В статье рассмотрено - одна из самых значимых человеческих потребностей - потребность в общении, принятии и признании, как эта потребность удовлетворяется у младших школьников с помощью созданной ими мультипликации.
Ключевые слова: мультипликация, средство развития, младшие школьники.
Chistyakova A.S.1, Bekuzarova N.V.2
Student, Siberian Federal University, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Siberian Federal University ANIMATION AS A MEANS OF SELF-PRESENTATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Abstract
The paper considers one of the most important human needs - the need for communication, acceptance and recognition. The process getting this need in primary school children with the help of animation created by them.
Keywords: animation, development, younger students.
Потребность в общении, принятии и признании является одной из самых значимых человеческих потребностей, и именно она предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления о себе, которое во многом способствует социальной успешности человека.
Термин «самопрезентация», как и большинство понятий, имеет несколько толкований, это и:
- умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам[1];
- акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам[2];
- вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций[3].
К началу обучения в школе современные первоклассники уже имеют значительный медийный опыт. Младшему школьнику наиболее понятны, доступны и интересны зрелищные виды искусства (например, кинематограф, телевидение), поэтому интерес к экранным искусствам у детей проявляется раньше, чем к музыке или литературе[4].
Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что с помощью мультипликации ребенок сможет лучше выразить себя.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов[5].
Заметим, что, создавая фильмы в школе, мы строим образовательный и воспитательный процесс, не прекращая его ни на минуту. Из этого следует простой вывод. Те ситуации, которые с точки зрения просто студии мультфильмов являются проходными, могут быть очень важными с точки зрения учения и воспитания участников студии. Дело не в возможности время от времени произнести назидание (кстати, в нужном месте и в нужное время - очень хорошо!) - важно просто понимать, какие умения, навыки, личностные свойства мы можем выработать у учеников, занимаясь с ними мультипликацией. Серьёзное и систематичное рассмотрение этого вопроса - дело большой общей работы для учительского сообщества и для каждого отдельного учителя. Некоторые примеры таких возможностей мы давно собираем, и будем их время от времени упоминать на этих страницах.
На первом этапе эксперимента была проведена диагностика личностных качеств школьников, способствующих успешной самопрезентации. Второй этап исследования заключался в проведении занятий по развитию самопрезентационных умений у младших школьников развития в экспериментальной группе. Уроки в экспериментальном классе проводились раз в неделю, в течение четырех недель.
На третьем этапе проводились занятия по созданию мультипликации в программе ПЕРВОЛОГО 3.0 в экспериментальной группе. На четвертом этапе проводился конкурс на лучшую презентацию о себе. Был использован метод экспертных судей.
За исследуемый период произошло повышение уровней развития коммуникативных и организаторских способностей в экспериментальной группе младших школьников. В контрольной группе младших школьников не произошло значительного повышения уровней развития коммуникативных и организаторских способностей.
Поэтому мы можем сделать вывод о том, что специально организованные занятия действительно помогли развить коммуникативные умения и навыки самопрезентации четвероклассников.
Литература
1. Фролова Ю.Г Психологический словарь. [Электронный ресурс] URL: http://azps.rU/handbook/s/samo624.html. -http://azps.ru. (дата обращения 12.05.2013).
2. Краткий словарь справочник по психологии. - М.: РУДН, 2004 г.
3. Агеев В.С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. - М., - 1987. - 282 с.
4. Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. N3, 2011
5. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998. -1434 с.
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ / MEDICAL SCIENCES Агандеева М.С.1, Родионов В.А2
1 Ассистент кафедры педиатрии, ФГБОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова; 2 Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой педиатрии, ФГБОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И.Н.
Ульянова, главный врач МУЗ «Г ородская детская больница № 1» г. Чебоксары РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АНЕМИЙ У ДЕТЕЙ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
Аннотация
Проблема распространённости анемий является актуальной для врачей всех специальностей. Анемии являются самой распространенной патологией в мире. В статье представлены данные о распространённости, половой и возрастной структуре заболеваемости, клинических особенностях течения анемического синдрома у детей города Чебоксары. Общая распространённость анемий среди детского населения города Чебоксары составляет 150,3%. Частота анемий среди детей раннего возраста существенно превосходит таковую по сравнению с другими возрастными группами, что требует контроля над эпидемиологией данного состояния и проведения соответствующих профилактических мероприятий.
Ключевые слова: распространённость, заболеваемость, анемия, дети.
Agandeeva MS.1, Rodionov V.A.2
Assistant of Pediatrics, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov; 2Doctor of medical sciences, head of Pediatrics, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, chief doctor at “Municipal children hospital № 1”, the city of Cheboksary REGIONAL ASPECTS OF ANEMIAS AT CHILDREN OF THE CITY OF CHEBOKSARY
Abstract
The problem is the prevalence of anemia is relevant for physicians of all specialties. Anemia is the most common pathology in the world. The article presents data on the prevalence, sex and age structure of the incidence, clinical features of the current anemic syndrome in children in the city of Cheboksary. The overall prevalence of anemia among children of Cheboksary is 150, 3%. The frequency of anemia
40
among young children significantly exceeds that in comparison to other age groups, which requires monitoring of the epidemiology of this condition and conduct of appropriate preventive measures at the regional level.
Keywords: prevalence, morbidity, anemia, children.
Актуальность. Анемии - клинико-гематологический синдром, характеризующийся снижением уровня гемоглобина и количества эритроцитов в единице объёма крови [1]. До настоящего времени нет общепринятой классификации анемий. Наиболее распространённой является этио - патогенетическая классификация (D. Natan ; F. Oski, 2003 г.) , согласно которой выделяют анемии, обусловленные острой кровопотерей; анемии, вследствие недостаточного образования эритроцитов, и анемии, возникающие в результате повышенного разрушения эритроцитов (гемолиза) [6].
Анемические состояния крайне неблагоприятно влияют на организм человека, что обусловлено развитием процессов гипоксемии и гипоксии. Особенно опасны проявления анемий у детей различных возрастов. У детей раннего возраста происходит нарушение когнитивных функций, задержка развития речи, двигательных навыков, координации движения. У детей школьного возраста отмечается задержка роста и умственного развития, обеднение эмоциональной сферы с преобладанием плохого настроения, вялости, плаксивости, раздражительности, повышается утомляемость, значительно падает способность к концентрации внимания, что приводит к снижению успеваемости в школе. Анемические состояния увеличивают вероятность инфекционных заболеваний у детей в любом возрасте, поскольку оказывают неблагоприятное воздействие на ряд механизмов иммунной системы, снижая иммунологическую реактивность организма [5, 7].
Таким образом, изучение анемий в детской популяции является одной из приоритетных проблем в педиатрии и имеет не только медицинский, но и социальный характер. По мнению экспертов ВОЗ с точки зрения значимости для общественного здравоохранения распространенность анемий среди населения может быть слабой от 5 до 19,9%, умеренной от 20 до 39,9% и значительной - более 40%, что требует принятия мер на государственном уровне [8, 9, 10].
Проблема распространенности анемических состояний в мире изучена не достаточно. По данным ВОЗ 1993 -2005 г. г. анемиям подвержены 1,62 миллиарда человек, что составляет 24,8% населения Земли. При этом распространенность анемий как симптома другого заболевания гораздо выше. То есть анемии являются одной из самых частых групп заболеваний на планете [8].
Анализ распространённости анемий среди детского населения России проводился лишь по статистическим материалам Министерства Здравоохранения и Социального Развития РФ. Согласно этим данным ежегодно среди населения РФ регистрируется около 1 миллиона 360 тысяч случаев заболеваний анемиями, из которых более 50% среди детей 0 -18 лет. В многолетней динамике с 1992 по 2006 года наблюдается выраженная негативная тенденция роста заболеваемости анемиями всего населения страны, ежегодный темп прироста составляет 6,6%. При этом уровни и темпы роста анемизации детского населения выше - 8,8% (рис. 1). Только с 2003 года ситуация с заболеваемостью анемией несколько стабилизировалась [4].
Рис. 1. Динамика заболеваемости анемиями населения РФ в 1992 - 2006 г.г. [по 4]
По данным Резановой Н.В. и др. общая заболеваемость детей 0 - 17 лет анемиями в 88 регионах России в период с 2001 - 2005 г.г. составила 2266,9±358,8 на 100 тысяч детского населения. Распределение заболеваемости по регионам Российской Федерации крайне неравномерно. Наибольший уровень заболеваемости детей анемией отмечался в национальных республиках: Республики Дагестан, Ингушетия, Башкортостан (11194; 11169,9 и 6539,7 на 100 тысяч детского населения соответственно). Наименьший уровень заболеваемости зарегистрирован в развитых в социально - экономическом отношении субъектах Федерации, расположенных, в основном, в европейской части России: города Москва и Санкт-Петербург, Калининградская, Московская, Ростовская, Тульская и Нижегородская области, Ставропольский и Приморский края.
Достоверные данные по распространённости анемий в Приволжском Федеральном Округе также отсутствуют. Эпидемиологические исследования анемического синдрома проводились лишь в отдельных субъектах Приволжского Федерального Округа, их результаты соответствовали средним показателям распространенности анемического синдрома у детей по России в целом. Так, например, в Самарской области распространённость анемии у детей в 2005 году составила 2835,97, в 2008 году - 2438,05 на 100 тысяч детского населения [2], в Пермском крае - 2570 в 2006 году, 2890 на 100 тысяч детского населения в 2011 году [3].
Отсутствие работ по изучению анемического синдрома в детской популяции города Чебоксары и Чувашской Республики определяет актуальность проводимого исследования.
Цель работы - изучить распространённость, половую и возрастную структуру, региональные особенности течения анемического синдрома у детей различных возрастных групп, проживающих в городе Чебоксары.
Материалы и методы. Для исследования случайным образом были отобраны 3394 истории развития ребёнка (форма 112/У) в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, из них 1796 мальчиков и 1598 девочек проживающих в городе Чебоксары. Все дети, согласно модифицированной классификации периодов развития по П. Гундрбину, были разделены на 5 возрастных групп: с 6 месяцев до 1 года - дети грудного возраста, от 1 до 3 лет - преддошкольного возраста, с 4 до 6 лет - дошкольного возраста, с 7 до 11 лет -младшего школьного возраста, с 12 до 18 лет - старшего школьного возраста. Руководствуясь критериями скрининг - диагностики по ВОЗ, анемией считали снижение уровня гемоглобина в венозной крови ниже 110 г/л у детей от 6 месяцев до 59 месяцев, ниже 115 г/л у детей 5-11 лет, ниже 120 г/л у девочек 12 - 18 лет и у мальчиков 12 - 14 лет, ниже 130 г/л у мальчиков 15 - 18 лет. Для пересчёта содержания гемоглобина в артериальной крови использовали коэффициент 1,1.
41
Результаты и обсуждение. В процессе скрининга анемии были диагностированы у 330 детей различных возрастных групп обоего пола. Распространённость анемий среди детей города Чебоксары составила 150%о. Самый высокий уровень анемий у детей города Чебоксары был зарегистрирован на первом году жизни - 358,2%о и в преддошкольном возрасте - 340%о. Реже анемии встречались у детей дошкольного и младшего школьного возраста по 30%о. Распространённость анемических состояний среди старших школьников составила 10%о (рис. 3). Таким образом, показано, что возраст является одним из важных факторов, влияющих на распространённость анемий. Отличия в распространённости анемического синдрома у детей различных возрастов, возможно, обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детского организма в определённые возрастные периоды, различным пищевым поведением и уровнем физической активности.
Рис. 2. Распространённость анемического синдрома в различных возрастных группах детского населения города Чебоксары Уровень снижения гемоглобина в большинстве случаев соответствовал лёгкой степени анемии во всех возрастных группах. Анемии средней степени тяжести были диагностированы лишь у 5 детей в возрасте 9 - 10 месяцев, что составило 2,1% в данной возрастной группе. Тяжёлые формы заболевания не зарегистрированы ни у одного ребёнка. Преобладание лёгкой степени заболевания у детей, вероятно, объясняется благоприятными социально - экономическими условиями в городе и в регионе в целом.
При изучении региональных особенностей половой структуры анемического синдрома различий по заболеваемости у мальчиков и у девочек первого года жизни не выявлено: мальчики - 51%, девочки - 49%. Среди детей преддошкольного возраста мальчики болеют несколько чаще, чем девочки - 57% и 43% соответственно. У детей дошкольного возраста анемии также чаще диагностировались у мальчиков в 63% случаев. Заболеваемость у девочек в данном возрасте составила 37%. Напротив, в школьном возрасте анемии преобладали у девочек - 63% в младшем и 72,5% в старшем школьном возрасте. Половая структура заболеваемости анемиями в детской популяции города Чебоксары представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Половая структура заболеваемости анемиями у детей города Чебоксары Данные исследования показали, что у большинства детей во всех возрастных группах, кроме преддошкольного периода, преобладает нормохромная анемия, что возможно свидетельствует о полиэтиологическом характере анемических состояний. Нормохромия эритроцитов зарегистрирована у 81,5 % детей грудного возраста, у 80% детей дошкольного возраста, у 87,5% младших школьников и у 86% в старшем школьном возрасте (рис. 4). Установлено, что в преддошкольном возрасте гипохромная анемия диагностируется чаще - в 53% случаев. Гиперхромной анемии не выявлено ни в одной возрастной группе.
42
Рис. 4. Структура анемического синдрома по признаку хромности эритроцитов у детей города Чебоксары в различные
возрастные периоды
Установлено, что в структуре сопутствующей патологии у детей первого года жизни ведущее место занимают заболевания центральной нервной системы - 45,5%. У 23% детей с анемиями в данной возрастной группе наблюдались хронические расстройства питания. Наиболее частая сопутствующая патология у детей преддошкольного возраста - это патология нервной системы, хронические очаги инфекции и частые простудные заболевания. У дошкольников с анемическим синдромом чаще встречались хронические очаги инфекции в 37,5%, заболевания нервной системы в 31,25%, патология со стороны желудочнокишечного тракта в 12,5% случаев. У младших школьников доминировали хронические заболевания желудочно-кишечного тракта - 30%, хронические очаги инфекции - 25% и патология нервной системы - 25%. В возрастной группе старших школьников выявлено преобладание хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта в структуре сопутствующей патологии - 32,1%.
Выводы. Таким образом, нами изучена распространённость, выявлены возрастная и половая структуры, определены региональные особенности течения анемического синдрома у детей города Чебоксары.
1. Общая распространённость анемических состояний среди детского населения города Чебоксары составила 150,3%о.
2. Частота анемий среди детей раннего возраста существенно превосходит таковую по сравнению с другими возрастными группами.
3. Не выявлено значимых различий в распространенности анемического синдрома среди мальчиков и девочек до года. В группах детей преддошкольного и дошкольного возраста анемии чаще встречаются у мальчиков, в школьном возрасте у девочек.
4. Уровень снижения гемоглобина в большинстве случаев соответствовал анемии легкой степени тяжести во всех возрастных группах.
5. В структуре анемического синдрома преобладала нормохромная анемия, во всех возрастных периодах, кроме детей преддошкольного возраста.
6. Высокая частота анемий у детей раннего возраста в городе Чебоксары требует контроля над эпидемиологией данного состояния и проведения соответствующих профилактических мероприятий на региональном уровне.
Литература
1. Воробьёв П.А. Анемический синдром в клинической практике. М.: Ньюдиамед, 2001. 168 с.
2. Кудрина Н.В., Афанасьева Н.Ю. Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов и здоровья населения в Самарской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. № 1(6), 2010. С. 1564-1566.
3. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Пермском крае в 2011 году: Государственный доклад. - Пермь: Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», 2012. 272 с.
4. Резанова Н.В., Гудикова Ж.В., Боровский И.В. Региональные аспекты формирования заболеваемости анемиями детского населения России // Сибирский Медицинский Журнал. 2008. № 4. С. 67 - 70.
5. Румянцев А.Г., Казюкова Т.В. Профилактика дефицита железа у детей раннего возраста // Трудный пациент. 2012. № 2. С. 38-42.
6. Сарсания С.И., Тихомиров А.Л., Ночевкин Е.В., Тускаев К.С. Нюансы диагностики и лечения железодефицитной анемии // Трудный пациент. 2012. № 2-3. С. 23-34.
7. Тарасова И.С. Железодефицитная анемия у детей и подростков // Вопросы современной педиатрии. 2011. № 10 (2). С. 4048.
8. de Benoist B, McLean E, Egli I, Cogswell M. Worldwide prevalence of anaemia 1993-2005: WHO global database on anaemia. Geneva: World Health Organization, 2008. 48 p.
9. Сomplementary feeding of young children in developing countries: a review of current scientific knowledge. Geneva, World Health Organization, 1998.
10. Iron deficiency anemia assessment, prevention and control. A guid for programme managers - Geneva: World Health Organization, 2008 (WHO/NHD/01.3).
Бельчусова Л.Н.
Кандидат медицинских наук, доцент, ФГБОУ ВПО Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова ДИНАМИКА БИОГЕННЫХ АМИНОВ У БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКИМ ПИЕЛОНЕФРИТОМ НА ФОНЕ ТЕРАПИИ
ЛИКОПИДОМ
Аннотация
Изучена динамика биогенных аминов в структурах мочи до и после терапии иммуномодулятором - ликопидом в терапии хронического пиелонефрита.
Ключевые слова: биогенные амины, терапия, пиелонефрит.
Belchusova L. N.
PhD, Associate Professor, VPO Chuvash State University I. N. Ulyanov
43