Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ РЕГИОНА '

ИНСТРУМЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная коммуникация / корпоративные отношения / нефтегазовая компания / коммуникация / корпорация / corporate communication / corporate relations / oil and gas company / communication / corporation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.А. Бирюкова, А.В. Михайлов

Корпоративная коммуникация является неотъемлемой частью структуры любой корпорации. Рассмотрены инструменты коммуникации в одной из нефтегазовых компаний Красноярского края дочерней структуры «Роснефти» АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания». Для сравнения приведены примеры корпоративной коммуникации разных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS AND PECULIARITIES OF CORPORATE COMMUNICATION OF OIL AND GAS COMPANIES IN THE REGION

Corporate communication is an integral part of the structure of any corporation. Communication tools in one of the oil and gas companies of the Krasnoyarsk Territory, a subsidiary of Rosneft, JSC East Siberian Oil and Gas Company, are considered. For comparison, examples of corporate communication of different companies are given.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ РЕГИОНА »

Секция «Теория и практика коммуникаций »

УДК 659.4

ИНСТРУМЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ РЕГИОНА

А. А. Бирюкова Научный руководитель - А. В. Михайлов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail : anastasiyabiriukova@yandex.ru

Корпоративная коммуникация является неотъемлемой частью структуры любой корпорации. Рассмотрены инструменты коммуникации в одной из нефтегазовых компаний Красноярского края - дочерней структуры «Роснефти» - АО «Восточно-Сибирская нефтегазовая компания». Для сравнения приведены примеры корпоративной коммуникации разных компаний.

Ключевые слова: корпоративная коммуникация, корпоративные отношения, нефтегазовая компания, коммуникация, корпорация.

TOOLS AND PECULIARITIES OF CORPORATE COMMUNICATION OF OIL AND GAS COMPANIES IN THE REGION

A. A. Biryukova Scientific supervisor - A. V. Mikhailov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail : anastasiyabiriukova@yandex.ru

Corporate communication is an integral part of the structure of any corporation. Communication tools in one of the oil and gas companies of the Krasnoyarsk Territory, a subsidiary of Rosneft, JSC East Siberian Oil and Gas Company, are considered. For comparison, examples of corporate communication of different companies are given.

Keywords: corporate communication, corporate relations, oil and gas company, communication, corporation.

Любая компания, имеющая большой штат работников, вырабатывает свою систему мотивации и способы вовлеченности в жизнь компании за пределами рабочих дней. Существуют специальный инструментарий, помогающий наладить коммуникацию и встроить корпоративные отношения межу всеми сотрудниками.

Отношения внутри корпорации носят различный характер: отношения в сфере управления, имущественные отношения и др. От того, насколько отлажены механизмы взаимоотношений внутри корпорации, зависит положение корпорации во внешнем пространстве: ее «прозрачность» и привлекательность для инвесторов [1].

Культивирование корпоративных отношений и коммуникаций влечет как следствие, то, что работодатель обеспечивает для персонала комфортную коммуникационную среду внутри корпорации. Рассмотрим особенности и инструменты коммуникации нефтегазовой компании «АО Востсибнефтегаз» в Красноярском крае. «АО Востсибнефтегаз» — дочернее

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

предприятие НК «Роснефть». Предприятие ведет разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатиого месторождения, расположенного в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края (ранее - Эвенкия как самостоятельный субъект федерации).

Из-за особенностей расположения месторождения в компании люди разделены на тех, кто трудится на месторождении и тех, кто ведет работу из офиса, расположенного в г. Красноярске. Обеспечение коммуникации сотрудников - условие успеха компании. В этом помогают инструменты коммуникации, связывающие два местоположения в единое целое.

Одним из главных каналов коммуникации стали социальные сети. В современном обществе это неотъемлемая часть человека и его образа жизни [2]. Первый источник, откуда сотрудник компании узнает новость, - социальная сеть «Instagram». Восточносибирская нефтегазовая компания акцентирует внимание именно там и ежедневно пополняет аккаунт новостями и фактами. Данный канал связи помогает сотруднику отдаленной локации быть в курсе событий наравне с остальными работниками.

Вторая по значимости, но не менее важная площадка и канал коммуникации в социальных сетях основана не на специфике работы на месторождении и не на новостных событиях компании. Группа в социальной сети «ВКонтакте» под названием «Горячее сердце холодного края» рассказывает об особенностях эвенков и Эвенкии. Редко, но размещаются новости и с Юрубчено-Тохомского месторождения, которое расположено именно там, рядом с поселком Байкит (около 1GGG км от Красноярска на север и северо-восток).

Активность в социальных сетях «Instagram» и «ВКонтакте» помогает работникам компании, работающим в суровых условиях места добычи углеводородов, приспосабливаться к особенностям жизни этой местности, а местных жителей ненавязчивым образом информирует о полезной для Эвенкии и ее жителей работе компании.

Другим инструментом в компании является корпоративное издание - электронная газета. Она выпускается каждый месяц, расположена на корпоративном сайте, в ней дублируются новости. В разработке идея о том, чтобы начать тиражировать издание в бумажном виде, но пока окончательное решение не принято.

Не менее важный инструмент в корпоративной культуре - проведение профессиональных и международных праздников, которые увеличивают как уровень взаимодействия работника с компанией, так и обеспечивают коммуникацию между всеми группами сотрудниками в ходе подготовки и проведения мероприятия.

В России использование данных инструментов оптимально и распространено среди корпораций. Что касается США и других стран зарубежья, там ситуация несколько другая. Под перечнем возможностей внутренних коммуникаций в крупных компаниях США подразумевается поддержка уровня удовлетворенности персонала, основанная на изучении организационного поведения. Пирамида потребностей А. Маслоу вполне описывает базу подобных исследований. В инструментарии, который используется в американских компаниях, главенствует принцип «простоты и доступности коммуникаций». Это обуславливает обширное использование электронных средств доставки извещений (например, webcasting, e-mail), что в свою очередь позволяет решить ряд практических задач: скорость коммуникации, график, пространство.

Известность корпоративных событий, таких, как торжественные мероприятия, корпоративные награды и премии, позволяют именовать южноамериканскую корпоративную культуру монументальной (monumental).

Южноамериканские знатоки фокусируются на системе «3Т» (Transparency, TrustandTruth): прозрачности, доверии и правдивости, - и нередко увязывают внутренние коммуникации с этическим менеджментом. В США действительно озабочены риском деструкции смысла сообщений: для них это значит уверенность в том, что до сотрудников внятно донесены все смыслы сообщения.

Секция «Теория и практика коммуникаций»

Во Франции же внутренние коммуникации как управленческая функция находятся на разработке в стадии формирования и покорения признания у топ-менеджмента фирм. В стране с развитыми традициями социальных исследований признаются серьезные изменения, происходящие в корпоративной культуре. Французские специалисты, оказавшиеся в процессе поиска и осмысления собственной роли, хоть и пеняют на свою сервисную роль в организациях, впрочем, уделяют большое внимание инструментам коммуникаций, не смыслам, целям и эффективности [3].

Они все еще отдают предпочтение письменным коммуникациям, корпоративным изданиям, newsletters и т. д., в отличие от коллег из США, которые в настоящее время выводят на первое место межличностное общение, эмоциональный интеллект, эмпатию. Вместе с тем французские профессионалы расположены находить креативные и инновационные решения в различных корпоративных мероприятиях, состязаниях, ланчах, бранчах и т.п.

Профессионалы, работающие в компаниях, оперирующих на массовом рынке, большое внимание уделяют межкультурной коммуникации, учету языковых и культурных различий. Они подчеркивают значимость структурирования коммуникационных функций на интернациональном уровне, что считается главным фактором в поиске равновесия между глобальным и региональным направлениями работы.

Россия не отстает от своих коллег в поиске оптимальных решений в коммуникационной деятельности корпораций, особенно в крупных компаниях, активно взаимодействующих с международным рынком или уже присутствующих на нем. Самый эффективный инструмент во всем мире на данный момент - «живое» выстраивание коммуникации между сотрудниками в целом, между работником и руководителем процесса. Когда в компании среда подбирается под работника, далее работник отдает должное уважение по отношению к компании, появляется лояльность и «корпоративное отечество», «корпоративное гражданство».

Библиографические ссылки

1. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Издательство «Питер», 2004. 359 с.

2. Сошко П. А. Специфика исследований российского предпринимательства на рубеже XX-XXI веков // Вестник ЧГУ. 2015. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-issledovaniy-rossiyskogo-predprinimatelstva-na-rubezhe-xx-xxi-vekov (дата обращения: 02.05.2020).

3. Серова О.А. Субъекты экологического предпринимательства как участники инновационной деятельности // Юридический вестник Самарского университета. 2018. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-ekologicheskogo-predprinimatelstva-kak-uchastniki-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.05.2020).

© Бирюкова А. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.