Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЗАКОНОПРОЕКТ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОК ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Валебная Анна Андреевна, Астраханцев Даниил Владимирович

В статье рассматриваются основные проблемы российских производителей органической продукции и их законодательное закрепление. Обозначаются причины сложившейся ситуации и возможные пути их решения. Так же в данной статье анализируется понятие «органическая продукция». Исследуется российский рынок органической продукции, анализируются нормативные правовые акты. Авторы предлагают разработать проект и принять Закон Красноярского края «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Валебная Анна Андреевна, Астраханцев Даниил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION OF ORGANIC PRODUCTS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES AS THE MOST IMPORTANT DIRECTION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY

The article deals with the main problems of Russian producers of organic products and their legislative consolidation. The reasons for the current situation and possible solutions are indicated. This article also analyzes the concept of "organic products". The article analyzes the Russian market of organic products and considers legal acts. The authors propose to develop a draft and adopt the Law of the Krasnoyarsk Territory "On the production of organic agricultural products in the Krasnoyarsk Territory."

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 11(191)

DOI 10.47643/1815-1329_2020_11_180

ПРОИЗВОДСТВО ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ ВЛАСОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета

Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». E-mail: vav.70@mail.ru;

ВАЛЕБНАЯ АННА АНДРЕЕВНА,

бакалавр юридического института Красноярского государственного аграрного университета. Е^аМ: valebaghosts@mail.ru;

АСТРАХАНЦЕВ ДАНИИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ,

бакалавр юридического института Красноярского государственного аграрного университета. Е^аМ: 63077@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы российских производителей органической продукции и их законодательное закрепление. Обозначаются причины сложившейся ситуации и возможные пути их решения. Так же в данной статье анализируется понятие «органическая продукция». Исследуется российский рынок органической продукции, анализируются нормативные правовые акты. Авторы предлагают разработать проект и принять Закон Красноярского края «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае».

Abstract. The article deals with the main problems of Russian producers of organic products and their legislative consolidation. The reasons for the current situation and possible solutions are indicated. This article also analyzes the concept of "organic products". The article analyzes the Russian market of organic products and considers legal acts. The authors propose to develop a draft and adopt the Law of the Krasnoyarsk Territory "On the production of organic agricultural products in the Krasnoyarsk Territory."

Ключевые слова: органическая продукция, законопроект, продовольственная безопасность, органическое сельское хозяйство, рынок органических продуктов.

Keywords: organic products, bill, food security, organic agriculture, organic food market.

В последнее время чрезвычайно актуальным становится вопрос обеспечения граждан качественными, безопасными, полноценными пищевыми продуктами в достаточном количестве. Среди альтернативных систем земледелия в настоящее время наибольшее развитие получило органическое сельское хозяйство, практикуемое на предпринимательском уровне не менее чем в 160 странах мира. Во многих странах мира уже сформировался рынок продукции органического сельского хозяйства со сложившимися экономическими отношениями между операторами, занятыми производством, переработкой, реализацией органической продукции, а также занимающихся экспортно-импортными операциями в данной области [12]. В Европейском Союзе, США и Японии, спрос на органические продукты превышает предложение, что свидетельствует о росте рынка данной продукции. Производство органической продукции, прежде всего, основывается на органическом земледелии. Оно развивается с 40-х годов прошлого века в Европе и США как противовес применения пестицидов, в результате которого произошло химическое загрязнение значительной площади сельскохозяйственных угодий [11].

В Российской Федерации рынок органической продукции находится в стадии своего зарождения. Тем не менее, формирование рынка, в свою очередь, вызывает интерес у потребителя, рождая спрос на указанную категорию продуктов, что объясняется озабоченностью отдельной части населения безопасностью традиционного питания. Указанная тенденция

также обусловлена сужением ассортимента продуктов, ввиду введенных санкций в отношении России и ответных «контрсанкций» [9]. Исследуемый рынок достаточно привлекателен для отечественного производителя, ввиду возможности выхода на международный рынок. Однако, это осложняется необходимостью прохождения сертификации. В Соединенных Штатах и в Европейском Союзе принятые правовые нормы, регулирующие органическое сельское хозяйство, как было выше указано уже давно реализуются на практике. В России же до 2018 года не было закона, осуществляющего правовое регулирование указанной категории продуктов.

Прежде всего, необходимо дать понятие органической продукции. Термин «органический» применяется к такому продукту, при производстве которого не используются однокомпо-нентные и комплексные минеральные удобрения, гербициды, пестициды, инсектициды, стимуляторы роста, антибиотики и генетически модифицированные организмы. Систематическое употребление продукции, произведенной с интенсивным использование химических препаратов, может привести к серьезным проблемам с иммунной системой человека, его желудочно-кишечным трактом и даже спровоцировать возникновение онкологических заболеваний [1].

На сегодняшний день в России нет каких-либо релевантных статистических данных, иллюстрирующих влияние химизации аграрного производства на повышение заболеваемости населения - не рассматривается корреляция между каче-

ством питания и средой проживания. Европейские страны соответствующую информацию публикуют в открытом доступе, исходя из чего, потребитель имеет наглядное представление о влиянии потребляемой им продукции на своё здоровье [2].

В Российской Федерации органическое сельское хозяйство только начинает получать свое распространение. Для первоначального этапа развития указанной категории сельского хозяйства, необходимо формирование и практическая реализация логистики, в частности, возможности реализации органической продукции и совершенствование аграрных технологий, внедрение которых возможно в российских условиях, а также обеспечение квалифицированными кадрами в лице соответствующих специалистов.

По состоянию на начало 2020 года, площадь сельскохозяйственных угодий в России, где можно вести хозяйство и заниматься органическим производством - более 650 тысяч га. По ходу формирования в Российском государстве рыночных отношений, образовался значительный фонд залежных земель, расположенных практически в каждой климатической зоне, что позволяет активно осуществлять производство органической продукции. Однако, несмотря на этот факт, на сегодняшний день в РФ прошли международную сертификацию лишь 45 сельскохозяйственных производителей [4].

Доля импортной органической продукции на российском рынке в настоящий момент составляет порядка 80%, что накладывает необходимость повышения устойчивости и стабилизации отечественного рынка органической продукции.

1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ) [7]. Данный закон регулирует общественные отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции. В статье 8 предусмотрен переходный период, в течение которого обеспечивается внедрение правил ведения органического сельского хозяйства в соответствии с национальными, межгосударственными и международными стандартами. К числу его положительных моментов следует отнести закрепление законодателем таких базовых понятий, как: «органическая продукция» - это экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ; «органическое сельское хозяйство» - это совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благопри-

ятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв; «производители органической продукции» - это юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции. В статье 4 (п. 1) изложены основные требования к производству органической продукции, среди которых: обособление производства органической продукции от иной; запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов (кроме разрешенных), а также гидропонного метода выращивания растений, ионизирующего излучения, трансплантации эмбрионов, клонирования и ГМО и пр. Второй пункт данной статьи гласит, что правила производства органической продукции устанавливаются в соответствующих национальных, межгосударственных и международных стандартах, действующих на территории РФ, с учетом вышеизложенных основных требований. Таким образом, Закон делает систему стандартов в области продукции органического производства обязательной для применения.

Следует отметить, что специалистами уже обращалось внимание на имеющиеся юридические пробелы и проблемы, анализируемого Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ [13]. Важным элементом, также подпадающим под регулирование указанного закона, представляется создание инфраструктуры, обеспечивающей реализацию соответствующей деятельности. Основой в данном случае выступает система сертификации, ввиду отсутствия официально аккредитованных компаний, осуществляющих сертификацию.

Целесообразность развития органического сельского хозяйства прямо закреплено в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: «органическое сельское хозяйство является одной из потенциальных точек роста для сельских поселений» [15]. Исследуемое направление также предусмотрено в Концепции федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» [14]. Указанная Концепция закрепляет, что развитие сельского хозяйства в области производства органической продукции одним из условий для осуществления государственной политики в сфере поддержки сбалансированного регионального развития.

Во исполнение указанных стратегических положений, важно создать соответствующую нормативную правовую базу, способствующую трансформации и совершенствованию положений отечественной сельскохозяйственной политики, а также стабилизация системы органического сельскохозяйственного производства. Данные направления деятельности сталкиваются

с организационными и правовыми проблемами, в числе которых недостаточное правовое урегулирование координации органического производства, что создаёт необходимость в обеспечение развития экологического земледелия, а как следствие, качественных и безопасных продуктов питания.

На рассмотрении в Государственной Думе находится проект Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства)» [16], сфера действия которого охватывает нормативно-правовые основы регулирования отношений, складывающихся по ходу производства и реализации органической продукции. Данный законопроект закрепляет основные понятия, в числе которых дефиниция органической продукции; органического пищевого продукта; органического производства и так далее. Кроме того, законом урегулированы полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, закреплены принципы производства и оборота органической продукции, порядок сертификации и др. Однако указанный законопроект по своей сути является рамочным, ввиду упорядочения отношений по сертификации, производства, реализации и хранения сельскохозяйственной продукции ГОСТами.

В текущее время государства Содружества независимых государств (СНГ) на национальном уровне осуществляют правотворческую деятельность, регламентирующую создание и оборот органической продукции сельского хозяйства. В частности, следует назвать: Закон Республики Азербайджан №650-ШГ от 13 июня 2008 года «Об экологически чистом сельском хозяйстве», Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 423^ «О производстве органической продукции», Закон Республики Беларусь от 9 ноября 2018 г. № 144-З «О производстве и обращении органической продукции», Закон Кыргызской Республики от 18 мая 2019 года № 65 «Об органическом сельскохозяйственном производстве в Кыргызской Республике». Объем статьи не позволяет детально проанализировать содержание законодательства государств данной региональной международной организации. Не все страны приняли базовые законы в рассматриваемой области, отрадно, что Российская Федерация не отстает в данном направлении [10].

В 2016 году был принят Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. К разработанным в Российской Федерации Правилам производства, переработки, маркировки и реализации» (САС/ОЬ 32-1999, ШО), также присоединились Республики Кыргызстан и Таджикистан. Указанный стандарт закрепляет требования, предъявляемые к осуществлению производства (изготовления), хранению, транспортированию, а также реализации органической продукции. Положения ГОСТ 33980-2016 идентичны положениям Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56508-2015.

Отдельно следует отметить, что в Российской Федерации подход к аккредитации специалистов, осуществляющих сертификацию, сформирован и отрегулирован не до конца, что осложняется наличием проблемы низкого предложения среди указанных специалистов на российском рынке. Ввиду требования закона о наличии у специалиста соответствующей категории трехлетнего стажа по органической сертификации, а также его относительно недавнего принятия, число специалистов данной сферы, невелико. В целях устранения указанной проблемы, важно осуществить оптимизацию процесса аккредитации организаций, занимающихся аккредитацией сельскохозяйственных производителей органической продукции. В частности, является целесообразным предоставить возможность для аккредитации тем организациям, где уже имеются в наличии эксперты по сельхозпродукции [6].

Международная сертификация, в свою очередь, устанавливает процедуру её осуществления. Для того, чтобы её пройти, товаропроизводитель обращается в соответствующий орган с заявлением о желании осуществлять производство с учётом стандартов, предъявляемых к органической продукции. Указанному субъекту сообщают об условиях, которым ему необходимо соответствовать, после чего, он оплачивает услуги инспектора, проверяющего выполнение предъявляемых требований. Исследуются биологические параметры посевных площадей, а также изучается непосредственный процесс производства. По результатам проверки, принимается окончательное решение. В случае соблюдения всех нормативных требований, назначается инспекционный контроль, а также начинает свое течение переходный период (длящийся, обычно, три года). На третий год, если все параметры соответствуют заявленным нормам и предъявляемым требованиям, тогда товаропроизводитель получает сертификат на производство органической продукции.

Существенной проблемой, сложившейся на российском рынке, также является, нехватка квалифицированного экспертного состава. В мировой практике предъявляемые к экспертам требования заключаются в наличии у них агротехнического либо зоотехнического образования, а также знания экспертом процессов производства. В российской практике устанавливаются требования непосредственно к компании, осуществляющей деятельность по аккредитации: в её штате должны быть специалисты в той или иной области производства: специалисты по производству овощной продукции, птицеводства, животноводства и так далее, что вызывает трудности по комплектованию кадрового состава [8].

Проблемным остаётся вопрос проведения экспертиз органической продукции, ввиду малого количества методик, аккредитованных, для проведения лабораторного анализа. Указанная проблема приводит к невозможности осуществления

контроля и мониторинга за проведением соответствующих экспертиз [5].

Важно также отметить, что в Российской Федерации признается лишь межгосударственный стандарт ГОСТ 339802016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Исходя из этого, органическая продукция, прошедшая сертификацию по иным стандартам, не может быть маркирована как органическая в случае отсутствия повторного прохождения сертификации по указанному ГОСТу. Не может быть таковой признана и органическая продукция, которая прошла сертификацию по общепризнанным мировым стандартам - стран ЕС (регламенты EU Regulations № 889/2008, № 834/2007, 1235/2008), США (USDA ORGANIC), Японии (JAS^ всех стандартов, гармонизированных с кодексом Алиментариус [3]. Необходимо также учитывать, что в России результаты интеллектуальной собственности, регулируются нормами как национального законодательства, так и нормами международных договоров [17], и обращать особое внимание на несовершенство нормативного правового регулирования освоения информационных технологий в сельском хозяйстве [18], [19].

Соответственно, существующий комплекс проблемных вопросов, порождает определенные трудности у организаций, проводящих сертификацию по проведению контрольных мероприятий.

К подобным проблемам следует отнести трудоемкость получения достоверной информации о физических объёмах использования минеральных удобрений, химических препаратов и их рыночной стоимости. Усложняет проведение указанных мероприятий и отсутствие в России лабораторий, имеющих аккредитацию в соответствии с европейскими стандартами. Необходимо отметить, что к началу 2020 года планировалось открыть лишь одну такую лабораторию.

Не менее актуальна проблема в отсутствии соответствующей системы обучения, что негативно сказывается на наличии в Российской Федерации квалифицированных кадров в указанной области. Имеется необходимость и в передовых технологиях, способных обеспечить экономическую эффективность при производстве органической продукции. Из этого вытекает проблема низкого уровня автоматизации производственных процессов.

Нормативно-правовая база регулирования рынка органической продукции охватывает широкий комплекс законов, стандартов и требований не только в рамках национального права, но также и международного. Формирование системы нормативно-правовых актов, регулирующих указанную сферу деятельности в Российской Федерации происходит на фоне экономического кризиса, пандемии COVID-19, санкций и антисанкций, а также членства страны в ВТО.

Нормативно-правовая база включает в себя международные документы и нормативно-правовые акты, в числе которых: Комиссия Кодекса Алиментариус «Руководство по изготовлению, переработке, маркировке и реализации органических продуктов питания»; Регламент совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производстве и маркировке экологической продукции и прекращении действия Регламента ЕЭС № 2029/91; Регламент комиссии (ЕС) № 889/2008 от 05.09.2008 г. с положениями о порядке исполнения Регламента совета (ЕС) № 834/2007 об экологическом производстве и маркировке экологической продукции в отношении экологического производства, маркировки и контроля продукции; Закон об исполнении правовых актов Европейского сообщества в сфере экологического сельского хозяйства; Нормативные требования ШОАМ для системы органического производства и переработки и др. Частные стандарты включают в себя такие как: Стандарт организации НП «Экологический союз» СТО ЛЖ 2.03.9900-14-1.0 «Органическая сельскохозяйственная продукция. Требования к производству и переработке. Правила применения»; Стандарт организации «Агрософия» «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции»; Стандарт производства органической сельскохозяйственной продукции и ее переработки (Листок жизни. Органик - Экологический союз).

Следует обратить внимание еще на один важный аспект исследуемой проблемы - это разработка нормативных правовых актов в регионах. Так, уже приняты до ФЗ № 280 в ряде субъектов РФ акты высшей юридической по исследуемому вопросу: Закон Ульяновской области от 5 июля 2013 года № 106-ЗО «О мерах государственной поддержки производителей органических продуктов в Ульяновской области»; Закон Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. № 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае»; Закон Воронежской области от 30 декабря 2014 года № 226-ОЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Воронежской области». В Красноярском крае положения об органической продукции содержит Закон Красноярского края от 21 февраля 2006 года № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». Однако данный Закон осуществляет правовую регламентацию достаточно узкого круга вопросов — возмещения части затрат на производство органической продукции в области растениеводства (ст. 24.2) и возмещения части затрат на оформление сертификата соответствия производства органической продукции в области растениеводства (ст. 24.3). Поэтому необходимо разработать проект и принять в ближайшей перспективе Закон Красноярского края «О производстве органической сельскохозяйственной продукции в Красноярском крае».

Таким образом, в условиях неблагоприятных внешних факторов, а также недостаточного урегулирования внутри самого государства, темп развития органического сельскохозяйственного производства, происходит недостаточно быстро. Решение обозначенных проблем, в долгосрочной перспективе, способно оказать положительный эффект не только в виде создания новых рабочих мест и повышения объёмов инвестиций в

сельское хозяйство, но также развитию экологически чистого земледелия, животноводства и растениеводства. Кроме того, производство органической продукции, благоприятно подействует на физическое здоровье граждан. Отечественное правовое регулирование рассматриваемого сегмента должно быть гармонизировано с международными стандартами и правилами для получения наибольшего эффекта.

Библиография:

1.Гараев И.А. Зачем России закон об органической продукции? М: ООО «НВО «Институт Органического Сельского Хозяйства». URL: https://roscontrol.Com (дата обращения: 09.10.2020).

2. Горбатов А.В. Развитие рынка органической продукции в России // Фундаментальные исследования. 2016. № 11-1. С. 154-158.

3.Ванюшина О.И. Органическое сельское хозяйство в России: особенности и перспективы развития // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. Курск: юзгу. 2019. С. 72-75.

4.Выращивание органической сельхозпродукции в Ростовской области: материалы научно-практической конференции в рамках форума Интерагро-маш / Ростов: Ростовский Россельхозцентр. URL: https://rosselhoscenter.com (дата обращения: 09.10.2020).

5.Кострова Ю.Б., Лящук Ю.О., Мартынушкин А.Б. Совершенствование процедуры контроля качества молока как фактор обеспечения продовольственной безопасности // Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. 2019. № 1 (39). С. 45-49.

6.Любоведский Я.М. Organic для крестьян, для развития сельских территорий. Органичное сообщество - лучший гарант органической системы производства. URL: https://zen.yandex.ru/media (дата обращения: 09.10.2020).

7.Федеральный закон от 03.08. 2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2018. № 32. Ст. 5073.

8.Шибаршина О.Ю. Развитие рынка экологически чистых продуктов питания в РФ // Современные аспекты биобезопасности продукции животноводства: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Орел: ОГАУ им. Н.В. Парахина. 2018. С. 154-158.

9. Власов В.А. Некоторые актуальные вопросы продовольственного обеспечения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в условиях действия «продовольственных санкций» // Аграрное и земельное право. 2015. № 3 (123). С. 9-16.

10. Власов В.А., Мазуров В.Ю. Некоторые актуальные аспекты правового регулирования органической продукции в Российской Федерации и зарубежных странах // В сборнике: Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий и АПК. Материалы национальной научно-практической конференции. Красноярск, 2020. С. 97-101.

11. Воронин Б.А. К вопросу о правовом регулировании развития рынка органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2013 № 9. С. 80-83.

12. Соколова Ж.Е. Развитие мирового рынка продукции органического сельского хозяйства / дисс. на соиск. учен. степ. докт. экон. наук. М., 2013.

13. Воронина Н.П. Производство и экспорт органической продукции как стратегическая задача Российского государства // Аграрное и земельное право. 2019. № 6 (174). С. 34-38.

14. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы» // https://minvr.gov.ru (дата обращения: 09.10.2020).

15. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151 -р // http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.10.2020).

16. Проект Федерального закона «О производстве и обороте органической продукции (продукции органического производства) // http://base.garant.ru (дата обращения: 09.10.2020).

17. Блинов А.С., Кондрахин Е.А., Чурсина А.С. Правовое регулирование отношений интеллектуальной собственности с участием иностранных граждан в российском праве и в праве других государств // В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России. Международная научно-практическая конференция. Составитель Л.М. Аших-мина. 2019. Красноярск. С. 19-22.

18. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правового регулирования процесса цифровизации сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 58-59.

19. Фастович Г.Г. Правовое регулирование института цифровизации в системе агропромышленного комплекса Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 31-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.