УДК 316.77 ББК 66.3 ГРНТИ 81.93.29 ВАК 5.9.9
Михайлова Т.В.
Красноярск, Россия
ПРИЕМЫ И ФОРМАТЫ КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ: ДВИЖЕНИЕ В СТОРОНУ ДИАЛОГА
Аннотация. В данной работе автор исследует внутренние коммуникации промышленных предприятий. Инструментарий внутренних коммуникаций проявляет стремление к развитию, комплексному сочетанию традиционных и инновационных форм. Для анализа взяты коммуникационные проекты компаний, представленные на Национальную премию в области развития общественных связей «Серебряный Лучник», разработанные и реализованные в 2021-2022 гг. Инструменты коммуникации нацелены как на выстраивание диалога руководителей производства с сотрудниками, так и на укрепление горизонтальных связей.
Ключевые слова: корпоративные внутренние коммуникации, промышленные предприятия, инструменты коммуникаций, диалог внутри компании.
Tatiana V. Mikhaylova Krasnoyarsk, Russia
TECHNIQUES AND FORMATS OF CORPORATE COMMUNICATIONS:
MOVING TOWARDS DIALOGUE
Abstract. In this paper, the author investigates internal communications of industrial enterprises. The tools of internal communications tend to develop a complex combination of traditional and innovative forms. There were analysed
communication projects of companies submitted for the National Award in the field of public Relations development «Silver Archer», developed and implemented in 2021-2022. It transpires that communication tools are aimed both at building a dialogue between top management and employees, and at strengthening horizontal ties.
Keywords: corporate internal communications, industrial enterprises, communication tools, dialogue within the company
Постановка проблемы
Для устойчивого развития компаний важным условием является стабильность не только внешних условий ее работы (факторы GEST / STEP / PEST / PESTEL / PESTLE и аналогичные), но и возможность целенаправленного управления восприятием внутренними аудиториями имиджа работодателя (т.е. HR-бренда), в целом характер внутрикорпоративных коммуникаций.
По мнению В. В. Калугина, PEST/STEP или PESTEL/PESTLE-анализ может помочь выработать стратегию развития предприятия, определяя угрозы и возможности внешней среды, возможные стратегические реакции со стороны компании на эти изменения, указывая на точки роста предприятия. Он же позволит увидеть стратегию развития предприятия [Калугин, 2022: 392].
Внутренние коммуникации организации составляют вторую важную компоненту работы единого целого [Потапчук, Шилина, 2013: 8].
В исследовательской практике по изучению внутренних коммуникаций, системе управления персоналом в качестве важнейшего фактора называется тип организационной культуры предприятия [ср. Соломанидина, 2007: 7; Б.а. Корпоративное..., 2020]. В организационной культуре специальное внимание уделяется ценностям компании [Соломанидина, 2014: 162; Б.а. Кодекс., 2017; Алъгина, 2010: 66].
Как отмечается Л. В. Минаевой, «оптимизация внутреннего механизма работы с информацией <в компании> желаемым развитием ситуации <можно считать> следующее — внутренние информационные потоки в банке <и в любой компании> обеспечивают оперативное и полное взаимное информирование менеджеров <и персонала> [Минаева, 2012:180]. О спектре инструментов внутренних коммуникаций Как пишут Д. П. Шишкин и Е. В. Даздорова, «выстраивание внутренних коммуникаций... [компаний становится] насущной необходимостью <...> [причины:] территориальная разбросанность, многочисленность персонала <...> функциональная разнородность организаций <...>, культурная специфика (собственная история предприятий и даже разница менталитетов... [Шишкин, Даздорова, 2018:145].
По мнению О. В. Третьякова, «особое значение приобретают сегодня корпоративные связи с персоналом. Внутренняя аудитория корпорации является наиболее активным носителем и транслятором информации о корпорации, и от степени ее лояльности, приверженности корпоративным ценностям напрямую зависят имидж и деловая репутация корпорации. Сегодня условием эффективной деятельности компании являются хорошо налаженные корпоративные коммуникации, нацеленные на формирование и поддержание ее позитивного образа, развитие корпоративной культуры, презентацию и защиту интересов компании» [Третьяков, 2021].
В современных практиках поддержания корпоративной культуры есть различные тенденции и приемы, которые могут опираться как на традиционные, устоявшиеся техники работы с персоналом корпораций, так и на относительно новые, в том числе с использованием цифровых технологий [Потапчук, 2016]. Например, Ю. В. Чемеринская предлагает методику Круга, считая, что «круги успешно работают в сегодняшних условиях, когда мотивация катится по наклонной. Они подходят для обсуждения организационной структуры и компенсационной политики компании <. >, [методика] основана на объединении людей, восстанавливает связи между
ними, заложенные когда-то самой природой и утраченные в ходе стремительного прогресса» [Чемеринская, 2014:12].
Среди интересных примеров организации внутренних коммуникаций в крупных компаниях России, обнаруживаемых авторами в проектах, представленных компаниями и их PR-специалистами на конкурс Всероссийской премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» по номинации «Корпоративные коммуникации», мы хотели отдельно обсудить ряд подходов и приемов.
Геймификация. Геймификация усложненная
Она описана в проекте, представляющем корпоративную практику Красноярской краевой клинической больницы № 1. Авторы проекта указывают на стремление к дополнительной мотивации сотрудников, созданию вовлекающей среды, повышающей эффективность организации каждого сотрудника.
В проекте ставится цель создания вовлекающей среды, направленной на повышение эффективности организации в целом и каждого сотрудника в частности, и задачи повышения уровня лояльности, удовлетворенности, вовлеченности сотрудников, снижения текучести кадров, повышения скорости их адаптации и более полного охвата их обучением, повышения узнаваемости HR-бренда больницы.
Автор статьи о геймификации в больнице цитирует одного из инициаторов проекта Екатерину Михайлову, заместителя главного врача по кадрам: «Руководители, наконец, стали хвалить своих сотрудников. За прошедший год, в том числе с помощью геймификации процессов, нам удалось повысить уровень вовлеченности персонала более чем на 10 %. Индекс лояльности сотрудников вырос до 53 %, и это отличный показатель. Сейчас мы держим курс на взлет, команды отправятся в космическое пространство. Мы поменяем жанр игры, теперь это будет стратегия, где целью станет освоение и развитие территории. Подробности пока что держим в тайне».
В описываемом проекте внедрение геймификации происходило на корпоративном портале в игровой системе, где каждый сотрудник проходит обучение, общается с коллегами, участвует в опросах, повышает личный рейтинг за счет активности в управлении рисками и участия во внедрении и поддержании системы управления качеством. Команды отделений могут отслеживать выполнение критериев, необходимых, чтобы попасть в лигу Лучших подразделений [Гнедчик, 2022].
В итоге получены интересные результаты: вовлеченность персонала выросла с 64,3 % до 76,1 %, индекс лояльности — с 44,5 до 53 %, текучесть персонала сократилась с 16 % до 12,6 %, внутреннее обучение выросло с 41,3 % до 97 %, удовлетворенность пациентов выросла с 8,9 до 9,5 %, произошло развитие культуры благодарности — за год сотрудники получили от коллег больше 11 тысяч благодарностей.
Приемы проникающей геймификации использованы и в работе digital-агентства «Starta», о которых рассказывает операционный директор А. В. Гирняк. В частности, как он говорит, «продумали концепцию <. > Когда мы поняли, что сотрудникам не хватает признания, решили разработать систему индивидуальных вознаграждений за полезные действия для бизнеса. Не все сотрудники готовы без дополнительной мотивации проводить внутреннее обучение, писать чек-листы для коллег и рассказывать о компании в соцсетях. Чтобы пробудить энтузиазм, наш руководительский состав предложил создать внутренний маркетплейс — «магазин», где за небольшие действия для компании сотрудники заработают внутреннюю валюту — «стартики» [Гирняк, 2022].
Сторителлинг
Еще одним важным инструментом корпоративных коммункиаций становится сторителлинг, опирающийся на архетипические модели, общечеловеческую мифологию, переплетаемую с корпоративной, вплоть до корпоративного гражданства и его императивов. Как пишет проф. Л.В. Минаева, «корпоративный сторителлинг во внутрикорпоративных связях
с общественностью предполагает навязывание воли организации ее сотрудникам не посредством силы или деклараций, а путем внедрения в их сознание при помощи метафор и мифов ценностей, мнений и концептов, необходимых организации для ее успешного функционирования» [Минаева, 2016: 249].
Юбилеи. Книжные издания. Комплексные медиапроекты. Праздники. Концерты.
Интересные решения представляют всегда проекты, базирующиеся на идее вовлечения коллективов в историю собственного предприятия, с тематикой празднования «круглых дат». В юбилейной тематике для специалистов по связям с общественностью много направлений и решений. В частности, компания «8МЛКТау1а» и пресс-служба аэропорта «Архангельск» разработала медиапроект сложного состава.
В него вошло и издание книги, посвященной юбилею аэропорта «Архангельск», где представлена история предприятия, рассказывается о современном этапе его деятельности, и цифровые технологии дополненной реальности, отсылающие от печатного издания к зданию аэропорта. На страницах книги сгенерированные QR-коды ведут на видеосюжеты, видеопоздравления. Элементами проекта стали интерактивные постеры в аэропорту, где фотографии разных эпох открывают сцены, дополняющие рассказ самолётами разных эпох. Интерактивная фотозона дополняет оформление аэропорта. Медиапроект строится вокруг исторического сайта об истории авиации на Русском Севере, на котором представлен ЭЭ-тур по зданию аэропорта.
«Накануне 60-летнего юбилея аэропорта Архангельск <мы решили издать> книгу, в которой систематизирована многолетняя история компании <...> концепция медиапроекта — в формате кроссплатформенного решения и «живой» книги» [Сидорова, 2023].
90-летие Магнитогорского металлургического комбината дало повод рождению интересного ряда взаимосвязанных проектов. «В 2022 году юбилей
Магнитки стал сквозной темой и лейтмотивом всех внешних и внутренних коммуникаций ММК, а сама кампания объединила коммуникации через собственные и сторонние каналы, мероприятия, в том числе для работников и жителей города, а также специальные проекты и брендинг.
<. > ПАО «ММК» продемонстрировало преемственность и последние достижения комбината в производственном потенциале, социальной и экологической работе, а также укрепило имидж Магнитки в качестве лидера российской и мировой черной металлургии.
В условиях ухудшения экономической конъюнктуры и санкционного давления на Россию компании удалось реализовать серию ярких и запоминающихся проектов, начиная с «Корпоративных игр-2022» и заканчивая выпуском книг «Хроника огненных лет» и «Магнитка. Отражение. История в фотографиях».
90-летие ММК получило около 800 упоминаний в федеральных и региональных СМИ <. > Видеоконкурс «Металлурги зажигают» оказался самым эмоциональным проектом в цифровой среде» [Б.а. Проект... 2023].
Метафорика движения во внутрикорпоративной коммуникации. Спортивные состязания
Для описания как во внешних, так и во внутренних аудиториях коммуникаторы весьма часто используют древние метафоры движения во времени — движения в пространстве.
В проекте, посвященном корпоративному забегу на Питкярантском целлюлозном заводе, его авторы отметили для СМИ: «В год празднования 100-летия завода была заложена добрая традиция: проводить ежегодный легкоатлетический забег, посвященный Дню рождения предприятия. С каждым годом мероприятие набирает популярность и объединяет людей разных возрастов. Забег стал настоящим праздником не только для жителей и гостей города, но и для партнеров градообразующего предприятия. По итогам 2022 года проект «Забег, посвященный дню рождения целлюлозного завода г.Питкяранта» вошел в ТОП-144 среди номинантов конкурса «Лучшие
практики популяризации здорового образа жизни на территории Российской Федерации». Совместная работа организаторов проекта — ООО «РК-Гранд» и команды «KareliaSport» была оценена на региональной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» — Северо-Запад» [Б.а. Заводской забег, 2023].
Состязательность в целом. Профессиональные состязания
Промышленные предприятия активно используют стремление коллег помериться знаниями, навыками во всех сферах, и не только профессиональной. Отсюда так многочисленны игровые виды спорта, иногда даже специально созданные для подразделений, например, футбол на снегу на месторождениях НК «Роснефть» и вообще там, где наблюдается длительная зима. Таковы и специфические соревнования по русскому хоккею (хоккею с мячом) в валенках в Красноярском крае. Есть и экзотические соревнования, например, ставшие уже международными соревнования по керлингу под эгидой Заполярного филиала ГМК «Норильский Никель» — Международный турнир по керлингу Nornickel Curling Cup в г. Дудинке, за Полярным кругом [Б.а. Заполярный свип, 2022].
В «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» на месторождениях (например, на Юрубчено-Тохомском) проводятся турниры по шахматам, волейбольные соревнования, соревнования по мини-футболу и т.п. среди команд вахтовиков.
Интересными соревнованиями ежегодно становятся соревнования в эксплуатации техники торговой марки «ЧЕТРА» (ООО «ЧЕТРА», г. Чебоксары). В 2023 году они пройдут под названием — Международные соревнования операторов техники — Кубок CHETRA PRO. Впервые в этом году в рамках чемпионата состоится федеральный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства Министерства труда РФ «Лучший по профессии» в номинации «Лучший бульдозерист». В данном случае понятие «внутрикорпоративный» выходит за пределы компании, расширяя целевую
аудиторию за счет партнеров, использующих технику компании, а также за счет сотрудников этих компаний.
Золотодобывающая компания «Полюс» проводит общекорпоративный чемпионат профессионального мастерства (он проходит в Красноярском крае, где находятся самые крупные активы компании), но специфика соревнований этой компании состоит в формировании внутри компании репутации надежного работодателя.
Объекты искусства в корпоративных коммуникациях
Весьма интересная тенденция уже давно наметилась среди промышленных предприятий, вернее, их коммуникационных подразделений, — включение в корпоративные коммуникации акций по вовлечению внутренней аудитории в искусство, как его потребление, так и производство художественных объектов. Этот прием очень важен для включения аудитории в пространство смыслов территории. Таковы муралы во Владивостоке, соединяющие отдельные регионы Дальневосточного федерального округа в единое целое, когда символами регионов становятся отдельные представители фауны, персоны, пейзажи, абстракции.
В газете «Комсомольская правда — Дальний Восток» отмечено: «Концепция одна: «Владивосток - это город творческих людей» [Архилюк Анастасия, 2021], что должно символизировать творческое единство всех жителей единой мегатерритории, рассматриваемой как корпорация, а жители этой территории становятся внутренней аудиторией и субъектами сотворчества, в качестве зрителей интерпретируя качество идей муралов, соотнося их с собственными образами регионов Дальневосточья.
Есть и комплексные проекты, включающие множество активностей. Например, проект «Дорога первых», посвященный 80-летию Сызранского НПЗ ПАО «НК «Роснефть», с пуска которого в 1942 г. началась нефтеперерабатывающая промышленность в Самарской области. О нем, точнее, о его составной части пишет корреспондент газеты «Аргументы и факты — Самара»: «Очередной подарок завода любимому городу —
крупнейший в Сызрани художественный стрит-арт-объект. 320 квадратных метров — такова площадь мурала. Он появился на фасаде дома по улице Урицкого, 10. Его центральными фигурами стали белая чайка и эвенкийский олень. Почему именно эти представители живого мира? Дело в том, что уже несколько лет НК «Роснефть» занимается изучением и сохранением популяции этих видов, а также белого медведя, атлантического моржа и амурского тигра.
В граффити отразили и еще один важный экологический аспект деятельности нефтяников — восстановление лесов» [Б.а. Притягивающий взгляды, 2022].
Цифровые технологии
Корпоративный сайт, корпоративные мобильные приложения, рЯ-коды, группы в социальных сетях, переписка в мессенджерах и многое другое.
Среди находок в цифровой области наиболее модным направлением в последние 10 лет и более, после массового вхождения в обиход смартфонов и социальных сетей, для крупных корпораций, особенно для тех из них, которые ведут свою деятельность на больших территориях, в разных регионах, не всегда технически оснащенных, часто лишенных не только устойчивой, но и вообще любой связи, и наиболее приемлемым инструментом стали программы, устанавливаемые на гаджеты и позволяющие присоединиться к корпоративным ресурсам через локальные сети, через ^шй и т.д. «Неквалифицированные кадры, неготовность сотрудников к изменению бизнес-процессов и плохая оснащённость предприятий на начальном этапе — барьеры перед успешным внедрением информационных технологий» [Б.а. Облачная нефть, 2021], которые тем не менее компании будут преодолевать. «Основная трудность в процессе продвижения новых разработок — отношение сотрудников к внедрению цифровых технологий как к технологическому оснащению. Сотрудники предприятия, на базе которого планируются установки цифровых систем, не желают признавать их необходимость» [Б.а. Облачная нефть, 2021].
Инструментом, позволяющим в итоге примирить сотрудников компании с использованием личных (как им кажется) гаджетов для производственных целей, является последовательная организация внутренних коммуникаций через данные устройства. Прежде всего это игровые программы, приложения, работающие, например, на месторождении, вахтовых локациях (столовая, общежитие, культурный уголок) через корпоративный wifi. Следующим шагом становятся оповещения о рабочих процессах через сообщения. Далее шаг — установка на гаджеты сотрудников специально разработанных корпоративных приложений, часто интегрированных для производственных нужд, например, разработки SAP или других компаний.
Выводы
В данном небольшом тексте невозможно, да и нет необходимости разбирать все возможные инструменты внутренних коммуникаций компаний. Каждое направление и прием имеют потенциал к расширению, тиражированию, компилированию с иными инструментами коммуникации, в том числе с нецифровыми. Многие из них специально настроены на множественность аудиторий, в частности, на вовлечение членов семей сотрудников компаний в повседневную трудовую жизнь на производстве, в досуг и праздники около производства. Это характерно и для вахтового производства, для отдаленных местностей, и для компаний с постоянными коллективами, дислоцирующихся в крупных городах, в относительно комфортных условиях.
Таким образом, инструментарий внутренних коммуникаций проявляет стремление к развитию, комплексному сочетанию традиционных и инновационных форм. Коммуникационные проекты промышленных компаний, рассмотренные в работе, реализованы в 2021-2022 гг. Многие из них представлены для участия в конкурсе Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
Инструменты коммуникации нацелены как на выстраивание диалога командиров производства с сотрудниками, так и на укрепление
горизонтальных связей. На взгляд многих исследователей, именно взаимное сближение разнослойных акторов производственного процесса характеризует нынешний этап развития внутренних коммуникаций, ср. [Потапчук, 2017: 192]. Очевидно, что становление позиций искусственного интеллекта в ближайшие годы существенно изменит конфигурацию производственных отношений.
Библиография
Архилюк Анастасия. Павел Шугуров: на проект «Мы - Дальний Восток» откликнулись все столицы» // Комсомольская правда: сайт. 2021. 5 сентября. URL: https://www.dv.kp.ru/dailv/28326.5/4470220/ (дата обращения: 12.03.2023).
Б.а. Облачная нефть // Промышленные страницы Сибири. 2021. №6 (161) октябрь. https://epps.ru/journal/detail.php?id=2422(дата обращения: 17.03.2023).
Б.а. Заполярный свип. Как Дудинка стала столицей мирового керлинга // Лента: сайт. 2022. 1 июня. URL: https://lenta.ru/articles/2022/06/01/ddk/ (дата обращения: 14.03.2023).
Б.а. Притягивающий взгляды. Сызранский НПЗ подарил городу стрит-арт-объект // Аргументы и факты — Самара: сайт. 2022. 8 сентября. URL: https://samara.aif.ru/societv/details/pritvagivavushchiv_vzglvadv_svzranskiv_npz_podaril_goro du_strit-art-obekt (дата обращения: 12.03.2023).
Б.а. Заводской забег // Целлюлозный завод «Питкяранта»: сайт. 2023. 21 февраля. URL: http://pitzavod.ru/press-centr/news/zavodskoj-zabeg/ (дата обращения: 10.03.2023).
Б.а. Кодекс деловой и корпоративной этики ПАО «НК «Роснефть» // ПАО «НК «Роснефть»: сайт. 2015. 5 июня. URL:
https://www.rosneft.ru/upload/site1/document file/Kodeks rus.pdf (дата обращения: 07.02.2023).
Б.а. Кодекс корпоративного управления ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс] // ПАО «НК «Роснефть»: сайт. 2017. 15 ноября. URL: https://www.rosneft.ru/governance/ (дата обращения: 07.02.2023).
Б.а. Корпоративное управление ПАО «НК «Роснефть» // ПАО «НК «Роснефть»: сайт. 2020. URL: https://www.rosneft.ru/governance/ (дата обращения: 07.02.2023).
Б.а. Проект ММК отмечен дипломом «Серебряного Лучника» // Сайт «Уралинформ». 2023. 6 марта. URL: https://www.uralinform.ru/news/societv/358669-proekt-mmk-otmechen-diplomom-serebrvanogo-luchnika/ (дата обращения: 07.03.2023).
Альгина М. В. Управление качеством организационной культуры // Стандарты и качество. 2010. № 5. С. 66-71.
Гирняк А. Маркетплейс задач, «стартики» и менеджер-императрица. Как мы прокачали мотивацию сотрудников с помощью геймификации // Директор по персоналу. 2022. № 5. Май. URL: https://e.hr-director.ru/966703 (дата обращения: 09.03.2023).
Глотова С., Казанцев П. Внутренние коммуникации // Делопроизводство и документооборот на предприятии. 2021. № 6. URL: https://delo-press.ru/journals/documents/prava-i-obyazannosti/59046-vnutrennie-kommunikatsii/ (дата обращения: 07.02.2023).
Гнедчик Анастасия. Как в красноярской краевой больнице внедрили корпоративную игру для сотрудников (Изучаем кейс работы с сотрудниками, получивший премию «Серебряный лучник. Сибирь») / Сайт «Сибирь работает». 2023. 13 марта. URL: https://1siberia.ru/articles/kak-v-krasnoyarskoj-kraevoj-bolnitse-vnedrili-korporativnuyu-igru-dlya-sotrudnikov (Дата обращения: 16.03.2023).
Калугин В. В. Применение методики PESTEL для анализа внешней среды предприятия общественного питания // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Том 12. № 5А. С. 391-399. DOI: 10.34670/AR.2022.44.37.034
Минаева Л. В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2012. 287 с.
Минаева Л. В. Корпоративный сторителлинг // Вестник университета (Государственный университет управления, г. Москва). 2016. № 2. С. 247-253.
Потапчук В. А. Модель корпоративной коммуникации в XXI веке // Коммуникология. 2016. Т. 4. № 5. С. 152-175.
Потапчук В. А. Модель корпоративной коммуникации: смена модальности или стратегий корпоративной политики? // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 1. С. 178-194.
Потапчук В. А., Шилина М. Г. Коммуникационная политика корпораций. М.: МАБиУ, 2013. 288 с.
Сидорова К. С. Медиапроект «Аэропорт Архангельск - 60 лет» (книга, сайт и AR — дополненная реальность) СЛ-СЗФО / Сайт Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». URL:
https://luchnik.ru/about/participants/participant 4288.html?year=2023 (дата обращения: 07.02.2023).
Соломанидина Т. О. Система управления по ценностям: вопросы разработки и внедрения // Управление корпоративной культурой. 2014. № 3. С. 162-172. URL: https://grebennikon.ru/article-2giw.html (дата обращения: 07.02.2023).
Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. М.: ИНФРА-М, 2007.
624 с.
Третьяков О. В. Совершенствование системы управления развитием персонала в условиях расширения коммуникационного пространства корпорации // Московский экономический журнал. 2021. № 7. DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10398
Царева А. В., Шибут И. П. Инновационные форматы сетевой коммуникации // Корпоративные стратегические коммуникации. Вып. 3. Минск : БГУ, 2018. С. 195-204.
Чемеринская Ю. О. Круглая методика. Как сохранить драйв в тяжелые времена. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 368 с.
Шишкин Д. П., Даздорова Е. В. Корпоративные медиа в системе управления внутренними коммуникациями крупного промышленного предприятия // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике : матер. междунар. науч. конф. (22-23 ноября 2018 г.) / отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. СПбГУ. 2018. № 4. С. 142-150.
References
Archilyuk, Anastasia (2021). Pavel Shugurov: na proekt «My - Dal'nij Vostok» otkliknulis' vse stolicy [Pavel Shugurov: all capitals responded to the project "We are the Far East"]. Komsomolskaya Pravda [Komsomolskaya Pravda]: website. September 5. URL: https://www.dv.kp.ru/daily/28326.5/4470220 / (accessed: 12.03.2023).
Algina M. V. (2010). Upravlenie kachestvom organizacionnoj kul'tury [Quality management of organizational culture]. Standarty i kachestvo [Standards and quality]. No. 5. Pp. 66-71.
Chemerinskaya Yu. O. (2014) Kruglaya metodika. Kak sohranit' drajv v tyazhelye vremena [Round method. How to keep the drive in difficult times]. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 368 p.
Girnyak A. (2022) Marketplejs zadach, «startiki» i menedzher-imperatrica. Kak my prokachali motivaciyu sotrudnikov s pomoshch'yu gejmifikacii [The marketplace of tasks, "startiks" and the manager-empress. How we pumped employee motivation through gamification]. Direktorpopersonalu [HR Director]. No. 5. May. URL: https://e.hr-director.ru/966703 (accessed: 07.03.2023).
Glotova S., Kazantsev P. (2021). Vnutrennie kommunikacii [Internal communications]. Deloproizvodstvo i dokumentooborot na predpriyatii [Office management and document management at the enterprise]. No.6. URL: https://delo-press.ru/journals/documents/prava-i-obyazannosti/59046-vnutrennie-kommunikatsii/ (accessed: 07.02.2023).
GnedchikAnastasiya (2023). Kak v krasnoyarskoj kraevoj bol'nice vnedrili korporativnuyu igru dlya sotrudnikov (Izuchaem kejs raboty s sotrudnikami, poluchivshij premiyu «Serebryanyj
luchnik. Sibir'») [How the Krasnoyarsk Regional hospital introduced a corporate game for employees (We are studying a case of working with employees who received "The Silver Archer Award. Siberia")]. Sibir' rabotaet. [Siberia works]. March 13. URL: https://1siberia.ru/articles/kak-v-krasnoyarskoj-kraevoj-bolnitse-vnedrili-korporativnuyu-igru-dlya-sotrudnikov (accessed: 07.02.2023).
Kalugin, Vitalii V. (2022). Primenenie metodiki PESTEL dlya analiza vneshnej sredy' predpriyatiya obshhestvennogo pitaniya. [Application of the PESTEL methodology for the analysis of the external environment of a public catering enterprise]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. [Economics: Yesterday, Today and Tomorrow]. Vol. 12. Is. 5A. Pp. 391-399. DOI: 10.34670/AR.2022.44.37.034
Minaeva, Liudmila V. (2012) Vnutrikorporativnye svyazi s obshchestvennost'yu. Teoriya i praktika [Internal corporate public relations. Theory and practice]. Moskva: Aspekt Press, 2010. 287 p.
Minaeva L. V. (2016) Korporativnyj storitelling [Corporate storytelling]. Bulletin of the University (State University of Management, Moscow) [Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya, g. Moskva]. No. 2. Pp. 247-253.
Potapchuk V. A. (2016) Model' korporativnoj kommunikacii v XXI veke [Model of corporate communication in the XXI century]. Communicology [Communicology]. Vol. 4. No. 5. Pp. 152-175.
Potapchuk V. A. (2017) Model' korporativnoj kommunikacii: smena modal'nosti ili strategij korporativnoj politiki? [Model of corporate communication: change of modality or strategies of corporate policy?]. Communicology [Communicology]. Vol. 5. No. 1. Pp. 178-194.
Potapchuk V. A., ShilinaM. G. (2013) Kommunikacionnaya politika korporacij [Communication policy of corporations]. Moscow: MABiU. 288 p.
Shishkin D. P., Dazdorova E. V. (2018) Korporativnye media v sisteme upravleniya vnutrennimi kommunikaciyami krupnogo promyshlennogo predpriyatiya [Corporate media in the internal communications management system of a large industrial enterprise]. Strategicheskie kommunikacii v biznese i politike [Strategic communications in business and politics International Scientific conference, November 22-23, ed.-comp. D. P. Gavra]. No. 4. Pp. 142-150.
Sidorova K. S. (2023) Mediaproekt «Aéroport Arhangel'sk - 60 let» (kniga, sajt i AR — dopolnennaya real'nost') SL-SZFO [Media project "Arkhangelsk Airport - 60 years" (book, website and AR — augmented reality) SL-NWFO] / Web-site of National Award in the field of public relations development "Silver Archer". URL:
https://luchnik.ru/about/participants/participant_4288.html?year=2023 (accessed: 07.02.2023).
Solomanidina T. O. (2007). Organizacionnaya kul'tura kompanii [Organizational culture of the company]. Moscow: INFRA-M. 624 p.
Solomanidina T. O. (2014). Sistema upravleniya po cennostyam: voprosy razrabotki i vnedreniya [Value management system: issues of development and implementation]. Corporate culture management [Upravlenie korporativnoj kul'turoj]. № 3. S. 162-172. URL: https://grebennikon.ru/article-2giw.html (accessed: 07.02.2023).
Tret'yakov, Oleg V. (2021) Sovershenstvovanie sistemy upravleniya razvitiem personala v usloviyah rasshireniya komm0unikacionnogo prostranstva korporacii [Improving the personnel development management system in the context of expanding the communication space of the corporation]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow Economic Journal]. #7. DOI 10.24412/2413 -046Х-2021-10398
Tsareva, A. V., Shibut I. P. (2018) Innovacionnye formaty setevoj kommunikacii [Innovative formats of network communication]. Korporativnye strategicheskie kommunikacii. [Corporate strategic communications]. Issue 3. Minsk. BSU. Pp. 195-204.
W.a. Oblachnaya neft' (2021). Cloud oil. Promyshlennye stranicy Sibiri [Industrial pages of Siberia]. No. 6 (161). October. URL: https://epps.ru/journal/detail.php?id=2422 (accessed: 17.03./2023).
W.a. Polar sweep (2022) Kak Dudinka stala stolicej mirovogo kerlinga [How Dudinka became the capital of world curling]. Lenta: website. June 1. URL: https://lenta.ru/articles/2022/06/01/ddk / (accessed: 14.03.2023).
W.a. Prityagivayushchiy_vzglyady (2022) [Eye-catching. Syzran Refinery presented the city with a street art object]. Argumenty i fakty — Samara [Arguments and facts — Samara]: website. September 8. URL:
https://samara.aif.ru/society/details/prityagivayushchiy_vzglyady_syzranskiy_npz_podaril_goro du_strit-art-obekt (accessed: 12.03.2023).
W.a. Kodeks delovoj i korporativnoj etiki PAO «NK «Rosneft'» (2015) [Code of business and corporate ethics of PJSC "NC Rosneft"]. PJSC "NC Rosneft": website. June 5. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/Kodeks_rus.pdf (accessed: 07.03.2023).
W.a. Kodeks korporativnogo upravleniya PAO «NK «Rosneft'» (2017). [Code of corporate governance of PJSC "NC Rosneft"]. PJSC "NC Rosneft": website. November 15. URL: https://www.rosneft.ru/governance / (accessed: 07.03.2023).
W.a. Korporativnoe upravlenie PAO «NK «Rosneft'» (2020) [Corporate governance of PJSC "NK "Rosneft"]. PJSC "NC Rosneft": website. URL: https://www.rosneft.ru/governance/ (accessed: 10.03.2023).
W.a. Proekt MMK otmechen diplomom «Serebryanogo Luchnika» (2023) [The MMK project was awarded the diploma of the "Silver Archer"]. Uralinform website. March 6. URL: https://www.uralinform.ru/news/society/358669-proekt-mmk-otmechen-diplomom-serebryanogo-luchnika/ (accessed: 11.03.2023).
W.a. Zavodskoj zabeg (2023) [Factory race]. Pitkyaranta Pulp Mill web-site. February 21. URL: http://pitzavod.ru/press-centr/news/zavodskoi-zabeg/ (accessed: 11.03.2023).
Сведения об авторе
Михайлова Татьяна Витальевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры общественных связей, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск; ta.rada@mail.ru.
Mikhaylova Tatiana Vitalyevna - Ph.D. in Philological Science, Associate Professor of the Public Relations Department, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk; ta.rada@mail.ru.