2005.

2. http://www.gain.ru

3. http://www.dpo.gain.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.