Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕГИОНОВ ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ОРГАНИК-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СТРАХОВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатьева Инна Анатольевна

Автор анализирует законодательство субъектов Российской Федерации об органической продукции. По результатам анализа приходит к следующим выводам: 1) в одних регионах приняты законы об органической продукции, в других такими нормами дополнены аграрные законодательные акты; 2) особенности регионального регулирования проявляются преимущественно в определении мер государственной поддержки производителей органической продукции; 3) в большинстве региональных актов не учитывается специфика регионов, в их нормах юридически необоснованно дублируются положения федерального законодательства. Таким образом, лишь глубокое осмысление приоритетов, потребностей и возможностей конкретного региона обеспечивают формирование действенного законодательства об органической продукции субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игнатьева Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL LEGISLATION ON ORGANIC PRODUCTS: STATE AND PROBLEMS

The author analyzes the legislation of the constituent entities of the Russian Federation on organic products. Based on the results of the analysis, he comes to the following conclusions: 1) in some regions, laws on organic products have been adopted, in others, agrarian legislative acts have been supplemented with such norms; 2) the features of regional regulation are manifested mainly in the determination of measures of state support for producers of organic products; 3) most regional acts do not take into account the specifics of the regions, their norms legally unreasonably duplicate the provisions of federal legislation. Thus, only a deep understanding of the priorities, needs and opportunities of a particular region ensures the formation of effective legislation on organic products of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

 001: 10.24412/2072-4098-2022-12255-94-108 Региональное законодательство об органической продукции: состояние и проблемы

И.А. Игнатьева профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук (г. Москва)

Инна Анатольевна Игнатьева, [email protected]

Сельское хозяйство в Конституции Российской Федерации выделено в качестве отдельной области деятельности, которая осуществляется в рамках сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Это обусловливает развитие правового регулирования отношений, возникающих в области сельского хозяйства в целом и конкретно производства органической сельскохозяйственной продукции как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации (региональном).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об органической продукции) правовое регулирование отношений в области производства органической продукции осуществляется федеральными за-

конами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Иными словами, законодательство об органической продукции предусматривает два уровня 1 формирования и развития правового регулирования отношений, связанных с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции (далее - отношения в области производства органической продукции 2).

В научной литературе большое внимание уделяется изучению правового регулирования отношений в области производства органической продукции (далее также - ор-гпродукция) на федеральном уровне, часто - в сравнении с другими странами 3. Законодательство регионов об органической продукции до сих пор исследовалось фрагментарно, в основном в части регулирования указанных отношений в некоторых ре-

В отличие от общего подхода к правовому регулированию отношений в сфере развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий, определенного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», уровень муниципального правотворчества исключен из сферы регулирования соответствующих отношений.

В Федеральном законе об органической продукции (ст. 1) предмет правового регулирования - отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции, - впоследствии (ст. 3) именуется сокращенно: «отношения в области производства органической продукции». Такое сокращение, как любая оговоренная условность, вполне допустимо, однако следует заметить, что используемое сокращенное наименование, по сути, приводит к потере представления о спектре видов деятельности, осуществляемой в отношении органической продукции.

См., например, Белякова З.Ю. Современные правовые формы обеспечения производства и оборота органической продукции // Техника и технология пищевых производств. 2018. Т. 48. № 3.

гионах 4. Вместе с тем комплексный анализ всех законодательных актов регионального уровня в аспекте наличия в них положений об органической продукции позволяет всесторонне охарактеризовать состояние регионального правового регулирования отношений в области производства органической продукции, выявить его особенности, значимые черты и типичные проблемы.

Надо отметить, что до появления Федерального закона об органической продукции правовое регулирование отношений в области производства такой продукции в специальных законодательных актах существовало в Краснодарском крае, Ульяновской и Воронежской областях. Сейчас такие законы признаны утратившими силу (при этом в Воронежской области и Краснодарском крае были приняты новые законы по этому же предмету правового регулирования, которые будут проанализированы далее). Иначе говоря, в этом случае субъекты Российской Федерации не реализовали механизм приведения существующего закона субъекта Российской Федерации в соответствие с вновь принятым федеральным законом, ранее предусматривавшийся в статье 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 5, а ныне определенный в статье 3 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Согласно законодательству субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до приня-

тия федеральных законов. В случае если на федеральном уровне принят соответствующий федеральный закон, то законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с таким федеральным законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.

В Республике Татарстан производство оргпродукции нашло отражение на законодательном уровне также ранее создания федерального законодательства об оргпро-дукции. В частности, Законом Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года № 82-ЗРТ «Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Татарстан» 6 среди мер, обеспечивающих качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий в регионе, обозначено содействие продвижению на рынке органической пищевой продукции, сырья и продовольствия (пункт 6 статьи 2 в первоначальной редакции, сейчас - пункт 3 этой статьи).

Утратившие силу региональные законы об органической продукции выполнили важную функцию для создания федерального законодательства об органической продукции. Так, в Законе Ульяновской области от 5 июля 2013 года № 106-30 «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области» было определено понятие «органический продукт», в нем же нашли краткое отражение основные принципы производства и переработки оргпро-дукции, заложены основы ведения реестра производителей органических продуктов на региональном уровне, введен статус производителей органических продуктов («органик-производитель»), закреплены

См., например, Тихомирова А.В. Государственная поддержка производства органической продукции в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. Т. 21. № 3. С. 117-123.

Статья 3 указанного Федерального закона в настоящее время утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Анализ текстов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проведен при информационной поддержке справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4

5

меры материальной, информационной и методической поддержки производителей органических продуктов.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 1 ноября 2013 года № 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае» (утратил силу) дефиниции получили следующие правовые понятия: «органическая сельскохозяйственная продукция», «органические пищевые продукты», «производитель органической продукции», «производство органической продукции» и ряд других связанных с ними понятий. В нормах этого закона определялись цели и основные направления государственной политики в сфере производства органической продукции в регионе, были выделены и закреплены полномочия Законодательного Собрания и уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере производства органической продукции. В законе были указаны принципы производства органической продукции и требования к ее производству в растениеводстве, животноводстве, при органическом производстве продукции ак-вакультуры. В этом же нормативном акте были установлены правила формирования системы добровольной сертификации производства органической продукции и маркировки такой продукции, ведения реестра производителей органической продукции, осуществления государственной поддержки производителей органической продукции, их информационного и методического обеспечения.

Содержание утратившего силу Закона Воронежской области от 30 декабря 2014 года № 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области» во многом схоже с положениями названного Закона Краснодарского края. В нем дан почти аналогичный перечень правовых понятий и их определений, изложены принципы органическо-

го производства, основные направления государственной политики Воронежской области в сфере органического производства, полномочия органов государственной власти Воронежской области в названной сфере, сформулированы основные требования к органическому производству. В названном региональном акте содержатся правила о добровольной сертификации органического производства и маркировке органической продукции, ведении реестра производителей такой продукции, определены перечень мер их государственной поддержки, содержание информационного и методического обеспечения.

Следовательно, базовые правовые институты и механизмы регламентации деятельности производителей оргпродукции, применяемые в настоящее время в Федеральном законе об органической продукции, своей основой имели региональные правовые нормы, практику их применения. В сущности, даже то что в ряде субъектов Российской Федерации были приняты законодательные акты, аналогов которым не существовало на федеральном уровне, можно расценивать как своего рода свидетельство наличия потребности в углублении правового регулирования на федеральном уровне, принятии специализированных по предмету законов. Таким образом, в этой ситуации проявился довольно редкий сегодня путь развития российского законодательства: не от федерального к региональному (как это бывает в преобладающем большинстве случаев), а напротив - субъекты Российской Федерации самим наличием отдельных региональных законодательных актов со специальным предметом правового регулирования определили круг проблем, для решения которых потребовалось их углубленное упорядочение на федеральном уровне 7.

В настоящее время в законах 38 субъектов Российской Федерации содержатся положения об оргпродукции, в том числе

7 Также см. Игнатьева И.А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М.: Издательство МГУ, 2007. С. 154-159.

в специальных законах об органической продукции. Правда, эта цифра преимущественно не связана с наличием глубокого и оригинального правового регулирования отношений в области производства оргпро-дукции.

Среди законодательных актов субъектов Российской Федерации, так или иначе обращающихся к теме оргпродукции, выделяются несколько законов, регулирующих отношения в сфере обращения с оргпродукцией по существу, более системно и детально, чем другие. В этом ряду, несомненно, ведущее место занимают законы, прямо направленные на регулирование отношений в области производства оргпродукции. Эту группу образуют три региональных законодательных акта:

1) Закон Краснодарского края от 5 июля 2019 года № 4077-КЗ «О развитии производства органической продукции на территории Краснодарского края»;

2) Закон Воронежской области от 1 3 июля 2020 года № 80-О3 «О регулировании отдельных отношений в сфере производства органической продукции на территории Воронежской области»;

3) Закон Республики Татарстан от 5 мая 2021 года № 34-ЗРТ «О развитии производства органической продукции в Республике Татарстан».

Все эти акты невелики по объему, в них структурно выделены от 9 до 12 статей, что во многом соответствует объему и структуре Федерального закона об органической продукции с его 13 довольно краткими статьями, в том числе содержащими бланкетные нормы.

Сходство в объеме региональных законов и федерального закона отражается и в содержании первых. Все три региональных закона в их сопоставлении с Федеральным законом об органической продукции:

• повторяют за федеральным законом положения о предмете правового регулирования соответствующих отношений (в Законе Краснодарского края - «правовых отношений»);

• воспроизводят установление комплекса актов, регулирующих указанные отношения, с уточнением в виде ссылки на конкретный региональный закон;

• дублируют перечень правовых понятий из федерального закона (при этом в Законе Краснодарского края в соответствующий перечень добавлено понятие «уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области производства органической продукции», а в Законе Республики Татарстан - понятие «производство органической продукции»);

• содержат статью о мерах государственной поддержки производителей оргпродукции (в Законе Воронежской области - «в сфере производства органической продукции»), причем только в Законе Краснодарского края эти меры систематизированы и конкретно обозначены непосредственно в законе об органической продукции.

Законы Воронежской области и Республики Татарстан воспроизводят нормы из статьи 8 Федерального закона об органической продукции, касающиеся переходного периода для создания органического сельского хозяйства и производства органической продукции и о запрете размещения маркировки оргпродукции на упаковке и таре продукции, произведенной в переходный период. При этом в статье 5 Закона Воронежской области дополнительно введено понятие «параллельное производство». В рамках такого производства производитель оргпродукции может иметь производственные единицы, на которых осуществляется и производство оргпродук-ции, и традиционное сельскохозяйственное производство. Также в рассматриваемом законе специально оговаривается условие раздельного хранения продукции и содержания животных при переходе к производству органической продукции в параллельном производстве. Несомненно, региональный законодатель основывается

на требовании, закрепленном в подпункте 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона об органической продукции, об обособлении производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической.

В законах Краснодарского края и Воронежской области выделены по две статьи об информационном и методическом обеспечении, осуществляемом в сфере производства органической продукции либо в области органического сельского хозяйства, либо применительно к производителям ор-гпродукции. В Федеральном законе об органической продукции соответствующие правила объединены в одной статье. Во всех трех анализируемых региональных актах есть отдельные статьи, касающиеся полномочий региональных органов власти в сфере производства оргпродукции. Кроме того, в двух из этих законодательных актов содержатся положения об ассоциациях (союзах) производителей органической продукции. Согласно статье 10 Закона Республики Татарстан «О развитии производства органической продукции в Республике Татарстан», указанные субъекты могут привлекаться на добровольной основе к участию в формировании и реализации государственной политики Республики Татарстан в области производства оргпродукции. Условием такого участия является осуществление ассоциациями и союзами деятельности в Республике Татарстан. Как установлено в статье 10 Закона Краснодарского края «О развитии производства органической продукции на территории Краснодарского края» ассоциации (союзы) производителей органической продукции, осуществляющие свою деятельность на территории Краснодарского края, привлекаются к участию в формировании и реализации государственной политики в области развития производства органической продукции в Краснодарском крае также на добровольной основе уполномоченным органом исполнительной власти. Причем формы участия ассоциаций и союзов заранее предусмотрены зако-

ном, хотя перечень этих форм не является исчерпывающим. Названные ассоциации и союзы могут, в частности, участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов Краснодарского края в области производства органической продукции, а также в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в области производства органической продукции, равно как в области развития систем сертификации производства оргпродукции. Помимо этого, ассоциации и союзы производителей органической продукции могут представлять необходимую информацию для формирования и реализации региональной политики в области развития производства такой продукции.

В целом надо признать, что правовые средства для развития производства орг-продукции в законодательстве Краснодарского края подобраны наиболее комплексно и разносторонне в сравнении с законодательством об органической продукции других субъектов Российской Федерации. Задача развития органического сельского хозяйства нашла отражение в правовых нормах комплекса законов о сельскохозяйственной деятельности, принятых в крае. Так, соответствующие законоположения содержатся в законах Краснодарского края от 28 ноября 2014 года № 3062-K3 «О регулировании отдельных отношений в сфере семеноводства на территории Краснодарского края», от 5 июня 2017 года № 3626-K3 «О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края с отраслевыми союзами (ассоциациями) и иными некоммерческими организациями агропромышленного комплекса Краснодарского края», от 7 июня 2004 года № 725-КЗ «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края», от 4 марта 2015 года № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципаль-

ной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения».

Регулирование отношений в сфере обращения с органической продукцией в городе Санкт-Петербурге и Саратовской области получило подробное закрепление не посредством принятия законов об органической продукции, а через внесение пространных дополнений в законодательные акты о сельском хозяйстве. Следует отметить, что такой подход к региональному развитию законодательства об органической продукции обоснован только в части понимания органической продукции как сельскохозяйственной продукции 8.

Согласно Закону Саратовской области от 4 ноября 2003 года № 68-ЗСО «О государственной поддержке производства и реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции) в Саратовской области» в качестве специального инструмента развития производства органической продукции предусмотрено сельскохозяйственное страхование. При этом в соответствии со статьей 3 указанного закона сельскохозяйственными страхователями являются граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию (в том числе органическую) в личных подсобных хозяйствах, а также сельскохозяйственные товаропроизводители, заключившие договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы. Оказание им государственной поддержки осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством области. Кроме того, этим законодательным актом сформирована система мер экономического стимулирования реализации сельскохозяйственной продукции, включая органическую. Так, среди задач

Закона Саратовской области (ст. 1) выделены следующие задачи:

• осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

• создание условий для использования банковских кредитов в процессе реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической), сырья и продовольствия;

• обеспечение продвижения сельскохозяйственной продукции (в том числе органической) от производителя к потребителю.

Согласно статьям 5, 7, 8 и 9.1 этого закона уполномоченные органы исполнительной власти Саратовской области должны:

• обеспечить содействие развитию рыночной инфраструктуры и разработку предложений по проведению закупочных и товарных интервенций в Саратовской области, осуществлять такие интервенции;

• оказывать содействие получению кредитов в государственных и коммерческих кредитных организациях, получению техники и оборудования по договорам лизинга в ходе реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ Саратовской области;

• осуществлять в пределах средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, субсидирование за счет средств областного бюджета части процентной ставки по краткосрочным и долгосрочным кредитам, полученным субъектами, принимающими участие в реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической), сырья и продовольствия и в сельскохозяйственном страховании;

• предоставлять компенсации сельскохозяйственным страхователям части

См.: Минина Е.Л. Формирование законодательства об органическом сельскохозяйственном производстве // Черные дыры в российском законодательстве. 2020. № 2. С. 84.

уплаченной ими страховой премии (страховых взносов) по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы;

• авансировать закупки сельскохозяйственной продукции (в том числе органической), сырья и продовольствия для государственных нужд Саратовской области.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 25 декабря 201 5 года № 841-168 «Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге» одной из целей поддержки сельскохозяйственного производства является переход к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции. Среди задач поддержки сельскохозяйственного производства обозначены следующие задачи (ст. 3):

• увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Санкт-Петербурге с увеличением доли органической продукции;

• содействие внедрению правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

Определение ассортимента, объема и сроков поставок органической продукции, а также развитие соответствующей добровольной системы сертификации отнесены в статье 4 рассматриваемого закона к основным направлениям обеспечения продовольственной безопасности. В статье 7 Закона Санкт-Петербурга выделены отдельные полномочия правительства Санкт-Петербурга, касающиеся органической продукции. В частности, к полномочиям регионального правительства отнесено содействие ускорению развития инфра-

структуры, необходимой для соблюдения требований к производству органической продукции. Также направление на содействие производству оргпродукции отражено в законоположениях о мониторинге состояния продовольственной безопасности и поддержке сельскохозяйственного производства, о развитии добровольной системы сертификации органической продукции и о ее маркировке, об информационном обеспечении продовольственной безопасности, изложенных в статьях 8, 11 и 13 соответственно.

К сожалению, в ряде других субъектов Российской Федерации после принятия Федерального закона об органической продукции региональные законодатели ограничились внесением в соответствующие перечни направлений государственной поддержки сельскохозяйственного производства, содержащиеся в региональных законах о развитии сельского хозяйства либо о поддержке сельскохозяйственного производства, пункта о поддержке развития органического сельского хозяйства и производителей оргпродукции, то есть фактически тривиально продублировали в своих законах изменения, внесенные в подпункт 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона о развитии сельского хозяйства. По такому пути развития законодательства об органической продукции на региональном уровне пошли десять субъектов Российской Федерации (Владимирская, Ленинградская, Мурманская, Оренбургская, Ростовская, Томская области, Чеченская и Удмуртская республики, Еврейская автономная область, Хабаровский край). В Кемеровской области региональный законодатель еще и сократил формулировку соответствующего направления осуществления государственной поддержки только до развития органического сельского хозяйства. В Законе Республики Крым от 6 июля 2015 года № 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства в Республике Крым» предпринят тот же подход, но с более взвешенным формулированием направления государствен-

ной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, приближенным к условиям и задачам развития региона. Такое направление обозначено как «содействие росту конкурентоспособности и продвижению сельскохозяйственной органической продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства агропромышленного комплекса Республики Крым, на рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (подп. 19 п. 1 ст. 7).

В статье 10 Закона Архангельской области от 27 июня 2007 года № 367-19-ОЗ «О государственной поддержке сельского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)» уточнено содержание государственной поддержки в части обеспечения развития органического сельского хозяйства. В частности, определено, что сельскохозяйственным товаропроизводителям, являющимся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земель сельскохозяйственного назначения в Архангельской области, предоставляются субсидии на развитие органического сельского хозяйства. Такое развитие рассматривается в числе возможных направлений осуществления государственной поддержки в сфере обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Законе Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области». Согласно Закону Краснодарского края от 28 января 2009 года № 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» государственная поддержка за счет средств краевого бюджета осуществляется в виде возмещения части затрат, связанных с сертификацией сельскохозяйственной органической продукции и организацией процесса ее производства в соответствии с российскими и международными стандартами. Интересно, что

в Законе Красноярского края от 21 февраля 2006 года № 17-4487 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края» установлен детальный порядок возмещения части затрат на производство органической продукции и оформление сертификата соответствия через субсидии, но исключительно при производстве такой продукции в области растениеводства, к тому же поставляемой на экспорт.

В Законе Сахалинской области от 15 июля 2011 года № 81-ЗО «О развитии сельского хозяйства Сахалинской области» конкретизируется, что государственная поддержка, получаемая сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях реализации государственной политики, направленной на развитие органического сельского хозяйства, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации связана с проведением мероприятий, определенных государственной программой Сахалинской области в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Подобная же связь между осуществлением государственной поддержки развития органического сельского хозяйства и планированием региональными программами определенных мероприятий отражена в нормах законодательства Республики Башкортостан и Красноярского края.

Реализация мер государственной поддержки производства органической продукции обеспечивается предметным выделением бюджетных средств в законах о региональных бюджетах. В частности, Законом Красноярского края от 1 0 декабря 2020 года № 10-4538 «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов» на 2021, 2022 и 2023 годы выделены суммы 8143,1, 8667,6 и 8667,6 тысячи рублей соответственно на субсидирование возмещения части затрат на производство оргпродукции в области растениеводства, поставляемой на экспорт. Указанные суммы выделяются в рамках подпрограммы

«Развитие отраслей агропромышленного комплекса» краевой государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

В то же время в ряде региональных законов о бюджете выделение сумм на производство оргпродукции не обусловлено конкретными программными документами. Так, в структуре расходов бюджета Республики Татарстан предусмотрены субсидии на развитие производства оргпродукции в размере по 20 миллионов рублей на 2022 и 2023 годы, а также в размере 25 миллионов рублей на 2024 год 9. Статьей 15 Закона Воронежской области от 26 декабря 2020 года № 129-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» установлено, что в 2021 году предоставляются субсидии на развитие производства оргпродукции за счет средств областного бюджета.

Представляется в определенной мере внутренне несогласованным наблюдаемое в нескольких региональных законах закрепление разнонаправленных целей осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства. Так, в статье 11 Закона Республики Башкортостан от 31 октября 2007 года № 472-з «О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан» государственная поддержка одновременно предусмотрена для таких целей, как стимулирование применения удобрений и развитие органического сельского хозяйства. Тождественное смешение оснований для государственной поддержки следует из статьи 11 Закона Чувашской Республики от 29 сентября 2014 года № 49 «О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике». В Законе Приморского края от 30 мая 2007 года № 78-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Приморском крае» в одном перечне мер государственной поддержки оказались субсидирование части расходов, произведенных сельскохо-

зяйственными товаропроизводителями на приобретение средств химизации, на приобретение, хранение и применение средств защиты растений по борьбе с особо опасными вредителями, болезнями сельскохозяйственных растений, карантинными сорными растениями, и субсидирование части расходов, понесенных на производство ор-гпродукции.

Учитывая, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона об органической продукции установлен запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции, в некоторых случаях применяемые средства химизации, удобрения могут оказаться элементарно недопустимыми при производстве оргпродукции. Также Федеральным законом об органической продукции из возможных средств борьбы с вредителями, болезнями растений и животных предусмотрены исключительно средства биологического происхождения.

Понятно, что меры государственной поддержки в рассматриваемых случаях распространяются на развитие сельского хозяйства в целом, включая органическое, но подобное изложение «скопом», без подразделения по способам ведения сельского хозяйства неизбежно приводит к их сопоставлению и фиксированию содержательного внутреннего противоречия. Очевидно, приоритеты среди направлений развития сельского хозяйства в подобных случаях нуждаются в более четком осмысливании и отражении в праве.

Отдельные субъекты Российской Федерации при внесении изменений в свои законы о развитии сельского хозяйства и его государственной поддержке наряду с ду-

См.: приложения 6-8 к Закону Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года № 86-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

9

блированием подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона о развитии сельского хозяйства в перечне основных направлений государственной поддержки одновременно дополнили их некоторыми другими краткими по содержанию положениями об оргпродукции, имеющими, как правило, столь же общий характер.

Так, в законы о развитии сельского хозяйства и его государственной поддержке Республики Тыва, Краснодарского, Красноярского и Приморского краев, Архангельской, Вологодской, Нижегородской областей наряду с указанным изменением были включены некоторые правовые понятия, связанные со сферой обращения с оргпро-дукцией. В Законе Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 427 ВХ-2 «О развитии сельского хозяйства в Республике Тыва», а также в уже названных законах Краснодарского, Красноярского, Приморского краев и Архангельской области упоминание оргпродукции дано в понятии «сельскохозяйственные товаропроизводители», точно так же, как это сделано в статье 3 Федерального закона о развитии сельского хозяйства. В Законе Нижегородской области от 31 июля 2018 года № 74-З «О развитии сельского хозяйства в Нижегородской области» вслед за Федеральным законом об органической продукции повторены определения понятий «органическая продукция», «органическое сельское хозяйство», «производители органической продукции». В то же время в уже упомянутом Законе Красноярского края № 17-4487 введено специальное правовое понятие «органическая продукция в области растениеводства» и раскрыто его содержание.

В статье 3 Закона Вологодской области от 8 мая 2013 года № 3047-ОЗ «О развитии сельского хозяйства в Вологодской области» и статье 3 Закона Саратовской области «О государственной поддержке производства и реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции) в Саратовской области» сделаны уточнения, что ряд понятий, используемых

в этих законах, применяются в том определении, которое дано в Федеральном законе об органической продукции. Такая отсылка, в сущности, не имеет смысла, так как федеральный закон с его комплексом правовых понятий и их дефиниций действует на всей территории Российской Федерации, включая территорию конкретного субъекта Российской Федерации, но представляется, по крайней мере, формально более корректной, чем простое дублирование понятий и их определений из федерального законодательства на уровне закона субъекта Российской Федерации.

Показательно, что в законах Свердловской области и Ямало-Ненецкого автономного округа о государственной поддержке сельскохозяйственной деятельности орг-продукция упоминается лишь в части дублирования федерального законодательного определения сельскохозяйственных товаропроизводителей (статья 3 Закона Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области», статья 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 года № 160-ЗАО «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа»). Иными словами, региональный законодатель, в сущности, практически не развивает регулирование отношений в области производства оргпродукции.

В Законе Московской области от 29 июня 2021 года № 120/2021-ОЗ «О развитии сельского хозяйства в Московской области» в дополнение к определению отдельного направления государственной поддержки в части развития органического сельского хозяйства и производителей орг-продукции соответствующие положения

нашли отражение в целях аграрной политики. Так, в статье 4 названного регионального закона в ряду основных целей аграрной политики Московской области выделена цель развития органического сельского хозяйства.

В статье 17 Закона Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года № 73 «О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан», помимо перечня направлений государственной поддержки, оргпродукция упоминается при установлении правил по информационному обеспечению в сфере сельского хозяйства. В частности, в соответствующую систему информационного обеспечения включена информация о состоянии развития органического сельского хозяйства и производства органической продукции. Такая же информация рассматривается в системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в Чувашской Республике, как это следует из статьи 13 Закона Чувашской Республики от 29 сентября 2014 года № 49 «О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике». В Приморском крае аналогичная информация составляет сведения, включаемые в доклад о состоянии сельского хозяйства, ежегодно представляемый Правительством региона в Законодательное Собрание (статья 11 Закона «О развитии сельского хозяйства в Приморском крае»).

В десяти субъектах Российской Федерации развитие органического сельского хозяйства и поддержка производства органической продукции предусмотрены в стратегиях социально-экономического развития конкретного региона, утвержденных или принятых специальным региональным законом (Кемеровская, Курская, Липецкая и Тюменская области, Республика Северная Осетия - Алания, Чувашская Республика, Республика Бурятия, Республика Татар-

стан, Алтайский и Ставропольский края). Следовательно, правовые положения таких документов стратегического планирования имеют юридическую силу регионального закона.

Отношения в сфере обращения с органической продукцией регулируются не только законодательными актами, но и нормативными актами органов исполнительной власти регионов. Например, стратегии социально-экономического развития регионов, содержащие положения о производстве органической продукции и развитии органического сельского хозяйства, в ряде субъектов Российской Федерации утверждаются на уровне регионального правительства. В частности, Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года утверждена постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 № 60.

Актами органов исполнительной власти обеспечивается детализация правового регулирования отношений в области производства оргпродукции. Так, в Республике Мордовия региональным Министерством сельского хозяйства и продовольствия утверждено Положение о Рабочей группе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия по созданию условий для устойчивого развития производства и реализации органической продукции 10. Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 октября 2012 года № 1260 из краевого бюджета на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции выделяется грант «Агростар-тап», одним из критериев для предоставления которого рассматривается наличие в проекте создания и (или) развития хозяйства мероприятий по производству органической продукции. В целях популяризации производства и потребления органической

10 См. приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия от 1 ноября 2021 года № 390-П «Об утверждении Положения и состава Рабочей группы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия по созданию условий для устойчивого развития производства и реализации органической продукции».

продукции на территории Белгородской области Правительством области установлен День производителя органической продукции, который должен праздноваться ежегодно с организацией встреч, проведением выставок и ярмарок органической продукции и иных продуктов здорового питания, а также других акций 11.

Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации об органической продукции остается в большинстве своем несформированным. Чаще всего упоминание органической продукции, ее производства в региональных законах имеет исключительно разовый характер.

Принятие в отдельных субъектах Российской Федерации законов об органической продукции или существенное дополнение законов о сельском хозяйстве нормами об органической продукции не привело к самостоятельности правового регулирования, способного обеспечить региональными нормами решение конкретных проблем территорий, производителей, учесть географические и климатические особенности, предусмотреть актуальные экономические, социальные, экологические вызовы. Сомнительной выглядит, например, одинаковость подходов к поощрению производства органической продукции в регионах с разными климатическими и экономическими условиями, тогда как специалисты справедливо подчеркивают, что регионы с умеренным климатом и развитым традиционным сельским хозяйством должны учитывать снижение урожайности на 20-30 процентов в случае перехода к органическому растениеводству 12.

Изученные региональные законы по структуре, содержанию статей преимуще-

ственно копируют положения Федерального закона об органической продукции. В результате эти законы во многом схожи 13, и соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству сводится до простого дублирования федеральных законоположений. Однако «соответствие нельзя понимать как создание региональных копий - в этом случае не было бы смысла в региональном законодательстве как таковом» 14. Действительно, при наличии Федерального закона об органической продукции, действующего на всей территории Российской Федерации, смысл в создании подобных законов-копий отсутствует, если в них не отражена конкретная специфика региона.

На фоне этой типичной проблемы законодательства субъектов Российской Федерации об органической продукции особенности регионов учтены в наиболее ясном виде в нормах, определяющих компетенцию органов государственной власти на уровне субъекта Российской Федерации. В сущности, правильнее было бы именовать подобные законы законами о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не дополнять их без надобности текстами из федерального законодательства. Следует отметить и то, что некоторые единичные особенности правового регулирования по отношению к общим подходам Федерального закона об органической продукции повторяются одновременно в двух-трех региональных законодательных актах. Иными словами, региональные законодатели практикуют использование опыта других регионов для развития своего законодательства.

11 См. распоряжение Правительства Белгородской области от 10 июня 2019 года № 335-рп «О проведении Дня производителя органической продукции».

12 См. Чупина И.П., Воронина Я.В. Возрождение российского рынка органической продукции // Аграрный вестник Урала. 2019. № 4. С. 97.

13 «Ненужность такого копирования отмечалась неоднократно; то, что подобная практика «усиления» действия федерального закона законом субъекта Российской Федерации принижает роль федерального закона и девальвирует его юридическую силу, отмечается реже» (Юртаева Е.А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 15).

14 Васильева М.И. Правовые проблемы организации управления в сфере охраны окружающей среды: пособие по региональной экологической политике. М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. С. 18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также есть примеры текстуального расхождения законодательства субъектов Российской Федерации об органической продукции с федеральным законодательством. Значительную их часть составляют положения с несколько измененными формулировками положений, содержащихся в федеральном законодательстве (в основном положения, касающиеся закрепления целей, задач правового регулирования или конкретной деятельности, определения некоторых правовых понятий, преимущественно связанных с понятиями, отраженными на федеральном уровне).

Следует отметить и отдельные случаи учета экономических и иных особенностей конкретного региона в правовом регулировании, когда в законах и иных нормативных актах отражаются реалии субъекта Российской Федерации, предпринимается попытка найти решение возникающих практических вопросов, касающихся перехода сельскохозяйственного производителя на производство органической продукции (здесь уместно подчеркнуть регулирование ведения «параллельного производства»). В этом ряду - нормы, предусматривающие субсидирование сертификации органической продукции, особенности предоставления земельных участков производителям органической продукции, способствование закупкам органической продукции, кредитованию ее производства и т. д. Только подобная специфика правового регулирования имеет подлинное значение при развитии законодательства об органической продукции на региональном уровне.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ *

1. Конституция Российской Федерации : принята 12 декабря 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» (с изменениями, одобренными

в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).

2. Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 280-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32 (ч. 1), ст. 5073.

3. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1 (ч. 1), ст. 27.

4. Белякова З. Ю. Современные правовые формы обеспечения производства и оборота органической продукции // Техника и технология пищевых производств. 2018. Т. 48. № 3. С. 140-151. Р01: 10.21603/20749414-2018-3-140-151.

5. Тихомирова А. В. Государственная поддержка производства органической продукции в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. Т. 21. № 3. С. 117-123. Р01: 10.14529/^210317.

6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 1 999 года № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005.

7. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 52 (ч. 1), ст. 8973.

8. Об отдельных мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов в Республике Татарстан : Закон Республики Татарстан от 17 ноября 2016 года № 82-ЗРТ.

9. О мерах государственной поддержки

Доступ к законодательным актам из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» иное.

если не указано

*

производителей органических продуктов в Ульяновской области : Закон Ульяновской области от 5 июля 2013 года № 106-ЗО.

10. О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае : Закон Краснодарского края от 1 ноября 2013 года № 2826-КЗ.

11. О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области : Закон Воронежской области от 30 декабря 2014 года № 226-ОЗ.

12. Игнатьева И. А. Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М. : Издательство МГУ, 2007. 384 с.

13. О развитии производства органической продукции на территории Краснодарского края : Закон Краснодарского края от

5 июля 2019 года № 4077-КЗ.

14. О регулировании отдельных отношений в сфере производства органической продукции на территории Воронежской области : Закон Воронежской области от 13 июля 2020 года № 80-ОЗ.

15. О развитии производства органической продукции в Республике Татарстан : Закон Республики Татарстан от 5 мая 2021 года № 34-ЗРТ.

16. Минина Е. Л. Формирование законодательства об органическом сельскохозяйственном производстве // Черные дыры в российском законодательстве. 2020. № 2. С. 84-85.

17. О государственной поддержке производства и реализации сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции) в Саратовской области : Закон Саратовской области от 4 ноября 2003 года № 68-ЗСО.

18. Об обеспечении продовольственной безопасности и поддержки сельскохозяйственного производства в Санкт-Петербурге : Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2015 года № 841-168.

19. О развитии сельского хозяйства в Республике Крым : Закон Республики Крым от

6 июля 2015 года № 134-ЗРК/2015.

20. О государственной поддержке сель-

ского хозяйства в Архангельской области и разграничении полномочий органов государственной власти Архангельской области по регулированию отношений в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) : Закон Архангельской области от 27 июня 2007 года № 367-19-ОЗ.

21. О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области : Закон Тюменской области от 28 декабря 2004 года № 305.

22. О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае : Закон Краснодарского края от 28 января 2009 года № 1690-КЗ.

23. О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края : Закон Красноярского края от 21 февраля 2006 года № 17-4487.

24. О развитии сельского хозяйства Сахалинской области : Закон Сахалинской области от 15 июля 2011 года № 81-ЗО.

25. О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов : Закон Красноярского края от 1 0 декабря 2020 года № 10-4538.

26. О бюджете Республики Татарстан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов : Закон Республики Татарстан от 25 ноября 2021 года № 86-ЗРТ.

27. Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : Закон Воронежской области от 26 декабря 2020 года № 129-ОЗ.

28. О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан : Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2007 года № 472-з.

29. О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике : Закон Чувашской Республики от 29 сентября 2014 года № 49.

30. О развитии сельского хозяйства в Приморском крае : Закон Приморского края от 30 мая 2007 года № 78-КЗ.

31. О развитии сельского хозяйства в Республике Тыва : Закон Республики Тыва от 28 декабря 2007 года № 427 ВХ-2.

32. О развитии сельского хозяйства в

Краснодарском крае : Закон Краснодарского края от 28 января 2009 года. № 1690-КЗ.

33.О развитии сельского хозяйства в Нижегородской области : Закон Нижегородской области от 31 июля 2018 года № 74-З.

34.О развитии сельского хозяйства в Вологодской области : Закон Вологодской области от 8 мая 2013 года № 3047-ОЗ.

35. О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области : Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 7-ОЗ.

36. О государственной поддержке агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа : Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2012 года № 160-ЗАО.

37.О развитии сельского хозяйства в

Московской области : Закон Московской области от 29 июня 2021 года № 120/2021-ОЗ.

38. О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан : Закон Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года № 73.

39.О развитии сельского хозяйства в Чувашской Республике : Закон Чувашской Республики от 29 сентября 2014 года № 49.

40. Чу пина И. П., Воронина Я. В. Возрождение российского рынка органической продукции // Аграрный вестник Урала. 2019. № 4. С. 96-100. й01: 10.32417/article_5cfa05 49298Ь52.06731440.

41. Юртаева Е. А. Закон о нормативных правовых актах и практика российского правотворчества // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 12-22.

42. Васильева М. И. Правовые проблемы организации управления в сфере охраны окружающей среды : пособие по региональной экологической политике. М. : Акрополь ; Центр экологической политики России, 2004. 253 с.

Q РОСЭКР

^^^^^ ОЦЕНКА СОБСТВЕННОСТИ

ЗАО «Развитие и организация специалистов-экспертов комплексной оценки» (РОСЭКО) основано в 1997 году, работает на всей территории России и СНГ во всех отраслях промышленности

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

♦ Оценка различных объектов: о предприятий (бизнеса)

о ценных бумаг о инвестиционных проектов

о интеллектуальной собственности и объектов авторского права о недвижимости, машин, оборудования, транспортных средств, движимого имущества

♦ Консалтинговые услуги в области инновационной деятельности, комплексной оценки рисков (анализ «бюджетной надежности»)

♦ Активное участие в формировании и развитии методической базы оценочной деятельности в России

Наши координаты:

125284, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 38, корп. 1, эт. 3, ком.13 Сайт: www.roseco.ru e-mail: [email protected] Тел./факс: (495) 984-74-51, 984-74-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.