Научная статья на тему 'Влияние территориальной структуры хозяйства на качество жизни'

Влияние территориальной структуры хозяйства на качество жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1005
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ФАКТОР / РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА / КОНЦЕНТРАЦИЯ И ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / УРБАНИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Приказчикова О.Ф., Приказчикова Е.А., Толмачева В.А., Горелова А.К.

Определены ключевые факторы, влияющие на территориальную структуру хозяйства, выявлены тенденции ее трансформации в зависимости от конкретных условий. Проведен анализ проблем формирования и развития научно-технического потенциала территории с целью улучшения качества жизни в регионе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Приказчикова О.Ф., Приказчикова Е.А., Толмачева В.А., Горелова А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние территориальной структуры хозяйства на качество жизни»

УДК 911.5:332.1

Приказчикова О.Ф., Приказчикова Е.А., Толмачева В.А., Горелова А.К.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

ВЛИЯНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВА НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Определены ключевые факторы, влияющие на территориальную структуру хозяйства, выявлены тенденции ее трансформации в зависимости от конкретных условий. Проведен анализ проблем формирования и развития научно-технического потенциала территории с целью улучшения качества жизни в регионе Ключевые слова:

качество жизни, территориальная структура хозяйства, природно-ресурсный фактор, развитие транспорта, концентрация и деконцентрация производства, урбанизация, научно-технический потенциал

За последние десятилетия изменилась зрелость территориальной структуры хозяйства. Глубокое воздействие испытали все отрасли экономики -промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, непроизводственная сфера, произошли серьёзные сдвиги в характере расселения. Процессы территориальной концентрации и декон-центрации, сменяя друг друга, повлияли на территориальную структуру хозяйства.

Важнейшие хозяйственные процессы, факторы, определяющие территориальную организацию хозяйства, интенсивность и разнообразие международных экономических связей имеют чётко выраженный географический аспект. К таким факторам можно отнести интернационализацию, углубление международного географического разделения труда, специализацию и кооперирование, развитие региональной экономической интеграции, резкое возрастание роли НИОКР, изменение структуры производственной сферы, экономическую и внеэкономическую деятельность транснациональных корпораций, формирование транснационального военно-промышленного комплекса, обострение сырьевого, энергетического, экологического кризисов.

Территориальная структура промышленности [13], сложившаяся ещё в XIX в. под влиянием таких факторов, как близость сырья и топлива, дешёвые водные пути, в основных чертах сохраняется и теперь, однако современные тенденции, особенно развитие средств транспорта, создало большую свободу для размещения новых предприятий. Усиливается роль таких факторов, как степень развития инфраструктуры и науки, квалификация и стоимость рабочей силы, внешние производственные и торговые связи, государственное регулирование размещения предприятий и интеграционные процессы, экологическая ситуация. Важнейшие изменения в географии промышленности связаны с формированием крупных портово-промышленных комплексов, освоением недр морей, «уходом» промышленности из центральных зон городских агломераций. С интеграционными процессами связано ускоренное экономическое развитие приграничных территорий [4-6], которое можно рассматривать как случай быстрого заполнения слабо использованного ранее по политическим соображениям пространства. Развитие ряда экономических районов пошло по пути формирования крупных промышленных комплексов международного значения. В других случаях пограничные территории стали местом интенсивного развития иностранного туризма и обслуживающих его отраслей экономики.

При изучении географии хозяйства применяются разные термины: размещение производства, территориальная организация, но важнейшим стало понятие территориальной структуры хозяйства. В самой общей форме территориальная структура хозяйства представляет совокупность определённым образом расположенных и сочленённых элементов этого хозяйства - промышленных и сельскохозяйственных районов, промышленных и транспортных узлов, городских агломераций, которые в наибольшей мере отражают его географический рисунок [710].

Территориальная структура хозяйства - это исторический результат влияния экономических, социальных, природных, политических и других факторов [1, 11-13] . Некоторые из них возникли давно, но на современном этапе развития приобрели новые черты. Территориальность следует понимать как один из главных принципов и подходов

экономической и социальной географии. Такие элементы, характеризующие территорию, как положение, природные ресурсы и условия их освоения, могут благоприятствовать развитию хозяйства или ограничивать его.

Большое значение имеют размеры территории. Как правило, чем обширнее страна или район, тем разнообразнее их природные ресурсы, тем больше возможностей для освоения новых земель, пространственных сдвигов, формирования межрайонного разделения труда. Однако, большие размеры создают и проблемы, в том числе: преодоление расстояний, дальность перевозок, экономическое районирование, создание необходимой инфраструктуры, трансформация очагового типа территориальной структуры хозяйства в каркасный и достижение её зрелости.

У средних и небольших по территории стран, которые преобладают в мире, проблемы, связанные с территорией, иные. При этом высоки показатели плотности населения, густоты транспортной сети. Преодоление расстояний не вызывает особых сложностей. Достигнута высокая степень зрелости территориальной структуры хозяйства, сильнее проявляется её инерционность, острее стоит проблема отчуждения земель под промышленное и городское строительство.

Экономико-географическое положение (ЭГП) -является важнейшим фактором, влияющим на территориальную структуру хозяйства. Оно определяется как отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, - будь то объекты природного порядка или объекты, созданные в процессе хозяйственной деятельности. Центральное положение, как правило, приносит значительные выгоды. Периферийное (глубинное) положение в целом значительно менее выгодно. Это относится к отдельным крупным районам больших стран, так и к отдельным странам. Соседское положение в условиях нормальных политических взаимоотношений между странами обычно выступает в качестве важной предпосылки международной экономической интеграции. Приморское положение во все времена было выгодным фактором социально-экономического развития, что привело к сдвигу к морю. Он происходил под воздействием факторов, среди которых особо следует отметить рост значения морских перевозок и увеличение морских грузопотоков, развитие приморской урбанизации. В первую очередь он затронул отрасли «нижних этажей» промышленности (нефтепереработку, чёрную и цветную металлургию), занятые переработкой сырья, поступающего в морские порты. Сказался он и на отраслях «верхних этажей», отправляющих морскими путями свою экспортную продукцию.

Природно-ресурсный фактор - один из классических факторов размещения. На протяжении длительного времени он оказывал большое влияние на размещение производительных сил. Сокращение роли природно-ресурсного фактора объясняется общим уменьшением материалоёмкости производства, научно-техническим прогрессом на транспорте, рядом других причин. Машиностроение, значительная часть химической, лёгкой промышленности почти полностью освободились от его влияния. Теперь -это отрасли свободного размещения, тяготеющие к источникам трудовых ресурсов, к потребителю, к центрам научных исследований. Отрасли «нижних этажей» промышленности или базовые отрасли (металлургия, нефтехимия, топливная), в значительно

большей мере продолжают тяготеть к районам топ-ливно-сырьевых ресурсов. При этом, чем ниже транспортабельность их продукции, тем сильнее топливно-сырьевая ориентация. Что касается отраслей добывающей промышленности, то естественной основой для их размещения как были, так и остаются источники природных ресурсов.

По степени обеспеченности природными ресурсами, от которой во многом зависит действие при-родно-ресурсного фактора, страны мира и отдельные территории подразделяют на три большие группы: 1) ресурсонедостаточные, 2) ресурсо-обеспеченные, 3) ресурсоизбыточные.

Транспортный фактор - ещё один классический фактор размещения производительных сил. В индустриальную эпоху он влиял на размещение производительных сил особенно сильно. Стремление уменьшить долю транспортных расходов проявлялось в тенденции приближения обрабатывающей промышленности к источникам топлива, энергии, сырья и районам потребления. Транспортная революция способствовала резкому удешевлению перевозок грузов и пассажиров, сокращению роли транспортного фактора. Именно развитие транспорта сделало возможным большое территориальное рассредоточение производства, избавив его от необходимости топ-ливно-сырьевой ориентации. Именно развитие транспорта увеличило мобильность производства, открыло новые возможности для его миграции, сдвига к морю, формированию портово-промышленных комплексов. Наконец, именно развитие транспорта сделало возможным быстрый рост подвижности населения, которая представляет собой сложное социально-экономическое явление, отражающее комплекс культурных, экономических, демографических и других условий.

В постиндустриальную эпоху роль транспортного фактора начинает изменяться. По данным С.Б. Шлихтера, доля транспортной составляющей в стоимости продукции уже уменьшилась в среднем до 5-10 %. Получают развитие такие новые территориальные формы транспорта, как «контейнерные мосты», разного рода полимагистрали, или транспортные коридоры, концентрирующие на основных направлениях магистрали разных видов транспорта.

Территориальная концентрация производства -скопление, сосредоточение его на ограниченном пространстве. Выгоды подобной концентрации заключаются в снижении себестоимости продукции, повышении её рентабельности, возможности скорейшего внедрения научно-технических достижений. Территориальная концентрация производства, сопровождающаяся концентрацией населения, оказывает большое влияние на географическое разделение труда. Движущими силами территориальной концентрации стали, во-первых, специализация, во-вторых, такие непроизводственные факторы, как выгоды ЭГП, наличие соответствующей базы НИОКР, информации и управления. Соответственно изменились территориальные формы концентрации. Раньше это были промышленные центры, узлы и районы, в том числе старопромышленные, многие из которых переживают глубокий структурный кризис, вынуждающий осуществлять модернизацию производства.

В последние десятилетия появились новые формы территориальной концентрации. Так, сдвиг производства к морю привел к формированию уже упоминавшихся портово-промышленных комплексов. Подобный комплекс включает в себя портовую промышленность, ориентированную на переработку нефти, железной руды, руд цветных металлов, поступающих в порт морским путем, морской транспорт, судостроение и судоремонт, рыбное хозяйство, нередко рекреацию и туризм.

Отход от территориальной концентрации и территориальная деконцентрация производства во многом объясняются резким преобладанием малых и средних фирм, созданием многих тысяч филиалов крупных компаний, узкой специализацией, внедрением информационных технологий, что делает производство более «гибким».

Урбанизация выступает как важнейший фактор, определяющий и характер расселения, и его структуру. Вследствие обострения экономического и социального кризиса крупных городов, ухудшения условий жизни в них, сокращения занятости населения, государственной политики сдерживания роста гипертрофированных агломераций рост городского населения замедляется, характерен отток населения из агломераций в пригороды и в окружающую сельскую местность. Агломерации «растекаются». Усиливается градообразующее значение их непроизводственных функций.

Экологический фактор существовал и прежде, но в эпоху НТР значение его резко возросло. Учёт экологического фактора позволяет ограничить концентрацию производства и населения в наиболее индустриализированных и урбанизированных районах и вывести из них часть «грязных» производств. Опосредованная форма избавления от загрязнений - вывод с территории развитых государств экологически опасных предприятий. В этих странах существуют высокие стандарты качества природной среды и развитое природоохранное законодательство. Поэтому производственные затраты на очистные сооружения и внедрение малоотходных технологий здесь растут. В результате промышленным корпорациям выгоднее переводить наиболее опасные в экологическом отношении предприятия в отсталые страны, где стандарты качества природной среды отсутствуют, а массовая безработица и нищета приводят к дешевизне в них рабочей силы и обусловливают отсутствие развитого природоохранного законодательства.

На научно-технический потенциал, на его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов [11-15] . Первую группу образуют количественные факторы - наличие высококвалифицированных специалистов, а также материально-техническое обеспечение НИОКР. Вторая группа - качественные факторы, включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, наличие благоприятного предпринимательского климата, обеспеченность информационной и транспортной инфраструктурой, близость к ведущим университетам и другим исследовательским центрам.

Детальнее оценим влияние качественных факторов.

В связи с формированием единого информационного пространства наблюдается создание крупных информационных центров, в которых размещены представительства ТНК, развиты инфраструктурные объекты, в «век информации» создаются разного рода «телепорты», «центры телематики и коммуникации». Значение транспортной инфраструктуры повышается из-за частой необходимости личных контактов в ходе инновационного процесса, поэтому прослеживается ориентация научно-производственных комплексов на крупные аэропорты.

Близость к ведущим образовательным и научным центрам имеет многостороннее влияние. На неофициальные контакты приходится наибольшая часть взаимодействия фирм с университетами, устанавливаются связи, облегчающие информационный обмен, совместно используются библиотеки, оборудование, обеспечиваются дополнительной работой служащие академического сектора, появляется возможность трудоустройства творчески настроенных выпускников и студентов.

Для оценки научно-технического потенциала важен анализ структуры научного поиска и продуктивности исследований, которые оцениваются как по общему объему публикаций, так и в пересчете на 1000 жителей исследовательского центра, при этом важна оценка не только объема проводимых работ, но и разнообразия исследовательских направлений.

Наличие благоприятного предпринимательского климата выражается в хорошо развитой финансовой системе и сфере деловых услуг. Формирование районов с благоприятным предпринимательским климатом происходит в результате успешного проведения инновационной и региональной политики, направленной на их ускоренное развитие, на поддержку

малого и среднего бизнеса. Не последнюю роль играют крупные государственные заказы, исследовательские программы, диверсифицированная структура хозяйства региона, поскольку это способствует межотраслевой диффузии инноваций.

При благоприятном имидже процесс развития региона приобретает стабильность и устойчивость. Мировая практика показывает, что повышение научно-производственного потенциала территории как в староосвоенных районах, так и в районах сравнительно нового освоения, способствует притяжению населения и новейших производств, совершенствуется территориальная структура хозяйства, улучшается имидж района, что в свою очередь ведет к повышению качества жизни.

Подводя итог, следует отметить, что был проведён целый ряд обследований, выявивший шкалу факторов, влияющих на выбор района дислокации научно-производственных комплексов. Устанавливалось, что привлекает их в тот или иной регион, что повлияло на выбор конкретного места внутри региона. Решающее значение в большинстве случаев придается такому фактору, как качество трудовых ресурсов, причем в первую очередь кадров среднего технического персонала и высококвалифицированных рабочих, а при выборе места для размещения научно-производственных комплексов учитывают всю совокупность удачного сочетания факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маергойз, И. М. Территориальная структура хозяйства / И.М. Маегройз. - Новосибирск: Наука,

1986. - 220 с.

2. Приказчикова, О. Ф. География инвестиционной привлекательности Пензенской области / Региональные аспекты географических исследований и образования: сб. XII Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. - С. 70-74.

3. Гришко, А. К. Анализ применения методов и положений теории статистических решений и теории векторного синтеза для задач структурно-параметрической оптимизации / А. К. Гришко // Надежность и качество сложных систем. - 2016. - № 4 (16). - С. 26-34. DOI: 10.21685/2307-4205-2016-4-4.

4. Mikheev M. Yu., Zhashkova T. V., Shcherban A. B., Grishko A. K., Rybakov I. M. Generalized structural models of complex distributed objects. 2016 IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS). Yerevan, Armenia, October 14-17, 2016. pp. 1-4. DOI: 10.1109/EWDTS.2016.7807742.

5. Приказчикова, О. Ф. Территориальная организация науки Германии / О. Ф. Приказчикова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 29. - С. 123-130.

6. Гришко, А. К. Алгоритм поддержки принятия решений в многокритериальных задачах оптимального выбора / А. К. Гришко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. -

№ 1 (17). - С. 242-248.

7. Гришко, А. К. Анализ надежности сложной системы на основе динамики вероятности отказов подсистем и девиации параметров / А. К. Гришко // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

- 2016. - № 6 (34). - С. 116-121.

8. Приказчикова, О. Ф. Выбор диапазона радиосвязи в зависимости от физико-географических условий / О. Ф. Приказчикова, А. В. Приказчиков, М. С. Шамионов, Т. С. Емашкина, М. Ж. Успанов // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. - 2016. - № 1. - С. 561-564.

9. Гришко, А. К. Оптимальное управление параметрами системы радиоэлектронных средств на основе анализа динамики состояний в условиях конфликта / А. К. Гришко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 102-111. DOI: 10.21685/2072-30592016-2-9.

10. Гришко, А. К. Оптимальное управление частотным ресурсом радиотехнических систем на основе вероятностного анализа динамики информационного конфликта / А. К. Гришко // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. - 2016. - № 57. - С. 21-28. DOI: 10.21667/19954 5 65-2 016-57-3-21-2 8.

11. Гришко, А. К. Определение показателей надежности структурных элементов сложной системы с учетом отказов и изменения параметров / А.К. Гришко // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль.

- 2016. - № 2 (16). - С. 51-57.

12. Гришко А. К. Алгоритм оптимального управления в сложных технических системах с учетом ограничений / А. К. Гришко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2017.

- № 1 (21). - C. 118 - 124.

13. Гришко, А. К. Выбор оптимального диапазона и типа радиосвязи для различных физико-географических зон / А. К. Гришко, А. В. Приказчиков, О. Ф. Приказчикова, А. М. Мухамбетов, М. Б. Китаев // Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажёров: сб. Международной научно-практической конференции. - Пенза: Изд-во ПензГТУ, 2016. - С. 60-67.

14. Grishko A., Goryachev N., Kochegarov I., Brostilov S., Yurkov N. Management of Structural Components Complex Electronic Systems on the Basis of Adaptive Model. 2016 13th International Conference on Modern Problems of Radio Engineering, Telecommunications, and Computer Science (TCSET). Lviv-Slavsko, Ukraine, February 23-26, 2016. pp. 214-218. DOI: 10.1109/TCSET.2016.7452017

УДК 004.02

Роганов В.Р., Михеев М.Ю.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОПТИКО-ПРОГРАММНО-АППАРАТНОЙ КИБЕРФИЗИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЛОЖНЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ АГРЕГАТАМИ

Проведён анализ системы подготовки лётчиков с использованием авиационных тренажёров. Выделены основные составляющие процесса обучения лётчика. Выделены две группы имитаторов авиационного тренажёра. Первая группа работает по принципу обратной связи с центральной аппаратно-программной системой управления авиационного тренажёра. Параллельно имитаторы этой группы предоставляют лётчику информацию, позволяющую управлять авиационным тренажёром, задавая управляющие воздействия через имитаторы органов управления. Вторая группа оптико-аппаратно-программных имитаторов синтезирует для лётчика изображение участка местности, над которой пролетает модель летательного аппарата. В дальнейшем лётчик управляет моделью летательного аппарата, обработав полученное изображение. Для центральной аппаратно-программной системой управления авиационного тренажёра эти имитаторы являются тупиковыми системами. Авиационный тренажёр это ещё и эргатическая система центральным звеном которой является человек. Каждый имитатор авиационного тренажёра является киберфизической системой, разработанной для привития лётчику профессиональных навыков управления летательным аппаратом в конкретной ситуации. В статье предложен подход к требованиям к имитаторам, в зависимости от их отношения к одной или другой группе. Ключевые слова:

информационные технологии, модель, эргатическая система, авиационный тренажёр, киберфизическая система, аппаратно-программная система, оптико-аппаратно-программная система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.