Научная статья на тему 'Региональные амбиции Узбекистана сквозь призму Российской политики в Центральной Азии'

Региональные амбиции Узбекистана сквозь призму Российской политики в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / КИРГИЗИЯ / РОССИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / АФГАНСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Плотников Дмитрий Сергеевич

В статье анализируется внешняя политика Узбекистана в отношении сопредельных Киргизии и Таджикистана, а также позиция России в регионе Центральной Азии. Рассматриваются узбекско-киргизские и узбекско-таджикские противоречия. Характеризуются ресурсы Узбекистана, опираясь на которые Ташкент активизирует внешнеполитическую деятельность. Выявляются общие региональные угрозы и перспективы российско-узбекских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные амбиции Узбекистана сквозь призму Российской политики в Центральной Азии»

УДК-327.8

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АМБИЦИИ УЗБЕКИСТАНА СКВОЗЬ ПРИЗМУ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Д.С. Плотников1

В статье анализируется внешняя политика Узбекистана в отношении сопредельных Киргизии и Таджикистана, а также позиция России в регионе Центральной Азии. Рассматриваются узбекско-киргизские и узбекско-таджикские противоречия. Характеризуются ресурсы Узбекистана, опираясь на которые Ташкент активизирует внешнеполитическую деятельность. Выявляются общие региональные угрозы и перспективы российско-узбекских отношений.

Ключевые слова: Узбекистан; Киргизия; Россия; внешнеполитические ресурсы; афганская проблема.

Распад Советского Союза и образование СНГ изменили положение России на международной арене. Российское правительство стремилось на новой основе организовать военно-политическое сотрудничество с бывшими советскими республиками. Так, в 1993 г. Россия, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Узбекистан заключили договор о коллективной безопасности (ДКБ, с 2002 г. - ОДКБ), количество членов которого варьировалось от 6 до 9. Однако межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими советскими республиками складывались и складываются неоднозначно. Серьезные проблемы существуют в Центрально-Азиатском регионе, в частности, в отношениях с Узбекистаном. Летом 2012 г. Узбекистан приостановил членство в ОДКБ. В начале осени того же года президент Узбекистана И.Каримов намекнул на возможность военных действий в случае неурегулирования водных проблем с Таджикистаном и Киргизией [18]. Обострение обстановки в этом регионе способствовало интенсификации военного сотрудничества Таджикистана и Киргизии с Россией. Москва начала активно перевооружать скромные по численному составу армии Киргизии и Таджикистана. По сообщениям прессы, «Таджикистан должен получить вооружений на сумму около 200 млн долларов. Контракт с Киргизией оценивается в 1,1 миллиарда долларов» [10]. Данные события разворачиваются на фоне сокращения американского присутствия в Афганистане и реваншистских настроений среди движения «Талибан». Как известно, движение «Талибан» вы-

1 Плотников Дмитрий Сергеевич - к. полит. н., ст. преподаватель кафедр политических наук и государственного и муниципального управления Пермского государственного национального исследовательского университета. E-mail: plotnikov.perm@mail.ru. @ Плотников Д. С., 2015

ступает за создание теократических государств на территории Центральной Азии и с этой целью активно способствует развертыванию исламистских военизированных группировок, нацеленных на насильственный захват власти в своих республиках. Обострение обстановки в этом регионе обусловливает необходимость более пристального рассмотрения внешнеполитических ориентаций ряда региональных акторов, и, прежде всего, Узбекистана.

Концентрация внимания на Узбекистане объясняется еще и тем, что Ташкент традиционно рассматривает себя в качестве регионального лидера. В силу этого президент И.Каримов «ревностно» реагирует на любое усиление чьих-либо позиций в Центральной Азии. Официальный Ташкент считает, что Узбекистан в состоянии проводить самостоятельный внешнеполитический курс, блокируясь с теми или иными группами стран лишь для создания «противовеса» или для решения общих проблем (согласно внешнеполитической доктрине республики Узбекистан, «главным стратегическим направлением ... является... невхождение в военные блоки»1) [6]. Россия воспринимается политическими элитами Узбекистана как один из ключевых игроков на пространстве Центральной Азии, интересы которого во многом противоречат позиции Узбекистана. По мнению узбекских оппозиционеров, президент И.Каримов опасается увеличения влияния России ввиду того, что «ее руководство до сих пор одержимо старыми имперскими и великодержавными амбициями» [13]. Беспокойство Ташкента также вызывает активное военно-политическое сотрудничество России с Таджикистаном и Киргизией, странами, в которых достаточно сильны антиузбекские настроения [17].

Стремление Ташкента к гегемонии на пространстве Центральной Азии подкрепляется наличием целого ряда ресурсов.

Во-первых, наличием сильной по региональным меркам армии. В настоящее время «вооруженные силы Узбекистана оцениваются военными экспертами как наиболее боеспособные в регионе» [8]. С точки зрения военных аналитиков, после распада СССР «правительство незамедлительно принялось за реформирование армии и достигло в этом наибольших успехов среди всех государств в Центральной Азии» [1]. Не обладая собственным ВПК, узбекская армия вооружена преимущественно еще советским оружием, которое вполне исправно, но морально устарело. Армии сопредельных Киргизии и Таджикистана кратно меньше по численности и менее боеспособны, что позволяет Узбекистану уверенно чувствовать себя в регионе. Так, армия Узбекистана насчитывает около 68 тыс. военнослужащих [20], тогда как личный состав армии Киргизии - 15 тыс.[3], а Таджикистана - 7,6 тыс. [7]. Те же тенденции прослеживаются и в отношении северного Казахстана (правда, отрыв Узбекистана в военной мощи не выглядит столь незыблемым и безусловным, в отличие от южных соседей по постсоветскому пространству). Военные рас-

1 Эта же идея прослеживается в новой «Концепции внешнеполитической деятельности страны» от 2012 г. http://www.gov.uz/ru/press/politics/15236.

ходы Узбекистана и Казахстана составляют порядка 1,5 миллиарда долларов в год, что в десятки раз превышает военные бюджеты таких стран, как Киргизия или Таджикистан [2]. Военная доктрина Узбекистана претерпела определенную эволюцию. В настоящее время традиционные вызовы и угрозы сменяются новыми - терроризмом и религиозным экстремизмом. Боеспособность узбекской армии была продемонстрирована в ходе вторжения религиозных экстремистов в Баткенскую область Киргизии с территории Таджикистана в августе 1999 г. и летом 2000 г. также на юге Киргизии. В ходе бое-столкновений позиции боевиков подверглись авиаудару узбекских ВВС, что способствовало дезорганизации исламистов.

Во-вторых, гегемонистские устремления Ташкента подкрепляются наличием богатого энергетического ресурса. Как известно, Узбекистан занимает 11-е место в мире по добыче природного газа, ежегодная добыча которого составляет 65 млд. куб. м. [23]. При этом узбекское руководство нацелено на увеличение доли экспорта газа, которое планирует наращивать за счет внутренних потребителей [4]. Ключевым партнером Ташкента в газовой отрасли является Китай, с которым Узбекистан связывает открытый в 2009 г. газопровод. На китайском направлении объемы перекачки газа наращиваются в разы. С Китаем также подписаны совместные соглашения и о разработке ряда месторождений [23]. Эти процессы, на наш взгляд, способны существенно увеличить доходы Узбекистана, которые могут быть использованы для достижения, в том числе, и внешнеполитических целей.

В-третьих, Ташкент стремится оправдать курс на региональную гегемонию также идейно-символическим наследием. В качестве ключевой исторической фигуры, подчеркивающей избранность узбекского народа, его историческое значение, выбран Тамерлан, в честь которого в республике «было названо великое множество улиц, районов и хозяйств» [21], воздвигнуты памятники на центральных площадях. Изображение одного из таких памятников украшает лицевую сторону купюры номиналом в 500 сум. Фигура Тамерлана призвана не только заполнить идеологический вакуум, возникший после краха СССР, но и указать узбекскому народу на ту великую роль, которую он играл в прошлом, с проекцией на настоящее и будущее. Президент Каримов неоднократно предъявлял территориальные претензии соседним государствам (в том числе, Киргизии и Таджикистану), на том основании, что эти территории некогда входили в состав «Великого Узбекского государства». В статье «Узбекистан. Вступление в НАТО и территориальные претензии» [22] президент оправдывает территориальные претензии к Казахстану. Он отмечает, что «вся территория нынешнего Казахстана раньше принадлежала не только первому узбекскому государству, с 1312 г. носившему название Узбекистан, но и первому национальному узбекскому государству, которое называли Узбекским ханством, не говоря уж о Кокандском ханстве, что доказано ... и самими казахскими историками, за что мы им очень благодар-

ны» [22]. Помимо Казахстана президент Каримов на том же основании предъявляет претензии и к Туркменистану. Он пишет, что «... к Туркменистану у Узбекистана нет претензий, кроме претензий на всю его территорию, как к бывшей территории узбекских государств - Узбекистана, созданного Узбек-ханом (1312-1395) и Хивинских ханств» [22]. Далее следует Украина. Президент заявляет: «А по отношению к Украине территориальные претензии Узбекистана касаются тех территорий, которые раньше, во времена первого независимого Узбекского государства (1312-1395), принадлежали одной из его административно-территориальных единиц - Крымскому ханству. Поэтому Узбекистан, в первую очередь, должен потребовать передачи под его юрисдикцию Автономную Республику Крым» [22]. Таким образом, история, с позиции узбекского руководства, служит инструментом, оправдывающим геополитические амбиции.

В-четвертых, демографический потенциал. Население Узбекистана непреклонно растет в последние десятилетия, перешагнув в 2013 г. 30-миллионную отметку [15]. По прогнозам специалистов, к середине XXI в. Узбекистан по численности населения обгонит Украину (где происходит естественная убыль населения) и будет приближаться к 40-миллионной отметке [5, 275.]. Также не стоит сбрасывать со счетов многочисленное узбекское население Таджикистана, Киргизии и Афганистана. В Таджикистане проживает порядка 937 тысяч узбеков [11] (данные, возможно, занижены), что составляет около 15% населения Таджикистана. Вместе с тем, в Узбекистане проживает около 1,6 млн таджиков. Многие города Узбекистана таджикоя-зычны.

В новейшей истории Ташкент не раз использовал узбекскую диаспору для достижения внешнеполитических целей. Так, во время гражданской войны в Афганистане президент Каримов активно вооружал лидера узбекских военизированных формирований генерала Рашида Дустума и даже организовывал с ним личные встречи. «Заигрывания» Ташкента с узбекскими движениями Таджикистана и Киргизии вызывают опасения у соседей, порождая их недоверие, что является одной из причин напряженности в регионе. Помимо этого, Узбекистан предпринимает попытки силовым способом навязать свою волю сопредельным государствам. Как известно, Ташкент стоял за попыткой военного переворота в Таджикистане, предпринятой под руководством полковника Махмуда Худойбердоева, в ноябре 1998 г. Это произошло после того, как проузбекские силы были оттеснены от властных рычагов в Таджикистане президентом Э.Рахмоном [12, 135].

Недостаточность политических и экономических рычагов Ташкент стремится компенсировать силовыми ресурсами. Эта же тактика прослеживается в стремлении повлиять на систему перераспределения водных ресурсов региона. Приостановка членства в ОДКБ «развязала руки» Ташкенту. Резкой критике подвергся российско-киргизский проект строительства Кам-

баратинской ГЭС-1 и Камбаратинской ГЭС-2, осуществляемый при активном участии российских компаний «Русгидро» и «Интер РАО ЕЭС» [14]. С позиции Ташкента возведение ГЭС существенно уменьшает водные ресурсы Узбекистана. Ухудшению узбекско-киргизских отношений также способствовали этнические погромы, направленные против узбеков в Киргизии. Они вызвали резкие выпады в прессе со стороны узбекского президента. Обострилась и обстановка на узбекско-киргизской границе, где имели место перестрелки с человеческими жертвами, спровоцированные узбекской стороной [16]. Этот инцидент использовался Ташкентом для закрытия ключевого пограничного пункта, соединяющего Узбекистан и Киргизию.

Таким образом, Ташкент уверенно позиционирует себя в качестве регионального лидера, считающего возможным в одностороннем порядке принудить соседей к выполнению действий, угодных Узбекистану. Россия же воспринимается, с одной стороны, как нежелательный игрок, усиливающий позиции конкурентов. С другой стороны, она является противовесом Западному влиянию на Узбекистан. Ухудшение отношений Узбекистана с США и Западной Европой вследствие жёсткого подавления мятежа в Андижане в мае 2005 г. способствовало корректировке внешней политики Ташкента. Критика узбекского президента за нарушение прав человека привела к закрытию американской военной базы на территории Узбекистана в Карши-Ханабад в ноябре 2005 г., а также интенсифицировала российско-узбекские отношения. Российская сторона совместно с КНР воспринимала андижанские события как исключительно внутреннее дело Узбекистана. Вследствие этих событий узбекский «маятник» внешней политики качнулся в сторону России. Восстановление членства Узбекистана в ОДКБ в августе 2006 г. было призвано обезопасить Ташкент от нападок со стороны Запада (в том же году Узбекистан вступил в ЕврАзЭс, но уже через два года покинул ряды этой организации). Снятие санкций с Узбекистана и нормализация отношений со странами Запада, по мнению президента Каримова, делали бессмысленным нахождение Узбекистана в патронируемых Москвой военно-политических и экономических организациях. Выход из этих организаций был делом времени, поскольку он «развязывал руки» узбекскому лидеру и позволял проводить более жесткую внешнюю политику. Вместе с тем, давление Ташкента на сопредельные государства способствует усилению в регионе позиций России, которая может выступить в качестве «противовеса» Узбекистану, гарантируя в рамках ОДКБ безопасность Киргизии и Таджикистана. Последним тесное военно-политическое сотрудничество с Россией приносит ряд преимуществ. Во-первых, льготные поставки российских вооружений. Во-вторых, подготовка офицерского корпуса в российских военных ВУЗах. В-третьих, российское военное присутствие нивелирует некоторые внутренние и внешние угрозы, в частности, угрозу внешних вторжений и попытки захвата власти религиозными экстремистами. Данная ситуация может возникнуть

при неблагоприятном развитии событий в Таджикистане, где расположена крупнейшая российская военная база, численность личного состава которой сопоставима с армией Таджикистана и насчитывает около 7,5 тыс. военнослужащих. И, наконец, в-четвертых, для модернизации экономик Таджикистана и Киргизии весьма привлекательны российские компании, технологии, инвестиции.

Россия и Узбекистан также имеют общие точки соприкосновений. В первую очередь, это касается афганского вопроса. Согласно заявлениям президента США Б. Обамы, американский воинский контингент покинет территорию Афганистана в 2014 г. По мнению аналитиков, это приведет к активизации движения «Талибан», которое, при определенных обстоятельствах, способно вновь овладеть Кабулом. Дестабилизация обстановки в Афганистане волнует как российское, так и узбекское руководство. Россия и Узбекистан уже не раз сталкивались с проблемой религиозного экстремизма и терактами в столицах. При этом, движение «Талибан» оказывало активную помощь, как экстремистским группам Северного Кавказа, так и радикальным узбекским движениям. Обе страны имеют необходимые силовые ресурсы для противодействия экспансии религиозного экстремизма и наркотиков из Афганистана в регион Центральной Азии. Предстоящий вывод «международных сил» из Афганистана побудил президента Каримова в апреле 2013 г. посетить Москву. Основной целью этого визита была «сверка» часов по афганскому вопросу между Россией и Узбекистаном. В совместном заявлении глав государств И.Каримов признал, что «присутствие России в Центральной Азии... является важным фактором укрепления мира и стабильности, предотвращения ползучей экспансии экстремизма и радикализма в регионе» [19]. Президент России В.Путин, в свою очередь, отметил, что в связи с выводом войск из Афганистана достигнута договоренность «эту тему и далее внимательно отслеживать и согласовывать возможные совместные шаги» [19]. Таким образом, прослеживаются тенденции сближения позиций России и Узбекистана по афганскому вопросу. На наш взгляд, это является продуктивным шагом, поскольку совместные действия этих стран могли бы с большей вероятностью нивелировать опасности, исходящие из нестабильного афганского региона.

Библиографический список

1. Армии на постсоветском пространстве: есть ли перспективы развития? [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru/9890-armii-na-postsovetskom-prostranstve-est-li-perspektivy-razvitiya.html (дата обращения: 27.09.2013).

2. Армии постсоветских республик Центральной Азии: военная мощь с американским акцентом [Электронный ресурс]. URL: http://oko-planet.su/politik/politikmir/126775-armii-postsovetskih-respublik-centralnoy-

azii-voennaya-mosch-s-amerikanskim-akcentom.html (дата обращения: 27.09.2013).

3. Битва при Амударье [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/society/article/70075/ (дата обращения: 27.09.2013).

4. Британская компания British Petroleum оценила запасы нефти и газа в Узбекистане [Электронный ресурс]. URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=18891 (дата обращения: 27.09.2013).

5. Вишневский А.Г. Демографическая ситуация // Россия и Мир новая эпоха. М., 2008.

6. Военная доктрина республики Узбекистан [Электронный ресурс]. URL: http://www.lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=134026 (дата обращения: 27.09.2013).

7. Вооруженные силы Таджикистана [Электронный ресурс]. URL: http://belarmy.by/army-mira/vooruzhyonnye-sily-tadzhikistana (дата обращения: 27.09.2013).

8. Вооруженные силы Узбекистана [Электронный ресурс]. URL: http://www.military-informant.com/index.php/force/382-uzbekistan.html (дата обращения: 27.09.2013).

9. Дневник стройки Камбаратинских ГЭС [Электронный ресурс]. URL: http://library.kat.kg/?p=2204 (дата обращения: 03.10.2013).

10. Иванов А. Битва при Амударье [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/society/article/70075/ (дата обращения: 03.10.2013).

11. Итоги переписи населения Таджикистана 2000 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0191/analit05.php (дата обращения: 03.10.2013).

12. Казанцев А.А. «Большая игра» в Центральной Азии с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М., 2008.

13. Каримов намерен создать антироссийскую коалицию в Центральной Азии [Электронный ресурс]. URL: http://uzbekistanerk.com/rus/?p=3441 (дата обращения: 05.10.2013).

14. Киркизия и Россия подписали соглашение по Камбаратинской ГЭС [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20120920/754759688.html#13818514496444&message= resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (дата обращения: 05.10.2013).

15. Население Узбекистана превысило 30 миллионную отметку [Электронный ресурс]. URL: http://www.infox.ru/authority/foreign/2013/02/20/Nasyelyeniye_Uzbyeki.phtml (дата обращения: 06.10.2013).

16. На киргизско-узбекской границе произошла перестрелка [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/07/23/1155567.html (дата

обращения: 06.10.2013).

17. Ош, залитый кровью [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianews.ru/second/32606 (дата обращения: 07.10.2013).

18. Президент Узбекистана резко выразился против строительства Камбара-тинской и Рогунской ГЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=19412 (дата обращения: 07.10.2013).

19. Путин и Каримов совместное заявление http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1366135920 (дата обращения: 07.10.2013).

20. Российская газета «ВПК»: Узбекистанская армия не сумеет отразить атаки талибов [Электронный ресурс]. URL: http://www.fergananews.com/news/20656 (дата обращения: 07.10.2013).

21. Тамерлан вместо Ленина http://strana.lenta.ru/uzbekistan/timur.htm (дата обращения: 08.10.2013).

22. Узбекистан: вступление в НАТО и территориальные претензии [Электронный ресурс]. URL: http://www.inosmi.ru/12_uz/20130708/210759352.html (дата обращения: 08.10.2013).

23. Центральная Азия- геополитика и «война» трубопроводов [Электронный ресурс]. URL:

http://www.worldandwe.com/ru/page/Centralnaya_Aziya_geopolitika_i_voyn

a_truboprovodov.html (дата обращения: 08.10.2013).

REGIONAL AMBITIONS OF UZBEKISTAN IN THE LIGHT OF RYSSIAN POLICY IN CENTRAL ASIA

D.S. Plotnikov

PhD in political science, Senior lecturer of Department of Political science, Perm

State Universaty

The article analyzes the foreign policy of Uzbekistan in relation to neighboring

Kyrgyzstan and Tajikistan, as well as the position of Russia in Central Asia.

Uzbek-Kyrgyz and Uzbek-Tajik conflicts are examined. The resources of

Uzbekistan are characterized, based on which Tashkent activates foreign policy.

The common regional threats and prospects for Russian-Uzbek relations are

identified.

Key words: Uzbekistan; Kyrgyzstan; Russia; foreign policy resources; the Afghan

problem.

References:

1. Army of the former Soviet Union: Are there any prospects of development? [Electronic resource]. URL: http://topwar.ru/9890-armii-na-postsovetskom-prostranstve-est-li-perspektivy-razvitiya.html (date of access: 27.09.2013). (In Rus.).

2. Army of the former Soviet republics of Central Asia: military power with an American accent [Electronic resource]. URL: http://oko-planet.su/politik/politikmir/126775-armii-postsovetskih-respublik-centralnoy-azii-voennaya-mosch-s-amerikanskim-akcentom.html (date of access: 27.09.2013). (In Rus.).

3. Battle of the Amu Darya [Electronic resource]. URL: http://svpressa.ru/society/article/70075/ (date of access: 27.09.2013). (In Rus.).

4. The British company British Petroleum has estimated oil and gas reserves in Uzbekistan [Electronic resource]. URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=18891 (date of access: 09.27.2013). (In Rus.).

5. Vishnevsky A.G. Demographic Situation // Russia and the World in 2008 a new era. M., 2008. (In Rus.).

6. Military Doctrine of the Republic of Uzbekistan [Electronic resource]. URL: http://www.lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=134026 (date of access: 09.27.2013). (In Rus.).

7. The armed forces of Tajikistan [Electronic resource]. URL: http://belarmy.by/army-mira/vooruzhyonnye-sily-tadzhikistana (date of access: 27.09.2013). (In Rus.).

8. The armed forces of Uzbekistan [Electronic resource]. URL: http://www.military-informant.com/index.php/force/382-uzbekistan.html (date of access: 27.09.2013). (In Rus.).

9. Diary construction Kambarata [Electronic resource]. URL: http://library.kat.kg/?p=2204 (date of access: 03.10.2013). (In Rus.).

10. Ivanov A. Battle of the Amu Darya [Electronic resource]. URL: http://svpressa.ru/society/article/70075/ (date of access: 10.03.2013). (In Rus.).

11. The results of census of Tajikistan 2000 [Electronic resource]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0191/analit05.php (date of access: 03.10.2013). (In Rus.).

12. Kazantsev A.A. "Great Game" in Central Asia with unknown rules: World politics and Central Asia M., 2008. (In Rus.).

13. Karimov intends to create an anti-Russian coalition in Central Asia [Electronic resource]. URL: http://uzbekistanerk.com/rus/?p=3441 (date of access: 10.05.2013). (In Rus.).

14. Kirkiziya and Russia signed an agreement on Kambarata [Electronic resource]. URL:

http://ria.ru/economy/20120920/754759688.html#13818514496444&message=

resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (date of access: 05.10.2013). (In Rus.).

15. Uzbekistan's population exceeded 30 million mark [Electronic resource]. URL: http://www.infox.ru/authority/foreign/2013/02/20/Nasyelyeniye_Uzbyeki.phtml (date of access: 10.06.2013). (In Rus.).

16. In the Kyrgyz-Uzbek border skirmish [Electronic resource]. URL: http://www.rosbalt.ru/exussr/2013/07/23/1155567.html (date of access: 06.10.2013). (In Rus.).

17. Osh, covered with blood [Electronic resource]. URL: http://www.russianews.ru/second/32606 (date of access: 10.07.2013). (In Rus.).

18. President of Uzbekistan sharply expressed against the construction of Kambarata and Rogun HPP [Electronic resource]. URL: http://www.fergananews.com/news.php?id=19412 (date of access: 07.10.2013). (In Rus.).

19. Putin and Karimov joint statement [Electronic resource]. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1366135920 (date of access: 07.10.2013). (In Rus.).

20. The Russian newspaper "MIC": The Uzbek army will not be able to repulse the attacks of the Taliban [Electronic resource]. URL: http://www.fergananews.com/news/20656 (date of access: 10.07.2013). (In Rus.).

21. Tamerlane instead of Lenin [Electronic resource]. URL: http://strana.lenta.ru/uzbekistan/timur.htm (date of access: 10.08.2013). (In Rus.).

22. Uzbekistan accession to NATO and territorial claims [Electronic resource]. URL: http://www.inosmi.ru/12_uz/20130708/210759352.html (date of access: 08.10.2013). (In Rus.).

23.The Central Asia-geopolitics and "war" pipelines [Electronic resource]. URL:

http://www.worldandwe.com/ru/page/Centralnaya_Aziya_geopolitika_i_voyn

a_truboprovodov.html (date of access: 10.08.2013). (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.