Научная статья на тему 'Региональному учебному округу при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева — 20 лет'

Региональному учебному округу при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева — 20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональному учебному округу при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева — 20 лет»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ, ИНФОРМАЦИЯ

РЕГИОНАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ОКРУГУ ПРИ МОРДОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Н. П. ОГАРЕВА — 20 ЛЕТ*

Во второй половине XX в. шли многообразные процессы интеграции в образовании. Одним из их проявлений было образование 20 лет назад Регионального учебного округа (РУО) при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Решение о его организации было принято 28 января 1993 г. на учредительной конференции ученых, руководителей и преподавателей учебных заведений, представителей законодательной и исполнительной власти Республики Мордовия. Председателем попечительского совета был избран ректор университета Н. П. Макаркин, директором назначен инициатор разработки концепции, модели и устава РУО И. Л. Наум-ченко. В то время это научно-методическое объединение такого рода не имело аналогов в образовательных системах России, ближнего и дальнего зарубежья. Как было зафиксировано в уставе РУО, его создание было обусловлено следующими причинами:

—объективной необходимостью широкой интеграции региональных образовательных учреждений;

—традиционной направленностью Мордовского государственного университета на разработку и внедрение в систему образования передовых идей и новаций;

—опытом предшествующего сотрудничества ученых ряда факультетов Мордовского университета с педагогическими коллективами школ, училищ, техникумов республики, а также вкладом ученых университета в разработку научных рекомендаций по комплексной программе Госкомвуза РФ «Университеты России», сочетающей два направления: «Университеты как центры науки, культуры и образования» и «Университеты как учебно-методические центры».

Задачи и направления работы РУО, результативность его деятельности неоднократно рассматривались и анализировались органами управления образованием, педагогическим сообществом. На базе РУО регулярно

проводилась всероссийская научно-практическая конференция «Интеграция региональных систем образования», выпускались сборники ее материалов.

Учитывая опыт РУО, аналогичные объединения были созданы почти в 30 регионах России (Москве, Якутске, Ижевске, Кирове, Оренбурге и др.). Таким образом, Мордовский государственный университет стал инициатором формирования учебных округов в образовательной системе современной России.

В 2007 г. на базе Ассоциации «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области» была проведена Первая Всероссийская научно-практическая конференция университетских округов России «Университетский округ в региональной образовательной системе: опыт, проблемы, перспективы» (г. Санкт-Петербург). На конференции было принято решение объединить существовавшие к тому времени образовательные (учебные) округа в единую ассоциацию. На реализацию этого решения ушло почти четыре года, и в 2011 г. была зарегистрирована автономная некоммерческая организация консолидации образовательного пространства «Университетские образовательные округа» (http://univedudist.ru).

В настоящее время в рамках РУО при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева работа проводится по нескольким направлениям; разрабатываются предложения по совершенствованию региональной системы образования, концепции и программы развития нестандартных образовательных учреждений в соответствии с потребностями региона.

По заявкам Министерства образования Республики Мордовия ежегодно проводится экспертиза материалов, представляемых образовательными учреждениями на конкурсы лучших учителей и учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование».

* Статья публикуется при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках госзадания Проект 6.6269.2011 «Формирование профессиональных компетенций в многоуровневой системе подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для инновационного развития регионов».

11111111111* № 1,

Ежегодно проводятся конкурсы исследовательских и проектных работ школьников «Интеллектуальное будущее Мордовии». Создан и регулярно работает интернет-сайт «Знай! Умей!! Твори!!!», посвященный исследовательской и проектной деятельности учащихся.

В настоящее время делами учебного округа в университете ведает Центр по работе с инновационными образовательными учреждениями. Одно из важных направлений его работы — разработка элементов системы мониторинга качества образования. В эту систему входят:

— локальная (внутришкольная) автоматизированная система мониторинга качества общего образования (отработана в естественно-техническом лицее);

— компьютерные нетестовые программы, предназначенные для проверки знаний законов и терминологии (имеется авторское свидетельство на программу по физике);

— азбуки предметов (изданы азбуки физики и химии, подготовлены к выходу в свет азбуки биологии, математики, информатики);

— анализ успеваемости студентов в сопоставлении с их оценками в аттестате и на ЕГЭ;

— ежегодный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся;

— независимые предметные олимпиады, проводимые институтами и факультетами университета.

Для реализации в рамках государственного задания разработан проект «Формирование профессиональных компетенций в многоуровневой системе подготовки кадров с высшим профессиональным образованием для инновационного развития регионов». С января 2012 г. идет активная работа по этому проекту, подготовлен отчет по первому годовому этапу. В реализации проекта задействованы весь коллектив Центра, преподаватели и сотрудники других подразделений вуза.

В рамках проекта проведен сопоставительный анализ образовательных стандартов общего и высшего профессионального образования, внесены предложения по их совершенствованию. Полученные материалы могут быть использованы при разработке образовательных стандартов и программ новых специальностей и направлений подготовки естественного и технического профилей.

Ведется разработка образовательной программы для общеобразовательной школы, ориентирующей выпускников на обучение по специальностям и направлениям, необходимым для инновационного развития региона и страны. К работе над ней привлекаются школьные педагоги и учащиеся.

Весомым вкладом РУО в федеральную практику образования и его интеграции стал издаваемый им с января 1996 года ежеквартальный научно-методический журнал «Интеграция образования», учредителями которого стали Министерство образования Российской Федерации, Правительство Республики Мордовия и Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. Молодые ученые и опытные исследователи из России и зарубежья на страницах журнала имеют возможность раскрыть и обосновать способы реализации теоретической модели интеграции образования, ее концептуальные компоненты. Именно благодаря РУО журнал «Интеграция образования» стал трибуной творческих дискуссий ученых и учителей, работников образования по проблемам педагогики, психологии и интеграции образования.

Сотрудниками Центра по работе с инновационными образовательными учреждениями Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева разработан и выпускается электронный журнал «Инновационное образование». В 2012 г. вышли в свет два номера журнала, содержащие в том числе и разработки школьных педагогов. Один из номеров журнала составлен из материалов, представленных на конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии».

РУО прочно занял место главного организатора и методического центра по работе с одаренной школьной молодежью в Мордовии. Эта работа сделала округ практически значимой структурой для руководства региональной системы образования, для учителей и учащихся. Можно утверждать, что за прошедшие 20 лет сформировалось новое образовательное пространство, отмеченное качественными изменениями во взаимоотношениях всех субъектов РУО и прежде всего вуза и школы; наблюдается процесс глубокого проникновения научного знания высшей школы в деятельность общеобразовательных учебных заведений и повышение методического уровня учителей.

В. И. ИВЛЕВ, С. В. ГОРДИНА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.