Секция «Теория и практика коммуникаций »
УДК 659.4
ИНСТРУМЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ РЕГИОНА
А. А. Бирюкова Научный руководитель - А. В. Михайлов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail : anastasiyabiriukova@yandex.ru
Корпоративная коммуникация является неотъемлемой частью структуры любой корпорации. Рассмотрены инструменты коммуникации в одной из нефтегазовых компаний Красноярского края - дочерней структуры «Роснефти» - АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания». Для сравнения приведены примеры корпоративной коммуникации разных компаний.
Ключевые слова: корпоративная коммуникация, корпоративные отношения, нефтегазовая компания, коммуникация, корпорация.
TOOLS AND PECULIARITIES OF CORPORATE COMMUNICATION OF OIL AND GAS COMPANIES IN THE REGION
A. A. Biryukova Scientific supervisor - A. V. Mikhailov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail : anastasiyabiriukova@yandex.ru
Corporate communication is an integral part of the structure of any corporation. Communication tools in one of the oil and gas companies of the Krasnoyarsk Territory, a subsidiary of Rosneft, JSC East Siberian Oil and Gas Company, are considered. For comparison, examples of corporate communication of different companies are given.
Keywords: corporate communication, corporate relations, oil and gas company, communication, corporation.
Любая компания, имеющая большой штат работников, вырабатывает свою систему мотивации и способы вовлеченности в жизнь компании за пределами рабочих дней. Существуют специальный инструментарий, помогающий наладить коммуникацию и встроить корпоративные отношения межу всеми сотрудниками.
Отношения внутри корпорации носят различный характер: отношения в сфере управления, имущественные отношения и др. От того, насколько отлажены механизмы взаимоотношений внутри корпорации, зависит положение корпорации во внешнем пространстве: ее «прозрачность» и привлекательность для инвесторов [1].
Культивирование корпоративных отношений и коммуникаций влечет как следствие, то, что работодатель обеспечивает для персонала комфортную коммуникационную среду внутри корпорации. Рассмотрим особенности и инструменты коммуникации нефтегазовой компании «АО Востсибнефтегаз» в Красноярском крае. «АО Востсибнефтегаз» — дочернее
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
предприятие НК «Роснефть». Предприятие ведет разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатиого месторождения, расположенного в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края (ранее - Эвенкия как самостоятельный субъект федерации).
Из-за особенностей расположения месторождения в компании люди разделены на тех, кто трудится на месторождении и тех, кто ведет работу из офиса, расположенного в г. Красноярске. Обеспечение коммуникации сотрудников - условие успеха компании. В этом помогают инструменты коммуникации, связывающие два местоположения в единое целое.
Одним из главных каналов коммуникации стали социальные сети. В современном обществе это неотъемлемая часть человека и его образа жизни [2]. Первый источник, откуда сотрудник компании узнает новость, - социальная сеть «Instagram». Восточносибирская нефтегазовая компания акцентирует внимание именно там и ежедневно пополняет аккаунт новостями и фактами. Данный канал связи помогает сотруднику отдаленной локации быть в курсе событий наравне с остальными работниками.
Вторая по значимости, но не менее важная площадка и канал коммуникации в социальных сетях основана не на специфике работы на месторождении и не на новостных событиях компании. Группа в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Горячее сердце холодного края» рассказывает об особенностях эвенков и Эвенкии. Редко, но размещаются новости и с Юрубчено-Тохомского месторождения, которое расположено именно там, рядом с поселком Байкит (около 1GGG км от Красноярска на север и северо-восток).
Активность в социальных сетях «Instagram» и «ВКонтакте» помогает работникам компании, работающим в суровых условиях места добычи углеводородов, приспосабливаться к особенностям жизни этой местности, а местных жителей ненавязчивым образом информирует о полезной для Эвенкии и ее жителей работе компании.
Другим инструментом в компании является корпоративное издание - электронная газета. Она выпускается каждый месяц, расположена на корпоративном сайте, в ней дублируются новости. В разработке идея о том, чтобы начать тиражировать издание в бумажном виде, но пока окончательное решение не принято.
Не менее важный инструмент в корпоративной культуре - проведение профессиональных и международных праздников, которые увеличивают как уровень взаимодействия работника с компанией, так и обеспечивают коммуникацию между всеми группами сотрудниками в ходе подготовки и проведения мероприятия.
В России использование данных инструментов оптимально и распространено среди корпораций. Что касается США и других стран зарубежья, там ситуация несколько другая. Под перечнем возможностей внутренних коммуникаций в крупных компаниях США подразумевается поддержка уровня удовлетворенности персонала, основанная на изучении организационного поведения. Пирамида потребностей А. Маслоу вполне описывает базу подобных исследований. В инструментарии, который используется в американских компаниях, главенствует принцип «простоты и доступности коммуникаций». Это обуславливает обширное использование электронных средств доставки извещений (например, webcasting, e-mail), что в свою очередь позволяет решить ряд практических задач: скорость коммуникации, график, пространство.
Известность корпоративных событий, таких, как торжественные мероприятия, корпоративные награды и премии, позволяют именовать южноамериканскую корпоративную культуру монументальной (monumental).
Южноамериканские знатоки фокусируются на системе «3Т» (Transparency, TrustandTruth): прозрачности, доверии и правдивости, - и нередко увязывают внутренние коммуникации с этическим менеджментом. В США действительно озабочены риском деструкции смысла сообщений: для них это значит уверенность в том, что до сотрудников внятно донесены все смыслы сообщения.
Секция «Теория и практика коммуникаций»
Во Франции же внутренние коммуникации как управленческая функция находятся на разработке в стадии формирования и покорения признания у топ-менеджмента фирм. В стране с развитыми традициями социальных исследований признаются серьезные изменения, происходящие в корпоративной культуре. Французские специалисты, оказавшиеся в процессе поиска и осмысления собственной роли, хоть и пеняют на свою сервисную роль в организациях, впрочем, уделяют большое внимание инструментам коммуникаций, не смыслам, целям и эффективности [3].
Они все еще отдают предпочтение письменным коммуникациям, корпоративным изданиям, newsletters и т. д., в отличие от коллег из США, которые в настоящее время выводят на первое место межличностное общение, эмоциональный интеллект, эмпатию. Вместе с тем французские профессионалы расположены находить креативные и инновационные решения в различных корпоративных мероприятиях, состязаниях, ланчах, бранчах и т.п.
Профессионалы, работающие в компаниях, оперирующих на массовом рынке, большое внимание уделяют межкультурной коммуникации, учету языковых и культурных различий. Они подчеркивают значимость структурирования коммуникационных функций на интернациональном уровне, что считается главным фактором в поиске равновесия между глобальным и региональным направлениями работы.
Россия не отстает от своих коллег в поиске оптимальных решений в коммуникационной деятельности корпораций, особенно в крупных компаниях, активно взаимодействующих с международным рынком или уже присутствующих на нем. Самый эффективный инструмент во всем мире на данный момент - «живое» выстраивание коммуникации между сотрудниками в целом, между работником и руководителем процесса. Когда в компании среда подбирается под работника, далее работник отдает должное уважение по отношению к компании, появляется лояльность и «корпоративное отечество», «корпоративное гражданство».
Библиографические ссылки
1. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Издательство «Питер», 2004. 359 с.
2. Сошко П. А. Специфика исследований российского предпринимательства на рубеже XX-XXI веков // Вестник ЧГУ. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniy-rossiyskogo-predprinimatelstva-na-rubezhe-xx-xxi-vekov (дата обращения: 02.05.2020).
3. Серова О.А. Субъекты экологического предпринимательства как участники инновационной деятельности // Юридический вестник Самарского университета. 2018. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-ekologicheskogo-predprinimatelstva-kak-uchastniki-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.05.2020).
© Бирюкова А. А., 2020