Научная статья на тему 'Региональное телевидение как механизм этнической социализации (на примере Калмыкии)'

Региональное телевидение как механизм этнической социализации (на примере Калмыкии) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
338
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / РЕГИОН / КУЛЬТУРА КАЛМЫЦКОГО НАРОДА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВЕЩАНИЕ / АССИМИЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ETHNIC SOCIALIZATION / INSTITUTE OF SOCIALIZATION / YOUTH / REGION / CULTURE OF KALMYK PEOPLE / REGIONAL TELEVISION / ASSIMILATORY PROCESSES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Намруева Людмила Васильевна

В статье проанализированы история развития регионального телевидения и его роль в воспитании личности молодого человека. Автор приходит к выводу, что телевидение Калмыкии является одним из основных механизмов трансляции калмыцкой культуры, этнической социализации молодежи республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional TV as a Mechanism of ethnic socialization (based on Republic of Kalmykia)

The article analyzed the history of development of regional television and its role in the personality education of young man. The author concludes that television of Kalmykia is one of basic mechanisms to translation of the Kalmyk culture, ethnic socialization of youth of republic.

Текст научной работы на тему «Региональное телевидение как механизм этнической социализации (на примере Калмыкии)»

социология

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что молодежь в Республике Калмыкия в целом удовлетворена процессами, происходящими в государстве. Протестный потенциал достаточно низок. Это обусловлено высоким уровнем доверия основным политическим институтам и сознанием, что интересы этой социальной группы защищены. В целом складывается позитивная картина оценки действительности на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Такая ситуация не создает предпосылок для политической активности молодежной группы.

Необходимо отметить, что направление, по которому пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических

реформ, но и от того, насколько настроена российская молодежь к активному участию в них.

Литература

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4. С. 122— 134.

Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. М.: Весь Мир, 2011. 328 с.

Зоркая Н. Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и политическим лидерам. Мониторинг общественного мнения. 1999. № 1(39). С. 24-28.

Общая и прикладная политология / под ред. В. И. Жукова; Б. И. Краснова. М.: МГСУ: Союз, 1997. 992 с.

УДК 316. 354:351/354 ББК 60.54

РЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (на примере Калмыкии)

Л. В. Намруева

Этническая проблема во многих национальных регионах страны стоит особенно остро в связи с происходящими в различной степени ассимиляционными процессами, утратой элементов этнической культуры, прежде всего языка как признака национальной самоидентификации. В начале 1990-х гг. региональные средства массовой информации активно включились в процессы сохранения и возрождения этнических культур, целенаправленно проводя политику формирования уважительного отношения к культуре всех народов, населяющих конкретный российский субъект. Телевидение, ставшее неотъемлемой частью современной жизни, ныне является одним из основных институтов этнической социализации, под которой понимается процесс передачи культурного опыта определенного этноса, его нравственных идеалов, установок, мировоззрения из поколения в поколение. Этническая социализация обеспечивает сохранность культуры народа, его основных когнитивных, эмоционально-ценностных и поведенческих образцов.

К сожалению, в России, в частности в Республике Калмыкия, масштабные исследования по изучению, анализу деятельности регионального телевидения, его взаимодействия с федеральным телевидением не проводились, хотя являются весьма востребованными.

Т елевидение страны за последние два десятилетия стало развиваться в сторону ком-мерционализации тех или иных его структур, отрицательные тенденции развития которой связаны с разрушением общественного сектора, с эрозией национальной культуры, вымыванием из телеэфира культурно-познавательных передач в классическом виде, а также увеличением доли прямого или опосредованного импорта самых дешевых и некачественных продуктов (фильмов, сериалов, шоу, игр) [Минюшев 2009: 161]. В результате глобализационных процессов телевидение, особенно национальное, несет невосполнимые потери в сфере воспроизводства продуктов традиционной культуры. Анализируя современное телевещание, С. А. Васильев в работе «Отечественный телевизионный рынок: возникновение, ста-

новление и тенденции развития» в качестве основной тенденции выделяет регионализацию телевидения, происходящее в последние годы интенсивное появление и развитие местных телевизионных компаний, «рейтинги которых зачастую сопоставимы и даже превышают рейтинги центральных каналов» [цит. по: Лащук 2003: 187]. Рост влияния первых на формирование общественного мнения можно обнаружить и на калмыцком телевидении.

Более 40 лет назад было создано Калмыцкое телевидение, за этот период оно претерпело множество изменений, вышло на качественно новый уровень развития. В Калмыкии телевизионное вещание ведется на русском и калмыцком языках. Программы вне зависимости от языка вещания самые разнообразные: информационные и развлекательные, детские и взрослые передачи, документальное кино и др. Причем национальное вещание было не столько общественно-политическим, сколько художественно-этнографическим. Одна из главных задач Калмыцкого телевидения заключается в приобщении массовой аудитории к историческим национальным и, шире, общечеловеческим ценностям.

В 2005 г. на базе Калмыцкой государственной телерадиокомпании были образованы Филиал Всероссийской Государственной телерадиокомпании Гостелерадиокомпания «Калмыкия» и Государственное учреждение Калмыцкая телекомпания «Хамдан» («Вместе»). Одной из самых наболевших проблем Калмыцкого ТВ является то, что из-за технических причин жители отдаленных сельских районов республики (Октябрьского и Юстинского районов) не имеют возможности смотреть калмыцкие программы. Безусловно, это сказывается на отсутствии информированности населения этих районов о происходящих событиях в республике.

В середине мая 2011 г. республиканские средства массовой коммуникации сообщили, что Калмыкия включена во вторую очередь реализации федеральной целевой программы по внедрению в субъектах Российской Федерации цифрового телевидения. С его внедрением охват региона калмыцким телевидением составит 99,2 %, в настоящее время этот показатель не превышает 80 %. Современные телекоммуникационные технологии расширят возможности телевидения, позволят ему завоевывать новые ин-

формационные пространства, выполнять ответственные и важные общественно-политические, социальные и культурные задачи. Улучшится и качество трансляции, появится возможность транслировать на всей территории республики телеканал «Хамдан», который на данный период доступен лишь жителям Элисты [Сарангова 2011].

Региональное телевидение, традиционно находящееся близко к своему зрителю, более понятно ему, поскольку включено в повседневную жизнь, в каждодневные проблемы и заботы, связанные с бытом, работой и семьей. Его особое преимущество перед центральным телевидением состоит в том, что оно незаменимо как источник локальной информации. С начала 1990-х гг. местные телеканалы активно включились в возрождение традиций просветительского телевещания на новом уровне. Опираясь на опыт отечественного телевизионного просвещения, его гуманистическую направленность, учитывая требования нового этапа развития телевещания в стране, потребности современной телеаудитории, республиканское телевидение стало полноценным субъектом культурно-социализирующей деятельности.

Большая доля художественных и гуманитарных программ на калмыцком телевидении направлена на реализацию в республике культурной политики возрождения этнической культуры в целом и калмыцкого языка в частности. Такие программы телеканала «Хамдан», как «Беседы о буддизме», «Свет веры», «люди, события, факты», «5 минут про ...», «Интервью недели», «Главное», «Прямая линия» способствуют успешной социализации молодых людей.

В данной статье представлен анализ результатов социологического исследования, проведенного весной 2011 г. Опросы позволили изучить отношение молодых людей к местному телевидению, их потребности и ожидания, а также предложения относительно увеличения интереса к нему молодой зрительской аудитории. В интервьюировании участвовало 102 молодых человека в возрасте от 18 до 29 лет. Большинство из них студенты калмыцких вузов.

Одна из задач этого исследования направлена на выяснение того, насколько продукция, предлагаемая региональным телевидением, соответствует культурной политике, ориентированной на возрождение национальной культуры и калмыцкого языка.

Внедрение единой сетки вещания ВГТРК на всей территории России способствовало усилению информационной направленности телевизионного вещания во всех региональных телекомпаниях, в том числе в национальных. В настоящее время акцент сделан на информационные жанры, они наиболее часто используются в региональных новостных программах. Информационные выпуски «Вести — Калмыкия» на канале «Россия 1» транслируются восемь раз на протяжении всего дня. Утренние (4 раза) и дневные (2 раза) выпуски занимают минимальный объем времени (4-5 минут на один выпуск). Поэтому такой емкий и оперативный жанр как видеорепортаж занимает преимущественное положение в новостной программе «Местное время. Вести — Калмыкия». Видеоматериал и тексты корреспондентов стали достаточно часто встречаться в региональных выпусках ГТРК «Калмыкия», это связано с сокращением времени информационного блока на русском языке. Ср.: длительность информационных выпусков «Вести — Калмыкия» приказом о режиме включения программ региональных филиалов ВГТРК в телепрограмму «Российского телевидения» в 2009 г. изменилась с 15 мин. (региональный блок 20.30-20.45) до 19 мин. (региональный блок 20.30-20.49), из них 5-6 мин. отводится коммерческой и социальной рекламе, анонсам. Информационные выпуски новостей на калмыцком языке в 16.30 занимают 25 мин. эфирного времени, из них 4 мин. отводится на рекламу.

Однако значительное сокращение эфирного времени, выделяемого для местного вещания на телеканале «Россия 1», привело к тому, что зрители лишились возможности смотреть культурно-просветительские программы калмыцкого телевидения на этом канале. Здесь функционирует только одна программа «0руни Иарц», но ее трансляция идет дважды в неделю (вторник, четверг) в весьма неудобное, утреннее, время (09.05), когда большая часть зрителей находится на работе. Отрадно отметить, что творческие работники созданного в 2005 г. телеканала «Хамдан» («Вместе») в меру своих сил пытаются возместить этот недостаток. Жители республики смотрят его передачи на телеканале «Звезда» в специально отведенное время. Дневное транслирование начинается с 13.15 и завершается в 14.15, вечернее — с 18.30. до

21.00. «Хамдановцы» создают интересные проекты как на русском, так и на калмыцком языках. Среди них передачи, знакомящие с традиционной культурой, вероисповеданием калмыков и русских, — «Хальмг лит» («Калмыцкий календарь»), «Хонх» («Колокольчик»), «Свет веры»; программы, рассказывающие о судьбе калмыцкого языка «Терскн келнэ заль» («Пламя родного языка»); историко-этнографические программы «Мини терскн Иазр» («Моя Родина»), «Документальная Калмыкия», «Седклин кур», «Оонин байр», «Сойлын зеер», «Шин зэцг». Как видим, растущий с каждым годом интерес к изучению истории и культуры народа, своей малой родины молодое поколение могут удовлетворить благодаря передачам телеканала «Хамдан». Интервью с заслуженными деятелями искусства по проблемам сохранения и возрождения калмыцкой культуры часто можно видеть в рамках передачи «Прямая линия», которая также выполняет социализирующую функцию. Передача «Музыкальный подарок» получила широкое распространение на местном ТВ. Осенью 2011 г. появилась программа «Молодежь Калмыкии в лицах», в ней будут обсуждаться актуальные проблемы, волнующие молодых людей.

В начале 2011 г. в Калмыкии запущена новая телевизионная кампания «Сэн цаг» («Хорошее время»), главной задачей которой является пропаганда калмыцкого языка и культуры. Идея создания этого проекта принадлежит группе инициативных людей, неравнодушных к проблемам возрождения калмыцкого языка и культуры. Передачи «Сэн цаг» транслируются на телеканале «Домашний» в утреннее, вечернее и ночное время, они идут только на калмыцком языке. Первый выход компании в эфир, посвященный трагической дате — депортации калмыцкого народа в Сибирь и районы Крайнего Севера в 1943 г., состоялся 28 декабря 2010 г. под названием «Санлын едр» («День памяти»).

Мощность передатчика позволяет смотреть программы «Сэн цаг» в радиусе 70 км от г. Элисты, столицы республики. Телепередачи канала быстро завоевали искреннюю любовь у зрителей, их ждут с большим интересом. Например, «Мана гиич» — гость студии; «Девяля» — детская программа; «Тод бичгин кичал» — уроки старокалмыцкой письменности; «Хальмгин

урн» — об известных людях Калмыкии. Телеканал постоянно транслирует видеоклипы музыкантов монголоязычных народов, что способствует знакомству широкой публики с современной музыкальной культурой родственных этносов.

Телеканал совместно с Министерством образования, культуры и науки республики готовит к выпуску проект «„Ик ки-чал“ — открытые уроки учителей калмыцкого языка». «Сэн цаг» планирует выпустить в эфир документальные фильмы об известных представителях калмыцкого народа Номто Очирове, Василии Хомутникове и другие разнообразные тематические передачи. Организаторы проекта стремятся показать, что, несмотря на утрату исконных традиций, у молодежи возрастает интерес к калмыцкой культуре. Программы «Сян цаг» популяризируют творчество и деятельность молодых людей, прекрасно владеющих калмыцким языком, кто дорожит бесценным наследием этнической культуры, кто бескорыстно готов оберегать, возрождать обычаи, традиционную религию калмыков. Отдельные передачи были посвящены новым молодежным организациям, основными направлениями которых стали развитие калмыцкой культуры и языка, возрождение этнических традиций. К примеру, центр развития современной ойратской культуры «Тенгрин уйдл» («Млечный путь») объединил преподавателей, общественных деятелей, журналистов, всех, кого волнует судьба калмыцкого народа и его культуры. Центр организовал впервые в республике двухнедельный конный поход «Дорогой ойратов» на священную для калмыков гору Богдо, которая находится в Астраханской области. В каждом населенном пункте, посещенном по маршруту похода, были проведены различные акции, концерты, национальные игры. Активисты Центра регулярно выступают с лекциями «Психология победителя: основы ойратского духа», слушателями которых являются представители молодого и среднего поколений. Силами Центра создан «Ойратский клуб», в котором молодые люди общаются только на калмыцком языке. Члены клуба организовали бесплатные курсы обучения калмыцкому языку, издают полиграфическую продукцию (календари, буклеты), рассказывающие об известных представителях калмыцкой молодежи.

Активный член Центра, Элистина Бурвяшова, является постоянной ведущей

программ «Сэн цаг». Она популярный автор-исполнитель, в ее репертуаре более 60 песен, написанных на калмыцком и русском языках. За заслуги в патриотической деятельности Э. Бурвяшова награждена медалью «Патриот России». Своей деятельностью певица пытается пробудить интерес к изучению наследия предков, способствовать повышению этнического сознания молодых людей, стремится возродить в их душах патриотические чувства.

Концерты другой молодежной организации, «Иткл», состоящей из выпускников различных вузов страны, в том числе гг. Москвы и Санкт-Петербурга, постоянно транслируются на «Сэн цаг». Их объединяет желание возродить калмыцкий язык, духовность, традиции в молодежной среде, сформировать гордость за свой народ и его неповторимую культуру. Молодые люди организовывают бесплатные концерты в калмыцкой столице и в районах республики, на которых звучат не только современные авторские песни, но и забытые народные мелодии. Они успешно проводят массовые конкурсы знатоков языка, традиционной культуры, в которых участвуют школьники, студенты различных учебных заведений г. Элисты. Создатели «Иткл», Виталий Боков и Адьян Убушаев, сочиняют слова и музыку современных песен на калмыцком языке, которые уже стали популярными в народе.

Представители этих двух организаций являются желанными гостями в программах калмыцкого телевидения, так как их творчество, взгляды, мировоззрение находят отклик у жителей разного возраста, но для юных телезрителей они уже стали образцом поведения, примером в жизни. На наш взгляд, участие таких молодых людей, лидеров молодежных организаций способствует развитию просвещения телеаудитории, приобщению зрителей к миру культуры и искусства, особенно молодежи.

Выход в эфир новых программ на калмыцком языке, безусловно, является проявлением происходящих сегодня в России процессов демократизации общества, но необходимо учитывать, что население, в том числе и титульное, в большинстве своем является русскоязычным, оно недостаточно или совсем не владеет калмыцким языком. Таким образом, в определенной степени происходит искусственное отстранение русскоязычного населения республи-

ки (здесь речь идет не только о русских, но и о представителях титульного этноса, не знающих калмыцкий язык) от этнической культуры. Результаты интервьюирования свидетельствуют, что более 15 % опрошенных молодых людей указали, что им не нравится, что местные программы идут на калмыцком языке, что подтверждает существование проблемы.

Калмыцкое ТВ (Филиал ВГТРК, «Хамдан») транслирует программы только собственного производства, оно почти не изменилось с советских времен и в немалой степени осталось просветительским. Имея слабое бюджетное финансирование, оно не может позволить себе показ концертов симфонической музыки, трансляцию театральных постановок, концертов народной музыки. Слабая материально-техническая база, недостаточно высокий уровень некоторых передач, отсутствие возможностей для ввода новых форм подачи материала может привести к тому, что местное ТВ может потерять своего зрителя. Такое развитие ситуации в сфере государственного регионального телевещания весьма не желательно.

Одной из задач в исследовании было желание выяснить, какие программы предпочитают смотреть молодые жители Калмыкии, что в программе местного телевидения их привлекает больше всего. На вопрос «Вы смотрите местное телевидение?» были получены и отрицательные (21 0%), и положительные (70 %) ответы. Около половины опрошенных (48 %) редко смотрит местное телевещание, 18 % — каждый день. Разброс ответов свидетельствует о неоднозначном отношении молодежи к региональному телевидению: ее многое не устраивает в калмыцком ТВ.

Абсолютным лидером по привлекательности телевизионной продукции являются информационные программы (48 %) и местные новости (21 %), которые позволяют быть в курсе происходящих в республике событий. Степень интереса к информационным программам не зависит от пола, рода занятий, этнической принадлежности молодых респондентов.

На вопрос «Что не нравится молодым телезрителям в деятельности республиканского телевидения?» были получены следующие ответы: реклама (21 % опрошенных отмечает ее непрофессиональное создание, низкое качество), 10 % респондентов не устраивает плохая подготовка ведущих,

отсутствие профессиональных журналистских кадров, 5 % отметили, что им не нравится небольшая по времени продолжительность вещания, малый объем информации, частый их повтор — 5 %. В единичных ответах зафиксировано, что респондентов не устраивает форма подачи материалов в художественно-просветительских программах, которая не меняется на протяжении долгих лет, маловыразительность, сильная растянутость скучных по содержанию передач. Безусловно, такие программы не интересны для молодежи и малопривлекательны для широкой публики. Выход в эфир качественных гуманитарных, в том числе культурно-образовательных передач на местных каналах, возможен, но всецело зависит от экономических возможностей: их отсутствие не дает журналистам полностью реализовать свой творческий потенциал.

Для привлечения к местным телепрограммам как можно большего количества телезрителей необходимо увеличение адресных передач, основанных на точном знании потребностей конкретной аудитории, в нашем случае молодежной. В этой связи регулярное проведение социологических исследований с целью выявления телевизионных предпочтений зрителей позволит повысить эффективность вещания и наиболее полно удовлетворить потребности телеаудитории.

Молодежные программы должны быть нескольких уровней в зависимости от возраста и интересов молодых людей. Телевидение должно привлекать ресурсы, находить новые способы, пути для социально-культурной адаптации детей и подростков в реалиях современной действительности. Для привлечения внимания школьников просветительские программы должны быть организованы в интересной, нестандартной, увлекательной форме, например игры, викторины, соревнования. Тематика проводимых мероприятий должна быть разнообразной: вопросы по истории родного края, природе, литературе, искусству, традициям и обычаям народов, населяющих регион, и многое другое. Если подобные передачи-конкурсы будут организованы в живой и яркой форме и начнут выходить в эфир регулярно и если в них будут принимать участие местные школьники при постоянном их расширении, то вскоре они смогут завоевать существенную часть молодежной аудитории [Лащук 2003: 190].

Для молодежи студенческого возраста востребованными являются спортивные, развлекательные программы. Например, периодически на телеканале «Хамдан» демонстрируются поединки Бату Хасикова, уроженца Калмыкии, завоевавшего чемпионский титул по версии WKA (Всемирной ассоциации кикбоксинга), кумира калмыцкой молодежи. Помимо того, что Бату именитый спортсмен, имеющий солидный список чемпионских званий, он является депутатом Народного Хурала Республики Калмыкия, лицом, которому народ доверяет. Б. Хасиков ведет большую работу по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, приобщению их к спорту и физкультуре. Показы чемпионских серий поединков Б. Хасикова несут и воспитательное значение: на его примере молодые люди видят, каких высот можно достичь своим кропотливым трудом, целеустремленностью и стойкостью.

Итак, телевидение Калмыкии является одним из основных механизмов этниче-

ской социализации молодежи республики, трансляции этнической культуры. В данной работе было проанализировано, какую роль играет региональное телевидение в воспитании молодого поколения, которое должно ценить богатое наследие предков, уважать интересы представителей других этнических групп. Было также рассмотрено, каким образом телевидение удовлетворяет познавательные интересы молодых людей, стремящихся знать историю своего народа.

Литература

Лащук Е. Я. Региональное телевидение как механизм общекультурного просвещения и социализации (на примере деятельности регионального телевидения Бурятии) // Этносоциальные процессы в Сибири: тем. сб. / под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: Новосибир. гос. ун-т, 2003. Вып. 5. С. 186-191.

Минюшев Ф. И. Социология культуры: учебное пособие. 2-е изд., исправл., дополн. М.: КДУ, 2009. С. 159-162.

Сарангова Л. Цифровое будущее // Известия Калмыкии. 2011. 13 мая.

УДК 159 ББК 60.54

О ЦЕННОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ: ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (по материалам социологических опросов)

Д. А. Шарманджиев

В процессе изучения проблем духовности и духовного потенциала личности в качестве важнейшей его составляющей выделяют ценности и ценностные ориентации. Именно в них человек находит ту основополагающую идею своего существования, которая и характеризует его духовный потенциал. Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся изучением человека и общества. Важнейших, прежде всего, в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, науки, культуры, и, наконец, для человечества в целом.

Наличие целостной и устойчивой системы ценностей в обществе основное условие

как внутреннего социального мира, так и мира международного [Леонтьев 1996: 6]. По утверждению П. А. Сорокина, «когда их [ценностей. — Д. Ш.] единство, усвоение и гармония ослабевают . увеличиваются шансы международной или гражданской войны» [Сорокин 1994: 491].

Происходящие в последние десятилетия в нашей стране процессы трансформации всех сфер общественной жизни привлекали внимание многих отечественных исследователей. Г оворя о процессах трансформации советского, а затем российского общества, известный социолог Н. И. Лапин выделяет три стадии: два основных периода (дестабилизация и остроконфликтный переворот) и третий, завершающий, период (стабилизация) [Лапин 2001]. В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз, В. Т. Лисовский рассматрива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.