РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А. Р. КУМПИЛОВА
В статье рассматриваются отдельные вопросы формирования и развития региональной инфраструктуры предпринимательства, оцениваются преимущества и недостатки отдельных инфраструктурных элементов в достижении цели активизации предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется развитию инновационной инфраструктуры регионального предпринимательства, проводится анализ различных элементов соответствующей инфраструктуры.
Ключевые слова: региональная экономика, предпринимательство, инфраструктура предпринимательства, инновационная инфраструктура предпринимательства.
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки предпринимательства является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность предприятий. Недостаточное развитие инфраструктуры предпринимательства зачастую оказывается более значимой проблемой обеспечения развития бизнеса в регионе, нежели отсутствие специализированных инструментов поддержки предпринимательской активности. Среди элементов национальной инновационной системы ведущую роль играет инновационная инфраструктура (инфраструктура инновационной деятельности), т. е. комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих инновационную деятельность [1].
Понятие «инфраструктура» уже давно используется во многих экономических работах, однако единого мнения о его содержании нет.
В некоторых случаях под инновационной инфраструктурой понимают совокупность специализированных на осуществлении инновационной деятельности организаций: инновационно-технологических центров, технологических инкубаторов, технопарков, учебно-деловых центров и др. Однако, по нашему мнению, такое понимание существенно сужает содержание понятия «инновационная инфраструктура». В этом случае важнейшие компоненты инновационной инфраструктуры, обеспечивающие ее функционирование, такие как, например, системы информации и связи, образовательные организации, информационные базы, технические средства, обеспечивающие сбор, обработку, передачу информации, а также
организации, обеспечивающие кооперацию участников инновационного процесса и стимулирующие инновационную деятельность (например, научно-производственные объединения), остаются вне рассмотрения. Такой «объектный» подход имеет и другой существенный недостаток: организация, получившая статус объекта, относящегося к инновационной инфраструктуре, сохраняет этот статус, независимо от реальных результатов своей деятельности. В хозяйственной практике уже сейчас действуют «технопарки» и «бизнес-инкубаторы», которые, по сути, являются офисными зданиями с более совершенными эксплуатационными характеристиками и возможностью использования выделенных каналов связи. Расположенные в этих зданиях учреждения часто к инновационной деятельности отношения не имеют. В то же время включение тех или иных объектов в перечень «инновационных» открывает возможность привлечения значительных инвестиций в первую очередь за счет бюджета, получения налоговых, а также других льгот и т. д. Таким образом, «цена вопроса» об отнесении тех или иных объектов к числу объектов инновационной инфраструктуры может оказаться весьма солидной для потенциальных инвесторов [2].
Представляется, что при анализе содержания инновационной инфраструктуры приоритетом должен пользоваться не «объектный», а функциональный подход. Материальные объекты и организационные формы становятся элементами инновационной инфраструктуры только тогда, когда их основной функцией является обслуживание или обеспечение инновационной деятельности.
Для того, чтобы объект, будь то технопарк, медицинский центр или вуз, можно было отнести к числу элементов инновационной инфраструктуры, должны выполняться как минимум два условия - он должен участвовать в продуцировании инноваций и иметь связь с другими элементами национальной инновационной системы. Более того, элементы инновационной инфраструктуры, обеспечивающие разработку и внедрение новых технологий, могут полноценно осуществлять свои функции только на основе интеграции с элементами социально-инновационной инфраструктуры, обеспечивающими подготовку кадров и рост интеллектуального потенциала. О необходимости такой интеграции свидетельствуют опросы предпринимателей, которых уже в настоящее время нехватка квалифицированных
кадров беспокоит в 1,5 раза больше, чем административные барьеры.
Функциональный подход к определению содержания инновационной инфраструктуры позволяет включать в состав этой инфраструктуры только те элементы (в том числе элементы социально-инновационной инфраструктуры), которые реально обеспечивают создание и использование инноваций. Представляется, что такой подход делает принципиально возможным переход к управлению формированием инновационной инфраструктуры по результатам.
Определим место инфраструктуры в национальной инновационной системе (НИС) и выполняемую ею роль. Состав и система связей национальной инновационной системы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Состав НИС и система связей инновационной деятельности [3]
Существует довольно много определений НИС. Одно из них, национальная инновационная система - система, преобразующая знания в новые технологии, продукты и услуги, которые потребляются на национальных или глобальных рынках.
Определяющую роль в функционировании НИС играет государство, которое определяет правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование нормативно-правовой среды. В НИС входят собственно субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, участвующие в создании и продвижении инновационного продукта, и объекты инфраструктуры - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности. Как следует из определения
НИС, основным результатом ее функционирования является увеличение объемов производства наукоемкой продукции.
Все многообразие объектов инфраструктуры, способствующих развитию инновационной деятельности, может быть систематизировано по следующим составляющим (рис. 2).
Следует сразу отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Охарактеризуем роль отдельных элементов инфраструктуры, проблемы развития, а также необходимые меры для их решения.
Рис. 2. Общая схема инновационной инфраструктуры предпринимательства
1. Технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам. Одной из проблем существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует ротация малых предприятий (МП), то есть, малое предприятие, попав в технопарк, остается в нем неопределенно долго. Это связано с отсутствием в большинстве регионов рынка производственных площадей, и малое предприятие вынуждено держаться за площади технопарка до тех пор, пока это возможно. Следствием такой ситуации является то, что, с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства малого предприятия, расположенного в технопарке, а с другой - прекращение роста количества предприятий. Вследствие этого ТП и ИТЦ во многих случаях чисто номинально являются объектами инновационной инфраструктуры, скорее это доходные дома, приносящие их владельцам доход от сдачи в аренду площадей малым предприятиям. Предлагается решение данной проблемы в уста-
новлении ограничения на срок пребывания малого предприятия в составе технопарка. Однако без создания возможностей для размещения их на других площадях это, по сути, будет означать закрытие части малых предприятий через оговоренный срок. Скорее всего ситуация быстро вернется к начальному состоянию за счет формальной «ротации» через организацию новых юридических лиц с постоянным составом учредителей.
В качестве реальной альтернативы для решения отмеченной проблемы можно рассмотреть строительство промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где предприятия могли бы для начала арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Другой вариант обеспечения доступа к производственным площадям - организация промышленных парков на базе пустующих или простаивающих предприятий, которых достаточно много практически во всех регионах. Такие проекты уже начинают реализовываться в ряде регионов.
Следующий вопрос, который должна решать технологическая инфраструктура - обеспечение доступа предприятиям к производственным мощностям. Создавая площади для размещения предприятий, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и технологические кластеры. ИПК создавались, как правило, на базе незадейст-вованных производственных мощностях крупных предприятий. До сих пор загрузка крупных предприятий позволяла рассчитывать на размещение на них заказов МП. При этом складывалась парадоксальная ситуация, когда малые предприятия по субконтрактам загружали крупные предприятия, в то время как в развитых странах ситуация в основном обратная. С ростом экономики эта возможность становится меньше, поскольку крупные предприятия увеличивают объемы производства и в первую очередь выполняют на своей производственной базе собственные заказы.
В последнее время стала модной организация «кластеров», которые фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Для полноты рассмотрения следует упомянуть также о технико-внедренческих зонах, которые также можно отнести к элементам технологической инфраструктуры. В последнее время ведется широкое обсуждение проекта создания таких зон. Предполагается, что предприятия, которые будут размещаться в этих зонах, будут иметь доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый нало-
говый и таможенный режимы. Пока условия существования предприятий в технико-внедренческих зонах законодательно не определены, и обсуждать роль таких образований в инновационной системе преждевременно.
Литература
1. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России. Состояние и пути развития. М., 2006.
2. Мальцев В. А. Оценка результатов инвестирования в развитие инновационной инфраструктуры // Финансы и кредит. 2008. № 21 (309). С. 40-43.
3. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Финансы и бизнес. 2008. № 1. С. 28-40.
* * *
REGIONAL MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP INFRASTRUCTURE
A. R. Kumpilova
In this article, the some issues of forming and development of the regional entrepreneurship infrastructure are described. The advantages and disadvantages of some infrastructure elements in the goal achievement of entrepreneurial activity are estimated. Special attention is given to development of innovative infrastructure of regional entrepreneurship. Analyze of different elements of infrastructure is conducted.
Key words: regional economy, entrepreneurship, entrepreneurship infrastructure, innovative infrastructure of entrepreneurship.