Научная статья на тему 'Региональное жилищное законодательство Российской Федерации (на примере г. Москвы)'

Региональное жилищное законодательство Российской Федерации (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1253
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОСКОВСКИЙ РЕГИОН / ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ / FEDERAL LAW / REGIONAL LAW / MOSCOW REGION / HOUSING LEGISLATION / POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнеева Инна Леонидовна

Согласно статье 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится одновременно в ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом в научной и учебной литературе анализируется, как правило, только федеральное законодательство. Региональное законодательство изучено меньше, тексты законодательных актов не доводятся до населения. В статье рассмотрены понятие, содержание, состав и особенности российского регионального жилищного законодательства и, в частности, жилищного законодательства города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Housing Legislation of the Russian Federation (on the example of Moscow)

Under article 72 of the Constitution of the Russian Federation housing legislation is simultaneously in charge of the Russian Federation and its subjects. In the scientific and educational literature as a rule only Federal legislation is analyzed. Regional legislation have been less studied, texts of legislation is not brought to the population. Author analyzes the concept, content, composition and peculiarities of Russian regional housing legislation and, in particular, housing legislation of the city of Moscow.

Текст научной работы на тему «Региональное жилищное законодательство Российской Федерации (на примере г. Москвы)»

Региональное жилищное законодательство Российской Федерации (на примере г. Москвы)

И.Л. Корнеева

Согласно статье 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится одновременно в ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом в научной и учебной литературе анализируется, как правило, только федеральное законодательство. Региональное законодательство изучено меньше, тексты законодательных актов не доводятся до населения. В статье рассмотрены понятие, содержание, состав и особенности российского регионального жилищного законодательства и, в частности, жилищного законодательства города Москвы.

Ключевые слова: федеральное законодательство, региональное законодательство, Московский регион, жилищное законодательство, полномочия

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 4 (17). С. 54-68.

Жилищное законодательство Российской Федерации: понятие, состав, особенности

Под жилищным законодательством Российской Федерации понимают систему нормативных правовых актов, регулирующих жилищные правоотношения.

Оно состоит из:

• Жилищного кодекса РФ;

• федеральных законов РФ;

• указов Президента РФ;

• постановлений Правительства РФ;

• нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

• законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

• нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Особенности жилищного законодательства определены Конституцией

РФ. Они сводятся к следующему:

• жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ);

Корнеева Инна Леонидовна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой трудового права и социального обеспечения Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: info@miepvuz.ru.

Корнеева И.Л. Региональное жилищное законодательство Российской Федерации... 55

• субъекты Российской Федерации имеют право создавать своё законодательство;

• нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, в противном случае действует федеральный закон (ст. 76);

• субъекты Российской Федерации могут осуществлять правовое регулирование жилищных отношений вне предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов (ст. 73);

• если между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся вне пределов ведения РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, имеются противоречия, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76).

Субъекты Российской Федерации и органы местного управления не вправе самостоятельно определять понятия, касающиеся жилищной сферы, если они имеются в федеральном законодательстве.

Жилищный кодекс РФ разграничивает в области жилищных отношений полномочия следующих органов:

• государственной власти Российской Федерации (ст. 12 Жилищного кодекса РФ);

• субъектов Российской Федерации (ст. 13);

• местного самоуправления (ст. 14);

К полномочиям субъектов Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов и деятельность субъектов Российской Федерации в жилищной сфере, в частности:

а) государственный учёт жилищного фонда;

б) определение порядка предоставления гражданам жилищных помещений некоторым категориям лиц по договору социального найма;

в) признание жилищных помещений фонда субъектов Российской Федерации непригодными для проживания;

г) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

д) осуществление контроля за жилищным фондом субъекта Российской Федерации (его сохранности, использования, соответствия санитарным и техническим правилам и нормам);

е) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и не отнесёнными при этом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления.

55

56

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

Понятие и значение регионального законодательства Российской Федерации

Региональное законодательство - это законодательство, принятое субъектами Российской Федерации.

Понятие «региональное законодательство» стало употребляться лишь в последние годы, причем не в нормативных правовых актах, а в научной, учебной и методической литературе, как представляется в целях более краткого обозначения этого вида законодательства.

Рассматриваемое понятие не охватывает законодательство, создаваемое муниципальными образованиями: городскими, сельскими поселениями и другими, осуществляющими местное самоуправление.

Необходимость в региональном законодательстве объясняется федеральным характером российского государства: субъекты, входящие в его состав, различаются культурой, экономикой, историей, демографией, которые не могут быть (да это и не нужно) учтены при создании федерального законодательства.

Субъекты Российской Федерации решают проблемы принимаемого ими законодательства не только в содержательном, но и в процессуальном плане: определяют порядок принятия нормативных актов, их форму (в виде специальных законов, регламентов, уставов, кодексов).

Правом вносить предложения о создании новых нормативных актов в регионе обладает ограниченный круг субъектов. Они указаны в ст. 6 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [1].

Таким правом наделены:

• депутаты региональных парламентов;

• руководители высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации;

• представительные органы местного управления.

Поскольку названный выше закон разрешил регионам расширить круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, в настоящее время количество видов таких лиц (суммарно в разных регионах) составляет более 30. Сочетание таких видов лиц в различных регионах разное.

Особое место среди категорий лиц, имеющих право законодательной инициативы, занимает референдум субъекта Российской Федерации - способ выражения общественного мнения для принятия важных нормативных актов и политических решений. Это наивысшая форма демократии.

Значение регионального законодательства можно выразить несколькими положениями:

а) региональное законодательство по вопросу, урегулированному ые-деральным законодательством не полностью, конкретизирует и дополняет последнее;

56

Корнеева И.Л. Региональное жилищное законодательство Российской Федерации... 57

б) региональный закон по вопросу, полностью не урегулированному федеральным законодательством, устраняет пробелы в последнем и является основанием для принятия нового федерального закона, соответствующего региональному закону (после чего региональный закон отменяется);

в) разработка региональных законов - способ совершенствования действующего федерального законодательства, приближающего последнее к интересам и потребностям практики;

г) региональные законы повышают актуальность действующего законодательства в целом.

Характеристика Московского региона

Особенность Московского региона состоит в том, что Москва является одновременно столицей Российской Федерации и субъектом Российской Федерации - городом федерального значения.

Под статусом «столицы Российской Федерации» понимается правовое положение г. Москвы, обусловленное особенностями прав и обязанностей органов государственной власти г. Москвы в связи с осуществлением последней функции столицы Российской Федерации.

Правовой статус столицы установлен Конституцией РФ (п. 2. ст. 70) и Федеральным законом «О статусе столицы Российской Федерации» [3].

Названный закон определяет полномочия органов власти г. Москвы в связи с осуществлением последними функций столицы. Эти органы:

а) представляют федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам субъектов Российской Федерации, дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации объекты недвижимости (земельные участки, здания, жилые дома и т.д.), услуги (жилищнокоммунальные, транспортные, иные);

б) участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития столицы;

в) участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования, иных систем;

г) обязаны согласовывать генеральные планы развития Москвы с Правительством Российской Федерации (ст. 7 Закона № 118).

Федеральные органы власти Российской Федерации по соглашению с органами государственной власти г. Москвы могут передать последним часть своих полномочий и наоборот.

Обязанности государственной власти Московской области - содействовать Москве в осуществлении ею функций столицы, о чем конкретно говорится в ст. 5 Закона № 118.

Закон определил также правовой статус недвижимости на территории Москвы, в которой размещаются:

57

58

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

• органы законодательной и судебной власти Российской Федерации;

• Генеральная прокуратура Российской Федерации;

• Центральный банк Российской Федерации;

• Пенсионный фонд Российской Федерации.

Названные объекты недвижимости являются собственностью Российской Федерации, т.е. федеральной собственностью, а не собственностью г. Москвы (ст. 8 Закона № 118).

Закон определяет право предоставления Москвой федеральным органам власти своих земельных участков на праве собственности или аренды и зданий на праве аренды (ст. 9 Закона № 118), а также право предоставления в аренду объектов недвижимости всем лицам, перечисленным в ст. 1 Закона № 118.

Отношения между федеральными органами государственной власти Москвы и органами государственной власти Российской Федерации, не урегулированные Законом № 118, регулируются договорами (ст. 3 Закона № 118).

Особенности Москвы как субъекта Российской Федерации описаны в Уставе Москвы. Москва имеет территорию, население, органы государственной власти, своё законодательство. На территории Москвы осуществляется местное самоуправление.

Источником власти в г. Москве являются жители, высшим выражением их власти являются референдум и свободные выборы. Высшим и единственным законодательным (представительным) органов государственной власти г. Москвы является Московская городская дума. Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство Москвы, которое возглавляет мэр Москвы. Исполнительными органами государственной власти Москвы, кроме правительства Москвы, являются отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти, а также мэр Москвы.

В Москве осуществляется местное самоуправление - деятельность местного сообщества по решению вопросов местного значения, осуществляемая в пределах законодательства.

В административных округах и районах г. Москвы образуются территориальные исполнительные органы власти: префектуры административных округов и управы районов, которые осуществляют в своих пределах контрольную, координационную и распорядительную (исполнительную) деятельность.

Москва имеет свое законодательство, принимаемое Московской городской думой. Право вносить проекты законов в Московскую городскую думу (право законодательной инициативы) принадлежит следующим субъектам:

• депутатам, комиссиям, фракциям Московской городской думы;

• мэру Москвы;

58

Корнеева И.Л. Региональное жилищное законодательство Российской Федерации... 59

• прокурору Москвы;

• представителю от Московской городской думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

• представительным органам местного самоуправления;

• гражданам, проживающим в Москве (в порядке, установленном законодательством г. Москвы);

• работникам судов: председателю Московского городского суда, председателю Арбитражного суда г. Москвы, председателю Уставного суда г. Москвы (по вопросам их ведения);

• уполномоченному по правам ребенка в г. Москве (по вопросам его ведения).

Законодательная инициатива гражданами осуществляется путём подачи петиций, вносимых не менее 50 тысячами жителей [4]. Остальные перечисленные выше субъекты реализуют прямо законодательную инициативу путем внесения в Московскую городскую Думу проектов законов Москвы и постановлений Московской городской Думы [39]. Правовые нормативные акты принимаются не только Московской городской думой, но и другими органами Москвы.

Система правовых актов Москвы представлена следующими видами актов:

• Устав Москвы, законы о внесении поправок в него;

• законы Москвы;

• решения Уставного суда Москвы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• постановления Московской городской думы;

• акты мэра Москвы;

• акты Правительства Москвы;

• акты органов и должностных лиц исполнительной власти Москвы в случаях, установленных в законах;

• договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Москвы;

• соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Москвы.

Региональное жилищное законодательство г. Москвы

Жилищное законодательство Москвы весьма разнообразно. Региональные нормативные правовые акты г. Москвы можно разделить на четыре группы:

1. Нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения в Москве, имеющее общее значение:

• Кодекс Москвы об административных правонарушениях;

• Закон города Москвы «Основы жилищной политики Москвы» [5], определяющий основные цели и задачи жилищной политики г. Москвы; направление деятельности органов государственной власти г.

59

60

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

Москвы и органов местного самоуправления, внутригородских муниципальных образований, городских округов и поселений по обеспечению прав жителей Москвы в жилищной сфере; меры по обеспечению сохранности жилищного фонда;

• Постановление Правительства Москвы «О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти г. Москвы» [12];

• Постановление Правительства Москвы «О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в г. Москве» [27].

2. Нормативные правовые акты, касающиеся жилищного фонда:

• Закон Москвы «О мониторинге технического состояния жилых домов на территории г. Москвы» [10];

• Закон Москвы «О паспортизации жилищных помещений (квартир) в г. Москве» [28];

• Постановление Правительства Москвы «О порядке проведения технической паспортизации жилых помещений г. Москвы» [19];

• Постановление Правительства Москвы «О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда» [29];

• Постановление Правительства Москвы «О концепции формирования в г. Москве бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договору найма» [30].

3. Нормативные правовые акты Москвы, регулирующие порядок деятельности государственных органов при решении вопросов в жилищной сфере:

• Постановление Правительства Москвы «О комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы» [17];

• Постановление Правительства Москвы «Об утверждении регламента рассмотрения в режиме «одно окно» заявлений граждан о признании их малоимущими, о признании их нуждающимися в жилищной площади и о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений» [31];

• Постановление Правительства Москвы «Об утверждении регламента подготовки департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы свидетельства о предоставлении субсидий при приобретении или строительстве жилых домов» [15];

• Постановление Правительства Москвы «Об утверждении регламента подготовки в режиме «одного окна» Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы договоров передачи жилых помещений в собственность г. Москвы (расприватизация)» [32];

• Постановление Правительства Москвы «Об утверждении регламента подготовки оформления и выдачи департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы договора купли-продажи

60

КорнееваИ.Л. Региональное жилищное законодательство Российской Федерации... 61

свободного жилого помещения, коммунальной квартиры, находящихся в собственности г. Москвы» [33];

• Постановление Правительства Москвы «Об утверждении регламента подготовки договора или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы» [34].

4. Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности жителей Москвы.

• Закон г. Москвы «О передаче в собственность г. Москвы приватизированных жилых помещений» [6];

• Постановление Правительства Москвы «О зачете стоимости жилых помещений, находящихся в собственности граждан, при предоставлении жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы» [35];

• Постановление Правительства Москвы «О первоочередных мерах по обеспечению многодетных семей, состоящих на жилищном учёте, жилым помещением в малоэтажном жилищном фонде г. Москвы» [23];

• Постановление Правительства Москвы «О порядке переселения граждан из жилых помещений, подлежащих освобождению в г. Москве» (утратило силу);

• Примерный договор управления многоквартирным домом между собственниками помещения и управляющей организацией;

• Постановление Правительства Москвы «Об обеспечении жилыми помещениями в г. Москве детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» [22].

Перечень приведённых нормативных актов примерный, а не исчерпывающий. Ознакомление с ними позволяет представить разновидности, содержание и направленность этих документов.

К сожалению, региональное жилищное законодательство не свободно от недостатков. Так, Д.В.Карпухин описал выявленные органами прокуратуры коллизии между московским и федеральным жилищным законодательством по поводу обмена жилыми помещениями и разрешение этой ситуации судом первой инстанции [41]. Суд признал законодательство Москвы несоответствующим федеральному законодательству.

Изучение регионального жилищного законодательства города Москвы позволяет сделать ряд выводов:

1. Определения понятия «жилищное законодательство» в Жилищном кодексе РФ и в Уставе города Москвы различаются. В первом источнике это определение более подробное. Такое различие противоречит правилам создания регионального законодательства.

61

62

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

2. Состав регионального жилищного законодательства Москвы очень разнообразен и не систематизирован.

3. Жилищное законодательство г. Москвы нуждается в кодификации для удобства его изучения и применения.

4. Региональное жилищное законодательство Москвы, посвященное деятельности уполномоченных государственных органов в жилищной сфере, направлено на улучшение исполнительской дисциплины и повышение ответственности должностных лиц этих органов, и в частности, на чёткое соблюдение сроков, отведенных должностным лицам на совершение тех или иных действий (операций).

5. Региональное жилищное законодательство Москвы, посвященное жилищным правам и обязанностям граждан, направлено на развитие и конкретизацию положений федерального законодательства, что обязывает «потребителей» этого законодательства изучать его с целью своевременного и правильного использования. Оно также обязывает действующих и будущих (обучающихся) юристов интересоваться этим законодательством, знать его и правильно применять.

6. Законодательные органы Москвы, создающие региональное жилищное законодательство столицы, должны работать не только над совершенствованием федерального законодательства, но и быть озабоченными в плане доведения созданного ими законодательства до широких масс москвичей путем популяризации в СМИ всех новшеств, принимаемых ими. В настоящее же время решение жилищных вопросов гражданами столицы очень затруднено из-за недоступности для них жилищного законодательства Москвы.

7. Высшие учебные заведения юридической направленности, обучающие юриспруденции, должны включать в учебную программу по дисциплине «Жилищное право» раздел «Региональное жилищное законодательство» того региона, для которого обучаются студенты данного учебного заведения. Библиотеки таких вузов должны быть укомплектованы соответствующими нормативными правовыми актами.

Литература

1. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184 (ред. от 3 февраля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. -1999. - № 42. - Ст. 5005.

2. Устав города Москвы: Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. (ред. от 19 декабря 2012 г.) // Ведомости Московской городской Думы. - 2001. -№ 8. - Ст. 130; Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2013. - № 2.

62

Корнеева И.Л. Региональное жилищное законодательство Российской Федерации... 63

3. О статусе столицы Российской Федерации: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 (ред. от 26 июня 2007 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 683; Собрание законодательства РФ. - 2007. -№ 2. - Ст. 3213.

4. О гражданской законодательной инициативе в городе Москве: Закон г. Москвы от 11 декабря 2002 г. № 64 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2003. - № 5.

5. Основы жилищной политики города Москвы: Закон г. Москвы от 27 января 2010 г. № 2 (ред. от 26 декабря 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2010. - № 11.

6. О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений: Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 60 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2002. - № 56.

7. Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве: Закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 (ред. от 27 июня 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. - № 35.

8. О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: Закон г. Москвы от 25 января 2006 г. № 7 (ред. от 27 июня 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. - № 10.

9. Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения (вместе с «Перечнем стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в городе Москве», «Перечнем правовых актов, дающих гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья»): Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 (ред. от 14 ноября 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. - № 42.

10. О мониторинге технического состояния жилых домов на территории города Москвы: Закон г. Москвы от 7 апреля 2004 г. № 21 // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2004. - № 27.

11. Примерная форма письменного отказа в предоставлении субсидии из бюджета города Москвы для приобретения или строительства жилых помещений: Постановление Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. № 400-ПП (ред. от 26 августа 2008 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007 - № 32.

12. О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы (вместе с «Концепцией совершенствования законодательства города Москвы»): Постановление Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. № 238-ПП (ред. от 24 августа 2010 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2005. - № 27.

63

64

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

13. Об утверждении Регламента подготовки Департаментом жилищной

политики и жилищного фонда города Москвы свидетельства о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилых помещений: Постановление Правительства Москвы от 22 мая 2007 г.

№ 400-ПП (ред. от 26 августа 2008 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - № 32.

14. О состоянии законодательства города Москвы в 2011 г.: Постановление Московской городской думы от 11 апреля 2012 г. № 72 // Ведомости Московской городской Думы. - 2012. - № 5. - Ст. 86.

15. О порядке учета граждан в целях реализации городских жилищных программ: Постановление Правительства Москвы от 9 сентября 2008 г. № 815-ПП (ред. от 30 августа 2011 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2008. - № 53.

16. Об утверждении Порядка передачи и приема общежитий в собственность города Москвы и Порядка предоставления жилых помещений (мест) в общежитиях специализированного жилищного фонда города Москвы (вместе с «Регламентом подготовки, оформления и выдачи гражданам договора найма жилого помещения в общежитии, договора пользования местом в общежитии»): Постановление Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. № 709-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2009. - № 44.

17. О Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы (вместе с «Положением о Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы»): Постановление Правительства Москвы от 20 марта 2007 г. № 176-ПП (ред. от 28 марта 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - № 24.

18. О порядке проведения технической паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве (вместе с «Положением о порядке проведения технической паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве»): Постановление Правительства Москвы от 31 января 2006 г. № 59-ПП (ред. от 21 апреля 2009 г.) //Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. - № 11.

19. О формировании Перечней земельных участков, занятых объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности г. Москвы (вместе с «Перечнем земельных участков, занятых существующими объектами социальной инфраструктуры, находящимися в собственности г. Москвы», Проектом закона г. Москвы «О внесении изменений в Закон г. Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в г. Москве», «Временным положением о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории г. Москвы»): Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. № 941-ПП (ред. от 14 августа 2007 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. - № 3.

64

Корнеева И.Л. Региональное жилищное законодательство Российской Федерации... 65

20. Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы: Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2011 г. № 44-ПП (ред. от 26 сентября 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2011. - № 14.

21. Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы (вместе с «Положением об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы»): Постановление Правительства Москвы от 20 октября 2009 г. № 1128-ПП (ред. от 30 августа 2011 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. -

2009. - № 61.

22. Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (вместе с «Положением об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»): Постановление Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. № 854-ПП (ред. от 27 ноября 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2012. - № 67.

23. О первоочередных мерах по обеспечению многодетных семей, состоящих на жилищном учете, жилыми помещениями в малоэтажном жилищном фонде г. Москвы (вместе с «Адресным перечнем земельных участков для проектирования и строительства в 2008 г. за счет средств бюджета г. Москвы малоэтажных жилых домов для многодетных семей с пятью и более детьми, состоящих на жилищном учете»): Постановление Правительства Москвы от 1 апреля 2008 г. № 248-ПП (ред. от 11 мая 2010 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. -

2010. - № 28.

24. О регулировании цен (тарифов) в городе Москве (вместе с «Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Региональной энергетической комиссией города Москвы», «Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые право регулирования цен (тарифов) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации предоставлено Правительству Москвы и осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы» и др.: Постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП (ред. от 7 ноября 2012 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2009. - № 57.

25. Примерная форма договора найма служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы: Распоряже-

65

66

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

ние Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 25 февраля 2009 г. № 341 // www.consultant.ru

26. Примерная форма договора поднайма жилого помещения (квартиры, комнат(ы) в городе Москве в срочное возмездное владение и пользование: Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 5 июня 2007 г. № 704 (ред. от 15 марта 2010 г.). www.consultant.ru

27. О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в г. Москве: Постановление Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. № 821-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2002. - № 47.

28. О паспортизации жилищных помещений (квартир) в г. Москве: Закон Москвы от 3 ноября 2004 г. № 66 (ред. от 13 июля 2005 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2004. - № 64.

29. О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда: Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 906-ПП (ред. от 15 октября 2014 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. -№ 69.

30. О концепции формирования в г. Москве бездотационных домов для предоставления жилых помещений гражданам по договору найма: Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. (ред. от 24 апреля 2013 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2008. - № 47.

31. Об утверждении регламента рассмотрения в режиме «одно окно» заявлений граждан о признании их малоимущими, о признании их нуждающимися в жилищной площади и о признании их нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений: Постановление Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 115-ПП (ред. от 9 декабря 2014 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2011. -№ 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Об утверждении регламента подготовки в режиме «одного окна» Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы договоров передачи жилых помещений в собственность г. Москвы (расприва-тизация): Постановление Правительства Москвы от 5 июля 2007 г. № 463-ПП (ред. от 26 декабря 2014 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - № 37.

33. Об утверждении регламента подготовки оформления и выдачи департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы договора купли-продажи свободного жилого помещения, коммунальной квартиры, находящихся в собственности г. Москвы: Постановление Правительства Москвы от 9 февраля 2010 г. № 104-ПП (ред. от 12 октября 2010 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2010. -№ 11.

34. Об утверждении регламента подготовки договора или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением или акта пе-

66

Корнеева И.Л. Региональное жилищное законодательство Российской Федерации... 67

редачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы: Постановление Правительства Москвы от 7 августа 2007 г. № 662-ПП (ред. от 24 апреля 2013 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2007. - № 48.

35. О зачете стоимости жилых помещений, находящихся в собственности граждан, при предоставлении жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы: Постановление Правительства Москвы от 7 ноября 2006 г. № 874-ПП (ред. от 26 августа 2008 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2006. - № 65.

36. Баратова М.А. Формирование жилищного права в России // Семейное и жилищное право. - 2011. - № 4. - С. 40-42.

37. Васильева А.С. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей: вопросы регионального правоприменения // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 4. - С. 2225.

38. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В. Развитие кодификации жилищного права // Кодификация Российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. - М.: Статут, 2008. С. 150-196.

39. Гражданское право: Учебник для вузов. В 4 т. Том III / Под ред. Е.А. Суханова. - 3-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 536-539.

40. Карев Н.И. Законодательный процесс. - М., 2008. С. 142-167.

41. Карпухин Д.В. Обмен жилыми помещениями в г. Москве: проблемы коллизионности нормативных актов и способы их преодоления // Жилищное право. - 2009. - № 4. - С. 49.

42. Келехсаева Д. Переселение в связи со сносом - не улучшение жилищных условий! // Жилищное право. - 2011. - № 11. - С. 73-82.

43. Колоскова Н.А. Региональное законодательство в сфере индивидуального жилищного строительства (на примере Рязанской области) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 10. -С. 26-28.

44. Комментарий к жилищному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. О. А. Городова. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2011. С. 15-20.

45. Корнеев С.М., Суханов Е.А. Гражданское право. Т.2 (Гриф МО РФ) / Под ред. Е.А. Суханова (Гриф МО РФ) - М.: Волтерс Клувер, 2010.

46. Крашенинников П.В. Жилищное право. - 8-е изд. - М.: Статут, 2012. С. 19-24.

47. Крылова В.П. Инвалиды и жилье - правоприменительная практика // Жилищное право. - 2011. - № 7. - С. 5-13.

48. Макеев П. Формирование земельных участков под многоквартирными домами: вопросы правового регулирования на региональном уровне // Жилищное право. - 2011. - № 10. - С. 67-75.

67

68

Вестник Международного института экономики и права. 2014. № 4 (17)

49. Максимчук И.В., Мальцев Р.Н. Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения // Юрист. - 2010. - № 11. -С. 42-48.

50. Постатейный комментарий к жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. - 3-е изд. - М.: Статут, 2010.

51. Тишин Р. Жилье ветеранам Великой Отечественной войны: четырехлетняя эпопея // Жилищное право. - 2012. - № 4. - С. 65-72.

52. Тишин Р. Право инвалидов на жилье: есть ли препятствия, преодолимы ли они? // Жилищное право. - 2012. - № 1. - С. 91-103.

Regional Housing Legislation of the Russian Federation (on the example of Moscow)

Korneeva Inna - Candidate of Law Sciences, associate professor, head of the Department of Civil Law and Social Security of the International Institute of Economics and Law

Under article 72 of the Constitution of the Russian Federation housing legislation is simultaneously in charge of the Russian Federation and its subjects. In the scientific and educational literature as a rule only Federal legislation is analyzed. Regional legislation have been less studied, texts of legislation is not brought to the population. Author analyzes the concept, content, composition and peculiarities of Russian regional housing legislation and, in particular, housing legislation of the city of Moscow.

Key words: Federal law, regional law, Moscow region, housing legislation, powers Address for correspondence: info@miepvuz.ru

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 4 (17). P. 54-68.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.