Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ЖИТЕЛЕЙ ОТДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ И КРАЯ'

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ЖИТЕЛЕЙ ОТДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ И КРАЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ / телевидение / СМИ / жители отдаленных территорий / север Красноярского края / репортаж / документальное кино / image / television / media / residents of remote areas / the north of the Krasnoyarsk Territory / reportage / documentary film

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Д.М. Афанасьев, С.В. Ускова

Статья посвящена формированию образа жителей деревень и поселков Красноярского края у населения краевого центра через телевизионные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE AND POLITICS AS DIRECTLY INTERRELATED SPHERES

The article is devoted to the formation of the image of the inhabitants of villages and settlements of Krasnoyarsk region in the population of the regional center through television materials.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ЖИТЕЛЕЙ ОТДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ И КРАЯ»

УДК 304.2

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ЖИТЕЛЕЙ ОТДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ СИБИРИ И КРАЯ

Д. М. Афанасьев Научный руководитель - С. В. Ускова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: dmtr.afhv@mail.ru

Статья посвящена формированию образа жителей деревень и поселков Красноярского края у населения краевого центра через телевизионные материалы.

Ключевые слова: образ, телевидение, СМИ, жители отдаленных территорий, север Красноярского края, репортаж, документальное кино.

ARCHITECTURE AND POLITICS AS DIRECTLY INTERRELATED SPHERES

D. M. Afanasyev Scientific supervisor - S. V. Uskova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: dmtr.afnv@mail.ru

The article is devoted to the formation of the image of the inhabitants of villages and settlements of Krasnoyarsk region in the population of the regional center through television materials.

Key words: image, television, media, residents of remote areas, the north of the Krasnoyarsk Territory, reportage, documentary film.

Телевизионный продукт крайне разнообразен. Передачи, ролики, промо, но сейчас остановимся на информационных материалах и документальном кино. Первый тип привычно делить на репортажи, короткие формы и другое. В целом из совокупности этих материалов собирается полноценный новостной выпуск. Новости - продукт, который потребляет большинство жителей Красноярского края. У всех есть потребность знать, что происходит вокруг. Такой вывод можно сделать исходя из теории о пирамиде потребностей по Маслоу (социальная потребность) [1]. Но откуда получать информацию - из традиционных СМИ, интернет-изданий или пабликов в социальных сетях, каждый решает самостоятельно. Второй же тип (документальное кино) больше нацелен на информационно-просветительскую сторону. Отметим, что просмотр медиапродуктов формирует у зрителей определенные мнения. А порой даже навязывает ту или иную точку зрения. Все это тесно связано с политикой редакции и формой СМИ.

Человек самостоятельно (подчеркнем, мнимо) выбирает тот контент, который ему потреблять. Чаще это происходит по рекомендациям или личным предпочтениям. Если человек осознанно сделал выбор, то он начинает доверять конкретному источнику и через некоторое время его мнение совпадает с транслируемым [2]. Информационная повестка очень разнообразна - бывают развлекательные темы (про детей инженеров, строителей, роботов) и серьезные (сессии Законодательного собрания, где рассматривают поправки в

Секция «Теория и практика коммуникаций»

устав Красноярского края) - это привлекает и создает полное ощущение принадлежности к темам в обществе. Многие темы из года в год повторяются - формируют некое колесо Сансары. А все создаваемые материалы формируют стихийную картинку о каждой теме, что привычно назвать - формирование образа.

К примеру, под явно повторяющиеся темы подходят: первый снег, первый дождь, первый пал травы, первое наводнение в году, тренировки МЧС, сессии парламентов и т.д. Все вышеперечисленное каждый зритель наблюдает на своем личном опыте. Это еще больше формирует мнение о достоверности информации, преподносимой источником. Есть отдельная тема о стихийных ситуациях и конфликте «человек - власть» в отдаленных территориях края. Часто встречаются новости о «горе-поселках», которые постоянно подвергаются затоплению в период весны. Или с таянием снега там ухудшается дорожная ситуация, и передвижение в большие города и близлежащие деревни становится невозможным. В некоторых поселениях отсутствуют мобильные сети, и люди вынуждены подолгу находиться без связи со внешним миром.

В случае конфликта «человек - власть» целью работы журналиста из СМИ становится помощь людям. Съемочная группа либо выезжает на место, либо работает удаленно. Кроме истории «героев» — людей, которые обратились в редакцию, — важным для журналиста является объективный взгляд на ситуацию. Для этого необходима информация от другой стороны конфликта. Можно заметить, что не во всех ситуациях виновата власть или другие ведомства. Однако бывает, что после огласки и выхода материала в эфир ситуация меняется. Человек потребляет эти новости и формирует субъективное мнение об этих «горе-поселках» и людях, живущих в них.

Но какой образ это формирует? Горожане, потребляющие новости, вероятнее всего рассматривают жителей деревень как «диких» людей, у которых нет трубопровода, интернета, света, а досуг максимально примитивен. Для примера рассмотрим сюжет на телеканале «Россия 1» от 15 февраля 2022 года - «В поселке Первомайский установили вышку 40». В сюжете фигурируют несколько персон: многодетная мать, руководитель сельского клуба и представитель структуры, ответственной за информационное развитие. Люди поделились своей историей жизни. Рассказали о проблемах связи с МЧС в случае чрезвычайных ситуаций, случаях нужды в срочной медицинской помощи. Рассказали и об ухудшении ситуации с интернетом. Это продолжалось длительное время. Недавно на территории установили вышку связи, что позволило людям восстановить связь с внешним миром. Картинка, которую видит потребитель новостей, говорит о том, что совсем недалеко от центра Красноярского края жизнь людей протекает совершенно иначе от его жизни. Складывается мнение, что все люди в подобных поселениях сталкиваются с такими проблемами [3].

Второй пример — документальный фильм Дениса Жемчугова «Казыр точка До связи», продукт телеканала «Россия 1» и «Россия 24». В нем рассказывается о поселке Казыр Краснотуранского района. Там живет семья метеорологов. Глава семейства попал туда по распределению с 1980 года и остался жить и работать на этой станции. В настоящее время они сталкиваются с той же проблемой - отсутствием стабильной связи. Дети вынуждены учиться в домашних условиях, потому что дороги до ближайшего центра нет и интернета для дистанционного обучения тоже. После просмотра данного фильма у человека, живущего в городе и потребляющего информацию, в сознании закрепится факт о неблагополучной жизни в отдаленных территориях края [4].

О том, что СМИ действительно могут сильно воздействовать не только на мнение людей, но и подвигнуть их к немедленным действиям, говорит один исторический случай в США 30 октября 1938 года. Именно тогда в эфире американского радио выходит постановка Орсона Уэллса под названием «Война миров», баллада о вторжении инопланетян на США. Тогда, по данным зарубежных СМИ, постановка вызвала большой резонанс — люди начали

эвакуацию. Они забирали необходимые вещи и пытались спрятаться. Это лишь единичный пример прямого воздействия информации из СМИ [5].

Отмечу, что если на протяжении долгих лет потреблять информацию из «авторитетного» источника про «беды деревень», то через некоторое время сложится устойчивое мнение о жизни этих людей.

Библиографические ссылки

1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Пер с англ. СПб.: Питер; Минск: Питер, 2019. 606 с.

2. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание [Электронный ресурс]. URL: https://psyfactor-org.turbopages.org/psyfactor.org/s/lib/zelinski-06.htm (дата обращения: 22.04.2022).

3. Афанасьев Д. Жителям поселка Первомайский Красноярского края установили вышку 4G / «Вести Красноярск» [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti-krasnoyarsk.ru/ news/obshestvo/post-34653/ (дата обращения: 22.04.2022).

4. Жемчугов Д. «Казыр точка До Связи» / Фильмы ГТРК [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=NO1tVhF4ERY&t=37s (Дата обращения 22.04.2022).

5. Черников Е. 3 истории о шутках в СМИ, вызвавших массовую панику [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/10/30/shutki-site.html (дата обращения: 22.04.2022).

© Афанасьев Д. М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.