Научная статья на тему 'Региональные аспекты развития науки и образования как факторы качества жизни'

Региональные аспекты развития науки и образования как факторы качества жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОПАРК / ЦЕЛЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЗОВЫЕ КАФЕДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приказчикова О.Ф., Сагиев Б.Р., Горелова Е.К., Мартышкина К.В.

Проведен анализ факторов, определяющих качество жизни в регионе. Изучены территориальные различия в показателях производства валового внутреннего продукта, продолжительности жизни населения, качестве образования. Изучены формы интеграции науки и производства, способствующие коммерциализации научных исследований. Дана оценка эффективности направлений взаимодействия предприятий региона с вузом. Результаты исследования могут использоваться для разработки ключевых направлений региональной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приказчикова О.Ф., Сагиев Б.Р., Горелова Е.К., Мартышкина К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты развития науки и образования как факторы качества жизни»

ГЛАВА 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

УДК 911.5:332.1

Приказчикова О.Ф., Сагиев Б.Р., Горелова Е.К., Мартышкина К.В.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Проведен анализ факторов, определяющих качество жизни в регионе. Изучены территориальные различия в показателях производства валового внутреннего продукта, продолжительности жизни населения, качестве образования. Изучены формы интеграции науки и производства, способствующие коммерциализации научных исследований. Дана оценка эффективности направлений взаимодействия предприятий региона с вузом. Результаты исследования могут использоваться для разработки ключевых направлений региональной политики.

Ключевые слова:

качество жизни, валовый внутренний продукт, региональное развитие, жизни, образование, технопарк, целевое обучение, базовые кафедры.

средняя продолжительность

Жизнь человека складывается из пяти главных сфер: потребительской, производственной, духовно-нравственной, социально-культурной и се-мейно-родовой. Остается актуальной задача создания совершенной матрицы нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы организации жизнеобеспечения в стране и регионе. Существует не один десяток показателей, характеризующих качество жизни населения [1-3]. Для составления своих рейтингов ООН учитывает только три основных - это валовый внутренний продукт, продолжительность жизни и уровень образования.

Проведем разномасштабный анализ каждого из этих параметров.

ВВП - совокупная стоимость всех произведенных в течение года в стране товаров и услуг - один из ключевых показателей развития, дающий оценку экономической деятельности на конкретной территории. Отчасти ВВП, как показатель благосостояния, носит компромиссный характер, однако, он позволяет провести четкую градацию стран и отдельных регионов. Глобальным источником информации о размерах ВВП служит база данных «Показатели мирового развития» (World Development Indicators) Всемирного банка. По объему ВВП (1 860 598млн.$) Россия замыкает первую десятку стран мира, создавая 2,4 % мирового ВВП и обгоняя Канаду, Австралию, Республику Корею, Мексику, Индонезию и другие страны. По доходам на душу населения Россия занимает 60 позицию с показателем 9 202 $ в год, это чуть ниже среднемировых значений (9 997 $). Оценим местный ВВП на основании последних доступных данных Федеральной службы государственной статистики. Пензенская область с показателем 336,5 млрд. Р занимает 46 позицию из 85 субъектов Российской Федерации, создавая 0,5 % национального ВВП. При этом удельный вес региона в населении страны - 0,9 %. Причина такого несоответствия в том, что область

Структура занятых в экономике по

специализируется на выпуске сельскохозяйственной продукции (1,3 % общероссийского производства), выпуск промышленных изделий в 3 раза меньше (0,4 %). Общеизвестно, что конечная стоимость аграрной продукции дешевле, чем промышленной, поэтому для улучшения ситуации в качестве приоритетной задачи стоит оценить перспективы развития местной индустрии. По доходам на душу населения область занимает 58 место -249 тыс. Р, что соответствует 4 105 $ в год, это в 2,2 раза ниже российских показателей.

В России средняя продолжительность жизни составляет 70,5 лет, что соответствует 123 месту из 193 стран мира. Продолжительность жизни в Пензенской области за последние 10 лет увеличилась с 65,7 до 71,6 лет, это чуть больше, чем в России. Женщины живут дольше мужчин почти на 12 лет, средняя продолжительность жизни у женщин 77,5 лет, у мужчин - 65,7. В России этот показатель составил 76,5 и 65,3 соответственно. По продолжительности жизни Пензенская область занимает 17 место, обгоняя такие регионы как Самарская, Ленинградская, Нижегородская, Ярославская области и другие субъекты.

Более детально изучим качество и уровень образования, которые определяют уровень развития стран, экономическое и технологическое развитие, оказывают прямое воздействие на качество жизни, в том числе на ее продолжительность, а также на объем валового внутреннего продукта. Сравним качество трудовых ресурсов, занятых в экономике. В России преобладают лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование (56,6 %), в Пензенской области этот показатель чуть ниже (55,8 %), следует отметить нехватку профессиональных кадров по рабочим специальностям в связи с малым объемом подготовки специалистов по этому направлению, как в стране, так и в области (таблица 1) .

уровню образования, % Таблица 1

Регион Всего в том числе имеют образование

высшее среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего

РФ 100 30,4 26,2 19,5 19,9 3,7 0,3

ПО 100 28,2 27,6 16,2 24,6 3,0 0,4

Одним из факторов, повышающих качество жизни, является развитие интеллектуальной инфраструктуры [4-7]. Образование - ведущая отрасль сферы услуг Пензенской области, занимающая первое место по числу занятых - более 61 тыс. человек. Пенза по праву считается студенческим городом: каждый 12-й ее житель - студент вуза. Самый крупный по числу студентов - Пензенский государственный университет (20 тыс. чел.). Более 5 тысяч человек получают образование в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, около 3 тыс. - в Пензенском государственном аграрном университете, около 6 тыс. -в Пензенском государственном технологическом университете. Кроме того, кадры с высшим образованием готовят филиалы высших учебных заведений. В Пензенской области подавляющая часть вы-

пускников 11-х классов общеобразовательных организаций продолжает обучение в вузах (82 %), причем почти 64 % выпускников выбирают местные вузы, в том числе ПГУ - 37 % (таблица 2).

Высшее образование оптимизирует функционирование экономики, усиливает ее конкурентоспособность через подготовку квалифицированных кадров, развитие творческой, интеллектуальной личности, что сказывается на повышении качества жизни в регионе.

Особенностью современного высшего образования является большое разнообразие направлений подготовки и специальностей, связанных с региональными экономическими потребностями: инженерное дело, технологии и технические науки, здравоохранение и медицинские науки, экономика, менеджмент, технология и предпринимательство,

Распределение контингента выпускников 11-х классов Таблица 2.

общеобразовательных организации Пензенской области в 2016 году*

Выпускники Количество выпускников, продолживших обучение в: Трудо-устро-енные выпускники Выпускники, призванные на службу в Выпускники, находящиеся в отпуске по Нетрудоустроенные выпускники Иное

организациях высшего образования, расположенных в Пензенской области организациях ВО других организациях ВО других в профессиональных образовательных

ПГУ ПГУАС ПензГТ У Пенз- ГАУ Иные орган-ции ВО

5585 2085 (37,3 %) 474 (8,5%) 4% со 36 268 (4,8 %) 3% со 37 1020 (18,2 %) % со 13 2 0 73 3 71 183 (3,3 %) о\° 67 2 1 о\° 61 0 о\° 14 3 0 о\° 61 0

3544 (63,6 %)

4577 (82 %)

Л,

По данным Министерства образования Пензенской области

управление персоналом, реклама и связи с общественностью, международные отношения, юриспруденция, информатика и вычислительная техника, нанотехнология, журналистика, туризм и др.

Первое место в структуре подготовки занимают направления, связанные с инженерным делом, технологиями и техническими науками (39 %), на втором месте - науки об обществе (27 %), на третьем - здравоохранение и медицинские науки (11 %).

Система регионального высшего образования призвана обеспечить подготовку востребованных квалифицированных кадров для различных отраслей хозяйства, способствовать развитию отраслей науки, повышению качества трудовых ресурсов. Объединение науки, образования и производства в единый комплекс позволяет интегрироваться в систему мирового образования [8-11], уменьшив проблему его провинциализации. Модернизация системы высшего образования направлена на создание инновационной экономики, в которой главным фактором развития является человеческий капитал. Современный рынок требует все более наукоемких видов продукции и услуг, выпуск которых невозможен без доступа к новым знаниям, умениям, к новейшим технологиям, что в свою очередь предполагает использование труда высококвалифицированных кадров.

Совершенствованию форм связи науки с производством, имеющему территориальное проявление, отчасти способствовал кризис «фордизма» середины 1970-х годов, который привел к возникновению огромного количества небольших фирм, охотнее идущих на контакт с научными организациями. В современном обществе наука стала важнейшей производительной силой и средством производства, она все чаще приводит к изменениям отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Для человека любой сферы деятельности багаж знаний становится непременным условием качества жизни.

По сути, место любой страны в системе мирового хозяйства и любого региона внутри страны определяется способностью использовать накопленный научный потенциал, получая от этого при-

Образовательные программы местных высших учебных заведений в целом соответствуют потребностям развития Пензенской области и учитывают изменения, происходящие в образовательном про-

быль. В районах, где отлажен механизм коммерциализации научного потенциала, где существует тесная связь между наукой и производством, там процветает местная экономика и более высок уровень жизни. Одним из наиболее эффективных направлений взаимовыгодного сотрудничества науки и производства считается создание бизнес-инкубаторов, научных и технологических парков, работающих на базе местных университетов. Перечисленные интегрированные структуры, перевернувшие представление об обособленном существовании науки, образования и производства [12-15], осуществляют всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Первая попытка объединения, в том числе территориального, науки, образования и производства была осуществлена на западе США в 1951 г. и позже получила название «Силиконовая долина». В основе лежала идея сближения университетской науки и наукоемкой промышленности (авиакосмической и электронной). В настоящее время подобные интегрированные образования созданы практически при всех ведущих университетах не только мира, России, но и Пензенской области, кроме того они стали структурообразующими элементами хозяйства во многих регионах. Однако, местные технопарки «Яблочков» и «Рамеев», имея тесные связи с научной элитой университетов, территориально не приближены ни к одному из них. Научные исследования в университетах позволяют решать комплекс взаимосвязанных задач. С одной стороны, они способствуют повышению качества образования, с другой - стимулируют проведение прикладных исследовательских работ в вузах, что приводит к ежегодному расту объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских договорных работ, участию в реализации программ инновационного развития компаний, созданию малых инновационных предприятий.

странстве

Рисунок 1 - Структура подготовки контингента обучающихся в вузах Пензы в 2016 г

Рассмотрим эффективные формы взаимодействия предприятий с ведущим университетом Пензенской области - ПГУ. Ключевым принципом этого взаимодействия стала интеграция, при которой кроме вуза в образовательном процессе участвуют наиболее крупные, значимые предприятия, при этом возникают партнерские отношения, используются мощности этих предприятий для качественного обучения студентов. Эффективными формами такой интеграции стали базовые кафедры, усиление целевой подготовки, содействие трудоустройству и адаптации выпускников, Президентская программа повышения квалификации, подготовка кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Базовые кафедры осуществляют практическую подготовку студентов на предприятиях, происходит объединение учебно-научного потенциала вуза и материально-технической базы предприятий, студенты получают практические навыки, «чувствуют» свою будущую профессию, работают на реальном производстве, осваивают конкретные технологии. Методы обучения на базовых кафедрах сближают образовательный процесс с исследовательскими и практическими работами, проводимыми на предприятиях. В настоящее время в ПГУ создано 8 кафедр при базовых организациях: «Ракетно-космическое и авиационное приборостроение», «Автоматизированные системы безопасности», «Технические средства информационной безопасности», «Информационные системы и технологии», «Контроль и испытания материалов», «Проектирование и технология электронных приборов радиоэлектроники», «Биомедицинская инженерия», «Банковское дело».

Целевое обучение закреплено в законе «Об образовании в РФ». При поступлении по целевому набору студент заключает с будущим работодателем договор, где четко прописываются обязанности сторон. Если студент не захочет по окончании вуза работать на предприятии в соответствии с условиями договора, он должен будет вернуть работодателю потраченные средства и выплатить штрафные санкции. В последние несколько лет наблюдается стабильное увеличение количества «целевиков» в ПГУ: в 2014 году их было 348 человек, в 2015 - 419, в 2016 - 431, при этом предпочтение отдается подготовке по специальностям для оборонно-промышленного комплекса, образовательных, медицинских и фармацевтических организаций. Особо следует отметить целевую подготовку специалистов в интересах предприятий ОПК, включая подготовку кадров высшей квалификации, не только Пензенского, но и соседних регионов, подведомственных Министерству промышленности и торговли России, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Федеральному космическому агентству. По объему государственного заказа на подготовку кадров для предприятий ОПК ПГУ входит в число ведущих вузов России. Всего, в рамках реализации Программ Пра-

вительства России по подготовке кадров для предприятий ОПК, с ПГУ в настоящее время взаимодействуют более 20 организаций Пензенского и других регионов России.

Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации выпускников ПГУ сотрудничает со 105 предприятиями Пензенского региона, в том числе с ФГУП ФНПЦ ПО «Старт» им. М. В. Проценко, АО «Радиозавод», АО «ППО ЭВТ», ОАО «НИИЭМП». В результате 4/5 выпускников университета трудоустроены в первый год выпуска.

Особая роль отводится реализации в ПГУ Президентских программ повышения квалификации инженерных кадров и подготовки управленческих кадров для предприятий реального сектора экономики. Основной целью Президентской программы по повышению квалификации инженерных кадров является рост качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля, совершенствование структуры инженерной подготовки в рамках стратегического партнерства российских образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики. Специфика программ повышения квалификации заключается в их практической направленности, сформированных актуальных профессиональных компетенциях инженерных кадров с учетом приоритетов модернизации и технологического развития экономики России.

Президентская программа подготовки управленческих кадров предусматривает обучение руководителей высшего и среднего звена предприятий реального сектора экономики. ПГУ в рамках Президентской программы реализует образовательные программы профессиональной переподготовки: «Менеджмент», «Маркетинг» и «Финансы».

Преемственность с общеобразовательными организациями области реализуется через проект Политехнической школы при ПГУ, в рамках которой проходят занятия в Инженерных классах (компьютерная графика и дизайн, 3D-моделирование, электроника), вебинары по физике, математике, информатике для отдаленных районов области, публичные лекции преподавателей для школьников, их подготовка к олимпиадам, семинары для старшеклассников по подготовке к ЕГЭ, подготовка к итоговому сочинению. В 2016 году в проекте Политехническая школа приняли участие около 1000 школьников Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей.

Таким образом, участие Пензенского государственного университета в региональном развитии позволяет: во-первых, определить ключевых партнеров, направления и сферы их взаимодействия в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу, во-вторых, обосновать вклад ПГУ в разработку ключевых направлений развития региона в соответствии с его потребностями на основе показателей эффективности программы развития университета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маергойз, И. М. Территориальная структура хозяйства / И.М. Маегройз. - Новосибирск: Наука,

1986. - 220 с.

2. Приказчикова, О. Ф. География инвестиционной привлекательности Пензенской области / Региональные аспекты географических исследований и образования: сб. XII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 70-74.

3. Гришко, А. К. Анализ применения методов и положений теории статистических решений и теории векторного синтеза для задач структурно-параметрической оптимизации / А. К. Гришко // Надежность и качество сложных систем. - 2016. - № 4 (16). - С. 26-34. DOI: 10.21685/2307-4205-2016-4-4.

4. Mikheev M. Yu., Zhashkova T. V., Shcherban A. B., Grishko A. K., Rybakov I. M. Generalized structural models of complex distributed objects. 2016 IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS). Yerevan, Armenia, October 14-17, 2016. pp. 1-4. DOI: 10.1109/EWDTS.2016.7807742.

5. Приказчикова, О. Ф. Территориальная организация науки Германии / О. Ф. Приказчикова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 29. - С. 123-130.

6. Гришко, А. К. Алгоритм поддержки принятия решений в многокритериальных задачах оптимального выбора / А. К. Гришко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. -

№ 1 (17). - С. 242-248.

7. Гришко, А. К. Анализ надежности сложной системы на основе динамики вероятности отказов подсистем и девиации параметров / А. К. Гришко // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2016

№ 6 (34)

С.

116-121.

8. Приказчикова, О. Ф. Выбор диапазона радиосвязи в зависимости от физико-географических условий / О. Ф. Приказчикова, А. В. Приказчиков, М. С. Шамионов, Т. С. Емашкина, М. Ж. Успанов // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. - 2016. - № 1. - С. 561-564.

9. Гришко, А. К. Оптимальное управление параметрами системы радиоэлектронных средств на основе анализа динамики состояний в условиях конфликта / А. К. Гришко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 102-111. DOI: 10.21685/2072-30592016-2-9.

10. Гришко, А. К. Оптимальное управление частотным ресурсом радиотехнических систем на основе вероятностного анализа динамики информационного конфликта / А. К. Гришко // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. - 2016. - № 57. - С. 21-28. DOI: 10.21667/19954565-2016-57-3-21-28.

11. Гришко, А. К. Определение показателей надежности структурных элементов сложной системы с учетом отказов и изменения параметров / А.К. Гришко // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль.

- 2016. - № 2 (16). - С. 51-57.

12. Гришко А. К. Алгоритм оптимального управления в сложных технических системах с учетом ограничений / А. К. Гришко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017.

- № 1 (21). - C. 118 - 124.

13. Гришко, А. К. Выбор оптимального диапазона и типа радиосвязи для различных физико-географических зон / А. К. Гришко, А. В. Приказчиков, О. Ф. Приказчикова, А. М. Мухамбетов, М. Б. Китаев // Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажёров: сб. Международной научно-практической конференции. - Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2016. - С. 60-67.

14. Grishko A., Goryachev N., Kochegarov I., Brostilov S., Yurkov N. Management of Structural Components Complex Electronic Systems on the Basis of Adaptive Model. 2016 13th International Conference on Modern Problems of Radio Engineering, Telecommunications, and Computer Science (TCSET). Lviv-Slavsko, Ukraine, February 23-26, 2016. pp. 214-218. DOI: 10.1109/TCSET.2016.7 452017

15. Grishko A., Goryachev N., Yurkov N. Adaptive Control of Functional Elements of Complex Radio Electronic Systems. International Journal of Applied Engineering Research. Volume 10, Number 23 (2015), pp. 43842-43845

УДК 159.942.33 Осипов Ф.М,

НОУ ВПО «Институт психологии», Москва, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И ШЕСТИ-СЕМИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматриваются вопросы становления личности ребёнка в младшем дошкольном возрасте и в возрасте шести-семи лет. Показан процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников. Огромным преимуществом пользуются групповые формы обучения. Ключевые слова:

ребёнок, духовные ценности, ценностные ориентации.

«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский.

В младшем дошкольном возрасте возникают пер- школьников, возраста 7-8 лет, как неотъемлемый

вые представления о том, что хорошо, а что плохо. процесс в развитии личности ребенка. В отече-

Это происходит в процессе формирования нового ственной психологии проблема духовности и нрав-

типа взаимоотношений между ребенком и взрослым ственности получила освещение в работах класси-

[1]. Развитие самостоятельности ребенка в это ков психологии - Л.С. Выготского, Л.И. Божович,

время сопровождается потребностью соучастия в А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе,

жизни взрослых, совместной деятельности с ним. В современной психологии она является предметом

Взрослый для ребенка является источником инфор- рассмотрения в исследованиях К.А. Абульханова,

мации о правилах общежития, особенности обраще- Б.С. Братуся, А.В. Брушлинского, Ф.Е. Василюка,

ния с различными взрослыми и детьми. Ребенку М.И. Воловиковой, В.В. Знакова, В.А. Елисеева,

присуща эмоциональная возбудимость, несдержан- В.Д. Шадрикова и других авторов. В работе А.Я.

ность и недостаточная устойчивость эмоций. До- Канапацкого духовность определяется как сущност-

школьники становятся чувствительными к эмоцио- ная черта человека, предопределяющая его бытие

нальному состоянию сверстников, легко ими зани- и утверждающая человека в его «онтологической

маются. Уже 3-4-летние дети способны выполнять истинности». Обобщая представленные в психоло-

малопривлекательные для них, внешне неинтересны гической литературе определения духовности, ав-

дела, руководствуясь важной для них целью, а тор характеризует ее как сложно-организационную,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

также могут отказаться от того, что их непосред- целостную, саморазвивающуюся и открытую систему,

ственно привлекает (например, от новой интерес- представленную социально-психологическими обра-

ной игрушки), чтобы доставить удовольствие то- зованиями, социальной активностью, способно-

варишу. В этом возрасте продолжает формироваться стями и потребностями, душевными и интеллекту-

культура поведения детей. Дети знают и называют альными состояниями, ориентацией на решение

процессы одевания, умывания, приема пищи, ухода смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу

за внешним видом. Мы видим зачатки духовности в и сфере трансцедентального.

детях младшего дошкольного возраста, которые Воспитать духовно гармоничную личность можно

развиваются непосредственно с самим ребенком, совместными усилиями психолого-педагогическим

однако, процесс формирования духовности ребенка аппаратом школы и семьи, когда дети могут брать

сложен и непосредственно связан с воздействием пример с людей (их поступков), которые детей по-

окружающей среды на ребенка, в особенности семьи стоянно окружают. Родители являются безусловным

и воспитателей (учителей), направляющих и коор- авторитетом для ребёнка [2, 3]. Поэтому необхо-

динирующих его в этой деятельности. Проблематика димо помочь родителям осознать, что в первую

этого воздействия такова, что состоит из многих очередь в семье должны сохраняться и прививаться

взаимосвязанных компонентов, именно поэтому в детям нравственные духовные ценности, обычаи, и

нашем исследовании мы рассматриваем формирование что именно родители ответственны за воспитание

духовно-нравственного компонента у младших своих детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.